Толстой, детство и вечный поиск истины

Когда-то в школе мы часто писали сочинения. На самые разные темы, не то, что сейчас. Мы учились думать и излагать на бумаге то, о чем думаем. Мы учились анализировать, сопоставлять, сравнивать. Мы познавали жизнь.

Помню, как писали сочинение по  Грибоедову. Мне почему-то стало жаль Мочалина. Не потому, что он был мне симпатичен, отнюдь. А потому, что нужно было написать о нем в сочинении плохо: какой он приспособленец, лицемер, трус, подлец... А  Чацкий - герой.

Я взяла и написала, что Чацкий не лучше Молчалина. Что хорошо ему много говорить, потом встать в позу и крикнуть: "Карету мне, карету!". У него много денег и он может позволить себе просто так взять и уехать. Ну и так далее. А дальше, мол, что? Уехал, а выход где? Мир вокруг Чацкого, который он так не воспринимал, остался ведь прежним, несовершенным.

Написала я много. Горячо, с юношеским максимализмом. И прибавила в конце: могу написать то, что требуется по программе, но не хочу, потому что у меня есть свое мнение.

За сочинение мне не поставили ничего.

Была беседа и пришлось сочинение переписывать. Правильное.

Моя любимая учительница долго переубеждала меня и говорила, в чем я ошиблась в своих суждениях.

Я сейчас думаю, насколько сложно было нашим учителям с нами.

Потом я начала читать Льва Толстого. Финал "Воскресения" поверг меня в шок.

Как это - прощать? Да еще бесконечно?

Что: и убийц, и насильников, и подлецов?

Да еще и щеку другую подставлять!

Я полночи сидела и писала в тетрадке свои соображения насчет прощения. Возражала Толстому, вела с ним полемику. Исписала всю тетрадку. А потом, вся гордая и довольная собой, пошла к учительнице показывать.

Сейчас я думаю, как в эпоху воинствующего атеизма, моей учительнице пришлось объяснять мне библейские истины о добре и зле. Где она нашла подходящие и доходчивые слова, не упомянув ни разу, что Толстой дословно приводит в эпиграфах и в финале "Воскресения" евангельские цитаты:

Матф. Гл. XVIII. Ст. 21. Тогда Петр приступил к нему и сказал: Господи! сколько раз прощать брату моему, согрешающему против меня? до семи ли раз?

22. Иисус говорит ему: не говорю тебе: до семи, но до семижды семидесяти раз.

Иоанн. Гл. VIII. Ст. 7 ...кто из вас без греха, первый брось на нее камень.

И концовка:

«мысль о том, что единственное и несомненное средство спасения от того ужасного зла, от которого страдают люди, состояло только в том, чтобы люди признавали себя всегда виноватыми перед Богом и потому не способными ни наказывать, ни исправлять других людей. Ему ясно стало теперь, что все то страшное зло, которого он был свидетелем в тюрьмах и острогах, и спокойная самоуверенность тех, которые производили это зло, произошло только оттого, что люди хотели делать невозможное дело: будучи злы, исправлять зло... Ответ, которого он не мог найти, был тот самый, который дал Христос Петру: он состоял в том, чтобы прощать всегда, всех, бесконечное число раз прощать, потому что нет таких людей, которые бы сами не были виновны и потому могли бы наказывать или исправлять...

С этой ночи началась для Нехлюдова совсем новая жизнь не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним с этих пор, получало для него совсем иное, чем прежде, значение. Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее»...

Но я поняла.

Настолько, насколько была способна в свои неполные четырнадцать лет...

Потом был Достоевский. Сложный, совершенно непонятный. Но он тоже говорил о том же: о добре, зле, о прощении и том, что человек должен пройти через страдания, жертвы и тогда он обретет духовное бессмертие...

Как все это не вязалось с пролетарскими писателями!

"Над седой равниной моря ветер тучи собирает. Между тучами и морем гордо реет Буревестник, черной молнии подобный.

То крылом волны касаясь, то стрелой взмывая к тучам, он кричит, и - тучи слышат радость в смелом крике птицы.

