У серії знімків "Вимірювання часу" сінгапурський фотограф Фонг Ці Вей втілив ідею зйомки пейзажу з нерухомого положення протягом 2-4 годин. Потім він зробив цифрову нарізку зображень, щоб створити нашарований колаж.
Таким чином фотограф хоче показати, як змінюються навколишні кольори протягом дня, адже ми б не побачили такого в нерухомому зображенні.
Обещанное продолжение
начну с сегодняшнего похода на рынок. Там есть палатка с чебуреками-беляшами-пирожками,
всегда покупаю, если хожу мимо. Чебуреки особенно хороши… сочные с хрустящей,
зажаренной корочкой золотистого цвета.
Отойти от суеты в
сторонку. Встать на тёплом осеннем солнышке и умять горячий-вредный чебурек,
полностью посвятить себя этому процессу. Важно не отвлекаться – тогда пожирание
зажаренного в масле пирожка с мясом становится творческим процессом. Хрустящая
на зубах корочка откликается обильным слюноотделением, можно в деталях
отследить, как «парасимпатика» запускает привычный процесс - всю богатую гамму
чувств восприятия.
Начало – чувство голода
- непреодолимое желание целиком запихать в рот обжигающий ломоть. В английском
есть глагол, от существительного «wolf», но мы не волки и поэтому с чувством, толком и
расстановкой жуём, наслаждаемся вкусом, опускаем по пищеводу горячие, вкусные
кусочки пищи.
Середина – первые
признаки насыщения – голодное раздражение отходит на задний план, уступая место
удовлетворению, пока ещё не полному, но уже вполне внятному.
И конец процесса –
полное утоление голода – можно вытереть руки салфеткой, отправить её в урну и
запить всё это дело горячим двойным эспрессо без сахара. Такое же медитативное состояние,как с чебуреком…
Первый «отлёт» застал
меня в серединке моего кофейного сосредоточения. Один, дв…, мощный
оглушительный звук взрыва разогнал собак и запустил противоугонные сигнализации
у припаркованных неподалёку машин.
Следом ещё пять мощных
взрывов - и реакция людей: в пятистах метрах рвутся снаряды, а народ идёт по
делам, лишь некоторые ускоряются - поскорее добраться до бетонного укрытия на
остановке. Продавцы продают, покупатели покупают - под аккомпанемент канонады
жизнь продолжается. Народ адаптировался, ведь к такому привыкнуть невозможно.
Над головой отвратительно свистит, а бесстрашная бабка отсчитывает десяток куриных
яиц, потому что когда свистит – значит пролетело мимо! Воют собаки с поджатыми
хвостами, инстинктивно приседая и скуля.
- Где мы живём, Саня? –
спросил я товарища, что торгует на рынке.
Он молча развёл руками
и снова уткнулся в игруху на телефоне…
Очень сложно выбраться
из паутины сухой терминологии и начать «говорить своими словами», как говорила
моя первая учительница.
Когда надо донести то, что
на уровне концепций не поддаётся описанию, а у самого ещё нет полного понимания
вопроса, всегда на ум приходит анекдот:
Приходит маленький
мальчик к папе и говорит: «Папа, как работает трансформатор?» Ну, папа,
исполненный своего долга, находит статью в интернете и начинает долго и
пространно объяснять технические детали ребёнку… мальчонка какое-то время
слушает, а потом и говорит: «Папа, ты не понял, трансформатор работает вот так –
Ууууууууу!» Похоже, получается и у меня.
Итак, в рамках
буддийской философии, для достижения просветления необходимо придерживаться
восьми шагов, состоящих из трёх этапов:
2) нравственная дисциплина
на уровне тела, речи и ума.
3) и безусловным условием,
настойчивость в йоге.
Как в буддизме, так и в
индуизме, йога подразумевает комплекс медитативных
и физических упражнений, нацеленных на достижение Нирваны в долгосрочной
перспективе. В менее отдалённом будущем, это благое перерождение, согласно
буддийской космологии. И в краткосрочной перспективе, это улучшение качества
своей жизни – доброты и дружелюбия ко всем живым существам, житейской мудрости
и спокойствия в любых обстоятельствах, как метод достижения
стрессоустойчивости. Последнее также применимо к светским психопрактикам – у них
разные названия: «mindfulness»
(осознанность) - медитация осознанности, аутогенный тренинг – для релаксации и
терапевтического воздействия на нервную систему и организм и другие. С 60х
годов прошлого века исследуется и с успехом используется в нетрадиционной медицине и психотерапии.
В буддийской традиции
созерцательные психопрактики носят название Дхьяна (пали) или Джхана
(санскрит), что переводится как «умственное созерцание». Условно, Дхьяна
разделяется Буддой на четыре ступени, состоящие из десяти уровней, причём
процессы, происходящие в уме, поддаются описанию только на первых двух ступенях
вхождения в самадхи, остальные невозможно описать ни одним из существующих
языков, поскольку этот опыт относится к миру не-форм и поддаётся только эмпирическим
исследованиям йогина.
Согласно канонам
традиции, буддийская медитация делится на два основных вида. Самадхи –
психопрактика сосредоточения, что содержит 8 уровней погружения и Випассана –
аналитическая медитация для постижения природы вещей.
