Вид:
краткий
полный

Торжество православия

Евангелие по Матфею 10:32

  • 15.06.18, 11:50

«Всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцем Моим Небесным» (Мф.10:32). Трудно ли исповедать Господа? Никакого нет труда. Какой труд сказать, когда требуется, что Господь наш Иисус Христос единородный Сын Божий и Бог, Который ради нас пришел на землю, воплотился от Духа Святого и Марии Девы и вочеловечился, был распят, пострадал, погребен, воскрес в третий день, восшел на небеса и сидит одесную Бога Отца, и опять придет судить живых и мертвых, – послал Духа Святого на Св. апостолов, силою Его устроивших на земле святую Церковь, которая, научая истине и освящая таинствами, незаблудным путем ведет всех верных чад своих в Царство Небесное? 

Все это мы повторяем всякий раз, когда слышим и читаем Символ веры. Так возьми эти истины, напечатлей их в сердце своем, и будь готов, не боясь никакого лица человеческого, предъявить, что так, а не иначе, должно веровать, чтоб быть спасену, готовясь вместе потерпеть и то, что за это в ином случае достанется тебе. Заграждай уста учителей лжи и хулителей христианства словом истины, — и получишь то, что обетовано Господом. Ты исповедуешь Его Богом и Спасителем пред человеками, а Он пред Богом-Отцем исповедует, что ты верный Его последователь и исповедник.


святитель Иоанн Затворник


Святой праведный Иоанн Кронштадтский

  • 14.06.18, 14:32


Святой праведный Иоанн Кронштадтский к его прославлению

Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского


Да веселятся небеса и радуется земля!

Новый угодник Божий прославляется Церковью.

Новый молитвенник и ходатай за грешных людей открыто явился на Небе. Не с нынешнего дня он стал святым. Со дня преселения его в Царство Небесное вошел он в лик святых и с ними ходатайствует он за обращающихся к нему за помощью. С ними он прославляет Творца и наслаждается невыразимой радостию. Давно уже, даже при жизни, почитали его многие, как угодника Божиего. Чудеса, совершаемые им, свидетельствовали о том. Но то было лишь мнение или чувство отдельных лиц и совершались по нем панихиды, как по обычным людям. Ныне же Церковь вещает: «Воистину сей есть избранник Божий. Воистину сей есть праведник и ходатай за нас пред Богом». Празднует земная Церковь, свеселятся же ей святые все ангелы и угодники Божии. Нет между ними зависти и разделения. Когда прославляется один из них все срадуются ему. Радуются же не столько о воздаваемой им чести, сколько тому, что через него обращаются люди к Богу. Радуются тому, что люди от грешного мира обращают умственный взор свой к небу. Поднимем духовные очи наши и узрим Иоанна в славе Небесной.

Кто он? Он праведник великий. Он всю свою жизнь старался соблюдать заповеди Божии и творить все, как Бог заповедал. Он благоговейный священнослужитель Церкви. Не по наследству, как ветхозаветные священники, а по искреннему стремлению служить Богу стал он священником. Горячо он возносил молитвы Богу, старательно соблюдал устав церковный, воистину был образец и пример всем священнослужителям. Посему и действенна была Его молитва. Он был воплощением милосердия, всех жалел, всем помогал. Не только отзывался он на просьбы о помощи, но сам отыскивал нуждающихся. Снисходил ко всем, старался всем помочь, одним подавая милостыню вещественную, житейскую, других поднимая от падения греховного и обогащая дарами духовными. Он был и грозный обличитель грехов человеческих, подобно пророку Ильи и Иоанну Крестителю, не боявшийся открыто в лицо говорить правду. Благостный к кающимся, как ни велики были грехи их, он не терпел упорства во грехе.

Великий чудотворец, он чудесами своими наполнил весь мир, подобно св. Николаю Чудотворцу, а своими поучениями назидает всякого, ищущего пути Божьего. Прозорливец, видевший, что внутри приходивших к нему, какова их жизнь, и дававший спасительные советы каждому, он под конец земного жития стал уже пророком, предвидевшим грядущие бедствия, если не наступит покаяние и исправление жизни. Воззовем же к нему ныне, когда он пред всеми воссиял на духовном небе: «Молись о нас праведный отче Иоанне, обрати всех нас на путь спасения, и Отечество твое и наше избави от наступивших по пророчеству твоему бедствий, да радостно воззовем тебе: Радуйся праведный отче Иоанне, пречудный чудотворче, и о нас к Богу молитвенниче! Святый праведный отче Иоанне, спасай нас молитвами твоими!».

1964 г.

О живущих по Духу и по Плоти

  • 13.06.18, 12:16

Мф.10:16-22,

Рим.8:2-13

Посылая Апостолов в мир, Господь предостерег: «Вот, Я посылаю вас, как овец среди волков. Остерегайтесь же людей: ибо они будут отдавать вас в судилища, и в синагогах своих будут бить вас». И против кого такая злоба? – Против тех, кто возвестит, что «Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной в жертву за грех», что отныне «закон духа жизни во Христе Иисусе» освобождает «от закона греха и смерти», и что больше нет «никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе» будут жить «не по плоти, но по духу»! Теперь всякий, кто ранее тщетно пытался жить по духу, сможет свободно следовать своему выбору; и кто ранее не мог пробить стену греха, теперь вдруг почувствует, как она поддается.

Но почему же, принеся такую благую весть, надо еще и остерегаться? От кого именно ждать злобы, от кого последуют гонения? А от тех, кто, несмотря ни на что, свободно и сознательно предпочтет жить не по духу, а по плоти. Что можно сказать об этих людях? – А только то, что если теперь «нет… никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут… по духу» (Рим.8:1), то, значит, живущие по плоти теперь уже не имеют никакого оправдания. Отныне жизнь тех и других стремительно расходится: «Живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном». И притом, «помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир».

Борьба здесь неизбежна, потому что живущие по плоти не просто живут по какому-то своему особому, независимому закону. Их «закон» в том, что они именно «закону Божию не покоряются», и поэтому «плотские помышления» неизбежно «суть вражда против Бога». И если мы видели, как даже внутри человека возникает жестокая брань плоти против духа, то как же она не возникнет у тех, в ком побеждает плоть, против тех, в ком побеждает дух? Для одних смысл жизни – последовать воле Божией, а для других – противостоять ей, заглушая и голос совести, и голос проповедников истины. А третьего ничего нет. Отсюда и жестокость гонений, о которой предупреждал Господь: «Предаст же брат брата на смерть, и отец сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их, и будете ненавидимы всеми за имя Мое».

Но слово Божие прямо говорит: «если живете по плоти, то умрете», – хотя бы и гнали, хотя бы и убивали других. А если «духом умерщвляете дела плотские, то живы будете», хотя бы и мучили вас, хотя бы и убивали вас рабы плоти. Господь говорит: «претерпевший… до конца спасется». И даже в самых страшных обстоятельствах, когда «будут предавать вас, не заботьтесь, как или что сказать. Ибо не вы будете говорить, но Дух Отца вашего будет говорить в вас». Но только всегда «будьте мудры, как змии, и просты, как голуби». Будьте мудры, всегда и во всем распознавая волю Божию; а потом следуйте ей с голубиной простотой.

Проповедь протоиерея Вячеслава Резникова.

Святитель Лука, исповедник, архиепископ Симферопольский

  • 11.06.18, 10:21



Святитель Лука (в миру Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий) родился в 1877 году в городе Керчи, в Крыму, в дворянской семье польского происхождения. С детства он увлекался живописью и решил поступить в Санкт-Петербургскую академию художеств. Однако во время вступительных экзаменов им овладело сомнение, и он решил, что не имеет права делать то, что нравится, а нужно трудиться, чтобы облегчить страдания ближнего. Так, прочитав слова Спасителя о делателях жатвы (см.: Мф. 9: 37), он воспринял призыв служить людям Божиим.

Валентин решил посвятить себя медицине и поступил на медицинский факультет Киевского университета. Талант художника помогал ему в скрупулезных анатомических исследованиях. Он блестяще закончил обучение (1903) накануне русско-японской войны, и его карьера врача началась в госпитале в городе Чите. Там он познакомился и сочетался браком с сестрой милосердия, у них родилось четверо детей. Затем он был переведен в больницу города Ардатова Симбирской губернии, а позже в Верхний Любаж Курской губернии.

Работая в больницах и видя последствия, которые бывают при общей анестезии, он пришел к заключению, что в большинстве случаев ее необходимо заменить на местный наркоз. Несмотря на скудное оснащение в больницах, он успешно провел большое число хирургических операций, что привлекло к нему и пациентов из соседних уездов. Он продолжил работать хирургом в селе Романовка Саратовской области, а затем был назначен главным врачом больницы на 50 коек в Переславле-Залесском. Там он по-прежнему много оперировал, продолжая вести научные исследования.

В 1916 году в Москве Валентин Феликсович успешно защитил докторскую диссертацию на тему местной анестезии и начал работать над большой монографией по гнойной хирургии. В 1917 году, когда в больших городах гремели раскаты революции, он был назначен главным врачом Ташкентской городской больницы и поселился с семьей в этом городе. Вскоре супруга его скончалась от туберкулеза. Во время ухода за умирающей в голову ему пришла мысль просить свою операционную сестру взять на себя заботу по воспитанию детей. Она согласилась, а доктор Валентин смог продолжать свою деятельность как в больнице, так и в университете, где он вел курс анатомии и хирургии.

