Субкультура, растворившаяся в толпе
Текст: Владимир Богомяков
Некоторое время назад я прочел статью Марка Эймса и Яши Левина из газеты The Exile, в которой авторы оплакивали вымирание субкультуры гопников. Гопники, по их мнению, были последними мужскими особями на планете. В статье сообщалось и о том, что Шнур из группы «Ленинград» хочет даже открывать в Санкт-Петербурге Музей гопника. Пока, насколько мне известно, существует лишь виртуальный Музей гопника, но — лиха беда начало!
По моему же мнению,
к гопнику применима категория «настоящий мужчина» ровно настолько, насколько к проститутке подходит определение «настоящая женщина». Думается, что гопников рано оплакивать и об этом свидетельствуют многочисленные проявления современного гопничества. Скажу лишь об одном из них — гопничестве на дорогах. В 8 утра моя знакомая поехала на своей машине на работу. Не успела она выехать из своего переулка, как мимо нее на большой скорости пронеслась старая, с правым рулем иномарка трудноопределимого цвета (поскольку грязью она была забрызгана по самую крышу). Обогнав знакомую, машина резко затормозила. Дело происходило накануне 8 Марта, когда дождливая погода сменилась резким похолоданием и дорога превратилась в каток. Столкновения удалось избежать чудом. Фокус был повторен раза четыре. Знакомую нагнал на своей машине сосед, который начал обгонять ее и неадекватную консервную банку. Знакомая решила проскочить вслед за соседом, но, пропустив вперед соседа, безумец резко поставил машину поперек дороги. Знакомая не понимает, каким чудом она не слетела в кювет. Сосед, заподозрив неладное, притормозил, и дикая иномарка, увидев, что появился свидетель, сразу же уехала.
Почему человек, сидевший в иномарке, так себя вел? Возможно, он только что поругался с женой или подругой, возможно, решил подставить под удар свою машину и потом получить деньги на новую, возможно, его просто бесит вид женщины, сидящей за рулем. Гопники ведут себя именно так: они проявляют свое гопничество, когда перед ними кто-то слабее их — женщина, старик; или когда нужно ввосьмером сломать ребра подгулявшему прохожему. Причем в роли гопников далеко не всегда выступают подростки в кепках и спортивных штанах, а например, солидные пятидесятилетние мужчины.
Понятие «гопник» многозначно. В XIX веке, как пишет «Википедия», этим словом называли бродяг и оборванцев. Слово образовалось якобы от названия учреждения — Городское общество призрения. В 1920-е годы в Петрограде тоже существовало ГОП — Городское общежитие пролетариата, куда свозили беспризорников, промышлявших кражами. Есть версия, что ГОП — аббревиатура выражения «городская организованная преступность». Можно согласиться с автором еще одной статьи о гопниках Сашей Шерманом, когда он пишет, что гопничество — это то, что видит интеллигентский взгляд в пролетарской культуре. Совершенными гопниками были большевики. Когда Петр Красиков, выступая в 1917 году, призывает дать кадетам в зубы, эсерам — в ухо, а меньшевикам — в рыло, он находит полное понимание аудитории, так же, как и Григорий Зиновьев в 1923 году, призывавший набить Троцкому морду.
В статье Эймса и Левина речь идет не об этих старинных пониманиях гопничества, а о субкультуре, расцвет которой пришелся на 90-е годы, когда, например, в Тюмени нефоры дрались с гопниками и по всему городу расхаживали люди в спортивных штанах и специфических кепках. Теперь же гопники словно растворились в толпе и все мы приобрели некоторый гопнический оттенок. Так в свое время таинственным образом растворились скифы среди окружающих народов и окружающие народы стали немножко скифами. Вот возьмешь первого попавшегося человека, посмотришь с одного бока — интеллигент, взглянешь с другого — очень уж похож на гопника. Был у меня знакомый, который в начале 90-х годов выглядел гопник гопником. Я встретил его через 10 лет, он был одет в стиле casual, не лузгал семечки, но что-то в его облике не давало мне покоя. Глаза остались гопническими.
Одним из признаков гопника Шерман считает «магическую способность к прямому действию», якобы совершенно невообразимую для классического интеллигента, погруженного в размышления, созерцания и тихие мечтания. Гопник всегда наготове, как шакал. Сейчас каждый второй работает в какой-нибудь охране, даже многие студенты, закончив учебу, устраиваются охранниками. На работе охраняют, а придя домой, смотрят сериалы про ментов. Позиция гопника — позиция абсолютно серьезного миросозерцания, не предполагающая ни малейшей самоиронии. Вот так все и происходит сейчас — абсолютно серьезно, без тени улыбки на мужественном лице. Мы следим за базаром. Везде, куда ни пойди, ласкает наш слух всепроникающий русский шансон. Слово «накосячил» произносят сейчас университетские профессора, телеведущие и добродетельные матери семейств. Гопническая нетолерантность пронизывает повседневность, считается хорошим тоном, признаком, отличающим взрослого, уверенного в себе человека.
В советское время ходили мы по улицам тусклые и серые. В 90-е годы царил на улицах турецкий базар. Сейчас мы ходим по улицам неплохо и по-разному одетые, но каждый из нас по-своему гопник. На празднике Крещения в одном из храмов я встретил людей с суровыми лицами. Они перли с бутылками и банками за освященной водой, не давая разным поганцам влезть без очереди.
http://www.bg.ru/article/7432/