Святитель Иоанн Златоуст.

Святитель Иоанн Златоуст, архиепископ Константинопольский, один из трех Вселенских святителей, родился в Антиохии ок. 347 года, в семье военачальника. Его отец, Секунд, умер вскоре после рождения сына. Мать святого Иоанна, Анфуса, оставшись в двадцать лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия. Юноша учился у лучших философов и риторов. Но, пренебрегая суетными знаниями язычников, будущий святитель рано обратился к углубленному изучению Священного Писания и молитвенному созерцанию. Святитель Мелетий, епископ Антиохийский (память 12 февраля), полюбивший Иоанна, как сына, наставил его в вере и в 367 году крестил. Через три года святой Иоанн был поставлен во чтеца. После того, как святитель Мелетий был отправлен в ссылку императором Валентом в 372 году, Иоанн совместно с Феодором (впоследствии - епископом Мопсуетским) учился у опытных наставников подвижнической жизни, пресвитеров Флавиана и Диодора Тарсийского. Особенное влияние на юношу оказал высокообразованный Диодор. Когда скончалась мать Иоанна, он принял иночество, которое называл "истинной философией". Вскоре Иоанна и Феодора сочли достойными кандидатами для занятия епископских кафедр, и друзья решили удалиться в пустыню, избегая назначения. Однако святой Иоанн, сам уклонившись из смирения от архиерейского сана, тайно содействовал посвящению Василия. В это время святой Иоанн написал "Шесть слов о священстве", великое творение православного пастырского Богословия. Четыре года провел святой в трудах пустыннического жительства, подвизаясь под руководством опытного духовного наставника. Здесь были им написаны три книги "Против вооружающихся на ищущих монашества" и сочинение "Сравнение инока с царем" ("Сравнение власти, богатства и преимуществ царских с истинным и христианским любомудрием монашеской жизни"), проникнутые высоким представлением о достоинстве иноческого звания. Два года святой соблюдал полное безмолвие, находясь в уединенной пещере. Для восстановления здоровья Иоанн должен был возвратиться в Антиохию. В 381 году святой епископ Мелетий Антиохийский посвятил его во диакона. Последующие годы были посвящены работе над новыми богословскими творениями: "О Провидении" ("К Стагирию подвижнику"), "Книга о девстве", "К молодой вдове" (два слова), "Книга о святом Вавиле и против Юлиана и язычников".

В 386 году святой Иоанн был хиротонисан епископом Антиохийским Флавианом во пресвитера. На него возложили обязанность проповедовать Слово Божие. Святой Иоанн оказался блестящим проповедником, и за редкий дар Богодохновенного слова получил от паствы наименование "Златоуст". Двенадцать лет святой, при стечении толп народа, обычно дважды в неделю, а иногда - каждодневно, проповедовал в храме, глубоко потрясая сердца слушателей.

В пастырской ревности о наилучшем усвоении христианами Священного Писания святой Иоанн обращается к священной герменевтике - науке о толковании Слова Божия. Среди его экзегетических творений - толкования на целые книги Священного Писания (Бытия, Псалтирь, Евангелия от Матфея и Иоанна, Послания апостола Павла) и множество бесед на отдельные тексты святой Библии, а также поучения на праздники, в похвалу святых и слова апологетические (против аномеев, иудействующих и язычников). Иоанн-пресвитер ревностно исполнял заповедь попечения о бедных: при нем Антиохийская Церковь питала каждый день до 3000 дев и вдовиц, не считая заключенных, странников и больных.

