Хронология канонизации преподобного Серафима Саровского

Случаи споров вокруг канонизации, которые происходят сегодня, становятся понятнее, если мы оглянемся на историю Церкви.

И нередко в таких спорах рождалась истина: например, в синодальный период в Русской Церкви укоренилась неправильная традиция: считалось, что критерием святости подвижника является нетленность (сохранность плоти) его мощей.

Когда мощи преподобного Серафима были обретены в костях, почти весь Синод был против его прославления. Понадобилось богословское расследование, ошибку исправили.

19 июля (2 августа н. ст.) 1903 года. Торжества прославления преподобного Серафима в Сарове

1883 год. Впервые поднят вопрос о канонизации преподобного Серафима Саровского: начальник московских женских гимназий Викторов в письме обер-прокурору Святейшего синода К. П. Победоносцеву предлагал «ознаменовать начало царствования императора (Александра III. – Ред.) открытием мощей благочестивого, всей Россией чтимого угодника». К этому времени рассказы о жизни саровского старца уже появлялись в печати.

Об ответе К. Победоносцева история не сообщает.

1891 год. По инициативе игумена Рафаила (Трухина), настоятеля Саровской обители (1889—1894), в Тамбовской епархии начат сбор сведений о жизни, подвигах и чудесной помощи Серафима Саровского специально для предоставления в Синод.

1894 год. Результаты высланы в Святейший синод.

1895 год. Ответ Синода Тамбовской епархии, в котором повелевалось продолжать сбор сведений о саровском подвижнике, но отказывалось в принятии дела на рассмотрение по причине отсутствия «решимости начать дело прославления».

1896 год. Опубликована «Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря» арх. Серафима (Чичагова, будущего митрополита Ленинградского, священномученика).

Арх. Серафим на личной аудиенции передает летопись императору Николаю II.

Царь вызывает обер-прокурора К. Победоносцева и предлагает ему в ближайшее время представить указ о канонизации Серафима Саровского. Известно скептическое мнение К. Победоносцева, выраженное им лично императору, о необходимости действовать столь поспешно.

1902 год. Выходит указ Синода о подготовке канонизации Серафима Саровского.

11 января 1903 года. В Саров выезжает комиссия под председательством митрополита Московского Владимира (Богоявленского, будущего священномученика) для освидетельствования мощей святого Серафима. Мощи были обретены в виде косточек. В Синоде смятение. Почти все его члены против канонизации. Известна знаменитая фраза, которую приводит в своих воспоминаниях монахиня Серафима (Булгакова): «Зачем ехать куда-то в лес, нашли только кости».

29 января 1903 года. Опубликовано заявление первенствующего члена Святейшего синода митрополита С. -Петербургского Антония (Вадковского) с богословским обоснованием того, почему останки Серафима Саровского, найденные в костях, это святые мощи.

Почему вопрос с мощами становится одной из главных проблем канонизации прп. Серафима? В традиции Православной Церкви мощам святых угодников придавалось особое значение. Частицы мощей зашивались в антиминс, без которого нельзя служить литургию; до появления антиминсов Церковь совершала литургию на гробах с мощами мучеников, служивших престолом. Чудеса исцелений происходили во множестве именно при их гробах и мощах. Обретение мощей прославляемого святого было важнейшим богослужебным актом прославления.

Страницы: 1 2

Преподобный Серафимъ Саровскій

Преподобный Серафимъ Саровскій (1759—1833 г.г.) былъ самымъ яркимъ и самымъ современнымъ представителемъ вновь возрожденной подвижнической школы внутренняго дланія.

Арх. Кипріанъ

Преподобный Серафимъ Саровскій

Какими путями достигло до него это новое вяніе?

Хотя школа умнаго дланія къ тому времени почти всюду была забыта, но живая струя, ведущая начало отъ древняго времени, окончательно не изсякла.

Свднія о духовномъ дланіи передавались въ вид поученій изъ поколнія въ поколніе. Во многихъ монастыряхъ должны были уцлть и древнія рукописи отеческихъ твореній. Примръ кіевскаго старца Досиея и духовныхъ столповъ Саровскихъ о. о. На зарія и Пахомія показываетъ, что такіе опытные подвижники существовали и тогда. По преданію о. Досией даетъ юному Прохору наставленіе о твореніи непрестанной умно-сердечной молитвы. Когда послдовало явленіе Богоматери преп. Серафиму и монахин Евпраксіи, ей было сказано, что она удостоилась этого виднія за молитвы о. о. Серафима, Марка, Назарія и Пахомія, представлявшихъ собою единую духовную семью. Какъ мы уже упоминали въ жизнеописаніи о. Назарія, оба подвижника, — преп. Серафимъ и о. Назарій, одновременно отшельничаютъ въ Саровскомъ лсу. Преп. Серафимъ возвращается въ 1810 г. въ монастырь, т. е. на слдующій годъ посл кончины о. Назарія. Въ лсу они пробыли одновременно 8 лтъ. О. Назарій былъ однимъ изъ тхъ, къ кому обращались за разъясненіемъ темныхъ мстъ при печатаніи Добротолюбія. Митр. Гавріилъ сказалъ: «подвижники лучше васъ (ученыхъ) понимаютъ духовныя истины». Зная касаніе о. Назарія къ длу печатанія Добротолюбія, можно съ увренностью сказать, что не безъ его участія стала извстна эта книга и преп. Серафиму. Привезъ ли онъ ее въ Саровъ въ 1801 г., — прислалъ ли онъ ее ране, — объ этомъ можно только гадать. Утверждать можно лишь одно, — что въ лиц преп. Серафима книга эта встртила добрую, подготовленную почву. Преп. Серафимъ всецло проникается духомъ Добротолюбія и многія его наставленія и совты взяты оттуда. Онъ осуществляетъ на дл весь путь «умнаго дланія» и въ достиженіяхъ своихъ превосходитъ многихъ святыхъ. «Сей отъ роду нашего» — говоритъ о немъ Божія Матерь. Преп. Серафимъ — это живое откровеніе того совершенства, къ которому можетъ придти земнородный. И путь его тотъ же, что и у древнихъ отцовъ и у нашихъ отечественныхъ подвижниковъ, описанныхъ нами въ предшествующей глав, занимавшихся «умнымъ дланіемъ». Вотъ что онъ самъ говоритъ о подвижническомъ пути: — «Путь дятельной жизни () составляютъ: постъ, воздержаніе, бдніе, колнопреклоненіе, молитва и прочіе тлесные подвиги, составляющіе тсный путь и прискорбный, который по слову Божію вводить въ животъ вчный (М. V, 14). Путь умосозерцательной жизни () состоитъ въ возношеніи ума ко Господу, въ сердечномъ вниманіи, умной молитв и созерцаніи чрезъ таковыя упражненія вещей духовныхъ». И дале слдуетъ цннйшій аскетическій совтъ: — «Не должно оставлять дятельную жизнь и тогда, когда бы въ ней человкъ имлъ преуспяніе и пришелъ бы въ умозрительную: ибо она содйствуетъ умозрительной и ее возвышаетъ» {Лтопись С Д. мря. СПБ. 1903. Стр. 146.} ... Такъ толковалъ подвижническую жизнь преп. Серафимъ.

