Состоится ли деолигархизация Украины?

Демарш Коломойского как реквием по Евромайдану
Михаил Минаков
23.03.2015 08:56
Главными выгодополучателями победы Евромайдана стали олигархи. У гражданского общества остается все меньше шансов поменять бенефициаров
Важность Евромайдана для украинского общества состоит в его намерениях - восстановить республику (политический режим, отвечающий хотя бы отчасти на базовые интересы и права граждан), установить верховенство права в политике и экономике, а также обеспечить контролируемость элит путем присоединения к крупному демократизирующему механизму ЕС. И хотя майдан поддерживала лишь часть общества, он говорил в интересах всех граждан.

К сожалению, результаты наших действий часто отличаются от наших мотиваций. Властные элиты, сменившие в центрах власти кланы Партии регионов, не смогли реализовать консолидирующий импульс Евромайдана. У фиаско есть несколько причин, но одна из них - важнейшая: жизненное пространство недостроенной автократии заполнили олигархи.

Креативный олигархат

Важно помнить, что олигарх - это не просто богатый человек. В момент, когда пишутся эти строки, Ринат Ахметов уже не является олигархом, оставаясь при этом одним из богатейших людей нашей страны. Постсоветский олигарх - это человек, чей приватный интерес (накопление, получение ренты, монополия в определенном секторе) реализуется при помощи публичных инструментов.

Эффективность олигархов состоит в их огромной креативности.Способность выживать и расширять свой жизненный ареал не может не восхищать. Способность растлить любую здоровую публичную инициативу не может не пугать.  

Таким публичным инструментом является сложный механизм политического и административного прикрытия: частный интерес олигарха и его собственности обеспечивают депутатские группы, политические партии, вельможи в исполнительной и судебной власти. Без эксплуатации публичных институтов, олигарх - это просто богатый человек, неспособный защитить свою собственность в условиях постсоветских политических режимов.

Защищая интересы всех граждан Украины, Евромайдан защищал и олигархов. Последние страдали от автократии, как и все остальные. К ноябрю 2013-го даже олигархические группы, составлявшие костяк Партии регионов, были отстранены от большинства бюджетных потоков и влиятельных госпостов. Но после победы майдана олигархи смогли получить больше прав и возможностей, чем любые другие группы населения. Это связано и с большей эффективностью олигархических групп в сравнении с любыми другими формальными и неформальными  объединениями.  Не последнюю роль сыграло противоречие послемайданных программ победителей.

Эффективность олигархов состоит в их огромной креативности. Эта способность выживать и расширять свой жизненный ареал не может не восхищать. Их способность растлить любую здоровую публичную инициативу не может не пугать.

Самым показательным примером восхитительной угрозы является группа Приват, возглавляемая Игорем Коломойским. Потеряв огромное состояние в Крыму и на Донбассе, конгениальный, для своего времени, Коломойский сумел удержать и увеличить свои активы, а также создать имидж спасителя нации, личную армию и собственное княжество из нескольких областей. Творческий потенциал Днепропетровского губернатора огромен. Как и опасность для все еще не родившейся третьей украинской республики.

 Между будущим и войной

Группы, подобные приватовской, получили возможности для роста и развития благодаря противоречию между "программой Майдана" и "программой войны".

Программа Майдана - это программа общегражданской революции, направленной на восстановление республики с ее тремя ветвями властей и разграничением полномочий между центром и местными общинами. Это политический плюрализм. Это свободная экономика с возможностями и для инициативных предпринимателей, и для пассивных обывателей. Это справедливый доступный суд. Это доступные качественные медицина, образование и социальная безопасность. Это контроль за элитами.

Программа войны - победа над сепаратистами и интервентами, восстановление национального суверенитета и территориальной целостности. Это концентрация ресурсов (а значит и экономики, и налогов, и человеческих ресурсов) на войну. Это единоначалие и отсутствие контроля за властями. Это ограничения на свободу информации на период войны. Это ограничение гражданских прав.

Противоречие этих программ определяет возможности развития нашей страны. И в зазоры между программами как раз и вернулись к жизни принципы олигархического правления.

Сегодня Украина - почти олигархическая республика. Однако эта система все еще неполноценна. И в парламенте, и в исполнительной власти, и в армии есть немало людей, групп и сил, которым не по пути с олигархами.

