Икона Пресвятой Богородицы"Взыскание погибших." С Праздником!




Стоял бы и смотрел, не отрываясь.
Икона-чудо! Кротость и печаль.
Взыскание погибших. Как живая!
Струится покрывало по плечам,

Дитя прильнуло в поисках защиты,
Предчувствуя далекий Крестный час.
Пока еще ручонки не пробиты,
Но Ты глядишь на каждого из нас.

О Мати Света! Все мы виноваты.
История кружит в который раз.
Растут иуды, воины, пилаты,
Ученики – кто пред Тобой сейчас?

Иеромонах Роман.


«ВЗЫСКАНИЕ ПОГИБШИХ»

Мы знаем: уныние - грех. Паче уныния - отчаяние.Но нет человека, не согрешившего
этим хотя бы раз в жизни.Когда совсем становится невмоготу, сделайте шаг к иконе,
наделенной как раз этой силой - укреплять отчаявшихся.События недавние, близкие
Закрывают храмы,взрывают колокольни,на серпы и молоты сгребают оставшийся от
колоколов лом.«В буднях великих строек»
корежатся человеческие судьбы.Много отчаявшихся по России,еще вчера верящих в
завтра, а сегодня...В опустевшем доме одного священника,под руки в «никуда»,
горько плакала молодая женщина.
Матушка, попадья, оставшаяся одна с тремя малыми детьми Детки не плакали.
Они измученно жались к ней и таращили глаза в злую темень за окном.
Понимала матушка: не вынести ей свалившихся тягот,детей ждет голод, полная
нищета,а ее саму могут точно так же увести под рукине сегодня – завтра. Мысль,
которой она испугаласьи обрадовалась одновременно,легко коснулась ее
воспаленного рассудка: уйти из жизни, не мучиться, все равно ведь умирать...
Она взглянула на прижавшихся к ней детей, потом на потолок,ища крюк для
черного дела и только тут почувствовала на себе чей-то взгляд.Кто-то смотрел
на нее, точно кто-то смотрел.Оглядела комнату и в углу,в верхнем углу
простенького домашнего иконостаса встретилась с глазами...
с Божьей Матерью.
Она смотрела на женщину строго. Пристально.
Бросилась матушка на колени перед иконой:«Отведи от греха, погибаю,
нет больше сил!»
А Богородица все смотрела.И строгость взгляда будто сменялась состраданием и
грустью.
«Неси крест свой, матушка, Господь не оставит».Даже не услышала она эти слова -
почувствовала.
Они вошли в сердце незаметно,но, войдя, потеснили, выжали черные мысли.
Не оставит Господь.
И не оставил.
Вечером будущего дня матушка нашла в своей сумке небольшой сверток с золотыми
червонцами царской чеканки.Эта история известна многим. Ее рассказывают
именно тогда, когда заходит речь о чудотворной иконе «Взыскание погибших»,
перед которой и получила утешение плачущая попадья.
Икона удивительно красива. Божья Матерь изображена на ней со слегка склоненной
головой
к Своему Предвечному Младенцу. Она держит в объятиях Сына, а Он обнимает мать.
Взгляд Богородицы обращен к каждому, подходящему к иконе, но бывает он и строг,
и печален, и умилен, и суров, и радостен. Каждый по-своему видит его, каждый
по-своему понимает.
Все, что сокрыто от людей,открыто для Пречистой Девы.Икона в богатом окладе.
На ней серебряная с золотом, тончайшей работы риза. Творящая чудеса икона
была очень любима православными людьми.
Как-то само собой сложилось: получал человек утешение от иконы – приносил ей
свой нательный крестик, вешал на оклад. Много крестиков висело на цепочках,
некоторые из них использовали для подновления ризы.


Молитва к Божией Матери

Пресвятая Дева, Мати Христа Бога нашего,смиренно молимся Ти:
душ наших страсти лютыя исцелии прощение даруй нашим многим
прегрешениям,ихже безумно содеяхом рабы Твоя (имена).
Душу и тело осквернихом, окаянныя,увы нам, что сотворим в час онь,
внегда грознии ангели душу нашу разлучатот страстнаго нашего телесе?
Тогда помощница нам буди и предстательница теплейшая,
Тя бо имамы твердую и необоримую стену, рабы Твоя.


Описание иконы «Взыскание погибших»

Поясное изображение Богоматери. По иконографии этот образ восходит к иконе
Владимирской Божией Матери. Младенец припал левой щекой к правой щеке
Богоматери,
левой ручкой Он обхватывает Ее шею.

На иконе Божией Матери «Взыскание погибших» Христос изображен стоящим
на колене
Богоматери, ноги Его слегка перекрещены и обнажены от колен до пят.
Особенность
московского образа в том, что волосы Богоматери не прикрыты ни платом,
ни мафорием
в нарушение иконописного канона.

«Взыскание погибших» - это икона отцов и матерей, молящихся о своих детях,
икона-утешительница родительской скорби. Ее еще называют «Избавление от
бед страждущих».

Перед образом «Взыскание погибших» молятся обо всех погибающих и заблудших,
о путешествующих, о близких, разлука с которыми неминуема. Не исключено,
что именно перед этим образом Лермонтов сложил свою гениальную
«Молитву странника».Святая икона «Взыскание погибших» прославилась в Москве.
Однако первая чудотворная икона
с таким названием стала известной не в столице, а в селе Бор Калужской губернии.


