Стив Джобс ездил без номеров.

Стив Джобс ездил только на автомобилях марки Mercedes-Benz SL 55 AMG, причём без номерных знаков.

Стив Джобс ездил только на автомобилях марки Mercedes-Benz SL 55 AMG, причём без номерных знаков
Дело в том, что по калифорнийским законам на установку номеров даётся целых полгода. Джобс заключил договор с одним автосалоном, согласно которому каждые полгода он брал новый SL 55, а старый возвращал обратно. Выгода автосалона заключалась в том, что побывавший под управлением Джобса автомобиль можно было продать дороже, чем новый.

Семь ключей к роману "Мастер и Маргарита".

Мистика и таинственность окутывают роман «Мастер и Маргарита», в чём отчасти повинен сам автор, сделавших героями любовного романа — и весьма обаятельными героями — всяческую нечисть. Предлагаем погрузиться в особую атмосферу великолепного булгаковского произведения.
В нашем обзоре собраны семь ключей, которые раскрывают некоторые ключевые моменты романа, приподнимая завесу таинственности, и иллюстрации к разным изданиям булгаковского романа.


1. Литературная мистификация
Ученным доподлинно известно, что Булгаков с увлечением изучал немецкий мистицизм периода XIX века. Именно после знакомства с трактатами о Боге, демонологиями христианской и иудейской веры, легендами о дьяволе, писатель решился на создание книги и обо всём этом есть упоминания в произведении. Свой роман писатель изменял несколько раз.
Первый раз книга была написана в 1928—1929 гг. Было придумано несколько названий: «Жонглёр с копытом», «Черный маг»… И никаких Мастера с Маргаритой. Центральным героем первой редакции романа был Дьявол и, по сути, книга сильно напоминала «Фауста». Вот только книга так и не увидела свет, да и известно о ней совсем мало, так как, получив запрет на пьесу под названием «Кабала святош», Булгаков решил сжечь рукопись.
Второй роман носил название «Сатана, или Великий канцлер». Главным героем произведения становится падший ангел. В этой редакции Булгаков уже придумал Мастера с Маргаритой, нашлось место и для Воланда с его свитой, но она тоже не увидела свет.
Название «Мастер и Маргарита» писатель подобрал для третьей рукописи, которая и была выпущена издательствами. К сожалению, закончить произведение Булгакову не удалось.


2. Многоликий Воланд
Если читать роман, не слишком задумываясь, то складывается впечатление, что Воланд является положительным персонажем, который стал покровителем для творчества и любви, героем, который старается бороться с пороками, присущими людям. Но Воланд является Искусителем и при внимательном прочтении становится заметной его многоликость. В действительности Воланд представляет собой Сатану, переосмысленного Христа, нового Мессию, таким героем, которым описывал его Булгаков в своих первых неопубликованных рукописях.
Понять многоликость Воланда можно только при внимательном прочтении «Мастера и Маргариты». Только тогда можно заметить сходство героя со скандинавским Одином, превращенным в дьявола христианскими традициями, или с богом Вотаном, которому поклонялись древнегерманские языческие племена. Воланд имеет портретное сходство с масоном и великим магом графом Калиостро, который умел предсказывать будущее и помнил о событиях тысячелетней давности.
Внимательные читатели обязательно вспомнят момент, когда служащие вспоминают имя мага и выдвигают предположение, что его зовут Фаланд. Действительно, созвучно с Воландом, но не только это интересно. Мало кто знает, что Фаландом в Германии называют черта.


3. Свита Сатаны
Яркими героями с неоднозначным прошлым в «Мастере и Маргарите» стали Бегемот, Азазелло и Коровьев-Фагот. Писатель представил их как инструменты правосудия, используемые дьяволом.
Образ Азазелло, демона-убийцы и демона безводной пустыни, писатель взял из Ветхого Завета. Таким именем в этих книгах называли падшего ангела, научившего людей создавать украшения и оружие. А еще он научил женщин раскрашивать свое лицо, что по библейским книгам причисляется к блудливому искусству, и потому именно этот герой Булгакова толкнул Маргариту на темный путь, дав ей крем. Азазелло — это абсолютное зло, которое отравляет влюбленных и убивает Майгеля.

Каждому читателю романа на всю жизнь запоминается Бегемот. Это кот-оборотень, который для Воланда является любимым шутом. Прототипом этого персонажа стал мифологический зверь, описанный в Ветхом Завете, дьявол обжорства из мистических легенд. При составлении образа кота Бегемота писатель использовал информацию, которую узнал при изучении истории Анны Дезанж. Жила она в XVII веке и, якобы, была одержима сразу семью дьяволами. Одним из них был демон из чина Престолов, носящий имя Бегемот. Изображали его в виде чудовища с головой слона и страшными клыками. На бегемота бес походил коротким хвостом, громадным животом и толстыми задними лапами, а руки у него были человеческими.
Единственным человеком в дьявольской свите Воланда был Коровьев-Фагот. Исследователи точно не могут установить, кто является прототипом этого булгаковского персонажа, но предполагают, что корни его восходят к богу Вицлипуцли. Предположение это выстраивается на основании разговора Бездомного и Берлиоза, в котором упоминается имя этого ацтекского бога войны, которому приносил жертвы. Если верить легендам про Фауста, то Вицлипуцли является не простым духом ада, а первым помощником Сатаны.


4. Королева Марго
Эта героиня очень походит на последнюю жену Булгакова. Писатель так же подчеркнул в книге «Мастер и Маргарита» особую связь этой героини с французской королевой Марго, женой Генриха IV. По дороге на бал у Сатаны толстяк узнает Маргариту и называет её «светлой королевой», затем он упоминает о свадьбе в Париже, которая, в результате, стала кровавой Варфоломеевской ночью. Пишет Булгаков и про парижского издателя Гессара, который в романе «Мастер и Маргарита» принимает участие в Варфоломеевской ночи. Историческая королева Маргарита была покровителем для поэтов и писателей — Булгаков в своей книге рассказал о любви Маргариты к гениальному писателю Мастеру.


5. Москва — Ершалаим
В романе множество загадок и одной из них является время, в которое развиваются события «Мастера и Маргариты». Невозможно найти ни одной даты, от которой можно было в дальнейшем вести отчет. Относят действия к 1–7 мая 1929 года, на которые пришлась Страстная неделя. Параллельно в «Пилатовых главах» действия развиваются в течение недели 29 или 30 года в Ершалаиме, где тоже описывается Страстная неделя. В первой части романа действия в этих историях развиваются параллельно, во второй части они начинают переплетаться между собой и затем уже сливаются в единую историю. В это время история обретает целостность, переходит в потусторонний мир. Ершалаим теперь переходит в Москву.


6. Каббалистические корни
При изучении романа специалисты пришли к выводу, что при написании данного произведения Булгаков увлекался не только каббалистическими учениями. В устах Воланда иногда можно услышать концепции еврейского мистицизма.
Есть в книге момент, когда Воланд говорит о том, что ничего и никогда нельзя просить, особенно у сильных. По его мнению, люди сами дадут и предложат. Это кабалистические учения запрещают принимать что-либо, если это дает не Создатель. Христианская же вера разрешает просить милостыню. Хасиды считают, что люди созданы по подобию Бога и потому им положено постоянно работать.
Прослеживается в произведении и концепция «о свете». Он на протяжении всей книги сопровождает Воланда. Лунный свет пропадает, только после того, как Сатана со своей свитой исчезают. Трактовать свет можно по-разному, например, учения о нем имеются в Нагорной проповеди. Если взглянуть на всё несколько иначе, становится понятно, что эта концепция совпадает и с основной идеей каббалистических учений, по которым Тора является светом. Идея каббалы говорит, что только от желаний человека зависит достижение «света жизни», а это полностью совпадает с основной идеей роман о самостоятельном выборе человека.


7. Последняя рукопись
К написанию последней редакции книги, которая в итоге и была выпущена издательствами, Булгаков приступил в 1937 году. До самой смерти писатель трудился над созданием этого произведения. На роман ушло 12 лет, и все же он оказался незавершенным. Ученые не могут разобраться в причине.
Они предполагают, что сам автор чувствовал себя мало осведомленным в ранних христианских текстах и иудейской демонологии, дилетантом в некоторых вопросах. Своему последнему роману Булгаков отдал последние жизненные силы. Последним изменение романа стало внесение фразы Маргариты о литераторах, идущих за гробом. Было это 13 февраля 1940 года, и уже через месяц Михаил Афанасьевич ушел из жизни. Последними его словами о романе стала фраза «Чтобы знали, чтобы знали…»

Чернобыль. Новый саркофаг.

Строительство нового укрытия в Чернобыле: как инженеры создают уникальную стальную конструкцию, способную простоять минимум столетие.
Как создают саркофаг «Укрытие»

Строительство нового укрытия в Чернобыле: инженеры создают уникальную стальную конструкцию, способную простоять минимум столетие, и настолько большую, что внутри нее будет своя погода, всегда сухая и теплая.
Поздней весной 1986 года в результате ошибок при проведении технических испытаний на четвертом энергоблоке Чернобыльской АЭС случилась катастрофа.

Ядерная реакция вышла из-под контроля, в результате взрыва реактор оказался полностью разрушен. В воздух попало исключительно большое количество радиоактивных веществ.
Эта авария оказалась самой значительной в истории атомной энергетики. С зараженной территории пришлось эвакуировать более 100 тыс. человек, в том числе и обслуживавший станцию город, целиком. Разрушенный реактор был накрыт бетонированным саркофагом, а местность вокруг него быстро обезлюдела и стала называться просто – «зоной». Сегодня «зона» стала территорией экстремального и запрещенного туризма, местом действия апокалиптических фильмов, компьютерных игр, многочисленных историй и легенд. Любителей пугающей романтики, как магнит, тянет брошенный людьми город Припять и, конечно, «саркофаг».