Существует четыре
классические позы формальной психопрактики – самая сложная - поза лотоса (падмасана),
более простая полулотос. Можно медитировать сидя на стуле с прямой спиной в силу
каких-либо физиологических особенностей или заболевания. Очень удобная и
непрактичная поза - лёжа на спине, поза
мертвеца «шавасана», или правом боку. Поза непрактичная, потому что медитация
при полном расслаблении организма зачастую переходит в сон - наиболее предпочтительна
после физической практики. Медитация стоя, я крайне редко практикую в такой
позе. И медитация при ходьбе – очень её люблю. Также существует категория неформальных
практик – медитация в течении дня, на выполнении работы: профессиональные обязанности,
домашняя рутина, приём пищи и т.д. Как объект для медитации может служить любое
внутреннее ощущение или орган, а так же любой внешний объект. Классическая,
наиболее распространённая медитация, в результате которой Будда Шакьямуни обрёл
прозрение – «апанасати» - медитация сосредоточения на дыхании. Однонаправленный
фокус внимания на ощущениях при вдохе и выдохе: область ноздрей либо живота,
вариантов множество. Обязательные условия для вхождения в самадхи включают
полное расслабление тела и ума, концентрация внимания на объект сосредоточения
и постоянное памятование-осознавание одномоментности бытия: прошлого уже нет, а
будущее ещё не наступило. Помните слова советской песни? «Есть только миг между
прошлым и будущим – именно он называется жизнь».
Это отправная точка в
теории «пустотности» феноменов-дхарм, но это слишком сложно для меня даже на уровне
концептуального понимания, не говоря о прямом постижении.По моему разумению, это перекликается с
современными исследованиями в области квантовой механики – «эффект наблюдателя»
или «корпускулярно-волновой дуализм». Мы не будем забираться в эти пока
малопонятные представления о мироустройстве, а продолжим о практиках сосредоточения,
об их пользе и может быть вреде. Практика самадхи заточена на приучение своего
ума находиться здесь и сейчас в процессе дня: дома, на работе, в конфликтных
ситуациях – мгновенно распознать кармический импульс ещё до свершения действия
и сделать правильный выбор в пользу благих предпосылок для хорошей кармы в
будущем. Например: как часто мы совершаем безумные, необдуманные поступки под
влиянием эмоций? Впоследствии, часто и густо сожалеем о сказанном и сделанном,
создав причины для плачевных последствий и собственного страдания! Буддийские
медитации ориентированы на культивацию и взращивание любви и сострадания,
постоянного дружелюбия к окружающим существам, они рассчитаны на развитие эмоционального
и конативного интеллекта – не идти на поводу эмоций и сиюминутных желаний для
достижения впоследствии нужных целей. То есть, регулярные психопрактики создают
дисциплинированный, внимательный, проницательный в суть вопроса, уравновешенный
ум.
О вреде медитации можно
сказать лишь то, что медики и психологи не рекомендуют такие практики для людей
с психическими отклонениями. От себя могу добавить, что женский ум более гибкий
и чувствительный в сравнении с мужским, поэтому самадхи в более глубоких слоях
чревато невозвращением или безумием, это относится к тантрическим практикам – «Не
зная броду, не суйся в воду». Но такие вещи не часто встретишь, вроде бы их как
бы и нет… хотя я знаю одну женщину, что до смерти испугалась непривычного
ментального состояния, которое впоследствии не смогла описать…
Одоліла лінь. Нічого не хочеться робити. Правда, хоч вдається виспатись. І якщо щось хочеться, то спати.
Для осені це нормальне явище. Особливо, якщо враховувати, що нікуди не їжджу. Та й емоціне вигоряння від роботи ніхто не скасовував. Навантаження по роботі значно більше, ніж минулого року.
Друге літо поспіль, попри всю срань навколо, мені знову вдалося вибратися у кількаденну відпустку в Карпати. Це вже само по собі можна вважати неабияким успіхом, а якщо зважати на якісне наповнення тих днів, то взагалі. Якщо торішній варіант був лайтовим, наскільки це можливо в горах, то цього разу все по хардкору: за 4 дні ми пройшли на своїх двох 75-80 км, піднявшись в тому числі на два двотисячники.
Я розумію, що чим довше війна, тим більше розповіді такого роду викликатимуть негатив, та поки маю змогу, все ж розповідатиму. І для пропаганди внутрішнього туризму, який має вижити навіть в таких умовах, і для власних спогадів: після кожної подорожі здається, що ось цього разу вдача супроводжувала мене востаннє, й більше нічого цікавого у цьому житті не буде. І колись це відчуття таки справдиться.
1. Враження від подорожі я поділю на три частини. 2й і 4й день за насиченістю заслуговують окремої замітки кожен, а 1й і 3й можна вмістити в одну. В ось цю.
Знайомий адвокат влаштував ремонт в кабінеті на 30 тис. доларів.
.
Мама почула, каже - бач, на війну не хоче виділити гроші, ремонти влаштовує...
.
Я кажу, мам, ремонт він мусить робити, бо в неремонтований кабінет не підуть клієнти, бізнес загнється. Мусить. Там реально все потребує ремонту.
.
.
Сьогодні читаю, - прокурорша зі Львова витратила на весілля мільйон доларів...
.
На весіллі була уся еліта Львову.
.
.
.
Тобто розуміння в людей - нуль.
.
І в усієї еліти Львова - теж розуму - нуль.
.
.
- якщо дати подумки волю гніву ( погана якість), то хочеться спалитивесь цей Львів, разом з його елітою. Таке патріотичне місто, строять з себе. А насправді - одна мафія. Львів. Безмозка. Гуляє. Весілля.