Православный календарь 26 декабря (13 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста
Преподобного Германа Аляскинского (1837).
Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIII).
Прп. Аркадия Новоторжского (XI).
Прп. Иннокентия, еп. Херсонского (1857).
Святой мученицы Лукии девы
Преподобная Одилия Хоэнбургская (Эльзасская)
Преподобного Арсения, иже в Латре
Святителя Гавриила (Кикодзе) Имеретинского
Св. Колумбаны Теригласской (549) (Кельт. и Брит.).
Свт. Гавриила, архиеп. Сербского (Серб.).
Святителя Досифея, митр. Молдавского (1693) (Румын.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Тропарь, глас 4.
Мученик всечестных светлость,/ пяточисленных страстотерпцев воспоем,/ славу земных презревших,/ солнца светлаго Евстратия,/ премудраго витию со страдальцы,/ на огнь и муки дерзнувших за всех Царя Христа/ и от Престола Того славы почестьми венцев обдаренных./ Тех молитвами, Христе Боже,/ спаси души наша.

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Кондак, глас 2.
Светильник явился еси светлейший во тьме неведения седящим, страстотерпче:/ верою бо, яко копием, обложився,/ врагов шатания не убоялся еси, Евстратие,/ риторов сый благоязычнейший.

Мчч. Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Кондак, глас 3.
Витийствуя пред беззаконнующими Божественная,/ биения претерпел еси мужественнейшим сердцем,/ облистал еси Богознаменьми, пречудне,/ угасил еси возвышенный прелести пламень,/ сего ради тя чествуем, всеблаженне мучениче Христов Евстратие.

Прп. Германа Аляскинского. Тропарь, глас 1.
Лозу Православия принесл еси в Америку из России благочестивый/ и, удобрив корень постническими трудами/ и напоив обильне молитвенными слезами,/ плоды принесл еси — виноград возлюбленный,/ Германе преблаженне отче наш./ Темже и Бог тя прослави, яко апостола преподобнаго,/ нетлением мощей и благодатию чудес,/ от них же почерпающе благодеяния, восхваляем тя:/ слава Давшему ти крепость,/ слава Венчавшему

Прп. Германа Аляскинского. Ин тропарь, глас 3.
Преподобие отче наш Германе,/ первый светильниче, в земли нашей просиявый,/ приносим вси тебе похвалы сия,/ ты же, яко имеяй дерзновение ко Господу,/ буди заступник нам, и утешитель,/ и Церкви нашея покровитель дивный,/ да вси со умилением зовем ти:/ радуйся, отче наш Германе, Аляски и всея Америки преславный чудотворче.

Прп. Германа Аляскинского. Ин кондак, глас 8.
Валаама пострижник,/ честный возлюбленник Божией Матери бывый,/ ревнитель подвигов древних подвижников новый,/ молитву, яко копие и щит, приемый,/ страшен демоном и тьме язычестей ставый,/ Германе преподобие, моли Христа Бога спасти души наша.
Прп. Германа Аляскинского. Кондак, глас 8.
Взбранному Воеводе своинствовався,/ в брань вступил еси на духа злобы в поле преподобия и апостольства./ И, пожав победы обоюдныя,/ воздвизаеши нас вопити тебе:/ радуйся, святе Германе, апостоле преподобный.

Прп. Аркадия Новоторжского. Тропарь, глас 4.
От духовнаго наставника, отца преподобнаго Ефрема, наставляемь,/ послушания добрый рачителю, отче Аркадие,/ от мирскаго мятежа удалился еси/ и, инок быв изрядный,/ добрым подвигом ревнуяй,/ от Христа Бога приял еси венец славы Небесныя;/ и ныне, вкупе с преподобным отцем Ефремом у Престола Вышняго предстоя,/ о нас молися, избавитися нам от всех бед и скорбей/ и спастися душам нашим.

Прп. Аркадия Новоторжского. Кондак, глас 2.
К глубинам Божественнаго разума вперив ум свой,/ в Небесныя обители востекл еси/ и равноангельно житие, отче Аркадие, на земли пожил еси,/ и во всем повинулся еси духовному своему настоятелю и наставнику, преподобному отцу Ефрему,/ и ныне, вкупе предстояще у Престола Владыки Христа,/ молися непрестанно о всех нас.

Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Тропарь, глас 4.
Бывый, блаженне Мардарие,/ нестяжатель Христа ради,/ и Того за многая твоя благодеяния/ в сердце твое вселивый,/ молися о нас, поющих тя.

Прп. Мардария, затворника Печерского, в Дальних пещерах. Кондак, глас 2.
Вышних ища, нижних не стяжал еси,/ и колесницу огненну к Небеси, нестяжание, себе поставль,/ со Ангелы жити сподобился еси./ Мардарие славне,/ с нимиже Христа Бога моли/ непрестанно о всех нас.

Pages: 1 2 3

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

Жизнь и деятельность

Aрхимандрит Гавриил, в миру Годердзи Васильевич Ургебадзе, родился 26 августа 1929 года, в Тбилиси. Годердзи окрестили еще в младенчестве в соборе Св. Великомученицы Варвары, в Навтлугском районе.

Крестной матерью Годердзи была бывшая «сестра милосердия» Тамара Бегиашвили. В тот период в Грузии господствовал коммунистический режим; преследовалась религия; разрушали или закрывали храмы; невинно убивали и выселяли население. Годердзи было примерно два года, когда при неизвестных обстоятельствах был убит отец, Василий Ургебадзе. Члены семьи в дальнейшем ребенка, в честь отца, называли Васико.

Архимандрит Гавриил (Ургебадзе)

Маленький Васико с самого детства был наделен божественной благодатью. Из камушков строил маленькие церквушки и внутри зажигал спички. Мать (впоследствии монахиня Анна, похоронена во дворе женского монастыря в Самтавро, рядом с сыном) боялась, чтоб никто не заметил это увлечение Васико, так как не исключено было, что семью осудят за воспитание ребенка, противоположное коммунистической идеологии. Васико с юношества странно себя вел – уклонялся от игры с ровесниками и предпочитал одиночество и безмолвие. У ребенка все же было одно удивительное развлечение: брал в руки длинную палку и убегал. Находящиеся вокруг птицы слетались на эту палку и с щебетаньем сопровождали его. Это явление удивляло всех. Васико был удивительно добрым. Ни за что не разрешил поставить дома мышеловку; мышь ловил живьем в клетку и затем отпускал за пределы двора.