Объект «Укрытие» соорудили над злополучным четвертым энергоблоком уже в ноябре 1986 года. Работа была грандиозная по темпам и масштабам: на строительство железобетонного саркофага ушло 400 тыс. кубометров бетонной смеси и 7 тыс. тонн металлоконструкций. Тем не менее, за прошедшие годы он уже начал разрушаться: около года назад часть навесных плит просто обвалилось.
Состоянием «Укрытия» больше других озаботились жители Европы, так что еще в 2004 году Европейский Банк Реконструкции и Развития (ЕБРР) решил поучаствовать в работах по его восстановлению и обновлению. Объявленный ЕБРР тендер в 2007 году выиграла французская компания NOVARKA, предложившая превратить саркофаг в громадную и безопасную экосистему настолько громадную, что внутри нее будет собственный климат. Работы начались в 2012 году, однако из-за технических и финансовых трудностей не завершены до сих пор: по последним сообщениям, саркофаг должен быть готов в 2017 г.
Как создают саркофаг «Укрытие»

Строительство ведется в некотором отдалении от реактора на расстоянии 600 м радиационная опасность уже не столь велика, позволяя вести работу в обычном режиме. В готовом состоянии «Арка» будет представлять собой стальную конструкцию общим весом под 30 тыс. т. Она станет одним из самых крупных движущихся сооружений в мире: после завершения строительства саркофаг осторожно переместят и установят над реактором.

Безопасная оболочка шириной 250 м, длиной 150 м и высотой 110 м укроет под собой и сам реактор, и технологический корпус, и вспомогательные сооружения. По некоторым данным строительство обойдется более чем в 1,5 млрд евро, из которых около половины составят взносы международных организаций. Зарубежные специалисты участвуют и в сооружении нового саркофага. По их расчетам, «Арка» стоит своих денег: срок службы ее должен составить не менее 100 лет.
Стоит заметить, что если на уровне земли радиационная опасность для строителей и инженеров не слишком велика, то чем выше над ней подниматься тем больше загрязнение. Многие помещения и участки близ реактора по-прежнему активно «фонят» и выбрасывают в воздух радиоактивные частицы и зараженную пыль. Поэтому для сооружения высотной «Арки» была разработана уникальная технология подъема, позволяющая установить ее 110-метровые сегменты, не поднимаясь на высоту более 30 м.
«Верхние блоки арки (примерно треть ее полной высоты) собираются первыми, поясняет один из руководителей работ Эрик Шмиман (Eric Schmieman).

Затем к ним присоединяются опоры, и вся конструкция подвешивается на высоте 30 м. Опоры закрепляются, к ним добавляются нижние части и всё снова поднимается на 30 м. Так продолжается до тех пор, пока мы не доберемся до 110-метровой высоты».
Для этого подъема вокруг «Арки» установлены 10 высотных башен, каждая их которых оснащена мощным гидравлическим подъемным устройством, и домкратами, которые соединены с 52-мя стальными тросами. Точность работы этой системы достигает миллиметров, позволяя манипулировать всей громадной конструкцией с аккуратностью ювелира. Кстати, если сами башни, как и большинство других элементов конструкции, были собраны специально для работы с саркофагом, домкраты имеют свою и печальную историю: в 2001 году их использовали для подъема частей затонувшей в Баренцевом море подлодки «Курск».
Первый сегмент «Арки» был поднят в ноябре 2012 года, последний третий почти год спустя. Параллельно (хотя и с перерывами на самые суровые зимние месяцы) ведутся работы по монтажу сегментов один к другому. Когда конструкция будет собрана, к крыше ее с внутренней стороны будет подвешен мощный мостовой кран, движущийся по шести 96-метровым стальным балкам. Управляться кран будет полностью удаленно, с помощью системы, разработка которой поручена американской робототехнической компании PaR.

Кран сможет использовать на выбор три инструмента классический грузовой крюк на тросе, специальную «бочку» для безопасного перемещения людей, либо подвешенную на шести надежных тросах платформу MTP, которая сможет доставить дистанционно управляемых роботов, вооруженных пилами, дрелями, отбойными молотками и другими инструментами, для работы в тех местах, куда отправлять людей было бы слишком безрассудно.
Лишь после монтажа мостового крана «Арка» начнет медленное движение для того, чтобы окончательно похоронить под собой разрушенный реактор. Вся операция должна занять около двух дней: тяжелая металлическая конструкция будет двигаться по рельсам, в начале которых на месте строительства, и в конце у реактора она будет опираться на 400 свай, уходящих в землю на глубину 26 м.
Чтобы облегчить работу дизельных двигателей, которые должны двигать махину весом 30 тыс. т, инженеры максимально снизили силу трения, которую им придется преодолевать: двигаться «Арка» будет опираясь на 17-метровые подшипниковые колеса, покрытые тефлоном, пока осторожно не встанет на место на ближайшие 100 лет. «В мире существует совсем немного стальных конструкций, которые продержались такое время, говорит Эрик Шмиман. Первое, что приходит в голову, это Эйфелева башня, для защиты которой от коррозии ее постоянно покрывают новой краской. Проделывать подобное с нашим саркофагом мы не можем: уровень радиации в такой близости от реактора еще слишком опасен».
Как создают саркофаг «Укрытие»

Чтобы избавиться от коррозии, внешняя поверхность стальной конструкции будет постоянно обдуваться кондиционерами: сухой воздух будет циркулировать в 12-метровом пустом пространстве, отделяющем металлические балки от облицовки. Влажность этого воздуха будет поддерживаться на уровне менее 40%, при котором конструкционная сталь практически не корродирует. Система кондиционирования понадобится громадная: чтобы эффективно продувать 45 тыс. куб. м воздуха в час, ей понадобится создавать давление около 50 Па, да еще и подогревать его. По словам инженеров, «Арка» станет самым большим сооружением в мире, в котором поддерживается собственная «погода», отличная от внешней среды. Впрочем, из-за сухости воздуха дождя здесь не будет никогда.
И, конечно, вся громада саркофага будет сейсмостойкой, способной выдержать землетрясение магнитудой до 6-ти. По периметру ее будут располагаться датчики сотрясений и акселерометры, готовые поднять тревогу при любом смещении конструкции или земли под ней. После завершения строительства дальнейшие работы по эксплуатации саркофага будут проводиться представителями Украины. В стране не имеется подготовленных защищенных хранилищ для высокорадиоактивных веществ, так что реактор со всей своей опасной пылью останется на месте еще надолго куда больше ближайшего столетия: по оценке местных специалистов, «зона» должна быть законсервирована на 20 000 лет.

Источник: naked-science.ru

Самолёт на солнечных батареях.

Самолёт на солнечных батареях — солнцелёт «Солнечный Импульс-2» возобновил своё кругосветное путешествие по маршруту Гавайские острова — штат Калифорния. На Гавайях солнечная машина пробыла почти год — техники меняли батареи, которые перегрелись во время полёта из Японии.

1. Всего на самолете установлено 17 тысяч, они приводят в действие 4 двигателя. На снимке – полет над мостом Золотые ворота в Сан-Франциско, штат Калифорния, 23 апреля 2016. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):





2. Крейсерская скорость «Солнечного импульса-2» — 140 км/ч. Стартовало это кругосветное путешествие в Абу-Даби. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):
Самолёт на солнечных батареях Солнечный Импульс-2


3. Это первый в мире пилотируемый самолет, способный летать за счёт энергии Солнца неограниченно долго, заряжая батареи днём и потребляя энергию ночью. Сан-Франциско, штат Калифорния, США, 23 апреля 2016. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):


4. Размах крыльев «Солнечного Импульса 2» (HB-SIB) — 72 метра, это больше, чем размах крыльев у знаменитого Боинга 747. (Фото Noah Berger):


5. Общий вес летательного аппарата составляет 2 300 кг. Сан-Франциско, штат Калифорния, 23 апреля 2016. (Фото Noah Berger):


6. Предыдущее путешествие «Солнечного импульса» состоялось в 2013 году. (Фото Noah Berger):


7. Это второй пилот, швейцарец Бертран Пикар. (Фото Bertrand Piccard):


8. Самолёт на солнечных батареях «Солнечный Импульс-2» в Сан-Франциско, штат Калифорния, 23 апреля 2016. (Фото Noah Berger):


9. Более 10 тысяч кремниевых солнечных элементов заряжают аккумуляторные батареи в течение дня, этой энергии хватает на полёт ночью, поэтому одноместный самолет теоретически может находиться в воздухе сколь угодно долго. Кроме энергии, запасенной в аккумуляторах, самолет для выполнения полета в ночное время использует набранную в течение дня высоту. (Фото Noah Berger):


10. В самолете есть запас продуктов питания, кислородные баллоны и туалетные системы, а также необходимое пространство для сна. (Фото Noah Berger):


11. Реально самолет способен подняться на 8500 метров, а мощность его электродвигателей по совокупности составляет 70 л.с. (Фото Noah Berger):


12. 24 апреля 2016 года, совершив трехсуточный перелет с Гавайских островов, самолет Солнечный Импульс-2, управляемый пилотом Бертраном Пикаром, достиг западного побережья США. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):


13. Самолёт на солнечных батареях Солнечный Импульс-2 в Сан-Франциско, штат Калифорния, США, 23 апреля 2016. (Фото Jean Revillard | Reuters | Solar Impulse):

История огнемётов.

Первым новым типом оружия, появившимся в индустриальном XX веке, стал струйный огнемёт. Причем производители первоначально планировали его не как армейское, а как полицейское оружие для разгона демонстрантов. Странный способ усмирять собственных граждан, сжигая их дотла.