Чудесное спасение крестьянина во время вьюги

Более двух веков назад жил в селе Бор крестьянин Федот Алексеевич Обухов.
Это был человек благочестивый, любивший жертвовать деньги на украшение
родного храма.
Однажды, в день Крещения Господня, по пути из города Болхова его настигла
страшная вьюга с сильным морозом. Вскоре дорогу совсем замело. Лошадь
выбилась из сил и остановилась у непроходимого оврага. На морозе Обухов
совершенно продрог.
Не видя средств к спасению, он выпряг лошадь, укутался, лег в сани и
стал засыпать, не сознавая, что замерзает. Но и в эти страшные минуты он успел
помолиться Богородице,мысленно дав обет написать Ее икону «Взыскание погибших»
В соседнем селении жил один крестьянин, приятель Обухова. И вот в завываниях
вьюги он вдруг расслышал чей-то ·голоспод окном: «Возьмите». Выйдя из дома, он
увидел в санях своего старого друга Федота Обухова. По выздоровлении Обухов
немедленно приступил к выполнению своего обета, заказав живописцу икону
Божией Матери «Взыскание погибших». Когда икона была готова, он привез ее
сначала в свой родительский дом, а оттуда «на голове своей перенес в родной храм.
Борская икона прославилась благодатными знамениями и
чудесами
Кондак 13
О Всепетая Богообрадованная Мати, рождшая на радость Небу и земли Царя Христа,
Бога нашего! Услыши глас скорбящих раб Твоих и, приемши сие малое моление наше,
избави нас от всяких бед, скорбей и напастей: недуги наша исцели, клеветы потреби,
всяку злобу и вражду отжени от нас и будущия изми муки о Тебе вопиющих: Аллилуиа.


Взыщи нас, погибающих, Пресвятая Дево,
не по грехом бо нашим наказуеши нас,
но по человеколюбию милуеши,
избави нас от ада, болезни и нужды и спаси нас.

.

На кого свалить свои грехи?

У меня есть проблема – на кого свалить свои грехи? Где найти крайнего или группу крайних, на которых можно положить эту тяжесть?

В раздумьях. Фото: Дмитрий Ишанин / v2010.thebestofrussia.ru
В раздумьях. Фото: Дмитрий Ишанин / v2010.thebestofrussia.ru
Начну с родителей. Виноваты, еще бы! Не воспитали толком, не научили ничему, не молились за меня. Перелили в меня, как из сосуда в сосуд, все свои склонности, навыки и болячки. Передали мне весь накопленный багаж внутренних проблем, чтоб я его умножил и, в умноженном виде дальше передал. Если этот ход размышлений правильный, то каждому новому поколению людей все сложнее и сложнее с грехом бороться, потому что это не только личный грех, но и умножившийся общечеловеческий грех.

Вот сказал, чтобы с себя ответственность снять. Полегчать должно было, но не полегчало. Еще, пожалуй, нарушил заповедь о почтении к отцу и матери. Самооправдание ведь такая беда, как болото. Чем больше барахтаешься, тем глубже увязаешь. Но все равно, я один свои грехи волочь на себе не желаю, и отвечать один за них не желаю. Мне сообщники нужны и подельники. Телевизор шепчет, что можно звезды и планеты в сообщники взять.

Звезды и планеты на нас влияют. Не могут не влиять, потому что все вообще на всех влияют. Звезды влияют на меня, а я влияю на звезды. Они меня притягивают своей массой и колют пучками своего света, а о них думаю. Масса моя невелика и света я не издаю, но зато я думаю, а они – нет. Кто на кого сильнее влияет, это еще вопрос.

Свалю на них свои проблемы. Скажу, мол, родился под знаком того-то, в год такой-то. Силою сложившейся на небе ситуации склонен к таким-то грехам и ничего с собой поделать не могу. Гороскоп прилагается. Обвинение прошу аннулировать.

Но что, если эту логику в земных судах всерьез начнут рассматривать? Например, возьмут и отпустят серийного убийцу на свободу по той причине, что на него могущественно влияют звезды под которыми он родился. Они, дескать, влекут его к злодейству, а он не может сопротивляться. Полный бред, но это лишь логическое следствие из веры во всемогущество звезд. Если звезды правы и сильны, то прощай юриспруденция, прощай правовое государство и здравствуй хаос, оправданный гороскопами.

Придержу этот аргумент для себя, но вслух его высказывать пока не буду.

На меня мир современный негативно влияет. Точно! Я бы другим был, если бы в другом мире жил. Разве можно в этом мире без греха прожить? Спешка, суета, жадность, жестокость, подозрительность. Огни большого города, манекены в витринах, реклама лезет в глаза и уши. Разврат, распад, пир во время чумы, похоть, глупость, ненависть к тишине, смерть задолго до смерти. Где здесь место душевному здоровью? Это он меня испортил, мир. Он меня осквернил. «Не любите мира, ни того, что в мире» Свалю свою вину на этого врага. Собственно и не свалю даже, а просто укажу на истинного виновника.

(Хотя совесть мне шепчет, что где бы я ни жил, мои проблемы со мной останутся. Пусть шепчет. Все равно, это никак проверить нельзя)

Итак, звезды, родители, мир. Уже немало. Давно полегчать должно. Родители, прародители. Деды, прадеды, прапрадеды. Отмотаем-ка ниточку до самого начала. Адам и Ева. Вот, кто виноват во всем!

Они! Они первые согрешили. Как-то даже не справедливо за вину одних всех остальных на-казывать. Она плод запретный съела? Он из ее рук плод взял? Пусть они оба и отвечают. Я родился в земле изгнания, Рая не видел в глаза, на меня воздействуют соблазны мира, у меня испорченная генетика, на мне цепей больше, чем на руках пальцев. За что судить меня? И еще, главное! Чуть не забыл! Змей, сатана, лукавый. Это он виноват. С него все началось. Адам и Ева, простите. Вас обманули. Вы – жертвы. (Хотя все равно вы больше меня виноваты. Но это так, к слову)

Вот он, пакет оправдательных документов. Вот они, аргументы для защитной речи на Суде, если Суд будет хоть чуть-чуть похож на торжество американского правосудия из голливудского кинофильма.

