ГРЯЗЬ: ЗАЛИЛА ДОМА ПО САМЫЕ КРЫШИ
(частные домики на дне оврага - А.М.)В 1961 году заслуженный машиностроитель Украины, писатель Анатолий Мозжухин работал конструктором в КБ речного пароходства. По его словам, весть о катастрофе мгновенно разнеслась по городу. Тех его коллег, чьи родственники жили в районе Куреневки, начальство сразу же отпустило с работы. Сам Анатолий Александрович оказался на месте трагедии уже вечером.
«Я поднялся на гору над больницей со стороны Кирилловской церкви, и мне все было видно как на ладони, — вспоминает Мозжухин. — Я пережил войну, побывал под бомбежками, но все равно был ошеломлен увиденным».
Весь стадион «Спартак» и территория трамвайного парка была залита грязевой жижей. В больнице затопило подвал и первый этаж. Поперек улицы лежал трамвай, который накрыло волной, и вездеход, который пригнали военные — он застрял в грязи. По словам Мозжухина, в 6 часов вечера 13 марта уровень воды на улице Фрунзе составлял 20—40 см. А вот частные дома, которые устояли в овраге под потоком грязи, залило по самые крыши, на многих крышах еще оставались люди. Солдаты разгребали завалы, откапывали погибших. Многие горожане хотели помочь, но их не допускали — место трагедии оцепили плотным кольцом милиции. На то, чтобы окончательно все расчистить, потребовалось несколько недель.
Газеты написали о трагедии уже на следующий день. В статьях обвиняли во всем проектировщиков дамбы, которых потом осудили за халатность. Но данные о погибших появились только через несколько дней. Сначала писали, что утонуло 50 человек, но точное число погибших, 150 человек, горожане узнали практически сразу.
«Со временем по Киеву начали ходить слухи, что погибло порядка 500 человек. Но та цифра, которую раздувают сейчас – 2 тысячи, это абсурд. Сейчас по поводу Куреневской трагедии вообще много спекуляций, но я был там и видел, как все происходило на самом деле», - считает Мозжухин.
<a href="http://www.segodnya.ua/news/14230756.html">Источник</a>
Поделился я своими мыслями по поводу «шуточной» песни Высоцкого о великом человеке и удивился реакции некоторых читателей. Разные у нас степень сопереживания и понимание текста. Разные представления об этике. Понял: разговор надо продолжить.
Вот еще пример. Народная песня о Стеньке Разине на стихи Д. Садовникова.
Из-за острова на стрежень,
На простор речной волны
Выплывают расписные,
Острогрудые челны.
На переднем Стенька Разин,
Обнявшись, сидит с княжной,
Свадьбу новую (!) справляет,
Сам веселый и хмельной.
А она, закрывши очи,
Ни жива, и ни мертва…
А дальше...
Мощным взмахом поднимает
Он красавицу-княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну.
— Что ж вы, братцы, приуныли?
Эй ты, Филька, черт, пляши!
Грянем песню удалую
На помин ее души!
Не задумываясь, с упоительным азартом добрые и даже набожные люди весело поют «и за борт ее бросает». И никому в голову не приходит, что воспевается самое тяжкое преступление: изнасилование и убийство ни в чем не повинной обесчещенной девушки! У нее отняли все: родителей, дом, честь и жизнь. Надругались и выбросили за борт, как помои. И веселенький финал: «грянем песню удалую на помин ее души». Сознайтесь, кто из вас думал об этом? У кого застряли в горле слова «песни», воспевающей «героя»? У кого язык стал колом?
Задумываются ли люди, носящие крестик или распятие, что они носят на груди, как украшение, орудие пытки и инструмент чудовищной мучительной смерти? Помнят ли они о шести тысячах рабов, распятых на юге Италии вдоль Аппиевой дороги после поражения восстания Спартака? Знают ли, в каких муках умирали под немилосердно палящим солнцем эти люди, заживо прибитые к таким крестам за сто лет до Иисуса, да и он сам? Почему не пробуждается у этих людей сочувствие к мученикам, почему сопереживание не жжет им грудь? Как по мне, так лучше бы они носили на своих золотых и серебряных цепочках виселицы. На них смерть не такая мучительная и наступает быстро.