В этом крике - жажда бури! Силу гнева, пламя страсти и уверенность в победе слышат тучи в этом крике... "-

Это звучало здорово и очень красиво.

Но призывало к чему-то совсем другому...

Мы ищем истину всю жизнь, не только в четырнадцать лет.

Мы спотыкаемся и падаем. Вновь поднимаемся и идем. Дальше, вперед? Или назад?

Уже нет рядом учительницы, которая все объяснит. И я уже не школьница...

Или - нет?

Мы - вечные школьники в этом мире куда пришли жить, страдать и любить...



мое школьное фото.
Автор - одноклассник Володя Клих



Нить добра или зла. Виртуальному другу Юрию

Я смотрю в окно. Какой сейчас сумбур в мыслях! Сколько хочется написать! Казалось бы, все просто: подойти к столу и включить компьютер...

...Во дворе, по полурастаявшему снегу медленно бредут старички-пенсионеры. Они выходят во двор каждый день, при любой погоде и ходят, ходят, ходят мимо окон. Слышится: Янукович, Симоненко, Тимошенко, Азаров, пенсия, цены, газ....

Недавно прочла где-то, что умственные способности  существенно повышаются от прогулок на свежем воздухе. Что появляется оптимизм, уходят плохие мысли.

"Какие же эти старички должны быть умные и оптимистичные" - думаю я.

Я уже и не вспомню, когда я гуляла вот так, без цели.

Я уже не и вспомню, когда я читала нормальную книгу, настоящую, толстую, с живыми страницами, помнящую тепло человеческих рук и пахнущую особенным запахом, который так нравился в детстве...

Были ли люди тогда добрее и милосерднее?

Были ли менее завистливы?

Так много сейчас хочется написать, но получится ли? Или будет опять жуткий сумбур и перескоки с темы на тему?

Мы тащим сюда, в виртуальную жизнь наши проблемы. Нашу боль, обиду, разочарования. Делимся своим счастьем и радостями.

Встречаем понимание и поддержку. Искреннюю или лицемерную, по-всякому.

Наталкиваемся на непонимание. Бывает даже неприкрытую ненависть. Что же, это - жизнь. Пусть даже и виртуальная.

Я думаю о том, как найти такой прибор, которым можно измерить боль каждого из нас и определить, кому хуже. Кто из нас несчастнее и кому можно простить швыряние какашками в других, зависть к чужому счастью, здоровью, благополучию, которое может оказаться вообще обманчивым...

Так легко ошибиться, разглядывая фотоальбомы на чужих страничках. На них довольные и счастливые люди, семейные застолья, путешествия. И улыбки, улыбки, улыбки.

За фотографиями в альбомах не видно чужого горя. Не видно боли.

И кажется, что бессонные ночи, когда тысячи тяжелых мыслей просто сводят с ума, бывают только у тебя.

Те глянцевые манекены с улыбками на камеру демонстрируют всем свое счастье: смотрите, любуйтесь. У нас не болеют дети, не умирают родители...

Где же, скажите мне, взять такие весы, чтобы все взвесить и вынести вердикт: этот самый несчастный, а этот - самый счастливый?

В мире нашем, увы, много горя, болезней и невзгод.

Как быть с этим?

Можно оправдать любые подлые и низкие поступки своим горем.
 
Можно всем незрячим людям дружно возненавидеть всех тех, кто видит мир красок.

Можно всем неслышащим возненавидеть тех, кто слышит весь мир звуков.

Можно всем не ходячим начать преследовать всех, кто сам ходит по траве.

Можно всем, кто потерял близких мстить тем, у кого они живы.

И так до бесконечности...

Может поступить по-другому?

Нести добро и любовь в этот мир?

Найти того, кому еще хуже и помогать?

Можно нести свет.

И тогда тот, кто пребывает во мраке, обязательно выйдет к тебе из темноты...

Когда-то, уже давно, не в лучшие времена, я решила: я буду самой лучшей женой! Буду следить за собой, вкусно готовить и заботиться о муже и мы будем так любить друг друга, что от нашей любви будет светло всем.

Это плохо или хорошо? Какой путь лучше?

Какой путь выбрать, когда тебе очень, просто невыносимо больно - физически и морально?