Он часто принимал участие в диспутах на духовные темы, где выступал с опровержениями тезисов научного атеизма. По окончании одного из таких собраний, на котором он долго и вдохновенно выступал, епископ Иннокентий отвел его в сторону и сказал: «Доктор, вам надо быть священником». Хотя Валентин никогда и не помышлял о священстве, он тотчас принял предложение иерарха. В ближайшее же воскресенье он был рукоположен в диакона, а через неделю возведен в сан иерея.

Он одновременно трудился как врач, как профессор и как священник, служа в соборе только по воскресеньям и приходя на занятия в рясе. Он совершал не так много служб и таинств, но усердствовал в проповедничестве, а свои наставления дополнял духовными беседами на животрепещущие темы. Два года подряд он участвовал в общественных диспутах с отрекшимся священником, ставшим руководителем антирелигиозной пропаганды в регионе и умершим впоследствии жалкой смертью.

В 1923 году, когда так называемая «Живая церковь» спровоцировала обновленческий раскол, внеся раздоры и смущение в лоно Церкви, епископ Ташкентский вынужден был скрыться, возложив управление епархией на отца Валентина и еще одного протопресвитера. Ссыльный епископ Андрей Уфимский (кн. Ухтомский), находясь в городе проездом, одобрил избрание отца Валентина в епископат, совершенное собором духовенства, сохранившего верность Церкви. Потом тот же епископ постриг Валентина в его комнате в монахи с именем Лука и отправил в небольшой городок недалеко от Самарканда. Здесь жили два ссыльных епископа, и святитель Лука в строжайшей тайне был хиротонисан (18 мая 1923 г.). Через полторы недели после возвращения в Ташкент и после своей первой литургии он был арестован органами безопасности (ГПУ), обвинен в контрреволюционной деятельности и шпионаже в пользу Англии и осужден на два года ссылки в Сибирь, в Туруханский край.

Путь в ссылку проходил в ужасающих условиях, но святой врач провел не одну хирургическую операцию, спасая от верной смерти страждущих, которых ему приходилось встречать на своем пути. В ссылке он также работал в больнице и сделал много сложных операций. Он имел обыкновение благословлять больных и молиться перед операцией. Когда же представители ГПУ попытались запретить ему это, они натолкнулись на твердый отказ епископа. Тогда святителя Луку вызвали в управление госбезопасности, дали полчаса на сборы и отправили в санях на берег Ледовитого океана. Там он зимовал в прибрежных поселениях.

В начале Великого поста его отозвали в Туруханск. Доктор вернулся к работе в больнице, так как после его высылки она лишилась единственного хирурга, что вызвало ропот местного населения. В 1926 году он был освобожден и вернулся в Ташкент.

На следующую осень митрополит Сергий назначил его сначала в Рыльск Курской епархии, затем в Елец Орловской епархии в качестве викарного епископа и, наконец, на Ижевскую кафедру. Однако по совету митрополита Арсения Новгородского владыка Лука отказался и попросился на покой – решение, о котором он горько пожалеет впоследствии.

Около трех лет он спокойно продолжал свою деятельность. В 1930 году его коллега по медицинскому факультету профессор Михайловский, потеряв рассудок после смерти сына, решил оживить его с помощью переливания крови, а затем покончил жизнь самоубийством. По просьбе вдовы и учитывая психическую болезнь профессора, владыка Лука подписал разрешение захоронить его по церковному обряду. Коммунистические власти воспользовались этой ситуацией и обвинили епископа в пособничестве убийству профессора. По их мнению, владыка из религиозного фанатизма помешал Михайловскому воскресить усопшего с помощью материалистической науки.

Епископ Лука был арестован незадолго до разрушения церкви святого Сергия, где проповедовал. Его подвергали непрерывным допросам, после которых уводили в душный карцер, что подорвало его и без того пошатнувшееся здоровье. Протестуя против бесчеловечных условий содержания, святитель Лука начал голодовку. Тогда следователь дал слово, что отпустит его, если он прекратит голодовку. Однако он не сдержал слова, и епископ был осужден на новую трехлетнюю ссылку.

Снова путь в ужасающих условиях, после которого работа в больнице в Котласе и Архангельске с 1931 по 1933 год. Когда у владыки обнаружилась опухоль, он отправился на операцию в Ленинград. Там однажды во время службы в церкви он пережил потрясающее духовное откровение, напомнившее ему начало его церковного служения. Затем епископа перевели в Москву для новых допросов и сделали интересные предложения относительно научных исследований, но при условии отречения от сана, на что святитель Лука ответил твердым отказом.

Освобожденный в 1933 году, он отказался от предложения возглавить свободную епископскую кафедру, желая посвятить себя продолжению научных исследований. Он вернулся в Ташкент, где смог работать в небольшой больнице. В 1934 году был опубликован его труд «Очерки гнойной хирургии», ставший вскоре классикой медицинской литературы.

Во время работы в Ташкенте владыка заболел тропической болезнью, которая привела к отслоению сетчатки глаз. Тем не менее он продолжал врачебную деятельность вплоть до 1937 года. Жестокие репрессии, учиненные Сталиным не только против правых оппозиционеров и религиозных деятелей, но также и против коммунистических деятелей первой волны, заполнили миллионами людей концлагеря. Святитель Лука был арестован вместе с архиепископом Ташкентским и другими священниками, сохранившими верность Церкви и обвиненными в создании контрреволюционной церковной организации.

Святитель был подвергнут допросу «конвейером», когда 13 дней и ночей в ослепляющем свете ламп следователи, сменяя друг друга, беспрерывно вели допрос, вынуждая его оговорить себя. Когда епископ начал новую голодовку, его, обессиленного, отправили в казематы госбезопасности. После новых допросов и пыток, истощивших его силы и приведших в состояние, когда он уже не мог контролировать себя, святитель Лука дрожащей рукой подписал, что признает свое участие в антисоветском заговоре.

Так в 1940 году он в третий раз был отправлен в ссылку, в Сибирь, в Красноярский край, где после многочисленных прошений и отказов смог добиться разрешения работать хирургом и даже продолжить в Томске научные исследования. Когда произошло вторжение гитлеровских войск и началась война (1941), стоившая миллионов жертв, святитель Лука был назначен главным хирургом красноярского госпиталя, а также ответственным за все военные госпитали края. При этом он служил епископом в епархии края, где, как гордо сообщали коммунисты, не осталось ни одной действующей церкви.

Митрополит Сергий возвел его в сан архиепископа. В этом сане он принял участие в Соборе 1943 года, на котором был избран патриархом митрополит Сергий, а сам святитель Лука стал членом постоянного Синода.

Так как во время войны религиозные преследования несколько ослабли, он приступил к обширной программе возрождения религиозной жизни, с удвоенной энергией отдавшись проповедничеству. Когда красноярский госпиталь был переведен в Тамбов (1944), он поселился в этом городе и управлял епархией, в то же время работая над публикацией различных медицинских и богословских трудов, в частности апологии христианства против научного атеизма, озаглавленной «Дух, душа и тело». В этой работе святитель защищает принципы христианской антропологии при помощи твердых научных аргументов.

В феврале 1945 года за архипастырскую деятельность святитель Лука был награжден правом ношения креста на клобуке. За патриотизм он удостоился медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941–1945 г.».

Через год архиепископ Тамбовский и Мичуринский Лука стал лауреатом Сталинской премии первой степени за научную разработку новых хирургических методов лечения гнойных заболеваний и ранений, изложенных в научных трудах «Очерки гнойной хирургии» и «Поздние резекции при инфицированных огнестрельных ранениях суставов».

В 1946 году он был переведен в Крым и назначен архиепископом Симферопольским. В Крыму он был вынужден прежде всего бороться с нравами местного духовенства. Он учил, что сердце священника должно стать огнем, излучающим свет Евангелия и любви ко Кресту, будь то слово или собственный пример. Из-за болезни сердца святитель Лука был вынужден прекратить оперировать, но продолжал давать бесплатные консультации и оказывать помощь местным врачам советами. По его молитвам произошло множество чудесных исцелений.

В 1956 году он полностью ослеп, но по памяти продолжал служить Божественную литургию, проповедовать и руководить епархией. Он мужественно противостоял закрытию церквей и различным формам преследований от властей.

Под грузом прожитого, исполнив дело свидетельства о Господе, Распятом во имя нашего спасения, епископ Лука мирно упокоился 29 мая 1961 года. На его похоронах присутствовало все духовенство епархии и огромная толпа людей, а могила святителя Луки вскоре стала местом паломничества, где по сей день совершаются многочисленные исцеления.

***

Молитвы

Тропарь святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

глас 1

Возвестителю пути спасительнаго,/ исповедниче и архипастырю Крымския земли,/ истинный хранителю отеческих преданий,/ столпе непоколебимый, Православия наставниче,/ врачу богомудрый, святителю Луко,/Христа Спаса непрестанно моли/ веру непоколебиму православным даровати// и спасение, и велию милость.

Перевод: Вестник спасительного пути, исповедник и архипастырь Крымской земли, истинный хранитель отеческих преданий, столп непоколебимый, учитель Православия, врач, умудренный Богом, святитель Лука, Христа Спасителя непрестанно моли веру непоколебимую православным подарить, и спасение, и великую милость.

Кондак святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

глас 1

Якоже звезда всесветлая, добродетельми сияющи,/ был еси, святителю,/ душу же равноангельну сотвори,/ сего ради святительства саном почется,/ во изгнании же от безбожных много пострада,/ и непоколебим верою пребыв,/ врачебною мудростию многия исцелил еси./ Темже ныне честное тело твое от земленых недр обретенное дивно Господь прослави,/ да вси вернии вопием ти:/ радуйся, отче святителю Луко,// земли Крымския похвало и утверждение.