Люди должны избавляться от стадного чувства и индивидуально оценивать все, что им преподносят, исходя из современных представлений об этике и культуре человеческих отношений, стремясь к совершенству нашего мира.
На Главной странице сайта «Личность» написано: Личность – это целеустремленный человек с определенной системой жизненных ценностей и взглядов, избранным жизненным путем и уникальным внутренним миром. Этот человек самостоятельно принимает решения, берет на себя ответственность…
Главная цель проекта «Личность»: Сформировать общество нового образца, которое бы состояло из личностей – сознательных, активных, целеустремленных и ответственных людей, ориентированных на систему морально-этических ценностей. Это великая цель.
Имеет ли она отношение к Украине?
А какова наша цель здесь? Вы над этим задумывались?
При всем уважении к автору слов «почему аборигены съели Кука, молчит наука», должен с горечью объявить о недобросовестности поэта в этом вопросе. Науке доподлинно известно из дневников членов экспедиции и последующих исследований всё, что произошло с телом великого мореплавателя. Не могу не отметить и этическую сторону, недопустимую бестактность барда по отношению к трагедии человека.
Отправляясь в 1776 г. в третью экспедицию, легендарный командир двух предыдущих своих кругосветных «путешествий», целью которых было расширение территорий Британской империи, Кук, как обычно, получил от королевского Адмиралтейства секретный пакет. В документе под названием «Секретные инструкции капитану Джемсу Куку, командиру шлюпа его величества «Резолюшн» («Решительность»), предписывалось: «...с согласия туземцев при надлежащих обстоятельствах вводить во владение от имени короля Великобритании страны, которые будут вами открыты...», а также «...всеми мерами устанавливать с ними дружбу, раздавая им подарки… и делать это надо наилучшим образом».
В феврале 1779 г., когда шел к концу третий год плавания, экспедиция работала в самом центре Тихого океана на Гавайских островах в сотрудничестве с местным населением, и ничто не предвещало грядущих потрясений. За 10 дней до трагедии лейтенант Джемс Кинг, второй помощник Кука на «Резолюшн», написал в своем дневнике: «...мы никогда еще не отваживались проявить такое доверие, какое мы проявили по отношению к этому народу».
А между тем, инструкция адмиралтейства дотошно предписывала «относиться к туземцам вежливо и уважительно, но при этом принимать меры, чтобы они не застали вас врасплох, и быть на страже, предупреждая возможные столкновения».
Именно этим пренебрег капитан в тот роковой день на западном берегу острова Гавайи, куда пристал для ремонта кораблей. Дружественные отношения с туземцами постепенно ухудшались из-за прогрессировавшего воровства, вынуждавшего англичан порой даже применять оружие. В ночь на 14 февраля прямо из-под борта второго корабля «Дискавери» («Открытие») был украден ялик. Кук отправился в селение Коуруа, где находился местный король и свита его приближенных вождей, потребовать немедленного возврата ялика. Оценив обстановку, Кук пригласил старого короля последовать за собой на корабль, на что тот, судя по всему, не зная о краже, охотно согласился. Однако другие вожди стали отговаривать его. Увидев, что короля пытаются задержать, Кук проявил настойчивость, взял старика за руку и попытался увести силой. На беду в этот момент прибежал раненый выстрелом с английской шлюпки очередной воришка. Окровавленный гаваец бросился перед королем на колени, умоляя его не подвергать себя опасности. Вид раненого привел и без того возбужденную толпу в бешенство. Кук приказал своим спутникам отходить к шлюпкам, но был остановлен парнем, вооруженным заостренной железной палкой и камнем. Угрожая капитану, он замахнулся на него, и Кук дважды выстрелил из двустволки, но перезарядить её и добраться до шлюпок уже не успел. Он упал прямо в воду, где его и добили озверевшие туземцы.
Бесстрашие индейцев перед смертоносными выстрелами противоречило предыдущему опыту англичан и оказалось для них роковой неожиданностью. Рассеянные в толпе спутники Кука не готовы были к такому повороту событий, превосходящие числом туземцы избивали их камнями и палками. Вместе с Куком погибли четыре солдата морской пехоты. Остальным четверым с серьезными ранениями удалось под прикрытием огня со шлюпок добраться до воды и отплыть к кораблям.