В начале Великого поста 388 года святитель начал толкование книги Бытия. За Четыредесятницу он произнес 32 беседы. На Страстной седмице говорил о предателе и о Кресте, на Пасхальной седмице и до Пятидесятницы ежедневно прихожане наставлялись его пастырским словом. Толкование книги Бытия было закончено в конце октября. С Пасхи следующего года святой начал изъяснение Евангелия от Иоанна, а в конце 389 года перешел к Евангелию от Матфея. В 391 году антиохийские христиане слушали его толкование на Послания святого апостола Павла к Римлянам и к Коринфянам. С 393 года он обратился к Посланиям к Галатам, Ефесянам, Тимофею, Титу и псалмам. В беседе на Послание к Ефесянам святой Иоанн обличал антиохийский раскол: "Говорю и свидетельствую, что раздирать Церковь не менее значит, как и впадать в ересь. Церковь есть дом Отца Небесного, Единое Тело и Единый Дух".

Росла слава святого проповедника, и в 397 году, по преставлении Константинопольского архиепископа Нектария, преемника святителя Григория Богослова, он был вызван из Антиохии для поставления на Константинопольскую кафедру. В столице святой архипастырь не мог проповедовать так часто, как в Антиохии. Множество дел ожидало решения святителя, он начал с главного - с духовного совершенствования священства. И здесь лучшим примером был он сам. Средства, которые предназначались для архиепископа, святой обратил на содержание нескольких больниц и двух гостиниц для паломников. Архипастырь довольствовался скудной пищей, отказывался от приглашений на обеды. Ревность святителя к утверждению христианской веры распространялась не только на жителей Константинополя, но и на Фракию, включая славян и готов, Малую Азию и Понтийскую область. Им был поставлен епископ для Церкви Боспора, находившейся в Крыму. В Финикию, Персию, к скифам для обращения ко Христу язычников святой Иоанн направлял ревностных миссионеров, писал послания в Сирию, чтобы вернуть Церкви маркионитов, и добился этого. Храня единство Церкви, святой не позволил могущественному готскому военачальнику, диктовавшему свои условия императору, открыть в Константинополе арианский храм. Много трудов положил святитель на устроение благолепного Богослужения: составил чин Литургии, ввел антифонное пение за всенощным бдением, написал несколько молитв чина елеосвящения. Распущенность столичных нравов, особенно императорского двора, нашла в лице святителя нелицеприятного обличителя. Когда императрица Евдоксия распорядилась о конфискации последней собственности у вдовы и детей опального вельможи, святой встал на их защиту. Гордая императрица не уступила и затаила гнев на архипастыря. Ненависть Евдоксии к святителю разгорелась с новой силой, когда недоброжелатели сказали ей, будто святитель в своем поучении о суетных женщинах имел в виду ее. Суд, составленный из иерархов, справедливо обличаемых ранее Златоустом: Феофила Александрийского, Севериана, Гевальского епископа, незадолго перед тем изгнанного из столицы за беспорядки, и других - постановил низложить святого Иоанна и за оскорбление императрицы предать казни. Император заменил казнь изгнанием. У храма толпился возбужденный народ, решивший защищать своего пастыря. Святитель, чтобы избежать волнений, сам отдал себя в руки властей. Той же ночью в Константинополе произошло землетрясение. Дворец содрогнулся. Испуганная Евдоксия просила императора срочно вернуть святого и немедля послала письмо изгнанному пастырю, умоляя его вернуться. И вновь в столичном храме святитель в краткой речи благословляет Господа "за все пути Его". Клеветники бежали в Александрию. Но уже через два месяца новый донос пробуждает гнев Евдоксии. В марте 404 года состоялся неправедный Собор, постановивший изгнать святого Иоанна. По удалении его из столицы, пожар обратил в пепел храм Святой Софии и здание сената. Вскоре последовали опустошительные набеги варваров, а в октябре 404 года умерла Евдоксия. Даже язычники видели в этих событиях небесное наказание за неправедное осуждение угодника Божия.