Но самъ онъ былъ духовнымъ наслдникомъ и о.о. Пахомія и Назарія, небывшихъ типичньми представителями саровскаго духа. Ихъ нужно отнести къ тмъ рдкимъ единицамъ, понимавшимъ и практиковавшимъ внутреннее дланіе, которое сохранилось въ глубин монашества съ древнихъ временъ. Величавый же Саровъ воплощалъ въ себ всецло ту суровую школу аскетическаго вншняго дланія, которая господствовала до Паисія Величковскаго: уставной строгой службы и жестокой жизни, но безъ истиннаго пониманія внутренняго дланія.

Серафимъ Саровскій былъ, м. б., самымъ яркимъ и самымъ совершеннымъ представителемъ, какъ мы только что сказали, вновь возрожденнаго внутренняго дланія, настолько яркимъ, что за нимъ какъ бы даже скрываются величайшіе аскетическіе подвиги, предпринятые имъ, какъ напримръ, 1000 дневнонощное стояніе на камн, невроятный постъ и др. подвиги. (Вс виды подвиговъ древнихъ отцовъ пустынниковъ). Наиболе типичное и характерное столкновеніе этихъ двухъ теченій, стараго и новаго, мы видимъ въ томъ непониманіи и въ томъ непризнаніи преподобнаго Серафима братіей монастыря и его настоятелями, которыя, несмотря на всю парадоксальность, продолжались не только при жизни Преподобнаго, но и по его смерти.

Въ Дивевской Лтописи {Лтопись С. Д. мря СПБ. 1903. Стр. 187 и 248.} многократно упоминается о недоврчивомъ и непріязненномъ отношеніи къ Преподобному со стороны монастырскаго начальства. Къ нему вторгаются ночью съ обысками. Такіе же обыски постигаютъ и приходящихъ къ нему дивевскихъ сестеръ. Характеренъ случай (уже посл смерти Преподобнаго), когда батюшка Серафимъ является въ видніи исцленной имъ монахин Магдалин, пріхавшей въ Саровъ на богомолье. Въ видніи онъ говоритъ ей: «теперь иди въ Дивевъ». — «Зачмъ же идти мн туда, тамъ нечего длать». Но батюшка нсколько разъ повторилъ приказаніе идти въ Дивевъ и добавилъ: «Все мое тамъ, и я самъ постоянно и боле всего тамъ пребываю». Когда мать Магдалина проснулась, то все это передала Саровскому пещернику, о. Паренію, прося записать все случившееся исцленіе. Онъ ршительно отказался, говоря: «ступайте въ Дивевъ, тамъ запишутъ непремнно, иди, иди въ Дивевъ, это великая благодать, теб и самъ о. Серафимъ на то указалъ. Тамъ запишутъ, потому-что тамъ боле всего почитаютъ его. И Богъ знаетъ, что еще будетъ изъ насъ и изъ Дивева. У насъ вотъ три раза видли горящія свчи на могил его, да и то мы не вримъ, пока на гроб его разв что-либо ясно случится» {Лтопись С. Д. мря СПБ. 1903. Стр. 581.}.

Читатель невольно спроситъ насъ: какъ же это такъ — господствующая школа ставитъ во главу угла вншніе аскетическіе подвиги, уставъ, бытъ, но вдь преп. Серафимъ превосходитъ ихъ всхъ своими подвигами? Да, это все такъ. Но никто изъ представителей господствовавшаго въ то время уклада еще не доросъ до пониманія умозрительнаго подвига. Потому все касающееся преп. Серафима для нихъ остается загадкой и вызываетъ у нихъ одно лишь подозрніе и полное недовріе. Самый взглядъ на подвигъ у стараго и новаго теченія не совпадаетъ. Возрожденная школа не противъ подвиговъ, а только не переоцниваетъ ихъ: это не цль, а средство; сами по себ они — ничто. Неправильно же примняемые и ставимые какъ цль, они могутъ только повредить, явившись причиною духовной прелести. Но, кром того, по лстниц духовнаго восхожденія у подвижника могутъ встртиться величайшія испытанія. Это борьба съ духомъ злобы, обычно людьми не аскетами даже и не подозрваемая. Тогда подвижникъ прибгаетъ къ величайшимъ подвигамъ соразмрно съ силою борьбы.

Страницы: 1 2

Православный календарь 15 января (2 января ст.ст.)

Святки. Пост отменяется

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых

Святитель Сильвестр, папа Римский
Праведная Иулиания Лазаревская, Муромская
Преставление второе обретение мощей  прп. Серафима, Саровского
Преподобного Сильвестра Печерского, в Ближних пещерах (XII).
Святой  Феоген, еп. Парийский
Преподобного Амона Табенниского. (V)
Святителя Космы, архиеп. Константинопольского.
Свт. Герасима, патриарха Александрийского.
Священномученика Феогена, епископа Парийского

Поученіе. Св. Сильвестръ, папа Римскій
Поученіе. Св. Юліанія Лазаревская

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Предпразднство Богоявления. Тропарь, глас 4.
Готовися, Завулоне,/ и красуйся, Неффалиме,/ Иордане реко, стани,/ подыми, взыграя, креститися грядуща Владыку./ Веселися, Адаме с праматерию,/ не крыита себе, якоже в рай прежде,/ ибо, наги видев вы, явися,/ да облечет в первую одежду:/ Христос явися, всю тварь хотя обновити.

Предпразднство Богоявления. Кондак, глас 4.
Во струях днесь Иорданских быв Господь,/ Иоанну вопиет:/ не убойся крестити Мя:/ спасти бо приидох/ Адама первозданнаго.

Святителя Сильвестра, тропарь , глас 4.
Правило веры и образ кротости,/ воздержания учителя/ яви тя стаду твоему/ яже вещей Истина./ Сего ради стяжал есй смирением высокая,/ нищетою богатая,/ отче Сильвестре,/ моли Христа Бога/ спастйся душам нашим.

Святителя Сильвестра, кондак, глас 4.
Во священницех священник явился еси Царя и Бога, Богоносе,/ постником собеседник быв,/ отонудуже срадуешися ныне ликом Ангельским, отче, веселяся в Небесных,/ Сильвестре, славне пастырю,/ спасай любовию совершающий память твою.

Святителя Сильвестра, ин. кондак, глас 4.
Яко звезду тя вселенней, святе,/ яви Иже славы Господь,/ добродетели предложив паче денницы, блаженне./ Свет бо еси нам,/ отче Сильвестре.

Прп. Серафима Саровского. Тропарь, глас 4.
От юности Христа возлюбил еси, преподобне,/ и Тому Единому поработати пламенне вожделел еси,/ в пустыннем житии твоем непрестанною молитвою и трудом подвизался еси,/ умиленным сердцем любовь Христову стяжав,/ Небесным Серафимом в песнословии споборниче,/ в любви притекающим к тебе Христу подражателю,/ темже избранник возлюблен Божия Матере явился еси,/ сего ради вопием ти:/ спасай нас молитвами твоими, радосте наша,/ теплый пред Богом заступниче,/ Серафиме блаженне.

