Украинский церковный вопрос: взгляд из Константинополя

 Митрополит Сардийский Максим
(Константинопольский Патриархат)

Данная статья фактически является неофициально выраженной позицией Константинопольского Патриархата по украинскому церковному вопросу. Опубликована в журнале «Клирономиа», издание Патриаршего центра святоотеческих исследований, Фессалоники, 1973 год, том 5, часть 1, стр. 199-244.

Украинский Церковный вопрос

В связи с настойчивым желанием, которое неоднократно и настоятельно выражала часть православных украинцев, возглавляемых митрополитом Мстиславом (Скрыпником) из Соединенных Штатов Америки относительно их вхождения, через архиепископа Северной и Южной Америки Иакова, в юрисдикцию Вселенского Патриархата, и в связи с ведущимися с прошлого года переговорами, Священный Синод Русской Церкви, рассмотревший подробно этот вопрос на своем заседании от 2 февраля 1972 года, в письме от 16 марта 1972 года Блаженнейшего Патриарха Московского Пимена на имя приснопоминаемого Вселенского Патриарха Афинагора, выразил свое удивление и беспокойство ведущимися переговорами, объясняя этот факт недостаточной осведомленностью Вселенского Патриархата касательно «антиканонического» положения украинцев Соединенных Штатов.

В письме содержатся историко-канонические сведения, изложенные сквозь призму интересов и выгоды Русской Церкви, которая характеризует возглавляемую Мстиславом (Скрыпником) группировку, носящую название «Украинская Православная Церковь в Соединенных Штатах и Южной Америке» как раскольническую. Это свидетельствует о том, что Русская Церковь, имеющая чувство обязанности и своего канонического долга по отношению к заблудшей пастве, преисполнена большой решимости содействовать ее возвращению в объятия Христовой Церкви, а также считает и предлагает чтобы «в вопросе Украинской Православной Церкви в Соединенных Штатах Америки и в Южной Америке любовь и единство, которыми характеризуются Константинопольский и Московский Патриархаты, были направлены со стороны Вселенского Патриархата на искреннее увещание предводителей этой «раскольнической» группировки к восстановлению канонической связи с их Матерью – Русской Православной Церковью».

В связи с этим Русской Церковью по этому вопросу приводятся следующие краткие историко-канонические сведения:
«В начале 1920 года группа радикальных украинских обновленцев, представляющая незначительную часть приходского клира и мирян из епархий нашей Церкви в Украине, по националистическим мотивам решила отделиться от Матери Церкви. Эти антицерковные движения не имели поддержки со стороны нашей иерархии, а высшая церковная власть Русской Православной Церкви наложила на раскольников соответствующие церковные санкции (согласно 31 Апостольскому правилу).

Однако, игнорируя эти предупреждения, и не имея благословения Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всей России Тихона, раскольники в октябре 1921 года созвали в Киеве так называемый Всеукраинский Собор духовенства и мирян, в котором никто из архиереев Русской Православной Церкви не принимал участия. Это собрание, согласно определению святителя Василия Великого, подпадает под название «самочинного сборища» (1 правило). Этот псевдособор провозгласил создание Украинской Автокефальной Православной Церкви. Вождь отделившихся, тогда отлученный протоиерей, Василий Липковский был избран участниками «Собора» епископом новой «Церкви». «Архиерейское» поставление Василия Липковского было совершено с нарушением всех канонов (Ап. 1, Ант. 19, Первого Всел. Собора 6, и других). Эта «хиротония» была совершена отлученными священниками и мирянами посредством возложения на Липковского мощей (руки) священномученика Макария, митрополита Киевского. Это святотатственное деяние было повторено и во время последующей «хиротонии» во епископа тоже отлученного протоиерея Нестора Шараевского. Характер этих «хиротоний» послужил основанием для верующего народа назвать этих новых раскольников «самосвятами». Самосвятский раскол характеризуется полным отделением от Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви и искажением учения о священных таинствах, которые раскольниками расцениваются как простые обряды, а также учения о свойствах членов Церкви, которые раскольники рассматривали под углом всенародной соборности. Этот раскол также отличается пренебрежительным отношением к православным канонам. Раскол не получил поддержки среди верующего народа Украины. Основная масса приходского духовенства и мирян решительно осудила раскольников. Убедившись в несостоятельности своих идей, самосвяты на собрании в 1930 году приняли решение о самороспуске. Однако, потерпев неудачу в Украине, сторонники самосвятского раскола обосновались в Соединенных Штатах Америки. В начале двадцатых годов между членами некоторых украинских общин юрисдикции Московского Патриархата в Северной Америке, созданных по национальному признаку, начала распространяться националистическая идеология, приведшая к отпадению этих общин от Матери Церкви и образованию ими отдельного украинского направления. Вожди этого направления в 1923 году обратились в Киев к «митрополиту Украины» Василию Липковскому с просьбой послать им «епископа» его юрисдикции. Этим «епископом» стал Иван Теодорович, который еще в 1921 году был «рукоположен» в городе Виннипег Василием Липковским и Нестором Шараевским. Прибыв в Соединенные Штаты Америки, «епископ» Иван Теодорович создал и возглавил маленькую церковную группу, которая сама назвала себя «Украинской Православной Церковью в Соединенных Штатах Америки». После окончания Второй Мировой войны в Украинскую Православную Церковь в Соединенных Штатах Америки прибыл «епископ» Мстислав (Скрыпник), принадлежавший во время войны к самочинно созданной, временно оставившей территорию Украины так называемой «Украинской Автокефальной Православной Церкви», предводители которой, находясь под влиянием националистической идеологии, были активными помощниками немецко-фашистских властей во время оккупации. Мстислав (Скрыпник) получил «незаконную епископскую хиротонию» в мае 1942 года в Киеве от также неканонически рукоположенных (Апост. правило 35) «епископов» Игоря Губы и Никанора Абрамовича, «хиротонии» которых возглавил лишенный священнического достоинства расколоучитель (Двукратн. 15) «епископ» Поликарп Сикорский. Кроме того, на всю «иерархию» Украинской Автокефальной Православной Церкви распространяется решение Архиерейского Собора Русской Православной Церкви от 8 сентября 1943 года о снятии с них священнического сана.

После смерти (в 1971 году) «митрополита» Иоанна Теодоровича Украинскую Православную Церковь в Соединенных Штатах Америки возглавил «епископ» Мстислав (Скрыпник)».

Поскольку мы наблюдаем, что вышеизложенные Русской Православной Церковью по украинскому церковному вопросу сведения являются неполными, имеют пропуски, а также несут опасность искажения исторической правды, вследствие чего могут сформироваться ложные впечатления и ошибочные суждения, которые могут вызвать совершенно ненужные для развития братских отношений между Поместными Православными Церквами недоразумения, то мы считаем необходимым приступить к более детальному обзору всего украинского церковного вопроса в дополнение к историко-каноническому положению, из которого возник и развился этот вопрос, а также в надежде на то, что таким образом мы внесем скромный вклад в объективную оценку исторических данных при исследовании этого церковного вопроса. На наш взгляд, украинский церковный вопрос можно разделить на три периода: первый период, где необходимо изложить предысторию вопроса, то есть историю Киевской Церкви от 996-997 года до конца XVII века – до ее подчинения Москве; второй период, то есть главную часть ее истории – от 1917 года по 1939 год; и третий период, то есть новейшую ее историю, а именно с 1939 года по настоящее время. Как раз обзоры этих трех периодов мы постараемся изложить в дальнейшем.