В школу он пошел в возрасте 6 лет. Писать-читать и арифметику освоил легко, а своим добрым нравом заслужил всеобщую любовь. Имя Христа впервые услышал в возрасте 7 лет, что полностью изменило привычную жизнь Васико. Быстро собрал деньги и купил Евангелие, что стало началом новой жизни. С этого дня и до самой смерти монах Гавриил проникся одной мыслью и желанием – жить только для Христа. Каждый день читал свое Евангелие, и ничто другое его не интересовало; лишь уроки просматривал быстро, чтоб не отнимать у себя много времени. Перед сном заходил в свою комнату и долго молился в углу с иконами.

За несколько дней до смерти монах Гавриил вспоминал тот период своего детства:

         — Я сидел на втором этаже, на балконе, задумавшись, когда мне как бы послышался внутренний голос – посмотри на небо. Я встал, подошел к краю балкона, посмотрел наверх и вижу, что на небе был воздвигнут большой крест. Я тогда не знал, а сейчас знаю, что это был мой крест, который я должен был взвалить на себя и нести во имя любви к Богу и ближнему

         К этому же периоду относится еще одно воспоминание монаха Гавриила: — Ночью, когда я спал, внезапно проснулся и увидел перед собой демона с отвратительным лицом. Он смотрел на меня в гневе. С Божьей благодатью я не испугался, напрягся, но ничего не предпринял для его изгнания. Только с удивлением смотрел на него. Он закричал на меня – ты борешься со мной?! И ударил меня кулаком по голове.

Маленький Васико в этом испытании нашел пользу, о чем убеждает нас и воспоминание самого монаха Гавриила: — Когда я увидел демона, тогда моя вера во Христа полностью окрепла. Так как сказал, если сатана существует, Бог – еще больше. И к тому же этим еще, о ближний, я увидел и оценил человеческую красоту.

12-летнему Васико за искреннюю любовь и деятельную жизнь была присвоена Богом Благодать мощи и Божьих откровений

Монахиня Пелагия (бывшая настоятельница Гурджаанского монастыря Пресвятой Богородицы), ровесница и соседка монаха Гавриила, вспоминает:

         — Одним летним днем мой дядя пришел домой и во всеуслышание громко сказал – «Слава Господу Христу, у него еще есть свои избранные люди на земле». На вопрос – «Что случилось, что вас удивило» — рассказал: «Домой шел старой дорогой Варвары, и когда приблизился к разрушенному собору Св. Георгия, что я вижу: Годердзи, сын Васико, в эту жару освобождал собор от больших глыб. Занятый работой, какое-то время он меня не замечал, я тоже, увидев это зрелище, не произнес ни слова, а когда он меня увидел, то обрадовался и сказал – «Иди сюда, дядя Муха, и если сможешь – показал мне на одну большую глыбу, — подними». Моего дядю прозвали «Муха» (Дуб) за его большую силу и борьбу, а его настоящим именем было Георгий. Муха продолжил – «Я очень старался, но не смог сдвинуть с места. А он подошел, сказал – «Во имя Христа», поднял и водрузил вместе с глыбами, собравшимися снаружи собора». Наша семья была верующей, но ввиду того злосчастного режима, перестала посещать церковь и соблюдать пост. А дядя Муха с того дня снова вернулся к христианской жизни.

         Во время Второй мировой войны те несчастные люди, у кого не было вестей с фронта об их близких, приходили к Васико, чтоб узнать что-то. Отец Гавриил, которому тогда было 12 лет, всем отвечал и еще и проповедовал: - «Ходите в церковь, не отрекайтесь от Христа и не теряйте духовной жизни».

Слова маленького Васико никогда не пропадали даром; благодарный народ постепенно возвращался к вере и начинал ходить в церковь. Васико всегда уклонялся от благодарности народа и для самоуничижения иногда очень странно себя вел: в своем районе, на самом видном месте садился в мусор и громко говорил: - «Не забывай, Васико, что ты мусор и не будь о себе большого мнения»,

Члены семьи сердились на Васико за это и наказывали, но народ не смеялся и не унижал его.

К тому же периоду жизни монаха Гавриила относится еще один ошеломляющий случай: во время преследований коммунистического режима, народ прятал святые иконы на чердаках и в других хранилищах. Многие люди потеряли веру и не относились с должным уважением к святыням. К таким подходил маленький Васико и говорил: «У вас дома (указывал точное место) лежит икона. Или воздайте ей должное уважение, или отдайте мне, и она будет у меня; затем, если вы опять захотите воздать ей должное уважение, придите ко мне, и я с радостью верну ее вам». Некоторым становилось жаль, и они оставляли икону, а некоторые, у кого не было такого желания, отдавали. Этот поступок удивлял всех.

Маленький Васико обращался с иконами с особенной любовью. В возведенной им церкви и в башне в Женском монастыре Самтавро, по сей день изумляют всех иконы, красиво и с большой заботой украшенные, которые почти полностью покрывают стены и потолок, что производит незабываемое впечатление на паломников и посетителей.

Страницы: 1 2 3 4 5

Церковь не создает сторонников, Церковь создает святых

Интервью с одним из самых авторитетных иерархов Элладской Православной Церкви митрополитом Лавреотикийским и Месогейским Николаем (Хаджиниколау).

митрополит Николай, Лавреотикийский и Месогейский

Вы полагаете, что причины кризиса кроются в том, что мы предали забвению наше культурное наследие?

Не просто предали забвению, а отказались от него. На мой взгляд, глубинные причины кризиса следует искать в нашем поведении. В том, что мы не понимаем, какое богатство и глубина содержатся в нашем Предании и истории. Из образа жизни мы низвели нашу духовную традицию до уровня информации и рассудочной дисциплины.

Почему мы не смогли противостоять кризису?

