Поход в будущее. Полностью моя повесть). Глава 1 "Отправление"

- Роман! Почему тебя сегодня в школе не было?
- Влад, это ты?
- Да, я.
- Лезь сюда!
Я полез в дом на дереве, где Роман и Макс, как обычно, что-то замышляли. Как только я залез в их творческое убежище, Макс показал мне какой-то металлический ящик, весь покрытый различными часами.
- Что это? - поинтересовался я.
- Это наш билет в будущее!!! - радостно воскликнули мальчишки.
- Или в прошлое! - также радостно дополнил Рома.
- Что вы опять задумали? Вам не хватило вашего летнего приключения?
- Влад, ты же так любишь учебник истории и рассказы Эдмонда Гамильтона о космическом будущем человечества, а наша задумка состоит в том, чтобы отправиться в другие времена с помощью этой машины времени! Войдёшь в нашу команду?
- Мальчики, мне хватило летнего путешествия в Океанию, которой не существует. Просто я вовремя остановился…
- …и предал нас, - окончил за меня Макс.
- Почему это я вас предал?
- Потому что бросил нас и не поплыл в Океанию, к русалкам!
- Их не существует. Не занимайтесь ерундой.
- Мы их видели, - всё не унимался Макс.
- Ладно, попробуем с вами в будущее отправиться, только сомневаюсь, что из этого что-то получится.
- Вот и молодец! Наконец поймёшь, что мы никогда не лжём! - сказал успокоенный Макс.
- А как работает эта штуковина?
- Узнаешь в процессе.
- А еда и вода вам не нужны? - поинтересовался я.
- Действительно! Как я мог забыть? - разозлился сам на себя Макс.
- Спокойствие! Только спокойствие! Сейчас Анатолий с Кириллом принесут, - успокоил его Рома. - А вот и они!
Сзади меня появились Толя и Киря, два мальчика, которые никогда не верили Роме и Максу.
- Теперь можно и в дорогу, - иронически промолвил Кирилл.
- Значит, в дорогу!!! - обрадовались 2 моих первоначальных собеседников.
Все впятером мы вытащили «коробку времени» из домика. Макс взяв у Кирилла ключ и открыв ящик, торжественно прошептал:
- Наконец-то наступил этот момент! Мы отправляемся на 200 тысяч лет вперёд!
Я с мальчишками кое-как залез в эту «машину», Роман понажимал какие-то кнопки, коробка затрещала-запищала, дёрнулась и я потерял сознание.
Очнулся я на металлической кровати, в металлической комнате. Выглянув в окно, я увидел Земной шар. Да! Теперь я верил мальчишкам, но где же они?
Дверь в комнату открылась и в неё вошли мои друзья и какой-то высокий красивый мужчина, невероятно похожий на… меня! Нет, он был не похож на меня, он был… МНОЙ!!!
- Друзья мои, Владислав… где я???????!!!!!!!
- Влад, всё получилось! Мы в будущем! - сказал Анатолий. - Но как ты догадался, что этого мужчину зовут Владислав? - ошеломил он меня. Я-то сказал это так, просто…
- Выйдите! - приказал Я № 2. - Мне надо поговорить с вашим Владом.
Мои друзья спокойно вышли, а я остался наедине с Владиславом.

Эстрадный вокал

Эстрадный вокал (эстрадное пение) как направление возник с появлением городской культуры. В средние века это были мотеты, кантаты, позже – романсы. Отличала их простая повторная форма (чаще куплетная), светское содержание текстов (не духовной тематики) и доступная манера исполнения. Главное отличие эстрадной музыки и по сей день – это простота формы и содержания, доступность понимания массам. 
Сегодня на эстраде сосуществуют много различных музыкальных стилей и направлений: поп-музыка, рок-музыка, фолк-музыка, рэп, хип-хоп, Р’н’Б (R&B), классический джаз, соул и много-много их разновидностей и гибридов. Каждому стилю соответствует своя манера исполнения, свои вокальные приемы, своя форма и образное наполнение содержания, однако, одинаковая для всех постановка дыхания и постановка голоса.


А какой вокал предпочитаете Вы?

0%, 0 голосов

0%, 0 голосов

0%, 0 голосов

0%, 0 голосов
Авторизируйтесь, чтобы проголосовать.