Перевод: Как звезда, блистающая светом, ты, святитель, сиял добродетелями, жизнь же свою сделал непорочной, как у ангелов, потому и был почтён саном святительства, в гонениях же много от безбожников пострадал и остался непоколебим в вере, врачебной мудростью многих излечил. Потому сейчас чтимые мощи твои, из недр земли обретенные, удивительно прославил Господь, чтобы все верующие воскликнули тебе: «Радуйся, отец святитель Лука, Крымской земли честь и сила!»

Молитва святителю Луке, исповеднику, архиепископу Симферопольскому и Крымскому

О, всеблаженный исповедниче, святителю отче наш Луко, великий угодниче Христов. Со умилением приклоньше колена сердец наших, и припадая к раце честных и многоцелебных мощей твоих, якоже чада отца молим тя всеусердно: услыши нас грешных и принеси молитву нашу к Милостивому и Человеколюбивому Богу. Емуже ты ныне в радости святых и с лики ангел предстоиши. Веруем бо, яко ты любиши ны тою же любовию, еюже вся ближния возлюбил еси, пребывая на земли. Испроси у Христа Бога нашего, да утвердит чад Своих в духе правыя веры и благочестия: пастырям да даст святую ревность и попечение о спасении вверенных им людей: право верующия соблюдати, слабыя и немощныя в вере укрепляти, неведущия наставляти, противныя обличати. Всем нам подай дар коемуждо благопотребен, и вся яже к жизни временней и к вечному спасению полезная. Градов наших утверждение, земли плодоносие, от глада и пагубы избавление. Скорбящим утешение, недугующим исцеление, заблуждшим на путь истины возвращение, родителем благословение, чадам в страхе Господнем воспитание и научение, сирым и убогим помощь и заступление. Подаждь нам всем твое архипастырское благословение, да таковое молитвенное ходатайство имущи, избавимся от козней лукаваго и избегнем всякия вражды и нестроений, ересей и расколов. Настави нас на путь, ведущий в селения праведных, и моли о нас всесильнаго Бога, да в вечней жизни сподобимся с тобою непрестанно славити Единосущную и Нераздельную Троицу, Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Молитва

  • 06.06.18, 16:06
Св. Феофан Затворник так определяет, что такое молитва:

"Молитва, болезненное к Богу припадание в сокрушении и смирении. ...Один Господь есть победитель всех наших немощей, а восприять Его силу можно только молитвою. Она есть источник всего и всякого преуспеяния. ...Действие сие очень просто. Стоять умно пред Богом, как стоят пред Государем, в благоговейном страхе, не отрывая от Него очей ума, - в этом всё".

"Не всякое, однако ж, совершение молитвы или молитвословие есть молитва. Стать пред иконою, дома или здесь, и класть поклоны — не есть еще молитва, а принадлежность молитвы; читать молитвы на память или по книжке или слушать другого, читающего их, — еще не есть молитва, а только орудие или способ обнаружения и возбуждения ее. Сама молитва есть возникновение в сердце нашем одного за другим благоговейных чувств к Богу — чувства самоуничижения, преданности, благодарения, славословия, прощения, усердного припадания, сокрушения, покорности воле Божией и проч. Вся забота наша должна быть о том, чтоб во время наших молитвословий сии и подобные им чувства наполняли душу нашу, чтоб, когда язык читает молитвы или ухо слушает, а тело кладет поклоны, сердце не было пусто, а в нем качествовало какое-либо чувство, к Богу устремленное. Когда есть сии чувства — молитвословие наше есть молитва, а когда нет — оно не есть еще молитва".
***

(Рим.4:13–25; Мф.7:21–23)

«Не всякий, говорящий Мне: Господи! Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небеснаго» (Мф.7:21). Одною молитвою не спасешься; с молитвою надо соединять и исполнение воли Божией, – всего, что на ком лежит по его званию и строю жизни. И молитва предметом своим должна иметь преимущественно прошение о том, чтоб Бог сподобил нас не отступать ни в чем от святой воли Его. 

И обратно, кто имеет ревность исполнять во всем волю Божию, того и молитва дерзновеннее пред Богом и доступнее к престолу Его. Даже так бывает, что где хождение в воле Божией не сопутствует молитве, там самая молитва не бывает настоящею молитвою, трезвенною и сердечною, а только внешнею, питательною, во время которой нравственная неисправность как туманом закрывается многословием, при неустроенности и блуждании мыслей. 

Надо и то, и другое сладить благочестием, и будет плод.






Начало Апостольского поста

  • 04.06.18, 10:02


Искушения Христа в пустыне. Фреска афонского монастыря Дионисиат.

***
Апостольский (Петров) пост всегда начинается в понедельник через неделю после праздника Святой Троицы (совершается на 50-й день после Пасхи). Завершается этот пост всегда 12 июля – в день памяти святых апостолов Петра и Павла. Поэтому продолжительность поста зависит от даты Пасхи и варьируется от 8 до 42 дней.
Апостольский пост считается нестрогим – постящимся разрешается есть рыбу во все дни, за исключением среды и пятницы.
***
«Через пост мы осознаем свою принадлежность к телу Церкви»

Митрополит Лимассольский Афанасий


Пост, как и всякий подвиг, мы совершаем для себя, а не для Бога – в том смысле, что Бог не пользуется этим никоим образом, а человек – вот кто исцеляется, потому что болен не Бог, а немощный человек. Немощный человек – вот кто нуждается в исцелении, поскольку он изранен своими страстями и грехами.


  Митрополит Лимассольский Афанасий

    

У многих людей, особенно молодых, имеется несколько возражений в связи с постом: какая от него польза, зачем надо поститься и что означает пост, к которому мы сейчас призваны приступить?

Конечно, отцы Церкви дали множество хороших толкований по этому вопросу, особенно в том, что касается Великого поста, который, прежде всего, и считается постом в Церкви. Он установлен священными правилами поместных и Вселенских соборов и вообще считается самым строгим из всех церковных постов. В связи с постом дано много толкований – и богословских, и практических, объясняющих, почему человек постится.

Есть такие еретики, которые ставят пост под сомнение и говорят, будто в Евангелии и Писании нигде нет заповеди от Бога, в которой было бы сказано, чтобы мы постились. По этой причине они отменяют пост и обвиняют православных христиан в том, что они будто бы хранят человеческие предания и заповеди, не присутствующие в Писании.

Отцы говорят, что первая заповедь, которую Бог дал человеку, – это заповедь о посте. Когда Бог сказал Адаму и Еве, что они могут есть от всех деревьев в раю, но от древа познания добра и зла им есть нельзя, – это не что иное, как заповедь о посте. Иными словами, Бог не разрешил человеку есть от одного конкретного дерева, он должен был воздерживаться от него, чтобы соблюсти заповедь Божию.

Суть нарушения заповеди, по меньшей мере в его практической форме, заключается в нарушении поста, который Бог наложил на человека. Поэтому в тропаре мы поем, что через вкушение запретного плода диавол вывел человека из рая, а Христос снова ввел его в рай через Крестное древо[1]. Но и Сам Христос, когда ради нас стал Человеком, подал нам пример, постясь 40 дней и ночей в Иорданской пустыне, куда отвел Его Святой Дух. В этой пустынной атмосфере и безмолвии, в посте и подвиге Господь победил диавола, приступившего к Нему с тремя большими искушениями.


                  
Поэтому мы видим, что в своей практической форме пост есть Божия заповедь, причем первая Божия заповедь. Ее нарушение привело к изгнанию человека из рая, а Христос как Новый Адам начал Свое учение, проповедь и общественную деятельность с поста – так Он подал нам пример.

Отношение к посту, который бывает разным в зависимости от периода, часто представляется, так сказать, пропитанным схоластикой, и некоторые люди даже свели его к химическому анализу постных продуктов: есть ли там растительное масло или нет, есть ли уксус и куча всего еще, что значит одно, что значит другое, – они читают все эти надписи… на обороте, на упаковке, смотрят на состав продукта и в итоге приходят к полному замешательству.

Давайте расскажу вам один забавный случай (отец Нектарий знает эти святогорские истории). Однажды мы с несколькими отцами со Святой Горы ехали на автобусе по маршруту Уранополис–Фессалоники. Впереди меня сидели двое отцов из скита Кавсокаливия; один был чуть современней, обозначим его так, а другой многие годы подряд не покидал Святую Гору. Оба они были зилотами, то есть, скажем так, скорее традиционными, простодушными людьми, придерживавшимися старого стиля довольно фанатичным образом. Поездка длилась уже часа три-четыре, и один угостил другого конфеткой, а тот его спрашивает:

– А они не молочные?

– Бери, благословенный! «Молочные конфеты» – да это что, молочные конфеты? Ешь, нет тут ничего.

К несчастью для своего соседа, тот, однако, взял и прочитал состав. Были там разные ингредиенты, и было написано, что конфета содержит 0,01% молочного субпродукта, что-то в этом роде. Тут поднялась великая галиматья в автобусе: крики, вопли, споры, скандал: человек нарушил пост из-за одной сотой доли процента молочного субпродукта…

Многие люди излишне углубляются в этот вопрос, и это, если проистекает из доброго помысла об акривии (то есть из желания строгости), хорошо. Но человек не должен быть чрезмерно схоластичным, потому что мы не должны производить на людей, находящихся вне Церкви, такое впечатление, будто самое главное, что нас заботит, – есть ли тут капелька растительного масла, и не смотрим реально на суть и смысл поста.

А важно то, что через пост человек получает осознание своей принадлежности к телу Церкви: Церковь как тело, как одно целое верующих постится в этот период, причем вот этим способом. Это дает нам ощущение того, что мы принадлежим к телу Церкви, подчиняясь этой заповеди Церкви. Сейчас период поста, а если мы принадлежим к телу Церкви, значит, мы уже члены этого тела и что делает всё тело, то же делаем и мы.

