Деяния Павла и Феклы

Эта часть «Деяний Павла» дошла до нас более чем в пятидесяти древних манускриптах на пяти разных языках. В последние пятнадцать лет она была по меньшей мере трижды опубликована в переводе С. С. Аверинцева с греческого, а также в переводе Е. Н. Мещерской с сирийского, однако, чтобы сохранить цельность повествования, приведем здесь ее краткий пересказ.

Бежавший из Антиохии Павел вместе с Димасом и Гермогеном пришел в Иконий. Под впечатлением его проповеди некая Фекла, дочь Феоклеи, решила до конца дней оставаться девой и отвергла жениха, с которым была обручена. Раздосадованный юноша обратился к городским властям, обвиняя Павла в волшебстве, и те заключили апостола в темницу. Ночью, подкупив собственного привратника и тюремную стражу, Фекла проникла к Павлу и “слушала, сидя у ног его, о дивных делах Божьих”. Обнаружив ее исчезновение, домочадцы начинают поиски и под утро находят девушку в узилище вместе с чужестранцем. Решением иконийского игемона Павел был подвергнут бичеванию и затем изгнан из города, Феклу же по требованию ее матери приговорили к сожжению заживо на сцене городского театра. Но огонь не причинил ей вреда, а внезапно разразившаяся гроза погасила костер. Оказавшись каким-то образом на свободе и розыскав апостола в пустующем придорожном склепе, девушка попросила его совершить над ней обряд крещения.

— Потерпи, Фекла, — отвечал Павел, — будет тебе скоро купель (гл. 1—25).

Затем они вместе приходят в Антиохию, где благосклонности Феклы стал настойчиво домогаться некий знатный сириец Александр. Не добившись успеха, он решил действовать через Павла, улещая его подарками и деньгами. Однако Павел сделал вид, будто незнаком с Феклой. Тогда, подкараулив девушку на улице, Александр попытался совершить над ней насилие. Она же, сорвав у него с головы венок и разодрав ему хламиду, криками призывала на помощь куда-то запропастившегося апостола. Сделавшись посмешищем сограждан, Александр начинает мстить. По его доносу Феклу обрекают на растерзание хищным зверям в ближайшие игры. Неправедный суд возмутил всех женщин Антиохии, и, чтобы охранить девушку от надругательств тюремной стражи, принадлежащая к царскому роду антиохийка Трифена поселяет ее в своем доме. Когда же наступило время игр и Феклу привели на арену, огромная львица вместо того, чтобы разорвать ее, стала ласкаться к девушке и до последнего дыхания обороняла ее от других зверей. Лишившись своей защитницы, Фекла, призывая имя Христово, бросилась в устроенный на арене и кишащий тюленями водоем, но, к изумлению зрителей, те тотчас же всплыли замертво. Не причинили Фекле вреда и запущенные в водоем другие, более страшные звери. Не удалось и разорвать ее надвое, привязав к быкам — от раскаленных прутьев, которыми понукали животных, загорелись веревки. В тот момент с царственной Трифеной случился обморок, и игемон в страхе за ее жизнь остановил ристания и освободил “звероборицу” (гл. 26—38). Явленные на арене чудеса заставили Трифену уверовать во Христа. Забрав к себе Феклу, она отписала ей все имущество, но, тоскуя по Павлу, девушка провела в ее доме лишь восемь дней и вновь отправилась на поиски апостола. Повстречав его в Мирах и помолившись вместе с ним, она ушла в родной Иконий, где наставила в слове Божием свою мать Феоклею. А затем, “отойдя в Селевкию и просвятив там многих, сном добрым опочила” (гл. 39—43).

Страницы: 1 2

О Почитании святых, просиявших на Западе

Святитель Иоанн Шанхайский и Сан-Францисский

 Доклад Архиерейскому Собору РПЦЗ в 1950 г.

Поставляяй пределы языков по числу ангелов Своих и собираяй от рассеянных сынов Адамовых Церковь Свою, умножаяй в ней Святыя Своя яко звезды на небеси, просиявший на Востоце и на Западе, Севере и Юзе».

Лишь весьма небольшой части их составлены церковные песнопения и память их отмечается повсеместно в Церкви. Бесчисленные сонмы иных известны и особо чтятся лишь в известных местах, в других же они отчасти указаны через повествования об их житиях и месяцесловы, в коих указаны дни их памяти. Месяцесловы, ставшие составляться от середины прошлого тысячелетия, в значительной степени составлялись определенными людьми по своему почину, и значение их зависело от доверия Церкви к его составителю и приятии его.

Значительно позже стали составляться Четьи-Минеи, сборники житий святых. Русский народ чтил угодников Божиих как просиявших в родной земле, так и с которыми был знаком по их житиям. И месяцесловы, и жития святых неоднократно исправлялись и дополнялись у нас в России на основании вновь собранных данных. Основой для нынешних русских сборников житий святых являются Четьи-Минеи св. Димитрия Ростовского, являющиеся одним из главных его трудов. Впоследствии, с дополнениями, они были изданы Святейшим Синодом и на русском языке. В житиях святых древлеживших есть упоминания и о таких святых, память которых сейчас не отмечается и жития их почти неизвестны. Самый полный месяцеслов в России был составлен архиепископом Сергием Владимирским, включающий множество святых Востока и Запада. Как ни обширны были в России сведения о святых, просиявших вне ее, когда совершили великий исход русские из своего Отечества, оказалось, что вне Руси имеется еще множество святых в других странах, неведомых даже тщательным исследователям житий по имеющимся у них житиям и месяцесловам. Даже в ближайших по месту, духу и крови странах оказались неведомыми в России святые, имевшие с нею непосредственную связь своими трудами и жизнью. Таковы ученики святых первоучителей славян Кирилла и Мефодия – чудотворец Наум, святитель Климент и другие, помогавшие своими наставлениями в переводе богослужебных книг на славянский язык.