Основы академического вокала. Вокальная опора

Правильно я пою, или нет? Таким вопросом задается каждый начинающий вокалист. И верно, чтобы уметь петь «как угодно», сначала нужно научиться правильно петь. Существует единый фундамент любого вокала. Частью такого фундамента, его функцией является еще одно свойство, которое вокалист должен постигнуть, если хочет получить ответ на вопрос «как правильно петь».

Путешествуя по просторам Сети, я не раз обнаруживал, что одним из самых загадочных терминов вокала для начинающих вокалистов (да и не только начинающих) была, есть и остается вокальная опора. «Как опирать голос?», «Как почувствовать опору?», «Если я ощущаю (то-то и то-то), значит, у меня есть опора?» - масса вопросов на форумах, сервисах вопросов и ответов и прочих ресурсах. Немало и объяснений, то есть ответов на подобные вопросы. Все ответы разные и изобилуют описаниями различных ощущений, которые должен испытывать певец при достижении опоры.

Разные ответы, потому что, действительно, ощущения у людей совершенно различны. Вот как трактуется это фундаментальное понятие в вокальном словаре:

ОПОРА - термин, употребляемый в вокальном искусстве для характеристики устойчивого, правильно оформленного певческого звука («опертое звучание») и манеры голосообразования («пение на опоре»). При опертом звучании голос обладает всеми необходимыми вокальными качествами: звонкостью, округлостью, устойчивым вибрато и свободой выполнения различных видов вокальной техники. Субъективное ощущение опоры у разных певцов может быть различно. Одни чувствуют ее как определенную степень напряжения дыхательных мышц; другие как столб воздуха, упирающийся в нёбо или зубы; третьи — как ощущение торможения воздуха на уровне гортани (отсюда выражения «опора дыхания», «опора звука», «упор звука», «опора звука на дыхание» и т. п.). Чувство опоры не является прирожденным, оно развивается в процессе освоения вокальной техники. Ведущие, наиболее яркие ощущения при пении определяют для каждого певца его интерпретацию опоры.

Итак, опору нельзя назвать «ощущением» при пении, скорее соответствующие ощущения возникают вследствие достижения певцом опоры. Очевидно, что любые объяснения, использующие «ощущательную» лексику будут малоэффективны, ведь другой человек ту же самую опору может ощутить, когда ее достигнет, иначе, чем его визави. Есть и доля вредности в таких объяснениях. Дело в том, что, стараясь достигнуть при пении именно того (или тех) ощущений, о которых ему говорили, вокалист тыкает «пальцем в небо». Вместо того, чтобы искать ощущение, нужно научиться «правильно оформлять певческий звук», как об этом говорит вокальный словарь, вырабатывая у себя технические навыки. Опора и есть совокупность таких навыков.

Что же такое «правильно оформленный звук»? Разных техник и школ много, есть разные вокальные манеры, жанры и стили, неужели есть что-то, что одинаково для всех без исключения, и для рокера, и для джазовой певицы, и для певца классического стиля? Есть. Техника вокального выдоха. Я специально не употребляю более распространенный термин – дыхание. Дыхание, это и вдох тоже, а вот вдох у певца-классика и рок-звезды может быть совершенно различным. И так оно и есть!

Вокалисту известно, что дышать нужно диафрагмой. Вдыхать, точнее. Итак, вдохнули, набрали воздух в легкие. Говорят при этом «набрали в живот». Потому что живот сразу выпятился вперед. Все правильно, диафрагма, расположенная под легкими, прогнулась вниз внутри тела и вытеснила органы брюшного отдела, а они могут вытесниться только вперед. Кажется, что тело превратилось в воздушный шарик, так много набралось воздуха. Пора выдыхать, срочно! Организм требует! Выпускаем все наружу, да так, что живот аж втягивается внутрь. Ф-ф-ф-у-х! Выдохнули. Стоп! Остановитесь, так вы опору не найдете.

Во-первых, набрали слишком много воздуха, для пения совершенно не нужно большое количество воздуха, при следующей попытке уменьшите его количество сразу наполовину. Впоследствии может оказаться, что даже половина от максимального объема легких – это все равно много, подбор идет постепенно опытным путем. Но дышать обязательно диафрагмой!