«Граждане судьи, гляньте на эту жертву несправедливости! На него ополчились все, кто мог ополчиться, и все требуют от него ответа. Между тем, кто перед нами? Несчастный червяк и сын несчастного червяка. Его родители были отравлены слабостями, грехами и преступными склонностями. Эту смесь они предали моему подзащитному. В свою очередь эту смесь, в несколько уменьшенном виде, они получили в наследство от своих родителей, а те – от своих. Если мы проявим терпение и размотаем клубочек, то придем к Адаму и Еве. Да, господа! Эта, всем известная пара, несет на себе полноту ответственности за все наши грехи, а значит и за грехи моего подзащитного. Добавим сюда диавола с его злобой и хитростью, с его не знающим сна и отдыха коварством и спросим себя: может ли глина (а человек сделан из глины, господа) сопротивляться нападению падшего ангела? Не утруждайте себя поиском ответов. Не может!»

И так далее, так далее, так далее. Вот и мир расписан зловещими красками, вот упомянуты и звезды. Впрочем, упомянуты как бы вскользь и случайно. Вот невиновность моя почти доказана. Но странно. На душе у меня легче не стало. Сердцебиение участилось, и щеки раскраснелись, но легче на душе не стало.

Как-то все петляли между космосом, Адамом, родителями и сатаной, а про Христа не вспомнили. Не вспомнили про Того, Кто жаждет моего оправдания больше, чем я – своего самооправдания. Я, чтобы самооправдаться, сочиняю аргументы. А Он, чтобы меня оправдать, распять Себя позволил и воскрес. Звезды, которые на меня якобы влияют, волхвов к Его Рождественским яслям привели. Адама и Еву, с которых все началось, Он первыми из ада вывел. Диавола, который ложь родил и, как яд, в людей ее впрыснул, Он ввергнет в «озеро огненное и серное», чтобы тот мучился во веки веков. (См. Откр. 20:10)

Согласно Евангелию я, конечно, виноват, но я свободен. На меня все влияют, но я все равно свободен. На глубине сердца я недоступен влияниям и ответственен сам за все свои поступки. Меня нельзя заставить грешить. Можно только убедить и соблазнить, но последнее слово за мной и мне за все отвечать. Такова прозрачная тяжесть Евангелия.

Наступит Великий пост, и на Преждеосвященной Литургии будут петь: Не уклони сердце мое в словеса лукавствия, непщевати вины о гресех. Это значит «не позволяй мне придумывать оправдания», «не дай сердцу моему уклониться в поиск самооправданий». Мало того, нужно будет также молиться о даровании видения своих грехов. «Даруй мне зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего»!

Нужно будет увидеть свои грехи и оплакать их, отказавшись от желания оправдываться. Буду судить себя сам, и Бог меня не осудит. Боюсь, что если уклонюсь в «словеса лукавствия» и придумаю себе оправдания, Бог станет припоминать мои вины и выводить их на свет. И тогда даже Солнцу придется краснеть за меня и стыдиться.

Признаю свою вину. Признаю и то, что не все про себя знаю, и неведомые мои грехи превосходят ведомые. Признаюсь в этом и голову склоню, но не буду отчаиваться. Иисусом Христом утешусь. Как Андрей Критский в каноне говорит: «В Тебе, Спасе мой, оправдаюся».

Вот только это произнес, и полегчало. Мысли улеглись, сердце потеплело и успокоилось. А сердце ведь не голова. Его не обманешь.

13 февраля - Собор новомучеников и исповедников Российских.

 

 

 

 

 



Собор святых новомучеников и исповедников Российских — группа российских святых, принявших мученическую кончину за Христа или подвергшихся гонениям после Октябрьской революции 1917 года; также название праздника в их честь.Включает в себя Собор новомучеников, в Бутове пострадавших — 289 святых, известных к 2007 году, возглавляемый священномучеником Серафимом (Чичаговым). Бутовскому собору новомучеников с 2001 года установлено совершать память в 4-ю субботу по Пасхе.Содержание История установления праздникаРусская Зарубежная Церковь (тогда вне общения с Московским Патриархатом) совершила прославление Собора новомучеников 1 ноября 1981 года на своём Соборе под председательством митрополита Филарета (Вознесенского).25 марта 1991 года Священный Синод РПЦ принял Определение «О возобновлении поминовения исповедников и мучеников, пострадавших за веру Христову, установленного Поместным Собором» 5 (18) апреля 1918 года: «Установить по всей России ежегодное поминовение в день 25 января или в следующий за сим воскресный день всех усопших в нынешнюю лютую годину гонений исповедников и мучеников».Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 1992 года определил совершать празднование Собору новомучеников и исповедников Российских 25 января по юлианскому календарю — в день памяти убиения священномученика Владимира (Богоявленского) — в случае совпадения сего числа с воскресным днём или в ближайшую неделю (воскресенье) после оного.Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года прославлены как известные, так и неизвестные нам мученики и исповедники веры (чин канонизации был совершён 20 августа 2000 года).Также было определено, что в состав Собора будут включаться святые по решению Священного Синода Русской Православной Церкви. В Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года поименно канонизирован 1774 человек.Первомучеником Собора от белого духовенства стал царскосельский протоиерей Иоанн Кочуров: 31 октября (13 ноября) 1917 года он был «расстрелян обезумевшей толпой».Собор новомучеников дополняется по мере обнаружения и изучения сведений; существуют весьма различные оценки числа казнённых и репрессированных в СССР клириков и активных мирян Православной церкви.[править]Бутовский полигон и храм близ него9 августа 2001 правительство Московской области приняло постановление № 259/28 об объявлении бывшего секретного объекта НКВД — КГБ, действовавшего с конца 1930-х и до начала 1950-х, «Бутовский полигон» в Ленинском районе, Государственным памятником истории.Согласно архивным данным ФСБ, только в период с 8 августа 1937 по 19 октября 1938 на Бутовском полигоне были убиты 20 тысяч 765 человек; из них 940 — священнослужители и миряне Русской Церкви.28 ноября по юлианскому календарю — в день памяти сщмч. Серафима (Чичагова) — 1996 года на Бутовском полигоне (д. Дрожжино Ленинского р-на Московской области) был освящён небольшой деревянный храм во имя Новомучеников и Исповедников Российских.В 2004 на богослужении, совершённом Патриархом Московским Алексием II в Бутово присутствовала первая официальная делегация РПЦЗ во главе с её Первоиерархом митрополитом Лавром, находившаяся в России с 15 по 28 мая 2004.Тогда же Патриарх Алексий и митрополит Лавр совместно заложили основание нового, каменного храма Новомучеников и Исповедников к югу от Юбилейной улицы. К 2007 завершено его строительство из бетона. В храме хранятся многие личные вещи людей, принявших мученическую кончину в Бутово.19 мая 2007, после подписания Акта о каноническом общении накануне, Патриарх Московский Алексий II и Первоиерарх Русской Зарубежной Церкви Митрополит Лавр совершили великое освящение храма.[править]Состав и порядок канонизации новомучеников и исповедников российскихСобор новомучеников и исповедников российских начал формироваться с 1989 года, когда был канонизирован первый святой.


