Реквием по коммунизму.

РЕКВИЕМ ПО КОММУНИЗМУ.

Коммунизм – это идеальная форма существования сообщества людей, мечта человечества. Все, о чем мечтают люди, там должно быть реализовано. А о чем мы мечтаем? Прежде всего, о социальной справедливости. Общество, в котором нет обиженных и униженных, угнетенных и порабощенных, где люди все (!) счастливы и довольны друг другом. И, конечно же, нет голодных и бездомных. Никто не совершает ничего во вред другим – это просто не принято, и не придет никому в голову, потому что нет для этого социальных оснований и культурных установок.

Культура – это, прежде всего свод действующих в обществе ограничений и запретов. В обществе нашего периода. При коммунизме это понятие приобретет новое значение. Культура идеальных взаимоотношений людей не потребует законов, предусматривающих наказания за совершенные преступления, не будет ни объективных, ни субъективных основ для преступлений. Отсутствие карательной системы сделает ненужным и институт государства. Не сразу, конечно. На первом довольно длительном этапе принуждение сохранится, пока коммунистическая этика не станет нормой, такой же естественной, как сейчас отправление естественных нужд в туалетах, а не публично.

Возможно ли это? Многие считают коммунизм утопией. Я – нет.

Да, сегодня или в ближайшее время это не возможно. Особенно, если для этого ничего не делать, а наоборот охаивать и саму идею, и ту декларацию обещания ее реализации в СССР в неопределенном будущем.

Сразу хочу уточнить: говоря о коммунизме, я имею в виду ТОЛЬКО ИДЕЮ. Связывать критику коммунизма с СССР, мягко говоря, некорректно. Никто и никогда не утверждал, что в СССР был коммунизм. Это все равно, что кто-то пообещал вас вывести с целины на автобан и повел по ухабам и колдобинам, но не довел и бросил. А вы после этого стали ругать автобан за эти колдобины и ухабы. Именно это сейчас происходит.

Что лежит в основе идеи коммунизма? Какие конкретные «кирпичи» предусматривалось заложить в фундамент его строительства? Часть их известна, о них писали классики Маркс и Энгельс в «Манифесте коммунистической партии». Но есть не всех устраивающая составляющая, о которой раньше никто даже не заикался, но она оказалась роковой.

Итак, главный принцип коммунизма:

От каждого по способностям – каждому по потребностям.

Эта формула (не торопитесь ее критиковать) идеальна, как и следует быть тому, к чему стоит стремиться. Это не Рай, где не надо работать, и где потребности не предусмотрены. Рай – это «суперкоммунизм», но не для живых людей. При коммунизме предполагалось, что каждый будет работать с энтузиазмом и удовольствием, занимаясь любимым делом по призванию.

Так всю жизнь работаю я и многие мои коллеги и знакомые.

И масса незнакомых мне людей, среди которых физики и художники, певцы и композиторы, бухгалтеры и столяры, садовники и швеи, кутюрье и… даже домохозяйки.

Они творцы, и видят свое призвание в совершенстве создаваемого ими. Они счастливые люди. Их кредо – безупречность, а только безупречная работа, по большому счету, имеет смысл. Большинство из них не связывают свой труд с наживой. Все эти люди уже сегодня могли бы жить при коммунизме. Они реализовали своим трудом первую часть формулы «от каждого по способностям».

Вторую часть «каждому по потребностям» теоретики коммунизма на подготовительном этапе (строительстве социализма – первой стадии коммунизма) предложили временно заменить на «каждому по труду», а потом по мере развития социализма на «каждому по возможности». Это формулы социализма.

Я – счастливый человек, я всю свою (!) жизнь прожил при коммунизме, моделируя её по главной формуле его в обеих частях. Как? Очень просто. Я самоотверженно работал конструктором, а свои потребности сознательно ограничивал теми возможностями, которые мне предоставляло государство. Оно дало мне квартиру, возможность без очереди (в1976 г. ! за заслуги перед Автопромом) купить машину за деньги, которые мне платили за изобретения, плюс бесплатное образование и медицина, раз в три года я ездил в санатории, во время отпусков я с семьей всегда отдыхал на море, имел возможность путешествовать на Камчатку, Командорские острова, Японское море, Балтику, Байкал…

Сейчас в условиях капитализма мои коллеги не имеют такой возможности.

Для реализации второй части формулы без самоограничения нужно еще многое. Но об этом дальше.

 

Поговорим о потребностях.

А кто собственно будет определять эти потребности?

Действительно кто? Это же о наших потребностях идет речь в формуле коммунизма. Разве не мы сами их определяем повседневно? Нам нужно есть, одеваться, спать, развлекаться и т. д. В древности толпа определила свои потребности так: «хлеба и зрелищ!». И все! Больше они ничего не просили. Тогда простые люди были неприхотливы в быту. Жили вблизи скота и подобно ему. Природа юга не требовала сложных жилищ и коммуникаций. Трудоемким процессом была доставка воды – придумали водопровод, «сработанный еще рабами Рима». У знати потребности были иными. Вот тут мы подходим к прямой зависимости человеческих потребностей от… особенности личности.

Ох уж эти «особенности»!

1.                  В маленьком первобытном племени потребность у большинства утолить голод и… чтобы их не трогали. Но есть среди них и тот, кому нужна власть над ними, и ради этого он не дает покоя, ни себе, ни им. Желание выдвинуться, подняться над другими путем «опускания» их, жажда унижения соплеменников. Патологическое честолюбие и тщеславие требуют поклонения. От этой отправной точки исходят карьеризм, войны, империи, да и вся история человечества. Эта потребность от особенности психики.