Ага! Взяв меньше воздуха, вы уже не стремитесь срочно его выпустить, так? Все правильно. Появилось время на осмысливание того, что нужно делать дальше. Обратите внимание, когда вы набрали воздух, ваш живот слегка напрягся. Не мышцы брюшного пресса, а внутри напрягся. Подчеркиваю – слегка. Это легкое внутреннее напряжение означает, что ваша диафрагма «пришла в тонус». Попробуйте, позадерживайте дыхание таким образом, почувствуйте диафрагму «в тонусе» в момент задержки.

Вторая фаза упражнения: после того, как вы задержали воздух в легких и почувствовали тонус диафрагмы, перенесите внимание выше, на связки, но не расслабляйте диафрагму, оставьте ее в таком «замороженном» состоянии! А теперь чуть подайте воздух вверх, «уприте» его в связки. Не очень понятно, как это – «упереть в связки»? Представьте, что вы уже начали что-то говорить, но в последнюю секунду вдруг остановились, поняв, что этого сейчас говорить нельзя! Или вас оборвали на полуслове… Я ска… И воздух уперся в связки.

Вторая фаза происходит через секунду после первой, описываю долго, а процесс-то короткий! Повторяем:

Вдох диафрагмой половины объема легких (примерно) – задержали дыхание, не расслабляя внутри живот (диафрагма в тонусе) – сомкнули связки и уперли в них воздух снизу. Расслабились и выдохнули. На весь процесс ушло 2 секунды. Обязательно повторите это несколько раз для запоминания цепочки действий.

Теперь пора переходить к третьей фазе упражнения– к звуку. После упора воздуха в связки нужно издать звук, это уже просто. Какой? Обязательно гласный, лучше У или О. На какой высоте? На любой, вам удобной, не зацикливайтесь сейчас на этом, упражнение преследует другие цели. Спеть гласную лучше коротко. У кого-то, возможно, звуки будут извлекаться с небольшим щелчком, что совершенно нормально.

Теперь повторяем всю последовательность сначала. Повторение, причем многократное, необходимо. Постепенно выработается нужная координация работы диафрагмы, складок, и вы сможете больше внимания обращать на сам звук, доверив остальное автоматизму.

Постепенно, начиная со следующего дня, гласную нужно удлинять, доводя ее длительность секунд до десяти, а также пробовать и другие гласные – А, Э, И. Но! Начав петь гласную, сохраните ее ровность (по громкости и высоте) до конца! Пусть сначала это будут всего 2 секунды, двигайтесь небольшими шагами.

Вот такие гласные и станут первыми вокальными звуками, которые вы поете «с опорой». Чувства же и ощущения, которые при этом у вас возникнут, будут принадлежать только вам. При таком вокале гласные звучат звонко и плотно, правда? Вот это и есть опора. Но в вокале от понятия «опора» неотделимо и другое понятие – «вибрато». Что это, и с чем его едят?

Академическое пение

Академическое или классическое пение основывается на глубокой профессиональной традиции, берущей свое начало в ХVI веке. К академическому (классическому) пению мы относим, прежде всего, оперное пение, исполнение оперетты, мюзикла, романса. В классической манере исполняются и некоторые эстрадные песни. 
Академическая манера пения предполагает классическую постановку голоса и приемы звукоизвлечения, характерные для классической музыки: высокая вокальная позиция, высокий купол (высокое небо), объемное звучание чистого голоса без лишних шумов, хрипа, без форсирования звука.
Исполнение оперных партий, а также номеров из оперетты и мюзикла требует большого вокального мастерства и профессионального обучения пению. На уроках вокала с нашими преподавателями — солистами музыкальных театров Москвы и других столиц мира — вы получите все необходимые вокальные навыки и знания.


А какой вокал предпочитаете Вы?

100%, 1 голос

0%, 0 голосов

0%, 0 голосов

0%, 0 голосов
Авторизируйтесь, чтобы проголосовать.

Основы академического вокала. Вокальный зевок. Необходимость?

Вокальный зевок. Необходимость или атавизм?

Существует правило, которое преподносят начинающему, делающему только первые шаги в вокале человеку, как некую непреложную истину. И звучит это правило так: «Петь нужно «на зевке»! Дышим диафрагмой, делаем «зевок», задержали дыхание и… звук вперед!» - первый опыт осознания ВОКАЛЬНОЙ ТЕХНИКИ в своем голосе.

А как это? Делаем «зевок»? А вот неоднозначно это понятие, и не всегда нужно… НЕ ВСЕГДА, а не никогда. Максималистский подход «или да, или нет» не годится. Единичками и нулями общаются между собой компьютеры, у людей более богатый набор.