Прп. Серафима Саровского. Кондак, глас 2.
Мира красоту и яже в нем тленная оставив, преподобне,/ в Саровскую обитель вселился еси:/ и тамо ангельски пожив,/ многим путь был еси ко спасению:/ сего ради и Христос тебе отче Серафиме, прослави,/ и даром исцелений и чудес обогати./ Темже вопием ти:/ радуйся, Серафиме, преподобне отче наш.

Прав. Иулиании Лазаревской. Тропарь, глас 4.
Просветившися Божественною благодатию,/ и по смерти светлость жития твоего явила еси:/ источаеши бо миро благовонное всем болящим на исцеление,/ с верою приходящим к мощем твоим,/ праведная мати Иулиание,/ Христа Бога моли/ спастися душам нашим.

Прав. Иулиании Лазаревской. Ин тропарь, глас 3.
На рамо вземши крест свой,/ последовала еси Христу милостынею, постом и молитвою,/ всехвальная Иулиания милостивая,/ и всем, в мире живущим, правило явилася еси жития,/ темже Вышнее Царствие наследовавши,/ непрестанно моли/ спастися душам нашим.

Прав. Иулиании Лазаревской. Кондак, глас 8.
Скоропослушливую помощницу вси, сущий в бедах и болезнех,/ воспоем Иулианию святую,/ та бо в мире богоугодно поживе/ и милостыню к нищим безмерну показа,/ сего ради обрете благодать чудес Божиим ведением.

Pages: 1 2 3

О гностиках и масонах

Протодиакон Андрей Кураев

В прошлом году СМИ буквально обрушивали на свою аудиторию информацию о подробностях хулиганских выходок Pussy Riot и Femen и о последствиях, которые те повлекли за собой.

Протодиакон Андрей Кураев считает, что для Церкви опаснее не эти выходки и даже не их оправдание, переходящее в одобрение, а псевдонаучные антихристианские фильмы и передачи, в которых ложь искусно переплетена с общеизвестными фактами.

В своем блоге отец Андрей возмущался тем, что не видно мобилизации церковных ресурсов для противостояния оккультизму и нью-эйдж. В чем же реальная опасность для Церкви этих идеологий и кто стоит за их пропагандой?

— Вышел очередной антихристианский фильм низкого качества. Зачем вообще кому-то нужно снимать подобное кино?

— Если бы речь шла просто об антихристианской полемике — это можно было бы понять: мы живем в разномыслящем мире. Но с канала на канал переходят фильмы, претендующие на статус «научно-просветительских» — и при этом на деле эти проекты оказываются столь же антихристианскими, сколь и антинаучными.

И если в 90-е эту недоброкачественность можно было счесть просто ляпом и плодом невежества, то сегодня этот устойчивый и набирающий силу тренд уже трудно объяснить просто недостатками чьего-то образования или вкуса.

Она появляется на телеканалах, перенимающих западные ноу-хау и работающих в тесном сотрудничестве с западными партнерами, а поделки такого рода не стесняются изготавливать серьезные медиакомпании вроде BBC или СNN.

— О Pussy Riot и акциях Femen говорили практически все СМИ, эти деяния комментировало множество уважаемых людей. Вы утверждаете, что псевдонаучное антихристианское кино опаснее явного кощунства в храмах. Почему так?

— Хулиганство себя и позиционирует как хулиганство. А тут с телезрителем говорят от имени науки. Современный же человек живет под гипнозом слов «наука доказала». И когда тебе на фоне книжных шкафов показывают профессора — ну как ему не поверить?!

На многих брэнды действуют гипнотически. Поэтому адепты секты Рона Хаббарда для завлечения предлагают пройти бесплатный «Оксфордский тест способностей», на самом деле не имеющий никакого отношения к Оксфордскому университету. Кто-то верит и историческим фантазиям Фоменко и Мулдашева, потому что к своим фамилиям те прибавляют титулы академиков.

Специалист подобен флюсу. Люди плохо умеют проверять информацию из непрофильной для них сферы и покупаются на рекламную обертку.

— Авторы сценария позиционируют себя как гностиков. Так ли это на самом деле? Что такое гностицизм?

— Гностицизм возник на стыке библейско-еврейской и греко-римской культур. Это было время, когда человек перестал удовлетворяться ощущением себя как части целого — этноса, полиса, космоса. На рубеже эр во всей западной культуре начинается поиск смысла для индивидуальной жизни.

На вопрос сказочно богатого царя Креза о том, кто самый счастливый человек на земле, мудрец Солон говорит, что это простой афинянин Телл. Он вырастил сыновей, дожил до внуков, пал в бою… Так мыслит архаика: человек просто часть общего. Но за пару столетий до Рождества Христова этот ответ уже не кажется достаточным.

Внуки — это хорошо, но смысл именно моей жизни не может быть настолько внеположен по отношению ко мне самому. Атеист Эпикур бросается в жерло Этны. Гораций же и самому богатому и многодетному царю готов сказать — «Но едва Неминуемость в крышу дома вобьет гвозди железные, не уйдешь ты от ужаса, и главы из петли смертной не вызволишь».

Гностики меняют знаки всех привычных оценок. Слово космос означает порядок. Это антоним хаоса. Для архаичного грека порядок — это хорошо. Но для гностика космос — это «порядок тюрьмы». Создается сложный миф, согласно которому внутри каждого человека есть ценность, несопоставимая ни с чем в космосе — это твоя душа. Которая, впрочем, не вполне твоя, ибо она — заблудившаяся и утратившая память частичка божества.

А космический порядок — это все то, что понуждает душу забыть о своей надкосмической свободе и идентичности. Вот эта идея сверх-космичности и ценности души — она уже собственно библейская. Не я — частица космической истории («микрокосмос»), а космос — часть моей биографии. Причем с точки зрения гностиков — самая худшая.

Связь вечной души и тленного тела — это мезальянс. Этот позорный союз с точки зрения гностиков не должен быть увековечен. Идея понятна. Но как ее совместить с Библией? Гностики продолжают считать Библии книгой божественного откровения. Они, как и евреи, считают Автора Библии и Автора мироздания одним и тем же Лицом. Но с их точки зрения и то, и другое не красит их Создателя.

В гностическом «Евангелии от Фомы» сказано: «кто нашел мир, тот нашел труп». Материальный мир, по представлениям гностиков — результат деятельности злого и неумного бога. На эту роль они назначают Бога Ветхого Завета, Бога евреев (налицо религиозно мотивированный радикальный антисемитизм). Поэтому они переворачивают библейские сюжеты вверх ногами: то, что Бог благословляет, в их глазах становится проклятием.

Например — брак и деторождение. Раз этот мир — творение зла и невежества, зачем в него вгонять еще одну душу? По нему правильнее пройти, не оставив потомства. Заодно Каин и змей искуситель становятся для них положительными персонажами.

— Разделяют ли эти взгляды современные гностики?

— А я считаю, что их — всерьез — нет. Проповедовать гностицизм и быть гностиком — разные вещи. Вряд ли сегодня есть люди, которые, реконструировав древнюю духовную традицию, готовы исполнять ее требования.