Далее канонизация происходила следующим образом:
Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1989 году – 1 святой

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1992 году – 7 святых

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1994 году – 2 святых

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 1997 году – 3 святых

Архиерейским Собором Русской православной Церкви в 2000 году – 1071 святых, а именно:

От Алма-Атинской Епархии – 202 святых

От Барнаульской епархии – 5 святых

От Белгородской Епархии – 16 святых

От Владимирской Епархии – 2 святых

От Вологодской Епархии – 14 святых

От Воронежской Епархии – 14 святых

От Вятской Епархии – 1 святой

От Ивановской Епархии – 41 святой

От Казанской Епархии – 14 святых

От Красноярской Епархии – 13 святых

От Крымской Епархии – 10 святых

От Курской Епархии – 2 святых

От Московской Епархии – 164 святых

От Нижегородской Епархии – 45 святых

От Омской Епархии – 4 святых

От Оренбургской Епархии – 1 святой

От Орловской Епархии – 4 святых

От Пензенской Епархии – 3 святых

От Пермской Епархии – 91 святых

От Петербургской Епархии – 4 святых

От Рязанской Епархии – 34 святых

От Самарской Епархии – 9 святых
От Саранской Епархии – 11 святых

От Таллинской Епархии – 3 святых

От Тверской Епархии – 114 святых

От Тобольской Епархии – 5 святых

От Уфимской Епархии – 9 святых

От Черниговской Епархии – 3 святых

От Чимкентской Епархии – 31 святой

От Ярославской Епархии – 55 святых

От Троице- Сергиевской Лавры – 1 святой

От Валаамского монастыря – 2 святых

От Данилова Монастыря – 1 святой

От Новоспасского монастыря – 6 святых

От Соловецкого монастыря – 7 святых

От Костромской Епархии – 6 святых

Украинской Православной Церкви – 120 святых

Белорусский Экзархат – 23 святых

Императорская Семья – 7 святых

Решениями Священного Синода в Межсоборный период было канонизировано еще 664 святых, а именно:

В 2000 году – 57 святых

В 2001 году – 122 святых

В 2002 году – 147 святых

В 2003 году – 102 святых

В 2004 году – 58 святых

В 2005 году – 72 святых

В 2006 году – 56 святых

В 2007 году – 33 святых

В 2008– 12 святых

В 2009 году – 3 святых

В 2010 году – 2 святых

ВСЕГО на 1 января 2011 года 1774 святых.


Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший 13 — 16 августа 2000 года, постановил: «Общецерковное празднование памяти Собора новомучеников и исповедников Российских совершать 25 января (7 февраля), если этот день совпадет с воскресным днем, а если не совпадет — то в ближайшее воскресенье после 25 января (7 февраля).»В 2002 году утверждена новая служба Собору.

Тропарь, глас 4-й
Днесь радостно ликует Церковь Русская,/
яко мати чада, прославляющи новомученики и исповедники своя:/
святители и иереи,/
царственныя страстотерпцы,/
благоверныя князи и княгини,/
преподобныя мужи и жены/
и вся православныя христианы,/
во дни гонения безбожнаго/
жизнь свою за веру во Христа положившия/
и кровьми Истину соблюдшия./
Тех предстательством, Долготерпеливе Господи,/
страну нашу в Православии сохрани/
до скончания века.

Кондак, глас 3-й
Подобен: Дева днесь:

Днесь новомученицы Российстии /
в ризах белых предстоят Агнцу Божию /
и со Ангелы песнь победную воспевают Богу: /
благословение, и слава, и премудрость, /
и хвала и честь, / и сила, и крепость / нашему Богу /
во веки веков. Аминь.

Величание

Величаем вас,/ святии новомученицы и исповедницы Российстии,/ и чтим честная страдания ваша,/ яже за Христа/ претерпели есте.

Молитва
О, святии новомученицы и исповедницы Российстии: / святителие и пастырие Церкве Христовы, / царственнии страстотерпцы, / благовернии князие и княгини, / доблии воини, монаси и мирстии, / благочестивии мужие и жены, / во всяцем возрасте и сословии за Христа пострадавшии, / верность Ему даже до смерти свидетельствовавшии / и венец жизни от Него приявшии!
Вы во дни гонения лютаго, / землю нашу от безбожных постигшаго, / на судищах, в заточениих и пропастех земных, / в горьких работах и всяких скорбных обстояниих / образ терпения и непостыднаго упования мужественне явили есте. / Ныне же, в раи сладости наслаждающеся, / пред Престолом Божиим во славе предстоите / и присно хвалу и ходатайство со Ангелы и всеми святыми Триединому Богу возносите.