Уже на следующий день 15 февраля заместитель Кука капитан корабля «Дискавери» Чарльз Клерк принял командование экспедицией. Проанализировав все обстоятельства трагического инцидента, он направил к берегу шлюпки под флагом примирения, но вместе с тем, как он пишет в своем дневнике, «с хорошо подобранными и основательно вооруженными людьми под командованием лейтенантов Кинга и Барни». Это были лучшие офицеры, которым было приказано «ни в коем случае не высаживаться, но приблизиться к берегу на такое расстояние, чтобы можно было вступить в переговоры и потребовать выдачи тел наших людей, и в первую очередь тела капитана Кука». Туземцы с удовлетворением приняли мирную инициативу англичан и, побросав оружие, пообещали на завтра доставить тело капитана Кука, которое к тому времени находилось в глубине острова. К сожалению, в соответствии с обычаями островитян, тело Кука успели расчленить и раздать нескольким жрецам для ритуального сожжения. Для их возврата англичанам пришлось проявить настойчивость.
Лейтенант Кинг стал первым помощником капитана Чарльза Клерка, на «Резолюшн». Вот строки из его дневника, написанные сразу после трагедии:
«В случае если бы туземцы отказались выдать тело, я должен был им пригрозить, но мне запрещалось открывать по ним огонь, если только они не нападут на меня первыми... Я на ялботе пошел вперед под белым флагом, и сразу же на берегу раздался радостный крик. Люди, возвращавшиеся с холмов, сбросили с себя защитные циновки, положили оружие и сели. На берегу, не проявляя враждебности, нас ждала толпа, состоявшая из мужчин и женщин.
Эти дружественные проявления дали мне основания полагать, что моя миссия окажется успешной.
После... явился один вождь, который состоял в дружбе с капитаном Клерком и офицерами «Дискавери»... и сказал нам, что… тело уже в пути, но доставлено сюда оно будет только завтра утром».
«Примерно в 8 часов вечера к кораблю подошло каноэ. Было очень темно и часовые… открыли огонь… Я в этот момент был на палубе, стрельбу прекратили, причем все обошлось для туземцев счастливо... Однако они были крайне испуганы и бросились нам в ноги. Один из них был нашим большим другом и часто бывал в наших палатках. Он играл главную роль во всех жреческих церемониях и постоянно с жезлом в руках сопровождал капитана Кука, когда тот бывал на берегу; он шел впереди и заставлял всех встречных туземцев простираться ниц перед капитаном... Пришедший, пролив обильные слезы по Куку, сказал нам, что он принес часть тела капитана. Держал он её под мышкой в свертке.
Легче вообразить себе, чем описать тот ужас, который охватил нас, когда, развернув сверток, мы увидели... Человек этот сказал, что это все, что ему удалось сохранить, так как тело капитана было разрезано на куски и сожжено. Однако голова, кости и все прочее, что не относилось к туловищу, было передано Териобу и другим вождям, а та часть тела, которая лежала перед нами, предназначалась для Као (как мы полагали, он должен был произвести над ней какие-то религиозные церемонии). Као (главный жрец острова – М.) и послал её нам, поскольку мы изъявили горячее желание получить тело».
«Мы прежде никогда не пренебрегали возможностью узнать, были ли эти островитяне каннибалами. Им часто задавали наводящие вопросы, когда шла речь о здешних способах погребения покойников, и на эти вопросы неизменно следовал ответ, что тела разрезаются на части и сжигаются. В конце концов, мы прямо спросили их, не поедают ли они в некоторых случаях мертвые тела, но сама мысль об этом вызвала у них возмущение. Таким образом, все наши опросы довольно основательно убедили нас, что эти люди не были каннибалами».
«Наши люди в дни этих событий совершили много проступков, заслуживающих осуждения. В оправдание можно только сказать, что душа их была возмущена варварской расправой с капитаном Куком... И обычный матрос, пребывая в таком состоянии и чувствуя, что ему все сойдет с рук, совершает такие же зверства, как дичайший индеец. Во многих случаях не во власти офицеров было сдержать их... Одного старика, который шел со связкой кокосовых орехов и бананов, ...по счастливой случайности миновала гибель. По нему дали несколько выстрелов, но он уцелел, …а затем его связали и доставили на борт. Никогда я еще не видел выражения такого ужаса, какой был написан на его лице, и в то же время меня поразило, как внезапно лицо его изменилось, когда его развязали и растолковали, что никто его больше не тронет».