В истории Церкви было много мучеников, которые умерли мученически, то есть претерпели ужасные мучения и погибли, потому что отказались нарушить пост, а ведь их заставляли не отречься от Бога, а только отказаться от поста, нарушить пост. Были также случаи, когда Бог чудесным образом спасал целые Церкви, города и т. д., когда правившие тогда язычники всяческими способами хотели осквернить народ Божий, который постился. Так, в первую субботу Великого поста мы празднуем чудо святого Феодора Тирона, который чудесным образом вмешался и уберег Божий народ, христиан, от осквернения пищей, которое хотел совершить император, чтобы нанести таким образом удар по их совести и благому обычаю.

Следовательно, первое – это то, что мы приобретаем церковное сознание, сознание того, что мы члены Церкви и как таковые делаем то, что делает всё тело. Все православные христиане по всей земле в этот день постятся, а значит, постимся и мы, значит, мы члены этого тела. Мы не можем отделяться, не можем делать что-нибудь сами, не может народ Божий идти по одному пути, а мы следовали бы по другому.

Церковь – это не что-то неопределенное, не что-то абстрактное, а тело, состоящее из людей: ты или принадлежишь к Церкви, или находишься вне ее. Мы составляем Церковь, когда мы в храме, мы составляем Церковь, когда нас двое ли трое собраны во имя Господа Иисуса Христа, и мы составляем Церковь, когда находимся в единстве с остальной Церковью.

     Вы видите, что часто критерием многих вещей в Церкви является не столько то, находится ли данное нечто в согласии с правилами Церкви, но гораздо большее значение имеет то, признают ли остальные Православные Церкви это действие или нет. Иными словами, для нас важно то, что мы, к примеру, имеем общение со всеми Православными Церквами. Это то, чего старостильники, бедные, не понимают, то есть они не понимают, что важно принадлежать к телу Церкви, а не защищать, так сказать, некие правила, которые ты считаешь находящимися в согласии с твоей жизнью.

Прежде всего нужно, чтобы тебя принимала всецелая Православная Церковь, чтобы ты находился в общении с ней. Вы видите, мы все, когда поедем, к примеру, в Россию, причастимся, пойдем в храм, где служит патриарх, будем служить с ним и причастимся. Поедем на Святую Гору, будем служить, причастимся. Поедем в Иерусалим, причастимся. Поедем в Грецию, Сирию, в конце концов туда, где есть православные Церкви, и со всеми ими мы пребываем в святотаинственном общении. Мы служим с ними, и они с нами, причащаемся из одной и той же Чаши. Это значит, что мы члены одного тела Церкви.

Но схизматикам, каковыми являются старостильники, хотя они и не имеют ошибочных догматов, по меньшей мере в теории своей жизни, не будут сослужить, их не примут другие Церкви, придерживающиеся старого стиля, каковы Церкви в Иерусалиме, на Святой Горе, в России и т. д., но не имеющие сослужения со старостильниками из Греции и Кипра. Потому что в теории у этих людей такая же вера, но на практике они откололись от тела Церкви, отвергли ее как еретики и создали собственную церковь, которая верует точно так же, как мы веруем. Они хотят даже в самом малом выглядеть более строгими и традиционными, чем мы, но, несмотря на это, не имеют общения с остальной Православной Церковью. По этой причине их положение, как и их спасение, очень проблематично.

Следовательно, принадлежать к Церкви означает принадлежать к тому конкретному телу Церкви, которое состоит из епископов, пресвитеров, диаконов, монахов, мирян, и все вместе мы составляем это тело, которое идет по своему пути и живет своей жизнью. Сегодня пост – Церковь постится, завтра Литургия – Церковь совершает Святую Литургию, сейчас праздник – Церковь празднует. Очень важно, что мы все, православные христиане, празднуем все праздники вместе, особенно Пасху, все вместе, тогда как раньше не праздновали ее одновременно. Но Вселенские Соборы определили это как должное, именно для того, чтобы было такое чувство, что все мы принадлежим к телу Церкви, которое является конкретным, а не каким-то абстрактным или духовным телом.

  

После того как это взрастет в нас, что, по моему мнению, важнее всего, другие вещи, имеющие практическую форму, через подвиг поста начинают превращаться в блага в нашей личной жизни. Первое, что получается, – это отсечение воли, то есть ты отсекаешь свою волю. Когда Церковь говорит тебе: «Смотри, сегодня ты не будешь есть мясо, не будешь есть эту еду, а будешь есть другое», – а тебе не нравится другая еда, тебе не хочется ее, ты не любишь эту еду, которую предписывает пост, но, несмотря на это, ты ее ешь, потому что пост. Пост разрешает есть именно это, а не то, чего тебе сейчас хочется. Тебе хочется, например, шашлыка, но ты его не ешь. Значит, ты отсекаешь свою волю.

Что значит отсечение воли? Помимо всего прочего оно означает, что если ты отсекаешь свою волю в этом простом деле и в этом конкретном случае принимаешь волю Церкви, то куда больше ты научишься потом отсекать свою волю перед братом своим, перед супругой, ребенком, а тем более перед волей Божией. Когда наша воля, имеющая в себе себялюбие и массу всего еще, сталкивается с Божией волей, тогда, естественно, она, наша воля, должна быть отсечена, искоренена, она должна отступить, чтобы мы приняли волю Божию, которая выражается в заповедях Божиих.

Кое-кто говорит: «Но я не понимаю, почему это грех?» Он не понимает. Действительно, как вы знаете, есть такие поступки, которые для Церкви являются грехом, но человеку нелегко понять, по какой в точности причине они грешны, в чем, другими словами, заключается сущность греха в этом конкретном поступке. Поскольку он еще духовно незрелый и не обладает большой рассудительностью, человек должен принять, что для него достаточно того, если Бог определяет что-то как грех. Когда Бог говорит: «Не лги, не кради, не прелюбодействуй, не пожелай собственности ближнего твоего, не произноси имени Божия всуе, почитай родителей своих», – то хоть ты еще и не понимаешь сути греха, но, несмотря на это, по меньшей мере вначале ты должен принять как данность: если Бог говорит это и определяет это как грех, то оно и есть грех, падение и прерывание связи с Богом.

Это как когда ты идешь к врачу, и он говорит тебе: «Не ешь этих продуктов». Почему? Мы не знаем, что происходит в нашем организме, когда мы употребляем данную пищу, не разбираемся в химии и всех процессах, происходящих внутри нас и способных нанести вред нашему организму. Нам достаточно того, что врач говорит, чтобы мы не ели этих продуктов. Потом, если у меня имеются познания в биологии, химии и медицине, может, я и пойму научную причину, по которой избегаю есть конкретную пищу.

То же происходит и с заповедями Божиими. Это факт, что сначала человек может и не понимать их. Поэтому мы часто слышим во время исповеди, как люди спрашивают:

 
– Ну почему это грех, если я никого не беспокою, никого не трогаю, если это мне нравится и я никому не мешаю?

И действительно, человеку нужно ответить, в чем суть греха в данном поступке, но как понять это тому, кто только входит в Церковь?

Чтобы понять это, нужно сначала понять другие вещи. Итак, мы начинаем с данности, а именно с того, что Бог говорит: этот поступок – грех, и не благословляет его. Последуй сказанному и увидишь, куда это тебя приведет, до какой связи с Богом это тебя приведет. А затем, если ты совершишь этот поступок и прервешь свою связь с Богом, ты поймешь на опыте, какова сущность греха, отчуждающего тебя от Бога через этот поступок, и как, насколько и почему это вредно.

Пост, который предлагает нам Церковь, не совершенство добродетелей, а лишь первая ступень, и необходима великая борьба, покуда человек достигнет совершенства. Это первое: отсеки свою волю по отношению к этим вещам. Что значит: «Не хочу сейчас есть эту еду, хочу другую»? Хочешь, не хочешь, ты не будешь есть другую. Не можешь есть, почтеннейший. Ты получаешь возможность упражняться в отсечении своей воли, что, естественно, помогает тебе в твоем отношении к Богу и ближнему и в то же время развивает смирение. Когда человек отсекает свою волю, он практически смиряется, практически отступает и затем начинает подвизаться, понимать, насколько это велико – чтобы человек был смиренным и принимал волю другого в своей жизни, а тем более волю Божию.

Другое очень важное благо, которое является следствием поста, – это смелость. Человек, когда постится, становится смелым, он приобретает смелость, которая вообще является очень важной добродетелью в духовной борьбе. Если у тебя нет смелости, ты не можешь спастись.

В Патерике повествуется нечто замечательное: один подвижник пошел и спросил авву:

– Скажи мне, авва, как я могу спастись?

А он ответил:

– Если у тебя есть сердце, ты можешь спастись[2].

Конечно, он не имел в виду биологическое сердце. Если ты сердцем хочешь этого, если сердце говорит тебе это и у тебя есть смелость, ты спасешься. Если у тебя нет смелости и ты боязлив, то ты не спасешься. Ты не можешь подвизаться и следовать за Богом, если ты боязлив, потому что, чтобы следовать за Богом и вообще делать что бы то ни было в своей жизни, ты должен быть смелым. Даже в браке – боязливый человек не может жениться. Почему вы смеетесь? Надо быть или боязливым, или умником, чтобы не жениться. Если у тебя нет смелости, ты не входишь внутрь, ты боишься: «Ой, как я с этим справлюсь? Как я сделаю это?» – ни монахом стать, ни что бы то ни было сделать еще.