Святые Иоанн Русский и Пахомий, уроженцы Малой России, попавшие в плен в восемнадцатом веке и чтимые в Греческой Церкви, но неизвестные в России, хотя и принадлежащие к святым Русским. Также и кроме них много древних и новых подвижников имеется в странах восточных, неведомых до сих пор в других областях. Поскольку страны те православные и святые прославляются Православными Церквами, не могло быть колебаний и сомнений в почитании тех святых наравне со святыми, уже в России ведомыми. Вместе с жителями тех стран – Греции, Сербо-Черногории, Болгарии и Румынии – прибегать к ним и почитать должно всем православным.

В более сложном положении оказалось дело на Западе. Христианство здесь было проповедано в первых веках, во многих местах самими апостолами. В течение многих веков православие стояло твердо, и сюда даже устремлялись исповедники восточные искать опоры во время ереси (свв. Афанасий, Максим). Здесь просияли многие мученики и подвижники, укрепляя Церковь. Но в то же время отход и отпадение Запада от единой Вселенской Церкви затмили здесь истину и смешали ее с обольщением. Потребовалось установить, кто из почитаемых здесь за столпы и святителей веры действительно являются таковыми. Нельзя было это предоставить частным исследователям, то лежало на обязанности епархии, и она должна была то делать. Постановления совещаний Русских старцев о почитании святых Запада отнюдь не является их канонизацией, а установлением, что означенного подвижника почитали святым до отпадения Запада и является святым, почитаемым Православною Церковью.

Отсутствие на Востоке песнопений и сведений о святом далеко не означает непризнания тем его святости. Ведь и чтимым на Востоке, просиявшим там святым далеко не всем составлены церковные службы. На каждый почти день в синаксаре и прологе указаны памяти святых, не только которым посвящена служба того дня, но и другим. Многим же святым не определено особого дня памяти, хотя они упоминаются в некоторых службах, например, в службе Святым в Посте просиявшим, или же они и без того известны и почитаемы. Жития же мучеников, подвижников и других святых ведомы одному только Богу. Все они вместе прославляются в неделю Всех Святых, как о том говорится в синаксаре на тот же день. Святые, неизвестные до сих пор (или в настоящее время) на Востоке, но чтимые в пределах Запада, принадлежат своею земною жизнию различным векам и прославились разными путями.

То суть мученики первых веков, подвижники и святители. Последние два лика отчасти сливаются, так как многие из подвижников становились потом епископами. Относительно первых, то есть мучеников, не возбуждается никаких сомнений. Они по своим страданиям за Христа являются такими же мучениками, как и иные, почитаемые Церковью, некоторые даже имеются в проверенных русских месяцесловах; и ныне о них упомянуто лишь потому, что они неизвестны большинству мирян, пользующихся лишь краткими месяцесловами и календарями. Таковы, например, свт. Пофин, епископ Лионский и остальные лионские мученики. Необходимо было указать живущим ныне вблизи мест их подвигов и останков святых мощей на те неоценимые духовные сокровища и призвать православную паству к почитанию их. Запад полон подобных мучеников. Еще в первые десятилетия нашего изгнания начались по частным починам паломничества к здешним святыням, но многим они неизвестны доселе, хотя известны другие достопримечательности.

Весьма чтимым издревле является в Марселе мученик Виктор, пострадавший с обращенными им стражами Александром, Фелицианом и Лонгином. Над их гробницами преп. Кассианом Римлянином создан свой монастырь, в котором подвизался и почил. В православном месяцеслове имеется несколько мучеников с тем же именем Виктора, но из описаний их страданий видно что, то – разные мученики.

Таким же чтимым издревле мучеником является св. Албаний вблизи Лондона; мощи его почивают там доселе, сохранилось подробное описание его подвигов. Упоминается в некоторых церковных памятниках легион св. Маврикия, пострадавший за Христа в горах Швейцарии, подобно дружине Андрея Стратилата на Востоке; сей Маврикий соименен другому Маврикию, пострадавшему с сыном Фотиком, но по месту и роду страданий видно, что это разные мученики.

Освятил своею кровию Тулузу и епископ Сотурнин, влачимый за Христа по улицам города в середине третьего века. То все те мученики, кровь которых была семенем Христовым, которых Церковь почти ежедневно воспевает в различных «мученических» тропарях и стихирах и о которых также упоминается там, где процвели и дали плоды семена их крови. Они являются тоже якоже кровьми, как и другим «иже во всем мире мученика», яко багряницею и виссом украсилась Церковь. Продолжателями мучеников во утверждение веры и благочестия на Западе, как и на Востоке были святители и преподобные. Первое монашество на Западе тесно связано с Востоком. Сведения о нем и его основателях сохранились в трудах их учеников или других близких по времени писателей.

Одним из основных рассадников на Западе был Леринский монастырь. Житие основателя его св. Гонория сохранилось в панегирике ему ученика его Илария, епископа города Арля. Из него известно, что св. Гонорий путешествовал со своим братом по Египту и Палестине, по возвращении откуда создал свой монастырь в Лерине. При жизни он совершил ряд чудес. С монастырем были духовно связаны св. Павлин Нолинский, по указанию которого туда пришел св. Евчерий, оставивший ряд трудов своих, в том числе «Житие св. Маврикия и свв. мучеников Фивейского легиона», о которых говорилось здесь. В монастыре том жил некоторое время прп. Кассиан, основавший потом свою обитель в Марселе. Нужно отметить, что прп. Кассиан, чтимый всею Православною Церковью, хотя память и совершается раз в четыре года, в католической церкви считается святым местночтимым, и память его, правда ежегодно, отмечается лишь в Марселе, где в церкви свяшенномученика Виктора почивают останки его мощей, сохранившиеся при уничтожении их во время французской революции. В том же монастыре подвизался св. Викентий Леринский, чтимый на Востоке еще больше, чем на Западе, учитель Церкви, погибший около 450 года и оставивший труд свой о священном Предании. Через Леринский монастырь с Востоком связаны также Англия и Ирландия, так как он явился духовной опорой просветившего Англию прп. Августина и его сподвижников; жил там некоторое время и просветитель Ирландии св. Патрикий. Монастырь, основанный св. Коломбом в Ирландии, находился в сношениях и общении с Восточными монастырями в одиннадцатом веке и даже, по имеющимся данным, некоторое время после отпадения Рима, разрыва Рима с Востоком.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15