митрополит Николай, Лавреотикийский

Потому что повели себя раболепно и пассивно, без героизма. Как соглашатели повели себя наши политики, деятели культуры, ученые, да и представители Церкви тоже. Мы все смирились с положением дел и стали соглашателями. Я не могу в точности утверждать, что весь этот кризис придуман и руководим из каких-то зарубежных центров влияния, но даже если это действительно так – на нас самих лежит значительная часть вины за сложившуюся ситуацию.

То есть Вы не видите сопротивления со стороны греков?

А Вы сами видите где-нибудь здоровое сопротивление? У нас забрали всё, а где же наш героизм? Мы побоялись сказать свое мужественное НЕТ. Не протестовали ни против экономического сокращения, ни против материалистического удушья.

Вы говорите об идеологическом сопротивлении?

У нас забрали нашу национальную идентичность, чувство собственного достоинства, а после этого еще и уничтожили нашу экономику. Мы должны были в самом начале противостоять этому с помощью идеологической (как Вы правильно сказали) революции1. Но и сейчас по-прежнему не поздно вернуться к нашим корням, нашему Преданию, нашей национальной идентичности. Именно в этом и кроется наша сила. Мы виноваты в том, что они убили нашу Родину, но еще имеем возможность сопротивляться.

митрополит Николай, Лавреотикийский

Какую роль в духовном возрождении может сыграть Церковь? Есть ли у нее своя доля ответственности за происходящее?

Церковь несет большую ответственность за то, что стала частью государственной системы (это проявилось не только в ее поведении, но и в образе мыслей). После того, как она обнялась с государством, у нее не осталось свободных рук, чтобы обнять народ.

Я не отрицаю важности благотворительной деятельности, но ее недостаточно, чтобы сблизиться с народом. Куда важнее – поддержка духовных корней народа, его культуры и глубинных внутренних потребностей. Мы не утолили духовной жажды наших соотечественников. Довольствовались поддержкой добрых привычек, этикета и внешних добродетелей. Что мы можем сказать современной молодежи? Разве мы ее понимаем?

Мы хотим, чтобы наши дети были вместе с нами не для того, чтобы увеличить число последователей Церкви. Церковь не создает сторонников. Церковь создает святых. И это совсем разные вещи. Быть святым – значит быть свободным человеком. Святой – это не тот, кто механистически соблюдает пять, десять или сколько-то заповедей. Это тот, кто освобождается «побеждая зло добром»2. Бог сокрыт от нас за туманом страстей. Чтобы увидеть солнце (встретить Бога), должен развеяться туман.

Как Вы думаете, еще не поздно, чтобы Церковь вернула утраченные позиции?

Никогда не поздно. Напротив, современный кризис — это великолепная возможность, чтобы в условиях полного обесценивания всего прозвучало подлинное слово правды.

Однако, представление современной молодежи о Церкви совершенно отличается от того, что представляет собой Церковь на самом деле. Поэтому с одной стороны в глубине души молодые ждут от Церкви слова истины, с другой — избегают ее как чего-то нездорового, или (в худшем случае) даже опасного и отталкивающего.

Мы должны показать и объяснить, что такое настоящая Церковь. Если это консервативный организм, синонимичный соглашательству и выгоде – он ничего не даст молодежи. Если это источник коррупции и лицемерия – его следует как можно скорее выкинуть на обочину истории. Но если Церковь – это свобода, жизнь и творчество – тогда совсем другое дело.

Поэтому я и говорю, что мы должны воссоздать правильное понимание Церкви у современных молодых людей.

Страницы: 1 2

Святитель Спиридон Тримифунтский и духовная традиция его почитан

На Руси почитание святителя Спиридона, Тримифунтского Чудотворца, известно издревле в среде простого верующего народа, особенно среди крестьянства.

Успение святого Спиридон с житием

Кипрский епископ сам был простым пастухом, он не оставил своего занятия и после хиротонии во епископа.

Святой Спиридон является небесным покровителем домашнего скота и крестьянского труда. Но кипрский Чудотворец чтился в России и на вершинах Царской власти.

Так, во время Казанского похода по дороге из Москвы было явление святителя Спиридона Тримифунтского Царю Иоанну Васильевичу Грозному. Святой духовно укрепил Государя в Его решимости одолеть супостатов и освободить казанцев от ногайских узурпаторов. После победы на месте чудесного явления Царь по обету воздвиг Спиридоньевский монастырь. До наших дней этот монастырь не дожил, но на его месте возведен поклонный Крест.

Отец первого Царя из рода Романовых – Михаила Феодоровича – Великий Государь и Господин Святейший Патриарх Московский и всея Руси Филарет (Феодор Никитич Романов) воздвиг в Москве храм святителя Спиридона в своих владениях на Козьем болоте, там, где пасли коз Патриаршего двора. Впервые этот храм упоминается в 1627 году, первоначально он был деревянным. А в 1633–1637 годах была возведена каменная церковь. Этот храм со временем дал название улице Спиридоновка и переулку Спиридоньевский. Эти названия сохранились до сих пор, а храм был уничтожен богоборцами до основания. К истории этого храма я ещё вернусь в конце выступления.

Некоторые исследователи утверждают, что повсеместное почитание Тримифунтского Чудотворца Спиридона в первой половине и в середине XVIII столетия в Российской Империи несколько поугасло. Но 12 декабря 1777 года, в день памяти святителя Спиридона Тримифунтского, в Семье Наследника Престола Великого Князя Павла Петровича родился первенец – Великий Князь Александр Павлович – любимый внук и воспитанник Императрицы Екатерины Великой. В Царском Роду был обычай почитать в качестве небесного покровителя не только святого, чьим именем наречен Царственный Отпрыск, но и святого, в день которого появился на свет Августейший Младенец. Так, например, в царствование Петра Великого, да и потом в России очень чтился преподобный Исаакий Далматский, в день которого родился Царевич Петр Алексеевич. Именно поэтому в Санкт-Петербурге помимо собора Петра и Павла был соборный храм преподобного Исаакия Далматского, который, собственно, и стал кафедральным в столичной епархии. С рождением Великого Князя Александра Павловича особо стал отмечаться как Царский день праздник святителя Спиридона.