Ранним утром 30 июля 1915 года английские войска были ошеломлены небывалым зрелищем: со стороны немецких окопов внезапно вырвались громадные языки пламени и с шипением и свистом хлестнули в сторону англичан. «Совершенно неожиданно первые линии войск на фронте были охвачены пламенем, – с ужасом вспоминал очевидец, – Не было видно, откуда появился огонь. Солдат как будто окружило неистово крутящееся пламя, которое сопровождалось громким ревом и густыми облаками черного дыма; то здесь, то там в окопы или траншеи падали капли кипящего масла. Крики и вой потрясали воздух. Бросая оружие, английская пехота в панике бежала в тыл, без единого выстрела оставив свои позиции. Так вступили на поля сражений огнеметы.
Адское пламя: Огонь на поражение




Огонь за плечами.

Впервые ранцевый огненный прибор предложил в 1898 году российскому военному министру русский изобретатель Зигер-Корн. Прибор нашли сложным и опасным в употреблении и на вооружение не приняли под предлогом «нереальности».

Три года спустя немецкий изобретатель Фидлер создал огнемет аналогичной конструкции, который без колебаний был принят на вооружение рейсвера. В результате Германии удалось значительно опередить другие страны в разработке и создании образцов нового оружия. Применение отравляющих газов уже не достигало целей – у противника появились противогазы. Стремясь сохранить инициативу, немцы использовали новое оружие – огнеметы. 18 января 1915 года был сформирован добровольческий саперный отряд для испытания нового оружия. Огнемет использовали под Верденом против французов и англичан. В обоих случаях он вызвал панику в рядах вражеской пехоты, немцам удалось занять позиции противника с небольшими потерями. Никто не мог остаться в траншее, когда за бруствер лился огненный поток.

На русском фронте немцы впервые применили огнеметы 9 ноября 1916 года в бою под Барановичами. Однако здесь им не удалось добиться успеха. Русские солдаты понесли потери, но не растерялись и упорно оборонялись. Немецкая пехота, поднявшаяся под прикрытием огнеметов в атаку, натолкнулась на сильный ружейно-пулеметный огонь. Атака была сорвана.

Германская монополия на огнеметы просуществовала недолго – к началу 1916 года все воющие армии, в том числе и Россия, имели на вооружении различные системы этого оружия.

К конструированию огнеметов в России приступили весной 1915 года, еще до применения их германскими войсками, и уже через год на вооружение был принят ранцевый огнемет конструкции Таварницкого. Тогда же русские инженеры Странден, Поварин, Столица изобрели фугасный поршневой огнемет: из него горючая смесь выбрасывалась не сжатым газом, а пороховым зарядом. В начале 1917-го огнемет под названием СПС уже поступил в серийное производство.


Как устроены.

Независимо от типа и конструкции принцип действия огнемётов одинаков. Огнемёты (или пламеметы, как говорили раньше) представляют собой приборы, выбрасывающие струи легко воспламеняющейся жидкости на расстояние от 15 до 200 м. Жидкость выбрасывается из резервуара через специальный брандспойт силой сжатого воздуха, азота, углекислоты, водорода или пороховых газов и зажигается при выходе из брандспойта специальным зажигателем.

В Первую мировую применялись огнемёты двух типов: ранцевые в наступательных действиях, тяжелые – при обороне. Между мировыми войнами появился третий вид огнемета – фугасный.

Ранцевый огнемёт представляет собой стальной резервуар емкостью 15–20 л, наполненный горючей жидкостью и сжатым газом. При открывании крана жидкость через гибкий резиновый шланг и металлический бранспойт выбрасывается наружу и поджигается зажигателем.

Тяжелый огнемёт состоит из железного резервуара емкостью около 200 л с выводной трубой, крана и скоб для переноски вручную. Брандспойт с ру-кояткой управления и зажигателем подвижно укреплен на лафете. Дальность полета струи 40–60 м, сектор поражения 130–1800. Выстрелом из огнемета поражается площадь 300–500 м2. Одним выстрелом может быть выведено из строя до взвода пехоты.

Фугасный огнемёт по устройству и принципу действия отличается от ранцевых – огнесмесь из резервуара выбрасывается давлением газов, образующихся при сгорании порохового заряда. На сопло надевается зажигательный патрон, а в зарядник вкладывается пороховой выбрасывающий патрон с электрическим запалом. Пороховые газы выбрасывают жидкость на 35–50 м.

Основной недостаток струйного огнемёта – малая дальность действия. При стрельбе на большие расстояния требуется увеличение давления системе, но сделать это непросто – огнесмесь просто пульверизируется (разбрызгивается). Бороться с этим можно только повышением вязкости (загущением смеси). Но при этом свободно летящая горящая струя огнесмеси может и не долететь до цели, полностью сгорев в воздухе.


Коктейль.

Вся ужасающая мощь огнемётно-зажигательного оружия заключается в зажигательных веществах. Температура их горения составляет 800–10000С и более (до 35000С) с очень устойчивым пламенем. Огнесмеси не содержат окислителей и сгорают за счет кислорода воздуха. Зажигательные вещества представляют собой смеси различных легко воспламеняющийся жидкостей: нефти, бензина и керосина, легкого каменноугольного масла с бензолом, раствор фосфора в сероуглероде и др. Огнесмеси на основе нефтепродуктов могут быть как жидкими, так и вязкими. Первые состоят из смеси бензина с тяжелым моторным топливом и смазочным маслом. При этом образуется широкая завихренная струя интенсивного пламени, летящая на 20–25 метров. Горящая смесь способна затекать в щели и отверстия объектов-целей, но значительная часть ее сгорает в полете. Самый же главный недостаток жидких смесей состоит в том, что они не прилипают к предметам.

Иное дело напалмы, то есть загущенные смеси. Они могут прилипать к предметам и тем самым увеличивать площадь поражения. В качестве их горючей основы используют жидкие нефтепродукты – бензин, реактивное топливо, бензол, керосин и смесь бензина с тяжелым моторным топливом. В качестве загустителей чаще всего используют полистирол или полибутадиен.

Напалм легко воспламеняется и прилипает даже к влажным поверхностям. Затушить водой его невозможно, поэтому он плавает на поверхности, продолжая гореть. Температура горения напалма 800–11000С. Более высокой температурой горения – 1400–16000С – обладают металлизированные зажигательные смеси (пирогели). Их изготавливают путем добавления в обычный напалм порошков некоторых металлов (магния, натрия), тяжелых нефтепродуктов (асфальта, мазута) и некоторых видов горючих полимеров – изобутилметакрилата, полибутадиена.


Люди-зажигалки.

Армейская профессия огнемётчика была исключительно опасной – как правило, к врагу надо было подобраться на несколько десятков метров с огромной железякой за спиной. По неписаному правилу солдаты всех армий Второй мировой войны не брали огнемётчиков и снайперов в плен, их расстреливали на месте.

На каждого огнемётчика приходилось как минимум полтора огнемета. Дело в том, что фугасные огнеметы были одноразовыми (после срабатывания требовалась заводская перезарядка), и работа огнемётчика с таким оружием была сродни саперной. Фугасные огнемёты вкапывали перед собственными траншеями и укреплениями на расстоянии нескольких десятков метров, оставляя на поверхности только замаскированное сопло. При подходе противника на расстояние выстрела (от 10 до 100 м) огнёметы приводились в действие («подрывались»).

Показателен бой за Щучинковский плацдарм. Первый огненный залп батальон смог сделать лишь через час после начала атаки, уже потеряв 10% личного состава и всю артиллерию. Было подорвано 23 огнемета, уничтоживших 3 танка и 60 пехотинцев. Попав под огонь, немцы отходили на 200–300 м и начинали безнаказанно расстреливать советские позиции из танковых орудий. Наши бойцы переходили на запасные замаскированные позиции, и ситуация повторялась. В итоге батальон, израсходовав почти весь запас огнеметов и потеряв более половины состава, уничтожил к вечеру еще шесть танков, одно самоходное орудие и 260 фашистов, с трудом удержав плацдарм. Этот классический бой показывает преимущества и недостатки огнеметов – они бесполезны на расстоянии более 100 м и ужасающе эффективны при неожиданном применении практически в упор.

Советские огнеметчики умудрялись применять фугасные огнеметы и в наступлении. Например, на одном участке Западного фронта перед ночной атакой закопали на расстоянии всего 30–40 м от немецкой деревянно-земляной оборонительной насыпи с пулеметными и артиллерийскими амбразурами 42 (!) фугасных огнемета. С рассветом огнеметы были подорваны одним залпом, полностью уничтожив километр первой линии обороны противника. В этом эпизоде восхищает фантастическая смелость огнеметчиков – закапывать 32-кг цилиндр в 30 м от пулеметной амбразуры!

Не менее героическими были действия огнеметчиков с ранцевыми огнеметами РОКС. Бойцу с дополнительными 23 кг за спиной требовалось под смертельным огнем противника добежать до траншей, подобраться на расстояние 20–30 м к укрепленному пулеметному гнезду и только после этого произвести залп. Вот далеко не полный список немецких потерь от советских ранцевых огнеметов: 34 000 человек, 120 танков, самоходных орудий и бронетранспортеров, более 3000 ДОТов, ДЗОТов и других огневых точек, 145 автомашин.


Костюмированные сжигатели.

Немецкий вермахт в 1939–1940 годах использовал переносной огнемет обр. 1935 года, напоминавший огнеметы времен Первой мировой войны. Для защиты самих огнеметчиков от ожогов были разработаны специальные кожаные костюмы: куртка, брюки и перчатки. Облегченный «малый улучшенный огнемет» обр. 1940 года мог обслуживать на поле боя всего один боец.