Не случайно существует понятие «вокальный зевок». Это не просто зевок, который мы знаем с раннего детства.

Расширенная глотка и «уложенный» язык – первые технические навыки вокалиста. Понять, как это происходит, не видя (всё же внутри находится), можно лишь прибегая к неким знакомым аналогиям, вызывающим СХОДНЫЕ ощущения. Поэтому существуют сентенции о «горячей картошке во рту» (вариант – пюре), «нагретом яйце» (это для имеющих большой рот, я даже представить себе не могу, как можно засунуть в рот целое яйцо), ну и прочих предметах, обязательно помещаемых в рот. При этом, вызвав воображением такое состояние, нужно еще и петь, удерживая эту внутреннюю «архитектуру».

Поначалу это не привычно и неудобно. Но привыкнуть можно ко всему. А когда привыкнешь – станет удобно. Удобство – лишь восприятие привычки.

Однако, не все так просто.

Акт зевания очень существенно затрагивает положение гортани. Гортань – трубка, «подвешенная» определенным образом к подъязычной кости. При зевке гортань уходит ЗНАЧИТЕЛЬНО ниже своего обычного, как принято говорить, «речевого» положения. А это сразу же влияет на ТЕМБР голоса. В хорошую сторону, или в плохую? Я же говорю – меньше максимализма! Тембр не лучше и не хуже, он просто начинает существенно отличаться от привычного, разговорного. 

Такого тембра требует классический вокал. И пение «на зевке», то есть с пониженной гортанью - именно его требование. КЛАССИЧЕСКОГО вокала. Если вы не хотите звучать «классически», подход к такому фундаментальному приему, как вокальный зевок, должен поменяться.

В «эстрадном» пении принято говорить о «полузевке». То есть, делать надо, но, как бы «наполовину». И как ее, эту половину, ощутить? Опытный вокалист уже понимает, что значит «зевать наполовину», привык, а начинающий?

Как говорила выше, главным состоянием вокального тракта, которое требуется для пения, является расширенная глотка и уложенный (для КАЖДОЙ ГЛАСНОЙ определенным образом. При этом излишнего понижения гортани можно избежать!

Не случайно Сэт Риггс говорит о «речевой» позиции. «Речевая» гортань - это НЕ ПОНИЖЕННАЯ, как требуется в классическом пении. Но ведь в речи гортань все равно не остается неподвижной! Она, так или иначе, «ходит» вверх-вниз при произнесении разных гласных. Более того, как показали исследования специалистов, современный вокальный репертуар требует не только «речевой», то есть нейтральной позиции гортани, но часто именно повышенной относительно своего спокойного положения! 

Гортань нельзя стагнировать! То есть пытаться удерживать ее в каком-либо стационарном положении! Делать так - значит идти против природы... А зачем же тогда вокальные педагоги учат обязательно делать «зевок»?

Да вот получается, что зря учат-то, что это все техника классическая, относится к старой вокальной школе, а петь современный репертуар только мешает...

Но, тем не менее, гортань может и понижаться, и происходит это при пении низких нот совершенно естественным образом. Вот только ради качества звука нельзя понижать ее слишком сильно, как часто учит русская классическая школа! А насколько же понижать ее можно? И даже нужно?

Для понимания «степени» нужного в современном вокале углубления глотки можно воспользоваться, как раз, природной способностью гортани понижаться при произнесении некоторых гласных звуков. Работать в данном случае над «укладкой» языка придется отдельно. А вот степень углубления глотки понять будет очень легко именно русскоязычным вокалистам!

Эта степень – звук «Ы». Но – разговорный «Ы». Произнесите несколько раз слово «Ты». Ты, ты, ты, а теперь удлините его: Ты-ы-ы-ы… Пока хватит дыхания. Только не надо сразу ПЕТЬ «ты». Оттолкнитесь от РАЗГОВОРНОГО «ты».

Вот вам воочию та степень расширения глотки (и понижения гортани), которой ДОСТАТОЧНО для замены пресловутого вокального зевка. Гортань не ушла из «речевой позиции» (для русской фонетики), то есть хоть и опустилась, но в пределах допустимого отклонения, при этом тембр голоса не изменился, вы свою «Ы» «репетируете» с детства, просто разговаривая на русском языке.

