Рисовая бумага йокодзуны и упрямая кисточка
- 08.09.10, 21:04
Рисовая бумага йокодзуны и упрямая кисточка.
(издание 2-е, обновленное, исправленное)
(издание 2-е, обновленное, исправленное)
Однажды странствующего художника Такомиро Мисото судьба занесла в провинцию Хэньджу. Нрав у Такомиро был сложный и непримиримый, но слава честного человека и мастера своего дела разлетелась далеко за пределы его родного острова. Долетела она и до Хэньджу, где через год мытарств его, сидящим в лохмотьях на площади и рисующим портрет нищенки за горсть риса, заметил именитый йокодзуна Футахагуру, в сопровождении остальных одзэки. И сказал художнику могучий, как скала Футахагуру, подпоясанный симэнавэ:
-"Зачем сидишь ты тут в рубище с облезлой кистью и на дешевой бумаге рисуешь портрет неизвестного гадзина, имея талант, подобный моему и достойный большего. Дозволяю и повелеваю стать моим придворным художником. Восхваляй мои великие схватки на самой дорогой рисовой бумаге и будешь иметь столько пищи и соевого соуса, сколько захочешь и по праздникам получать лучшие куски с моего стола."
Но много видал на своем веку Такомиро. Был он и нищим с точки зрения богатых. Был и богатым с точки зрения нищих. Был и глупцом для умников и умником для глупцов. И голодал месяцами и бывал на великих пирах с императором. Были и страшные времена прозябания на самом дне жизни в окружении умалишенных пропойц. Был и невольником в зарешеченной клети для пропащих, когда потеря рассудка не выпускала из алкогольного бреда и опийного дурмана. Но никогда не был он ни от кого зависим, ибо даже за прочной бамбуковой решеткой с ним была упрямая кисточка. Водилась за ним такая причуда - никогда не расставался он с ней, переданной Великим Учителем из рук в руки со следующим напутствием:
- "Ты можешь пользоваться в своей жизни любыми кистями и даже просто обгорелой головешкой из чужого кострища, если вдруг ничего другого в нужный момент под рукой не оказажется. Используй доступное, если не собираешься изобразить более важное, чем иероглиф "чашка для риса" или "вершина Фудзиямы скрыта за облаками". Хотя и в этих случаях не советую тебе использовать что попало. Запомни - всегда, когда необходимо изобразить то, за что не должно быть стыдно, - используй только эту, упрямую кисточку. Да, сложна она в использовании, плохо лежит в руке и не терпит фальши. Но только этой кистью ты не сотворишь мазок, за который будет стыдно. Ты можешь делать десятки и сотни мазков на самой дорогой рисовой бумаге другими кистями, но никто им не поверит, пока не сделаешь один правильный мазок упрямой кисточкой. Одним неправильным мазком можно перечеркнуть все творения мастеров, сделанные этой кисточкой. Помни об этом. Не важно, что послужит тебе холстом. Мастеру не важен материал - важна рука, которая держит правильный инструмент."
Вспомнил эти слова Учителя Такомиро и так ответил йокодзуне, сохранив беспристрастным лицо:
- "Не прими за неуважение мой отказ, но чтобы рисовать для тебя по твоим правилам, мне придется взять другую кисть, а я не могу себе этого позволить. Ты можешь затоптать меня до смерти своими могучими ножищами посреди площади или изгнать из своей провинции. Смерти не боюсь, за оградой ада уже был. А на наших островах есть много других мест, где по-достоинству оценят мою упрямую кисточку."
Страшно разгневался йокодзуна. А Такомира поскреб в затылке и подумал:"В самом худшем случае придется снова собираться в дорогу..." Впрочем, упрямая кисточка занимала так мало места.. Чашка для риса, упрямая кисточка и холщовый мешочек для всякой мелочи всегда были при нем.(Doppler)