Православный календарь 26 января (13 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мучеников Ермила и Стратоника
Преподобного Иринарха, затворника Ростовского
Преподобного Елеазара Анзерского
Преподобного Иакова, еп. Низибийского
Мученика Петра Анийского
Преподобного Максима Кавсокаливита, Афонского
Сщмч. Илария, еп. Пуатье.
Святого Агриция, епископа Трирского
Мчч. Афанасия, Пахомия и Папирина, (Греч. )

Поученіе. Св. Іаковъ, низибійскій епископъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Мучеников Ермила и Стратоника. Тропарь, глас 4.
Мученицы Твой, Господи,/ во страданиих своих венцы придала нетленный от Тебе, Бога нашего:/ имуще бо крепость Твою,/ мучителей низложиша,/ сокрушиша и демонов немощный дерзости./ Тех молитвами/ спаси души наша.

Мучеников Ермила и Стратоника. Кондак, глас 2.
От мирския молвы избегосте и к тихому пристанищу преставистеся,/ мученичества кровьми и постничества трудами венчаеми./ Темже и показастеся мучеников и преподобных единовсельницы.

Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Тропарь, глас 4.
Яко мученика добропроизвольна / и преподобных удобрение, / звезду Ростовскую, / в затворе, узах и веригах Господеви благоугодившаго / и чудес благодать от Него приемшаго, / Иринарха предивнаго песньми хвалебными почтим / и, к нему припадающе, умильно глаголем: / отче преподобне, моли Христа Бога / спастися душам нашим.

Прп. Иринарха, затворника Ростовского. Кондак, глас 2.
Волнений множество жестоким житием преходя,/ изгнание, затвор и узы железный претерпел есй мужески, Иринарше терпеливодушне,/ нам оставль образ злострадания и терпения твоего,/ озаряя чудес блистаньми с верою приходящих к честному гробу твоему,/ у негоже, яко почесть победную, вериги твоя тяжкия видим,/ от нихже подаеши исцеления недужным./ Сего ради зовем ти:/ радуйся, Иринарше, отче предивный.

Прп. Елеазара Анзерского. Тропарь, глас 3.
Отверг плоти тленная, / нетленных потщался еси достигнути, / и, мира удалився, / вселился еси в морский остров, / и на нем усердно многа лета Господеви поработал еси, / сего ради и дары прозрения и чудес обогатился еси,/ отче преподобне Елеазаре. / Христа Бога моли даровати нам мир и велию милость.

Прп. Елеазара Анзерского. Кондак, глас 1.
Яко лучу тя солнечную, Христос показа, преподобие,/ сияющу во стране приморстей чудес благодатию,/ уставлявши бо плавающим тишину морскую, верою молящимся тебе и вопиющим:/ радуйся, Елеазаре, отче наш,/ страны Беломорския похвало и утверждение.

Pages: 1 2 3

Православная Церковь при новом Патриархе, часть 10-я

Продолжение. Начало Здесь

Социальное служение современной Русской православной церкви как отражение поведенческих стереотипов церковного социума, ч.4

Борис Кнорре

Спор о том, «как шагать» вместо лечения

 В начале 2000-х насельник Свято-Данилова монастыря игумен Иона (Займовский) стал организовывать реабилитационные группы в сотрудничестве c известным международным содружеством «Анонимные алкоголики».

Игумен Иона возглавил Православный реабилитационный центр «Метанойя», работающий по разработанной содружеством программе «12 шагов» и по соответствующей программе «12 шагов» для «Анонимных наркоманов»47. Суть программ в том, что группы больных пытаются посредством бесед и совместных молитв избавиться от своей зависимости. Принадлежность больного к Православной церкви не является обязательной. Игумен Иона предложил на основе этих программ организовывать группы самопомощи при храмах. Идею поддержал патриарх Алексий II, ее активно стал реализовывать Патриарший центр духовного развития детей и молодежи при Свято-Даниловом монастыре.

Поэтому, когда программы «12 шагов» в силу своей действенности составили конкуренцию другим реабилитационным программам, очень просто оказалось задействовать аргумент обвинения в ереси. Против программ «Анонимных алкоголиков» ополчились многие церковные консерваторы, в частности, руководитель реабилитационного центра иеромонах Анатолий (Берестов). Апологеты методов отца Анатолия охарактеризовали эти программы как «лестницу к дьяволу»,  искредитирующую церковь, заявив, что православный человек не должен при лечении использовать недогматические молитвы. Многие группы «Анонимных алкоголиков» в Москве в итоге оказались закрыты, священники запуганы. Американского происхождения программы оказалось достаточно, чтобы отвергнуть возможность эффективного лечения страдающих людей в угоду конфессиональной гордости48.

В результате, как отмечает сотрудник Патриаршего центра духовного развития детей и молодежи Александр Боженов, «Русская Церковь потеряла в Москве мощнейшую возможность помочь страждущим зависимостью людям, а в дальнейшим и воцерковить их». Как справедливо замечает миссионер, «...пять лет борьбы c АА (“Анонимны-ми алкоголиками” . — Б. К.) — достаточный срок для расцвета православных программ, которым, якобы, мешали АА. Никакого обещанного со стороны о. Анатолия Берестова бурного роста православных программ по работе c зависимыми не настало. Центр о. Анатолия Берестова куда-то сгинул из информационного пространства, а новых, подобных ему в Москве так и не появилось»49.