Находясь в Армении, святитель еще более старался укрепить своих духовных чад. В многочисленных письмах (их сохранилось 245) епископам Азии, Африки, Европы и особенно своим друзьям в Константинополе святой Иоанн утешал страдающих, наставлял и поддерживал своих приверженцев. Зимой 406 года святитель Иоанн был болезнью прикован к постели. Но враги его не унимались. Из столицы пришел приказ перевести святого Иоанна в глухой Питиус (в Абхазии). Истощенный болезнями святитель в сопровождении конвоя три месяца в дождь и зной совершал свой последний переход. В Команах силы оставили его. У склепа святого Василиска (память 22 мая), утешенный явлением мученика ("Не унывай, брат Иоанн! Завтра мы будем вместе"), причастившись Святых Тайн, вселенский святитель со словами "Слава Богу за всё!" отошел к Господу 14 сентября 407 года. Святые мощи Иоанна Златоуста торжественно были перенесены в Константинополь в 438 году. Ученик святого Иоанна, преподобный Исидор Пелусиотский (память 4 февраля), писал: "Дом Давидов укрепляется, а дом Саулов слабеет, как ты видишь: он победил бурю жизни и переселился в Небесный покой".

Тропарь, глас 8

Уст твоих якоже светлость огня возсиявши благодать, вселенную просвети: не сребролюбия мирови сокровища сниска, высоту нам смиренномудрия показа. Но твоими словесы наказуя, отче Иоанне Златоусте, моли Слова Христа Бога, спастися душам нашим.

Кондак, глас 6

От небес приял еси Божественную благодать и твоими устнами вся учиши покланятися в Троице Единому Богу, Иоанне Златоусте, всеблаженне преподобне, достойно хвалим тя: еси бо наставник, яко божественная являя.

Величание

Величаем тя, святителю отче Иоанне, и чтим святую память твою: ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Молитвы святителю Иоанну Златоустому, архиепископу Константина града


Молитва первая

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси: сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Ты еси отроком — послушания образ, юным — целомудрия светило, мужем — трудолюбия наставник, старым — незлобия учитель, иноком — воздержания правило, молящимся — вождь от Бога вдохновенный, мудрости ищущим — ума просветитель, витиям доброглаголивым — слова живаго источник неисчерпаемый, благотворящим — милосердия звезда, начальствующим — правления мудраго образ, правды ревнителем — дерзновения вдохновитель, правды ради гонимым — терпения наставник: всем вся был еси, да всяко некия спасеши. Над всеми же сими стяжал еси любовь, яже есть соуз совершенства, и тою, яко силою Божественною, вся дарования во единем лице твоем во едино совокупил еси, и туюжде любовь, разделенная примиряющую, в толковании словес апостольских всем верным проповедал еси. Мы же грешнии, по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, бываем тщеславни, друг друга раздражающе, друг другу завидяще: сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими, отжени от сердец наших всяку гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное будет, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно и во веки веков. Аминь.


Молитва вторая

О святителю великий Иоанне Златоусте! Многая и различная дарования от Господа приял еси и, яко раб благий и верный, вся данныя тебе таланты добре умножил еси, сего ради воистину вселенский учитель был еси, яко всяк возраст и всяко звание от тебе поучается. Мы же, грешнии (имена), по единому кийждо свое дарование имуще, единения духа в союзе мира не имамы, но бываем тщеславии, друг друга раздражающе, друг другу завидяще; сего ради дарования наша разделенная не в мир и спасение, но во вражду и осуждение нам являются. Темже к тебе, святителю Божий, припадаем, раздором обуреваеми, и в сокрушении сердца просим: молитвами твоими отжени от сердец наших всяку злобу, недоброжелательство, гордость и зависть, нас разделяющия, да во мнозех удех едино тело церковное невозбранно пребудем, да по словеси твоему молитвенному возлюбим друг друга и единомыслием исповемы Отца и Сына и Святаго Духа, Троицу Единосущную и Нераздельную, ныне и присно, и во веки веков. Аминь.

"Нам оставлено покаяние..."


...Прошу вас усердно помолиться за нее, и при случае осторожненько напоминать ей о том, как св. угодники боролись с помыслами и другими вражиими кознями, как хитер враг, как преображается и в Ангелов, и в людей, и в зверей, и проч. и всячески ищет нашей погибели.

