хочу сюда!
 

Алиса

38 лет, дева, познакомится с парнем в возрасте 30-45 лет

Вам такое НЕ интересно! Домен.

  • 31.08.18, 16:19
 Мы так устроены, что должны давать имена (или названия) всему окружающему — предметам, людям, явлениям, местам. Это вносит определенность, и можно точно указать: кто, что или где.

И уж тем более это касается Интернета, где все построено (внешне, по крайней мере) на сайтах. В буквальном переводе site означает «место». А место должно иметь Имя. Имя сайта. Домен.

Что интересно, слово «домен», которое большинство из нас услышали только применительно к Интернету, родом из Средневековья (или даже из более ранних времен), где оно означало систему владений феодала, причем составную систему: не просто «вот это поле», а поле, село при нем, вот тот лес, мост, мельницу, а еще луг и вот ту крепость. 
Так и сайт — это не только страница https://2ip.ru/article/domain/, которую вы читаете в данный момент, а сложная система страниц, сервисов, выполняемых скриптов и связей между ними. Но все это находится в Интернете под определенным, конкретным, однозначным именем сайта — 2ip.ru. Именно его мы набираем, чтобы попасть на этот сайт (что происходит дальше и как это работает, читайте здесь: https://2ip.ru/article/fantasticsite/).

Но почему именно это имя?

Шестой день творения, или Кто дал сайтам имена?
Согласно Библии, названия птицам и зверям дал Адам, когда Господь привел их к нему «для поименования» после сотворения мира. Сложно представить, до каких глубин фантазии пришлось копать Адаму, чтобы дать (разные!) имена всему этому зверинцу, но, судя по тому, что мы пользуемся ими до сих пор — у него получилось неплохо. С этим понятно.

А кто же дал сайтам имена — все эти google.ru, apple.com, 2ip.ru и прочее? И как это контролируется и распределяется? Могу ли я дать своему сайту имя adam.ru или шестой-день.рф? Кто этот Адам?

Имена сайтам дают, конечно, их владельцы. Как это сделать лучше, мы расскажем ниже, сейчас же нас интересуют система и упорядочение имен доменов во всем необозримом Интернете.

ICANN — я могу!
Первый, с кем сталкивается владелец сайта, желающий назвать определенным образом свой ресурс, это регистратор доменных имен. Регистраторов много, практически любой хостер в том числе предоставляет и услуги регистратора. Есть очень крупные, например, VeriSign.com, который владеет двумя из 13 так называемых корневых серверов DNS, есть совсем мелкие — чтобы аккредитоваться в качестве регистратора, не так уж много и нужно.

Это бизнес, и весьма масштабный — услуга регистрации платная и нуждается в продлении каждый год (ну, если вы не заплатили за полгода, например, или наоборот — проплатили года за три вперед). А доменов на 30 сентября 2017 года насчитывалось уже чуть более 330 миллионов. Вот и представьте объемы рынка, причем мы говорим только о «первичной» продаже. О «вторичном» рынке речь пойдет чуть ниже.

Но в конце концов все ниточки сводятся к одной большой и влиятельной организации под названием ICANN (Internet Corporation for Assigned Names and Numbers). При этом она не монополист (корпорация была создана как раз с целью борьбы с монополизмом), а только контролер, наблюдающий за свободным доступом регистраторов к базе данных, — реестру доменных имен. Ее документы обязательны для исполнения, но при этом свободно обсуждаются, а все мнения заинтересованных сторон — учитываются. Судя по тому, что система работает без сбоев — у ICANN получается справляться с возложенной на нее задачей. Или не совсем?

Сквоттеры, или Самозахват
Когда главной ценностью в экономике была земля (пашня, пастбище), право собственности на землю в основном и определяло устройство государства и общества. Зарегистрированное доменное имя — такая же собственность, часто приносящая немалые доходы (если честно — они куда выше, чем доходы любого короля прежних времен).

Сквоттеры же игнорировали королевскую или другую власть и захватывали земли сами. В США времен Дикого Запада такой вид деятельности приобрел поистине гигантские, как сама прерия, масштабы, так что правительству пришлось учитывать интересы «самозванцев». Часто захватывались земли вдоль будущей железной дороги или другого крупного проекта. В принципе, сюжет большинства вестернов строится именно вокруг этой проблемы.

В Интернете, конечно, самопроизвольно «захватить» домен не получится (нужен доступ к реестру), а вот зарегистрировать интересное имя на себя — вполне возможно.

Существует целая индустрия киберсквоттеров, которая, в свою очередь, подразделяется по методам, целям и, чего греха таить, по степени законности.

Но сначала — что имеется в виду под «интересным именем»?

Как вы яхту назовете…
Нейминг и брендинг, то есть мастерство создавать названия и обеспечивать узнаваемость определенной торговой марки или предприятия, существуют и в обычной, оффлайновой коммерции. Но Интернет придает классике свои нюансы.

Имя сайта — чаще всего латиница. Хотя существуют национальные имена, в частности на кириллице, они пока не очень популярны, к тому же имеют ограниченный доступ из стран, где нет, например, соответствующей раскладки клавиатуры. Пользователи попросту не смогут их набрать.
Имя сайта не должно содержать пробелы между словами, подчеркивание может потеряться при печати в типографии, тире и дефисы — не приветствуются, заглавных букв — нет.
То есть, если вы хотите назвать свой сайт «Самый лучший сайт по страхованию» (что спорно в маркетинговом смысле, но допустимо), у вас получится что-то вроде samyjluchshijsaitpostrakhovaniju.ru. Согласитесь, это провал — такой адрес неудобоварим ни с какой точки зрения.