Православный взгляд на проблемы наркомании и алкоголизма имеет примечательную особенность. Соответствующие службы называются не просто центрами реабилитации наркозависимых и алкоголиков, а куда более интересно — «Центры реабилитации алкогольно- и наркозависимых, жертв сект, бывших заключенных»50. А некоторые антиалкогольные и наркологические церковные центры вообще образовались на базе служб по борьбе c оккультизмом и нетрадиционными религиями, как, например, Душепопечительский центр св. Иоанна Кронштадтского, возглавляемый иеромонахом Анатолием (Берестовым), или Центр реабилитации жертв нетрадиционных религий им. А. С. Хомякова, созданный по инициативе священника Олега Стеняева. В 1998 г. к его прежнему названию добавилось «и наркозависимых». То есть реабилитация наркоманов и алкоголиков рассматривается в одном поле c реабилитацией заключенных и одновременно c противодействием нетрадиционным религиям и протестантам 51. Такая графа была и в отчете ОЦБСС за 2008 г., где в качестве одной из задач отдела указывалось: «Заявить о недопустимости действий иностранных миссионеров, в том числе и тех, которые занимаются благотворительной деятельностью на канонической территории Московского Патриархата»52.

При этом у протестантов, несмотря на все противодействие православных приходов и администрации на местах, дела c реабилитацией наркоманов и алкоголиков обстоят гораздо лучше. По информации директора Славянского правового центра Романа Лункина, в России 6—7 тыс. протестантских церквей и групп, притом что зарегистрировано около 5 тыс. Практически каждая церковь занимается социальным служением и посещает детские дома, дома престарелых, приюты, больницы. После 2000 г. по большей части пятидесятники, у которых около 4 тыс. церквей и групп из общего числа протестантов, стали создавать реабилитационные центры для нарко- и алкозависимых. Протестантских реабилитационных центров в России около 500 — от больших, таких как «Новая жизнь» в Ленинградской области, до располагающихся в специально купленных домах (родственники наркоманов обычно оплачивают проживание). Кроме того, большие протестантские объединения, особенно на Урале, в Сибири, на Дальнем Востоке, создалисвои благотворительные фонды, которые участвуют в социальных программах областных властей. Таких крупных фондов несколько десятков. Работают они на пожертвования верующих и государственной поддержки не получают. Финансовой помощи из-за рубежа сейчас тоже нет, так как после 2000 г. были приняты постановления правительства, сделавшие растаможивание гуманитарной помощи практически нереальной задачей 53.

Страницы: 1 2

Православный календарь 25 января (12 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Мученицу Татиану и с нею в Риме пострадавших.
Святитель Савва, просветитель Сербский
Преподобный Мартиниан Белозерский
Преподобного Венедикта Бископа, (689-690) (Кельт. и Брит.).
Блаженного Галактиона Белоезерских
Мученик Мертий
Мученик Петр Авесаламит
Преподобной Евпраксии Тавенисской
Святой мученик Филофей Антиохийский
Преподобный Илия Райский, пустынник, чудотворец
Икона Божией Матери, именуемых «Акафистная»
Икона Божией Матери «Млекопитательница».
Икона Божией Матери, именуемая «Попская».

Поученія. Святая мученица Татіана

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Мученицы Татианы. Кондак, глас 4.
Светло во страдании твоем возсияла еси, страстотерпице,/ от кровей твоих преиспещрена,/ и, яко красная голубица, к Небеси возлетела еси, Татиано,/ темже моли присно за чтущия тя.

Мученицы Татианы. Кондак, глас 4.
Явился еси днесь вселенней,/ и свет Твой, Господи, знаменася на нас,/ в разуме поющих Тя:/ пришел еси, и явился еси,/ свет неприступный.

Святителю Савве. Тропарь, глас 3.
Пути, вводящаго в жизнь,/ наставник, и перво-престольник, и учитель был еси:/ первее бо пришед, святителю Савво,/ отечество твое просветил есй/ и, породив тое Духом Святым,/ яко древа маслинная,/ в мысленнем рай насадил есй всеосвященная твоя чада./ Тем, яко апостолом и святителем сопрестольна/ чтуще тя, молим:/ моли Христа Бога/ даровати нам велию милость.

Святителю Савве. Кондак, глас 8.
Яко первосвятителя великаго и апостолов сообщника,/ Церковь прославляет тя людей твоих, преподобие,/ но яко имея дерзновение ко Христу Богу,/ молитвами твоими от всяких нас бед спасай, да зовем ти:/ радуйся, отче Савво Богомудре.

Святителю Саввы Сербскаго. Ин. Тропарь, глас 8.
Православия наставниче,/ благочестия учителю и чистоты,/ вселенныя светильниче,/ архиереов Богодухновенное удобрение,/ Савво премудре,/ ученьми твоими вся просветил еси,/ цевнице духовная,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Святителю Саввы Сербскаго. Кондак, глас 2.
Струями слез твоих, Богоносне Савво,/ церковь телесную очистив,/ слуга бысть Святыя Троицы,/ сохраняй отечество свое непобедимо,/ тому бо ты еси утверждение.

Святителю Саввы Сербского. Ин.Кондак, глас 2.
Избраннаго от пелен Христовою благодатию/ и возлюбленнаго от юности Божиим Духом,/ юностный цвет, Савву блаженнаго,/ похвальный венцы, вернии, днесь сплетше/ и Божественную главу его венчающе, воззовем:/ радуйся, отче, Божие жилище.

Прп. Мартиниана Белоезерского. Тропарь, глас 2.
Богу от юности, отче, избравшу и возлюбившу тя/ и провидящу твое доброе произволение,/ наставляет тя приити к преподобному Своему угоднику -/ Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен бысть на путь спасения,/ страхом Божиим, и чистотою душевною, и благоговением,/ и непрестанными к Богу молитвами/ во мнозе подвизе жизнь свою препроводил еси/ и заповеди Божия непорочно соблюл еси,/ пастырь и наставник иноком предивен был еси,/ и ныне Престолу Христову со дерзновением предстоиши на Небесех,/ со Ангелы светлоликовствуя,/ отче преподобне, Мартиниане всеблаженне,/ не престай молися Христу Богу/ спасти и помиловати души наша.