Человек должен иметь смелость в душе, чтобы смочь исполнять повседневные дела в своей жизни, от самых простых до самых сложных, до самых ценных, поскольку самым ценным является спасение. Если у тебя нет смелости, как ты скажешь нет греху? Как ты скажешь нет каждодневному вызову страстей, провокациям на искушения, если не научишься приобретать эту смелость и пребывать непоколебимым в том, что решил, в этом нет, которое ты говоришь? Если ты не непоколебим, а представляешь собой «трость, ветром колеблемую» (Мф. 11: 7), то, конечно, ты не выдержишь. Ты каждый раз будешь проваливаться.

Смелость – очень сильная и важная вещь, она – сила души, которую человек должен иметь. Бог говорит, что боязливые даже не войдут в Царство Божие[3] (Откр. 21: 8). Это описывается в Откровении: в одном ряду с ворами, с теми, кто занимается магией, и т. д., находятся и боязливые, потому что страх – признак неверия. У боязливого человека имеются проблемы с верой. Сильный силен не потому, что он верит в себя, не потому, что говорит: «Я сильный, я герой и сделаю всё!» Не так в Церкви, но: «Я сделаю всё силой Божией! Да, я сделаю всё: буду подвизаться, бороться, умру, но через Христа, Который укрепляет меня, а не сам, не своими собственными силами, не сам по себе», – потому что иначе он сломается.

Как и святой апостол Павел говорит: «Всё могу в укрепляющем меня Иисусе Христе» (Флп. 4: 13). И как Христос говорит в Евангелии: «Без Меня не можете делать ничего» (Ин. 15: 5), а также в другом месте: «Всё возможно верующему» (Мк. 9: 23).

Когда ты боязлив, у тебя нет этой веры, чтобы ты мог сказать: «Богом и верой в Бога я преодолею препятствия, трудности и всё, что мне предстоит». Не так ли?

Наступает пост, и ты говоришь: «Не могу, я утром буду пить кофе, и мне хочется только капельки молока». Ну ладно. И доливаешь туда капельку молока. Хорошо, но эта капля молока – она что, ядерная энергия? И когда ты ее выпьешь, ты что, станешь сверхчеловеком? И что это такое? Всё это на психологической почве. Разве ты не понимаешь, что это на психологической почве?

Если ты выпьешь стакан молока, это еще куда ни шло, он тебе что-то еще даст, а тут какая-то капелька молока, которую ты выпьешь с молотым кофе или что ты там пьешь по утрам, и она придаст тебе такую огромную энергию, что ты уже с утра будешь бодрым? И у тебя не будет такого чувства, что у тебя озноб и кружится голова? Ладно, Великий пост многодневный, у тебя, может, и закружится голова. Но возможно ли, чтобы сейчас, если человек не капнул молока в чашку, через час он ощутил слабость в ногах?

  А потом, если ты покажешь ему какую-нибудь другую жидкость, – сейчас появилась соя, а в последнее время еще кое-что – миндаль… Вы еще не знаете о них? Это новые продукты. Это сок миндаля и сои, он напоминает молоко. Ну, а поскольку он похож на молоко, то, как бы так выразиться, он успокаивает мысль человека, что, мол, это молоко. Если сок белый и вот такой, значит, это молоко. Следовательно, я попил молока, значит, у меня не закружится голова. А если ты не пьешь его, у тебя кружится голова…

Если у человека действительно есть проблемы со здоровьем, естественно, он будет более снисходителен к себе – если у него действительно имеются проблемы. Но если у него нет доказанной проблемы со здоровьем, тогда ты просто чего-то боишься. Чего ты боишься? Человек наделен многими силами, и с надеждой и верой в Бога они умножаются, ты не зависишь от этой капли молока, которая, конечно, не имеет такого значения, которое мы ей придаем.

Как же ты устоишь перед вызовом греха, искушения, страстей, если у тебя не хватает сил преодолеть такую мелочь?

Но если человек действительно слаб, то что говорят отцы Церкви? Они говорят: «Отдай Богу свое намерение, и получишь силу»[4]. Отдай Богу свою готовность, свою волю, и Бог даст тебе силу. У тебя нет сил, пускай, ты слаб. Но Бог всемогущ, и Он – источник силы. Отдай же свое намерение и скажи: «Я хочу сделать это».

Не как некоторые, заранее заявляющие: «Ты знаешь, я еду в Англию и прошу благословения не поститься!»

Ну ты сначала съезди в Англию, и если не будешь поститься, скажешь об этом потом. Заранее давать прощение грехов? А если ты не поедешь? Можешь ведь и не поехать. Может что-нибудь случиться. Разве это уже точно, что ты поедешь, точно, что ты не найдешь другой еды, и если не будет ничего другого, то не будешь поститься?

Однажды пришел ко мне человек и сказал мне такое. Я ответил ему:

– Хорошо, ну что тебе сказать… Этого не говорят заранее. Поезжай!

Он, бедный, ушел. Он должен был пробыть там пару дней. Но попал к каким-то вегетарианцам. И сложилась такая ситуация, что в итоге у него даже растительного масла во рту не было. Всё одни салаты да салаты… А уезжал с той мыслью, что едет в Англию и не будет поститься.

Человек не может продвигаться вперед таким способом. Ты скажи: «Я поеду, постараюсь сделать, что смогу. Я намерен соблюдать пост. Намерен соблюдать закон Божий. Сейчас. А если у меня не получится, если не смогу – это другой вопрос, это мы посмотрим потом».

Это не проявление смелости – предрешать свою слабость. Или: «Я не хожу туда, потому что на меня там будут ругаться». Ты сначала пойди, а потом посмотрим, будут ли на тебя ругаться. И не снимай с себя заранее уйму всего. Призови помощь Божию, призови Божию силу, и Бог подаст тебе силу, если у тебя есть намерение сделать это. Потому что Бог не оставляет человека одного. Бог и слабого человека делает сильным.

В молитве на рукоположение мы говорим, что «Божия благодать немощное врачует и оскудевающее восполняет». Божия благодать восполняет то, чего недостает в человеке, и укрепляет то, что в нем немощно и слабо. Разумеется, если человек хочет. Если он не хочет, тогда ничего произойти не может. Ты отдаешь Богу свою волю и получаешь от Него Его силу, чтобы совершить свое дело.

Митрополит Лимассольский Афанасий
Перевела с болгарского Станка Косова

***


[1] «Древом Адам бысть рая изселен, древом же Крестным разбойник в рай вселися» (Во Святый и Великий Пяток, утро, блаженны, тропарь 1

[2] В русском переводе Патерика содержится только один и не очень близкий к этому сюжет; см.: Древний патерик. Гл. 10. § 19 (16).  Достопамятные сказания. Об авве Аммоне. § 4.

[3] См.: Откр. 21: 8.

[4] Ср.: Достопамятные сказания. Об авве Лонгине. § 4. С. 166.

Апостол от 70-ти Андроник Паннонийский, епископ

  • 30.05.18, 11:43



Жития апостола от 70-ти Андроника и супруги его Юнии

Свя­той апо­стол от 70-ти Ан­д­ро­ник и его по­мощ­ни­ца в апо­столь­ских тру­дах свя­тая Юния бы­ли род­ствен­ни­ка­ми апо­сто­ла Пав­ла. Они мно­го по­тру­ди­лись, про­по­ве­дуя Еван­ге­лие языч­ни­кам, о чем упо­ми­на­ет апо­стол Па­вел в По­сла­нии к Рим­ля­нам: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду Апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста» (Рим.16:7). Свя­той Ан­д­ро­ник был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па Пан­но­нии, но про­по­ведь его и свя­той Юнии рас­про­стра­ни­лась и в дру­гие стра­ны, да­ле­ко за пре­де­лы его епар­хии. Тру­да­ми свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии утвер­жда­лась Цер­ковь Хри­сто­ва, языч­ни­ки об­ра­ща­лись к бо­го­по­зна­нию, мно­гие язы­че­ские ка­пи­ща пре­кра­ти­ли свое су­ще­ство­ва­ние, вме­сто них воз­ни­ка­ли хри­сти­ан­ские хра­мы. Из служ­бы в честь этих свя­тых из­вест­но, что они му­че­ни­че­ски по­стра­да­ли за Имя Хри­сто­во.

В V ве­ке, при им­пе­ра­то­рах Ар­ка­дии и Го­но­рии, их свя­тые мо­щи бы­ли об­ре­те­ны в пред­ме­стье Кон­стан­ти­но­по­ля вме­сте с мо­ща­ми дру­гих му­че­ни­ков «иже во Ев­ге­ни­е­вых» (па­мять 22 фев­ра­ля).

Бла­го­че­сти­во­му кли­ри­ку Ни­ко­лаю Кал­ли­гра­ду бы­ло от­кро­ве­ние о том, что сре­ди этих 17 му­че­ни­ков на­хо­дят­ся так­же мо­щи свя­то­го апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка. Впо­след­ствии на этом ме­сте был по­стро­ен ве­ли­че­ствен­ный храм.