Почитанию святителя Спиридона определенным образом способствовали и войны России с Османской Турцией. Так, вечером 11 декабря 1790 года был закончен штурм Измаила – турецкой крепости на Дунае. По церковному времяисчислению, то есть после начала вечерней службы, наступали уже следующие церковные сутки – 12 декабря. Именно поэтому в Измаильской мечети XVI века в тот же вечер расположился походный воинский православный храм. Его посвятили святому Чудотворцу Спиридону. Победитель Измаила Александр Васильевич Суворов 13 декабря 1790 года докладывал в письме главному вельможе Императрицы – князю Потемкину: «Простите, что сам я не пишу: глаза от дыму болят… Сегодня у нас будет благодарный молебен у нашего нового Спиридония. Его будет петь Полоцкий поп, бывший со Крестом пред сим славным полком».

Благодарственный молебен служил священник Полоцкого пехотного полка Трофим Егорович Куцынский. Его полк попал под ураганный огонь: командир был убит, многие офицеры ранены. Бросившись вперед с воздетым над собою Крестом, отец Трофим увлек за собой солдат. За этот подвиг он был пожалован наградным наперсным Крестом с бриллиантами на Георгиевской ленте и возведен в протоиереи. Измаильская Спиридоньевская церковь впоследствии, уже после кончины генералиссимуса А. В. Суворова, была заново освящена в честь Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня.

Император-мученик Павел, который очень чтил святителя Спиридона как покровителя своего старшего Сына и защитника Православия на Балканах, решил освободить от захватчиков греческий остров в Ионийском море Керкиру. Там с XV века почивают мощи святителя Спиридона. Остров Керкиру, или по западноевропейскому Корфу, в 1797 году захватили революционные войска Франции. 18 февраля 1799 года штурмом с моря была взята почти неприступная крепость Корфу. Победителем стал святой флотоводец Федор Ушаков. А его союзниками на этот раз были турки. Генералиссимус Александр Суворов тогда в сердцах сказал, что в этом историческом штурме он готов был бы участвовать даже мичманом.

После воцарения в 1801 году Император Александр Павлович первоначально довольно широко смотрел на религиозные вопросы. Но, ведя упорную борьбу с Наполеоном и его революционной армией, он все более и более проникался духом Православия и решительно отходил от мистических увлечений юности. Биографы Государя этот перелом относят к 1806 году.

Знаменательно то, что именно в 1806 году Император Александр I Павлович основал при дворцовой резиденции в Стрельне из жителей близлежащих деревень Императорский батальон милиции. Батальонным праздником Высочайше был назначен день святителя Спиридона, а вскоре батальон был причислен к корпусу войск Гвардии и переформирован в Лейб-гвардии Финляндский полк. Приняв под Фридландом в 1807 году свое первое боевое крещение, Финляндский полк всегда грудью стоял за великое Отечество и множил его славу. Знамена доблестного полка победно развевались на полях Бородина, Малоярославца, Лейпцига, в Париже. В 1813 году, после окончания войны, Финляндский полк был расквартирован на Большом проспекте Васильевского острова. В этом здании при лазарете была освящена домовая полковая церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского.

Еще раньше, в марте 1808 года, была устроена церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского при Главном Управлении Императорских уделов. Первоначально Управление уделов находилось на Миллионной улице, в 1857 году оно переехало на Литейный проспект, куда перевели и домовую церковь святителя Спиридона.

Примерно к тому же времени относится и создание церкви Успения Пресвятой Богородицы в Москве. На Пречистенке в 1799 году начала строиться церковь по проекту архитектора Леграна. Строительство завершилось в 1806 году, и один из пределов храма был посвящен святому Спиридону Тримифунтскому. Прямых свидетельств о том, что этот придел как-то связан с Императором Александром Павловичем, нет. Но все же в год освобождения Керкиры от революционных французов, 1799-й, началось строительство храма, а религиозный поворот во взглядах Императора, 1806-й, приходится на год завершения строительства. Эти совпадения заставляют задуматься о том, что какая-то мистическая связь между этим приделом святителя Спиридона Тримифунтского и Царским Родом существует.

В Санкт-Петербурге около 1817 года при Елизаветинском женском институте стараниями Государыни Императрицы Елизаветы Алексеевны была устроена ещё одна церковь во имя святителя Спиридона Тримифунтского. Одна из святынь, хранившихся в церкви, – часть бархатной туфли из раки святителя на Керкире.

Мощи святого Спиридона раз в год, по обычаю, переобувают, поскольку святитель чудесным образом изнашивает свою обувь, посмертно странствуя по земле для исполнения молитв верующих. У нас так же регулярно меняют истоптанную святым обувь преподобного Сергия Радонежского. Изношенные за год, истоптанные святителем Спиридоном туфли передают верующим. Конечно, такого рода подношения удостаивают наиболее знатные православные персоны.

Страницы: 1 2

Православный календарь 25 декабря (12 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Спиридон, еп. Тримифунтский
Святой священномученик Александр, еп. Иерусалимского
Преподобного Ферапонта Монзенского (1597).
Преподобного Германа, Аляскинского.
Собор первомчч. Американских
Преподобного Финниа Клонарданского (549) (Кельт. и Брит.).
Святой мученик Разумник
Преподобного Колмана из Глендало (659) (Кельт. и Брит.).
Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Тропарь, глас 1.
Собора Перваго показался еси поборник и чудотворец,/ Богоносе Спиридоне, отче наш. / Темже мертву ты во гробе возгласив, / и змию в злато претворил еси, / и внегда пети тебе святыя молитвы / Ангелы, сослужащия тебе, имел еси, священнейший. / Слава Давшему тебе крепость, / слава Венчавшему тя, / слава Действующему тобою всем исцеления.

Свт. Спиридона, еп. Тримифунтского, чудотворца. Кондак, глас 2.
Любовию Христовою уязвився священнейший,/ ум вперив зарею Духа,/ детельным видением твоим деяние обрел еси, Богоприятне,/ жертвенник Божественный быв,/ прося всем Божественнаго сияния.

