В то время, как миллионы украинцев покидают родину в поисках лучшей жизни, сама Украина становится Клондайком для всевозможных проходимцев из других стран. Они становятся тут именитыми журналистами, состоятельными бизнесменами, даже депутатами и министрами, но почему-то приносят больше вреда, чем пользы. Вот и Валид Арфуш, несмотря на свой напускной позитивный имидж, который он тщательно оберегает и лелеет, замешан во множестве скандальных историй: финансовом мошенничестве, банальном воровстве и даже торговле «живым товаром».
Гости с Юга
Самое интересное в биографии братьев Арфуш то, что многие украинские СМИ на протяжении многих лет умудрялись путать Ливию с Ливаном. И это не мудрено, ведь они родились в Триполи — вот только не в столице Ливии (Северная Африка), а в одноименном городе на севере Ливана (Ближний Восток). Вот почему в одних материалах братьев называли выходцами из Ливана, а в других из Ливии. Большую роль в этой путанице сыграли их близкие отношения с семейством Каддафи. В свою очередь, это послужило поводом для байки о том, что отец братьев якобы занимал высокое положение при дворе ныне покойного ливанского диктатора – и, мол, дал им денег на начальный капитал. На самом деле это далеко не так.
Валид (слева) и Омар Арфуш (справа) с Муаммаром Каддафи (в центре)
Афуш (Харфуш) Валид Мухаммед Аднан родился 10 апреля 1971 года в ливанском городе Триполи, на два года позже своего старшего брата Омара (род. 20 апреля 1969), в почти аристократической, но обедневшей семье преподавателей. Их мама Нажва Эль-Наж работала учителем, а затем директором школы, а отец Аднан Харфуш, профессор арабского языка и литературы, давал уроки сотрудникам французского посольства. По информации SKELET-info, Аднан Харфуш являлся членом то ли партии «Баас», то ли даже коммунистом, и имел кое-какие связи с представителями СССР (в том числе сотрудниками ГРУ). Благодаря этому не такой уж богатый и влиятельный профессор литературы смог отправить своего старшего сына Омара на учебу в СССР – это было бесплатно, в отличие от обучения в Европе. Правда, единственное, в чем преуспевал Омар, это в игре на пианино. Вот отец и договорился пристроить его в московскую консерваторию. Однако через несколько месяцев Омара оттуда выгнали, и он каким-то чудом пристроился в Днепропетровское музыкальное училище имени Глинки (которое окончил в 1993 году).
Получив комнату в общежитии, Омар тут же позвал к себе своего младшего брата Валида – это было в 1990 году. По другой информации, Валида отправил к нему отец – не желавший, чтобы сыновей «забрили» в армию, и они сгинули в бесконечной ливийской войне. Так что жить в комнате на несколько человек в Днепропетровские им было, как минимум, безопаснее, чем дома в Триполи. К тому же в 1991-м Валид поступил на факультет журналистики Днепропетровского университета – который он так и не окончил. Вот так они и пустили корни в Украине, вскоре объявившей независимость, и ассимилировались как Валид и Омар Арфуш. В русском языке буква «х» в ряде арабских и иудейских имен убирается (так как и Ханна – Анна), а вот по-украински их фамилия будет Гарфуш, однако украиноязычные СМИ всё равно пишут её в русском варианте (Арфуш).
Таким образом, многочисленные слухи об абсолютной неспособности братьев к труду и наукам, являются не такими уж и слухами. Куда же было податься таким «оболтусам»? И они занялись бизнесом – на дворе было начало 90-х, и в Украине все кинулись продавать и покупать. Однако и тут братья Арфуш сумели «отличиться».
Валид Аршуф однажды уверял журналистов, что начинал с продажи кассет с записями популярных музыкальных групп, которые он сам делал на двухкассетном магнитофоне. Вот только это всего лишь вольный пересказ байки «продал яблоко, купил два, помыл и продал…», которая имеет малоизвестное продолжение «…а потом я получил наследство». В случае с братьями Арфуш, их реальными «яблоками» была посредническая и практически мошенническая контора, занимавшаяся устройством иностранных студентов (своих земляков) в вузы Днепропетровска. Фактически братья брали с них деньги только за то, чтобы довести до дверей институтов и показать, куда сдавать документы, а также помогали (не бесплатно) снять жилье в Днепропетровске. Ну а их «наследством» стали полезные связи отца (тот в начале 90-х, потеряв покровительство со стороны развалившегося СССР, с помощью своих знакомых дипломатов перебрался жить во Францию) плюс их собственные знакомства, помноженные на неутолимую жажду «легких денег» и красивой жизни за чужой счет.
Кому вещало радио «Супер-Нова»?
А началось всё с того, что энергичный студент факультета журналистики Валид Арфуш, не слишком преуспевая в учебе, сумел договориться о своей «стажировке» на одном из местных телеканалов Днепропетровска. Также, через своего отца, он получил должность внештатного корреспондента французской ТРК «Radio France International» (RFI). Хотя французам не было дела до жизни Днепропетровска, а Валид так и не создал для него ни одного репортажа, имидж «журналиста RFI» открывал для него многие двери и помогал заводить нужные знакомства.