Логично было бы обозначить отрасль в целом, например, strahovki.ru или еще лучше — insurance.com. Сразу понятно, что за услуга предлагается — отличная идея…

Но как вы думаете, вам это первому пришло в голову? Конечно же, нет — по этим адресам уже расположены чьи-то сайты.

Поэтому при выборе имени сайта борются две противоположные тенденции:

имя должно быть узнаваемым, понятным и легко читаемым даже на латинице;
имя должно быть уникальным.
Совместить это не так просто — сайтов, как мы уже сказали, более 330 миллионов, а букв в латинице всего 26. Проверить домен на занятность можно с помощью нашего сервиса https://2ip.ru/domain-checker/, но такую услугу, как правило, предоставляет и любой регистратор.

Но это в том случае, если вы уже сгенерировали несколько вариантов. А если фантазия исчерпана?

Автоматический подбор предлагают тот же VeriSign или крупнейший российский регистратор reg.ru, хотя ничто не заменит старый добрый мозговой штурм живых людей. Организовать его можно, например, на https://textdreamer.ru, а уже потом выбрать один из множества вариантов.

И снова о киберсквоттерах
Так зачем же захватывают «красивые» домены? Естественно, ради заработка. Путей монетизации в основном три, они и определяют, какие именно домены стоит захватывать.

Домены, созвучные (саундсквоттинг), точно совпадающие или иным образом подходящие под известные (и не очень) бренды, названия корпораций, фамилии известных людей, — для перепродажи.

Если, например, корпорация «Даймлер-Крайслер» собирается выйти на российский рынок (понятно, что она давно там работает, но мы говорим для примера), то логично для нее было бы иметь адрес, скажем, mersedes.ru.

Но неожиданно обнаруживается, что домен занят неким частным лицом Г. И частное лицо Г. за передачу прав хочет ни много ни мало… «Мерседес». Расчет на то, что для большой корпорации такой домен ценнее, чем несколько миллионов. Правда, в этой истории (а она реальная) киберсквоттер просчитался, и корпорации отсудила mersedes.ru в свою пользу на том основании, что зарегистрированная торговая марка «Мерседес» принадлежит ей.

Похожая ситуация произошла и с coca-cola.ru, но в этом случае сквоттер, видимо, уже изучив подобную практику и трезво оценивая свои шансы, просто не явился на суд, чем спас себя от очевидных судебных издержек.

На Украине пошли другим путем — там в зоне .ua до недавнего времени можно было зарегистрировать домен, лишь обладая свидетельством на соответствующую торговую марку.

Но такое решение в результате привело к тому, что бизнес ушел в зоны .com.ua, net.ua и так далее, и сегодня сайтов «имя».ua очень мало (по сравнению, например, с «имя».ru). В частности, так поступил даже Google, и теперь популярный поисковик находится по адресу google.com.ua, а не google.ua (хотя уже и там тоже).
Домены, означающие популярные и высокодоходные виды бизнеса (кредит, банк, недвижимость, аренда, ломбард и т. д.), — для перепродажи.

Банку или финансовой организации, выдающей кредиты, необязательно раскручивать сайт с собственным названием, которое может и не быть узнаваемым, а вот стать владельцем сайта, скажем, «кредит.рф» — очень даже интересно.

И вот, зайдя на сайт http:// кредит. рф, мы видим такую картинку, с ценой и телефоном:

Причем в этом случае суд бесперспективен, поскольку торговой марки «кредит» не может существовать в принципе.
Домены, созвучные и похожие на названия корпораций, торговых марок (саундсквоттинг и тайпсквоттинг).
Здесь есть два варианта:

каждая корпорация постарается выкупить как можно больше «смежных» имен: например, coca-cola.ru и cocacola.ru. Но это количество не бесконечно, и невозможно предусмотреть абсолютно все похожие написания и звучания. Так, владелец домена epl.ru (созвучно с apple.ru), наверное, навсегда с ним и останется, но вряд ли он будет внакладе, потому что есть следующий подвид;
для размещения рекламы. При вводе адреса сайта вручную количество ошибок и опечаток всегда достаточно велико, и владелец такого домена получает приличный входящий трафик. Если в качестве единственного разумного действия на сайте разместить рекламу (а что там еще делать?), случайно забредшему посетителю в 90% случаев проще кликнуть по ней, таким образом пополнив копилочку сквоттера-владельца «ошибочного» домена.
Ну и, конечно, без «темной стороны» никуда. Очень часто мошенники регистрируют сочетания, похожие, например, на известные названия банков, имитируют знакомый интерфейс, потом, скажем, делают рассылку («подтвердите свой пароль в интернет-банкинге») и вуаля — получают готовые логин-пароль или данные кредитной карты.

Также весьма распространен «закос» под известные медиаресурсы (BBC, CNN и т. д.) — для распространения фейковых новостей, получения доверительного трафика или даже для распространения вирусов.

Но и здесь есть исключения: например, bbcc.com — это сайт Торгово-промышленной палаты Бирмингема, штат Массачусетс.

Сколько доменов можно зарегистрировать на себя?
На данный момент, насколько нам известно, такого ограничения нет. Например, с помощью сервиса https://2ip.ru/domain-list-by-email/ можно увидеть, что владелец вышеупомянутого кредит.рф владеет еще 462 доменами:

Так что если вы решили заработать на сквоттинге и перепродать пару интересных доменных имен — дерзайте! Только помните о легальности и о том, что идея далеко не нова, и для борьбы с ней выработано множество способов.

А лучше — подберите своему сайту хорошее имя и наполните его оригинальной, интересной информацией. В конце концов, именно на этом и держится Интернет.

4

Комментарии