Прп. Ферапонта Монзенского. Тропарь, глас 8.
Любовию Христовою, Богомудре, просветився, и добродетельми/ сожительствовал еси Василию блаженному,/ и, всякое наслаждение плотское возненавидев,/ в пустыню вселился еси,/ в ней же вельми подвизался еси, в жизни сей временней/ плоть умерщвляя свою в пениих, и во бдениих, и в пощениих./ Темже и Христос даром чудес обогати тя,/ но поминай убо нас, чтущих пресветлую память твою,/ преподобие отче Ферапонте,/ и моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Ферапонта Монзенского. Кондак, глас 8.
Возложив себе Богу от юности, преподобие,/ Того паче всех возлюбив,/ и Тому от всея души любовию последовал еси,/ тленная и красная мира нивочтоже вменив, в пустыню вселився,/ в ней же добре подвизался еси противу невидимых врагов козней/ и, яко светозарное солнце, в концех Галическия земли возсиял еси,/ отонуду же, веселяся, прешел еси к Небесным обителем,/ и ныне со Ангелы Владычню Престолу предстоя,/ поминай нас, чтущих память твою, да зовем ти:/ радуйся, Ферапонте, отче наш.

Pages: 1 2 3

Оказались лишними

Из церковного календаря исчезли святые, и ни у кого нет ответа – почему

Борис Новощукин

  Часть новомучеников, погибших от рук большевиков, таинственным образом исчезли из официального церковного календаря на 2013 год. Проблема, однако, куда шире, чем те или иные имена в календаре: мученики XX века – это уже не совсем канонические святые, и что с ними делать, Церковь не знает.

Последний в уходящем году конфликт вокруг РПЦ разгорелся буквально из ничего.

«Николай II был не единственным русским царем, погибшим насильственной смертью, но никто не ставит вопрос о канонизации императоров Александра II и Павла I, Петра III и царя Федора Годунова»

Из официального церковного календаря на 2013 год исчезли 30 новомучеников, репрессированных в годы советской власти. Каждый день календаря посвящен почитанию одного или нескольких православных святых: не все из них являются мучениками, но и принявших смерть за веру среди почитаемых верующими достаточно для того, чтобы сам факт не остался незамеченным.

Пропажу обнаружил протодиакон Андрей Кураев.

Технической ошибки нет

Существует два ответа на вопрос о том, куда же делись новомученики. Первый, технический и наиболее простой, состоит в том, что в издательстве что-то напутали, а второй, уже церковно-идеологический, заключается в том, что не все новомученики подходят для того, чтобы отмечать их в календаре как святых.

Возможность ошибки полиграфистов или экономии места в издательстве Московской патриархии исключают. «Список был прислан из комиссии по канонизации, как прислали, так мы и опубликовали, – заявил газете ВГЛЯД главный редактор издательства Московской патриархии протоиерей Владимир Силовьев. – Никакой экономии бумаги с нашей стороны не было».

То есть какая бы то ни было техническая ошибка исключена, однако Синодальная комиссия по канонизации, единственный орган РПЦ, прямо отвечающий за списки святых, для комментариев оказалась недоступна.

Деканонизация возможна

Если остается лишь вторая версия, то начать ее стоит с вопроса о том, возможна ли деканонизация – отмена решения о причислении к лику святых.

Вопрос этот в светских СМИ возникал в связи с уголовными процессами по обвинениям в разжигании межнациональной и межрелигиозной розни. Некоторые обвиняемые в антисемитской пропаганде ссылались на почитание Церковью святых – детей, по легенде, убитых иудеями в ритуальных целях. Речь шла о знаменитом «кровавом навете» на иудеев. При этом указывался святой Гавриил Белостокский, якобы таким образом и убитый. Однако тогда представители РПЦ утверждали, что в православной традиции нет практики деканонизаций.

Но это не совсем так. Конечно, можно поспорить о самом термине, что есть «деканонизация», но случаи прекращения почитания святых были. В качестве примера протодиакон Кураев приводит философа Климента Александрийского. «В православной традиции есть сведения о почитании Климента как святого. Но в современных святцах его нет», – сказал отец Андрей газете ВЗГЛЯД.

Профессор Московской духовной академии Алексей Осипов напомнил о княгине Анне Кашинской: «Ее канонизировали, потом деканонизировали – нашли что-то связанное с двоеперстием, а потом снова канонизировали». Других случаев профессора МДА Осипов и Кураев не припоминают.

Но в изданной в 1903 году книге Е. Голубинского указывается на распоряжения церковных властей о прекращении почитания монаха Маркелла, князя Владимира и княгини Агриппины Ржевских. Окончательного решения о монахе найти не удалось, а вот князь и княгиня ныне в святцах упомянуты.

«Ошибки при канонизации могут быть, и решение может быть отменено, если обнаружатся явные факты, противоречащие самой идее канонизации», – говорит профессор Осипов. И подчеркивает: «Именно поэтому к канонизации подходят очень осторожно, взвешенно, ведь если начнутся деканонизации – это подорвет авторитет».

Сам Осипов участвовал в работе комиссии по канонизации, когда рассматривались кандидатуры Амвросия Оптинского, Игнатия Брянчанинова, Дмитрия Донского, Иоанна Кронштадтского.

«Критерии святости есть, но трудно сказать, что они четкие», – считает профессор Осипов. «Народное почитание, чудеса и свидетельства о святости – молитвенном участии в жизни Церкви, отношении к нищим, к своим врагам – все это имеет значение», – объясняет богослов. Но, по его словам, нет единого стандарта. «Святой Игнатий Брянчанинов – не чудотворец, а Матрона Московская – чудес много, а вот наставлений от нее мало, но они признаны святыми», – пояснил Осипов газете ВЗГЛЯД.

«Вертикали» святых, кто более или менее свят, не существует. «Категории обозначают различные состояния в Церкви. Монах – преподобный, епископ – святитель, женатый священник – праведный, мученик – убитый за веру, страстотерпец – мог погибнуть не только за веру, но и за правду, за справедливость, за любовь, например Борис и Глеб или семья последнего царя», – объясняет профессор. Причисление к лику святых, по словам Осипова, служит воспитательным целям для живущих: «Канонизацию можно сравнить с воинскими наградами, например звание Героя. Герой заслуживает славы и почитания».