Я думаю о том, что было бы с нами всеми, если не останавливать цепочку зла. Что будет с миром, в котором обоюдная ненависть, зависть. И это все будет расти и расти...

Я не могу судить о том, как я пишу свои эссе - хорошо, плохо ли. Но у меня появились новые друзья, единомышленники и мне стало теплее жить.

Значит, все не зря.

Мне написал один мой читатель, что  мои эссе заставили его многое переосмыслить в жизни. Задуматься о Творце, о смысле жизни, о свете и тьме, добре и зле.  И для меня нет лучшей награды. Теперь мы очень часто общаемся.

Он двадцать лет в инвалидной коляске, после несчастья. Перенес операции, больницы, боль, страдания.

Но он не обозлился. Он не начал завидовать тем, кто ходит.

И вы не поверите, бывает, он слышит в свой адрес: вот хорошо, не надо работать, сидит целый день дома и получает пенсию. А мне, бедному, надо вкалывать, семью кормить, детей. А тут и обуви не надо, и одежда не так снашивается...

Каждый день мы включаем мониторы. Каждый со своей целью.

Бывает, за тысячи километров ты чувствуешь родную, понимающую душу. Ты физически ощущаешь, как  между тобой и невидимым другом рождается и крепнет связывающая нить.

Нить добра или зла?

Решать только тебе...









Весенний мартовский день. Посвящение маме

Весенний мартовский день.

Женский день, который отмечали давным-давно, еще когда была страна нашего детства - СССР...

В этот день мужчины, хмурые и озабоченные, вечно спешащие куда-то и смотрящие себе под ноги, становятся вдруг какими-то  особенными, совершенно не такими, как всегда. Пропускают нас с мамой везде вперед, в транспорте подчеркнуто вежливо говорят: с праздником вас! и уступают место.

Мама смеется.

В обычные дни ей никто места не уступает. А при входе куда-нибудь могут и оттолкнуть. Отдежурив смену в больнице и выстояв в длинной очереди в магазине, вся нагруженная пакетами, она стоит, как и другие женщины в переполненном троллейбусе. Это - в обычные дни.

А сегодня мама целый день смеется. Она красиво накрасила глаза и сделала мои любимые "стрелочки".

 А на улице мужчины с букетиками. Улыбки. Внимание, комплименты. Так и должно быть:  ведь моя мама - самая красивая на свете! Почему же это замечают только в день 8 марта?

У моей мамы большие зеленые глаза. У меня тоже глаза зеленые-зеленые. Но не такие большие. А мне очень хочется быть похожей на маму и поэтому я, когда мы встречаем на улице знакомых, начинаю старательно таращиться. Ну, вы понимаете - это, чтобы глаза казались больше. И чтобы этот повстречавшийся нам знакомый - дяденька или тетенька, сказал: как ваша дочь на вас похожа!

И тогда мне станет очень радостно на душе. Значит, я такая же красивая, как мама.

Только отчего-то знакомые смотрят на меня как-то странно и ничего не говорят. Наверное, я плохо таращу глаза.

А когда я вырасту и стану взрослой женщиной, буду ходить на высоких каблуках и в чулках со стрелочками, мне тоже будут говорить комплименты, пропускать вперед и уступать место в транспорте. И я тоже буду смеяться при этом, как мама.

Только жалко, что 8 марта бывает так редко...



Цитата к весне

"Я попросил дерево: расскажи мне о Боге. И оно зацвело". Рабиндранат Тагор




До свидания зиме!

Как долго мы ждали весну! Мы ведь всегда чего-нибудь ждем.

А весна все не приходила.

Мы соскучились по теплому солнцу и зеленым листочкам. Солнце весной несмелое, ласковое. В нем нет яркости и мощи июля. И  зелень нежно-зеленая и трогательная, не сочная, как летом.

Весенний воздух пахнет особенно. Этот запах - запах пробуждения, рождения новой жизни. Это запах Творения, Созидания и Надежды.

Мы устали от холода, снега и злого ветра. Мы устали от длинный зимних вечеров. Когда сидишь дома у стола и сжимаешь в озябших от мороза ладонях чашечку с горячим чаем.