2.                  Попадают провинциалы в столицу на день-два – разбегаются кто по магазинам и базарам, а кто – по театрам и музеям. Отчего разные потребности? От воспитания.

3.                  Разные потребности в пище: я люблю молоко, моя жена его пить не может – желудок не принимает. Причина пищевых потребностей – особенности организма.

4.                  Многие потребности рождаются развитием технологий и бизнеса. До XIV-XV веков в Европе не знали мягких стульев и кресел. Трон Ивана Грозного из слоновой кости был жестким как табуретка. Сейчас век мобильных телефонов, компьютеров, ванн джакузи, ортопедических матрацев и прочих достижений комфорта и удобств, рожденных творческой фантазией человека. О многих завтрашних наших потребностях мы даже не догадываемся сегодня. Эти потребности нам внушают реклама и общественное мнение. Их можно назвать: как у других.

5.                  Есть и обратная потребность: как ни у кого (!). Построили художники, архитекторы и строители невиданный по красоте храм в Новгороде или знаменитый Тадж-Махал, а заказчики князь и шах велели одних зодчих ослепить, другим руки отрубить, чтобы не смогли больше никому такую красоту построить. Как ни у кого!!!!

Таковы мы – люди. И какие же мы все разные!

Я здесь специально не стремился охватить все «особенности», да это и невозможно, ибо бесконечен их ряд, определяемый психофизиологическими причинами.

 

Один мой знакомый Андрей Жолдаков (канд. хим. наук, Киев) писал: «Следует с грустью признать, что человек в первую очередь является биологической системой. Система эта далеко не совершенна, поэтому воспитанием ее можно несколько модифицировать, улучшить, но до коммунистического идеала ей будет еще очень и очень далеко. Есть, конечно, люди, у которых развиты творческие, исследовательские потребности, с детства испытывающие тягу к знаниям, есть люди с альтруистическими потребностями, инстинктами, которые характерны не только для человека, но и для многих других стадных и стайных животных. (Пчелы, муравьи? – А).

Но часто человек пытается выделиться не собственными достижениями, а уровнем своего потребления, повысить свой престиж за счет демонстрации своих материальных возможностей. При этом потребление, превращаясь в своеобразный спорт, игру, выходит далеко за рамки разумного. Без переделки биологической природы человека общество всегда будет сталкиваться с попытками антисоциального поведения.

Можно, конечно надеяться, что в будущем наука найдет способ, как превратить всех людей в близких к идеалу существ, но когда это будет, и будет ли. Поэтому разговоры о возможности коммунизма следует отложить на далекое-далекое завтра.

Что же касается борьбы с консьюмеризмом (здесь излишнее потреблениеА), то она безусловно необходима, но успех в этой борьбе может придти не в результате принуждения, а только тогда, когда резко повысится культура всего народа, когда престижными станут не степень потребления и умение «хапнуть», а стремление помочь другим людям и принести пользу сообществу людей. Достичь этого можно только воспитанием, и можно надеяться, что это достижимо примеров такого поведения людей в отдельных коллективах уже можно найти сколько угодно».

 

Как видим, именно в потребностях и тонет идея коммунизма, потому что его не хотят допустить ТЕ, У КОГО ПОТРЕБНОСТИ БЕЗГРАНИЧНЫ. Возможности тоже. Они требуют: «Утопить Утопию

 

Итак, прощай коммунизм.

А есть ли другая идея с благоприятной перспективой? Мне кажется, что есть.

Но об этом чуть позже.

 

PS: Нет ничего страшней невежества. Люди судят сейчас о коммунизме со слов его врагов. Капиталисты и мироеды, паразитирующие на труде простого люда, распространяют негативную информацию о коммунизме, потому что боятся, что он уравняет их с остальными. Они не хотят быть равными нам и мыть свои унитазы. "Желание выдвинуться" – одно из основных побудительных мотивов по Фрейду, заставляет их лезть наверх по трупам. Поэтому информация о коммунизме сильно искажена – его отрицательные стороны, как это ни парадоксально, ищут и в СССР, где, как известно, коммунизма и в помине не было, а была только декларируемая мечта. Враги коммунизма идут на любой подлог (ухабы и колдобины ассоциируя с автобаном), среди них не только западные магнаты, но и бывшие наши алчные партаппаратчики, которых коммунистами называли по недоразумению.

 

Обратите внимание на то, как даже здесь в комментариях простые наши собратья, ЖЕЛАЯ ВЫДВИНУТЬСЯ, сплошь и рядом УНИЖАЮТ ДРУГИХ.

 

Давайте учиться быть ЛЮДЬМИ.

Коммунисты, вперед!

Онанизм победил любовь?

Шустер решил спасти Украину и предлагает создать Министерство секса! Ура!

И никто не возразил…

 

«Эй, онанисты, кричите Ура!

Ваши условия налажены,

к вашим услугам – любая дыра

вплоть до замочной скважины». (В,Маяковский)

 

Задумываются ли сейчас люди, что любовь ушла на задний план в отношениях мужчины и женщины?


Страшно подумать, но сейчас то, что раньше стыдливо, стесняясь, называли ОНАНИЗМОМ, стало фактически основным видом многообразного удовлетворения похоти и вообще отношений между полами.
Имеют ли "виды секса" что-либо общее с любовью?

 

"Дуньку Кулакову", "шаловливые ручки" дополнили другие части человеческого тела, эротические массажи, вибраторы, однополая "любовь".

Половой бизнес. Что это? Это  –  ОНАНИЗМ.  Женщина - машина "любви", брак по расчету, порно, стриптиз –  «спортивно-талантливое» возбуждение похоти.

Если не хочется – виагра поможет. Бизнес – одна таблетка – 100 грн.