Недавний закон об акционерных обществах показывает, что противоречащие программы могут и усилить друг друга. Необходимость в налогах для защиты страны может заставить парламент принять закон, увеличивающий экономическую прозрачность. Попытка заставить крупнейшее госпредприятие платить налоги и дивиденды - первый важный шаг в деолигархизации Украины.

Этот шаг свидетельствует, что шанс на реформы и создание третьей республики остается. Для этого необходимо сделать ключевые шаги, которые бы подорвали возможности олигархов управлять госпредприятиями, уклонятся от уплаты налогов и использовать парламент и кабмин в своих интересах.

Четкое разграничение приватного и публичного сектора не решит всех наших проблем. Но оно точно создаст условия для развития эффективного и подотчетного правительства и парламента. Конкуренция в экономике вырастет. Давление на малый бизнес снизится. Экономическая зависимость украинцев от патрон-клиентских сетей уменьшится.

Если же шанс будет упущен, новый майдан будет неизбежен. Но теперь, когда украинцы получили военный опыт, будущий политический кризис может быть гораздо более страшным по своим деструктивным последствиям.

 
Автор - Михаил Минаков, политический философ, президент Фонда качественной политики

http://www.liga.net/opinion/227732_demarsh-kolomoyskogo-kak-rekviem-po-evromaydanu-.htm?utm_source=bigmir&utm_medium=blocknovostei&utm_campaign=informer

Цитаты из "Фауста" Гете

Иной закон из рода в род
От деда переходит к внуку,
Он благом был, но в свой черед
Стал из благодеянья мукой.
Вся суть в естественных правах,
А их и втаптывают в прах.


Живут, урокам вопреки,
Своим умом ученики.


Но там, где все горды развратом,
Понятия перемешав,
Там правый будет виноватым,
А виноватый будет прав. (Канцлер)

В того невольно верят все,
Кто больше всех самонадеян. (Мефистофель)


В ком больше силы, тот и прав.
Никто не спросит: "Чье богатство?
Где взято и какой ценой?"
Война, торговля и пиратство --
три вида сущности одной. (Мефистофель)


                                                                           Иоганн Вольфганг Гёте (1749--1832)

Надо будет -- всех посадим, или Драконовские законы по-новому

О драконовских законах нынешней власти -- читайте в "Ракурсе".

Александра Примаченко

Новым законопроектом может быть положено начало процессу, когда список статей, по которым — сразу за решетку, будет дополняться по мере необходимости. А мы даже не будем успевать отслеживать эти законодательные новшества.

Смешное название законопроекта №2330 «О внесении изменений в Уголовный процессуальный кодекс Украины (относительно аспектов применения залога и преступлений, к которым применяется содержание под стражей)» Антона Геращенко свидетельствует об одном из двух: либо нардеп (которого скромный статус советника министра вдохновлял велеречиво и повсеместно комментировать все на свете) настолько проникся милицейским духом, что действительно искренне стремится применять меру пресечения к… преступлениям, а не к гражданам, подозреваемым в их совершении, либо началась новая эра  уголовной политики государства.

Впрочем, о втором может свидетельствовать принятие уже новой властью целого ряда законов из числа «драконовских», за которые та же новая власть сегодня привлекает к ответственности деятелей из бывших. Тем не менее законопроект Геращенко — это, несомненно, особая веха. Потому что вышеназванным оксюмороном его законотворческий радикализм отнюдь не исчерпывается. Предлагается значительно расширить список преступлений, подозрение или обвинение в совершении которых исключает возможность применения к фигурантам любой иной меры пресечения, кроме содержания под стражей. Хотя само по себе подозрение или обвинение в совершении преступления, даже тяжкого, не может и не должно быть основанием для того, чтобы человека брали под стражу автоматически. То есть без учета не только личностных характеристик обвиняемого, но даже доказательств его вины.

  ... в нашей правоприменительной практике такой закон будет означать следующее: человека можно будет закрыть, просто предъявив подозрение, причем неважно, насколько оно подкреплено доказательной базой. Конечно, это очень удобно для правоохранительных органов и власти.