Чрезвычайно эффективно немцы использовали огнеметы при захвате бельгийских пограничных фортов. Десантники высадились прямо на боевое покрытие казематов и огнеметными выстрелами в амбразуры заставили огневые точки замолчать. При этом использовалась новинка: Г-образный наконечник на брандспойт, который позволял огнеметчику при выстреле стоять сбоку от амбразуры или действовать сверху.

Бои зимой 1941 года показали, что при низких температурах немецкие огнеметы непригодны из-за ненадежного воспламенения горючей жидкости. На вооружение вермахта был принят огнемет обр. 1941 года, в котором был учтен опыт боевого применения немецких и советских огнеметов. По советскому образцу в системе воспламенения горючей жидкости были использованы воспламенительные патроны. В 1944-м для парашютных частей был создан огнемет одноразового применения FmW 46, напоминающий гигантский шприц весом 3,6 кг, длиной 600 мм и диаметром 70 мм. Он обеспечивал огнеметание на 30 м.

В конце войны 232 ранцевых огнемета были переданы подразделениям пожарной охраны рейха. С их помощью сжигали трупы мирных жителей, погибших в бомбоубежищах при авиабомардировках германских городов.

В послевоенное время в СССР был принят на вооружение легкий пехотный огнемет ЛПО-50, обеспечивающий три огненных выстрела. Сейчас он производится в Китае под наименованием Тип 74 и состоит на вооружении многих стран мира, бывших участниц Варшавского договора и некоторых стран Юго-Восточной Азии.

На смену струйным пришли реактивные огнеметы, где огнесмесь, заключенная в герметичную капсулу, доставляется реактивным снарядом на сотни и тысячи метров. Но это уже другая история.


Советский Змей-Горыныч.

В начале войны советские конструкторы предприняли дерзкую попытку установить тяжелый пехотный фугасный огнемет на знаменитый штурмовик ИЛ-2. Замысел был эффектный: превратить самолет в этакого Змея Горыныча, сжигающего языком пламени, к примеру, танковую колонну противника. Но испытания показали, что из-за большой скорости самолета огнесмесь разбрызгивается и дальность огнеметания резко снижается, поэтому поражающий эффект достигается только на сверхмалых высотах – до 10 м, да и в этом случае каждой цели достается слишком малая порция огнесмеси. От применения «огнедышащего дракона» пришлось отказаться.

Алексей Ардашев

Внутренняя рыба человека.




Немецкий физик Гельмгольц, изучавший оптику глаза, как-то сказал: «Если бы оптическая мастерская прислала мне такой прибор, я бы вернул его для переделки».

Зрительный нерв подключен к светочувствительным клеткам сетчатки не сзади, а спереди (сверху). Свет проходит сначала через нервы, нервные клетки и только потом достигает светочувствительных элементов. Это позволяет сетчатке отслаиваться от стенки глазного яблока, что приводит к потере зрения. Гораздо разумнее было бы если бы зрительные нервы отходили от стенки глазного яблока, как, например, у кальмаров. Но такое строение глаза у человека связано с тем, что нервная система всех хордовых формируется из нервной трубки и глаз просто не может иметь другого строения.

Грыжи поясничного диска, радикулиты, дорсопатии, варикозное расширение вен, выпадение матки, геморрой, сердечная недостаточность, ожирение, аппендицит, асфиксия пищевым комком, цинга, икота и многие другие патологии человека возникают из-за конструкторских недоработок.

Из школьного курса биологии мы знаем, что в процессе внутриутробного развития, зародыш человека (как и зародыш любого другого существа) проходит стадии развития эволюционного - рыб и амфибий. Например икота - это древний рефлекс доставшийся нам от головастиков и двоякодышащих. Сама икота у человека не имеет никакого приспособительного значения и вызывает только дискомфорт. Однако у головастиков глубокий вдох позволяет заглотить как можно больше воды, а последующий резкий выдох, сопровождающийся закрытием дыхательной щели, позволяет направить воду в жабры, в обход дыхательных путей. Этот рефлекс обеспечивает жаберное дыхание у двоякодышащих.


Прямохождение освободила руки предка человека и заставило интенсивно развиваться его мозг. Но, вместе с тем, прямохождение вызвало перегрузку поясничных позвонков, что часто приводит к развитию дегенеративных изменений, грыжам межпозвоночных дисков, радикулитам и дорсопатиям в возрасте, в котором у человека только прошли юношеские прыщи и он начинает чувствовать себя венцом творения. Давление столба жидкости, высотой в человеческий рост, на клапаны вен нижних конечностей приводит к расширению верхнего сегмента вены. В расширенном сегменте клапан перестает выполнять свою функцию и давление столба жидкости передается на ниже лежащий сегмент вены и цикл повторяется. (сегмент - в данном случае, это участок вены от клапана до клапана). Так возникает варикозная болезнь. 

Аппендикулярный отросток является рудиментом органа, который у жвачных предков современного человека отвечал за переваривание клетчатки. Например, у коалы длина аппендикса составляет от 1 до 2 метров. У человека аппендикулярный отросток является серьезной хирургической проблемой, несмотря на то, что он стал выполнять функцию иммунного органа.

Желудочно-кишечный тракт млекопитающих пересекается с дыхательными путями, в результате мы не можем одновременно дышать и глотать, а кроме того существует опасность подавиться, плюс делает возможным возникновение ночного апноэ . Эволюционное объяснение этих проблем в том, что предки млекопитающих являются один из видов кистепёрых рыб, которые заглатывали воздух, чтобы дышать.

Аневризма грудной аорты и гигантское левое предсердие (в далеко зашедших стадиях митральной недостаточности) могут быть причиной осиплости голоса. Это связано со сдавлением возвратного гортанного нерва, который идет в составе блуждающего нерва в грудной клетке и, затем, возвращается к гортани. Длина возвратного нерва, например, у жирафа достигает 4х метров. Как мы знаем на личном опыте, чем сложнее прибор, тем чаще он ломается. Так зачем понадобилось создавать такую длинную структуру? Ведь расстояние от точки выхода нерва до, собственно, гортани не превышает 4-х сантиметров? Дело в том, что органы, которые иннервирует блуждающий нерв, сформировались из 6-ой жаберной дуги рыб и в процессе эволюции были разнесены на значительное расстояние. Все мы знаем, что у рыб нет шеи.

Основной причиной снижения сердечного выброса, а значит и доставки крови к органам (например почкам) у предков человека была травма, сопровождающаяся кровопотерей. Почки реагировали на это задержкой солей и жидкости для восполнения объема циркулирующей крови. Сейчас основной причиной снижения сердечного выброса является не кровопотеря, а инфаркт миокарда. Когда отмирает кусок сердечной мышцы сердце перестает должным образом выполнять свою насосную функцию. Снижение сердечного выброса, как и миллионы лет назад, приводит к компенсаторной задержке жидкости в организме. Жидкость задерживается в большом и малом круге кровообращения. Возникают отеки легочной ткани, печени, ног. Появляется клиника сердечной недостаточности . Поэтому основным способом борьбы с сердечной недостаточностью является прием мочегонных препаратов.

Одной из гипотез ожирения , сформированной антропологом Джеймсом Нилом была концепция "экономного генотипа". Суть ее заключалась в том, что предки современного человека, будучи охотниками и собирателями, жили в условиях чередующихся тучных и голодных периодов. В период изобилия человек накапливал пищу в виде жировых отложений, чтобы потом, в голодное время, дотянуть на них до следующей удачной охоты. Этот механизм отлично работает в условиях бумов и спадов, но дает прискорбные сбои в случае, когда высококалорийная пища доступна круглые сутки и круглый год в супермаркетах. Сердечно-сосудистые заболевания и сахарный диабет второго типа, как следствие ожирения, тоже являются последствиями этого эволюционного механизма.

Конструкция человека рассчитана на то, что он будет двигаться непрерывно - искать корешки, охотиться на белок, убегать от хищных рептилий. Слово "работа" потеряло значение "тяжелый физический труд" только последние 50 лет максимум . Во время физической активности открывается большое количество капилляров в мышцах, площадь поверхности эндотелия (клеток внутренней оболочки сосудов), омываемой кровью увеличивается в сотни раз. Именно на границе крови и эндотелия, при физической работе, возникает напряжение сдвига, которое приводит к выработке азота двухвалентного (NO) и других биологически активных и полезных субстанций. Именно NO расширяет сосуды, снижает давление, улучшает реологические свойства крови, наполняет пещеристые тела кровью, уменьшает агрессивное воздействие свободных радикалов и холестерина на стенки сосудов, а главное приостанавливает запрограммированные в клетках процессы старения. С точки зрения эволюции должны пройти миллионы лет, чтобы возник механизм, позволяющий вырабатывать NO от взаимодействия ягодичной области с поверхностью кресла. Пока же единственным вариантом остается физическая активность.

Сидячая работа, несвойственная предкам современного человека приводит к застою крови в малом тазу. Вены малого таза расширяются, их стенка воспаляется, а воспаление, как мы знаем, может привести к тромбозу (триада Вирхова). Эти процессы называются геморроем. Геморроем в исконном значении. Геморрой является профессиональным заболеванием водителей, людей, которые большую часть жизни проводят в положении сидя. Кстати, по одной из версий, Наполеон проиграл битву при Ватерлоо из-за тромбоза геморроидального узла, который не дал ему крепко сосредоточиться. Вот так эволюционный изъян одного человека решил исход грандиозного сражения и изменил политическую карту мира.