По Зигмунду Фрейду, любая религия, любая культура — это система табу. Так что же табуирует для себя современный гностик? От чего откажется, чем пожертвует ради «духовно-гностического» роста телезритель, убежденный соответствующей телелапшой?

И окажется, что у гностиков нет матрицы позитивного поведения. Только критика христианства. Как в романе Дэна Брауна главная тайна «чаши Грааля» оказалась в компромате на церковь и Христа, так и здесь есть лишь люди ненавидящие христианство и оправдывающие свою ненависть присвоенным себе именем гностиков. Это такие философствующие ролевики.

В этом отношении эти взрослые философы мало чем отличаются от подростков-сатанистов: как подростки, спилив крест, не ставят там статую Перуна, а просто оставляют поруганное место, так же и «как бы гностики» просто расширяют пустыню негативизма.

Древний гностицизм был природным врагом христианства, с этой ересью начали борьбу еще апостолы. А современные имитации гностицизма вряд ли могут отторгнуть верующего человека от христианства. Но вот если у кого-то есть внутренний конфликт с церковным учением — скажем, человек привык вести свободную сексуальную жизнь, но знает, что христианство осуждает такую модель поведения, то фильм поможет ему оправдать себя. Неудобно же самому себе сказать: я отторгаю Христа и Евангелие по причине моей влюбленности в мой блуд. Нужен повод поблагороднее.

— В фильме звучат прекрасные слова о равенстве всех людей…

— А это жульничество. Герои фильма почему-то приписывает древним гностикам ряд ценностных постулатов и догм современного либерального общества — вроде равенства людей. У гностиков никогда не было равенства людей. Они делились на плотяных (иликов), душевных (психиков), и духовных (пневматиков), Более «низкие» должны были находиться в послушании у более «высоких».

Переход из одной «расы» в другую был невозможен — черно-белый телевизор не может стать цветным. Но — сразу лесть и подкуп — если ты понял, о чем речь, и полюбил нашу доктрину, значит, ты уже не илик. «Пойми, ты не такой скотина как другие» — вот то знание, которым гордятся гностики. Откровенное презрение к людям можно увидеть и у таких современных гностиков, как Александр Дугин или Гейдар Джемаль.

— Этот фильм — единичный проект, или ждать ещё?

— Я убежден, что у такого рода действий есть серьезная координация. Такие проекты не обходятся без информационной, политической и финансовой подпитки. Это очень долгий сериал, ибо многовековую идеологическую войну против Церкви ведет часть западных элит — та, которая описана в романе Дэна Брауна «Код да Винчи» под именем «Приорат Сиона». Я рад, что роман Брауна снял табу с темы масонов. А то раньше тема масонов закрывалась простыми декларациями — «Во-первых, никаких масонов нет, а, во-вторых, они хорошие!».

— Вы верите в масонов и теорию заговоров? Принято считать, что такие убеждения идут в одном наборе с борьбой с паспортами и кодами и призывами восстановить в России монархию любой ценой, а их носители славятся неадекватным поведением.

— Знаю, любое нелестное упоминание о масонах блокируется возмущенным криком — «Как, Вы верите в теорию заговоров?!!!»

А почему я должен верить, будто все договоренности людей являются открытыми? И в бизнесе, и в политике, и в обычной жизни есть масса непрозрачных договоренностей (естественно, это никак не означает, будто все их участники являются масонами).

Год назад нынешний наш президент сказал о том, что с нашим уже прошлым президентом он договорился об их общем политическом будущем еще тогда, когда он сам был позапрошлым президентом… А мы узнали об этом лишь спустя четыре года.

Возможно, для спокойного обсуждения темы закрытых договоренностей и обязательств в мировой политике лучше по крайней мере для начала анализа изъять из лексикона термин «масоны» и просто говорить о наличии закрытых элитных политических клубов со своими финансовыми и политическими интересами, принимающих серьезные решения и не избирающихся демократическим путем.

Демократии в самих масонских организациях не больше, чем при выборах Римского Папы. Разве в Приорате Сиона у Дэна Брауна «великий магистр» избирался демократическим путем? Память о закрытых клубах, поддерживающих мифы о том, что «все решает народ путем голосований», помогает понять, что «миф о западной демократии» — это действительно миф.

Страницы: 1 2

Поученіе. Канунъ праздника въ честь св. Василія Великаго

Прот. Григорій Дьяченко († 1903 г.)

Уроки изъ его жизни: а) скромность въ одежд, б) единомысліе съ св. церковію и в) приготовленіе къ исходу изъ здшней жизни.

Μέγας Βασίλειος

I. Вся христіанская церковь издревле усвоила св. Василію, архіепископу Кесаріи каппадокійскія, прославляемому въ ныншнихъ церковныхъ пснопніяхъ и чтеніяхъ, названіе Великаго. Чмъ онъ пріобрлъ такое названіе? Въ чемъ состоитъ величіе св. Василія? Это намъ покажетъ жизнь его.

Св. Василій родился въ Кесаріи каппадокійской въ 329 году, въ конц благочестиваго царствованія св. Константина равноапостольнаго. Родители его назывались: Василій, отличавшійся сколько своими добродтелями, столько образованностію, и Эмилія, которую св. Григорій Богословъ называетъ «питательницею бдныхъ». Первоначальное понятіе о наукахъ св. Василій получилъ отъ отца, а первыя наставленія въ вр и доброй нравственности — отъ своей благочестивой матери. Еще въ юныхъ лтахъ св. Василій отличался необыкновенными успхами въ наукахъ и степеннымъ нравомъ; онъ былъ краснорчивъ, не учась еще правиламъ витійства, былъ мудрецомъ или философомъ, когда еще не слушалъ уроковъ философіи. Однакожъ юный мудрецъ не обольщался своими успхами, но желалъ достигнуть большаго совершенства. Съ этою цлью онъ отправился сначала въ Константинополь, а потомъ въ Аины, гд жили тогда знаменитые риторы и философы. Здсь нашелъ онъ второго себя, — самаго искренняго, врнаго, неизмннаго и достойнаго друга въ лиц св. Григорія, впослдствіи архіепископа константинопольскаго и богослова вселенскаго. Василій и Григорій были образцомъ истиннаго священнаго дружества. Одинаково одаренные отъ Бога душевными талантами, они оба одинаково стремились къ усовершенію себя въ добродтели, подкрпляя и поощряя другъ друга въ этомъ святомъ стремленіи. Во всю свою жизнь они сохранили самую горячую любовь и самое глубокое уваженіе другъ къ другу. Живя въ Аинахъ, город еще на половину населенномъ язычниками, Василій и Григорій сохранили себя чистыми отъ языческихъ суеврій и пороковъ, удалялись суетныхъ удовольствій и шумныхъ забавъ, которымъ предавались ихъ товарищи по образованію; святые друзья знали въ Аинахъ только дв дороги: одну въ церковь, другую — къ учителямъ. Успхи ихъ въ наукахъ были изумительны. Чрезъ нсколько лтъ св. Василій долженъ былъ оставить Аины и съ глубокою горестію разстаться съ своимъ другомъ Григоріемъ, котораго аиняне умолили остаться въ ихъ город, чтобы преподавать правила краснорчія.