Любопытен подбор статей Уголовного кодекса, указанных в законопроекте. Кроме статей УК, предусматривающих ответственность за действия, посягающие на основы национальной безопасности, что логично, предусмотрены и другие, в которых превалирует политика. Например, статья 260 «Создание не предусмотренных законом военизированных или вооруженных формирований». Если кто-то предположит по наивности, что статья вошла в список Геращенко для того, чтобы приструнить людей в камуфляже, промышляющих вдалеке от фронта разными неблаговидными занятиями, то эти занятия всегда подпадают под статьи, предусматривающие ответственность за заурядные общеуголовные преступления. А вот для многих из тех, кто вернется с фронта и захочет спросить у власти, что же вы тут натворили, пока мы там воевали, —самая подходящая статья: батальоны и создавались, и долгое время действовали вне закона.

 Насчет того, что закон, как указано в пояснительной записке, не потребует дополнительных расходов из госбюджета, можно поспорить —в существующие камеры потенциальные обитатели никак не поместятся.

 В проект вошла диковинная статья о пиратстве (446). Но почему-то нет ни слова о гораздо более актуальном в нынешнее время преступлении —наемничестве. Это вербовка, финансирование, материальное обеспечение, обучение наемников с целью использования в вооруженных конфликтах других государств или насильственных действиях, направленных на свержение государственной власти или нарушение территориальной целостности, а также использование наемников в военных конфликтах или действиях...

Нынешним обитателям Олимпа, как и всем без исключения предыдущим, почему-то кажется, что они тут — всерьез и надолго. А значит, законы можно принимать какие угодно — до нынешних «вершителей судеб» и их ближнего круга рука закона не дотянется. В том, что их время пройдет, власть имущих не убеждают никакие примеры. Ни выставленная на всеобщее обозрение, а затем частично разграбленная с плебейской радостью лубочная, неподражаемая в своем баснословно дорогом убожестве роскошь домов президента и генпрокурора, ни карикатурность соляных пещер молодой поросли из Миндоходов, которые, кстати сказать, имели намного больше, чем нынешние, объективных оснований полагать, что «пришли надолго»…

И одного такого законопроекта, в случае его принятия, достаточно для того, чтобы гарантировать при следующей смене власти эпидемию самоубийств, в которой новый министр внутренних дел, несомненно, также не увидит никакой заслуживающей внимания закономерности.

http://racurs.ua/789-zakonoproekt-geraschenko

Хроническая коррупция в Минздраве

Минздрав: диагноз -- хроническая коррупция

На протяжении последних 15 лет в Минздраве при содействии компетентных кураторов из СБУ, ответственных за противодействие коррупции на вверенном им направлении, действует эффективная схема хищения бюджетных средств, выделяемых на медицину

«Случайное знакомство. Он — вхож в семью моих друзей. Там и познакомились. Однажды он позвонил мне, пришел. И — вывернул свою душу. Трагическая судьба, он — офицер. Его тошнит от происходящего, но уйти не может. Из этого мира уйти непросто.

Принес текст. Сказал: «Я только вам доверяю. Мой друг погиб в Луганске. Он мечтал о другой Украине. А она, Украина, совершенно не такая. В память о мертвом друге я написал это. Боюсь ли? Да, боюсь. Узнают — убьют меня здесь же, в Киеве. Но я иначе не могу. Не могу больше молчать. Публикуйте!»

Вот я и публикую.

Семен Глузман, врач».

На протяжении последних 15 лет в Минздраве при содействии компетентных кураторов из СБУ, ответственных за противодействие коррупции на вверенном им направлении, действует эффективная схема хищения бюджетных средств, выделяемых на медицину в сфере детской и взрослой онкологии, рассеянного склероза, ВИЧ/СПИД, гепатита, гемофилии и др. Преступные схемы претворяются в жизнь во время проведения незаконной регистрации/перерегистрации лекарственных средств, изделий медицинского назначения, при подготовке технических заданий и проведении конкурсных торгов на закупку медикаментов.

С начала года (по состоянию на 14 октября) в лечебные учреждения Украины поставлено медпродукции на сумму 92 млн грн. Это составляет 4,3% от общего плана закупки на 2014 год (государством запланировано закупить за деньги госбюджета лекарственных средств и изделий медназначения на сумму 2 млрд 160,4 млн грн). В то же время, на рынке госзакупок остались все те же компании, связанные с деятелями от медицины — Петром Багрием, Андреем Лирныком, Максимом Береговым (бывший сотрудник СБУ, до 2003 года в Департаменте контрразведывательной защиты экономики государства отвечал за оперативное сопровождение госзакупок по системе Минздрава), Борисом Литовским, Еленой Мироновой, а также игроками помельче.