Безгрешны ли святые? Грубых грехов быть не должно. «Идеал святости объясняется словами: «Будьте совершенны, как Отец ваш Небесный», – и он недостижим. Макарий Великий, действительно великий, почитаемый, молился, чтобы очиститься от грехов», – отмечает Осипов.

Впрочем, есть святые, признанные таковыми и без всяких личных усилий и заслуг, – это дети. «Христос сказал: «Будьте как дети», – и все младенцы – святые», – убежден Осипов. Можно вспомнить, что младенцы, убитые по приказу царя Ирода, считаются мучениками.

При этом даже вокруг вполне себе резонансных святых РПЦ всегда держала оборону. «Оснований для деканонизации Гавриила Белостокского нет», – заявил газете ВЗГЛЯД Кураев. «Что касается «кровавого навета», если мы признаем, что изуверские секты возникали в других религиях, почему изуверской секты не могло возникнуть среди иудеев?» – пояснил он.

Страницы: 1 2

Житие преподобного Кукши Одесского

Преподобный Кукша Одесский с житием

Икона "Преподобный Кукша Одесский" с житием

Преподобный Кукша родился 12 января (25 н.ст.) 1875 года в селе Арбузинка Херсонского района Николаевской губернии у благочестивых родителей Кирилла и Харитины, и наречен был во святом крещении Косьмою.

Родился и рос Косьма в те далекие времена, когда народ православный ходил пешком на богомолье и к Киево-Печерским святым, и в Лавру преподобного Сергия Радонежского, и на далекий север — в Валаамскую и Соловецкую обители, и на поклонение ко Гробу Господню во Святую Землю.
В те времена существовал также благочестивый обычай: если кто из детей посвящал себя иноческой жизни, родители почитали это за особую честь, это было знаком особой милости Божией. Мать Косьмы Харитина в своей юности желала быть монахиней, но родители благословили ее на замужество. Харитина молилась Богу, чтобы хоть один из ее чад сподобился подвизаться в иноческом чине.

Косьма с малых лет возлюбил молитву и уединение. Еще с юности у преподобного было сострадание к людям, особенно к больным, страждущим. За это враг спасения человеческого всю жизнь ополчался на него. Известно следующее событие отроческих его лет. У Косьмы был двоюродный брат, одержимый нечистым духом. Косьма поехал с ним к одному старцу, изгонявшему бесов. Старец исцелил юношу, а Косьме сказал: «За то только, что ты привез его ко мне, враг будет мстить тебе — ты будешь гоним всю жизнь». Вся жизнь преподобного была исполнением этого пророчества.

В 1895 году Косьма отправился с паломниками во Святую Землю. Прожив в Иерусалиме полгода осмотрев в Палестине все святые места, Косьма на об ратном пути посещает святую гору Афон. Здесь oн особенно воспылал желанием подвизаться в монашестве. Царица Небесная призывала его в Свой земное удел — Святой Афон — на служение Богу.

Перед отъездом паломники направились к настоятелю русского Свято-Пантелеимонова монастыря за благословением в путь. Подошедши к настоятелю, Косьма сказал: “Отче, я очень хочу здесь остаться, но прежде мне надо поехать домой и получить благословение родителей”. “Ну, хорошо, поезжай, через год приедешь”, — напутствовал его настоятель и одарил (по обычаю, как и всех) иконочкой святого великомученика Пантелеймона — небесного покровителя русского монастыря на Афоне. Эту иконочку о. Кукша вставил в киот и хранил всю жизнь до самой своей кончины.

По возвращении в Россию Косьма посетил киевского старца Иону, известного всем своей прозорливостью и чудотворениями. Старец принимал людей во дворе Ионовской обители, всем раздавая благословение. Приближался в очереди со всеми и Косьма, с замиранием сердца думая: “А вдруг старец не благословит меня на Афон?”.

Мать с радостью и благодарением Богу воспринялa решение сына. Отца пришлось долго уговаривать слезно умолять, после чего он отпустил сына со словами: «Пусть едет, Бог его благословит!»

Напутствуя в дорогу, Харитина благословила Косьму Казанской иконой Божией Матери в небольшом старинном деревянном киоте, с которой преподобный не расставался всю свою жизнь, и которая положена была ему во гроб после кончины.

В1896 году Косьма прибывает в Афон и поступает послушником в русский Свято-Пантелеимоновский монастырь. Ревностно исполнял возложенное на него настоятелем монастыря послушание просфорника.

В 1897 году мать Косьмы Харитина направлялась в паломничество во Святую Землю. Когда корабль с путешественниками сделал остановку у берегов Афона Харитина письменно просила настоятеля монастыря благословить посетить Святую Землю и Косьме. Благословение было получено — так блаженная родительница вознося благодарение Богу, еще раз увидела сына.

В Иерусалиме с Комсьмою произошло два чудесных события, которые предзнаменовали дальнейшую жизнь преподобного.

Когда путешествующие были у Силоамской купели произошло следующее. Косьма очень близко стоял у источника, и кто-то нечаянно задел его, и он в одежде неожиданно упал в воду. Существовал обычай погружаться в воду Силоамской купели всем паломникам особенно бесплодным женщинам. Той из них, кто первой успеет погрузиться в воду, Господь даровал чадородие. Люди стали смеяться, говоря, что теперь у Косьмы будет много детей. Но слова эти оказались пророческими, так как у преподобного впоследствии действительно было множество духовных чад.

Когда же паломники были в храме Воскресения Христова, они очень хотели помазаться елеем из лампад, горевших при Гробе Господнем. Тогда Ангел Господень, незримо опрокинув среднюю лампаду, излил на Косьму весь елей. Люди быстро окружили Косьму и, собирая руками стекающий по его одежде елей, благоговейно помазывались им. Это событие предзнаменовало то, что впоследствии благодать Божия, обильно почивающая на преподобном, будет через него передаваться людям.