 

Жития апостолов от 70-ти Силы, Силуана, Крискента, Епенета и Андроника

Апо­стол от 70-ти свя­той Си­ла был в пер­во­на­чаль­ной Иеру­са­лим­ской Церк­ви му­жем ува­жа­е­мым, «на­чаль­ству­ю­щим меж­ду бра­ти­я­ми» (Деян.15:22). По­сле со­сто­яв­ше­го­ся в Иеру­са­ли­ме в 51 го­ду Со­бо­ра апо­сто­лов по во­про­су о необ­хо­ди­мо­сти со­блю­де­ния Мо­и­се­е­ва за­ко­на хри­сти­а­на­ми из языч­ни­ков апо­сто­лы от­пра­ви­ли по­сла­ние ан­тио­хий­ским хри­сти­а­нам через апо­сто­лов Пав­ла и Вар­на­ву, в ко­то­ром со­об­ща­ли, что ре­ше­ни­ем Со­бо­ра хри­сти­ане из языч­ни­ков осво­бож­да­лись от со­блю­де­ния пред­пи­са­ний Мо­и­се­е­ва за­ко­на. Бы­ло по­ста­нов­ле­но для них воз­дер­жи­вать­ся от вку­ше­ния идо­ло­жерт­вен­но­го, от блу­да, от удав­ле­ни­ны и кро­ви и не де­лать дру­гим то­го, че­го се­бе не же­ла­ют (Деян.15:20-29). Вме­сте с апо­сто­ла­ми Пав­лом и Вар­на­вой в Ан­тио­хию бы­ли по­сла­ны Со­бо­ром чле­ны Иеру­са­лим­ской Церк­ви свя­тые Си­ла и Иуда для разъ­яс­не­ния по­сла­ния сло­вес­но, что они оба и ис­пол­ни­ли при со­дей­ствии бла­го­да­ти Свя­то­го Ду­ха. За­тем свя­той Иуда был от­пу­щен в Иеру­са­лим, а свя­той Си­ла остал­ся в Ан­тио­хии и рев­ност­но по­мо­гал апо­сто­лу язы­ков в его мис­си­о­нер­ских пу­те­ше­стви­ях с Еван­гель­ской про­по­ве­дью. Апо­сто­лы по­се­ти­ли Си­рию, Ки­ли­кию, Ма­ке­до­нию.

В го­ро­де Филип­пах их об­ви­ни­ли в том, что они воз­му­ща­ют на­род, за что свя­тых апо­сто­лов схва­ти­ли, би­ли пал­ка­ми, а за­тем бро­си­ли в тем­ни­цу. В пол­ночь, ко­гда свя­тые апо­сто­лы Па­вел и Си­ла мо­ли­лись, вне­зап­но про­изо­шло силь­ное зем­ле­тря­се­ние, око­вы спа­ли с них и две­ри тем­ни­цы рас­тво­ри­лись. Тем­нич­ный сто­рож, ис­пу­гав­шись, что уз­ни­ки бе­жа­ли, хо­тел по­кон­чить с со­бой, но был удер­жан апо­сто­лом Пав­лом. То­гда, с тре­пе­том при­пав к но­гам апо­сто­лов, он с ве­рой при­нял от них бла­го­ве­стие о Хри­сте, вы­вел их из тем­ни­цы, при­вел в свой дом, омыл их ра­ны и кре­стил­ся со все­ми сво­и­ми до­маш­ни­ми.

Из Филипп апо­сто­лы Па­вел и Си­ла по­шли в го­ро­да Ам­фи­поль, Апол­ло­нию и Со­лунь, при­об­ре­тая в каж­дом го­ро­де но­вых уче­ни­ков Хри­сто­вых и утвер­ждая Церк­ви.

В Ко­рин­фе свя­той апо­стол Си­ла был ру­ко­по­ло­жен во епи­ско­па, там он, со­вер­шив мно­гие зна­ме­ния и чу­де­са, кон­чил свою жизнь.

Свя­той апо­стол Си­лу­ан про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие вме­сте с вер­хов­ны­ми апо­сто­ла­ми Пет­ром и Пав­лом. В 1-м Со­бор­ном По­сла­нии свя­той апо­стол Петр упо­ми­на­ет о нем: «Сие крат­ко на­пи­сал я вам через Си­лу­а­на, вер­но­го, как ду­маю, ва­ше­го бра­та» (1Пет.5:12). Свя­той Си­лу­ан был по­став­лен епи­ско­пом в Со­лунь и там му­че­ни­че­ски скон­чал­ся, пре­тер­пев мно­го скор­бей и на­па­стей ра­ди Гос­по­да.

О свя­том апо­сто­ле Кри­с­кен­те упо­ми­на­ет свя­той апо­стол Па­вел во 2-м По­сла­нии к Ти­мо­фею (2Тим.4:10), го­во­ря, что Кри­с­кент по­шел с про­по­ве­дью в Га­ла­тию. Там он был по­став­лен епи­ско­пом, а за­тем про­по­ве­до­вал Сло­во Бо­жие в Гал­лии. В го­ро­де Ви­енне апо­стол Кри­с­кент по­ста­вил епи­ско­пом сво­е­го уче­ни­ка За­ха­рию. Воз­вра­тив­шись в Га­ла­тию, он му­че­ни­че­ски скон­чал­ся при ца­ре Тра­яне (98–117).

Свя­той апо­стол Епенет был по­став­лен епи­ско­пом в Кар­фа­ген. В По­сла­нии к Рим­ля­нам (Рим.16:5) свя­той апо­стол Па­вел пи­шет: «При­вет­ствуй­те воз­люб­лен­но­го мо­е­го Епе­не­та, ко­то­рый есть на­ча­ток Аха­ии для Хри­ста». В том же По­сла­нии апо­стол Па­вел вспо­ми­на­ет и апо­сто­ла Ан­д­ро­ни­ка: «При­вет­ствуй­те Ан­д­ро­ни­ка и Юнию, срод­ни­ков мо­их и уз­ни­ков со мною, про­сла­вив­ших­ся меж­ду апо­сто­ла­ми и преж­де ме­ня еще уве­ро­вав­ших во Хри­ста» (Рим.16:7). Свя­той апо­стол Ан­д­ро­ник был епи­ско­пом в Па­нон­нии (па­мять свя­тых Ан­д­ро­ни­ка и Юнии 17 мая).

Молитвы

Тропарь апостолу Андронику и святой Иунии

глас 3

Апостоли святии,/ молите Милостиваго Бога,/ да прегрешений оставление// подаст душам нашим.

Перевод: Апостолы святые, молите Милостивого Бога, да прощение прегрешений подаст душам нашим.

Тропарь апостолам Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику

глас 3

Лик пяточисленный апостол Христовых песньми восхвалим,/ Силу, Силуана, Крискента, Андроника со Епенетом,/ сии бо идольскую лесть обличиша/ и, неверныя в веру уловивше,// молят непрестанно о всех, память их величающих.

Перевод: Восхвалим песнопениями собрание пяти Христовых апостолов: Силу, Силуана, Крискента, Андроника и Епенета, ибо они, обличив идольское коварство и неверующих обратив в веру, молят не переставая обо всех, прославляющих их память.

Кондак апостолу Андронику и святой Иунии

глас 2

Звезду пресветлую,/ Богоразумия светом просвещшаго языки/ апостола Христова Андроника восхвалим/ и с ним во благовестии потрудившуюся Иунию премудрую, вопиюще:// молите Христа Бога непрестанно о всех нас.

Перевод: Преяркую звезду, просветившего народы светом разумения Бога, апостола Христова Андроника восславим и потрудившуюся с ним в благовестии премудрую Иунию, взывая: «Молите Христа Бога не переставая обо всех нас».

Кондак апостолам Силе, Силуану, Крискенту, Епенету и Андронику

глас 4

Лозие явистеся Христова винограда,/ гроздие приносяще, мудрии, в добродетелех,/ вино нам спасения источающе,/ еже приемлюще, веселия исполняемся,/ празднующе всечестную вашу память,/ в нюже молитеся о оставлении грехов наших,// Господни апостоли.

Перевод: Вы явились лозами Христова виноградника, приносящими грозди добродетелей, мудрые, источающие нам вино спасения, принимая которое мы наполняемся радости, празднуя почитаемый всеми день памяти вашей, в который молитесь об оставлении грехов наших, апостолы Господни.


Мученик Вукашин из Клепца

  • 29.05.18, 15:04


В Клеп­це на­хо­ди­лась ста­рин­ная, на­ча­ла XVI ве­ка, цер­ковь свя­то­го апо­сто­ла Лу­ки – за­душ­би­на (за­душ­би­ны – хра­мы и мо­на­сты­ри, стро­ив­ши­е­ся па по­жерт­во­ва­ния ве­ру­ю­щих, во спа­се­ние ду­ши, – «за ду­шу») из­вест­ных серб­ских хра­мо­стро­и­те­лей Ми­ло­ра­до­ви­чей и цер­ковь Пре­об­ра­же­ния Гос­под­ня (до ос­но­ва­ния, так же, как и са­мо се­ло, раз­ру­шен­ная хор­ва­та­ми в 1992 го­ду). Ста­рец Ву­ка­шин про­ис­хо­дил из ро­да Манд­ран, ро­дил­ся, ве­ро­ят­но, в кон­це XIX ве­ка. Вы­рос в род­ном се­ле, по­взрослев, уехал на за­ра­бот­ки в сто­ли­цу Бос­нии Са­ра­е­во. С уста­нов­ле­ни­ем но­вой вла­сти, Неза­ви­си­мой Дер­жа­вы Хор­ват­ской, Вук был вы­нуж­ден вер­нуть­ся в род­ное се­ло, но хор­ват­ские уста­ши ри­мо-ка­то­ли­ки до­бра­лись и до тех кра­ев. От их страш­но­го на­ше­ствия на серб­ские зем­ли по­стра­да­ла вся се­мья Ву­ка­ши­на, так же, как и мно­гие дру­гие пра­во­слав­ные серб­ские се­мьи, а он сам вме­сте с дру­ги­ми уцелев­ши­ми сер­ба­ми был угнан в из­вест­ный конц­ла­герь для сер­бов – Ясе­но­вац. В ян­ва­ре 1943 го­да ста­рец Ву­ка­шин был звер­ски убит усташ­ским па­ла­чом Жи­лой Фри­га­по­ви­чем.