Прп. Мартиниана Белоезерского. Кондак, глас 8.
Благоизволив, преподобие,/ от юнаго возраста работати Господеви день и нощь,/ в страсе Божий и благоговении чистоту душевную соблюл еси,/ в молитвах же и бдениих ум твой предочистил еси,/ в подвизех же, злостраданиих тело твое изнурив,/ вся добродетели духовный исправил еси/ и образ хотящим по тебе спастися явился еси./ Темже ныне, присно зря на Небесех Пресвятую Троицу,/ молися, всеблаженне, даровати душам нашим спасение,/ и житию нашему исправление,/ да вси верою вопием ти:/ радуйся, преподобие Мартиниане, отче наш.

Прп. Мартиниана Белоезерского. Ин. Тропарь, глас 7.
От юности, отче, избран и возлюблен был еси Господом Богом,/ Иже, провидя доброе твое произволение,/ научи тя прийти к преподобному угоднику Своему, Кириллу всеблаженному,/ от негоже наставлен быв на путь спасения,/ в страсе Божий и чистоте душевней,/ в благоговении же и непрестанных к Богу молитвах/ житие твое непорочно прешел еси,/ и ныне, со дерзновением предстоя на Небесех Престолу Христову,/ отче Мартиниане всеблаженне,/ не престай моля Христа Бога спасти и помиловати души наша.

Прп. Мартиниана Белоезерского. Кондак, глас 8.
От юнаго возраста Божественным желанием разжегся,/ честному учителю вдан был еси/ и в воздержании мнозе, отче,пребыл еси,/ ревнуя благому наказанию,/ плод многодобродетелен Богу принесл еси,/ тем молим тя, отче Мартиниане,/ моли Христа Бога спастися душам нашим.

Иконы Богородицы «Млекопитательница». Тропарь, глас 3.
Без семене от Божественнаго Духа,/ волею же Отчею зачала еси Сына Божия,/ от Отца без матере прежде век суща,/ нас же ради из Тебе без отца бывша,/ плотию родила еси/ и Младенца млеком питала еси,/ темже не престай молити/ избавитися от бед душам нашим.

Иконы Богородицы «Млекопитательница». Кондак, глас 5.
Душ наших чувствия очистивше,/ узрим на иконе таинство преславное,/ Творца Вселенныя и Господа вышних сил,/ во объятиих держима и от сосцу Твоею яко Младенца питаема,/ и, со страхом и радостию покланяющеся Тебе/ и рождшемуся от Тебе Спасу нашему, воззовем:/ радуйся, Владычице, жизни нашея Питательнице.

Pages: 1 2 3

Православный календарь 24 января (11 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Преподобный Феодосий Великий
Преподобный Михаил Клопский
Преподобный Феодосий Антиохийский
Прп. Виталия Газского (Греч.).
Святитель Феодосий, митр. Трапезундского (Греч.).
Сщмчч. Николая, Феодора и Владимира пресвитеров (1919).
Священномученика Егина, папы Римского
Св. Владимира исп., пресвитера (1932).
Св. Иосифа Каппадокийского (Греч.).
Икону Божией Матери Елецкую

Поучениіе. Преподобный еодосій Великій

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Прп. Феодосия Великого. Тропарь, глас 8.
Слез твоих теченьми пустыни безплодное возделал еси, / и иже из глубины воздыханьми во сто трудов уплодоносил еси, / и был еси светильник вселенней, / сияя чудесы, Феодосие отче наш, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Феодосия Великого. Кондак, глас 8.
Насажден во дворех Господа твоего, / преподобными твоими добродетельми красно процвел еси/ и умножил еси чада твоя в пустыни,/ слез твоих тучами напаяемая,/ стадоначальниче Божий Божественных дворов./ Темже зовем: радуйся, отче Феодосие.

Прп. Михаила Клопского, Новгородского. Тропарь, глас 8.
Иже на земли Христа ради волею в буйство преложився, / мира сего красоты отнюд возненавидел еси / и, плотская играния увядив постом и жаждею и на земли леганием, / от зноя же и студени, от дождя и снега / и от прочия воздушныя тягости никогда же уклонился еси, / душу же очистил еси добродетельми, яко злато в горниле, / отче преподобне Богоносне Михаиле, / и ныне на Небесех предстоиши престолу Пресвятыя Троицы. / Но яко имея дерзновение многое, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Прп. Михаила Клопского, Новгородского. Кондак, глас 8.
Духа Святаго силою уподобился еси Богоглаголивым древним пророком,/ сказав безвестная и тайная и еже годе судьбам Божиим в сбытие, / и ина многа чудеса о Христе сотворив,/ и люди удивив, торжествовати устроил еси вопиющия: / слава Богу, прославляющему святыя Своя.

Елецкой иконы Богородицы. Тропарь, глас 4.
Днесь светло красуется древний град Елец, / поминающе славное чудо Пресвятыя Богородицы: / егда бо на стогнах Первопрестольныя Москвы / икону Ея чудную людие московстии сретаху, / тогда Сама, Владычице, на горе Аргамачстей во граде Ельце, / на сретение нечестивому Тамерлану изшедше, / грозное его нашествие вспять обрати. / Сего дивнаго явления изображение на новописанней иконе зряще / и Заступницу нашу за вся благодеяния Ея благодаряще, / умильно Ей взываем: / и в предняя не остави нас, о Мати Милосердая.

Pages: 1 2 3

Украинский церковный вопрос: взгляд из Константинополя. часть 4

Окончание. Начало здесь

Митрополит Сардийский Максим
(Константинопольский Патриархат)

Приблизительно 40 лет тому назад, когда в Америке находился Патриарший Экзарх митрополит Коринфский Дамаскин, значительное количество украинских эмигрантов в Америке, объединенных в 35 униатских приходов, обратились к нему с просьбой принять их в лоно Православной Церкви в юрисдикцию Вселенского престола, а именно в Американскую Архиепископию, в качестве отдельной части, пользующейся правами внутреннего самоуправления.