Сего ради мы, недостойнии, / молим вас, святии сродницы
наши: / не забудите земнаго отечества вашего, / грехом каинова братоубийства, / поруганием святынь, безбожием и нашими беззаконии отягченнаго. / Умолите Господа Сил, / да утвердит Церковь Свою непоколебиму в мире сем многомятежнем и лукавом; / да возродит в земли нашей дух братолюбия и мира; / да паки будем мы царское священие, / род Божий, избранный и святый, / присно с вами славящий Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

C Праздником Сретения Господня!

 
                        




Тропарь праздника.
Радуйся, благодатная Богородице Дево, из Тебе бо возсия солнце правды, Христос Бог наш, просвещаяй сущия во тме: веселися и ты, старче праведный, приемый во объятия Свободителя душ наших, дарующаго нам воскресение.

По закону Моисееву, все еврейские родители должны были своих первенцев, (то есть первых сыновей), на сороковой день после рождения, приносить в храм для посвящения Богу. При этом полагалось, в благодарность Богу, принести жертву. Закон этот бы установлен в память исхода евреев из Египта - освобождения от рабства, спасения тогда первенцев еврейских от смерти.

Во исполнение этого закона Матерь Божия с Иосифом принесли младенца Иисуса в храм Иерусалимский, а для жертвы принесли двух птенцов голубиных.

В это время в Иерусалиме жил старец, по имени Симеон. Он был человек праведный и благочестивый и ожидал пришествия Спасителя. Ему было предсказано Духом Святым, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа Господня. Симеон долго ждал исполнения обещания Божия. По преданию он жил около 300 лет. И вот, в этот день, по внушению Духа Святого, он пришел в храм. И когда Мария с Иосифом принесли Младенца Иисуса, Симеон встретил Младенца (сретение значит встреча), взял Его на руки и, славя Бога, сказал: "Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром; яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей, - свет во откровение языков, и славу людей Твоих Израиля".

Этими словами Симеон с радостью говорит: "теперь Ты, Владыко, отпускаешь меня, раба Твоего (из этой жизни в другую), по слову Твоему (согласно Твоего обещания), с миром (спокойно), потому что глаза мои увидели то спасение, которое Ты приготовил для всех людей".

Родившегося Господа Симеон называет: "светом во откровение (для просвещения) языков (язычников), то есть всех племен и народов, и "славою для народа своего", то есть Израиля. - Есть два Израиля: ветхозаветный и новозаветный. В Ветхом Завете то был избранный народ еврейский или израильский, а в Новом Завете - весь верующий мир христианский.

Иосиф же и Матерь Божия дивились словам Симеона. Симеон благословил их и, обратившись к Божией Матери, предсказал Ей о Младенце: "Вот, из-за Него будут спорить в народе: одни спасутся, а другие погибнут. А Тебе Самой оружие пройдет душу", это значило, что Она Сама будет переживать великое горе за Сына Своего, когда Он будет страдать.

Тут же, в храме, была благочестивая вдова Анна пророчица, восьмидесяти четырех лет, служившая Богу постом и молитвою день и ночь. И она узнала Спасителя и, подошедши, славила Господа и говорила о Нем всем в Иерусалиме, ожидавшим пришествия на землю Христа Спасителя.

Исполнивши все, что следовало по закону, Божия Матерь с Младенцем и Иосиф возвратились домой.

Это событие, когда святые Симеон и Анна встретили в храме принесенного Божией Материю и Иосифом Младенца Христа и прославили Его, называется праздником Сретения Господня, т. е. встречи Господа; и празднуется св. Православною Церковью, как один из великих праздников, 2-го февраля (15 февр. н. ст.).

Праведный Симеон называется Богоприимцем, то есть принявшим на свои руки Бога Спасителя.
ПРИМЕЧАНИЕ: См. Евангелие от Луки гл. 2, 22-39.
Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыке,
по глаголу Твоему, с миром;
яко видеста очи мои спасение Твое,
еже еси уготовал пред лицем всех людей,
свет во откровение языком, и славу людей Твоих Израиля.

Акафист

12 февраля -Собор святителей Василия Великого Григория Богослова

Собор трех великих вселенских учителей Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоустого





В царствование благоверного и христолюбивого царя Алексея Комнена, который принял царскую власть после Никифора Ботаниата, был в Константинополе великий спор об этих трех святителях между искуснейшими в красноречии учителями мудрости.

Одни ставили выше прочих святителей Василия Великого, называя его возвышеннейшим витией, так как он всех превосходил словом и делами, причем видели в нем мужа, мало, чем уступающего ангелам, твердого нравом, не легко прощающего согрешения и чуждого всего земного; ниже его ставили божественного Иоанна Златоуста, как имевшего отличные от указанных качества: он был расположен к помилованию грешников и скоро допускал их к покаянию.

Другие, наоборот, возвышали божественного Златоуста, как мужа человеколюбивейшего, понимающего слабость человеческого естества, и как красноречивого витию, наставлявшего всех на покаяние множеством своих медоточивых речей; поэтому и почитали они его выше Василия Великого и Григория Богослова. Иные, наконец, стояли за святого Григория Богослова, утверждая, что он убедительностью речи, искусным истолкованием Священного Писания и изяществом построения речи превзошел всех славнейших представителей эллинской мудрости, как ранее живших, так и современных ему. Так одни возвышали славу святого Григория, а другие унижали его значение. От этого происходил между многими раздор, причем одни назывались Иоаннитами, другие Василианами, а иные Григорианами. Об этих именах спорили мужи искуснейшие в красноречии и мудрости.