Оставивши Аины, св. Василій отправился на востокъ искать высшей и лучшей мудрости, не умозрительной, но дятельной, не безплодной, но ведущей въ жизнь вчную, — мудрости христіанской. Онъ постилъ многіе монастыри и уединенныя келліи пустынниковъ въ Египт, въ Палестин, Сиріи и Месопотаміи, везд вступалъ въ бесды съ богомудрыми пустынниками и великими подвижниками, изучалъ ихъ образъ жизни, дивился ихъ смиренію, терпнію, неусыпному бодрствованію въ трудахъ и молитв. Святая жизнь иноковъ и пустынниковъ такъ привлекла его сердце, что онъ твердо ршился посвятить себя жизни монашеской.

По возвращеніи на свою родину въ Кесарію, св. Василій,по неотступнымъ просьбамъ своихъ соотечественниковъ, принялъ санъ священства. Но стремленіе къ уединенію, желаніе избжать суетной славы и слдующей за нею зависти человческой побудили его оставить Кесарію и удалиться въ одно пустынное мсто въ области Понт, гд родители его имли собственный участокъ земли. Мсто это находилось при подошв горы, осненной деревьями, на берегу рки, текущей въ Черное море. Здсь онъ построилъ себ жилище и основалъ монастырь. По приглашенію св. Василія, прибылъ къ нему и другъ его св. Григорій. Оба друга проводили жизнь тихую, блаженную, святую, почти ангельскую. Молитва, духовная бесда, чтеніе священныхъ книгъ, пніе псалмовъ, — вотъ что было главнымъ ихъ занятіемъ. Не забыты были и тлесныя упражненія. Святые друзья рубили дерева, носили каменья, сажали цвты и деревья.

Но обстоятельства, въ которыхъ находилась тогда церковъ Христова, требовали, чтобы этотъ свтильникъ поставленъ былъ на боле возвышенныхъ свчникахъ. Многочисленные еретики, особенно аріане, возмущали общество врующихъ своими ложными ученіями. Евсевій, епископъ кесарійскій, посланіемъ своимъ просилъ св. Василія прибыть въ Кесарію, чтобы раздлить съ нимъ бремя управленія церковію и защитить православіе. Предпочитая общую пользу своему спокойствію, св. Василій оставилъ свое любимое уединеніе и прибылъ въ Кесарію. Въ то же время и св. Григорій былъ вызванъ престарлымъ отцемъ своимъ въ Назіанзъ.

Еще не бывши епископомъ, св. Василій принялъ самое дятельное участіе въ управленіи церковію, былъ другомъ и опорою Евсевія, поражалъ ереси сильнымъ, вдохновеннымъ словомъ своимъ и утверждалъ православное ученіе святой каолической церкви. Посл кончины Евсевія, св. Василій былъ единодушно избранъ на его мсто и посвященъ въ санъ архіепископа руковозложеніемъ сосднихъ епископовъ, въ числ которыхъ былъ и престарлый Григорій, родитель св. Григорія Богослова.

Въ высокомъ сан архіепископа св. Василій не измнилъ прежняго образа жизни — простого, строгаго, даже суроваго: онъ приложилъ труды къ трудамъ и заботы къ заботамъ. Онъ такъ заботился о спасеніи ввренныхъ ему душъ, что почти каждый день, а иногда и два раза въ день, произносилъ поученія; милосердіе его къ бднымъ не знало границъ: онъ выстроилъ столь обширныя страннопріимницы и больницы, что он походили на цлый городъ.

Въ это время православные христіане много терпли угнетеній отъ восточнаго императора Валента, зараженнаго ересью аріанскою. Зная, какъ велико уваженіе православныхъ къ св. Василію, Валентъ особенно старался склонить его къ своему заблужденію, но напрасно. Наконецъ Валентъ послалъ къ нему вельможу своего Модеста съ тмъ, чтобы онъ общаніями и угрозами вынудилъ св. Василія присоединиться къ аріанамъ. Неуспвъ склонить святого ласками, Модестъ началъ угрожать ему лишеніемъ имущества, ссылкою, мученіями, смертію. Но св. Василій твердо и спокойно отвчалъ ему: «угрожай мн чмъ-нибудь другимъ, а не этимъ; ты хочешь лишить меня имущества? Но у меня нтъ ничего, кром этой ветхой одежды и нсколькихъ книгъ, которыя, конечно, не возбудятъ твоей жадности. Ты угрожаешь ссылкою? Но у меня нтъ своего мста, а всякое, куда пошлютъ меня, будетъ мое, потому что вся земля Божія. Мукъ и смерти не боюсь, потому что он только скоре приведутъ къ Богу, для Котораго живу и тружусь, для Котораго большею частію я уже умеръ, и къ Которому я давно поспшаю». Модестъ изумился твердости архипастыря и написалъ Валенту: «мы побждены настоятелемъ церкви, — онъ выше угрозъ». Валентъ повеллъ не тревожить боле угодника Божія, и потомъ самъ прибылъ въ Кесарію, чтобы увидть его. Онъ увидлъ св. Василія въ храм, благоговйно и торжественно совершающимъ Божественную литургію; видъ этотъ привелъ Валента въ изумленіе и трепетъ. Но вскор приближенные къ царю аріане склонили его подписать приговоръ о заточеніи св. Василія въ ссылку. Три раза трость или перо ломалось въ рукахъ Валента, приговоръ былъ уничтоженъ, но потомъ снова утвержденъ и подписанъ. Въ это время тяжко заболлъ сынъ царскій. Валентъ видитъ въ этомъ гнвъ Божій, призываетъ святителя и проситъ, чтобы онъ молитвами своими исцлилъ отрока. Святитель соглашается, но съ условіемъ, чтобы Валентъ принялъ православіе. Валентъ общался исполнить волю святителя, — и отрокъ выздоровлъ. Но впослдствіи Валентъ измнилъ своему слову и отрокъ умеръ на рукахъ аріанъ, готовившихся крестить его, а самъ Валентъ скоро погибъ ужасною смертію: онъ сожженъ въ хижин, въ которую скрылся, разбитый въ сраженіи непріятелями.

Трудно изобразить вс добродтели, ученіе, подвиги и чудеса св. Василія. Св. Григорій говоритъ о немъ: «въ Василіи красотою была добродтель, величіемъ — Богословіе, шествіемъ — непрестанное стремленіе и восхожденіе къ Богу, силою — сяніе и раздаяніе слова. Жизнь его была его молніею, а ученіе — громомъ».

Немного жилъ на земл великій святитель, но много потрудился, много совершилъ для церкви Божіей. Многочисленныя творенія его всегда пребудутъ драгоцнною сокровищницею, изъ которой врующіе могутъ извлекать для себя и назиданіе, и утшеніе, и утвержденіе въ вр. Вотъ названіе нкоторыхъ изъ нихъ: «Шестодневъ, или бесды о шести дняхъ творенія», книга о Святомъ Дух, поученія, нравственныя правила, многочисленныя посланія и, наконецъ, «Божественная литургія», которую изложилъ онъ по особому откровенію Божію.

Страницы: 1 2

Православный календарь 14 января (1 января ст.ст.)