 

 Задумайтесь, оцените критически, и будьте честными – это просто удовлетворение похоти - ИЗОЩРЕННЫЙ ОНАНИЗМ.

 

Бизнес онанизма победил любовь. Одна дама сказала в СССР:

«Секса у нас нет!» Слава ей!

Задорнов пояснил её слова: «у нас не было секса, у нас была Любовь». Слава ему!

 

Верните любовь. Верните ЛЮБОВЬ на вершину человеческих отношений. Очистите её от всего, что к ней липнет.

Я был в Верховной Раде 11.01.2012 г.

В этот день Верховная Рада начала работу с рассмотрения оппозиционных законопроектов.

В итоге Рада  не приняла законы о моратории на повышение цен и тарифов на ЖКУ, моратории на закрытие общеобразовательных учебных заведений с украинским языком обучения, о разрешении украинцам варить самогон и др..

Верховная Рада также отказалась установить 25% ежемесячную надбавку к зарплате медиков, фармацевтов, учителей и работников культуры, предложенную оппозицией в пику решению Кабинета Министров в 2012 году поэтапно повысить должностные оклады работников бюджетной сферы в среднем на 19%, по которому в январе должностной оклад учителя высшей категории повысится на 150 гривен, в декабре - на 287 гривен; оклад врача-хирурга 1 категории в январе повысится на 157 гривен до 1 755 гривен, в декабре - на 307 гривен до 1 905 гривен. В среднем за год, по словам премьера, зарплата служащих этой категории повысится на 400-500 гривен.

А в 15:00 начались парламентские слушания на тему: Этнонациональная политика Украины: достижения и перспективы.

Первым выступил министр культуры Кулиняк М.А. Говорил о необходимости диалога (?), господдержке нацменьшинств, учете региональных языково-этнических проблем, очень много о религиозных отношениях, историческом видении культурно-этнических проблем, но больше всего о поручении Президента разработать закон о возвращении собственности и культовых сооружений религиозным организациям, которым они принадлежали до национализации. 20 минут общие слова. Ни одной актуальной проблемы и главное – конкретных предложений. Нужен диалог и организации, которые этим будут заниматься. Все.

А оказалось, что таких организаций уже уйма, и выступали от греков, евреев, молдаван, татар, армян, и других этно-политических федераций, объединений, институтов, кафедр, комитетов, ассоциаций, союзов, координационных советов… это при том, что у нас есть Министерство социальной политики… Кое-кого можете увидеть на снимках ниже.

 

Всего выступило 27 человек в том же духе. Но самое интересное, что в поддержку русского языка были приглашены и подготовлены выступающие, но им слова не дали. Ни одному. В целом говорильня произвела удручающее впечатление.

Потребитель и творец на пляже

Отдых бывает активным, пассивным и творческим. Я взял эти кадры из видеоролика K-ATRIN, посвященного американской поп-певице Anastacia Lyn Newkirk. Цель: показать, что творчество свойственно человеку изначально безо всякой корысти, и появилось задолго до появления товарно-денежных отношений. Исток его в желании сделать что-то полезное, красивое, радующее людей. Радующее, то есть дающее радость, без которого невозможно счастье. Творчество делает счастливыми многих людей и самого творца. Всех творцов, и композиторов, и архитекторов, и художников, и инженеров. И миллионы людей для которых они творят, не рассчитывая на то, что когда-нибудь услышат от них слова благодарности. Сознание того, что он сделал доброе дело, делает творца счастливейшим из людей. Каждый человек должен быть творцом. Будьте счастливы!

Это иллюстация разнообразия отдыха людей на мой взгляд интересная. Однажды на берегу Черного моря на пляже я сделал из песка скульптурную группу морских котиков. Несколько дней дети и родители приходили посмотреть на них, распрашивали меня об этих животных, и радовались, а потом кто-то ночью попрыгал на них ногами и уничтожил. Почему? Не знаю. А вы не догадываетесь?

Наша новая культура-скульптура

 

Royal Canin сделал нам действительно Королевский подарок. Подарок Королевского Canin (не знаю перевод) от Наташи Королевой о том как понимают свой смысл жизни в Испании. Великолепная статья. http://blog.i.ua/user/1103132/879471/

Там же есть ссылки на другие её статьи «Крушение кредитного рая», «Воспитание в Испании», «В Лондон не хочется», «Не хочется и во Францию», «Германия вымирает»

Статья заставляет задуматься, что теперь конкретно мы все должны делать для того, чтобы наши люди знали свой (!) смысл жизни. Его надо четко сформулировать и сделать достоянием нашей культуры и образования. Судя по комментариям к моим публикациям о смысле жизни многие "наши" соотечественники уже усвоили "их" бессмыслие. Не остановим эту агрессию - сами превратимся в жвачных животных. Наше "искусство" уже отражает результат. В киевском культурно-художественном и музейном центре "Мистецький Арсенал выставлены работы 40 передовых современных украинских мастеров. Писающих мальчиков в Мыстецьком арсенале имени В.А. Ющенко (главный патрон) видели? Вот теперь наше национальное лицо. Смотрите.

Страницы памяти

Я продолжу публикации по теме о СМЫСЛЕ ЖИЗНИ, счастье, идеалах и человеке будущего. Цель - искать и собирать единомышленников для распространения идей совершенствования мира. Уверен, что этот разговор нужен, чтобы понять, где счастье зарыто. Знаю, найдем. Всем надо искать и реализовывать методы развития и внедрения прогрессивного смысла жизни, и сделать его необходимым, как воздух, с детства. Это должно стать элементом культуры, образования.

Было бы здорово, если бы мы в Украине впервые в мире поставили это на государственный уровень.