Средства борьбы: 1) с силой отвергнуть (с гневом) помыслы и внушения врага и 2) призвать на помощь Господа Спасителя, сознавая всегда свою немощь и греховность. Постоянное внимание себе, нежелание беседовать и смотреть на греховные, даже и пустые мысли и картины, и призывание от всего сердца имени Иисуса Христа – может возвести человека на высокую ступень духовной лестницы. Многие так научились сердечной молитве Иисусовой...

...Как здоровье М. и К.? Пусть без ума не утомляются работой. Это грех. Надо все делать по силам. На телесное все силы убивают, а на душу остается несколько сонных минут. Разве так можно? Надо помнить слова Спасителя: Ищите прежде царствия Божия... и прочее. Эта заповедь, как "не убий", "не блуди" и пр. Нарушение этой заповеди часто больше вредит душе, чем случайное падение. Оно незаметно охлаждает душу, держит ее в нечувствии, а часто приводит к духовной смерти: "пусть мертвые погребают своих мертвецов", мертвые душой, без чувства духовного, без горячности в делании заповедей, ни горячие, ни холодные, которых Господь угрожает изблевать от уст Своих.

Надо хоть один раз в сутки на несколько минут ставить себя на суд пред Господом, как будто мы умерли и в сороковой день стоим перед Господом и ждем изречения о нас, куда Господь пошлет нас. Представ мысленно пред Господом в ожидании суда, будем плакать и умолять милосердие Божие о помиловании нас, об отпущении нашего огромного неоплатного долга. Советую всем принять это в постоянное делание до смерти. Лучше вечером, а можно и в любое время, сосредоточиться всей душой и умолять Господа простить нас и помиловать; еще лучше несколько раз в день.

Это заповедь Божия и Св. Отцов, позаботьтесь хоть несколько о душе своей. Все проходит, смерть за плечами, а мы совсем не думаем, с чем предстанем на суд и что о нас изречет Праведный Судия, знающий и помнящий всякое наше движение – самое тонкое – души и тела от юности до смерти. Что мы будем отвечать?

Св. Отцы потому здесь и плакали и умоляли Господа о прощении, чтобы не плакать на Суде и в вечности. Если они нуждались в плаче, то мы, окаянные, почему считаем себя хорошими и так беспечно живем и думаем только о житейском. Простите меня, учащего и ничего не делающего.

М. обиделась зимой, что я ей не даю указаний, что делать и читать, а сама пяти минут не исполняет. Вот делай, М., то, что сейчас сказал, только как следует, тогда не надо будет тебе ничего и читать, получишь гораздо больше, чем если бы с утра до вечера читала. Все дело в том и есть, что читаем и знаем, что надо делать, а ничего не делаем. Ждем, чтобы за нас какой-либо дядька сделал. А ведь можем получить участь бесплодной смоковницы. Проклят всяк, творяй дело Господне с небрежением. А мы как творим дело спасения нашего? Как молимся, как исполняем заповеди, как каемся и проч., и проч.? Секира при корени дерева лежит...

Простите меня и помолитесь о себе и о мне. Привет и благословение Божие всем. Пишите.

К МАТУШКЕ ПРИШЛИ... - к дню памяти Ксении Блаженной



6 февраля - день память Блаженной Ксеньюшки

К МАТУШКЕ ПРИШЛИ…



…Смоленское кладбище подобно спящему ребёнку: глубоким миром и чистотой веет на его аллеях. Ради чего только не идём мы ко Ксении Блаженной! Выплакать горе, вымолить удачу — и каждый замкнут в себе, в своей беде, в своей радости… В своей молитве. И это понятно, и странно было бы прийти ко Ксении, чтобы поглазеть на народ. Но вот я впервые у Блаженной не ради молитвы, а именно ради молящихся. Смотрю, озираюсь, вглядываюсь.

Удивительно! Нет на этих людях всем нам знакомой печати «церковности», привычного благочестия, заученной молитвенности. Люди одеты не слишком благочестиво, зато в глазах, на устах не вычитанная из книжки молитва — из сердца рвущаяся мольба. Заговорить с ними? Но они сюда не для бесед пришли.