Три святителя - Василий Великий,
Григорий Богослов и Иоанн Златоуст


Спустя некоторое время после того, как возникли эти споры, явились эти великие святые, сначала каждый отдельно, а затем все три вместе, - притом не во сне, а наяву, - Иоанну, епископу Евхаитскому, ученейшему мужу, весьма сведущему в эллинской мудрости (как об этом свидетельствуют и его сочинения), а также прославившемуся своею добродетельною жизнью. Они сказали ему едиными устами:

- Мы равны у Бога, как ты видишь; нет у нас ни разделения, ни какого-либо противодействия друг другу. Каждый из нас отдельно, в свое время, возбуждаемый Божественным Духом, написал соответствующие поучения для спасения людей. Чему мы научились сокровенно, то передали явно людям. Нет между нами ни первого, ни второго. Если ты ссылаешься на одного, то в том же согласны и оба другие. Поэтому, повели препирающимся по поводу нас прекратить споры, ибо как при жизни, так и после кончины, мы имеем заботу о том, чтобы привести к миру и единомыслию концы вселенной. В виду этого, соедини в один день память о нас и, как подобает тебе, составь нам праздничную службу, а прочим передай, что мы имеем у Бога равное достоинство. Мы же совершающим память о нас будем споспешниками к спасению, так как мы надеемся, что имеем некоторую заслугу у Бога.

Сказав это епископу, они стали подниматься на небо, сияя неизреченным светом и называя друг друга по имени. Блаженный епископ Иоанн тотчас своими стараниями восстановил мир между враждовавшими, так как он был муж великий в добродетели и знаменитый в любомудрии. Он установил праздник трех святителей, как и повелели ему святые, и завещал церквам праздновать его с подобающим торжеством. В этом ясно обнаружилась мудрость сего великого мужа, так как он усмотрел, что в январе месяце совершается память всех трех святителей, а именно: в первый день - Василия Великого, в двадцать пятый - божественного Григория, а в двадцать седьмой - святого Златоуста, - то он соединил их в тридцатый день того же месяца, увенчав празднование их памяти канонами, тропарями и похвалами, как это и приличествовало.

Необходимо добавить о них и следующее. Святой Василий Великий превзошел в книжной мудрости не только учителей своего времени, но и древнейших: он прошел не только всю науку красноречия до последнего слова, но и хорошо изучил философию, а равно постиг и ту науку, которая учит истинной христианской деятельности. Затем, проводя добродетельную жизнь, исполненную нестяжательности и целомудрия, и восходя умом к боговидению, он был возведен на архиерейский престол, имея сорок лет от рождения, и в течение восьми слишком лет был предстоятелем церкви.

Святой Григорий Богослов был столь велик, что если бы можно было создать человеческий образ и столп, составленный по частям из всех добродетелей, то он был бы подобен великому Григорию. Просияв своею святою жизнью, он достиг такой высоты в области богословия, что всех побеждал своею мудростью, как в словесных спорах, так и в истолковании догматов веры. Поэтому он и был назван богословом. Он был святителем в Константинополе двенадцать лет, утверждая православие. Пожив затем малое время на патриаршем престоле (как об этом пишется в его житии), он оставил престол по преклонности возраста и, имея шестьдесят, отошел в горные обители.

О божественном Златоусте по справедливости можно сказать, что он превзошел всех еллинских мудрецов разумом, убедительностью слова и изяществом речи; Божественное Писание он изъяснил и истолковал неподражаемо; равным образом, в добродетельной жизни и боговидении он далеко превзошел всех. Он был источником милости и любви, был исполнен ревности учительства. Всего он прожил шестьдесят лет; пастырем Христовой Церкви был шесть лет. Молитвами сих трех святителей Христос Бог наш да низложит еретические распри, а нас да сохранит в мире и единомыслии и да сподобит нас Небесного Своего Царствия, ибо благословен Он во веки. Аминь.


Димитрий, митрополит Ростовский "Жития святых"

Крупицы духовной мудрости.

Изречения святых отцов

Не должно судить никого, хотя бы и собственными очами видел кого согрешающим или коснеющем в преступлении заповедей Божиих, по слову Божию: «Не судите да не судимы будете» (Мф. 7,1), и паки: «Кто ты, осуждающий чужого раба? Пред своим Господом стоит он или падает. И будет возставлен: ибо силен Бог возставить его» (Рим. 14,4).

От чего мы осуждаем ближних своих? Оттого, что не стараемся познать самих себя. Кто занят познанием самого себя, тому некогда замечать за другими (Прп. Серафим Саровский).

Бойтесь кого-либо осуждать, даже в сердце своем, а не только открыто.

Кто верует, что он по исшествии из тела должен предстать на суд Божий, тот ни в каком случае не будет осуждать ближнего, потому что сам должен дать отчет Богу во всех делах своих. Любовь к ближнему свидетельствуется неосуждением ближнего. Если помысл понуждает тебя сказать что-либо худое о брате твоем, подумай, сколько это вредно для души и противно Богу, — и успокоишься.

У кого сердце чисто, тот всех людей почитает чистыми, но у кого сердце осквернено страстями, тот никого не почитает чистым, но думает, что все ему подобны (Прп. Исайя Отшельник).

Всегда при речах осуждающих, держите правило: не верить. Один старец, когда к нему пришел кто-то и начал худо говорить о другом, спросил его: «откуда знаешь о том»? Тот сказал: один добрый человек рассказывал. — «Ну нет, не добрый,» — отвечал ему старец. — «Если бы был добрый, не стал бы худо говорить о другом» (Свт. Феофан Затворник).

Злоречивая душа имеет трезубчатый язык: она вредит самой себе и слушающему, а иногда и тому, кого злословит (Прп. Фалассий Сирийский).

Услышав слово, порицающее и осуждающее ближнего, остерегись, чтобы чрез слух не принять участия в грехе чужого языка. Не прилагай сердца твоего к словам, которые вреднее для осуждающего, нежели для осуждаемого (Свт. Филарет М. Московский).