Что надо для этого делать? Многое. Главное, в образовании не убить начетничеством сказку, мечту о всеобщем счастье, и "сказку сделать былью"! Для этого рожден человек. В этом его смысл жизни.

А пока…

Страницы памяти

Я просматриваю старые фотографии и вспоминаю Казахстан, Целиноград, Атбасар, речка Сар Карама... 1957 год. Снимки старые любительские. Я со студенческим отрядом на уборке урожая. Достал фотографию, где я впервые верхом на коне в казахской тюбетейке скакал галопом по казахской ковыльной степи. Вот она. 

А сам я был такой шутник тогда, как на нижних фото. Я не был пьяницей никогда, и стреляться не собирался. Но эти снимки сделаны в шутку в общежитии института и на военной кафедре именно тогда в 1957 году. 

Эти снимки я сейчас сосканировал и Вы сможете их увидеть. Я не показывал их никому более 50-ти лет. Вот на что меня подвигнул интернет. Спасибо технике!

Я уже фактически начал цикл «Страницы памяти» статьей о Жарове и надеюсь его продолжать. Призываю всех публиковать свои воспоминания.

Идеал счастья. Каждому – своё.

Идеал счастья.  Каждому – своё.

       Я много перечитал трудов философов, теологов, социологов по этой теме. В горах профессионального словоблудия лишь 1 % написанного стоило бы сохранить для чтения. Идеал человека – идеал государства –  идеалы научности – идеал красоты – идеалы фамусовского общества – идеалы духовной красоты и счастья ... Из всего прочитанного сделал вывод:

Идеал счастья  вершина системы человеческих идеалов.

 

       Нравственная высота идеалов 17-18 веков в 19 веке стала падать по причине того, что идеалы эти не получали развития и воплощения на государственном уровне, вызвав широкое развитие нигилизма. Власть жила по своим законам, а идеалы служили ей только для разобщения и ослабления управляемой ею толпы. Такие милые идеалы, как свобода, равенство, братство, доброта, милосердие и справедливость исключают насилие и жестокость, объявляя их позорными. Идеалы ослабляли жажду власти, сделав главные средства ее достижения непопулярными. Идеалист не признавал насилия, и, следовательно, не мог угрожать власти. Поступки этих высоконравственных людей были легко предсказуемы, и потому не представляли опасности для власти.

       Ницше не даёт объяснения почему стремление к действительно прекрасным идеалам не приводит к их победе и торжеству, а приходит к неожиданному заключению: «Я исполнен подозрения и злобы к тому, что называют «идеалом». Ожидая от идеала какого-нибудь «прогресса», неизменно впадают в заблуждение: до сих пор победа идеала всякий раз была движением вспять». И сам подтверждает, что идеалы просто используются властью в иных целях: «Христианство, революция, отмена рабства, равенство прав, филантропия, миролюбие, справедливость, истина все эти великие слова имеют цену лишь в борьбе, как знамена, не как реальности, а как пышные наименования для достижения чего-то совсем иного (даже противоположного!)».

       Если все идеалы не что иное, как сознательная ложь, придуманная для нашего закабаления, то почему так не хочется с ней расставаться? Да просто потому, наверное, что это не совсем ложь. Идеалы должны знать свое место: их место низы. И следуя этим идеалам, то есть относясь друг к другу так, как они учат, мы, то есть низы, можем сделать нашу жизнь лучше. На своем уровне.

       У Власти – свои, совершенно другие «идеалы». Это ничем не ограниченное владение собственностью. Правда, размеры собственности, увы, ограничены размерами земного шара (пока?).     

       Это идеальные рабы, неприхотливые, послушные, трудолюбивые и преданные. Это жестокость и сила, охраняющая безграничную власть над всем и всеми. Это приятные и вовсе не бесполезные для власти преклонение и страх перед Нею. Это и обладание самым-самым лучшим, красивым, неповторимым. Вспомните русского удельного владыку, которому построили великолепный храм, а он, восхищенный творением зодчих, приказал ослепить их, чтобы они не смогли построить лучший или такой же другому владыке. Этот исторически достоверный эпизод воссоздан Андреем Тарковским в его фильме «Андрей Рублёв». Блестяще передана и атмосфера страха, в которой жили тогда люди. Страх, с экрана вползающий в души зрителей и заставляющий их не просто сопереживать, а убеждающий их в соучастии в происходящем.

       Не правда ли, идеалы власти и низов не просто сильно отличаются, они противоположны, как полюса магнита. И это естественно, ведь власть и низы находятся на противоположных концах человеческой иерархии.

Промежуточные звенья этой иерархической лестницы, то есть люди среднего социального уровня, вынуждены руководствоваться идеалами и верхов и низов, смешанными пропорционально в соответствии с занимаемым положением, то есть близости к тому или другому полюсу.

 

        Посмотрите на горизонтальную среднюю линию, пересекающую прямоугольник. Она относится к среднему человеку, умеренно честолюбивому, желающему проявить свои способности и таким путем возвыситься над другими (затемненный участок), и в тоже время, в равной степени обладающему сдерживающими свойствами, которые уравновешивают стремление вверх зависимостью его от идеалов равенства, взаимопомощи, милосердия, доброты, человеколюбия (светлый участок).

       Шан Ян писал: «В те времена, когда возникли небо и земля и появились люди, ...люди уже стремились к превосходству над другими и пытались подчинить друг друга силой. Была смута, были споры, пока мудрые не установили справедливые меры и не привили народу бескорыстие и человеколюбие (низам – А), отвергли любовь к родственникам и установили почитание мудрых. Путь человеколюбивых – любовь, а Путь мудрых – стремление превзойти друг друга... но когда появляется государь, исчезает нужда в мудрых». Вдумайтесь в эти слова.