  После того, как эта просьба американских украинцев была благосклонно воспринята Матерью Великой Церковью, были проведены соответствующие переговоры между возглавлявшим в то время архиепископию приснопамятным Патриархом Афинагором и украинской Консисторией. Были соблюдены все необходимые канонические предписания, связанные с принятием в Православие и вхождением в верховную каноническую юрисдикцию Вселенского Престола украинских униатских приходов. Церковью также был сформирован и одобрен порядок управления ими.

Единственная трудность состояла в том, чтобы найти подходящую личность, которая с одобрения упомянутых приходов, могла бы быть избрана и рукоположена во епископа в качестве викарного архиерея Американского Архиепископа и подъяла бы на себя труд по церковному попечению и церковной организации украинских приходов. И вначале был предложен в качестве кандидата доктор Жук. Однако, вследствие того, чтобы против него были выдвинуты определенные обвинения, его кандидатура не была принята Священноначалием Архиепископии. Однако, позже он был рукоположен неким сирийцем Софронием, неизвестного происхождения и Христофором Кондойоргом. Жук управлял украинскими приходами до самой своей смерти.
Оставшись без главы, украинцы обратились с просьбой в Американскую Архиепископию, прося прощения, которое и было им дано.

Однако, не находя подходящего лица в своей среде, они обратились во внешний мир. Завязав контакты с архиепископом Пражским Савватием, украинцы выбрали кандидатом проживавшего тогда в Праге украинского иеромонаха Богдана (Спилку), который и прибыл на Фанар в сентябре 1936 года с архиепископом Пражским Савватием для канонического избрания и хиротонии. Однако, близкое общение с кандидатом породило сомнения относительно его скорой хиротонии. Вследствие этого хиротония иеромонаха Богдана (Спилки) была отложена. На Фанаре посчитали необходимым, чтобы он сначала прибыл в Америку и, находясь на каком-либо церковном служении, непосредственно познакомился бы с жизнью местных православных. Только после его пребывания в Америке и полученного подтверждения от Американской Архиепископии и украинской Консистории о том, что исполняя там свои обязанности, иеромонах Богдан (Спилка) приобрел уважение духовенства и народа, Священный Синод Вселенского Патриархата приступил в январе 1937 года к его избранию во епископа в древности славной Евкарпийской епископии.

Получив рукоположение из рук приснопамятного Вселенского Патриарха Афинагора, который в то время был Архиепископом Американским, а также от его викарного епископа Сан-Францисского Каллиста, епископ Богдан с тех пор принял на себя архипастырское попечение над украинскими приходами в Америке, совершая свое служение в тесном сотрудничестве с Архиепископией.

Вначале он развил бурную деятельность и был предан Архиепископии и Вселенскому Патриархату. Однако, у него не было материальных доходов, и его бедные приходы часто просили экономической помощи от Архиепископии. Со временем среди украинцев стали возникать разногласия. Архиепископия неоднократно старалась примирить несогласные стороны, но вследствие их упорства и неготовности менять свое мнение ее усилия были тщетны.

После рассмотрения на общем собрании Архиепископии 12 февраля 1948 года в присутствии епископа Евкарпийского Богдана положения украинских приходов было сочтено необходимым созвать Генеральное Собрание украинских приходов, которое и состоялось 8 и 9 декабря 1948 года в городе Аллентаун штата Пенсильвания.

Со стороны Американской Архиепископии присутствовал на этом Собрании тогдашний Патриарший Экзарх епископ Бостонский Афинагор и епископ Нисский Герман. При этом епископ Евкарпийский Богдан уклонился от участия. Однако, его отсутствие не помешало Собранию, состоявшему из представителей 98 украинских храмов, проводить заседания и принимать решения.

  Собрание одобрило избранных на Нью-Йоркском Собрании украинских приходов от 10-12 декабря 1946 года членов Церковного Совета, которые, на основании Устава украинских приходов имеют право на протяжении 5 лет исполнять свои обязанности, в данном случае до 1951 года. Собрание также рассмотрело ситуацию с епископом Евкарпийским, единогласно решив обратиться в Архиепископию и через нее во Вселенскую Патриархию с просьбой назначить епископом для украинских общин пребывающего в Канаде украинского иерарха Мстислава (Скрыпника). При этом предполагалось, что епископ Евкарпийский должен был играть роль простого помощника в управлении украинскими приходами. Важно отметить, что Мстислав был предварительно опрошен и дал личное согласие, заявив при этом, что после своего назначения приведет в подчинение Вселенскому Патриархату и руководимые им украинские приходы в Канаде.

Принятые украинским Собранием решения не были приняты епископом Богданом, что и привело к конфликту между ним и приходами. Провозгласив Собрание от 9 декабря 1948 года и его деяния антиканоническими, епископ Богдан своим решением от 20 января 1949 года распустил старый Церковный Совет и назначил новый из благожелательно настроенных к нему людей. Созвав 8 февраля 1949 года первое заседание назначенного им нового Церковного Совета, он выступил на нем с докладом, после чего Советом было принято решение дать полномочия епископу Богдану войти в контакт и начать сотрудничество с проживавшим в Канаде митрополитом Иларионом (Огиенко), чтобы вместе с ним, а также с карпаторосским епископом Агафоникийским Орестом создать «Православную Украинскую и Карпаторусскую Церковь Северной и Южной Америки».

Встреча епископов Евкарпийского и Агафоникийского с митрополитом Иларионом состоялась 17 февраля 1949 года. В результате этой встречи было принято решение вскоре объединиться в «Православную Митрополию Украинской и Карпаторосской Церкви в Северной и Южной Америке» в юрисдикции Вселенского Патриархата. Митрополитом объединенной Церкви единогласно был избран митрополит Иларион, в то время как Богдан – Украинским Архиепископом Америки и Канады, а Орест – Карпаторосским Архиепископом Северной и Южной Америки.

Любопытно, что епископ Богдан после всех своих антиканонических и самовольных действий без колебаний заявил в сентябре 1949 года священноначалию Американской Архиепископии, что «он всегда благопослушен и предан Вселенскому Патриархату и во всех своих действиях и поступках руководствовался опытом и мудростью Вселенского Патриархата».