Через год после этих событий Косьма был направлен на полтора года нести в порядке очередности послушание у Гроба Господня. Вернувшись на Афон, Косьма был назначен на послушание гостинника в странноприимную для паломников, где подвизался 11 лет. Прилежно исполняя это послушание столь долгое время, Косьма стяжал благодушное терпение и истинное смирение.

Вскоре послушник Косьма был пострижен в рясофор с именем Константин, а 23 марта 1904 года — в монашество, и наречен Ксенофонтом. Приведя Своего избранника в духовное совершенство. Господь уготовляет Ксенофонту жребий служения страждущему миру.

В 1912—1913 гг. на Афонской горе возникла на самое короткое время так называемая “имябожническая” или “имяславническая” ересь — смута. Безусловно, о. Ксенофонт никакого отношения не имел к этой ереси, но греческие власти, боясь распространения смуты, потребовали выезда с Афона многих ни в чем не повинных русских монахов, в том числе и о. Ксенофонта.

Накануне отъезда о. Ксенофонт побежал в пустыньку к своему духовному отцу и сказал:

— Отче, я никуда не поеду! Вот лягу под лодку или под камень и умру здесь, на Афоне!
— Нет, чадо, — возразил старец, — так Богу угодно, чтобы ты жил в России, там надо спасать людей. — Затем вывел его из келии и спросил: — Хочешь увидеть, как стихии покоряются человеку?
—  Хочу, отче.
— Тогда смотри. — Старец перекрестил темное ночное небо и оно стало светлым, перекрестил еще раз — оно как береста свернулось, и о. Ксенофонт увидел Господа во всей славе и в окружении сонма ангелов и всех святых. Что они видели, слышали и что им было возвещено, батюшка Кукша, рассказывая об этом впоследствии, не поведал. А тогда он закрыл лицо руками, упал на землю и закричал:
— Отче, мне страшно!
Через некоторое мгновение старей произнес:
— Вставай, не бойся.

Отец Кукша поднялся с земли — небо было обычным, на нем по-прежнему мерцали звезды. Так батюшка, уезжая с Афона, был утешен и удостоен Божественных откровений.

В 1913 году Афонский монах Ксенофонт становится насельником Киево-Печерской Свято-Успенской Лавры.

Во время Первой Мировой войны вместе с другими монахами он был направлен на нелегкое послушание брата милосердия в санитарный поезд, ходивший по линии Киев — Львов. В это время проявились в нем редкие душевные качества и добродетели: терпение, сострадание и любовь в служении тяжелобольным и раненым.

По возвращении в Лавру о. Ксенофонт нес послушание в Дальних Пещерах: заправлял и зажигал лампады над святыми мощами, переоблачал святые мощи, следил за чистотой и порядком. Очень хотел принять схиму, но ему отказывали из-за возраста.

Страницы: 1 2 3 4 5

Православный календарь 24 декабря (11 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный  Даниил Столпник
Преподобный  Лука, Новый Столпник
Преподобного Кукши (Величко) схиигумена Одесского (1964).
Всех грузинских святых — мучеников и преподобных (Груз.).m>
Преподобный Никон Сухой, Печерский, в Ближних пещерахСвятой мученик МираксСвятые мученики  Акепсий и Аифал
Сщмч. Феофана (Ильменского), еп. Соликамского и с ним убиенных (1918).
Преподобныйого Леонтия, монаха Монемвасийского
Мученика Варсаву Персского.

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

 Молитвы:

Прп. Даниила Столпника. Тропарь, глас 1.
Терпения столп был еси, / ревновавый праотцем, преподобне,/ Иову во страстех, Иосифу во искушениих, / и Безплотных жительству / сый в телеси, Данииле, отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.
Прп. Даниила Столпника. Кондак, глас 8.
Якоже звезда многосветлая, ты, возшед, блаженне, на столп,/ мир просветил еси преподобными делы твоими/ и тьму прелести отгнал еси, отче./ Темже молим тя:/ и ныне облистай в сердцах раб твоих незаходящий свет разума.

Pages: 1 2 3

Монахиня

 Валентина Шарапова

 

...Она как-то светло и даже вдохновенно сказала,что считает себя счастливой, что легко и с радостью уходит из земной жизни. Я заплакала. Она сделала усилие, перекрестила меня и настойчиво отослала спать. А когда через несколько минут я все же вернулась — она была мертва.

 

Память! Это удивительное свойство психики человека дает возможность передавать духовные ценности вослед идущему поколению и приумножать нравственные традиции.

Я считаю своим долгом поведать о монахине-подвижнице, которая убежденно пронесла глубокую веру в христианство и оставила глубокий добрый след на своем жизненном пути.

Известно, что огонь одной свечи в храме может зажечь тысячи. Это относится и к духовному светильнику людей. Его огонь не меркнет, и никакие политические бури не способны погасить его. Так было во все времена.

До сих пор нельзя однозначно ответить на вопрос: почему люди уходят в монастырь? Это очень деликатный вопрос. Любопытство в каждом конкретном случае несовместимо с таинством души. Чаще всего — это желание найти свое назначение в жизни, созвучное миропониманию.

Мне посчастливилось с четырех до семнадцати лет быть рядом с бывшей монахиней Досифеей, в миру Раисой Алексеевной Богомоловой. Все, что я напишу — узнала из личного общения с ней.

Она была прекрасна, как мадонна...

Родилась Раиса Алексеевна примерно в 80-х годах XIX столетия в богатой семье коренных жителей Санкт-Петербурга. Закончила гимназию. Фотография запечатлела ее красивое лицо с выразительными лучистыми глазами. В 19 лет не было у нее ни усталости, ни суеты жизни, ни отчаяния. Для нее были открыты лучшие салоны высших петербургских кругов, но она сразу после смерти родителей, в 19 лет, ушла в монастырь и полученный в наследство капитал полностью отдала на его строительство.

После принятия пострига, в монашестве носила имя Досифея. Она прошла полагающиеся ступени иерархии и была в высоком духовном сане. Во время Советской Власти за строительство монастыря ее посадили в тюрьму. Просидела она долго. Примерно в 1929 году мой папа взял ее на поруки (бытовало такое выражение).