Весной всегда ждешь чего-то. Душа томится смутными предчувствиями нового. Предвкушением. Кажется, обязательно должно случиться чудо и появится  в жизни что-то необыкновенное. То самое, чего так долго ждал.

Весна - время  рождения новых ощущений, новой любви.

Весна - время, когда  мир снова заиграет красками. Яркими, разноцветными.

Так будет обязательно... И вместе с надоевшей зимней одеждой хочется сбросить все тяжелое, ненужное, что накопилось в душе. Забыть прошлые обиды и разочарования, отбросить усталость от жизни и плохие мысли.

Весна...

Из всего круговорота времен года она кажется особенной. Весна - жизнеутверждающа.

Весна - это гимн природы своему Создателю...

Я слушаю музыку. В ней слышен звон ручьев, пение птиц. В ней звучит неведомая сила,  призывающая проснуться спящий мир.



Странный народ - китайцы

Китайцы - удивительный народ. Ощущение, что для них нет ничего невозможного.

Завалить весь мир своим дешевым ширпотребом - это только одна грань.

Меня больше поражает не это.

Смотрела как-то передачу о Китае. Огромный павильон, в котором сотни китайцев. И знаете, чем они там занимаются?

Они творят. Рисуют копии знаменитых картин!

Но как рисуют!

Стоит маленькая девушка китаянка перед холстом, держа в руке кисточку. Мгновение смотрит на репродукцию картины Ван Гога "Подсолнухи", прикрепленную рядом для образца и точным движением, в котором нет ничего лишнего, наносит первый мазок. Потом делает шаг к следующему холсту и тоже наносит такой же мазок. Перед ней с десяток таких холстов. Она конвеерным методом наносит по очереди мазки на холсты, не отвлекаясь, не раздумывая, не мечтая, не глядя для вдохновения на небо. Двигаясь, как робот: ни одного ненужного движения, ни одного бессмысленного взгляда по сторонам. За день десяток "Подсолнухов" готов.

То же самое делают сотни китайцев в павильоне.

Из-под их кистей ежедневно выходят Ван Гоги и Поли Гогены... Сотнями...

И стоят они всего ничего: как какая-нибудь ширпотребная кофточка...


Я чувствую потребность стать другим, начать все заново и извиниться за то, что мои картины несут в себе почти крик отчаяния, хотя мои сельские подсолнухи, возможно, и звучат благодарностью.

Так писал сам Ван Гог .

И еще, из письма к брату:

«Рисую и пишу с таким же рвением, с каким марселец уплетает свой буябес (марсельский рыбный суп bouillabaisse ), что, разумеется, тебя не удивит, — я пишу большие подсолнухи. Последняя картина — светлое на светлом — будет, надеюсь, самой удачной. Но я, вероятно, на этом не остановлюсь. В надежде, что у нас с Гогеном будет общая мастерская, я хочу ее украсить. Одни большие подсолнухи — ничего больше...
Итак, если мой план удастся, у меня будет с дюжину панно — целая симфония желтого и синего».

Ван Гог торопится: «Я работаю по утрам с самого рассвета, потому что цветы быстро вянут, и приходится заканчивать вещь в один прием».

К концу лета готовы всего четыре картины....

Павильон... Сотни китайцев, которым не нужны живые цветы для натуры....

И сотни бездушных копий по всему миру...



Снегурочка

Она поступила в родильное отделение городской больницы поздней осенью. Было уже холодно, стоял ноябрь,  вот- вот должен был пойти первый снег...

У нее была длинная коса, которая  сразу обращала на себя внимание. Светло-русая, толщиной в руку. Но еще больше поражал цвет ее лица - мраморный. Большие голубые глаза были не печальны и не веселы - просто нежизненные и безразличные. Бледные губы не улыбались.

"Снегурочка", - подумала я.

Рядом суетился муж с пакетами, то и дело выпадавшими из рук.

Я еще не видела такой равнодушной ко всему роженицы. Обычно женщины волнуются, особенно если рожают в первый раз. Да и опытные в этом деле проявляют всяческие эмоции. Тут эмоций не было никаких.