Все эти несовершенства строения и конструкторские недоработки связаны с тем, что антрополог Нил Шубин назвал "внутренней рыбой". Внутренняя рыба - это понятие, которое объясняет наше несовершенство тем, что человек возник не как готовый проект, созданный для сидячей работы и корпоративных мероприятий, а как одно из звеньев непрерывной эволюционной цепочки в которой рыбы вышли на сушу и завоевали новую среду обитания.

Если на "запорожец" поставить двигатель от болида формулы 1, он все равно не сможет развить скорость, о которой мечтают юные стритрейсеры. Конструкция запорожца такова, что на скорости 200 км он просто развалится, огорчив всех участников дорожного движения.

Если мы сумеем избавится от антропоцентрической ереси и осознать себя промежуточным этапом сложного процесса, в котором человек, при всех его достоинствах, не является венцом творения; в котором человек - это просто попытка рыбы выйти из воды и походить на задних плавниках, растянувшаяся на миллионы лет, то, быть может, мы научимся ценить и беречь наше хрупкое тельце, а, заодно, и других участников этой эстафеты независимо от пола, размера и вида. 



https://www.facebook.com/larrygrymmm/posts/952362154882079

Трофейная бронетехника в советской армии.

В течении войны, советская армия захватила большое количество вражеской бронетехники, в основном Pz.III, Pz.IV (наши обозначения T-3 и T-4), Pz.38(t) (назывались Прага) и различные самоходки (назывались Артштурм). Некоторые из них использовались советскими частями, которые их захватили - но не долго, из-за недостатка подходящих боеприпасов, топлива и зап.частей. Иногда создавались временные части, состоящие из трофейных танков. С успехом проводились диверсионные операции, в которых использовались танки с "родными" немецкими крестами. Но для обычной службы на трофеи наносили звезды или серп с молотом, либо красный флажок - для предотвращения обстрела своими. Интересно то, что на танки отечественного производства советская символика наносилась редко, обычно ограничивались номером машины и кодом части или тактическим опознавательным знаком (в гвардейских частях иногда рисовали еще гвардейский знак).
Трофейная бронетехника в РККА
Трофейная бронетехника в РККА
Трофейная бронетехника в РККА
Трофейная бронетехника в РККА




Средние танки Т-3 были любимы советскими танковыми командирами благодаря комфортным условиям для экипажа, отличной оптике и радио. Т-5 Пантера (Pz.V Panther) ценились высоко, комплектовались опытными экипажами, и использовались, в основном, для борьбы с танками. Удачным приобретением считались бронетранспортеры - из-за отсутствия отечественных и нехватки ленд-лизовских. Известны случаи использования бронеавтомобилей. Технику, неподходящую для нашей армии переделывали. В СССР работало несколько заводов по ремонту трофейных танков и СУ. При необходимости их перевооружали и устанавливали советские двигатели.

Самосвалы для Чернобыля.

Чер­но­быльская ава­рия стала тра­ге­дией ми­ро­вого мас­штаба, лик­ви­да­ция её по­след­ствий по­тре­бо­вала кон­цен­тра­ции ре­сур­сов и уси­лий всей страны. Перед оте­че­ствен­ными ав­то­за­во­дами, в том числе и перед КрА­Зом, была по­став­лена не­лёг­кая за­дача: в сжа­тые сроки со­з­дать спе­ци­аль­ные ав­то­мо­били, спо­соб­ные ра­бо­тать в зоне вы­со­кого ра­ди­а­ци­он­ного за­ра­же­ния.

Никто ранее по­доб­ных задач не ста­вил, по­этому кон­струк­то­рам пред­сто­яло ре­шать про­блему с «чи­стого листа». В управ­ле­нии глав­ного кон­струк­тора КрАЗа была со­з­дана ра­бо­чая группа, куда вошли луч­шие ин­же­неры-кон­струк­торы ав­то­за­вода. Ве­ду­щим кон­струк­то­ром по ав­то­мо­билю-лик­ви­да­тору был на­зна­чен ин­же­нер-кон­струк­тор Вик­тор Хо­лявко.
Свин­цо­вый ис­по­лин для Чер­но­быля
Свин­цо­вый ис­по­лин для Чер­но­быля




Со­об­ще­ние о том, что не­об­хо­димо из­го­то­вить пар­тию са­мо­сва­лов для ЧАЭС, по­сту­пило на завод в вос­кре­се­нье ве­че­ром 22 июня 1986 года. По­скольку ав­то­мо­биль пред­на­зна­чался для вывоза вы­со­ко­ра­дио­ак­тив­ных об­лом­ков кон­струк­ций 4-го энер­го­б­лока ЧАЭС и тре­бо­ва­лась его вы­со­кая на­деж­ность, было при­нято ре­ше­ние со­з­дать спе­ци­аль­ный ав­то­мо­биль на базе хо­рошо про­ве­рен­ного са­мо­свала КрАЗ-256Б1.

Глав­ная за­дача, ко­то­рую пред­сто­яло ре­шить кон­струк­то­рам, – на­дёж­ная за­щита во­ди­теля ав­то­мо­биля от воз­действия ра­дио­ак­тив­ного из­лу­че­ния. Для этого тре­бо­ва­лось по­ме­стить во­ди­теля в спе­ци­аль­ную гер­ме­тич­ную не­про­ни­ца­е­мую для ра­ди­а­ции кап­сулу и обес­пе­чить его про­дук­тив­ную ра­боту.

Со­з­да­вая кон­струк­цию кап­сулы, сна­чала пыта­лись по­ме­стить ее внутри се­рий­ной ка­бины (точ­нее, на кап­сулу, за­креплён­ную на раме, сверху «на­деть» се­рий­ную ка­бину без пола). Одна из при­чин та­кого ре­ше­ния за­клю­ча­лась в тре­бо­ва­нии за­каз­чика обес­пе­чить мас­ки­ровку кап­сулы, а зна­чит, и на­зна­че­ние ав­то­мо­биля.

Но когда стали раз­ме­щать фильтро­вен­ти­ля­ци­он­ную уста­новку ФВУА-100Н, столк­ну­лись с не­об­хо­ди­мо­стью серьёз­ной до­ра­ботки кон­струк­ции се­рий­ной ка­бины. Было при­нято ре­ше­ние не ста­вить ка­бину, т. е. по­жерт­во­вать мас­ки­ров­кой для обес­пе­че­ния сро­ков по­ставки ав­то­мо­би­лей.

Из­го­тов­ле­ние самой кап­сулы тоже ока­за­лось делом не из лег­ких. Ее сва­ри­вали из спе­ци­аль­ных слоё­ных па­не­лей. На­руж­ные слои вы­пол­ня­лись из сталь­ного листа тол­щи­ной 3 мм, а внут­рен­нее про­стран­ство за­ли­ва­лось свин­цом. Тол­щина свин­цо­вой про­кладки на па­не­лях пола со­став­ляла 30 мм, на бо­ко­вых стен­ках – 25 мм, на крыше – 12.

Для из­го­тов­ле­ния пер­вого об­разца по­тре­бо­ва­лось боль­шое ко­ли­че­ство свинца, его сво­зили со всех пред­при­я­тий Кре­мен­чуга. А для из­го­тов­ле­ния пар­тии машин при­шлось в сроч­ном по­рядке ор­га­ни­зо­вы­вать до­ставку 60 т свинца из Ка­зах­стана.

Окна ка­бины сде­лали из спе­ци­аль­ного про­ти­во­ра­ди­а­ци­он­ного стекла раз­ме­ром 300х300 мм и тол­щи­ной 75 мм. Стек­лоб­локи были про­зрач­ными, с темно-жел­тым от­ли­вом. Блоки, ко­то­рые вы­пол­няли роль вет­ро­вого стекла, об­рам­ля­лись свин­цо­выми рам­ками и сверху обо­ру­до­ва­лись се­рий­ной по­ло­вин­кой вет­ро­вого окна са­мо­свала КрАЗ-256Б1 с уста­нов­лен­ным пнев­ма­ти­че­ским стек­ло­о­чи­сти­те­лем.

Из-за за­держки с по­став­ками стек­лоб­ло­ков из Москвы кап­сулы на пер­вых восьми об­раз­цах не имели бо­ко­вых стёкол. Внут­рен­няя обивка ка­бины была вы­пол­нена из ви­ни­пла­ста тол­щи­ной до 8 мм.

Каж­дая из­го­тов­лен­ная кап­сула про­хо­дила про­верку на ра­дио­ак­тив­ную про­ни­ца­е­мость. В тех ме­стах, где об­на­ру­жи­ва­лось про­ник­но­ве­ние ра­ди­а­ции, до­пол­ни­тельно уста­нав­ли­ва­лись на­руж­ные на­кладки из свинца.

Про­верку про­во­дили спе­ци­а­ли­сты Во­сточ­ного горно-обо­га­ти­тель­ного ком­би­ната из го­рода Жел­тые Воды. Это един­ствен­ное пред­при­я­тие на Укра­ине, ко­то­рое за­ни­ма­ется до­бы­чей и пе­ре­ра­бот­кой ура­но­вых руд. Кроме этого здесь ор­га­ни­зо­вано про­из­вод­ство раз­лич­ного ра­дио­мет­ри­че­ского обо­ру­до­ва­ния для кон­троля уровня ра­ди­а­ции.

Свин­цо­вая кап­сула по­лу­чи­лась очень тя­же­лой. Её вес пре­вы­сил три тонны, и, глав­ное, он не­рав­но­мерно рас­пре­де­лялся на хо­до­вую часть са­мо­свала. По­тре­бо­ва­лось уси­ле­ние ле­вого лон­же­рона рамы, левой пе­ред­ней рес­соры и вве­де­ние в кон­струк­цию ав­то­мо­биля спе­ци­аль­ного на­д­рам­ника.