Страницы: 1 2 3 4

Убийца, разоруженный любовью

Богдан Сташинский, убив Степана Бандеру, потом «выбрал свободу»

Эта история очень интересна с точки зрения морали. Советы годами пытались вытравить из Богдана Сташинского всякие человеческие чувства, воспитывая из него выдрессированного робота-убийцу.

Это чудовище в человеческом образе они вооружили специально разработанным средством, предназначенным исключительно для бесследного уничтожения. И тем не менее любовь к своей жене-немке побудила Сташинского порвать с Советами, хотя, как следует из материалов суда над ним, в значительной степени сыграло роль и отвращение, которое он стал испытывать к своим хозяевам.

После бегства Сташинский сознался в двух преступлениях, прекрасно понимая, что поплатится долгими годами заключения. Летним вечером 1961 года в американский разведывательный центр в Западном Берлине позвонили из полицейского участка по обычному делу: человек, представившийся агентом советской разведки, приехал городской железной дорогой в западный сектор, обратился в полицию и требует связать его с американскими властями. Этим отчаянным поступком Богдан Николаевич Сташинский, которого в следующем месяце немецкий суд приговорил к длительному сроку заключения за убийство, покончил со своей карьерой в качестве советского осведомителя, разведчика и убийцы. Как всегда, он точно рассчитал время. На следующий день, 13 августа, Восточный Берлин был отделен от Западного сплошной стеной...

...Его бегство, которое в то время не вызвало особого интереса, позволило Западу получить подробные сведения об организации и методах действий советской системы шпионажа. Оно также раскрыло захватывающие подробности двух политических убийств, настолько тонких по замыслу, что по сравнению с ними самые таинственные уголовные дела выглядят просто примитивными. Агент Сташинский оказался исполнителем леденящего душу метода, придуманного советской разведкой специально для того, чтобы избавиться от двух политических деятелей, которые на протяжении многих лет сильно раздражали Кремль.

Еще задолго до того, как была назначена дата суда, западные разведчики долго проверяли признания Сташинского, пока не убедились, что он действительно бежал, что он не «подсадная утка» в игре контрразведок. Многочисленные попытки советской стороны высмеять показания Сташинского перечеркивались самой реакцией на его бегство: 17 ответственных работников разведки были сняты с должностей.

Богдан Сташинский с родней

Богдан Сташинский (слева крайний) с родней, мать и отец – справа

Сташинский, естественно, перешел на Запад по личным соображениям. Время и обстоятельства обратились против него. Руководство стало подозрительным и установило за ним слежку. Он сделался безработным шпионом с опасными обязательствами по отношению к государству, которому так преданно служил. Оказалось, что на Западе у него куда больше шансов выжить, хотя он и понимал, что придется отвечать на суде за два совершенных им убийства. Более того, бегство на Запад было единственным способом сохранить брак с немецкой девушкой, любовь к которой он ценил намного выше карьеры.

Хотя Сташинский был «безусловно» предан делу коммунизма, ничто в его подготовке с юности в советской системе шпионажа и в его последующей деятельности не давало оснований усматривать в нем безжалостного убийцу. История взлета и падения его шпионской карьеры не вызывает ни малейших симпатий к нему, но тем не менее это уникальный случай в анналах современной разведки – шпион встречает девушку, влюбляется и отказывается от своего ремесла.

Свою карьеру в советской разведслужбе Сташинский начал с предательства собственной семьи. Сташинские жили в небольшом западно-украинском селе Борщевица и много лет были связаны с националистическим движением. Задержанный милицией за мелочь – ехал без билета в поезде из школы домой – Богдан быстро попал в тенета КГБ. Услышав на допросе скрытые угрозы в адрес своей семьи, Сташинский тут же рассказал все, что знал, об их подпольной деятельности. Через несколько месяцев он уже работал на КГБ под агентурной кличкой и принимал участие в уничтожении остатков украинского национально-освободительного движения.

Молодой Богдан Сташинский полюбил Львов

Летом 1951 года он попал в спецгруппу, отряд особого назначения, прибегавший к своеобразной тактике для выявления украинских подпольщиков. Особенно там любили прием, словно позаимствованный из детективных фильмов. Украинца, подозреваемого в связях с подпольем, арестовывали и везли машиной в другой город. По пути машина вдруг «ломалась» поблизости от крестьянского домика, куда конвоиры и вели арестованного на время «починки». В домике располагалась спецгруппа Сташинского, выдававшая себя за украинских партизан. Поднималась стрельба, конвоиры, пораженные холостыми патронами, падали навзничь в лужи куриной крови. Освобожденного арестанта отводили в схрон, где находились другие лжепартизаны. Здесь ему предлагали написать о своей работе в подполье, чтобы впредь партизаны имели основание защищать его. Получив письменные показания о его деятельности, «освободители» вели пленника в «партизанский отряд». Но увы, попадали в засаду, и их хватали советские солдаты в форме, которым доставался и уличающий документ. Команда Сташинского так удачно разыгрывала эту мелодраму, что многие подпольщики так и попадали на расстрел в полной уверенности, что им просто ужасно не повезло.

К 1952 году молодой Сташинский, красавец двадцати одного года, прошел огонь и воду в тайной полиции и сумел убедить свое руководство в том, что беззаветно предан коммунизму. Его начали готовить к серьезному заданию на Западе. Следующие два года он проходил интенсивное обучение в Киеве, изучая немецкий и польский языки и осваивая основы разведывательного дела. После успешного окончания занятий в его честь был устроен банкет. Затем Богдана отправили в Польшу, чтобы испытать его способности как агента: ему предстояло обернуться в новую личину, которую ловко разработали под его истинное прошлое и будущие нужды в Главном управлении контрразведки в Москве.

В отличие от прежних псевдонимов, которые ему давали, этот – Иозеф Леман – имел полную биографию. С июня по октябрь 1954 года Сташинский усваивал подробности жизни несуществующего персонажа. Он посещал каждую улицу и каждый дом, которые фигурировали в его легенде. Леман даже изучал производственный процесс на сахарном заводе, где якобы работал подростком. После этой кропотливой подготовки Сташинский уже под именем Иозефа Лемана очутился в Восточной Германии. Он работал листорезом, диспетчером в гараже, который обслуживал советское представительство при правительстве ГДР, переводчиком с польского языка в министерстве внутренней и внешней торговли. Но его шпионская работа была сугубо рутинной и никак не вдохновляла бывшего бойца спецгруппы. Он устанавливал контакты и передавал сведения другим агентам. В Западную Германию ездил рядовым курьером. Как-то его послали в Мюнхен записывать номера всех военных машин, какие встретятся. Он исполнял скучные обязанности и понятия не имел о событиях, которые вскоре перевернут его личную и служебную жизнь.

Паспорт Богдана Сташинского

На танцах в Восточном Берлине он встретил девушку по имени Инге Поль. Когда Иозеф Леман вел ее по танцплощадке, его внезапно охватило чувство, не имевшее ничего общего со шпионажем: он влюбился. Инге Поль, парикмахерша двадцати одного года, никак не напоминала фатальных женщин со страниц детективных романов. Внешность у нее была самая что ни на есть обыкновенная, иногда даже неопрятная. За столом она вела себя, словно волк. Интеллектуальными запросами не отличалась. Тем не менее она была искренне предана своему другу, который без памяти влюбился в нее.