Она зашла в палату, тихо поздоровалась и легла на кровать. И все. Не было рассказов, обычных для больниц: о семье, о муже.

Через день она родила. Красивого мальчика. Но интереса к нему не проявила никакого. Не попросила показать, не задала ни одного вопроса.

Утром, придя на работу, я увидела, что ее кровать пуста. В списках ее фамилии тоже не оказалось. Странно, ведь не могли так быстро выписать мать с ребенком!

Все оказалось трагичнее. Снегурочка просто тихо угасла. Растаяла, как героиня сказки. Так ни разу и не прижав своего ребенка к своей мраморной груди.

Вскрытие показало, что у нее было очень больное сердце. Что ей нельзя было рожать. И она знала об этом. Ее родные рассказали, что ей была предложена операция в знаменитой клинике Амосова, но она отказалась наотрез. Вышла замуж, скрыв от мужа свою болезнь.

Я работала младшей медсестрой. Сообщала родным, кто родился, с каким весом, какие разрешены передачи. Мне очень нравилась моя работа, потому что я постоянно видела радость и первыми восторгами родственники делились именно со мной.

Мне  сказали самой ничего не говорить родным Снегурочки, а позвать заведующую.

Я со страхом ждала их прихода.

Я думала, как посмотреть в глаза матери, с которой мы накануне весело обсуждали будущее ее дочери и внука. Новоиспеченная бабушка с удовольствием делилась своими планами, а я с радостью слушала. Это была первая в моей самостоятельной жизни работа после окончания учебы и я тоже уже ждала ребенка.

Это была первая смерть на моей работе и мне было очень страшно. Очень.

Потом пришла наконец мама погибшей и они долго разговаривали с заведующей. Были слышны фразы: малый круг кровообращения,  большой круг кровообращения...

О ребенке, маленьком мальчике родные забыли. Я не понимала: как?

Шел день за днем, наступила зима.  За окном ветер  кружил снежинками. А я все думала о Снегурочке, которая никогда не увидит зимы. И о ее сыне, лежащем в кроватке в детской палате...

Опытный врач сказала мне:

- У родных шок, так бывает. Они еще приедут.

Они, конечно, приехали.

Мальчика забрали и увезли домой...

Жизнь продолжалась...

Из ворот больницы выходили молодые мамы с цветами, счастливые и гордые и папы, бережно прижимающие к себе розовые и голубые свертки с бантами....

В этой истории нет ничего из ряда вон выходящего.

Люди рождаются. Люди, увы, умирают. Здесь нет интриги, нет закрученного сюжета.

И я сама не понимаю, почему помню об этом всю жизнь...




Путь к Богу. Quo vadis

Тема веры, религии всегда вызывала массу споров.

Один мой сомневающийся во многом друг спросил меня: как знать, где истина, кто прав, а кто ошибается, когда в мире столько религиозных течений, когда  огромное количество проповедников вещают свои взгляды?

И в самом деле, где она, эта истина?

Думаю о том, как человек на протяжении всего своего земного существования искал, мучился, сомневался, вел нескончаемые войны. И все во имя чего? Во имя той самой истины, которую так мучительно искал. И не гнушался в достижении своей цели при этом ничем.

Мы все боимся смерти, страшась того, что за чертой.

Мы все мучаемся вопросами: как возник мир и зачем, и какое наше предназначение в нем.

У каждого - своя дорога в поисках.

Чего только не придумывал человек, чтобы угодить, по его мнению, Творцу!


Манихеи, например, считали, что физическое тело человека - это зло, абсолютное, нечистое и что такова его природа. А душа - чистая и праведная, светлая и непорочная. И отсюда следует вывод: значит со своей мятежной и грязной плотью надо бороться всеми мыслимыми и немыслимыми способами. И они в этом преуспели.

Дуалистическое мировоззрение, то есть бесконечная борьба тьмы и света, зла и добра ведет к тому, что возникают определенные догматы, обычаи, целая система жизненных ценностей.

Эти взгляды были позаимствованы христианами. Усмирение плоти, подавление инстинктов, самоуничижение - это считается богоугодным делом. Приветствуется отказ от интимных отношений вообще, развивается монашество. Появляется догмат о первородном грехе.