Одним из таких знакомых стал некий Ляпен Дуглас Френк – по крайней мере, СМИ называли его именно так. Якобы предприниматель из Франции, по другим сведениям – жулик из бывшего СССР, имевший французский паспорт на это имя. Именно он вложил деньги в практически безнадежное предприятие Валида Арфуша ООО «United group» (ЕГРПОУ 22929653), которое тот открыл в 1994-м вместе с братом и своей первой женой Натальей Дементьевой. И он же настоял на переезде Арфуша в Киев (где потом и перерегистрировали предприятие). Дальнейшая судьба загадочного Ляпена Дугласа Френка неизвестна, а вот Валид Арфуш с переездом в столицу развернул с помощью его денег бурную деятельность в сфере рекламы, а главное, открыл FM-радиостанцию «Super Nova» (ЕГРПОУ 23506216), зарегистрированное как украино-ливанское предприятие (для получения льгот).
Именно на «Супер-Нова» поднялся и сделал себе всеукраинскую известность Валид Арфуш. Тут его талант болтуна и тусовщика был востребован по назначению, но главным образом раскрутке «Супер-Нова» помогла изначальная направленность бизнеса Арфуша – радио просто кишело рекламой, в том числе иностранных компаний. Для привлечения аудитории в эфир ставили всё: популярную музыку, выступления оппозиционных политиков, репортажи с выставок и фестивалей. При этом информированные источники отмечали, что и радио «Супер-Нова», и другие предприятия Арфуша (журнал «Супер», ООО «Юнайтед Телеком», ЧП «Автосервис-Плюс», «Разборн-Радио») на протяжении многих лет декларировали нулевую прибыль или вообще убытки. Посвященные в эти схемы понимают, что в данном случае вся прибыль просто уводилась от налогов через различные фирмы-прокладки. Сам же Валид Арфуш задекларировал за период 1998-2005 г.г. всего 12 тысяч гривен доходов и уплатил с них 2,4 тысячи гривен налогов. Неужели он действительно жил на 114 гривен в месяц? Поди, одной «Мивиной» питался!
Валиду Арфушу пригодилось и его сотрудничество с RFI: он начал ретранслировать его информационные блоки на французском и арабском языках – хотя и непонятно, для кого? Похоже, что это была еще одна афера семейки Арфуш: их глава семейства договорился о сотрудничестве «Супер-Нова» с посольством и культурным центром Франции в Украине, через которые и оплачивалась эта трансляция «французского мира» в Украине. Но недолго — вскоре французы поняли, что их в Украине никто не слушает. А «Супер-Нова», в итоге, переключилась на пропаганду «русского мира», и это сопровождалось еще одной скандальной историей.
В 1999-м году на радио «Супер-Нова» совершил рейдерский наскок его главный конкурент Евгений Рыбчинский, владелец таких известных радиостанций, как «Наше Радио» и «Радио ностальгия». Как раз тогда у братьев Арфуш были проблемы со своими компаньонами и бизнес-партнерами, так что Валиду пришлось пойти на уступки и Рыбчинский стал управляющим «Супер-Нова». Все понимали, что следующим шагом будет поглощение предприятия. Однако Валид Арфуш позвал на помощь Вадима Рабиновича, который тогда вернулся в Украину после опалы и «израильской эмиграции», и начал собирать собственную медиа-империю «Media International Group» (MIG). Арфуш нашептал Рабиновичу за чашкой кофе свой вариант соглашения: Вадим Зиновьевич становится «крышей», и они делают совместный медиа-проект, в котором Валид Арфуш остается руководителем и топ-ведущим радиостанции.
Рыбчинский отступил, а Рабинович загорелся идеей присоединения «Супер-Нова» к своей MIG, с трансформацией радиостанции в проект «1+1 Радио». Арфуш даже решил продать Рабиновичу свой пакет акций «Супер-Нова», вот только он был не единственным и не основным его владельцем. Поэтому с этой сделкой произошло что-то непонятное, странное: Валид Арфуш получил за свои акции 200 000 долларов, Рабинович стал совладельцем «Супер-Нова», но через некоторое время эта сделка через суд была признана недействительной. Но кинули при этом вовсе не Рабиновича — судя по тому, что братья Арфуш до сих пор сохраняют с ним дружественные отношения, а подробности этой истории стороны наотрез отказываются разглашать. По информации источников SKELET-info, оставшийся неизвестным прежний совладелец «Супер-Нова» (возможно, Ляпен Дуглас Френк, возможно, тот, кому он продал свой пакет акций) не согласился с тем, что радиостанция отойдет Рабиновичу и не захотел уступать ему свою долю. Тогда и Рабинович отказался от затеи поглощения «Супер-Нова» и сделку расторгли через суд. После чего Валид Арфуш продал свои акции уже другим людям, оставив себе 1% как долю продюсера.
Новым владельцем «United group», владеющей радио «Супер-Нова», стало ООО «Альфа», принадлежащее Андрею Викторову и Владимиру Прощенко. Интересно, что Прощенко владеет в Одессе кинотеатрами «Москва» и «Родина», а также радиокомпаниями в Днепропетровской и Николаевской областях. Андрей Викторов – его компаньон, владелец радиостанций «Просто радио», «Просто рок» «Народного радио». При этом за обеими стоит Андрей Вознюк – одесский олигарх, который летом 2014 года высказывался о том, что ждет прихода в Одессу «освободителей из русского мира».
Таким образом, когда у Валида Арфуша не сложилось передать свою радиостанцию в распоряжение Рабиновича, для его личного политического пиара, он продал свои акции пропагандистам «русского мира». Случайность? Да, если бы это было один раз. Однако прошло несколько лет, и вот уже его брат Омар Арфуш, подвизавшийся «политологом», пиарит во Франции имидж самого Путина и «снимает напряженность вокруг России», а их друг и бывший компаньон Рабинович вливается в ряды пророссийских кандидатов в президенты. Не слишком ли много «совпадений» ?!
ПРОДОЛЖЕНИЕ