Вот мужчина — солидный, хорошо одетый, уверенный в себе. Подходишь к нему с вопросом — а он вдруг в слёзы:

— Сын погиб… Виталик… Двадцать три года было… Может, хоть Ксения подскажет, как дальше-то жить?

Вот нарядная дама с маленьким ребёнком:

— Я Ксении очень благодарна… Она мне так помогла… Чем? Ну, я любила одного человека… И очень хотела выйти за него… И вышла. А сейчас о другом прошу: мне операция предстоит… Так боюсь…

Молодой парень смущается:

— Я когда с девушкой своей поссорюсь, всегда сюда прихожу… Помогает…

Мужчина спортивного вида охотно отвечает:

— В первый раз сюда пришёл, когда на тренировках перестарался: сместились позвонки, еле двигался. Дополз сюда, прочёл акафист — обратно пошёл как новый. А сейчас я в Америке живу. но Ксению не забываю: как останусь без работы, так сразу ей молюсь — и сразу что-то очень приличное находится.

Женщина в слезах:

— У меня папа умер. Остались мы с мамой вдвоём… Мне Ксения однажды очень помогла: получила я через неё очень ценный совет… Верю, что и теперь поможет.

Пожилая женщина:

— Поживите-ка с моё по коммуналкам, узнаете, почем фунт лиха. А Ксения мне квартиру послала чудесным образом…

Всё-таки, для хорошего разговора нужен свой человек, церковный, понимающий, что к чему. И нашёлся такой человек, даже двое, супружеская пара — Александр и Марина Соколовы. Сидим с ними в храме и беседуем не спеша.

— Когда вы впервые узнали, что есть такая святая Ксения? Можно этот момент вспомнить?

— Можно, можно, — отвечает Александр. — Лет 15 назад наша соседка дала нам книжечку почитать — житие матушки Ксении. И прочитали, — а сами ещё и не крещены были. И никакого особого впечатления не получили: так — приятное, познавательное чтение, сердце спокойным осталось. Но прошёл год, мы крестились… И вскоре привёл Господь встретиться с Матушкой, так сказать, лицом к лицу… Шёл тяжёлый 1993-й. Возвращаюсь из отпуска и вижу: тёщенька моя из Пскова приехала. Плачет горько! На работе её сократили, с жильём какие-то трудности начались, и ещё что-то, и ещё… Тут же отправляюсь с ней на вокзал — едем во Псков, чтобы на месте посмотреть, чем можно помочь. А как помогать?! Ума не приложу! Я с такими делами не сталкивался никогда — с чего начать? Чем закончить? И вот, не доходя до вокзала, я ни с того ни с сего отправляюсь в ближайший храм и покупаю акафист Блаженной Ксении. И всю дорогу до Пскова, четыре часа с лишним, читаю его. И всё решилось самым лучшим — и совершенно чудесным — образом. Меня словно за руку кто-то вёл.

И это ещё не всё. Возвращаюсь в Питер счастливый, умиротворённый: не столько оттого, что беду от тёщи отвёл, сколько оттого, что молился всей душой и был услышан. Это впервые со мной такое! Удивительно! За окном лето: смотрю, улыбаясь, как мимо проносятся коттеджи наших первых богачей… Думаю: Бог с ними, с богачами, а вот строителям этих дач можно позавидовать — работа на природе, понятная, интересная, и деньги за неё платят… А у меня-то… И ведь не просил ни о чём, не молился, но приехал в город, не успел домой прийти, как мне встречается знакомый и предлагает: «Бросай ты свою работу, иди с нами коттеджи строить!» И все эти тяжёлые 90-е годы мы с семьёй прожили спокойно: новая работа кормила исправно. Вот с тех-то пор мы с Мариной и уцепились за зелёную юбку матушки Ксении — так и идём по жизни… Любим мы Матушку. Всегда она с нами. Это не фантазии, не восторженность, это действительно так.