Вспомнилось, как читала о мученике одном. Это был молодой и здоровый мужчина. Полный всяких, как он считал, греховных желаний.

И зарыл он себя почти по шею в землю, чтобы усмирить свою плоть, которая, как я полагаю, бурно восставала против этого. И просидел так в земле-матушке 30 лет, если я не ошибаюсь. Не работал, а кормили его люди добрые, которые в отличие от него, тяжко трудились. А он все молился и просил Господа, чтоб плоть его не восставала и не смущала безобразным таким поведением. Вылез из земли уже когда постарел и обессилел. Крепкий мужик оказался, надо полагать...

В иудаизме же, например, семья и семейная жизнь - это огромное благо. Супружеские отношения, воспитание детей и забота о близких для иудеев играют большую роль и считается, что такое поведение человека наоборот ведет к его духовному росту. Грешит тот, кто уклоняется от брака. Проявления телесной жизни человека не считается грехом - ни вкусная еда и напитки, ни чувственное влечение к противоположному полу.

Ибо, по своей природе, считают иудаисты, тело не является «сосудом греха». Зло никак не может быть в нем заложено.

 

Аскетизм в иудаизме не приветствуется. Течения же его немногочисленны и развития не получили.

Подобный взгляд  противоречит  христианству. Кто тут ближе к Богу?

Чтобы угодить Богу многие фанатики веры даже  оскопляли себя. Евнухом был, например, величайший христианский богослов Ориген. Тем не менее, это не помогло ему найти общий язык с собратьями по вере. Ориген являлся сторонником веры в реинкарнацию и у него было довольно много последователей.

Лишь на пятом Вселенском Соборе учение Оригена было названо ересью. Опять же - где истина?

Различных течений, взглядов, мировоззрений, учений и их адептов в мире огромное количество. С общими взглядами, но при этом и с непримиримыми разногласиями... И часто - с нелюбовью друг к другу. А ведь это противоречит заповедям Бога.

Думаю о том, как ответить своему другу.

С грустью признаю, сколько непонимания среди христиан, иудаистов, буддистов, мусульман даже между собой.

Каждый считает правым себя. И  неправыми - остальных.

Каждый придумывает что-то свое. Свои обычаи, догматы, предписания, формы богослужений...

Одни заходят в храм с обнаженной головой, другие ходят в кипе.

Одни прячут лицо, другим не зазорно открыть пупки.

Одни едят говядину, другие считают корову священным животным.

И так - до бесконечности...

А ведь конечная цель у всех одна - соединение со Всевышним.

А что, думаю я, если отбросить всю эту шелуху? И ненужные споры?

Что тогда?

Остается только:

Создатель и ты.

А путь...

Он не может быть быстрым и легким. Это я знаю точно...

И у каждого из нас он свой.













История любви. Подлинная

Он шел своим привычным маршрутом.

Все было, как всегда: улицы города, дома, люди. Никому не было до него никакого дела.

Рядом бежал его единственный друг. Четвероногий. Они были знакомы давно, вместе ели и спали. И понимали друг друга без слов.

Другие его друзья остались в прошлой, далекой жизни. Та жизнь казалось теперь совершенно чужой и те события, что происходили с ним - дереальными.

Свежий ветер дул в лицо. Но ему не было холодно, он уже привык и теперь редко простужался. Не то, что вначале.

Привычным взглядом он окинул мусорный бак, определяя, есть ли там что-то, стоящее внимания. Кто-то подошел совсем близко, вероятно хотел что-то выбросить. Он привычно отодвинулся, дав место и отвел взгляд. Зачем смущать людей, им неприятно смотреть на бомжа, копающегося в баке.

Но этот кто-то почему-то не уходил и он чувствовал на себе внимательный взгляд. Он поднял глаза и увидел женщину. Она стояла и смотрела. Прямо ему в глаза.

- Идемте, - вдруг сказала женщина.

И он пошел. Вместе с собакой.

Женщина поставила перед ним тарелку с едой, налила горячего чаю.