Что касается дальнейших действий епископа Евкарпийского Богдана, то он, видя, что после решения о роспуске старого Церковного Совета украинских приходов его члены не вразумляются, наложил на них церковные прещения.

Однако, члены старого Церковного Совета, основываясь на решениях почти всех украинских приходов, принятых в присутствии Патриаршего Экзарха и других представителей Архиепископии 8 и 9 декабря 1948 года в Аллентауне в Пенсильвании, расценили распоряжения епископа Евкарпийского антиканоническими и самочинными. А его сотрудничество с митрополитом Иларионом и епископом Агафоникийским по созданию «Православной Украинской и Карпаторосской Церкви Северной и Южной Америки» — как отречение и предательство по отношению к Вселенской Патриархии. Члены старого Церковного Совета посчитали канонически правильным продолжать свою деятельность в качестве законного Церковного Собрания украинских приходов и 6 марта 1949 года избрали администратором украинских приходов священника Андрея Иванесу. Кроме того, они еще раз созвали Церковное Собрание украинских приходов в Аллентауне и Вилмингтоне, после чего посредством телеграмм и писем испрашивали канонического благословения и материнской защиты Вселенского Патриархата.

Страницы: 1 2 3

С мечом и Библией

Оливер Кромвель: революционер, полководец, диктатор, цареубийца

Елена Цымбал

Один британский журналист как-то заметил, что национальная история напоминает ему музей, где каждому персонажу отведена отдельная полочка, а под каждым портретом аккуратно наклеен ярлык с оценкой: «тиран», «просветитель», «национальный герой».

А дальше – хоть головой о стену бейся: никому не докажешь, что Ричард III не приказывал задушить в темнице малолетних племянников, что Томас Мор ничем героическим не отличался от остальных министров Генриха VIII, что Ричард Львиное Сердце был не героем, а одним из худших английских королей.

Может быть, поэтому особый интерес историков всегда вызывал человек, чья «полочка» до сих пор так и не определена – революционер, полководец, протектор Оливер Кромвель. Потомки, спорящие о нем не одно столетие, называли его то «кровожадным монстром» и цареубийцей, то «основоположником английских свобод», то символом всего ханжеского, пуританского, лицемерного, то человеком, впервые в истории страны проявившим веротерпимость и презрение к сословным различиям. Сегодня у жителей Туманного Альбиона (и нас) есть повод еще раз поразмыслить о том, кем же в действительности был этот неординарный человек. 25 апреля Оливеру Кромвелю исполнится 413 лет.

Вообще, священникам стоило бы приводить Кромвеля в пример, как человека, которого на вершину власти вознесла именно фанатичная Вера. Вера, которую Оливеру еще в детстве внушили родители-пуритане, которую усердно вдалбливал ему школьный учитель Томас Бирд, и которая окончательно закрепилась в бесшабашной голове во время учебы в пуританском Кембридже. Впрочем, надо сделать одну существенную поправку: религия, которой с таким упоением отдался молодой Кромвель, тогда не была государственной и не сулила постов или блестящей карьеры. Среди знати «в моде» было англиканство, а пуританами были больше буржуа. «Бог любит трудолюбивых, бережливых, хозяйственных, и не любит мотов и пьяниц», – убеждали народ пасторы.

Оливер старался соответствовать. Был замечательным сыном и хорошим братом – в 18 лет, после смерти отца, бросил колледж, чтобы быть опорой матери и семи сестрам. В 21 год, когда часть сестер вышла замуж, женился на Элизабет Бучьер, дочери торговца мехами. Как дворянин Кромвель мог найти себе партию и получше, но Элизабет была скромна, домовита, красива, а главное – полностью соответствовала идеалу жены истового пуританина. Дальше – семья, подрастающие дети, участие в местном парламенте, постепенно налаживающиеся финансовые дела...

Оливер Кромвель собрался в бой

Дело шло к сорока годам, и истовый пуританин все чаще вопрошал себя: и это все? А как же миссия, мечты о которой одолевали его с детства? Почему он поправился после, казалось бы, неизлечимой болезни? Разве не для того, чтобы послужить Господу? Где же тот шанс, на который, кажется, намекали небеса?

«Шанс» ждал его в 1640 году и выглядел очень прозаично: король Карл наконец-то решил созвать парламент, в который Кромвеля избрали депутатом. К тому времени в стране было неспокойно: казна то и дело требовала денег. Но еще больше англичане боялись религиозного натиска: говорили, что под влиянием католички-жены король хочет искоренить протестантство в Англии. Озабоченные этим, депутаты отказались утверждать новый заем без твердых гарантий, что, естественно, только усилило конфликт между парламентом и королем.

Все происходящее Кромвелю очень нравилось. Ему хотелось действовать, участвовать в работе парламента и комитетов, произносить речи, составлять петиции. Энтузиазм уже очень немолодого (по меркам XVII века) человека, одетого «по-сельски» и с деревенскими замашками, вызывал иронические ухмылки у «вельмож от политики». Такие люди нужны, думали они, но далеко они не зайдут – слишком доверчивы.

 

Страницы: 1 2 3 4

Православный календарь 23 января (10 января ст.ст.)

В этот день:
Русская Православная Церковь отмечает память святых:

Святитель Григорий,  Нисский
Святитель Феофан, Затворник Вышенский
Преподобного Антипы Валаамского (Афонского) (1882).
Преподобный Павел Комельский (Обнорский)
Преподобного Маркиана пресвитера
Преподобномученицы Арсении игумении (1939).
Преподобный Дометиан Мелитинский
Священномученика Анатолия, митр. Одесского
Преподобный Макарий Писемский
Блаженной Феозвы диакониссы
Сщмч. Петра пресвитера (1930).
Сщмч. Зиновия пресвитера (1920).

Поученіе. Св.Григорій, епископъ Нисскій
Поученіе. Св. преподобный Маркіанъ

Храни вас Господь, Матерь Божия и все святые, их же память мы сегодня отмечаем!