Святки. Пост отменяется

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых

Обрезание Господне.
Святитель Василий Великий
Св. Емилии, матери свт. Василия Великого (IV).
Свщмч. Платона, еп. Ревельского (1919).
Свт. Григория, еп. Назианзинского, отца свт. Григория Богослова.
Св. Клара Венского (660) (Галл.).
Свт. Фульгенция, еп. Руснийского (Сев.Афр.).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!


Молитвы:
Обрезание Господне. Тропарь, глас 1.
На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Обрезание Господне. Кондак, глас 3.
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения яко Благ обрезует,/ дает спасение днесь миру,/ радуется же в вышних и Создателев иерарх / и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Тропарь, глас 1.
Во всю землю изыде вещание твое, / яко приемшую слово твое, / имже боголепно научил еси, / естество сущих уяснил еси, / человеческия обычаи украсил еси, / царское священие отче преподобне, / моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Кондак, глас 4.
Явился еси основание непоколебимое Церкве,/ подая всем некрадомое господство человеком,/ запечатлея твоими веленьми,/ небоявленне Василие преподобне.олт
Обрезание Господне. Тропарь, глас 1.
На Престоле огнезрачнем / в Вышних седяй со Отцем Безначальным и Божественным Твоим Духом. благоволил сей родитися на земли, от Отроковицы Неискусомужныя, Твоея Матере, Иисусе, / сего ради и обрезан был еси, яко Человек осмодневный. / Слава всеблагому Твоему совету, / слава смотрению Твоему, / слава снизхождению Твоему, Едине Человеколюбче.

Свт. Василия Великого, архиеп. Кесарии Каппадокийской. Кондак, глас 3.
Всех Господь обрезание терпит/ и человеческая прегрешения яко Благ обрезует,/ дает спасение днесь миру,/ радуется же в вышних и Создателев иерарх / и светоносный, Божественный таинник Христов Василий.

Pages: 1 2 3

Слово при конце года на притчу о талантахъ

Прот. Александръ Горскій († 1875 г.)

 Подобаше убо теб вдати сребро мое торжникомъ:
и пришедъ азъ взялъ быхъ свое съ лихвою
(Мат. 25, 27).

При конц года естественно вспомнить объ отчет въ употребленіи дарованныхъ намъ средствъ и силъ отъ Верховнаго Подателя жизни. Въ обществ человческомъ это общепринятое правило, — возьмемъ ли часть правительственную, хозяйственную, учебную, торговую. Въ природ, насъ окружающей, въ нашей собственной природ, съ круговращеніемъ времени, примчаемъ, какъ, не смотря на непрерывное его теченіе, посл годичнаго оборота выдляется въ состав того или другаго организма новый слой, новый рядъ явленій, по которымъ можно опредлять годы его жизни.

Изъ этого видно, что и несвободная природа, по даннымъ ей законамъ, такъ сказать, повряетъ себя, считаетъ свой приходъ и расходъ силъ, явственною чертою отмчаетъ результатъ прожитаго года. То, что длается безсознательно въ природ, что признало для себя полезнымъ и необходимымъ благоразуміе житейское, — найдетъ ли для себя излишнимъ жизнь духовная, — это высшее проявленіе нашего бытія, котораго ростъ и направленіе имютъ значеніе на цлую вчность? Волею и неволею и здсь отмчаются результаты прошедшаго. Но если мы не будемъ къ тому внимательны въ свое время, то при неправильномъ употребленіи дарованныхъ намъ средствъ, къ концу жизни можетъ оказаться такой недочетъ, такой на насъ долгъ, который не въ состояніи мы будемъ уплатить, хотя бы снова начали жизнь. — Примчательно, что и въ закон, Богомъ данномъ чрезъ Моисея, былъ установленъ при начал новаго года особый день всенароднаго поста и покаянія, который назывался днемъ очищенія. То былъ десятый день новаго года. Предшествующіе девять дней какъ бы давались для осмотра прожитаго года, для поврки своихъ дяній съ закономъ Божіимъ, и потомъ, когда совсть каждаго обличитъ уклоненіе отъ заповдей Господнихъ, въ десятый день приносились торжественно жертвы: первосвященникъ въ облаченіи смиренія входилъ во святое святыхъ храма, кровію жертвенною кропилъ на очистилище, окроплялъ алтарь кадильный, алтарь всесожженія, словомъ обновлялъ и очищалъ все во святилищ, чтобы сынъ израиля, приходящій сюда, снова могъ здсь находить себ примиреніе съ Богомъ и приближаться молитвою къ своему Творцу. Такъ законъ напоминалъ сынамъ израиля ежегодной поврк своей жизни предъ Господомъ.

Въ этомъ намреніи, чтобы помочь нашему самоиспытанію, почитаю не неприличнымъ обратить ваше вниманіе на притчу Евангельскую о талантахъ.

Притча говоритъ о богатомъ человк, который, отправляясь въ далекую страну и на долгое время, роздалъ слугамъ своимъ разныя суммы для приращенія посредствомъ торговыхъ оборотовъ. Одному далъ пять талантовъ, другому два, третьему одинъ. По возвращеніи своемъ онъ потребовалъ у своихъ рабовъ отчета во ввренныхъ имъ капиталахъ. И двумъ первымъ, изъ которыхъ одинъ представилъ другіе пять талантовъ приращенія, а другой также въ своей мр удвоилъ капиталъ, не только изъявилъ одобреніе, но и подарилъ первому вс десять талантовъ, а второму четыре. Видны въ этомъ и справедливость и щедрость господина: справедливость, потому что онъ судитъ и награждаетъ не по случайнымъ успхамъ или неуспхамъ, а по мр данныхъ средствъ и собственнаго усердія каждаго. Если усердіе одинаково, то хотя бы успхи и не равнялись между собою, онъ вознаграждаетъ трудившихся въ равной мр.

Не такова была участь третьяго. Конечно, онъ и не заслуживалъ щедраго воздаянія, потому что не сдлалъ отъ своего таланта никакого пріобртенія, а только сохранилъ его въ цлости и возвратилъ его тою же самою монетою, какъ получилъ: но, по крайной мр, казалось бы, заслуживалъ онъ награды за врность сохраненія. — Вмсто этого, господинъ, во-первыхъ, обличилъ его въ лности и потомъ не только взялъ у него данный ему талантъ обратно, но и самого его осудилъ на заключеніе въ такое мсто, гд плачъ и скрежетъ зубовъ вчно. Господинъ сказалъ ему: если ты не хотлъ самъ трудиться, то по крайней мр отдалъ бы сребро мое мняламъ, и я возвратилъ бы его съ прибылью. — Какъ видно изъ первыхъ двухъ примровъ, господинъ не о своемъ обогащеніи заботился, но желалъ, чтобы его достояніе принесло пользу другимъ. А этотъ рабъ подвергся осужденію за то, что изъ данныхъ ему средствъ не сдлалъ пользы ни себ, ни другимъ.