И вдруг он начал говорить. Бессвязно, сбиваясь и перескакивая с одного на другое. Он давно не говорил так много.

Он говорил о том, как трудно было ему жить без дома. Как не мог он привыкнуть к отсутствию тысячи привычных вещей, как страдал без горячей воды и чистой постели.

Он рассказывал о своей умершей жене.

Он говорил о дочери - единственной и любимой. С которой учил буквы. Которую отвел когда-то в школу, в свою школу, где сам учил детей.

Потом он сбился и начал читать женщине стихи - свои и чужие.

Женщина слушала и не перебивала. Просто смотрела на него.

Дочь, любимая дочь... После смерти жены он переписал квартиру на нее. Потом у дочери появился молодой человек и они решили, что отцу будет лучше на улице.

Он рассказывал, как потерял работу. Как потерял дом. Как лишился дочери.

Он рассказывал о том, как трудно было выживать. Что опыт приходил не сразу. И как по пакетом от мусора можно определить, есть ли там что-то съестное.

Он рассказывал, как много остается кефира, йогурта в упаковке. Люди же не разрезают упаковку и в каждой можно найти еще пару ложек...

И кожура от бананов. которую выкидывают, оказывается очень вкусная и полезная...
Он рассказывал о собаке. Ее тоже кто-то предал. Ведь у нее был ошейник и подстриженные когти на лапах. И она была такая же неприспособленная к бродячей жизни, как и он вначале...

Он рассказывал о том, как часто болел. Как неделями кашлял. Как непривычный желудок протестовал и не хотел впускать в себя объедки. Один раз он даже попал в больницу, его полечили, покормили и он смог помыться...

Потом заговорила женщина.

Оказывается, она давно обратила на него внимание. Она увидела его глаза, которые он привычно прятал.

Не решалась подойти и не знала, что сказать и как...

Теперь они живут вместе.

Соседи поговорили и перестали.

Он оказался красивыми и нестарым еще мужчиной.

Когда они выходят на улицу, он всегда держит ее за руку, словно боится потеряться.

А дочь... Дочь живет, у нее семья, уже есть ребенок. Я не знаю, думает ли она когда-нибудь о своем отце.

И получилась ли у меня история любви, я тоже не знаю...


Художник, что рисует дождь

Когда-то, когда я была маленькой, я очень любила рисовать. Красками, карандашами. Впрочем, как и все дети в то время. Компьютеров еще не было, а по телевизору мультики показывали редко, хотя они были очень здоровские и добрые, не то, что сейчас. По телевизору шли какие-то съезды партии и пленумы. А когда показывали фильм, то вся семья садилась перед экраном и смотрела.

Когда на улице шел дождь, как сейчас, то я всегда садилась рисовать. А еще очень часто подходила к окну и смотрела, как слезинки дождя скатываются по оконному стеклу, прочерчивая себе неровную дорожку. И в капельке и в дорожке отражался целый мир: серое небо, взъерошенные, мокрые вороны, деревья, понуро стоящие под дождем, бегущие куда-то по делам прохожие.

Я прочерчивала дорожку по стеклу вслед за капелькой, старясь угадать, куда повернет дорожка и думала: вот бы нарисовать это оконное стекло, капельку и весь мир, отраженный в ней, как в маленьком, выпуклом зеркальце.

Вообще-то, когда долго идет дождь, на душе становится немножко грустно. Но зато здорово мечтается. Здорово сочиняются всякие разные истории. Да и рисунки получаются какие-то особенные. Взрослые их рассматривают, хвалят и показывают всем знакомым. "Из ребенка явно будет толк!", - говорят они.

Я думаю, что рисовать - это нетрудно. Надо просто уметь видеть.  Надо просто смотреть, например, на прохожего и представлять, куда он бежит и зачем. Надо смотреть на ворону и слушать, что именно она сейчас говорит другой вороне. Надо посмотреть на дерево - и сразу поймешь, что оно тоже устало от дождя, холода и ждет, когда наконец выглянет солнце. Тогда дерево выпустит навстречу ярким лучам зеленые листочки.

Надо просто постараться и увидеть в одной маленькой капельке дождя целый мир...



Gregory Thielker, американский художник дождя