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 5 января (23 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Десяти мучеников в Крите
Св. Наума, просветителя Болгарского (Болг. ).
Преподобного Нифонта, еп. Кипрского (IV).
Преподобный Павел, еп. Неокесарийский
Преподобного Наума Охридского
Прп. Давида Эчмиадзинского, в Армении.
Преподобный Эгберт Ратмельсигийский, Линдисфарнский
Святителя Феоктиста, архиеп. Новгородского
Новосщмч. Павла (Кратирова), еп. Старобельского.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Мучеников, иже в Крите. Тропарь, глас 3.
Многочудный Крит почтим,/ процветший честныя цветы,/ Христовы бисеры,/ мучеников сорасленых,/ десять бо суть числом, блаженнии,/ иже весь идольский народ посрамиша,/ темже и венцы прията, добледушнии.

Св. Наума. Тропарь, глас 4.
Мир оставил еси, прилепився Христу,/ плоть распял еси, пожив Духу,/ Науме всеблаженне,/ потщался еси апостольским подвизатися течением/ и уловил еси к вере Болгарская неисчетная множества./ Темже молитвами твоими/ избави нас от искушений.

Св. Наума. Кондак, глас 3.
Светлых твоих подвигов пречестная память, яко велие солнце, всем возсиявает,/ лица воспевающих тя просвещает,/демоны и всяку болезнь отгоняет:/ сего ради, сошедшеся, любовию сию верно восхвалим.

Pages: 1 2 3

Две крайности: Экуменизм и Зилотство. Любовь и истина

Продолжение. Начало Здесь

архимандрит Епифаний Феодоропулос

                              Письмо к Вселенскому патриарху

                                                                                 Под девизом: «Любовь без пределов и границ» (патриаршее Рождественское послание 1968 года)

Святейшему Вселенскому патриарху Афинагору,

Константинополь

 Святейший отче!

 «Мал бех в братии моей и юнший в дому отца мо­его...» (Пс. 150, 1), поэтому со страхом решаюсь об­ратиться к Вам — Божиим Промыслом, — первому епископу Православной Церкви1.

Поверьте: я делаю это не напоказ, но единственно ради успокоения своей совести, с непреодолимой силой вынуждаю­щей меня поступить так, как поступил царь Давид: «И глаголах о свидениих Твоих пред цари и не стыдяхся» (Пс. 118, 46).

Мне, конечно, не известно, достигнет ли мой не­мощный глас Вашего слуха. Ибо знаю, что гласы «трубы, свирели же и гусли, самвики же и псалти­ри и согласия, и всякаго рода мусикийска...» (Дан. 3, 5), звучащие вокруг Вас, заглушают лю­бой, более слабый звук.

Но, как бы то ни было, добро Вам знать, что ут­верждённые в отеческом предании священнослужи­тели и миряне не только зазвучат диссонансом в оркестре, которым дирижируете Вы (словно у Вас нет другого дела); но и «златому образу» ненавистного экуменизма, поставленному Вами на поле Деире, не поклонятся, пещь ли разжжется седмерицею «наффою и смолою, и изгребьми и хврастием» (Дан. 3, 46) или же уготовится ров львиный2.

Ваше Святейшество!

Поводом для написания настоящего обращения послужило недавнее письмо одного монашеского братства Святой Горы, в котором говорилось о не­возможности поминовения Вашего имени3 и испрашивался совет у моего недостоинства о том, как же должно поступить.

Но если бы это письмо было единственным! Поч­ти ежедневно нас, «традиционных» священнослужи­телей, следующих Церковному Преданию, осажда­ют устными и письменными мольбами, призывая к категорическим решениям. Ежедневно мы стано­вимся свидетелями тревоги многих благочестивых душ. Ежедневно мы изо всех сил стараемся бороть­ся со страшнейшими соблазнами, вызванными Ва­шими заявлениями или поступками. Наконец, мы подвергаемся ежедневному устному и письменному поношению со стороны любителей крайних мер, на­зывающих нас трусами и предателями за то, что мы закрываем глаза на Ваши действия.

 Ваше Святейшество!

Вы и Ваши последователи на все гласы поёте тропарь любви. Любовь, любовь, любовь! «Любовь без пределов и границ». Во имя любви — одно, во имя любви — другое, во имя любви — третье. Но странно! Если Ваше сердце переполняет любовь так, что в нём берут начало полноводные, достига­ющие пределов Запада реки, собирающиеся в мо­ря, в которых весело и комфортно плещутся ерети­ки всех мастей, то почему же не находится в Вашем сердце нескольких капель любви и для несчастных православных? Для тех из них, кто соблазняется, видя, как православный патриарх Константинополя преступает — во имя любви! — священные каноны, ниспровергает вековые устои, разрушает крепостные стены и стирает границы, установленные святейшими отцами Церкви. Разве для них, Ваше Святейшество, иссякли источники Вашей любви? Разве для них не найдётся у Вас ни крохи нежной заботы, ни следа милосердия и со­страдания? Что же это: любовь к еретикам, но без­различие и пренебрежение к православным!? Куда же, в конце концов, Ваше Святейшество, Вы ведё­те Церковь?

Но, интересно знать, действительно ли Вы люби­те еретиков? Нет! Нет, Ваше Святейшество, как это ни парадоксально. Действительно и искренне любим еретиков мы — «узколобые» и «фанатики», но не Вы и не те, кто с Вами. Ваша любовь не истинная, но поверхностная и притворная, она не нисходит свы­ше, но является «земной, душевной, бесовской» (Иак. 3, 15). Кто искренне любит больного? Тот, кто говорит ему: «Ты здоров, ешь, что хочешь», вы­зывая тем самым обострение болезни и скорейшую смерть, или тот, кто указывает больному на недуг и запрещает есть вредную для него пищу? Мы, гово­ря еретикам, что они следуют опасным путём, име­ем надежду на то, что разбудим их совесть и стрем­ление взыскать истину. Вы и иже с Вами, заявляя, что православных и еретиков «ничто не разделяет», усыпляете и обманываете их, закрывая перед ними путь истины. Действительно, верны пророческие слова: «Людие мои, блажащие вас льстят вы.» (Ис. 3, 12). Кого из инославных Вы и «дориносящие» Вас медоточивые и бесхребетные епископы привели в Православие? Никого, Ваше Святейшест­во! Никого, несмотря на все поездки, конференции, обеды, подарки, улыбки. К истине Православия привели еретиков только некоторые «фанатики» — православные.

Понимаете ли Вы, Ваше Святейшество, куда мо­жет привести Ваш призыв к «любви без пределов и границ», если его применять универсально? Вот несколько примеров: а) судьи оправдывали бы всех виновных и невиновных (тюрьма может быть истол­кована как проявление любви в том случае, когда любовь имеет «пределы и границы»; ведь если я люблю «без пределов и границ», то как я посажу в тюрьму того, кто не хочет туда садиться?); б) учи­теля переводили бы из класса в класс даже самых нерадивых учеников (какая же это любовь «без пре­делов и границ», если я обрекаю молодых людей на потерю целого года?); в) родители не мешали бы своим чадам осуществлять даже самые вредные их желания; г) добрачное сожительство стало бы но­сить характер церковного установления (какую же я имею любовь «без пределов и границ», воспрещая юной паре «доводить их отношения до конца», прежде чем их союз не получит церковного благо­словения; зачем обрекать их на томительное ожида­ние, часто долговременное, когда обстоятельства не позволяют в скором времени заключить брак?); д) Вы сами, Ваше Святейшество, не смогли бы на­казать ни одного клирика, совершившего даже са­мый тяжкий проступок. Но, однако, Вы недавно не только приговорили к извержению из сана и изгна­нию со Святой Горы целую группу иеромонахов (лично я не знаком ни с одним из них и поэтому пи­шу это, не имея в виду их защиту), но, как слыш­но, готовите и новые подобные «смертные пригово­ры» некоторым священнослужителям в Америке, поскольку они прервали (неважно, справедливо или нет) общение с Вами. Но где же Ваша «любовь без пределов и границ», Ваше Святейшество? О, к какому религиозному и общественному хаосу могло бы привести осуществление призыва к «любви без пределов и границ»!..