В связи с уве­ли­чен­ной на­груз­кой в левом пе­ред­нем ко­лесе по­вы­шали дав­ле­ние до 7,5 кгс/cм2 вме­сто по­ло­жен­ных 6,5 кгс/cм2, а чтобы с него не сры­вало за­моч­ное кольцо, его кре­пили при­жи­мами с при­ва­рен­ными предо­хра­ни­тель­ными план­ками.

Для об­лег­че­ния управ­ле­ния утя­желён­ным на одну сто­рону ав­то­мо­би­лем насос гид­ро­у­си­ли­теля ру­ле­вого ме­ха­низма от­ре­гу­ли­ро­вали на по­вы­шен­ное дав­ле­ние до 80 кгс/cм2 по срав­не­нию с обыч­ным дав­ле­нием 65 кгс/cм2.

Для га­ран­ти­ро­ван­ной за­щиты во­ди­теля от ра­дио­ак­тив­ного из­лу­че­ния и обес­пе­че­ния гер­ме­тич­но­сти кап­сулы ме­ха­ни­че­ские при­воды управ­ле­ния ав­то­мо­би­лем были за­ме­нены на гид­роп­нев­ма­ти­че­ские и пнев­мо­элек­три­че­ские. На­при­мер, был уста­нов­лен гид­роп­нев­ма­ти­че­ский при­вод управ­ле­ния сцеп­ле­ния, а на сред­нем мосту уста­но­вили энер­го­ак­ку­му­ля­торы с пнев­ма­ти­че­ским управ­ле­нием. Чтобы не муд­рить с при­во­дом управ­ле­ния раз­да­точ­ной ко­робки, его во­обще не уста­нав­ли­вали, а в самой «раз­датке» была по­сто­янно вклю­чена по­ни­жа­ю­щая пе­ре­дача, ко­то­рую вы­клю­чали в нейтраль­ное по­ло­же­ние элек­троп­нев­мо­при­во­дом.

Ра­бота фильтро­вен­ти­ля­ци­он­ной уста­новки обес­пе­чи­ва­лась от ге­не­ра­тора дви­га­теля, а в слу­чае его оста­новки – от ак­ку­му­ля­тор­ных ба­та­рей, ко­ли­че­ство ко­то­рых уве­ли­чили до че­тырёх.

Для ис­клю­че­ния не­про­из­воль­ной оста­новки дви­га­теля во­ди­те­лем и от­сут­ствия воз­мож­но­сти его по­втор­ного за­пуска при не­ис­прав­ных ба­та­реях ру­ко­ятку руч­ного управ­ле­ния по­дачи топ­лива и оста­новки дви­га­теля вы­несли на­ружу. Те­перь оста­но­вить дви­га­тель можно было, только от­крыв дверь кап­сулы.

Для упро­ще­ния кон­струк­ции на ав­то­мо­биль не уста­нав­ли­вали ото­пи­тель ка­бины. Пред­по­ла­га­лось, что ра­боты по лик­ви­да­ции по­след­ствий ава­рии на ЧАЭС будут за­кон­чены до зим­них хо­ло­дов.

Пер­вый об­ра­зец спе­ци­аль­ного са­мо­свала вые­хал из ворот экс­пе­ри­мен­таль­ного цеха 10 июля, а на сле­ду­ю­щий день он был об­ка­тан в районе Кре­мен­чуга.

Вик­тор Хо­лявко вс­по­ми­нает: «Ав­то­мо­биль КрАЗ-256-030 своим ходом вые­хал с за­вода. Мы никак не могли при­вык­нуть к тому, что ка­бина внутри не­боль­шая, да и окно только одно – спе­реди. Обзор по сто­ро­нам – только по зер­ка­лам. Зер­кала ста­вили по 4 штуки на ав­то­мо­биль (2 – для зад­него об­зора, 2 – для бо­ко­вого), все они по­лу­сфе­ри­че­ские. Был не­при­вы­чен силь­ный гул – это шумел воз­дух, на­гне­та­е­мый фильтро­вен­ти­ля­ци­он­ной уста­нов­кой внутрь кап­сулы. Про­ехали по шоссе через село Пес­ча­ное (под Кре­мен­чу­гом) и в цен­тре села, свер­нув с трассы, вые­хали на его за­пад­ную окра­ину, где «чер­но­быльский» ав­то­мо­биль вывели на коч­ко­ва­тый луг, за­рос­ший тра­вой. Наши со­м­не­ния о про­хо­ди­мо­сти ав­то­мо­биля (хотя и без груза, но с утя­желён­ным «пе­ред­ком») рас­се­я­лись – ав­то­мо­биль уве­ренно дви­гался по лугу, в низ­ких ме­стах ко­то­рого сквозь траву про­блес­ки­вала вода. Ез­дили с за­крытой две­рью кап­сулы, дви­га­лись и пе­ред­ним, и зад­ним ходом, ими­ти­ро­вали подъезд к экс­ка­ва­тору, в роли ко­то­рого высту­пала оди­но­кая верба. После одной-двух проб мы быстро осво­и­лись. Управ­ле­ние ав­то­мо­би­лем не вы­зы­вало про­блем даже при ма­нев­ри­ро­ва­нии зад­ним ходом. Ори­ен­ти­ро­ва­лись только по зер­ка­лам».

Про­бег по шоссе и грун­то­вым до­ро­гам со­ста­вил 26 км. После ряда до­ра­бо­ток са­мо­свал от­пра­вили в Чер­но­быль, не до­жи­да­ясь из­го­тов­ле­ния всех машин.

В те­че­ние сле­ду­ю­щей не­дели ав­то­за­водцы за­вер­шили сборку пер­вой пар­тии из семи спе­ци­аль­ных са­мо­сва­лов. Они были не­мед­ленно от­гру­жены на ЧАЭС по же­лез­ной до­роге. По­след­ние КрАЗы из спе­ци­аль­ной про­мыш­лен­ной пар­тии были сданы 27 июля, т. е. прак­ти­че­ски через месяц после по­лу­че­ния за­да­ния.

Всего было из­го­тов­лено 18 са­мо­сва­лов-лик­ви­да­то­ров. Шасси ав­то­мо­би­лей со­би­рали на глав­ном кон­вейере, уста­новку кап­сулы для во­ди­теля и дру­гие до­ра­ботки вы­пол­няли в экс­пе­ри­мен­таль­ном цехе за­вода.

Ав­то­за­водцы, вы­пол­няв­шие этот важ­ный заказ, тру­ди­лись са­мо­о­т­вер­женно. В две, а то и три смены. Никто не жа­ло­вался, так как все по­ни­мали важ­ность его вы­пол­не­ния.

Наи­бо­лее от­ли­чив­ши­еся ра­бот­ники за­вода были от­ме­чены пра­ви­тельствен­ными на­гра­дами. Сле­сарь ме­ха­но­сбо­роч­ных работ Ва­си­лий Сопин был на­граж­ден ор­де­ном «Знак По­чета», свар­щики Иван Карпа и Борис Бо­ри­сов по­лу­чили ме­дали «За тру­до­вую доб­лесть», сле­сарь Ва­си­лий Ко­пичко был от­ме­чен ор­де­ном Тру­до­вой Славы тре­тьей сте­пени, за­ме­сти­тель на­чаль­ника экс­пе­ри­мен­таль­ного цеха Вя­че­слав Вол­чок по­лу­чил Гра­моту Вер­хов­ного Со­вета СССР.

Даль­ней­шая судьба этих ав­то­мо­би­лей точно не­из­вестна, но с боль­шой долей ве­ро­ят­но­сти можно пред­по­ло­жить, что после за­вер­ше­ния всех работ они за­кон­чили свой путь в спе­ци­аль­ном зем­ля­ном мо­гиль­нике по за­хо­ро­не­нию за­ра­жен­ной тех­ники в селе Бу­ра­ковка, что не­по­да­леку от ЧАЭС.

Центробежные пулемёты.

Вот уже более века оружейники всего мира пытаются изобрести оружие без пороха – механический центробежный пулемет. Никаких патронов, затворов, сложной автоматики. И – невиданная скорострельность.

Механический центробежный пулемет подкупает простотой конструкции и сулит невиданную скорострельность. В таком оружии пули разгоняются и выбрасываются в цель не энергией пороховых газов, а центробежной силой, создаваемой бешено вращающимся диском, приводимым во вращение механическим двигателем. Пули подаются от оси к периферии диска, ускоряются при движении вдоль радиуса, там освобождаются и по касательной летят в цель. При каждом обороте диска происходит один «выстрел» – точнее, бросок. Вот, собственно, и все устройство – никаких патронов, затворов, сложной автоматики. А из необходимости быстрого вращения метательного диска (для придания пуле нужной скорости) неизбежно следует и огромная скорострельность (сколько оборотов диска – столько и выстрелов). Добавим еще и относительную бесшумность «выстрелов», что обеспечивает скрытность стрельбы.





Оружие Давида

Сейчас уже невозможно определить автора самой идеи. Метательные машины, например катапульты, существовали уже 2500 лет назад. А праща, с помощью которой Давид уложил на месте Голиафа, известна с библейских времен. Но в начале ХХ века конструкторы опять вернулись к этой идее. В 1908 году русский инженер Безобразов разработал проект центробежной пушки. Военные настороженно отнеслись к артсистеме, которой не требовался порох, а снаряды располагались на вертикальном колесе. При раскрутке они срывались и по инерции устремлялись к цели. Пушку Безобразова испытали, но на вооружение не приняли – кучность и меткость стрельбы оказались ниже всякой критики.