Джемс Тревенен, мидшипмен с «Резолюшн», пишет, что этот старик сам считал англичан каннибалами. Возможно, что их настойчивые вопросы на эту тему не только возмутили туземцев, но и дали основания заподозрить англичан в этом. У самих индейцев на острове было достаточно хорошей пищи, и они буквально заваливали корабли свиньями и плодами, от избытков которых англичанам нередко приходилось отказываться
«19-го Яппо (имя вождя – М.) пришел с группой туземцев... Он передал нам аккуратный сверток, покрытый пестрой шалью из черных и белых перьев (нам объяснили, что это траурные цвета). Развернув его, мы обнаружили в нем кисти рук капитана (а их можно было узнать по приметному шраму), скальп, череп без нижней челюсти, бедренную кость и кости предплечья. Плоть сохранилась только на кистях... Кости голени, нижняя челюсть, ступни не были преданы огню...».
«20 февраля. Яппо и сын короля явились на борт с останками капитана. Они принесли также башмаки и некоторые другие вещи, принадлежавшие ему... Яппо сделал все, что от него зависело, чтобы убедить нас, будто Териобу, Майха-Майха и он сам искренне желают мира, хотя многие вожди все еще остаются нашими врагами. И он, и другие островитяне с большой выдержкой говорили о своих потерях, видимо не преуменьшая их, и сказали, что 30 человек было убито, примерно столько же островитян получило тяжелые ранения. О погибших они упоминали с полным безразличием и сокрушались лишь о смерти шести вождей».
«21 февраля получили все, что у туземцев осталось от тела капитана, и его двустволку, которую, однако, они испортили. Мы попросили Яппо, чтобы бухта была объявлена табу во избежание недоразумений: мы собирались дать прощальный салют по капитану, а пушечные выстрелы могли испугать туземцев. После полудня похоронили его останки. Их положили в сундук и бросили в море».
Чарльз Клерк записал в своем дневнике в понедельник 22 февраля 1779 г.: «Вечером я предал морю останки капитана Кука со всеми почестями, какие были возможны в этой части света». Сутки спустя он отдал приказ поднять якоря и плыть на север. Свою могилу сам Клерк обрел ровно через полгода в Петропавловске Камчатском, где установлена в его честь памятная стела.
Секретная инструкция Адмиралтейства предписывала командиру экспедиции еще одно важное действие: «...Прежде чем покинуть шлюп, вы обязаны потребовать у офицеров и унтер-офицеров все вахтенные журналы и дневники, которые они могли вести в ходе плавания, и в опечатанном виде доставить эти бумаги нам...». Благодаря этому все дневники сохранились и неоднократно публиковались. Одно из последних, тщательно выверенное с оригиналами, издание было осуществлено в Англии (Кембридж) в 1967 г. под редакцией видного исследователя литературного наследства Кука новозеландского ученого Джона Биглехола (J. Beaglehole). В СССР оно вышло в 1971 г. Благодаря этим изданиям обстоятельства гибели выдающегося мореплавателя известны не только науке...
Трагическая гибель великого человека не должна была стать предметом шуточной песенки. Это норма элементарной культуры.
Умный человек может вполне прожить, не обманывая никого ни при каких обстоятельствах. Что это ему дает? Самоуважение, честь и достоинство, уверенность и покой. Вас никто не сможет уличить во лжи, подловить на обмане, упрекнуть или опозорить. Вы застрахованы от многих неприятностей, сопровождающих людей лживых, жизни которых не позавидуешь.
Бывают ситуации, когда правдивая информация может навредить говорящему. Например, чужая тайна, выданная вами, может испортить отношения с человеком, который доверил ее вам, при этом ему тоже, наверное, будет плохо, не зря же он скрытничал. Бывает ложь во спасение, когда человеку с панической психикой не говорят правду о его болезни, скрывают ее и даже лгут, оберегая его психику от предвидимой неблагоприятной реакции.
Но во всех случаях, даже когда вам стыдно признаться в собственном дурном поступке, не лгите. Можно не сказать правду, но и не солгать при этом, в тех случаях, когда вы не решаетесь, боитесь в данный момент признаться в чем-то, не украшающем вас. Тогда сделайте это позже, но не тяните. Подумайте, наберитесь сил, ума и обязательно покайтесь, вас поймут, и будут уважать еще больше за мужество и честность. Вы снимите с себя страх возможного разоблачения, с которым многие бесхарактерные люди живут и мучаются, осознавая собственное ничтожество.