       Спасибо Шан Яну, он назвал низы человеколюбивыми, а стремящихся подчинить друг друга силой – мудрыми.

Да здравствует Государь, при котором исчезает нужда в мудрых! 

 

       Личные идеалы заменялись массовым идеалом, воплощенным в вожде и в других «ценностях».

 

       Да, людей с аналитическим умом и независимым мышлением, способных противостоять стадному чувству, не принимающих внушаемую ложь, немного. Власть это знает и не боится их. Они легко поддаются другим методам контроля и управления:

·      одних просто покупают должностями и привилегиями;

·      другие идут на компромисс ради душевного покоя, не желая вызывать огонь на себя, быть белой вороной;

·      третьи из чувства ответственности соблюдают дисциплину, считая, что худой мир лучше доброй ссоры;

·      четвертые мирятся с лживой оболочкой ради интересов любимого дела и сохранения коллектива.

Тех же, кто не приспосабливается к окружающим условиям, не желает предавать свои идеалы, кто готов положить свою голову ради истины, ради людей, остается так мало, что их просто не услышат. А пытающиеся быть услышанными в таких условиях должны быть одержимыми, что всегда дает возможность отнести их к ненормальным, тем более что это так и есть или близко к тому.

 

Максим Горький писал: "Когда природа лишила человека его способности ходить на четвереньках, она дала ему в виде посоха — идеал! И с этой поры он бессознательно, инстинктивно стремится к лучшему — все выше! Сделайте это стремление сознательным, учите людей понимать, что только в сознательном стремлении к лучшему — истинное счастье..."

 

Что мы можем и должны сделать для приближения к счастью?

Всё, что вам покажется способным украсить вашу жизнь и жизнь окружающих, превращайте в ритуалы.

Всё, но только относящееся к идеалам низов!

Диаграмма распространения идеалов верхов и низов — прямоугольник, разделенный диагональю на темную и светлую половины.

Темный участок – алчность власти, жестокость и насилие, внушение страха и жажда преклонения перед собой.

Светлый – свобода, равенство и братство, доброта, милосердие и справедливость, взаимопомощь и человеколюбие.

Идеалы верхов расцветают и плодятся в низах в первую очередь на почве низкой культуры там, где счастье находят только в алчности и подавлении других. Идеалы низов – это высота человеческого духа. Следуя этим идеалам, то есть, относясь друг к другу так, как они учат, мы, то есть низы, можем сделать нашу жизнь лучше. На своем уровне.

Таким образом, диаграмму можно изменить, потеснив темное в угол, где ему и место.

       Диагональ прямоугольника соотношений темных и светлых идеалов нашими усилиями можно искривить так, что светлое поле потеснит темное.

Круг борющихся за власть сузится. И тогда просвещенное человечество будет свидетелем того, как власть и сама, наконец, осознает бессмысленность своей многовековой борьбы за мировое господство. Она откажется от власти собственности и насилия и тоже будет счастлива,

...узнав, в конце концов

о том, что, так или иначе,

поэт неслыханно богаче

всех богатеев, всех купцов!

(Л. Вышеславский)

 Боже, храни королеву!

 

Но что такое счастье?

Каких только определений я не встречал! Все они были далеки от моего понимания. Маркс, например, сказал: «Счастье – это борьба». Бред. Я сижу дома в кругу семьи, все в сборе, все здоровы, обсуждают свои проблемы, готовят обед, никто со мной не борется, а я тихо радуюсь. Я счастлив!

Счастье – это такое психофизическое состояние человека, которое отражает удовлетворенность жизнью при достижении целей или осуществлении желаний. Оно уходит на второй план, когда вас постигает горе или неудачи, но возвращается сразу, как только вы с ними справитесь. В марксовой борьбе счастьем может быть только победа. Счастье победы связано с большими усилиями, направленными на её достижение, а порой и с несчастьем других. Но в обычной мирной жизни счастье зависит от вашего внутреннего психофизического состояния и от ваших жизненных претензий в большей степени, чем от внешних условий.

 

Ваше счастье зависит от вас.

Искорените в себе зависть, научитесь реалистично мечтать, оцените правильно свою личность и свои силы и соответственно им выбирайте цели – это первые условия счастья.

РЕЛИГИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ

Проф. Дулуман Е.К. – доктор философских наук,  кандидат богословия

РЕЛИГИЯ О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ. http://www.ateism.ru/talk/talk03.htm

 

Проблемы смысла жизни занимают доминирующее по значению место в каждом мировоззрении: индивидуальном и общественном, философском и религиозном... И если это мировоззрение более или менее системно завершено, то в нем всегда есть место для доброжелательных уступок требованиям всех трех сторон структуры природы человека, – биологической, социальной и личностной. Проиллюстрируем это на примере библейского учения о смысле жизни человека, положенного в основу мировоззрения верующих христиан (Ветхий Завет и Новый Завет) и частично – верующих иудеев (Ветхий завет или Танах).

 

Библия о физико-биологическом смысле жизни человека

 

В Библии, особенно в части Ветхого Завета, имеется много указаний о том, что смысл жизни человека в удовлетворении своих физико-биологических потребностях и воспроизводстве себе подобных. Именно этот смысл заложен Богом в человека еще в момент его создания.