А как же петь другие гласные? Как можно А приблизить к Ы, или ЭИУ и О легче, они более «глоточные». Ну, что сказать? Учиться! Привыкать! Не забыли, что удобство – восприятие привычки? Во всяком случае, звучание гласных звуков при таком «легком» расширении глоточной полости все-таки выгодно отличается от чисто разговорных «пестрых» гласных, а гортань при этом смещается вниз крайне незначительно, что не ведет к существенному изменению вашего тембра. Однако помните, в данном случае я говорю о низком регистре звуков! Высокие звуки петь на зевке нельзя, иначе вы просто сразу же получите оперный оттенок голоса, с первого же звука...

Вот и попробуйте теперь САМИ сформулировать ответ на вопрос: «Так нужен ли в современном вокале прием вокального зевка?» Ответ, как вы понимаете, не может быть ОДНОЗНАЧНЫМ.

Вокальный зевок лишь одно из главных понятий вокала, с другим из них, ОПОРОЙ, вы познакомитесь в следующей статье.

Основы академического вокала. Как создаётся вокальный звук?

Как создаётся вокальный звук?


Главным отличием вокального звука от НЕ вокального, разговорного, речевого являются продолжительные, гораздо более длинные, чем в речи, гласные звуки. Вокальный звук отличается, конечно, и многими другими параметрами, например, силой, тембровой окраской, более широким диапазоном, но ГЛАВНЫМ его отличием следует, все же, считать длительные гласные звуки.
Это нетрудно проверить на себе, если начать произносить любой текст, пусть даже и не стихотворный, стремясь искусственно растягивать голосом гласные. Речь сразу станет напоминать пение, пусть даже отсутствует мелодия, музыка. Так, кстати, в давние времена поступали «сказители» - люди, рассказывающие слушателям легенды, былины… Иногда это происходило в сопровождении музыкального инструмента (гусли, например), но текст был не рифмованным, просто его не говорили, а «пели».
Вы тоже можете провести над собой подобный опыт, но подскажу, что при чтении текста растягивать нужно не любой гласный звук, а тот, на который в данном слове падает ударение: «Вы то-о-же мо-о-ожете провести-и-и над собо-ой…». Попробуйте. Если добавить ритм, получится подобие РЭПА, правда?
Несмотря на ОСНОВНОЕ отличие вокального звука, было бы неверно считать его и достаточным. На современной сцене очень большое значение приобретает широта диапазона голоса.
Поскольку диапазон голоса певца состоит из (как минимум) двух «участков» - речевого (грудного) голоса и фальцетного (головного), то нужно понимать, что в нашем организме «отвечает» за эту «дискретность», почему неразвитый голос НЕ ЕДИН!
Причина заключается в принципах работы ГЕНЕРАТОРА звука – голосовых складок.высокие звуки в нашем голосе создаются при помощи все большего и большего растягивания СВЯЗОК, которые на самом деле являются лишь ЧАСТЬЮ самих СКЛАДОК! Так что, по сути, связки и складки – вещи разные!
 При растягивании связок мышечная «доля» складок все меньше и меньше участвует в создании звука. В конце концов голосовые СКЛАДКИ начинают соприкасаться только своей СВЯЗОЧНОЙ частью! «Краями», как пишут во многих работах о вокале. Звук становится высоким, но… в нем пропадают «грудные обертоны». Вот он – физиологический механизм создания головного звука! Увы, но такова природа…
Замечу также, что в мужских голосах «перелом» голоса при движении снизу-вверх происходит практически моментально. А в женских – нет. «Складочный узел» у мужчин устроен несколько иначе, чем у женщин, отсюда и разница.
Все в вокале взаимосвязано, поэтому из развитого, красивого и сильного голоса нельзя «выдернуть» ни одной части, голос моментально перестанет быть голосом. Без владения управлением своими складками певец не добьется широкого диапазона, но не добьется он его и в случае неразвитого дыхания, ПЕВЧЕСКОГО дыхания, а не бытового или спортивного! И без работы над резонаторами качество звука тоже не получить.
Поэтому вокальная учеба строится таким образом, чтобы работать со всеми тремя «китами» вокала одновременно. Именно так построены ДЕЙСТВУЮЩИЕ вокальные упражнения.


Но, прежде всего, нужно разобраться с 

одним из главных понятий вокальной 

техники, правилом, знакомство с которым 

происходит на первом же уроке вокала. 

Правилом ли? Поговорим об этом в 

следующей статье.