Друг осуждающий тайно — мудрый врач, а врачующий пред глазами многих есть ругатель. Если ты не в состоянии заградить уста осуждающему друга твоего, то по крайней мере остерегись вступать с ним в общение. Авва Агафон, когда видел какое-нибудь дело и помысл побуждал его к осуждению, — говорил самому себе: «Агафон! Не сделай сам того же!» И помысл его успокаивался.

Не пренебрегай грешными за недостатки их, чтобы самому не быть искушенным в том же, в чем искусились они (Прп. Исаак Сирии).

Не осуждай блудника, хотя ты и целомудрен, потому что и сам ты, как он преступишь закон, если осудишь его. Ибо Сказавший не прелюды сотвори (Мф. 5, 27), сказал также: не суди (7, 1) (Древний Патерик).

Не осуждай другого, но старайся самого себя исправить, дабы ты сам не был достоин осуждения. Всякий падает когда Бог его не укрепит, без помощи Божией стоять не можем. Осуждая ближнего, ты сделал худшим и того, кто тебя слышал. Если это грешник, то делается беспечным, нашедши себе сообщника в грехе; а если — праведник, то впадает в гордость и надмевается из-за чужого греха, получая повод высоко думать о себе (Свт. Иоанн Златоуст). •

Не только поносить ближнего, но и слушать поносителей его не должно (Свт. Иоанн Златоуст).

Змий изгнал Еву из рая клеветою; посему злословящий ближнего подобен змию. Он губит душу того, кто слушает его, не спасет и своей (Прп. Иерехий).

Язык осуждающего злее ада: ад возьмет только злых, а он пожирает и злых, и добрых (Прп. Харитон).

Хотя бы ты и своими очами увидел согрешающего, (и тогда) не осуждай; потому что часто и они обманываются.

Судить — это бесстыдное похищение Божия достоинства (Прп. Иоанн Лествичник).

Не осмеивай и не осуждай впадшего в искушение, но чаще молись, чтобы самому не впасть в искушение.

Прежде кончины никого не ублажай и прежде смерти ни в ком не отчаявайся.

Подвергшегося падению хорошо поднять на ноги, а не осмеять (Прп. Ефрем Сирии).

Согрешающему другу напомни о Судии. Ты этим принесешь пользу ему и вместе себе; потому что это врачевство совета, как общее, пригодно и ему, и тебе.

Воздохни о согрешающем ближнем, чтобы вместе с тем воздохнуть о себе, потому что все повинны во грехах и подлежим наказанию (Прп. Нил Синайский).

Не смотри на чужие грехи, а смотри на свои злые дела: ибо не за первые будешь судим, но за себя непременно дашь ответ. (Свт. Димитрий Ростовский).

Нет ничего тяжелее, нет ничего хуже осуждения.

Не осуждай ближнего: тебе грех его известен, а покаяние неизвестно (Прп. Авва Дорофей).

Когда мы покроем согрешение брата своего, — и Бог покроет наши согрешения; а когда мы обнаружим грех брата и Бог объявит наши грехи (Прп. Пимен).

Кто не расположен ко злу, тот неспособен и к подозрению.

Лучше о себе слышать худое, нежели говорить худо о других (Свт. Григорий Богослов).

Когда что худое в ближнем твоем увидишь, или услышишь, то запечатлей уста твои молчанием, а о нем воздохни ко Господу, да исправит его; и о себе молись, чтобы в такой же порок не впасть, потому что всякому падению подлежим, как немощные (Свт. Тихон Задонский).

...«Господи, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего» (молитва прп. Ефрема Сирина).

10 февраля день памяти преподобного Ефрема Сирина



ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН

Каждый из нас Великим постом повторяет дивные слова его молитвы "Господи и Владыко живота моего...". Они живут уже века, и тысячи сердец принимают эту молитву, живут этой молитвой, учатся через эту молитву, очищаются через эту необъятную молитву, потому что в ней как бы вся жизнь человеческая заключена.

Среди учителей Церкви преподобный Ефрем Сирин был одним из самых могучих проповедников покаяния. Он жил далеко на Востоке, в стране, которая теперь называется Ираком. Там впервые было проповедано слово Божие еще в апостольские времена: апостол Фаддей пришел в эти места с проповедью Евангелия.

Мы с вами привыкли к тому, что слово Христово, выйдя из Иерусалима, пришло на Запад, пришло в Грецию, пришло на Русь. Но мы забываем, что были отважные, смелые проповедники, которые пошли на Восток, в глубоко языческую Азию, где были могущественные государства, где гораздо более жестоко преследовали христиан. И все-таки эти апостолы дошли до Ирана, до Индии, даже до Китая, и там утвердили первые ростки Христовой Церкви, которые до сих пор не искоренены, и до сих пор в этих странах, несмотря на все испытания и трудности, свет Христов не погас.

И вот в одной из этих стран жил Ефрем Сирин, или, как его там называли, Мар Ефрем. Map - таково было почтительное обращение на Востоке. Он был сирийцем по происхождению, говорил на сирийском языке, близком к языку древнееврейскому, на котором написано Священное Писание. Поэтому с молодости он мог читать, изучать Слово Божие Ветхого Завета в подлиннике. Он получил с детства христианское воспитание.

Как он сам пишет в своей книге "Исповедь", с юных лет он видел вокруг себя прекрасные примеры честности, добродетели, благоговения, благочестия. Но было у него в сердце одно сомнение: ему начинало казаться, что в мире нет никакой правды, что Господь как бы бросил мир, что все происходит по воле слепых, злых сил, что кругом господствует случайность: нелепая смерть, нелепая болезнь, случайные столкновения, случайные падения.