 

Страницы: 1 2 3 4


Учение архимандрита Софрония о старчестве: старчество и послушан

Продолжение. Начало Здесь.

Иеродиакон Николай (Сахаров)

Вклад о. Софрония: Послушание и личность

Усвоение неискаженного святоотеческого предания о послушании и его интеграция в рамки учения о личности позволило о. Софронию дать более глубокое богословское обоснование аскетической практике старчества.

Суть его подхода к старчеству состоит в том, что старчество представляется действенным путем к осуществлению ипостасного образа бытия. Для о. Софрония послушание является прямым отражением и выражением богоподобия человека в его динамическом измерении, то есть динамики в жизни личности и личностных отношений.

Человек, как образ и подобие Бога, призван к полноте Богообщения и к Жизни по подобию Бога. Послушание, как делание (pravxi”) воли Божией, помогает послушнику реально и действенно войти в сферу Божественной воли, и следовательно, самой Божественной Жизни. Таким образом, чрез послушание человек предвосхищает “божественный образ бытия”.

Послушание и троичный образ бытия

Послушание и троичный Первообраз

Подход о. Софрония к истолкованию старчества отмечен глубочайшим осознанием онтологической связи между аскетическим деланием и догматическим видением Первообраза-Троицы. Так, осмысляя понятие взаимопроникновения (pericwvrhsi”) Ипостасей в Пресвятой Троице, о. Софроний рассматривает послушание Христа Отцу как прообраз для человеческого послушания, с вытекающими отсюда определенными антропологическими и аскетическими выводами. Византийская традиция также устанавливает послушание Христа в качестве образца для иноческого послушания, однако св. Отцы не связывают кенотическое послушание Христа-Человека с триадологией, ибо согласно их видению в недрах Самой Пресвятой Троицы, в Ее внутритроичной жизни кенотический элемент отсутствует. Святоотеческие комментарии к Флп. 2:6 рассматривают слова апостола относительно кенотического послушания Христа исключительно в контексте Воплощения. Святоотечвеские истолкования Флп. 2:6 подчеркивают во Христе человеческий образец для прочих людей, его пастырское и нравственное значение. Так, для преп. Варсануфия Газского, послушание уподобляет человека Сыну Божию. Преп. Иоанн Кассиан также видит во Христе пример послушания:

“... в подчинении до конца авве мне можно было хоть несколько подражать Тому, о Котором говорится: “смирил Себя, быв послушным даже до смерти” (Флп. 2:8), чтобы удостоиться смиренно говорить слово Его: “Я пришел не для того, чтобы творить волю Мою, но волю Пославшего Меня Отца (Ин. 6:38)”

О. Софроний идет гораздо глубже в своем истолковании “примера” Христа (ср. Ин. 13, 15), которое охватывает не только “видимое” послушание Христа в течение Его земной жизни, но и внутри-Троичный, вечный кеносис Его самоистощающейся любви к Отцу. Воплощение Второй Ипостаси Троицы, провозглашенное Евангелием, было откровением о внутритроичной Жизни Божества в Ее вечном измерении. О. Софроний следует Церковному учению, наиболее ярко выраженному в писаниях Великих каппадокийских Отцов, когда он утверждает, что “каждая Ипостась является носителем всей абсолютной полноты Божественного Бытия”. Эта взаимная динамическая полнота имеет место благодаря кенотическому самоумалению одной Ипостаси по отношению к Другой:

Чрез Него (Христа) нам дано откровение о характере Бога-Любви. Совершенство в том, что эта любовь смиренно, т.е. без остатка отдает себя. Отец в рождении Сына выливает Себя всецело. Но и Сын все возвращает Отцу. Именно сей акт тотального истощания совершил Господь в Своем воплощении, в Гефсимании и на Голгофе.

В этом контексте послушание предполагает не только исполнение воли другого Лица, но охватывает всю совокупность проявлений иной Персоны. Через это предельное кенотическое “послушание” внутри Св. Троицы осуществляется динамическое взаимообщение (pericwvrhsi”) Лиц. В такой кенотической тринитарной перспективе послушание есть выражение божественной любви. В самом деле, во внутритроичных отношениях различие между любовью и послушанием стирается.

О. Софроний толкует Флп.2:6 в плане Внутритроичного кенотического взаимопроникновения Ипостасей. Писание приоткрывает эту тайную завесу, как Отец самоистощается в любви к Сыну. Так Христос сказал: все предано Мне Отцом Моим (Мф.11:27), — Отцом, Благоволившим, “чтобы в Нем (Христе) обитала всякая полнота” (Кол.1:19) — Отцом, Который “все отдал в руки Его” (Ин.13:3) — и суд (Ин.5:22), и славу (Ин.17:22) и власть (Мф.28:18), и жизнь (Ин.5:26): в общем, — “все что имеет Отец — Его” (Ин.16:15) т.д. Но и Ипостась Логоса-Христа “возвращает” Отцу полноту бытия чрез Свое абсолютное истощание до последней возможной меры — смерти как “не-жизни”. Голгофская смерть явилась кульминацией пути истощания Христа в Его Любви к Отцу на протяжении всей Его земной жизни. Это выражается в в Его бытийной ипостасной ориентации, где Отец является средоточием всего Его бытия. Золотой нитью чрез все Евангельское повествование проходит идея, которую можно выразить краткой формулой “Не Я, но Отец Мой”. Христос “живет Отцом” (Ин. 6:57). Он “не пришел Сам, но Отец послал Его” (Ин.8:42). Он “пришел во Имя Отца” (Ин.5:43) и “все дела творит (только) во Имя Отца” (Ин.10:25), “как Отец заповедал Ему” (Ин.14:31) Из-за полноты Своей любви к Отцу “Он ничего не может творить Сам от Себя” и “не ищет Своей воли, но воли пославшего Его Отца” (Ин.5:30), “говорит только так, как научил Его Отец” (Ин.8:28), и только “все то, что слышал от Отца Своего” (Ин.15:15), так что “Его учение не Его, но Пославшего Его Отца” (Ин.7:16), поскольку Он ищет не своей Славы, но славы Отцу Своему: Говорящий сам от себя ищет славы себе; а Кто ищет славы Пославшему Его, Тот истинен (Ин.7:18). Его “пища (то есть основа и источник Его Бытия) есть творить волю Пославшего Его и совершить Его дело” (Ин. 4:34) и т.д. и т.п. Несмотря на то, что Христос есть Воплощенное Слово, Он ни слова не говорит от Себя, но только от Отца, умаляя Себя настолько, что Его собственная ипостась как бы остается тайной, словесно невыраженной самим, но освидетельствованной Другим. Несмотря на то, что Христос есть Воплощенный Бог, Он настолько избегает всякого от Себя исходящего “божественного действия”, что Ипостась Отца абсолютно ясно проступает через абсолютно “прозрачную завесу” само-истощающейся Ипостаси Христа. Через этот кеносис Он становится точным образом Ипостаси Отца. (Евр. 1:3)

Реализация троичного Первообраза

Развиваемое о. Софронием богословие образа и подобия помогает ему спроецировать внутритроичное взаимопроникновение (pericwvrhsi”) на уровень человеческих взаимоотношений: человечество создано по образу Св. Троицы и должно подражать божественному образу бытия, явленному во Христе и Христом.

