Во времена, когда наши души были ещё чисты, а глаза устремлены в даль, а не под ноги. В часы, когда думы и помыслы были лишены страсти наживы. В те дни, когда мы верили только в светлое будущее… оно таки пришло. И пришло стремительно, но совсем не светлое, а даже наоборот. Оно нагрянуло как-то внезапно, как повестка в суд. Обрушилось на наши головы как яйцо, брошенное хулиганом из окна. И колодцы душ как-то сразу помутнели, глаза стали с прищуром, а помыслы сузились до осязаемой формы объективной конкретики, навсегда утратив романтическую бескорыстность. В этот самый момент апокалиптического надлома коры головного мозга к нам пришли они… эквилибристы духа и жонглёры веры. Артисты передвижного религиозного цирка, чьи театральные подмостки были сколочены прямо в наших головах. Свежеструганные доски наших душ, на которые были повешены занавески, на гвоздях их совести.
Вопросам о Боге столько же лет, сколько лет самому человекоребёнку, первый раз задавшему этот вопрос, едва научившись говорить. Но о боге я промолчу, поскольку о нём нужно говорить либо хорошо, либо ничего. Я вам поведаю о Вере. Но не о той, которая на Вознесение упала пьяная с колокольни и не разбилась (шучу), а о вере общечеловеческой как о признании чего-либо истинным, независимо от фактического или логического обоснования, преимущественно в силу самого характера отношения субъекта к предмету веры. А один мой приятель детства Фридрих Ницше сообщил нам по этому поводу следующее: "Вера – это усталость, желающая одним скачком, скачком смерти, достигнуть конца, бедная усталость неведения, не желающая больше хотеть: ею созданы все боги и потусторонние миры - страданием и бессилием созданы они”. И вы знаете, он не далёк был от истины. Принять что-либо на веру, не проверяя это эмпирически могут только либо фанатики, либо высокодуховные люди. А если учесть, что первых хоть пруд пруди, а вторых попросту нет, то приходим к логическому умозаключению, что веры в её предметном понимании попросту нет, а существует она чисто морфологически т.е. словом. Хотя и этого уже не мало. Но я увлёкся, а тем временем повествование не об этом. Так слушайте дальше.
И развелось в те, казалось бы, не далёкие 90-ые всяких врачевателей сердец, чтецов души человеческой как саранчи на колхозном поле. Откуда только повылазили, каким хером наплодились? Одному только неизвестному известно. От элементарных колдунов-одиночек "от сохи" вроде А.Кашпировского, до корпоративных акционерных кооперативов типа "Белое братство” (мне всегда хотелось произнести как "Беглое блядство". И, как оказалось впоследствии, я угадал. "Духовным” лидером и идейным вдохновителем группировки был некто Иоанн Свами, в миру Юрий Кривоногов. Вы можете ознакомиться с его "творчеством" в Векипедии. А угадал я о том, о чём в Векипедии не сказано, недоучка-НЛПешник сколотил, не без помощи связей в спецслужбах, такой себе религиозный кружок и давай заколачивать бабки и мозги. ,,У слепой веры — очень злые глазки”- сказал когда-то по этому поводу поэт Станислав Ежи Лец). Помню, я пришел с тренировки домой, бросил сумку и бегом к телевизору футбол смотреть…и не узнал свой телевизор. Он был похож на церковный алтарь: перед экраном на стуле были расставлены баночки разного содержания, разложены свечи и тюбики с кремом, а странный мужчина, похожий на Стивена Кинга, делал в телекамеру магические пассы руками (то ли тучи разгонял, то ли гладил невидимого енота).
Да, это всё было. Было ещё недавно. Было при мне. Я сам всё это видел. Да что там видел. Это прочувствовала моя семья. Моя родная сестра влипла в некую секту. Они настолько изобилировали, что их стало чуть ли не больше, чем самих прихожан. И в рамках такой жесткой конкуренции за ,,души страждущих”, а вернее за их инвестиции в "царство небесное”, их пастыри кувыркались как могли. Что они только не несли со сцены, это уму не постижимо. Проповеди их были как симбиоз литературного капустника чёрных юмористов с вольной трактовкой трудов Е. Блаватской и цирковой программой артистов областного псих. диспансера, с элементами брейк-данса юродивого паралитика в момент праведного экстаза. И их старания вознаграждались. Пожертвования страждущих текли рекой. "Чем чаще человек поминает Бога в своих речах, тем усерднее я слежу за своим кошельком” (Марк Твен). И я там был и всё воочию видел. И так вам скажу: когда я хочу слиться в едином порыве с массой вдохновлённых общей идеей людей, я иду на футбол. А насчёт душевного экстаза признаюсь: да было, был такой необыкновенный внутренний подъём, какой-то внутренний свет исходил из меня, когда в 1990-ом году я был на концерте Виктора Цоя.