 

Так, создав человека, "мужчину и женщину сотворил их. И благословил их Бог, и сказал им Бог: "Плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею" (Бытие, 1:27-28). Для того, чтобы люди выполняли свое предназначение "оплодотворятся и размножаться" Бог дает им "всякую траву, сеющую семя... вам сие будет в пищу" (1:29); Потом Бог насадил для первых людей сад в раю. "И заповедал Господь Бог человеку, говоря: "От всякого дерева ты будешь есть" (2:16). Правда, Бог от людей требует исполнения некоторых его собственных предписаний: не есть плодов из древа познания добра и зла (2:17), а потом приносить ему жертвоприношения, отдыхать в субботний день и тому подобной. Но Библия не говорит о том, что смыл жизни человека в исполнении божьих предписаний. Исполнение предписаний угодно Богу, нравится Ему самому, Богу. Если стать на точку зрения самого Бога, то, выходит, Бог создал людей не столько для того, чтобы сами люди наслаждались радостями своей жизни, но и своим поведением чтобы приносили радость самому Богу, то есть своим поведением люди должны делать жизнь самого бога осмысленной. Бог сделал людей для своих собственных целей, как то мы заводим домашнюю живность, возлагаем на себя заботы об этой живности вовсе не для того, чтобы эта самая живность приобрела смысл своему существованию, а для того, чтобы служила нашему смыслу жизни: снабжала нас яйцами, молоком, мясом, возила нас на своем горбу, перетаскивала тяжести или еще каким-либо образом ублажала нас. Люди от Бога, а домашняя живность от человека взамен своему служению/использованию получает от Бога/человека определенные блага: еду, кров, защиту от хищников, лечение и так далее.

 

Библия полна наставлений о том, что за послушание Богу люди получают обилие материальных благ, здоровье долголетие, а за нарушение божьих предписаний – караются материально-биологическими недостатками, болезнями, смертью, лишением потомства. Съели люди запрещенный плод из древа познания добра и зла – их изгоняют из рая и осуждают на неприятный труд: "Со скорбью будешь питаться от земли во все дни жизни твоей"; "В поте лица будешь есть хлеб свой"; а в ответ на твой труд земля тебе будет выращивать не зерно, а "терние и волчцы произрастать она тебе" (Бытие, 3:17-19). Забыли Бога и начали молиться изготовленному своими руками истукану – Бог приказывает умертвить 30 тысяч израильтян (Исход, глава 32)...

 

В Новом завете тоже не забыта материально-биологическая природа человека. Христос, например, делает чудеса для того, чтобы насытить голодную толпу людей хлебом и рыбой, исцеляет больных, воскрешает умерших. Апостол Павел говорит: "Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее" (Ефесянам, 5:29). Исходя из библейских текстов, кальвинисты, пуритане и ряд других протестантских вероисповеданий учили, что материальное благополучие и богатство является видимым свидетельством благоговения Бога к данному человеку. А свидетели Иеговы учат, что в час своего Второго пришествия Иисус Христос уничтожит всех людей и устроит царство божье на земле. В этом царстве свидетели Иеговы будут жить в условиях изобилия материальных благ, без болезней, без смерти в радость себе трудиться, жениться, оплодотворяться, рожать детей.

 

Наряду с этим Библия, особенно в ее новозаветной части, резко выступает против того, чтобы человек видел смысл своей жизни в материальных благах. Апостол Павел пишет: "Но скажу вам, братия, что плоть и кров не могут наследовать Царства Божия" (1-ое коринфянам, 15:50). Новый завет резко и недвусмысленно осуждает тех, кто смысл своей жизни видит в удовлетворении своих материально-биологических потребностей: "Они, – пишет апостол Петр, – как бессловесные животные, водимые природою, рождены на уловление и истребление, злословя то, чего не понимают, в растлении своем истребляться. Они прельщают неутвержденные души; сердце их приучено к любостяжанию. Это – сыны проклятия... им приготовлен мрак вечной тьмы." (1-ое Петра, 2:12-17) А поэтому апостол Иоанн призывает: "Не любите мира, ни того, что в мире. Кто любит мир, в том нет любви Отчей. Ибо все, что в мире, – это похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего. И мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Бога пребывает во век." (1-ое Иоанна, 2:15-17). Новый завет призывает людей "обуздывать свою плоть", пренебрегать материально-биологическими потребностями: недоедать, недосыпать, истратить жизнь на вымаливание себе Царства небесного, во имя которого нужно стать нищим, плачущим, преследуемым ( Матфея, 5:3-12; Луки 6:20-29); продать свое имущество, раздать его бедным, а самому стать странствующим бомжем (Матфея, 19:21); не жениться и оскопить (кастрировать) себя во имя Царства небесного (19;10-12) и так далее.

 

Религия о жизни во имя общества, во имя других людей:

 

Религиозное мировоззрение присуще отдельному человеку, но вместе с тем оно приобретает общественное значение и общественное содержание, становясь таким образом религией. В качестве общественного феномена религия порождается общественным сознанием и отражает последнее, общественное сознание, в своем концептуальном содержании. В принципе, религия не может быть враждебной обществу и общественной природе человека, ибо в противном случае она разрушала бы общественную жизнь и таким образом вела к уничтожению человека. Подчеркнем, что это присуще религии только в самом общем принципе, что вовсе не исключает наличие в той или иной конкретной религии, в тех или иных частностях любой религии антиобщественных идеологических элементов.

 

В силу сказанного во всех без исключения исторически давних религий именем Бога освящаются основные элементы так называемой общечеловеческой морали, необходимость подчинения личных интересов интересам общественным, интересам других людей; осуждается эгоизм, шкурничество и все то, что разрушает общество и общественную жизнь. Опять проиллюстрируем это на примере библейского учения иудейской и христианской религий.