Послушание видится о. Софронием как “самораскрытие” человека для реализации его ипостасных возможностей, ибо оно осуществляет на человеческом уровне принцип “взаимопроникновения” ипостасей, когда одна из них посредством послушания принимает в себя другую. О. Софроний выражает это следующими словами:

Без культуры истинного христианского послушания человек неизбежно пребудет “замкнутым кругом”... Отсутствие послушания в расположении человека есть верный признак душевной болезни, удерживающей его в тисках эгоистической индивидуальности, противоположной началу ипостаси.

Ипостасный принцип бытия характеризуется всеобъятностью, когда одна ипостась живет всей полнотой многоипостасного бытия. Чтобы расширить себя до таких вселенских пределов, послушник начинает с того, что в послушании принимает в себя проявления иной личности (его волю, идеи, весь его мир). Это помогает ему постепенно развить свою собственную ипостасную потенцию, то есть он учится “принимать в себя другие ипостаси”:

Прогрессируя в подвиге послушания, человек одновременно научается жить различные состояния и положения не только как “свои” индивидуальные, но и как своего рода откровение о происходящем в мире людском. Всякую боль или страдание, физическое или моральное, всякий свой успех, или поражение, или потерю — он живет не только замкнуто в самом себе, “эгоистически”, но духом переносится в переживания людей, ибо в каждый данный момент времени миллионы людей непременно находятся в подобном состоянии. Естественным следствием такого движения духа становится молитва за весь мир.

Христоподобная универсальность личности выражается в молитве за весь мир, в которой о. Софроний видит осуществление ипостасного начала. В молитве личность объединяет человечество в одно целое, неся в себе его полноту:

В душе делателя послушания развивается сострадание всему человечеству, и молитва его постепенно принимает космический характер, становится носящею в себе всего Адама, то есть ипостасною, по образу все объявшей в себе молитвы Христа в Гефсимании.

Страницы: 1 2

Мощи великомученицы Анастасии Узорешительницы в Баварии

У подножия Баварских Альп живописно расположился основанный в 739/740 году монастырь Бенедиктбоерн.

Монастырь Бенедиктбоерн, гравюра Michael Wening

Многие столетия монастырь славился как крупный духовный центр Баварии.

Сюда паломников влекут хранящиеся здесь христианские святыни, и среди них – реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо.

 

 

Монастырь Бенедиктбоерн

У подножия Баварских Альп живописно расположился основанный в 739/740 году монастырь Бенедиктбоерн, названный так по имени преподобного Венедикта (Бенедикта) Нурсийского († 543 (547), память 14 марта), основателя западного монашеского ордена бенедиктинцев. Многие столетия монастырь славился как крупный духовный центр Баварии: уникальная библиотека монастыря хранит свыше двухсот ценных рукописей.

В Бенедиктбоерн паломников влекут хранящиеся там христианские святыни, и среди них – реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы, находящийся в знаменитой капелле святой Анастасии, расположенной в северной части главного монастырского храма. По преданию, ее строительству предшествовало так называемое Кохельзеерское чудо. Чудо это связано с военными событиями 1704 года. Монастырские записи свидетельствуют, что по молитвам баварских монахов и сельских жителей у мощей великомученицы Анастасии Узорешительницы чудом уцелели монастырь и его постройки, а также несколько баварских деревень, находившиеся в районе озера Кохельзее, где велись боевые действия[1]. C тех пор великомученицу Анастасию Узорешительницу жители Баварии стали называть своей покровительницей и защитницей, а в благодарность за ее заступничество перед Богом воздвигли во имя ее красивую капеллу и изготовили для ее мощей новый драгоценный реликварий. Капелла построена (в 1751–1755 гг.) архитектором И. -М. Фишером в форме эллипса, ее интерьер богато декорирован лепниной и живописными панно. Европейские искусствоведы считают капеллу за ее изящные пропорции и декоративность скульптур и живописи «жемчужиной стиля рококо».

Реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы

Реликварий с мощами великомученицы Анастасии Узорешительницы

Реликварий с мощами (небольшим фрагментом лобной части) святой Анастасии Узорешительницы хранится в алтарной части капеллы. Монастырские записи, сделанные на латыни, свидетельствуют, что мощи были подарены неизвестным монахом, доставившим их в Бенедиктбоерн в 1035 году из Италии. В монастыре неохотно вспоминают о том, что эти мощи были тайно похищены из храма Святой Марии в Органо, что в Вероне. Реликварий, в котором хранятся мощи, искусной работы, сделан в виде бюста. Он выполнен мюнхенскими мастерами в 1725 году из серебра и золота и украшен драгоценными камнями. Это своего рода скульптурное изображение святой, главу которой украшает золотая корона с жемчугом. Бюст-реликварий представляет собой уникальный образец немецкого ювелирного искусства середины XVIII века.

      В алтарной части капеллы   находится священная реликвия монастыря – мощи (небольшой фрагмент лобной  части) Анастасии Узорешительницы,  почитаемые многими верующими. По преданию, эти  мощи  доставил  в 1035 году  из Италии  один монах, тайно похитивший   их в храме Св. Марии в Органо, что под Вероной. Тщательно охраняемые сегодня  мощи  помещены в  небольшой  ковчег-мощевик  в  виде оригинального  женского бюста,  искусно выполненного из серебра и золота и украшенного драгоценными камнями. Сам ковчег символизирует святую Анастасию Узорешительницу, главу которой украшает золотая корона с жемчугом.
 

Имя Анастасия в переводе с греческого означает «воскресение», и поэтому в народных преданиях является олицетворением воскресного дня. Этим именем названы и три святые: Анастасия Римляныня (называемая Старшей, III в., память 29 октября, 30 октября), Анастасия Узорешительница (называемая Младшей, † ок. 304, память 22 декабря) и Анастасия Патрикия, известная как отшельница Александрийская († ок. 567/568, память 10 марта).

Анастасия Патрикия происходила из знатного византийского семейства и славилась благочестием. Ее красоту заметил император Юстиниан I . Чтобы скрыться от любовных преследований и интриг императорского двора, Анастасия тайно покинула Константинополь. Она подвизалась сначала в Александрийском монастыре, а позже – в отдаленной пещере, где под именем евнуха Анастасия провела многие годы в молитве и умерщвлении плоти. После смерти «евнуха Анастасия» авва Даниил открыл его подлинное имя и поведал миру историю жизни святой Анастасии.

Что же касается житий двух других святых Анастасий – Старшей и Младшей, то известно, что в ряде древних агиографических памятников сведения о жизни и подвигах Анастасии Римляныни (Старшей) и Анастасии Узорешительницы (Младшей) четко не разделяются, что приводит к трудностям с идентификацией их мощей, изображений на иконах и посвящением им храмов. Сохранились данные о том, что в 1200 году Антоний Новгородский видел в Константинополе мощи обеих святых Анастасий – Старшей и Младшей[2]. Часто вместо жития Анастасии Римляныни приводится житие Анастасии Узорешительницы и, наоборот, мученичества Анастасии Старшей включаются в жития Анастасии Младшей. Наблюдается и сближение иконографий обеих святых мучениц. Обычно святая Анастасия Римляныня изображается в монашеском облачении, с крестом и пальмовой ветвью в руках, а Анастасия Узорешительница – в хитоне и мафории, с крестом в правой руке и с маленьким сосудом лечебного масла в левой. Но встречаются и иконы, на которых изображен только лик и подпись «святая Анастасия», без указаний, какая именно, и без характерных для образов каждой из мучениц деталей.