Не скрывайте ничего от близких и друзей, живите открытой жизнью. Если о вас знают всё, то смогут и помочь, когда надо, даже без вашей просьбы. Разумеется, откровенная жизнь предусматривает, что вы живете правильной, добродетельной жизнью, что вам есть, чем гордиться и нечего стыдиться. Иначе жить вообще не стоит, не то что мечтать о счастье.
Это мы с женой однажды в метро сочинили экспромтик.
Диалог в метро
Муж с женой рассуждают о чем-то.
- Я - консерватор! – утверждает он.
- Нет, ты этот, как его? На букву Д…
- Дебил? Она отрицательно качает головой. - Даун?
- Нет.
- Дурак? Дегенерат? Дубина? Дундук? Долдон? Долболоб? Нет? Так кто-же?
- Вспомнила, - догматик!
- А… А ты у меня эта… на букву С…
- Кто? Стерва? Нет? Сука? Собака? Садюга? Сволочь? Сумасшедшая?…
- Ты у меня симпатюшка.
Конечно, есть случаи, когда это неприменимо, например, к врожденным порокам. Но в большинстве случаев это единственно правильный путь решения проблем и достижения целей.
Многие ищут причины собственных несчастий вне себя. Это кажется логичным. Кто-то наступил вам на ногу. «Сволочь. Надо же смотреть, куда ногу ставишь, козел». Эх, дать бы ему... А вечером еще и обокрали. «Куда смотрит милиция? Бездельники и мздоимцы». На работе вас используют без должного ответного уважения или вознаграждения. Начальник себя не забывает. Нахапал и наград, и благ по самые уши. А вам – уши от горбуши. Кругом подлецы и мерзавцы. Каждый может привести тысячи примеров коварства людей по отношению к себе и своим ближним.
Такая позиция часто определяется психическим состоянием человека. Это в мягкой форме проявление того, что психиатры называют манией преследования. Правда, они это относят к патологическим проявлениям тяжелой болезни параноической формы шизофрении. Но винить других в своих несчастьях – это не болезнь, это беда, которая может испортить всю жизнь. Исправить всех, кто ведет себя не так, как вам хочется, невозможно. Это не в наших силах. Но есть другой путь.
Виктимология – это наука о роли жертвы в совершенном преступлении. Виктимность – это способность стать жертвой. Степень виктимности определяется четкими факторами. Степенная женщина менее виктимна, чем эротически модно одетая девушка, которая рискует быть изнасилованной, особенно, если гуляет вечером одна и ведет себя легкомысленно. Хорошо одетый человек с деньгами в кошельке, который непредусмотрительно показывает его содержимое в баре, естественно виктимен в большей степени, чем скромный труженик спешащий с работы домой. Большинство преступлений совершается с учетом виктимности, т. е. своего рода провоцирования жертвой преступника. Эта наука применима также в оценке бытовых и производственных ситуаций.
Принцип «во всем вини себя» дает ключ к не повторению наших несчастий, если мы определим степень СВОЕЙ вины в случившемся. Вам больше не наступят на ногу, если вы признаете, что были невнимательны к положению своих ног относительно ног соседа по трамваю и не предусмотрели, куда его качнет, если трамвай затормозит или его толкнут. А это легко предвидеть, надо только об этом ДУМАТЬ. Нас не ограбят, если у нас хватит ума прогнозировать ситуации и делать свою виктимность минимальной. Все дело не столько в подлости обидчика, сколько в нашей беспечности или глупости. Не напивайтесь в день зарплаты, а поспешите домой, не «зевайте» в транспорте, а контролируйте свои карманы, и вы принесете свои деньги семье. Для этого большого ума не надо.