Учитывая, что до конца года осталось два месяца, существует риск того, что в случае непроведения торгов Кабмин вообще не выделит денежных средств. Тогда торги не состоятся, и самые незащищенные слои населения, в том числе дети с онкозаболеваниями и больные гемофилией, не получат препаратов.

Группы влияния провели закрытое совещание, на котором было принято решение: в этом году прекратить выяснения отношений друг с другом и разделить существующие медицинские программы между собой.

Почему торги не были проведены при министре Олеге Мусие? Со слов самого министра, ответственность лежит на его первом заме Руслане Салютине — главе тендерного комитета Минздрава. Это не совсем соответствует действительности. Потому что известно: с момента прихода на должность Мусий лично проводил переговоры об организации торгов с Багрием. С 2007 по 2009 год он успешно «сотрудничал» с министром Василием Князевичем, в каденцию которого Мусий возглавлял общественный совет при Минздраве. 

Полностью читайте в "Ракурсе".

http://racurs.ua/654-minzdrav-korupziya

Надежда на Свободу

                                          Александр ДОЛЬСКИЙ
Надежда на Свободу

Настали времена беды --
смердит Земля, болеют воды,
червём изъедены сады,
но есть предвестники Свободы.
Приказчики привычно лгут
и губят вечную природу.
Правитель, как и прежний -- плут,
но есть Надежда на Свободу.

Для тела пища извелась,
всё платье на одну погоду,
но пошатнулась злая власть,
и есть Надежда на Свободу.
И отданы мои поля
во власть неумному уроду.
Но это Божия Земля,
и есть Надежда на Свободу.

На доброго царя Руси
проходит мировая мода...
Не подадут -- и не проси,
накормит нас одна Свобода.
Бог создал Землю, Небеса
И Человека, и Природу,
но превзошел все чудеса,
создав Надежду на Свободу.
Но слышу голос с высоты
от просвещённого -- невежде --
"Свобода принесет Кресты,
и Кровь, и Новую Надежду".

1990 г.

О природе землетрясений

"Каждая низменность норовит стать возвышенностью, и это настоящее стихийное бедствие" (Феликс Кривин).

Виновник

"Найти виновника можно всегда. Везде, в любом вопросе, была бы причина поиска. Чаще происходит наоборот. Причина существует, а искать никто не собирается. И это потому, что объект поиска находится рядом" (Рауль Чилачава. Маргиналии. -- Киев, 2005).

Запрещать запрещено

"Забороняти заборонено!" -- так звучало гасло паризької радикальної молоді у травні 1968 року, коли революційна хвиля покотилася по всій Франції. Революції взагалі висувають красиві гасла, які, на жаль, незабаром забувають. В результаті вимальовується така картина: лідерам -- влада, народу -- проблеми!" (Рауль Чілачава. Маргіналії. Нотатки песиміста. -- Київ, 2005).

Неприступная крепость Марксбург

  • 13.12.14, 23:54

Замок Марксбург - единственная неразрушенная высотная крепость на Среднем Рейне. Он был построен на скале (150 м над уровнем Рейна) над городом Браубах, под этим же названием впервые упоминается в 1231 году.

В 1643 г. старые стены дополнили внешними укреплениями и бастионами, чтобы противостоять артиллерийским ударам. Над кузницей и "конной лестницей" (ступени в скале для передвижения всадников) были сооружены батареи.

После Тридцатилетней войны в Европе французская армия в 1689--1692 гг. разрушила все замки на берегах Рейна, уцелел лишь неприступный Марксбург.





Здесь видна "рыбья чешуя", символизирующая защиту и доспехи.

В наши дни Марксбург активно функционирует как туристический объект, основная ценность которого в том, что он оснащен как средневековая военная крепость.

Рыцари замка Марксбург и их доспехи.
























 

Революции

"Революции никогда еще не облегчали бремя тирании, а лишь перекладывали его на другие плечи" (Бернард Шоу).