Анастасия Римляныня происходила из знатной римской семьи. В трехлетнем возрасте она осталась сиротой, и ее взяла на воспитание христианская женская община, возглавляемая старицей Софией. В 20 лет ее хотели выдать замуж, но она исповедовала Христа, за что ее жестоко пытали, подвергли колесованию, рвали железными крюками, отрубили конечности, а затем усекли главу мечом. Два кратких жития этой святой рассказывают о ее казни, произошедшей в годы правления императоров Деция (249–251) или Валериана (253–260). Пространные жития о святой Анастасии Римляныни написаны в Греции, одно их которых, а именно Симеона Метафраста сообщает, что ее мученическая кончина произошла во времена правления императора Диолектиана (284–305).

В царствование того же жестокого Диолектиана пострадала (в 290 или 304 гг.) и великомученица Анастасия Узорешительница (Младшая), что, по всей вероятности, и привело к смешению житий. Cогласно русской традиции, святая Анастасия названа Узорешительницей за то, что облегчала, или «разрешала», страдания узников-христиан. Греки называют эту святую Фармаколитрией, то есть Целительницей. Один греческий автор сообщает, что когда-то храм Анастасии Узорешительницы в Константинополе был построен на месте дома некоего Фармака, что якобы и послужило поводом для ее именования Фармаколитрией. Согласно другому житию (преподобного Андрея Юродивого), при храме Анастасии Узорешительницы когда-то была лечебница для душевнобольных.

Страницы: 1 2

Православный календарь 4 января (22 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Великомученицы Анастасии Узорешительницы (ок. 304).
Священномученика Димитрия Киранова, протоиерея
Священномученика Феодора Поройкова, протоиерея

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы

Вмц. Анастасии. Тропарь, глас 4.

Победоноснаго Воскресения/ истинноименитая наречена еси, мученице Христова,/ победы на враги поставила еси мук терпением,/ Христа ради, Жениха твоего,/ Егоже возлюбила еси./ Того моли/ спасти души наша.

Вмц. Анастасии. Кондак, глас 2. Во искушениих и скорбех сущий,/ к твоему храму притекающе,/ приемлют честная дарования от живущия в тебе Божественныя благодати, Анастасие:/ ты бо присно миру точиши исцеления.

Pages: 1 2 3

Поученіе. Святитель Петръ, митрополитъ Московскій

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

О клевет въ современномъ христіанскомъ обществ.

Святитель Петръ, митрополитъ Московскій

Святитель Петръ, Московскій

I. Нын ублажаемый святитель Петръ, митрополитъ московскій, жившій въ трудное время татарскаго ига, не смотря на всю святость своей жизни, Богомъ засвидтельствованной въ нетлніи его св. мощей, подвергся однажды тяжкой клевет, возведенной на него тверскимъ епископомъ Андреемъ, происходившимъ изъ рода литовскихъ князей и домогавшимся каедры митрополита.

Клевета была въ свое время обличена; истина восторжествовала; виновникъ клеветы былъ великодушно прощенъ святителемъ Петромъ, сказавшимъ своему обвинителю: «миръ теб, чадо, не ты виноватъ, а древній ненавистникъ людей, начальникъ клеветы. Отнын берегись лжи, а прошедшее да проститъ теб Господь».

II. По поводу этого печальнаго событія въ жизни святителя Петра, побесдуемъ нын, братіе, о клевет, запрещенной 9 заповдью закона Божія.

а) Клевета есть величайшій грхъ противъ девятой заповди закона Божія. Этотъ грхъ смертный и въ то же время самый обыденный, но проявляющійся въ весьма различныхъ видахъ. Вотъ почему во всемъ св. писаніи — въ закон Моисея, въ псалтири, въ книг притчей Соломоновыхъ, въ книг пророковъ и почти въ каждомъ посланіи новаго завта — такъ ревностно преслдуется возрастающая и гибельная наклонность къ клевет и вроломству.

Вотъ описаніе клеветниковъ три тысячи лтъ тому назадъ: «нтъ въ устахъ ихъ истины: сердце ихъ — пагуба, гортань ихъ — открытый гробъ, языкомъ своимъ льстятъ... уста ихъ полны злословія и горечи. Разрушеніе и пагуба на путяхъ ихъ». (Пс. V, 10; Рим. III, 14 и 16). Такъ говоритъ св. царь и пророкъ Давидъ.

Вотъ другое описаніе за дв тысячи лтъ: «наушникъ и двоязычный да будутъ прокляты, ибо они погубили многихъ, жившихъ въ тишин... Ударъ бича длаетъ рубцы, а ударъ языка сокрушитъ кости. Многіе пали отъ острія меча, но не столько, сколько падшихъ отъ языка... Оставляющіе Господа впадутъ въ него; въ нихъ возгорится онъ и не угаснетъ: онъ будетъ посланъ на нихъ, какъ левъ, и какъ барсъ будетъ истреблять ихъ». (Сир. XXVIII, 15, 20, 21 и 26).

Вотъ и еще описаніе, составленное восемнадцать столтій тому назадъ братомъ Господнимъ св. ап. Іаковомъ: «языкъ — огонь... языкъ въ такомъ положеніи находится между членами нашими, что оскверняетъ все тло и воспаляетъ кругъ жизни, будучи самъ воспаляемъ отъ геенны Ибо всякое естество зврей и птицъ, пресмыкающихся и морскихъ животныхъ укрощается и укрощено естествомъ человческимъ, а языкъ укротить никто изъ людей не можетъ: это неудержимое зло; онъ исполненъ смертоноснаго яда». (Іак. III, 6—8).

Клевета, уязвляющая и оскорбляющая нашихъ ближнихъ, приравниваетъ клевещущаго человка, по словамъ священнаго писанія, къ змію и дьяволу. Языкъ лжеца подобенъ жалу ядовитой зми. Псалмопвецъ говоритъ: «они злое мыслятъ въ сердц, всякій день ополчаются на брань, изощряютъ языкъ свой, какъ змя; ядъ аспида подъ устами ихъ». (Пс. СХХХІХ, 3 и 4). «Вино ихъ», говорится во Второзаконіи, «ядъ драконовъ и гибельная отрава аспидовъ». (Второз. XXXII, 33).

Спаситель сказалъ клевещущимъ фарисеямъ: «вашъ отецъ діаволъ; и вы хотите исполнять похоти отца вашего. Онъ былъ человкоубійца отъ начала и не устоялъ въ истин, ибо нтъ въ немъ истины. Когда говоритъ онъ ложь, говоритъ свое, ибо онъ лжецъ а отецъ лжи». (Іоан. VIII, 44).

Клеветники часто гордятся собой, ибо гордость одно изъ отличій злого духа, чье самое имя дьяволъ — значитъ клеветникъ. Многіе, къ сожалнію, не только потакаютъ этимъ гршникамъ, но и развиваютъ въ нихъ самодовольство.

Смена клеветы, обильно разбрасываемыя ежедневно, безконечно плодородны. Имъ, какъ сменамъ крапивы, не нужно вспаханной почвы.

б) Большею частью клевета гибельна уже въ самомъ зачатк своемъ, такъ какъ она создается для пораженія и разрушенія. «Нечестивые натянули лукъ, стрлу свою приложили къ тетив, чтобы во тьм стрлять въ правыхъ сердцемъ». (Пс. X, 2). А между собой со всей откровенностью, какъ сказано въ книг Премудрости Соломона, оправдываютъ свои дла. «Устроимъ ковы праведнику, ибо онъ въ тягость намъ и противится дламъ нашимъ, укоряетъ насъ въ грхахъ противъ закона и поноситъ насъ за грхи нашего воспитанія». (Прем. II, 12).