 

Ветхий Завет считает еврейский народ народом богоизбранным. Ему Бог дал заповедь: "Люби ближнего твоего, как самого себя" (Левит, 19:18); "Не произноси ложного свидетельства на ближнего своего" (Исход, 20:16; Второзаконие, 5:20); "не обманывай ближнего" (Левит, 6:2); "не ложись с женою ближнего своего" (Левит, 18:20),"не обижай ближнего", "по правде суди ближнего", "не восставай на жизнь ближнего", "не нарушай межи ближнего", "клевещущего на ближнего изгони вон". Но действие всех эти заповеди ветхозаветный Бог ограничивает рамками своего богоизбранного народа. Именно для этого народа библейский Бог дает заповеди "Не убий", но убивать со всевозможными жестокостями людей других народов этот же Бог называет добродетелью (Числа, 31:1-18; Судей, 6:16;7:2-22; 1-ая царств, 5:8; 2-ая царств, 12:26-31); "Не укради", но советует перед входом из Египта обворовать египтян (Исход, 3:21-22; 11:3; 12:35). Кроме благоденствия библейский Бог постоянно уничтожает свой избранный народ по всякому поводу и без повода: за пляски вокруг золотого тельца приказывает единомышленникам Моисея убить 3.000 единоплеменников (Исход, 32:27-29); за любовь израильтянина к иноплеменнице- мадиамитянке Бог уничтожает 24.000 евреев (Числа, 2:9-9); за неосмотрительность царя Давида – 70.000 (2-фя царств, 24:15). Бог неоднократно приказывает "забивать до смерти стариков, жен и детей", если у них не видно грусти на лицах (Иезекииль, 9:5-6); "каждому убивать брата, сестру и родственников своих" (Исход, 32:27); заставляет народ "есть плоть сыновей своих и плоть дочерей своих" (Левит, 26:29; Второзаконие, 28:53).

 

В Новом завете устами Иисуса Христа заповеди общественного поведения ветхозаветного Бога распространяются на поведение людей всех народов (Матфея, 7:12; Луки, 6:31). В основе общественного поведения человека, по учению Нового завета должна быть любовь до всех членов коллектива, в том числе и до личных врагов своих. "Любите врагов своих!", "Не противьтесь общественному злу". Высшим показателем любви к обществу и к ближним своим Христос усматривает в готовности умереть за них. " Нет большей любви, чем положить душу за други своя (Иоанн, 15:13). Сам Сын Божий умер из-за безграничной любви к людям. "Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына своего единородного, чтобы всякий верующий в него не погиб, но имел жизнь вечную" (Иоанна, 3:16). Причем Иисус Христос принимает смертные муки не по принуждению, а добровольно (Иоанна, 10:18; 1-ое Иоанна, 3:16). Он резко осуждает тех пастырей (общественных руководителей), которые по найму, за деньги, к своей выгоде берутся пасти овец, то есть служить народу. В назидание Христос рассказал своим слушателям такую притчу: "Пастырь добрый жизнь свою полагает за овец своих. А наемник – он не пастырь, потому что ему овцы не свои. И когда он видит приходящего волка, то оставляет овец и убегает. А волк терзает овец и разгоняет их. А наемник убегает, потому что он и есть наемник, который не заботится об овцах" (Иоанна, 10:11-13).

По рассказам Евангелия от Матфея Иисус Христос на страшном суде будет навечно награждать и навечно наказывать людей по их отношению к ближним своим, то есть к обществу в целом.

В книге Деяний святых апостолов рассказывается, что первые христианские общины под руководством непосредственных учеников Иисуса Христа, апостолов, были организованы, как мы сказали бы сейчас, на основах потребительского коммунизма. Принявшие христианство верующие, "душ около триста", "все были вместе и имели все общее" (Деяния, 2:41, 47). А когда принявшие крещение Ананий и Сапфира продали свою землю, но не все деньги "положили к ногам апостолов", то "за утайку " Анания и его жена Сапфира "пали бездыханными... И великий страх объял всю церковь" (Там же, 5:1-11)."

 

Религия о личностном смысле жизни.

 

Религиозное мировоззрение не оставляет вне своего внимания и личностный аспект смысла жизни человека. Продолжим рассмотрения этой проблемы на примере христианской религии.

 

Насколько нам известно, из всех религий мира христианство в вопросах смысла жизни культивирует среди своих последователей наибольшую меру крайнего индивидуализма. Оно учит верующих видеть смысл жизни исключительно в спасении своей души, и только своей души. А спасение души христианская религия истолковывает как вечная жизнь в небесном раю, куда человек всеми фибрами своей души должен стремиться. Во имя спасения своей души, своей личности, человек, по христианскому вероучению, должен пренебречь своими материально-биологическими потребностями. "Какая польза человеку, – говорил Христос, – если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Какой выкуп даст человек за душу свою? (Матфея, 16:26; Марка 8:36-38). Свое учение о смысле жизни Иисус Христос проиллюстрировал такой притчей:

16. У одного богатого человека был хороший урожай в поле.

17. И он рассуждал сам с собою: "Что мне делать? Некуда мне собрать плодов моих. "И сказал: "Вот, что сделаю: сломаю житницы мои и построю большие. И соберу туда весь хлеб мой и все добро мое.

18. И скажу душе моей: "Душа! Много добра лежит у тебя на многие годы. Покойся, ешь, пей, веселись."

20. Но Бог сказал ему: "Безумный! В сию ночь душу твою возьмут у тебя. Кому же достанется то, что ты заготовил?" (Евангелие от Луки, глава 12).