Кто этотъ господинъ, для всхъ ясно. Не трудно также усмотрть, какой урокъ слдуетъ извлечь изъ отношеній этого господина къ лукавому и лнивому рабу. — Господинъ — есть Царь Небесный, раздаятель всхъ даровъ въ человчеств, естественныхъ и благодатныхъ, и этою притчею Господь научаетъ насъ двумъ обязанностямъ: во-первыхъ, постоянно и ревностно заботиться о приращеніи данныхъ намъ средствъ къ собственному спасенію; и во-вторыхъ, не зарывать своихъ талантовъ, но употреблять ихъ на пользу ближнихъ. Чрезъ это мы, при помощи благодати Божіей, устроимъ и собственное спасеніе, и поможемъ нашему ближнему.

I. Ничто не можетъ извинить нашей лности въ исполненіи нашихъ обязанностей въ отношеніи къ Богу. Если бы всевдущій Судія, зная о нашей косности на пути добродтели, въ то же время видлъ въ насъ одинаковое равнодушіе къ благамъ всякаго иного рода, то, можетъ быть, еще извинилъ бы нашу неподвижность въ духовномъ преспяніи. Но когда онъ видитъ, какъ неудержимо жизнь общественная развивается въ нашихъ городахъ, какъ она стремится къ угожденію всякой страсти въ сердц человка, къ удовлетворенію личныхъ желаній каждаго въ тысяч разнообразныхъ формъ, то не скажетъ ли Онъ: лукавый рабе и лнивый! У тебя достаетъ времени, охоты и силъ для всякаго другаго дла, кром Моего. — Если посмотрть на то, сколько является соискателей на всякое мсто, должность, которыя боле общаютъ прибытка, вліянія, значенія, отличій, какъ они перебиваютъ дорогу другъ у друга, стараются оттснить соперниковъ; то скажемъ ли, что желаніе преимуществъ предъ другими, порывы честолюбія, властолюбія совсмъ заглушены въ насъ? — Если посмотрть на то, какъ заботливо сводитъ свои счеты купецъ, и къ концу года старается опредлить, сколько въ теченіи года пріобрлъ барыша, — и какъ онъ скорбитъ, если замтитъ ущербъ въ своихъ торговыхъ оборотахъ, и придумываетъ всякіе способы поправить свои обстоятельства; то невольно скажетъ, что этотъ человкъ не изъ такихъ, для которыхъ все равно, есть или нтъ ему прибытокъ.

И мы дйствительно хвалимся, что вкъ нашъ — вкъ прогресса, вкъ преобразованій, вкъ улучшеній; хвалимся уничтоженіемъ рабства, облагороженіемъ нравовъ, усовершенствованіемъ судопроизводства… Если дйствительно все у насъ возвышается, если нельзя отрицать прогресса въ мір разумномъ, какъ нелпо было бы спорить противъ непрерывнаго движенія земнаго шара: то спрашивается, не справедливо ли въ высшей степени, чтобы Господь требовалъ отъ насъ также непрерывнаго преспянія на томъ пути, который Онъ единственно указалъ христіанину, — въ умноженіи тхъ благъ, которыя единственно имютъ цну въ очахъ Всесвятаго? Почему, но какому праву эта сторона нашей духовной жизни можетъ, или должна быть оставлена въ пренебреженіи, тогда какъ вс другія процвтаютъ, совершенствуются?

Да мы сами въ другихъ длахъ лность считаемъ порокомъ, грхомъ. Мы сами требуемъ отъ человка, который посвящаетъ себя какому нибудь званію, неотлагательно постояннаго усовершенствованія въ исполненіи своихъ обязанностей. Никто не будетъ хвалить художника или писателя, котораго позднйшія произведенія не возвышаются далеко надъ первыми, дтскими попытками владть кистію или перомъ. Въ дитяти, или ученик всегда желаемъ видть непрерывные успхи, и почитаемъ для себя самымъ прискорбнымъ дломъ, если они, по нераднію, не развиваются, какъ слдуетъ. Мы крайне огорчаемся и негодуемъ, если взявшійся намъ служить не оказываетъ бльшей и бльшей способности въ той мр, какъ онъ знакомится съ своими обязанностями. — Поэтому не въ прав ли и общій насъ всхъ Господь сказать намъ, возвращающимъ талантъ его безъ плода: отъ устъ твоихъ сужду тя, лукавый рабе и лнивый. Отъ всхъ, кто зависитъ отъ тебя, кто служитъ теб, ты требуешь постояннаго, неукоснительнаго стремленія къ усовершенствованію, хотя средства, которыми они могутъ служить теб, не тобою даются; и ты прогоняешь отъ себя слугу грубаго и лниваго: а Я одинъ долженъ все это терпть въ теб, моемъ слуг, все оставлять въ прежнемъ положеніи, не требовать никакого усовершенствованія?

Что же? разв таланты, намъ ввренные, по своей природ таковы, что не могутъ приносить боле плода? — О, нтъ. Они способны возрастать, совершенствоваться, умножаться во сто, въ тысячу разъ, при посредств правильной и усердной дятельности. Мы разумемъ здсь т дары духовные, которые удляются каждому христіанину, — т расположенія и силы къ совершенію добродтелей, которыя сообщаются въ крещеніи, укрпляются другими таинствами, охраняются, раскрываются и возгрваются добрымъ воспитаніемъ, и которые способны тмъ боле возрастать, чмъ боле входимъ въ лта зрлости, если только будемъ внимательны къ своему длу душевному. Святыя таинства, какъ обильные источники благодатнаго орошенія, всегда готовы развивать въ смени новой жизни новые ростки.

Итакъ, ничто не можетъ извинить нашей медленности, нашей лности въ дл нашего собственнаго спасенія.

Страницы: 1 2

Православный календарь 13 января (31 декабря ст.ст.)

Святки. Пост отменяется
Отдание праздника Рождества Христова .

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобная Мелания Римляныня
Св. Петра Могилы, еп. Киевского (1646).
Прп. Феофилакта Охридского.
Сщмч. Михаила пресвитера (1937).
Мученика Петра Троицкого (1938).
Преподобного Зотика Сиротопитателя (Греч.).
Св. исп. Досифея, митр. Загребского (1941).

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Рождеству Христову. Тропарь, глас 4.
Рождество Твое, Христе Боже наш, / возсия мирови свет разума: / в нем бо звездам служащий, / звездою учахуся, / Тебе кланятися Солнцу правды, / и Тебе ведети с высоты Востока: / Господи, слава Тебе.

Рождеству Христову. Кондак, глас 3.
Дева днесь Пресущественнаго раждает,/ и земля вертеп Неприступному приносит,/ Ангели с пастырьми славословят,/ волсви же со звездою путешествуют:/ нас бо ради родися отроча младо, Превечный Бог...

Преподобной Мелании Римляныни. Кондак , глас 3
Девства чистоты возлюбльши и обручника к благим увещавши,/ премножество богатства расточи/ в пребывание иночествующим, Богоблаженная, и обители воздвиже./ Темже в Небесная обители вселися,/ поминай нас, Желание всечестная.

Pages: 1 2 3

Тихий агрессор у ворот?

Почему Украина рано или поздно столкнется с Румынией

Андрей Булгаров

С 1994 по 2010 год я прожил на крайнем юго-западе Украины, а именно в городе Рени, причем с 2005 по 2010 год мне довелось возглавлять госадминистрацию одноименного района.