Каждое поколніе, въ свою очередь, видитъ къ несчастію, что эта ненависть злыхъ къ добрымъ, выказывающаяся жестокими поступками и злобными рчами, составляетъ часть всемірной исторіи. Это униженіе, эти презрніе и насмшка, распространяемыя безыменными клеветниками, составляютъ часть дани, воздаваемой порокомъ добродтели.

Въ древнія времена люди убивали пророковъ и проливали кровь невинныхъ, въ наше же время они весьма часто поражаютъ злословіемъ.

Во вс вка тщеславные люди, завистливые соперники и вс, кто ненавидитъ праведныхъ, обостряютъ свой языкъ, какъ бритву, чтобы поразить доброе имя тхъ, кого они считаютъ своими врагами. Такъ человка, по призванію своего долга принимавшаго дятельное участіе среди своихъ собратьевъ, всегда стремившагося длать лишь доброе, несомннно многіе будутъ преслдовать бурей безмрныхъ обвиненій. Не допускается, что-бы онъ могъ говорить правду, чтобы поступки его были правильны; его имя какъ бы сигналъ къ шипнью всякаго рода вражды, злобы или раздразненнаго порока. Простодушные люди могутъ обмануться и подумать, что тотъ, противъ кого скопляется такъ много вражды, долженъ быть очень дурнымъ человкомъ. Они забываютъ, что все это еще въ боле сильнйшей степени обрушивалось на всхъ лучшихъ людей, которыхъ когда-либо видлъ міръ. Они забываютъ, что подобное преслдованіе чуть не довело псалмопвца до отчаянія, что оно чуть не заставило мягкаго и благочестиваго пророка Іеремію проклясть день своего рожденія, охватило своимъ адскимъ вихремъ всхъ пророковъ, наклеветало на Іоанна Крестителя, что онъ одержимъ бсомъ, назвало Самого Господа Іисуса Христа самаряниномъ, и одержимымъ бсомъ (Іоан. VIII, 48), окутало своимъ ядовитымъ покровомъ всю жизнь и дянія св. апостола Павла; сдлало въ языческомъ мір названіе христіанина равнозначущимъ злодю, изгнало изъ Рима блаж. Іеронима. Еще и теперь поносятъ истинныхъ рабовъ Божіихъ.

Но разв І. Христосъ не назвалъ блаженными и страждущихъ отъ злословія? Разв не сказалъ Спаситель намъ: «блаженны вы, когда будутъ поносить васъ и гнать, и всячески злословить за Меня». (Мат. V, 11). Но, во всякомъ случа, нтъ сомннія, что лучше ежедневно слушать ложь сотни клеветниковъ, чмъ уподобиться имъ, хотя бы на одинъ часъ, или пріобрсти хотя ничтожнйшую часть ихъ презрнныхъ выгодъ.

Оружіе клеветника покажется, пожалуй, мене зврскимъ, чмъ ножъ убійцы, но само убійство тмъ ужасне, чмъ утонченне его исполнитель.

Если найдется не мало людей, у которыхъ составляетъ ремесло сталкивать съ пути тхъ, кого они почтили своей ненавистью, то еще боле вреда во всхъ классахъ общества творятъ праздные умы, которымъ нуженъ толчокъ зложелательства, чтобы нарушить свое томительное однообразіе.

Страницы: 1 2

Православный календарь 3 января (21 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученица Иулиания и с нею 500 мужей и 130-ти жен, в Никомидии пострадавших
Святитель Петр, митр. Московский и всея России
Благоверная княгиня Иулиания Вяземская
Преставление блж. Прокопия, Христа ради юродивого, Вятского (1627).
Святитель Филарет, митр. Киевский
Святой Антоний II (Багратиони), католикос-патриарх всея Грузии
Святой мученик Фемистоклей
Преп. Макария постника, настоятеля Хахульского монастыря (XI) (Груз.).
Сщмч. Леонтия диакона (1940).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Тропарь, глас 4.
Яже прежде безплодная, земле, ныне веселися:/ се бо Христос светильника в тебе показа,/ яве сияюща в мире/ и исцелевающа недуги и болезни наша./ Сего ради ликуй и веселися со дерзновением:/ святитель бо есть Вышняго,/ сия соделоваяй.

Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Ин тропарь, глас 8.
Ликуй светло, благославнейший граде Москва/, имеяй в себе архиерея Петра,/ яко зарю солнца, всю Россию чудодеянии озаряюща:/ той бо немощи врачует/ и недуги, яко тьму, прогонит от вопиющих ему:/ радуйся, иерарше Бога Вышняго,/ тобою сия пастве твоей соделовающаго.

Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца. Ин тропарь, глас 4.
Благоверно пожив в мире,/ житием чистым просветився,/ учением святительства приим паству,/ апостолом наследниче./ Тем прием дар чудес от Бога, отче Петре,/ моли Христа Бога/ да спасет души наша.

Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца, кондак, глас 4.
Явися днесь пресветлая память твоя, святителю преблаженне Петре,/ в мире светло сияющи/ и являющи всем Божественное сияние.

Cвт. Петра, митр. Московского, всея России чудотворца, кондак, глас 2.
Взбранному и дивному нашел земли чудотворцу,/ днесь любовию тебе притекаем, песнь, Богоносе, плетуще,/ яко, имея дерзновение ко Господу,/ многообразных избави нас обстояний, да зовем ти:/ радуйся, утверждение граду нашему.

Мч. Иулиании. Тропарь, глас 4.
Агница Твоя, Иисусе, Иулиания/ зовет велиим гласом:/ Тебе, Женише мой, люблю,/ и, Тебе ищущи, страдальчествую,/ и сраспинаюся, и спогребаюся крещению Твоему,/ и стражду Тебе ради,/ яко да царствую в Тебе,/ и умираю за Тя, да и живу с Тобою,/ но, яко жертву непорочную, приими мя, с любовию пожершуюся Тебе./ Тоя молитвами,/ яко милостив, спаси души наша.

Мч. Иулиании. Кондак, глас 3.
Девства добротами преочищена, девице,/ и мучения венцы, Иулиание, ныне венчавшися,/ даеши сущим в нуждах и недузех исцеление и спасение,/ приступающим к раце твоей:/ Божественную бо благодать Христос источает и жизнь вечную.

Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Тропарь, глас 2.
Благочестно в законе поживши/ и благими делы украсившися,/ яко крепкий адамант, явися,/ целомудренная святая благоверная княгине Иулиание,/ тленную славу и добротство телесное презревши,/ злокозненнаго врага победила еси,/ целомудрия ради мученическую смерть прияла еси./ Сего ради от Христа Бога нетленным и вечным венцем венчавшися,/ ныне с лики мученик ликуеши/ и нам велия чудеса, приходящим ко гробу твоему,/ обильно источавши./ Темже ти вопием:/ молися Христу Богу о всех нас,/ верою и любовию страдания твоя почитающих.

Блгв. кн. Иулиании Вяземской. Кондак, глас 2.
Воспоем днесь Благодетеля всех Бога,/ прославльшаго в России Иулианию Богомудрую,/ да молитвами ей подаст душам нашим/ грехов оставление и велию милость.

Блж. Прокопия. Тропарь, глас 4.
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложися,/ и мира сего красоты отнюд возненавиде,/ и плотская играния увядив постом и жаждою/ и на земли леганием,/ от зимы студению и мразом,/ и от зноя солнечнаго и дождя/ и прочил тяготы никогда же уклонися под кров,/ и на теле своем не имея одеяния,/ Божиею помощию покрываем,/ и душу очистил еси добродетельми своими, яко злато в горниле,/ Прокопие премудре,/ с верою творящим память твою честно/ и усердно притекающим к мощем твоим,/ прославляюще твое святое успение,/ Христу Богу молися, благоюроде,/ да избавит ны Господь от варварскаго нашествия и междоусобныя брани/ и мир мирови дарует/ и душам нашим велию милость.