И вот однажды с ним произошло несчастье. Отправился он поздно ночью по дороге из своего родного города Нисибина, и, когда его застигла полночь, остановился отдохнуть у костра пастухов. А утром пастухи поднялись и обвинили его в том, что он украл несколько овец. На самом деле они сами были виноваты. Но он был незнакомый путник, и они решили взвалить вину на него. Места эти бедные, земля там неплодородная; каждая овца и коза были на вес золота. И похищение чужой овцы считалось большим преступлением.

Его немедленно повели в город, и оказался он в чужом месте, в тюрьме. И там он молился: "Господи, ты видишь, что все происходит без Твоего промысла, за что я тут нахожусь?" 0н сидел вместе с преступниками, убийцами и ворами; сквернословие, грязь, смрад - в этой темнице, как в аду, оказался юноша, который всегда старался от всего черного и грязного отстраняться.

Во время молитвы он заснул, и во сне увидел то селение, где он ночевал с пастухами; и вдруг, с необычайной яркостью вспомнил, что еще мальчиком он бывал в этих местах, и как они с товарищами из озорства открыли ночью хлев у бедного человека. Открыли и убежали, а корова, единственное достояние бедняка, ушла из хлева в степь, где ее растерзали волки. Тот человек попал в еще большую нищету. Но эти озорные дети не понимали, что делают. Однако зло было посеяно.

И в это мгновение, когда Ефрем все это вспомнил, когда сон подсказал ему это, он вдруг почувствовал, понял, что в мире никогда и ничего не происходит случайно, что каждая ниточка связана с другой ниточкой. И если мы с вами сегодня не видим этих связей, то потом все нам откроется.

Да, и зло властвует, и свирепствует случай, - все это так! Но где-то тайно рука Промысла над всем простерта. И обязательно - рано или поздно - зло будет иметь воздаяние. И когда нам кажется, что злой плод вырастает на пустом месте, - нет! Там он был посеян. А когда зло посеяно, оно обязательно дает горькие и страшные ростки.

Этот случай совершил переворот в душе Ефрема. Он был освобожден из тюрьмы. Доказали его невиновность, и он вернулся в свой город Нисибин, где целиком погрузился в изучение Священного Писания. Он пришел к епископу Иакову, стал его учеником и начал слагать церковные гимны и писать толкование на Священное Писание. После того, как его родной город был захвачен иранцами, он переселился в сирийский город Эдессу. Там он жил и прославился как великий миротворец, творец церковных песнопений, создатель молитв.

Говорят, что число строк, написанных им в книгах, было более трех миллионов. Огромное количество песнопений, толкований, поучений было написано святым Ефремом Сириным. Многие отцы и учителя Церкви любили и ценили эти писания, многие знали Ефрема, хотя он старался, по своему смирению, никогда не выдвигаться. Он был простым монахом. И только святой Василий Великий почти насильственно заставил его принять сан дьякона, но священником Ефрем быть отказался, а епископом тем более. Он хотел быть только уединенным подвижником, церковным писателем, молитвенником за мир.

Он был замечательный поэт и музыкант, сложил десятки песен церковных, которые за ним пели люди. Он считал необходимым, чтобы все христиане служили в своей жизни добру, и сам творил добрые дела. По его настоянию в Сирии были построены первые христианские больницы. И там люди благословляли имя Мар Ефрема. :

Мы с вами слышим голос его души в той молитве, которая всем вам хорошо знакома: "Господи и Владыко живота моего...", но большинство из вас, наверное, никогда не читало писаний Ефрема Сирина. Они написаны как бы огнем и слезами. Это была пламенная душа, огненный человек, горячий проповедник, который и сам умел каяться, и других заражал истинным покаянным чувством.

Так вот, послушайте несколько слов из его писаний:

"Встав при гробе, - пишет Ефрем Сирин, - проник я в него взором и увидел там истлевшую плоть. В могиле она стала отвратительной, нет и подобия лица, видны рассыпавшиеся сухие кости. Со скорбью и горестью отступил я от гроба, перенесся мыслию к тому времени, когда мы воскреснем по гласу трубы и прославим Тебя, Господи, на уготованное нам воскресение и скажем: "Хвала Тебе, Господи, всяческих". Слыша в каждом Евангелии о Воскресении, возблагодарил я Бога и воскликнул:

Хвала преславной тайне Твоей, Которая вначале украсила и почтила наше естество, а в конце времен ниспослала Сына Своего. И Он спас нас от погибели и паки приидет воскресить нас, весь Адамов род. Праведников вознесет на небо, нечестивых ввергнет в геенну, и воскликнут ему: Праведен суд Твой, Господи, Царю! Хвала Тебе, Господи, всяческих!

Далее он обращается к Спасителю Христу с молитвой:

Благий Человеколюбец! Если на траву, на цветы, на всякую зелень земную обильно изливается благодать Твоя в свое время, то кольми паче подаешь Ты просимое рабу Твоему, умоляющему Тебя. Ибо вот, проясняется воздух, и птицы разнообразят голоса свои, воспевая славу великой премудрости Твоей. Вот вся земля облекается в одежду из священных цветов, сотканных из рук человеческих, веселится и празднует весну. Окропи мое сердце росою благодати Твоей, Благий Человеколюбче! Как засеяннная земля без дождя не может дать и воспитать растения свои, так и сердце мое без благодати Твоей не в силах принести благоугодное Тебе и плод правды. Вот дождь питает растения и деревья, увенчивает их цветами. И роса благодати Твоей да просветит ум мой, и сердце мое, и украсит цветами умиления, смирения, любви и терпения. Да приближится моление пред Тебя, Господи! Даруй мне святого семени Твоего, чтоб мог я принести Тебе корзины, полные плодов благих и сказать: Слава Давшему, чтоб принести Ему и поклониться Отцу, Сыну и Святому Духу!

Протоиерей Александр Мень



http://nikolski.kz/blagovest/nb555.htm