 

Во имя спасения своей души Новый завет призывает верующих "ненавидеть мир и то, что в мире". Больше того, христианская Библия призывает чуждаться всех тех, кто верит не так как они. "Кто не с нами тот против нас", – говорил Иисус Христос (Матфея, 12:30). Обращаясь к своим последователям, Христос рекомендовал спасать свою душу даже ценой ненависти ко всем ближним. Он говорил: "Не всякий Меня достоин. (То есть, не всякий спасет свою душу, не всякий попадет в небесный рай, не всяким сможет прожить осмысленную жизнь. – Е.Д.). Меня достоин только тот, кто возненавидит отца своего и мать свою и всех ближних своих ради имени моего. А кто любит отца или мать, жену или детей, братьев или сестер или кого-нибудь из ближних больше, нежели Меня, тот Меня не достоин" (Луки, 14:26,33; 18:29-30; 12:51-53; Матфея, н8:21-22; 10:37; 23:9).

 

Мы привели всю палитру христианского учения о смысле жизни. А выбор конкретных ответов на смысл жизни каждый верующий и каждое христианское вероисповедание находят свои. Таким образом, Библия только отобразила противоречивость ответов на смысл жизни, но так и оставила выбор конкретного ответа за верующим, за церковью, за вероисповеданием.

 

* * *

Наряду с изложенным выше в каждой религии непременно указывается, что смысл жизни человека заключается исключительно в служении Богу, в выполнении всех его предписаний. Так в трактате современного мусульманского богослова Абу Аля Аль-Маудуди пишется: "По своей природе и предназначению человек – раб Аллаха, и его единственная функция в этом мире заключается в поклонении Аллаху и исполнении Его приказаний. Человеческая жизнь имеет смысл только в том случае, если она полностью посвящена поклонению и служению Аллаху. Сам человек не имеет права определять путь своего служения и поклонения Аллаху, поскольку это функция самого Аллаха, который создал человека и сделал его своим рабом... Человек отвечает перед Господом за все добрые и злые поступки в этом мире... Смысл жизни заключается  «в стремлении человека к лицу Всевышнего Господа и в получении Его милости». Это именно тот критерий, по которому этическая система Ислама оценивает все действия человека как добрые, так и злые. Подобное определение дает человеку ориентир, которым человек руководствуется в своей жизни." (Абу Аля Аль-Маудуди. Образ жизни в исламе, стр. 9) Аналогичными заявлениями наполнен текст Библии и все христианские трактаты. Правда, вчитавшись в содержание тех требований, в которых излагается сущность самого служения Богу, мы всегда можем обнаружить в них замаскированные смысложизненные идеалы тройственной природы человека: природы физико-биологической, природы социальной и природы личностной.

 

Дулуман Е.К., 15 ноября 1999 года.

 

 

СМЫСЛ ЖИЗНИ

СМЫСЛ ЖИЗНИ

Мне иногда задают вопрос о смысле жизни. Я отвечаю. После этого говорят, что только я знаю на него ответ. Думаю, что это не так, но, тем не менее, многие затрудняются с ответом на него. А он ведь прост, правда, с моей точки зрения.

Иногда проводят параллель со смыслом жизни животных. У них он заключен в продолжении рода и сохранении вида. Самосохранение – основной инстинкт – это не только боязнь огня или любой опасности, но и генетически обусловленная непреодолимая тяга к размножению.

У людей, которые отличаются от животных более высокими умственными способностями, смысл жизни я вижу тоже более высокий. Сразу отмечу: разница умственных способностей у индивидов определяет и разницу их смысла жизни от возвышенного до непонимания его вообще.

Смысл жизни ЧЕЛОВЕКА заключается НЕ ПРОСТО в сохранении и продолжении рода человеческого, а в ОБЯЗАТЕЛЬНОЙ ЦЕЛЕНАПРАВЛЕННОЙ РАБОТЕ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ЭТОЙ ЖИЗНИ. Я вижу эту работу в достижении всеобщего СЧАСТЬЯ на основе ПРАВДЫ с помощью НАУК и ИСКУССТВ. И здесь ТВОРЧЕСТВО (!) основной элемент фундамента СЧАСТЬЯ. Это к животным уже не относится.

Творчество в технической области уже сделало жизнь людей несоизмеримо более комфортной и интересной по сравнению с остальным животным миром. Изобретение колеса, электротехники, реактивного двигателя, новых материалов, компьютеров, беспроводных коммуникаций и многих других, отсутствующих в природе устройств и технологий, изменили нашу жизнь к лучшему.

В то же время в социальной сфере сохраняются и даже культивируются неприемлемые отношения между людьми, которые не сделали человечество более счастливым, не привели к миру и согласию. Всеобщее счастье остаётся несбыточной мечтой. Почему?

Здесь уместно поговорить об идеалах, а также о философах и политиках, работающих в так называемой сфере общественных наук. Науки у нас делят на естественные (физика, химия, астрономия, география и др.) и общественные (философия, история, политология, социология и др.). Таким образом, ставя последние в ранг «неестественных». А они-то как раз ближе к естеству именно человеческих отношений. Именно они работают в области формирования наших идеалов. Но в иерархии человеческого общества есть «низы» и «верхи», у которых оказывается совершенно разные идеалы. Рассмотрения идеалов у "верхов" и "низов" показывает, что именно здесь корень конфликта, раздирающего человечество и препятствующего его совершенствованию. Здесь, а это социальное явление, а не генетическое.

Но это уже отдельный разговор.

 Продолжим его чуть позже.

 

Вы это видели?

Мне сказали, что не все видели это письмо. Я удивился, т. к. один очччень известный писатель с мировым именем сказал мне, что оно есть у всех писателей, как талисман. Я понял "талисман", как предостерегающий предмет от подобного попадания ВПРОСАК. Это разумно. У кого нет этого письма, возьмите себе на память, будет и ВАС предостерегать от капризов непредсказуемого будущего.