Блж. Прокопия. Ин тропарь, глас 4.
Велию любовь ко Господу в себе имея,/ все претрудное житие твое/ во граде Хлынове, юродствуя, провел еси, блаженне Прокопие,/ зной и мраз, глад и жажду благодушно терпя,/ биение и поношение от людий безбожных/ радостно принимал еси, подвижниче добропобедный,/ любовию же и добром велиим за зло воздавая,/ мнозем предрекал еси их ожидающее/ и от недугов исцелял еси, беззлобие,/ тем же, наслаждался ныне в сонме святых,/ моли Господа помиловати град и люди, тя почитающия.

Блж. Прокопия. Ин тропарь, глас 8.
Ангельски живя на земли богоугодно,/ многия скорби и труды терпеливо неся,/ добродетельми и дарованиями от Бога украсився,/ предвещая грядущая и исцеляя болезни,/ безмолвно, непрестанно моляся,/ юродствуя, скрыв дарования своя,/ ныне наслаждался в селениих святых,/ святый блаженне Прокопие,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Блж. Прокопия. Ин кондак, глас 8.
Многою любовию к Богу пламенея,/ любви и смирению людей безмолвно учил еси,/ деянием будущая являя,/ недуги и болезни целил еси./ На путь спасения нас настави,/ от язв греховных исцели,/ Прокопие блаженне,/ о всех нас Христа Бога моли.

Блж. Прокопия. Кондак, глас 2.
Возбранному и дивному в праведницех мужу,/ волею во юродство претворившуся,/ мира сего красоты возненавидел еси,/ плотская мудрования увядил еси постом и жаждею,/ студению мраза, снега, и зноя, и дождя,/ и от прочил воздушныя тяготы никогда же уклонися/ и очистил еси себе, яко злато в горниле, Прокопие блаженне,/ всей Вятской земли похвала и утверждение.

Pages: 1 2 3

О развитии идеи «Киевского патриархата» в украинском униатстве

Окончание. Начало Здесь

Петрушко Владислав Игоревич

Вместе с тем Иоанн XXIII предпринял ряд мер, способных в глазах украинских униатов компенсировать негативно встреченное ими улучшение отношений Ватикана с Русской Православной Церковью и Советским Союзом.

В частности, понтифик учредил несколько новых униатских экзархатов и еще более увеличил число епископов Украинской Греко-католической Церкви в диаспоре. В 1959 г. был учрежден отдельный экзархат для украинских греко-католиков в Германии30, во главе которого был поставлен епископ Платон Корниляк31. В 1960 г. был также учрежден униатский экзархат во Франции32, его возглавил епископ Владимир Маланчук33. В 1962 г. был образован украинский экзархат в Бразилии34, экзархом стал епископ Иосиф Мартынец. Наконец, в 1963 г. был открыт экзархат для украинских униатов в Англии и Уэлсе35, во главе которого был поставлен епископ Августин Горняк36. Кроме того, Иоанн XXIII в 1961 г. основал в составе украинской греко-католической митрополии Филадельфии епархию в Чикаго37, епископом утвержден Ярослав Габро38. Еще один униатский архиерей — Андрей Сапеляк39 — был поставлен в 1961 г. епископом-помощником римско-католического архиепископа Буэнос-Айреса, апостольским визитатором для украинских греко-католиков в Аргентине40.

Другим важнейшим достижением Иоанна XXIII в стала достигнутая им договоренность с советским руководством об освобождении из заключения главы греко-католиков Галиции митрополита Иосифа Слипого.

С началом понтификата Павла VI восточная политика Святого Престола значительно изменилась. Позиционируя себя в качестве продолжателя курса Иоанна XXIII, новый Папа, тем не менее, выработал свою собственную политическую линию в таких вопросах, как отношение к украинским униатам, развитие экуменического диалога с Православными Церквями и межгосударственные отношения Ватикана и СССР. Павел VI стремился компенсировать негативную реакцию в радикально настроенных политических кругах Запада, которую вызвали резкие перемены в восточной политике Святого Престола при Иоанне XXIII. Продолжая контакты с Московским Патриархатом и советским руководством, Павел VI, уравновешивал их мерами, призванными успокоить Запад и убедить его в том, что Ватикан сохраняет приверженность своим традиционным политическим ориентирам. Такая двойственность курса Павла VI вновь обусловила повышенное внимание Святого Престола к украинским униатам.

Ввиду наметившихся перемен в восточной политике Ватикана представители украинской националистической эмиграции и западных спецслужб пытаются использовать трибуну II Ватиканского собора, продолжающего свою работу при Павле VI, для организации новых акций, направленных против Московского Патриархата и Советского Союза. Возвращение Иосифа Слипого убеждало лидеров украинской эмиграции и униатский епископат в возможности уступок со стороны руководства СССР.

Греко-католические иерархи в тесном контакте с представителями националистической эмиграции (которым оказывали покровительство спецслужбы США и других стран Запада) вновь обратились к идее учреждения Киевского патриархата и начали разрабатывать масштабную церковно-политическую программу оказания нажима на СССР. Ее итогом должна была стать уже не только консолидация греко-католической диаспоры, но и легализация Униатской Церкви в советской Украине. Покровительство Павла VI украинским греко-католикам подвигло их на решительные действия. Их кульминацией стало выступление Иосифа Слипого 11 октября 1963 г. на 2-й сессии II Ватиканского собора, в котором митрополит призвал участников собора создать Киевский униатский патриархат41.

Проблемы создания Киевского греко-католического патриархата вслед за митрополитом Слипым в своем выступлении 20 ноября 1963 г. также коснулся украинский униатский епископ из Аргентины Андрей Сапеляк. Он отмечал, что существующие в Католической Церкви восточные униатские патриархаты имеют крайне немногочисленное количество приверженцев, тогда как украинские греко-католики, которых намного больше, чем других униатов, до сих пор не имеют своего патриархата42.

  В то же время двойственность курса Папы Павла VI стала причиной того, что в Ватикане отсутствовала единая позиция по вопросу об Украинском патриархате, а среди иерархов курии имелись как сторонники, так и противники его учреждения. Последние опасались, что усиление униатов отрицательно скажется на экуменическом диалоге с Московским Патриархатом и вызовет раздражение советских властей. По этой причине рассмотрение вопроса об учреждении Киевского униатского патриархата на соборе так и не состоялось, хотя Павел VI был склонен использовать вопрос о патриархате в качестве «козыря» в переговорах с Москвой. В итоге Святой Престол в качестве компромиссного варианта утвердил за митрополитом Иосифом Слипым лишь титул верховного архиепископа, хотя и с правами, близкими тем, которыми обладали патриархи Восточных Униатских Церквей. Тем самым Украинская Греко-католическая Церковь все же объединялась в единую структуру во главе с верховным архиепископом и общим синодом.

Таким образом, после II Ватиканского собора украинские униаты диаспоры консолидировались и стали проявлять значительную активность, чем также была оказана моральная поддержка греко-католикам, нелегально действующим на территории СССР, которые также расширили свою деятельность.

Перемены в восточной политике Ватикана при Павле VI также нашли свое отражение в реорганизации деятельности всех Униатских Церквей и сообществ, находящихся в юрисдикции Рима. Эта программа, отходившая от курса Иоанна XXIII на развитие дружественных отношений с Православными Церквями, была изложена в принятой II Ватиканским собором «Декрете о Восточных Католических Церквах»43.

Страницы: 1 2 3 4