Поэтому считаю себя вправе судить о трехсторонних отношениях между Украиной, Молдовой и Румынией, более того, об этих отношениях я знаю ничуть не меньше должностных лиц, занимающих кабинеты на Банковой, на Грушевского или на Михайловской площади. Причем, если учесть, кто сейчас эти кабинеты занимает, то я, пожалуй, знаю даже больше. Возможно, некоторые мои высказывания кого-то покоробят.

Но мне как-то все равно. Итак, пристегивайтесь покрепче – поехали.

Проанализируем отношение Румынии к нашему государству за последние два десятилетия. Мы с удивлением узнаем, что война Украине объявлена давно. Лично я хорошо помню учебники румынского языка, которые по недомыслию украинского Минобразования и по недосмотру СБУ попали в школы, где изучали молдавский язык. На обложках этих «замечательных» книжек размещалась иллюстрация карты Румынии с включенной в нее территорией южной Бессарабии, то есть с половиной Одесской области. Особенно «радовала» надпись на заштрихованной области: «Южная Бессарабия – временно оккупирована Украиной». О паспортах, направо и налево раздаваемых правительством Румынии, вообще можно промолчать. Складывается впечатление, что румынам плевать, что по этому поводу думает европейское сообщество и Украина в частности.

Мы всегда «славились» своей бездарной внешней политикой, но если другие государства-соседи на это смотрели снисходительно, мол, что возьмешь с этих придурковатых «хохлов», то румыны не говорили, они брали все, что им нужно, и тогда, когда это нужно.

Румынская дипломатия гениальна, румынская внешняя политика эффективна. К сожалению, Украине, на чьи территории зарятся, пока противопоставить ей нечего

Самый известный пример остров Змеиный. Ну да, остров остался за нами, но на кой он нам без шельфа?! Кроме этого есть и менее известные примеры. Во второй половине девяностых тогдашний премьер-министр Украины Валерий Пустовойтенко подарил 400 метров береговой линии Дуная Молдове. Этот широкий жест не только сделал Молдову морской державой, но и угробил Ренийский морской торговый порт, который давно поперек горла стоял румынскому порту Галац.

В общем, пора смотреть правде глаза. Враг у ворот. Не в нас самих, как стараются убедить украинское общество всякие… Конечно, определенным кругам выгодно, чтобы мы занимались самокопанием, но, похоже, хватит. Не дайте себя обмануть румынским агентам, шпионам и их прихвостням.

Основная румынская торгово-промышленная инфраструктура крутится вокруг Нижнего Дуная, и стать монополистом на этом участке главной европейской реки есть для Румынии делом приоритетным и архиважным. Все, кто мешает ей в этом, будут устраняться.

Кому нужен остров Змеиный без нефтеносного шельфа?

Возможно, вы считаете, что судоходный канал «Дунай – Черное море» нормально не функционирует из-за недостаточности финансовых ресурсов, выделяемых государством на поддержу канала в рабочем состоянии. Возможно. Конечно, денег выделяется мало… всегда, и удовлетворить и нужды канала, и нужды чиновников, их распределяющих, они не могут. Однако, мне кажется, дело не столько в извечном украинском казнокрадстве, сколько в абсолютной незаинтересованности румынской стороны в запуске канала на нашей территории. Поскольку в этом случае румынский канал Сулина моментально останется без работы. Поэтому было бы логичным считать наших чиновников, наживающихся на долгострое, не просто взяточниками, откатчиками и коррупционерами, а прорумынскими саботажниками.

Страницы: 1 2

Один день в коптском монастыре прп. Антония Великого (заметки па

Холодюк, Анатолий

Преподобный Антоний Великий

В день памяти прп. Антония Великого Анатолий Холодюк в своих путевых заметках рассказывает об однодневном паломничестве в декабре 2011 года в древнейший монастырь святого, расположенный на территории современного Египта.

Монастырь преподобного Антония Великого

Ранним субботним утром дорога из курортного города Хургада на север Египта кажется унылой и однообразной. Однако это до тех пор, пока справа по движению автомашины не покажутся зелено-синие воды Красного моря, где у желтых берегов вздымаются белые гребешки тихих волн. Морская вода в декабре теплее воздуха на 2 градуса, и в море, температура которого равна 23 градусам, можно видеть купающихся туристов. 28-летний копт по имени Мина согласился быть моим проводником в монастырь прп. Антония Великого, куда повез нас за 80 евро на личном автомобиле его сверстник — мусульманин Махмуд. Они давние друзья, и оба прибыли в один год на заработки в Хургаду из Каира, где жили в «квартале мусорщиков» — Маншият-Насир. По рассказам продавца сувениров Мины, неплохо овладевшего на своем рабочем месте русским языком, он совсем не хотел, как его родители, всю жизнь заниматься сбором мусора и называться среди арабского населения «заббалином». Поэтому и покинул он коптский христианский квартал в Каире, где уже более сорока лет его родные и близкие занимаются утилизацией и переработкой мусорных отходов. Надоело и водителю Махмуду вывозить в Каире зловонные пищевые остатки, поэтому и он тоже оставил своих знакомых и переселился на юг. Здесь ему повезло — удалось найти работу в одной хургадской фирме, занимающейся перевозкой и доставкой в гостиничные комплексы продуктов питания.

Мина никогда и сам не бывал в основанном в 356 году монастыре прп. Антония Великого, хотя один раз в два месяца сюда приезжают паломники из родной ему коптской церкви в Хургаде, куда однажды поздним вечером он меня и сопроводил — ввиду моего интереса. Копты трудятся по 12—13 часов в день, и даже по воскресеньям, поэтому службы в их церкви проходят незадолго до полуночи — специально для тех, кто в дневное время не имеет возможности молиться перед иконами. У Мины, как и у многих христиан-коптов, ниже запястья на внутренней части правой руки имеется синяя татуировка в форме маленького креста — знак принадлежности к христианам… При первом же знакомстве он и продемонстрировал мне татуировку-крест.

…И вот наконец после трех часов пути водитель Махмуд свернул с основной трассы налево и уже через полчаса на родном арабском языке произнес, что появившиеся впереди на нашем пути высокие башни и пальмы — это и есть въезд на территорию монастырского городка… Впрочем, это можно было понять и без перевода на русский, который  сделал Мина — торжественно и громко. Махмуд решил не заходить во двор самого монастыря и обещал, что будет в течение всего времени находиться в машине, припаркованной около сувенирного магазина. «Отсюда, — произнес Махмуд, — примерно 300 километров до Каира, а до Красного моря несколько десятков километров».

Окруженный живописными горами монастырь, высота стен которого достигает 12 метров, считается одним из самых красивых и крупнейших в Египте — его территория занимает около 10 гектаров. Он был открыт для посещения паломников и туристов в первых числах февраля 2010 года после пятилетней реставрации, на которую власти страны выделили 14,5 миллионов долларов.

По преданию именно в этих местах, выше нынешнего монастыря, в горной пещере вел аскетический образ жизни и скончался на 105 году прп. Антоний Великий (около 251— 356 гг.) — раннехристианский подвижник и пустынник, основатель отшельнического монашества.

 

Страницы: 1 2 3 4