Сви­де­тель­ство па­ла­ча (за­пи­сал док­тор Недо Зец)

Усташ, рас­ска­зы­вав­ший мне эту ис­то­рию, вновь за­мол­чал; за­тем, до­пив рюм­ку вод­ки, про­дол­жил:
– Пом­нишь, то­гда, в ав­гу­сте, в ла­ге­ре бы­ло боль­шое по­ступ­ле­ние? То­гда Ие­ре Ма­ри­чич по­слал на уни­что­же­ние око­ло 3 000 зе­ков. То­гда мы – Пе­ро Бр­зи­ца, Зри­ну­шич, Шип­ка и я – по­спо­ри­ли, кто за ночь пе­ре­бьет боль­ше за­клю­чен­ных. На­ча­лась бой­ня, уже через час по ко­ли­че­ству уби­тых я за­мет­но ото­рвал­ся от дру­гих. В ту ночь ме­ня за­хва­ти­ло осо­бое во­оду­шев­ле­ние, мне ка­за­лось, что я слов­но ото­рвал­ся от зем­ли, что я по­пал на небе­са: ни­ко­гда преж­де не ощу­щал я та­ко­го бла­жен­ства. За несколь­ко ча­сов мною бы­ло уни­что­же­но око­ло 1 100 че­ло­век, в то вре­мя как мои со­пер­ни­ки за­ко­ло­ли не бо­лее 300–400.
И вот то­гда, в мо­мент наи­выс­ше­го упо­е­ния, взгляд мой упал на по­жи­ло­го кре­стья­ни­на, он с ка­ким-то необъ­яс­ни­мым спо­кой­стви­ем сто­ял и мол­ча смот­рел, как я уби­ваю жерт­ву за жерт­вой и как те в страш­ных му­ках по­ги­ба­ют. Этот его взгляд слов­но па­ра­ли­зо­вал ме­ня, мне по­ка­за­лось, буд­то я ока­ме­нел, и ка­кие-то се­кун­ды я не мог ше­вель­нуть­ся.
Несколь­ко ми­нут спу­стя я по­до­шел к нему, чтобы узнать, кто он. Он рас­ска­зал, что зо­вут его Ву­ка­шин, ро­дом он из се­ла Кле­пац, что все его род­ные по­гиб­ли от уста­шей, а его са­мо­го по­сла­ли в Ясе­по­вац. Он го­во­рил об этом все с тем же спо­кой­стви­ем, ко­то­рое по­тряс­ло ме­ня го­раз­до силь­нее, чем страш­ные кри­ки и сто­ны уми­ра­ю­щих во­круг нас лю­дей. Ко­гда я слу­шал ста­ри­ка, гля­дя в его небес­но-чи­стые гла­за, во мне вдруг просну­лось неукро­ти­мое же­ла­ние са­мы­ми же­сто­ки­ми адски­ми му­ка­ми раз­ру­шить этот недо­сти­жи­мый для ме­ня внут­рен­ний по­кой, чтобы его стра­да­ни­я­ми, ры­да­ни­я­ми, му­че­ни­я­ми вер­нуть се­бе преж­нее упо­е­ние кро­вью и бо­лью.
Я вы­вел его из строя, по­са­дил на пень и при­ка­зал ему крик­нуть: «Да здрав­ству­ет Па­ве­лич!», при­гро­зив от­ре­зать ему ухо в слу­чае непо­ви­но­ве­ния. Ву­ка­шин мол­чал Я от­ре­зал ему ухо. Он не про­ро­нил ни сло­ва. Сно­ва при­ка­зал я ему кри­чать: «Да здрав­ству­ет Па­ве­лич!», при­гро­зив от­ре­зать вто­рое ухо. Он мол­чал. Я от­сек ему дру­гое ухо. «Кри­чи: „Да здрав­ству­ет Па­ве­лич!“ или ли­шишь­ся но­са!» Ста­рик мол­чал. В чет­вер­тый раз я при­ка­зал ему кри­чать те же сло­ва под угро­зой вы­ре­зать из его гру­ди жи­вое серд­це. Он взгля­нул на ме­ня, как бы гля­дя сквозь, в ка­кую-то бес­ко­неч­ность, и ти­хо, но от­чет­ли­во про­го­во­рил: «Ди­тя, де­лай свое де­ло!»
От этих слов я со­вер­шен­но обе­зу­мел, бро­сил­ся на него, вы­ко­лол гла­за, вы­ре­зал серд­це, пе­ре­ре­зал гор­ло и но­га­ми спих­нул в яму. И то­гда во мне буд­то что-то обо­рва­лось. Я не мог боль­ше уби­вать. Пе­ро Бр­зи­ца вы­иг­рал наш спор, пе­ре­бив 1 350 за­клю­чен­ных. Мол­ча я за­пла­тил ему про­иг­рыш.
С тех пор нет мне по­коя. Я стал пить все боль­ше и боль­ше, но за­бве­ние на­сту­па­ет лишь на крат­кие ми­ну­ты. И в опья­не­нии я слы­шу этот го­лос: «Ди­тя, де­лай свое де­ло!» И то­гда я, обе­зу­мев, на­ты­ка­ясь на сте­ны до­мов, бе­гу по ули­цам, с кри­ком ло­маю и бью все во­круг се­бя, бро­са­юсь на ко­го по­па­ло. Но­чью сон не при­хо­дит, лишь толь­ко на­сту­па­ет за­бы­тье, я сно­ва ви­жу яс­ный взгляд ста­ри­ка и слы­шу это невы­но­си­мое: «Ди­тя, де­лай свое де­ло!»
Я пре­вра­тил­ся в ко­мок ужа­са и бо­ли, я бес­си­лен со­вла­дать с этим кош­ма­ром. День и ночь пре­сле­ду­ет ме­ня свет­лый без­мя­теж­ный лик Ву­ка­ши­на из Клеп­ца.

***

Тропарь мученику Вукашину Ясеновацкому

глас 8

Новый Сербский страстотерпче, Вукашине Герцеговацкий,/ Христа ради пострадавый в Ясеновацтем лагере./ Егда мучитель твой ножем тя терзаше,/ кротце отвечал еси ему:/ твори, чадо, дело свое./ Ради живота вечнаго муку претерпевый,/ моли, мучениче, Христа Бога, Спаса нашего// спасти нас и род наш православный.

Перевод: Новый сербский страстотерпец, Вукашин Герцеговацкий, Христа ради пострадавший в Ясеновацком лагере. Когда мучитель твой ножом тебя истязал, ты с кротостью отвечал ему: «Ди­тя, де­лай свое де­ло». Ради вечной жизни мучения претерпевший, моли, мученик, Спасителя нашего, Христа Бога, спасти нас и род наш православный.

День Святой Троицы. Пятидесятница.

  • 27.05.18, 13:20


***
«Посему говорю вам: всякий грех и хула простятся человекам, а хула на Духа не простится человекам; если кто скажет слово на Сына Человеческого, простится ему; если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем». (Мф. 12:31–32).
***

Троица Единосущная и Нераздельная

Проповедь святителя Иоанна (Максимовича), архиепископа Шанхайского и Сан-Францисского.


Отец, Сын и Святый Дух имеют одно естество, одну природу, одну сущность. Посему Три Лица суть Троица Единосущная. Люди имеют тоже одно естество, одну природу.

Но тогда как Бог есть Троица Нераздельная, в людях постоянно происходят разделения... У Отца, Сына и Святого Духа одна мысль, одна воля, одни действия. Что желает Отец, того желает Сын, того желает и Дух Святый. Что любит Сын, любит и Отец и Дух Святый. Что приятно Духу Святому, приятно и Отцу и Сыну. Действия Их также едины, все совершают совместно и согласно. Не то у людей. У них постоянные разномыслия, различные желания. Уже у малого ребенка проявляются свои желания, своенравие, непослушание любящим его родителям. Чем больше он растет, тем больше отделяется от них и, нередко в наше время, становится совсем чужим для них. Вообще же между людьми почти нет одинаковых мнений, наоборот, постоянные разделения во всем, вражды, ссоры между отдельными лицами, войны между народами. Адам и Ева до грехопадения были во всем согласны между собой и единодушны. Согрешив же, сразу почувствовали отчуждение. Оправдываясь пред Богом, Адам сваливал вину на Еву. Грех разделил их и продолжал делить и делить род человеческий. Освобождаясь от греха, мы приближаемся к Богу и, наполняясь от Него благости, ощущаем свое единство с остальными людьми. То единство далеко несовершенное и неполное, т.к. в каждом остается какая-то доля греха. Чем ближе мы к Богу, тем ближе друг к другу, подобно, как лучи тем ближе друг к другу, чем они ближе к солнцу. В грядущем Царствии Божием будет единство, взаимная любовь и согласие. Святая Троица же всегда неизменная, всесовершенная, единосущная и нераздельная.

Единая и Нераздельная Троица всегда остается Троицей. Отец всегда остается Отцом, Сын Сыном, Дух Святый Святым Духом. Кроме личных Свойств все у Них обще и едино. Посему, Святая Троица есть Один Бог.

«Свят, Свят, Свят» взываем к Богу. Трикратное повторение «Свят» указывает на Троицу, что Бог Святая Троица. Но нельзя сказать «Святы», т.к. не три, а Один Бог.

***

Слово в день Пятидесятницы

Проповедь священномученика Фаддея (Успенского).


«И будет в последние дни, говорит Господь, излию от Духа Моего на всякую плоть» (Иоил. 2, 28; Деян. 2, 17).