Раиса Алексеевна приходилась родной теткой первой умершей жены папы. Я была от второго брака, и мне в ту пору было четыре годика.

Я помню волнения и хлопоты, связанные с пропиской. Помню тот день, когда впервые увидела ее. Она и в пожилом возрасте была красива. Бледное лицо с двумя маленькими родимыми пятнышками напоминало облик классической мадонны. Она как бы шагнула из своего прошлого в очень жестокое для нее время, вынужденно сменив рясу на предельно скромную светскую одежду.

Живя в семье, где советский строй и уклад жизни принимались безоговорочно, она никогда не заводила нарочито разговоров о Боге и не вносила религиозных элементов в мое воспитание.

Была терпелива и очень доброжелательна ко всем. Не было у нее ожесточения на жизнь, на трудную судьбу. Целые дни она трудилась по домашнему хозяйству, занималась моим воспитанием. Время было несозвучно ее убеждениям.

В отдельной полутемной комнатке, отапливаемой керосинкой, был сосредоточен ее духовный мир в окружении икон, книг, горящей лампады. Она терпеливо несла свой крест. А личность-то была незаурядная. По мере моего взросления я многое узнавала про ее современников и сподвижников.

О монастыре

Теперь о монастыре. Он был построен в Тверской губернии вблизи города Весьегонска, на месте падения крупного осколка метеорита. Люди рассматривали это событие как повеление Всевышнего к строительству храма.

Огромный камень так и остался лежать у самого въезда в святую обитель. И величали-то монастырь в народе «Камнем». Где-то близко протекал родничок — исток великой Волги.

Уклад монастырской жизни был типичным. Моление, труд, добрые дела. В своих мастерских сестры вышивали бисером, стегали одеяла, занимались иконописью, трудились в цветнике, на огороде, на ферме, на пасеке. Вокруг были деревни.

Матушка Досифея мне рассказывала про крестьянских ребят, я их даже знала по именам и представляла в своем воображении.

Особенно любила слушать рассказы про цыган, про таборную жизнь, а их вокруг монастыря было много. К сожалению, я была мала и не хотела слушать про знакомство тети Раи с Марией Николаевной Толстой, сестрой писателя, которая жила в Шамардинском монастыре.

Меня больше увлекали эпизоды, связанные с самой поездкой к ней в монастырь, с различными дорожными приключениями.

Мое воображение будоражили природные стихии, встречи с животными на пути, и я просила многократно об этом повторять. А когда тетя Рая пыталась мне рассказать о беседах в монастыре с графом Л. Н. Толстым, то после произнесения ею слова «граф» я сразу выражала свой категорический протест и настоятельно просила рассказывать про цыган.

Это было время моего детства, и в школе мы были напичканы отрицательными образами царского времени. Вот такую интереснейшую возможность я упускала.

Страницы: 1 2

Православный календарь 23 декабря (10 декабря ст.ст.)

Рождественский пост.

Неделя  29-я: Исцеление десяти прокаженных

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святые мученики Мина, Ермоген и Евграф (ок. 313).
Святителя Иоасафа, еп. Белгородского (1754).
Блж. Иоанна, царя Сербского и родителей его: блж. Стефана  и блж. Ангелины Бранковичей.
Святой  Гемелла Пафлагонянина (ок. 361).
Святой  Фома Вифинский (X).
Мученица Евлалия Меридская
Мученицы  Татианы Егоровы исп (1937).
Священномученика Иакова Шестакова, иерея (1918)

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:
Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа. Тропарь, глас 8.
Воздержанием страстей огнепальныя/ умертвивше зраки и движения, Христовы мученицы/ прията благодать недуги отгоняти немощных/ и живше и по кончине чудодействовати./ Воистинну чудо преславно,/ яко кости наги источают исцеления,/ слава Единому и Создателю Богу.

Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа. Кондак, глас 1.
Мину чуднаго, Ермогена Божественнаго и Евграфа купно/ священными сладкопении почтим вси,/ яко почествовавшия Господа, и страдальчествовавшия за Него,/ и лика Безплотных на Небесех достигшия,/ и чудеса точащия.

Мчч. Мины, Ермогена и Евграфа. Кондак, глас 4.
Добропесненный глас твоих словес,/ Ермогена из глубины погибели возвед,/ постави на камени жизни,/ отонудуже и Евграф, царя обличив,/ радуяся, посекается в славную главу,/ но прилежно моли, Мино, спастися всем, любовию чтущим тя.

Свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Тропарь, глас 3.
Святителю Христу Богу возлюбленне,/ правило веры и образ милосердия людем был еси,/ бдением же, постом и молитвою,/ яко светильник пресветлый, просиял еси/ и прославлен от Бога явился еси: телом убо в нетлении почивая,/ духом же Престолу Божию предстоя,/ чудеса преславная источаеши./ Моли Христа Бога,/ да утвердит нас в Православии и благочестии/ и спасет души наша.

Свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Кондак, глас 8.
Многоразличный подвиги жития твоего кто исповесть?/ многообразныя милости Божия тобою явленныя кто исчислит?/ Дерзновение же твое у Пречистыя Богородицы и Всещедраго Бога добре ведуще,/ во умилении сердечнем зовем ти:/ не лиши и нас твоей помощи и заступления,/ святителю Христов и чудотворче Иоасафе.

Блж. Иоанна, царя Сербского. Тропарь, глас 4.
Дивен, творяй преславная чудеса/ и прославляяй по кончине славящия Тя,/ нетленная телеса их являя/ и чудо действии люди обогащая/ во славу святаго Имене Своего,/ даровавый нам тело угодника Своего Иоанна,/ молящагося о душах наших.

Свт. Иоасафа, еп. Белгородского. Кондак, глас 8.
Приидите, достодолжно почтим Иоанна, новыя благодати служителя новопрославленнаго,/ славу веры нашея и нашего молитвенника,/ созывает бо пети благодарными гласы/ и прославити Прославльшаго святыя Своя/ и молится о творящих память его и о зовущих ему:/ радуйся, Иоанне, новое процветение.

Pages: 1 2 3