Молитвы:

Тропарь Григорю, глас 4.
Боже отец наших,/ творяй присно с нами по Твоей кротости,/ не отстави милость Твою от нас, / но молитвами их / в мире управи живот наш.

Кондак Григорию, глас 2.
Церкве Божественный иерарх/ и премудрости честный тайноглагольник, / Ниссийский бодрый ум, Григорий,/ со Ангелы ликовствуя/ и наслаждался Божественным светом,/ молится непрестанно о всех нас.

Кондак Григорию, глас 1.
Оком душевным бодрствуя, святителю,/ бодр пастырь явился еси миру, / и жезлом мудрости твоей, и теплым предстательством твоим/ вся отгнал еси злославныя, яко волки,/ невредно соблюд стадо,/ Григорие всемудре.

Свт. Феофана, Затворника Вышенского. Тропарь, глас 8.
Православия наставниче, / благочестия учителю и чистоты, / Вышенский подвижниче святителю Феофане богомудре, / писаньми твоими Слово Божие изъяснил еси / и всем верным путь ко спасению указал еси, / моли Христа Бога спастися душам нашим.

Свт. Феофана, Затворника Вышенского.Кондак, глас 4
Богоявлению тезоименитый,/ святителю Феофане,/ ученьми Твоими многи люди просветил еси,/ со Ангелы ныне предстоя Престолу Святыя Троицы,// моли непрестанно о всех нас.

Прп. Павла Комельского (Обнорского). Тропарь, глас 1.
Божественною любовию от юности распалаемь, Павле преподобне, / вся, яже в мире красная, возненавидев, / Христа единаго возлюбил еси / и сего ради во внутреннюю пустыню вселился еси, / со зверьми жити весь Христу. / Отонудуже и Всевидящее Око, твоя труды видев, / даром чудес и по преставлении обогати тя. / Темже вопием ти: / моли непрестанно о всех нас, / честную память твою присно в песнех почитающих.

Прп. Павла Комельского (Обнорского). Кондак, глас 8.
Все твое умное желание к Богу вперив,/ и Тому невозвратно от души последовал еси, в пустыню вселився,/ и, тамо ангельски пожив, многим путь был еси ко спасению. / Сего ради и Христос тя прослави и даром чудес обогати./ Темже вси вопием ти:/ радуйся, Павле преподобие, пустынный жителю.

Pages: 1 2 3

Богоявление в Волынских Афинах

Матвей Славко

Кременец — красивый небольшой городок на Тернопольщине, окруженный со всех сторон ожерельем из семи каменных пятисотметровых гор. Город находится на берегу небольшой реки Ирва, которая совсем неподалеку впадает в реку Иква, с прибрежья которой видна Свято-Успенская Почаевская лавра, находящаяся в 20 километрах от города.

Эти места издавна привлекали молитвенников, а волны борений за веру не раз меняли здесь облик храмовых строений. Мы помним, что эта земля на протяжении последних пятисот лет находилась на рубеже католической борьбы против русского православия.

Вид на город Кременец

Автор-краевед С. Герук в статье о Кременце рассказывает: «Одна из скальных Кременецких гряд именуется Девичьей, и о названии ее в народе живет предание о страшном татарском набеге, выжегшем и разграбившем неприступный Кременец дотла. Тогда были взяты в плен для ханского гарема юные девицы-русинки. Связанные косами между собой, стояли они в ночи у татарского стана на высокой горе, ожидая своей печальной участи. И вот одна, по имени Елена, предложила: чтобы сохранить девичью честь и дарованную Богом красоту, надо броситься вниз с обрыва. И чистыми мученицами войти в Царство Божие. Так они и поступили. С тех пор белые скалы эти именуются Девичьими».

В 1731 году на холме в центре Кременца иезуиты начали строительство большого каменного костела в честь святых Игнатия Лойолы и Станислава Костки и двух учебных корпусов коллегиума. После третьего раздела Польши (1795 год), уже в составе Российской империи, в 1805 году польский магнат Тадеуш Чацкий основал на их базе Высшую Волынскую гимназию, в 1819 году реорганизованную в лицей. Кременец стал одним из крупнейших образовательных центров и даже слыл в православном народе Волынскими Афинами. При гимназии в 1809 году Г. Милером был создан ботанический сад, долгие годы считавшийся одним из лучших в империи. В том же году в семье преподавателя литературы и риторики гимназии родился классик польской поэзии Юлиуш Словацкий (1809—1849). Дом в Кременце, в котором семья Словацких проживала в 1814—1828 годах, теперь отреставрирован, в нем размещен музей поэта.

Ледяной крест у крещенской иордани

* * *

В праздник Крещения-Богоявления, именуемый еще «праздником Светов», мы расскажем о Кременецком Богоявленском монастыре, основанном в 1633—1637 годах по благословению святителя Петра (Могилы), митрополита Киевского, трудами волынских граждан — хорунжего Даниила Малиновского и чашника Лаврентия Древинского, выхлопотавших у короля Владислава IV разрешение на основание в Кременце, на выкупленных ими землях, обители, церковного братства, госпиталя и типографии.

Вид на Кременецкий Богоявленский монастырь

К этому времени Кременец был известным и древним городом, бывшей резиденцией королевы Боны, о чем свидетельствуют руины некогда неприступного замка. И сама обитель, и братство, и типография, работавшие при мужском монастыре, способствовали утверждению православной веры в Кременце и его окрестностях. Но в XVIII веке обителью завладели униаты-василиане (базилиане), которые в 1807 году передали здания монастыря Кременецкому лицею. В том же году Богоявленский монастырь был переведен в северную часть города, где находится и поныне.

В 1839 года Кременецкий монастырь был возвращен законным владельцам, и православные устроили в обители приходскую церковь. А в 1865 году в обители возобновилась иноческая жизнь, монастырь приписывался в разные годы разным обителям.

С 1880 года при монастыре возобновило свою деятельность «Богоявленское Свято-Николаевское братство», целью которого было утверждение православия и искоренения последствий насаждения католицизма и униатства на землях Западной Украины.

Страницы: 1 2 3