В прошлый раз мы, братие, говорили, что вступить в жизнь вечную может только тот, кто познает Бога и посланного Им для спасения мира Господа Иисуса Христа, и что познать Бога может только тот, кто будет любить Его и чрез молитву часто вспоминать о Нем и пребывать в общении с Ним. Теперь же мы должны сказать еще то, что если человек сам только, одними своими силами будет стараться угодить Богу, то он никогда не научится любить Бога от всего сердца.

Для этого нужно, чтобы в сердце вселился Дух Святой и очистил его от всякой скверны. Пока не приидет Дух Святой, сердце будет подобно земле иссохшей, долго не орошаемой дождем. Вчера мы слышали в одной из паремий, что однажды в земле Иудейской была сильная засуха и голод, но пророк Иоиль говорил в утешение жителям этой земли, что пошлет Господь снова дождь на землю, если они будут каяться и обратятся к Богу с молитвой, в посте и плаче и рыдании, а в последние дни изольет на всех Духа Своего, чтобы как земля снова стала приносить плод после дождя, так и душа каждого человека сделалась плодоносною от излияния на нее Святого Духа. «Плод же этот Духа Святого, – по словам святого апостола Павла, – есть добродетели христианские: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22–23).

До того времени, как вселился в сердце человека Дух Святой, для него не было никакой радости в том, чтобы любить людей, жить с ними в мире, стараться во всем помогать им, прощать им обиды, терпеть от них всякие неприятности, все это казалось человеку весьма трудным, и он испытывал только скорбь, а не радость, когда приходилось ему поступать по христианской любви к людям. Когда же прикоснется к сердцу благодать Святого Духа, оно как будто совсем изменяется, как бы дается человеку «сердце новое, и дух новый» (Иез. 36, 26) человек тогда бывает исполнен какой-то особенной радости, он чувствует сильное желание поступить во всем так, как заповедовал Господь Иисус Христос в Евангелии, не смотрит ни на какие обиды и готов сделать всякое добро людям, какое только может. Вот когда человек бывает таким, тогда и исполняются над ним слова пророка Иоиля: «Излию от Духа Моего на всякую плоть» в последние дни (Иоил. 2, 28), – эти слова начали исполняться со дня сошествия Святого Духа на апостолов в день Пятидесятницы и продолжают исполняться доселе на всех нас. Ибо как некогда, во дни столпотворения вавилонского, люди вследствие нечестия и ненависти друг ко другу разделились между собой и Господь смешал языки их, так и ныне, когда сошел Дух Святой в виде огненных языков, Он «в соединение вся призва», так что люди, говорившие на разных языках, стали понимать апостолов, а у верующих в Господа Иисуса Христа «было одно сердце и одна душа» (Деян. 4, 32).

Но, братие, чтобы Дух Святой, излившийся на нас, не оставил нас вскоре, будем стараться сделать душу свою достойным обиталищем для Него. Мы, по словам одной церковной песни, вчера нами слышанной, «плавающие в молве житейских попечений, с кораблем потопляемые грехами и к душепагубному зверю, то есть диаволу, низвергаемые», будем чаще из этой смертоносной глубины своих грехов и всяких суетных забот житейских обращать взор свой ко Христу, Спасителю нашему, и Он, как Иону из чрева китова, будет всегда изводить нас из этой глубины. Постоянная молитва ко Христу, Спасителю нашему, и к подателю жизни Духу Святому научит нас путям Господним, и мы, очищаемые «огнедохновенного Духа росою», будем всегда ходить во свете закона Господня.

Аминь.

***

Тропарь на День Святой Троицы, глас 8

Благословен еси, Христе Боже наш,/ Иже премудры ловцы явлей,/ низпослав им Духа Святаго,// и теми уловлей вселенную, Человеколюбче, слава Тебе.

Кондак на День Святой Троицы, глас 8

Егда снизшел языки слия,/ разделяше языки Вышний,/ егда же огненныя языки разделяше,/ в соединение вся призва,// и согласно славим Всесвятаго Духа.

Величание на День Святой Троицы

Величаем Тя,/ Живодавче Христе,/ и чтим Всесвятаго Духа Твоего,/ Егоже от Отца послал еси// Божественным учеником Твоим.

Молитва Пресвятой Троице, творение Марка монаха

Всемогущая и Животворящая Святая Троица и Начало света, всё творение, то, что в мире сем и превыше мира, по единой благости изведшая из небытия и промышляющая о нем, и сохраняющая, и, кроме прочих Твоих неизреченных благодеяний к роду земному, покаяние до смерти ради немощи плоти нам даровавшая! Не оставь нас, несчастных, умереть в наших злых делах, и да не будем посмешищем начальнику зла, и завистнику, и губителю; ибо видишь Ты, Милосердный, и то, как сильны козни и вражда его против нас, и какова наша страстность, и слабость, и небрежение. Но неоскудевающие Твои благодеяния соверши над нами, молим мы, на всякий день и час прогневляющие Тебя нарушением Твоих священных и животворящих заповедей. Итак, все согрешения наши, во всей нашей прошлой жизни и до нынешнего часа в делах, или словах, или помышлениях отпусти и прости. Удостой же нас оставшуюся жизнь окончить в покаянии, и сокрушении, и соблюдении святых Твоих повелений. Если же мы, прельстившись наслаждениями, многообразно согрешили, или провели время, соблазнившись мерзкими пожеланиями, бесполезными и вредными; если, движимые гневом и яростью неразумной, какого-либо брата нашего оскорбили, или из-за языка нашего опутаны были сетями неизбежными, неправыми и крепкими; если каким-либо из чувств наших, или всеми ими, вольно или невольно, в ведении или в неведении, в увлечении или преднамеренно преткнулись безумно; если же злыми и суетными помыслами совесть осквернили; или если каким-либо другим образом согрешили, понуждаемые склонностью и привычкой к злу, прости нам и отпусти всё, Всещедрый, Преблагой и Многомилостивый, и даруй нам на будущее бодрость и силу, чтобы творить волю Твою, добрую, и благоугодную, и совершенную, чтобы от ночного и мрачного зла изменившись световидным покаянием и, как днём поступая благообразно, мы, недостойные, очищенными явились Твоему человеколюбию, воспевая Тебя и величая вовеки. Аминь.


Коля и антихрист

  • 26.05.18, 11:01


Про антихриста я читал много, и у разных авторов. Но самое убедительное свидетельство о нем довелось мне услышать в маленькой закопченной котельной провинциального Дома Культуры, где трудился кочегаром мой приятель Лешка. Было это еще в середине девяностых. Газифицировать наш маленький городок тогда лишь начинали, поэтому котельная работала на угле. Его нужно было сначала нагребать в тележку из огромной заснеженной кучи на улице, потом – завезти в кочегарку, и лопатой швырять в жерло раскаленной топки.

На сцене Дома Культуры девочки в белых платьицах танцевали вальс снежинок, а совсем рядом – буквально через стену – мой друг обеспечивал их теплом по технологиям, которые использовались еще на броненосце «Потемкине».

Вот в этой-то кочегарке и случилось мне наблюдать самую яркую иллюстрацию ко всему, что я когда-либо читал об антихристе. Работа у кочегаров была посменная – сутки через трое. И я иногда заходил к Лешке в котельную – попить чайку, покалякать о разной всячине. Он тоже человек верующий, более того – крестился я во многом благодаря его влиянию. И вот однажды стали мы под чаёк обсуждать только что прочитанную книгу Сергея Нилуса, где рассказывается об антихристе, о времени его пришествия, приметах этого времени и обо всем прочем, с ним связанным. Кроме нас в кочегарке тогда был еще один человек – Лешкин сменщик Коля Шигай. Матерый уголовник с пятью судимостями, Коля еще смолоду оставил свое здоровье на лагерных делянках. И теперь доживал потихоньку свой недолгий век, перебиваясь сезонными подработками. Жил он в родительском доме совсем один, мать умерла во время очередной Колиной отсидки.

Вечерами ему было скучно, и он иногда приходил в котельную не в свою смену – просто, чтобы побыть рядом с людьми. В тот вечер он сидел на корточках у топки и смотрел через окошечко как гудит огонь в котле. Время от времени Коля открывал дверцу, и отбивал толстой кривой кочергой раскаленный шлак от колосников. По впитавшейся в кровь лагерной традиции он никогда не встревал в чужой разговор. Но было видно, что тема антихриста Колю заинтересовала, и он внимательно нас слушает. Мне стало любопытно, как человек со столь специфическим жизненным опытом относится к услышанному. И я спросил его:

— Коля, ну а ты что про все это думаешь?

Коля не спеша открыл топку, поковырялся кочергой в угле. Потом спросил не оборачиваясь:

— Значит, когда придет этот самый… антихрист… ты говоришь, что в магазинах все будет бесплатно?

— Да, — говорю, — пишут, что будет именно так.

— И что можно будет приходить, и брать все, что нужно – ну там, жратву, одежду, телевизор..

— Ну… наверное, это будет как-то иначе выглядеть, но по сути – да. Все материальные потребности людей он удовлетворит полностью.

Коля еще пошерудил в топке, потом достал оттуда раскаленную докрасна кочергу, повернулся, и сказал внятно и спокойно:

— Если все будет, как ты говоришь, тогда – вот этой железкой я своими руками себе эти три шестерки на лбу выжгу.

— Коль, ну а душу-то ведь зато погубишь навсегда. Неужели не жалко?

Коля посмотрел на нас с сострадательной усмешкой, как на душевнобольных, ничего не ответил, и снова отвернулся к топке. Отблески пламени танцевали на его сухом морщинистом лице. Я смотрел на него, и с ужасом понимал, что незатейливая логика этого пожилого, сильно битого жизнью человека и есть – та самая основа, на которой установится недолгое царство антихриста – материальные блага, в обмен на вечную жизнь души.

Александр Ткаченко

Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
156
предыдущая
следующая