В 1915 году, в разгар Первой мировой, Л.В. Курчевский, лаборант Московского педагогического института Шелапутина, впоследствии ставший известным оружейным конструктором с несколько скандальной славой, так как предпочитал экзотические технические решения, разработал принцип устройства «центробежной пращи для метания гранат». Ее опытный образец был изготовлен Дорогомиловским заводом фирмы «Шпис и Прен». Праща представляла собой массивный станок с длинной штангой, вращающейся на горизонтальной оси. На одном конце штанги крепился замок для удержания гранаты, на другом – противовес в форме чечевицы. Штанга приводилась во вращение от рукоятки через цепь Галля. Замок размыкался откидным кулачком, установленным на конце особого рычага, угол установки которого определялся с помощью насеченного сектора. Спуск производился тросиком, нажатием на педаль. Достоинствами своего прибора Курчевский считал беззвучность, использование ручного привода, дальность полета гранаты до 200–210 шагов, что для окопной войны было вполне достаточно. Испытания на Главном артиллерийском полигоне показали ненадежность устройства, однако изобретателю решено было выдать 800 рублей на продолжение работы. Позднее Курчевский предложил более дальнобойный вариант с педальным приводом. Тем не менее в январе 1916-го и он был отклонен, так как по дальности, мощности снаряда и кучности такое оружие заметно уступало появившимся в войсках минометам. Да и выглядел подобный «велосипед» в передовой траншее, мягко говоря, странно...

Советские центробежки

Одним из первых владельцев патента на «центробежку» был наш соотечественник Н.М. Горшков (1926). Вертикальный полый диск раскручивался двигателем, по трубчатой оси в него сжатым воздухом подавались пули. Под действием центробежных сил они по спиральному каналу перемещались к ободу, где стопор открывал пулепропускное отверстие. Пуля попадала в выводной канал (ствол) и выбрасывалась в цель. Для охлаждения нагревающегося при боевой работе диска изобретатель придумал хитроумную систему каналов. Правда, непонятно, зачем вообще понадобился ствол: в обычном стрелковом оружии он-то и служит для разгона пуль, а тут его роль играет разгонный диск.

Год спустя инженер И.В. Короткевич усовершенствовал конструкцию. Диск он разместил горизонтально, подачу пуль устроил также через его ось, однако применил для этого парусиновую «патронную ленту» и червячный подающий механизм. На ободе диска вместо ствола смонтировал изогнутый желоб с винтовой нарезкой – в отличие от предыдущей конструкции выброшенные пули в полете вращались, как и в обычном нарезном огнестрельном оружии (центробежная сила прижимала пули к дну желоба, заставляя проворачиваться вдоль своей оси). Метательный диск приводился в движение турбиной, вращаемой выхлопными газами, сжатым воздухом или паром. Система имела удвоенную скорострельность – два «выстрела» за один оборот диска. Горизонтальная наводка осуществлялась поворотом корпуса, а вертикальная – до начала раскрутки диска (иначе мешает гироскопический эффект).

В том же 1927 году Н.П. Чулков запатентовал на редкость сложное устройство – «Центробежную машину для метания снарядов». Один лишь метательный ротор состоял из более чем 70 деталей, не считая крепежных элементов. И все это ради того, чтобы добиться плавного изменения скорости вращения метательного ротора. Стрельба производилась одиночными выстрелами, при этом перед каждым выстрелом метательный ротор притормаживался, «заряжался» от подающего ротора снарядом, разгонялся, и только после этого производился выстрел. Оружие утратило простоту, надежность и скорострельность.

Пули-капли

За границей тоже не дремали. Идея центробежного оружия оказалась живучей. В 1920–1930-х годах американцы и японцы упрямо занимались таким оружием. В печати появилось сообщение, что японцы изобрели центробежный пулемет, способный делать 3000 выстрелов в минуту. Тех и других постигла неудача: оружие вышло массивным и неэффективным. Более сообщений не поступало…

Принципиально новую, парадоксальную кинематическую схему разработал изобретатель Я.А. Коробов в 1935 году – в ней пуля разгонялась по прямой (!) – по радиусу диска от его оси к выходному отверстию в ободе. Метательных дисков было два, они вращались на одной оси во взаимно противоположных направлениях.

На их внутренних, обращенных друг к другу сторонах располагались спиральные канавки, закрученные также в разные стороны. Каплевидные пули подавались механизмом к центру дисков, откуда попадали в точку пересечения канавок. А эта точка при вращении дисков стремительно перемещалась к ободу, увлекая пулю, разгоняя ее и одновременно закручивая. Принцип действия можно пояснить на примере ножниц: если лезвия развести, поместить между ними какой-либо предмет, а затем сводить, то предмет будет перемещаться поступательно от центра ножниц к их концу вместе с движением точки пересечения лезвий, хотя лезвия и перемещаются относительно траектории предмета в поперечном направлении. Очень остроумная идея и поразительная простота ее воплощения!

Беззвучный гранатомет

Свой вариант центробежного пулемета в 1934 году предложил англичанин Б.Ф.С. Баден-Пауэлл. Он оснастил его многосекционным магазином. Огонь велся очередями заданной длины, которая определялась числом патронов в магазине. Пружинные подаватели выбрасывали пули сразу на обод стремительно вращающегося метательного диска, без плавного предварительного разгона. Разгон боеприпасов производился практически мгновенно, «щелчком», что приводило к большим ударным нагрузкам и деформации пуль при ударе и отрицательно сказывалось на дальности и точности стрельбы.

Американец Сэмюэль Брандт из корпорации IBM (Нью-Йорк) в 1943 году запатентовал пехотный гранатомет, в котором осколочная граната, как и у Коробова, разгонялась прямолинейно. Вдоль канала ствола он установил три пары разгонных роликов, причем каждая последующая пара вращалась быстрее предыдущей. Боеприпас передавался как бы «по эстафете» от одной пары роликов к следующей, все увеличивая свою скорость. В противника летела беззвучная очередь гранат.

Ружье-ложка

В 1963 году американец Уоррен У. Уотерс предложил однозарядное центробежное ружье, сделанное по принципу катапульты. Снаряд укладывался в ложкообразное углубление метательного рычага, взводилась мощная спиральная пружина, которая, распрямляясь, и метала шарообразный снаряд в цель. При этом непонятным было назначение длинного ствола.

Инженерный тупик

Как видим, инженерная мысль била ключом. Но тем не менее ни одна «центробежка» не появилась на поле боя. Почему? Помешали принципиальные и неустранимые пороки данного оружия. Во-первых: скорость вращения метательного диска (точнее, скорость его внешнего обода) должна быть равна начальной скорости пули – обычно она в 2–3 раза выше звуковой. При разумных размерах диска он должен делать около 60 000 оборотов в минуту, что практически нереально. (Правда, этот же фактор мог бы обеспечить и фантастическую скорострельность – те же 60 000 выстрелов в минуту – при условии совершения одного «выстрела» за один оборот диска.) Во-вторых: для раскрутки диска необходимо довольно значительное время. Следовательно, открытие внезапной стрельбы невозможно. В-третьих: оказывается невозможной наводка уже «включенного» оружия и корректировка стрельбы – гироскопический эффект противится любым попыткам изменить положение оружия в пространстве. Для перенесения «огня» необходимо предварительно остановить диск, прицелиться по новой цели, а затем раскрутить его вновь. В-четвертых: решающий недостаток заключается в том, что мощность силовой установки намного превышает ту разумную, которую можно реально применить на поле боя. Пороховой заряд обычного патрона всего лишь на мгновение развивает огромную мощность. В центробежном же оружии привод должен развивать эту же мощность постоянно. Пример тупикового инженерного решения и оружейного курьеза…

Мирные пулеметы

Все попытки создать боевой центробежный метательный агрегат, казалось, были обречены на неудачу. В военных целях – да, но вот в мирных они оказались вполне эффективны. Например, на этом принципе основана работа тренажеров для теннисистов. Ведь теннисный мяч или шарик для пинг-понга не надо разгонять до скорости пули, поэтому многие из перечисленных выше неразрешимых технических проблем отпали сами собой. Такие идеальные «напарники» оборудуются магазином (корзиной) на несколько десятков мячей и непрерывно «обстреливают» спортсмена...

Впрочем, в наше время «центробежки» используются не только в мирных целях. Южноафриканская компания «TFM Pty» в 80-х годах минувшего века разработала для полиции «автомобильный метатель резиновых пуль» для разгона манифестаций, сборищ и митингов. На крыше полицейской автомашины помещены два горизонтальных диска с желобками на ободах и бункер с резиновыми шариками. Диски приводятся во встречное вращение от двигателя автомобиля. Сто-граммовый шарик, оказавшись между ободами дисков, набирает скорость до 80 м/сек. Его энергии вполне достаточно для произведения нужного «останавливающего» действия даже на максимальной дальности – 170 метров. За счет разности в скоростях вращения дисков шарик закручивается влево или вправо, и направление полета может изменяться в секторе 1800 (под прямым углом влево и вправо – за счет эффекта Флеттнера), не поворачивая само метательное устройство. Скорострельность составляет 170 выстрелов в минуту.

Центробежные пулеметы, окончательно, казалось бы, отвергнутые армией, начали новую жизнь в мирное время – в полиции и в спорте.

Алексей Ардашев

Хитрые бестии: Установить нельзя обезвредить.

Современные мины, напичканные электроникой, превращаются в оружие, наделенное «разумом». Бороться с ними практически невозможно.

Обычные противотанковые и противопехотные мины, широко применяемые в локальных военных конфликтах, по большей части очень просты. Как правило, это заряд взрывчатого вещества, снабженный не особенно сложным механическим взрывателем, конструкция которого в принципе не отличается от обычной мышеловки. Однако заблуждением было бы считать, что минное оружие остановилось в своем развитии на уровне Второй мировой. В наше время в полной мере используются достижения современных технологий и микроэлектроники.
Хитрые бестии: Установить нельзя обезвредить




Свой–чужой.