Постарайтесь понять, в чем причина ваших проблем на производстве. Найдите СВОЮ «вину» в непризнании ваших трудовых достижений. Может быть, вы кичитесь ими, не уважаете или не радуетесь успехам других. Что думает о вас начальник? Что вы хотите занять его место и поэтому так стараетесь? Какие у него есть для этого основания? Присмотритесь к другим сотрудникам, достоинство которых очевидно и не подвергается испытаниям. Определите в чем причина того, что их уважают и начальники и коллеги. Найдите разницу между вами и ими, найдите то, что побуждает к вам и к ним относиться по-разному. Если вы умны, то вы справитесь с этой задачей и измените свои действия или отношения с коллегами, либо круг контактов, либо себя, одежду, мыло, прическу и пр. Если же вы не справитесь..., то вы имеете то, что заслуживаете.
Но и в этом случае не отчаивайтесь, у вас нет достаточных причин быть несчастным, ведь это вы – единственный, все люди не могут быть одинаковыми. Помните, надо научиться довольствоваться тем, что вам дано природой, это ваше, любите себя. Сконцентрируйте внимание на других ритуалах своей «религии» и вы будете счастливы. И вас будут любить, и уважать за это.
Каждый человек что-то знает (или умеет), чего не знаю я, и уже поэтому заслуживает моего уважения. Никто не считает себя дураком, подлецом или проходимцем. Все считают (исходя из своего жизненного опыта, воспитания, ума и здоровья), что они правы и все делают хорошо. Вор, укравший трояк, считает, что он правильно сделал, потому что у него нет денег, а у «того» есть. Даже убийца убежден, что надо убить жертву, а не то она его выдаст. Все считают себя правыми, а большинство считают себя хорошими людьми. Запомните это. Конечно, это далеко не всегда так. Но это очень важно запомнить! У каждого человека, кроме хорошего мнения о самом себе, есть и несомненные достоинства. Ищите их у людей и цените их по достоинствам, а не по недостаткам. Научите себя искренне любить людей за все хорошее, что в них есть. Секрет искусства нравиться другим заключается в умении по настоящему искренне любить их, радоваться каждому их успеху и ценить каждое достоинство. Не уставайте твердить людям о значимости их достижений и талантов, относитесь к ним, не умаляя их достоинств, и мир изменится. Люди оценят ваше отношение к ним и отблагодарят вас тем же. Кроме того, если человек знает за что вы его любите, он непременно заметит, чего вы сторонитесь, что вам неприятно, и постарается не огорчать вас, не выпячивать неприятные вам свои особенности или вообще постарается от них избавиться. При общении с человеком о недостатках собеседника не надо помнить, кроме особых случаев, когда их надо учитывать для собственной безопасности или благоприятного исхода контакта.
Доброжелательность – исходная позиция любого общения, как и желание понять собеседника. Еще Спиноза рекомендовал: «non ridere, non lugere, geque detestari, sed intelligere (не смеяться, не плакать, не ненавидеть, но понимать). Я бы сказал чуть иначе: не спешите высмеять, полюбить или возненавидеть, потрудитесь сначала понять.
Любой человек достоин и похвал и порицания за разные свои поступки, но итог жизни складывается, как средне арифметическая всех его действий, оцененных другими людьми со стороны. Здорового человека всегда волнуют вопросы: что о нем думают другие, как он выглядит со стороны, как к нему относятся, что в нем ценят, а что не любят. И по этим оценкам он корректирует свое поведение, свою личность, стремясь достичь любви и уважения окружающих единственным путем: стать достойным этого. Это нормальное здоровое честолюбие. Обычные люди, как правило, не ждут от вас критики. В первую очередь они ждут понимания и похвал за то, что им кажется значительным в их деяниях. Проявите внимание к их достижениям, присмотритесь, что они считают предметом своей гордости и за что рассчитывают на одобрение. Дайте им то, чего они ждут (и я уверен, заслуживают) и вы им друг, а они – вам. И вы вознаградите себя массой интересных общений и дружелюбным окружением. Антуан де Сент Экзюпери считал вообще единственной роскошью – роскошь человеческого общения.
Осел не так уж глуп на самом деле.
Вот что сказал он, побывав в борделе:
«Концептуально все там бьет
не в бровь, а в глаз,
Все прелести видны,
все - напоказ,
И обнаженные канальи
Со всех сторон функциональны».
Анатолий Мозжухин. МиниБАСНИ ЗАЯЦ
Зайчишка раз нашел уран
(везет же зайцам!)
И положил его в карман
Поближе к яйцам.
С тех пор с женою он не спит,
А та тоскует.
Пока он по ночам храпит,
С другим кукует.