Но кое-что сестра всё-таки вынесла из этого поприща – неоценимый опыт. Каждый из нас приобретает какой-то опыт бредя по этой пестрящей миражами пустыне вариантов. Но, к сожалению, поверьте, не все могут понять суть происходящего с ними и уж тем более не все способны сделать выводы из постигнутого. "Вера — это то, что лежит на одной чаше весов, притом, что на второй всегда лежит разум” ( Артур Шопенгауэр). Причём разум шепчет тебе о том, что что-то здесь не так, дело пахнет просроченным керосином, а вера тащит под уздцы зашоренную лошадь твоей души в стойло, где её поджидают бойкие коновалы. Вот так и другую мою родственницу (это видимо родовое проклятие искать нескучные приключения на свою религиозную задницу) поджидали бойкие кришнаиты. А скажите мне на милость, ну какие к чёрту кришнаиты на Украине? Те, кто хотя бы мало мальски знаком с учениями Будды и бреднями Кришны, знают о не назидательности и ненавязчивости адептов этих учений. То есть, сидят себе в дацанах и монастырях монахи и занимаются своим "ничегонеделаньем” Махамудра. Придёшь к ним, попросишь трошки мудрости, ещё не факт, что тебя впустят или хотя бы обратят на тебя внимание. А тут "Хари Кришны ходят строем по Арбату и Тверской” (Б.Г.). Нескладушки какие-то. Не вяжется образ просветлённых аскетов с мордами украинских индуистов. А попала моя родственница плотно, аж по самую мандалу. Так встряла, что уже начала в их молитвенный дом? ходить на собрания. Если бы я вовремя не намекнул бдительной и нетерпимой к всяким инородным конфессиям бабушке (т.е. своей маме) внучка могла навеки кануть в расписную пучину кришнаитских болот. Через некоторые связи в отделе ”Р” СБУ Украины (да, и такой оказывается у нас есть) мама подняла такую бучу, что кодлу адептов Кришны (к слову зарегистрированному как благотворительная организация) пришлось впопыхах покинуть насиженное кубло для ,,медитаций” и валить в сторону очередного религиозного оффшора. Свою "просветительно-трудовую” деятельность в "непросветлённом” Киеве они не прекратили, но обосрались по самые чакры и временно залягли в подпольный астрал. Как говорят спиритисты: главное не вызывать дух Джержинского. Долго потом гильзы по полу собирать придётся.
Могу сказать одно, что, когда ты разговариваешь с Богом – это молитва, а когда Бог разговаривает с тобой – это шизофрения. Историческая справка: я и сам был крещён, хоть и невольно, то есть без моего сознательного участия в этом процессе. Мои родители не отличались истой религиозностью, но мать по архаичным предрассудкам была, как и все малограмотные люди набожна. ,,Праведному приступу материнского христианства” отец долго противостоять не смог и сдался. И однажды это случилось. А именно обряд таинства моего крещения. Пока отец топтался у ворот Владимирского собора, моя, не лишенная светлой наглости крёстная, бойко внесла меня в храм и чуть ли не силой заставила ,,батюшку” меня крестить. К слову крестил меня сам митрополит всея Руси Пимен на праздник св. Троицы. Хотя в праздники и не крестят, крёстная была достаточно настойчива.
О храмах отдельно. Визуализация внутренних духовных переживаний свойственна многим религиозным течениям. Люди же выбирая ту, или иную конфессию на свой вкус, также не мало важное значение уделяют именно визуальным эффектам. Кому-то нравится загадочная скромность буддийских дацанов, кому-то, в силу архитектурных предпочтений, импонирует дизайн и помпезность христианских построек, иные облюбовали мусульманские сараи. О последних скажу, что так мне нервы не трепали давно. Глядя на мечети, мне всегда казалось, что там обязательно будут продавать шаурму, причём втридорога. Мой отель в Турции находился буквально в сотне метров от местной мечети. И каждое утро около четырёх утра бесноватый муэдзин визуализировал мою нервную систему своим психоделическим беснопением. Я всё понимаю, можно петь хоралы ангельскими голосами под фонограмму, лабать на органе что-то среднее между Бахом и The Prodigy, но зачем так орать с крыши, как будто ты должен басмачям денег и они зажали твои яйца в тиски? Так что, ребята, храм — это место, где джентльмены, никогда не бывавшие на небесах, рассказывают о них небылицы тем, кто никогда туда не попадет. Любите храм в себе, а не себя в храме. "Можно объяснить марсианину существование бензоколонок. Но будет очень сложно объяснить ему, зачем нужны все эти церкви”. (Джон Апдайк).
— Здравствуй, Виталий!
— Здорова, Лёха. С каких пор я тебе Виталий?
— Так принято говорить уважительно с людьми.
— Лёлик, ты шо удолбанный уже с утра?
— Зря ты так, я не употребляю наркотиков и алкоголя, а также не курю.
— И как давно? Со вчерашнего вечера? Ха-ха-ха-ха.
— Уже два года. Я теперь в церкви Адвентистов 7-го дня. Мне по вере не положено.
— "Третий", ты что с дуба рухнул. Ты ж в изоляторе почти два года просидел.
— Вот вышел и бог меня призвал. Нашлись добрые люди, направили на путь истинный.
— И что полегчало?
— Не в этом дело. Я теперь совсем другой. Меня зовут брат Алексей.
— Не, чувак, ты точно гонишь! И что тебе с той церкви?
— Видишь часы? Это бог дал.
И только сейчас мне удалось разглядеть ,,Третьего” (это его погоняло по жизни) с ног до головы. Действительно на руке красовался увесистый дорогущий "Rolex". На ногах были замечательные туфли от Louis Vuitton, а на плечи легко и изящно наброшен пиджачок Brioni.
— Приходи к Нам в церковь. Будешь с Нами и господь и тебе поможет.
— Нет, Лёха, я всякой хренью в жизни занимался, но в душу людям не срал и богом жопу не подтирал.
_______________________________________________________
Не плюйте в колодец своей души,религиозные вы мои!
Виталий Ильницкий