Современная мина либо с помощью встроенных микропроцессоров, либо используя оборудование своего носителя (самолета, вертолета, ракеты, гусеничной или колесной машины) сама определяет наиболее выгодное место своей установки. Она автоматически приводит себя в боевое положение, настраивает датчики цели, самостоятельно определяет наивыгоднейший момент срабатывания. Эта мина способна поддерживать радиосвязь со своими хозяевами, выполняя их команды и снабжая их информацией о местонахождении и численности противника. Например, по командам с радиопульта управления она может переводить себя из боевого в «спящее» или «дежурное» положение, переключаться временно в безопасное состояние (например, для пропуска через минное поле своих войск), самоликвидироваться.

Существуют мины, оснащенные системами опознавания «свой–чужой»: свой солдат или танк могут передвигаться по минному полю в полной безопасности, а вражеский будет уничтожен мгновенно, как только окажется в зоне поражения. Причем система анализирует взаимное положение врага и своего солдата и сработает лишь в том случае, если при взрыве не пострадает свой (человек, танк, машина). Разумеется, свой солдат на таком минном поле должен иметь в кармане радиометку опознавания, которая постоянно выдает шифрованный сигнал: «Я – свой».

Более того, ведутся разработки мин, способных передвигаться по минному полю, обмениваясь информацией и вырабатывая единую тактику поведения. Такая система самостоятельно определяет не закрытые минами промежутки и соответственно перераспределяет мины, расставляя их по наиболее эффективной схеме.

Вопрос обнаружения.

Одной из самых острых и до сих пор не решенных задач контрминной борьбы остается разработка эффективных методик обнаружения самих мин. Каких только изощренных способов не появилось в мире начиная с советско-финской войны 1939–1940 годов! Это и стальные прутья, которыми нащупывали мину, втыкая их в землю, и индукционные металлоискатели (советский миноискатель ИЗ 1939 года), и радиочастотные зонды, прощупывающие грунт радиосигналами (РВМ-2), и устройства, сочетающие металлодетектор с радиолокатором (например, американская система Handheld Standoff Mine Detection System, HSTAMIDS). Существуют аппараты для обнаружения запаха взрывчатки, исходящего от мины, системы поиска мин с помощью радиации (канадский проект ILDR фирмы Computing Devices использует так называемый метод TNA – облучение взрывчатки нейтронами радиоактивного изотопа калифорния Cf-252). Есть и более экзотические методики поиска мин – например, с помощью… пчел или других насекомых.

Не зная промаха.

Современную мину трудно назвать миной в прежнем понимании. Скорее, это полностью или частично роботизированная боевая система, причем система куда более дешевая, значительно меньшая по размерам и гораздо более эффективная, нежели современный танк, вертолет, самолет или ракета. Мина в отличие от снаряда или ракеты не знает понятия «промах». Приближающаяся к ней жертва сама находит свою погибель. Разумеется, помимо своего желания. Не двигаться вперед ни вражеский танк, ни неприятельский солдат не могут – иначе теряется смысл боя. От мины же требуется лишь оказаться в нужном месте в нужный момент. Впрочем, современная мина может находиться вовсе и не на минном поле. Подобно пауку, она лишь разбрасывает сеть своих датчиков, а сама таится в укромном уголке где-нибудь в сторонке в ожидании жертвы. Прежде чем средство поиска мин доберется до нее, она его уже уничтожит.

Пять раз подряд.

О российской противотанковой мине ТМ-83 мы уже рассказывали в прошлом номере. Против пеших солдат имеются еще более хитрые мины. Советская система НВУ-П, более известная под названием «Охота», не подпустит к себе никого ближе чем на 30 метров. Она состоит из пяти мин, которые взрываются по очереди, друг за другом. Байки? Отнюдь!

Как только сейсмический датчик зарегистрирует движение человека, электронная система включится в работу, определит его местонахождение, и, как только он окажется в зоне поражения одной из мин, электроника выдаст команду на ее подрыв. Цель будет поражена, но в запасе у системы останется еще 4 мины. И если в зоне обнаружения электронного блока снова появится человек – повторится то же самое. И так пять раз, пока мины не закончатся. Одновременно с выдачей команды на подрыв последней мины выдается команда и на самоуничтожение электронного блока (с помощью тротиловой шашки).

Таким образом, пока не взорвется последняя, пятая мина, в радиусе 30 метров от электронного блока не сможет пройти ни один солдат противника. Приблизиться к блоку или к установленным минам и обезвредить их абсолютно невозможно. Все мины находятся в зоне чувствительности сейсмического датчика цели, а он, в свою очередь, – в зоне поражения мин.

Поставить на паузу.

Между тем взрыв последней, пятой мины вовсе не означает, что теперь можно безопасно передвигаться по полю. К электронному блоку НВУ-П может быть присоединен еще один блок с пятью минами, а к нему – следующий и т.д. (так называемое соединение блоков в каскад). После взрыва пятой мины очередного блока в работу включится следующий блок. Впрочем, это вовсе не означает, что минное поле из НВУ-П будет оставаться непроходимым, пока не откажут источники питания. Электронные блоки можно приводить в боевое и безопасное положение с пульта управления. Поставив минное поле «на паузу», саперы могут свободно ходить по нему, устанавливая новые мины взамен взорвавшихся. Кроме мин ОЗМ-72 можно подключать в НВУ-П любые другие мины, которые имеют гнезда для накольных запалов или электродетонаторов. По некоторым данным, именно с помощью НВУ-П в течение обеих чеченских войн охранялась главная база федеральных сил в Ханкале. Более поздний вариант комплекта «Охота» НВУ-ПМ имеет таймер, который ежедневно отключает блок в определенные часы. Тот, кто знает расписание работы таймеров минного поля, может безопасно пересекать его.

Китайская электроника.

Список современных мин, использующих последние достижения электроники, не исчерпывается лишь TM-83 и комплектом НВУ-П. Электроника широко используется и в минах, внешне похожих на традиционные.

Например, китайская противопехотная нажимная фугасная мина Тип 72В внешне ничем не отличается от своей «сестры» – противопехотной фугасной мины нажимного действия с механическим взрывателем Тип 72. Единственное внешнее различие состоит в том, что у Тип 72 на конце предохранительной чеки подвешено колечко круглой формы, а у Тип 72В – треугольной. Как только предохранительная чека будет выдернута, смертоносных «сестричек» не различит ни один сапер. А вот начинка у них разная. В Тип 72В используется весьма сложная электронная микропроцессорная схема. Она отсчитает 5 минут с момента извлечения чеки, прежде чем приведет мину в боевое положение, и запомнит положение мины в пространстве. Микропроцессор взорвет мину, если кто-то попытается сдвинуть с места или наклонить ее. Он следит за тем, чтобы мина сработала, если на нее будет положен предмет массой не менее 25 кг, но и не более 100 кг, а по истечении заданного отрезка времени выдаст команду на ее самоуничтожение. Обмануть мину не под силу даже катковому тралу – его масса намного больше 100 кг.

Вечная борьба.

Однако и у этих современных мин есть уязвимые места. Самое слабое – источники питания. Не существует батарей, которые не разряжаются. Впрочем, литиевые батареи в часах служат по полтора-два года, а схемы многих мин потребляют энергии немногим больше, нежели часы. Два года – это более чем достаточно, чтобы надобность в минном поле отпала. С питанием связаны и температурные ограничения. В наших северных широтах при –30оС батареи питания быстро выходят из строя.

Наличие электронной схемы в мине дает возможность обнаруживать некоторые из них с помощью специальных миноискателей (например, российского ИНМ), которые настроены на поиск любых электронных схем.

Мины нового поколения, оснащенные микропроцессорами, по сути, превращаются в оружие, обладающее разумом. Это наносит тяжелейший удар по средствам контрминной борьбы. Борьба с такими минами становится практически невозможной: мина обнаруживает своего врага и уничтожает его гораздо раньше, чем будет обнаружена сама. Но все же решение проблемы существует – это ВМГЧ, взрывомагнитные генераторы частоты. Рассказ о них вы найдете в следующих номерах журнала.

Устройство системы «Охота».

Советская система НВУ-5, более известная под названием «Охота», не подпустит к себе никого ближе чем на 30 метров. Суть системы проста – это мина, которая взрывается пять раз подряд. Байки? Отнюдь!

В землю заглубляется электронный блок (1), к которому с помощью тонких проводников (2) присоединяются пять осколочных выпрыгивающих мин ОЗМ-72. На их концах имеются электронакольные устройства (3). Такие мины зарываются в землю вокруг электронного блока на удалении 5–10 метров от него. Рядом с электронным блоком в земле располагается сейсмический датчик (4), регистрирующий человеческие шаги. Бесполезно менять скорость движения, частоту шагов, приближаться ползком: датчик регистрирует колебания земли, а аналитический узел электронного блока распознает любые ухищрения солдата противника. При подготовке системы к работе с помощью специального тестирующего устройства ее можно настроить на конкретные условия местности и грунта. Делается это просто: прибор присоединяется к электронному блоку и саперы проходят, пробегают, проползают мимо на расстоянии около 30 метров. Прибор запоминает характер колебания грунта во всех вариантах, передает эти данные в память электронного блока НВУ-П и нужным образом настраивает его. После того как электронный блок установлен и к нему присоединены пять мин, минер выдергивает боевую чеку из взрывателя МУВ-4 (5), установленного на электронном блоке. Когда замедлитель взрывателя МУВ-4 отработает свое время (несколько минут), его ударник замкнет электроцепь системы НВУ-П. Теперь она в боевом положении.

Юрий Веремеев