В жизни чего только не пришлось вынести… Вот дочка младшая у нас умирала… Онкология… Лежала в реанимации, и никто нам ничего утешительного не говорил. Всё, конец! Что делать? Как всегда — идём ко Ксении. Цветы купили для Матушки… Стоим, молимся — но не словами: какие там могут быть слова? Душой говорим. И ведь что такое поход на Смоленское? Стоишь там, в часовне, на душе и боль, и отчаяние — а всё равно сердцу тепло, и чувствуешь, что рады тебе, и уходить не хочется… Возвращаемся домой: куда делась тревога? Всё спокойно, надежда тверда… И надежда не посрамила: Маша вышла из больницы.

— Мне предстояла операция, — рассказывает Марина. — Врачи сказали: или решайся, или оставишь детей сиротами. Ну, решилась… А для операции-то деньги нужны! А денег нет. Просто нет, и всё! Я сама не своя, а Саша мне говорит: «Да ты ко Ксении сходи!» И я сразу как-то успокоилась, пошла на Смоленское, помолилась… Иду опять к врачам: «У меня нету денег! У нас трое детей…» И вдруг зав. отделением мне говорит: «Ну ладно, а 150 рублей у вас найдётся на шприцы?» И сделали всё безплатно! Как за такое благодарить?

— Обо всём не расскажешь, — говорит Александр. — Но вот что случилось не с нами, а с нашим знакомым. Он попал к сектантам. И крепко там увяз, и не просто рядовым прихожанином был, а пост какой-то занимал немаловажный… А человек-то хороший! Мы любили его и всегда молились матушке Ксении, чтобы вывела его на верный путь. И что же вышло? Сектанты его сами выгнали! Он занимался искусственным мрамором — реставрировал дворцы, музеи, храмы… Вот пригласили его с бригадой поработать в одном храме… Сектанты узнали об этом и выставили ультиматум: «Или уходи из секты, или откажись от заказа! Как ты смеешь работать на этих еретиков!» Подумал наш знакомый: как отказаться от заказа? На нём же бригада, людям деньги нужно зарабатывать! И ушёл из секты. И больше к ним не вернулся. А недавно мы узнали, что его бригаду пригласили реставрировать Ксеньину часовню! Это ли не ответ на наши молитвы?

А бывает, что и не приветит Ксения. Я тоже хотел поработать в её часовне, договорился обо всём, отпуск взял посреди зимы… Ждал-ждал вызова — не дождался, всё сорвалось! Не пустила меня Матушка. Почему? Стало быть, есть за что…

Вы поймите: Ксения Блаженная — это человек, рядом с нами со всеми живущий, это не машина для исполнения желаний: ткнул на кнопку — и получил заказ! Нет… Тут только любовью всё делается. Я замечал: придёшь, бывало, на Смоленское без особой просьбы — просто пообщаться молитвенно с Матушкой… Постоишь, приложишься к могилке, прочтёшь акафист… Возвращаешься обратно, и в душе такое чувство, будто произошло что-то очень важное! Что? Трудно сказать, невозможно сказать… Но это «что-то» бывает важнее иной исполненной просьбы. И такая радость: чувствуешь, что вот она, Матушка, рядом, не забывает тебя, привет передаёт. Нет, это не фантазия, не воображение, — это живое, тёплое чувство. Те, кто любит всё объяснять по-житейски, — те любому чуду найдут объяснение. Помню, говорил с товарищем по работе: делились друг с другом своими мечтами… Потом предлагаю ему: давай на Смоленское сходим — может, Матушка поможет нам?.. Он с недоверием, но согласился… В течение года большая часть его желаний исполнились! Я ему говорю: «Ну теперь-то ты веришь?» А он усмехается и начинает всё объяснять простыми житейскими причинами… Да ведь причины причинами, а жизнь могла повернуться совсем иначе — и ни одно желание не исполнилось бы!.. Нет, всегда надо замечать ответ на свою молитву, а заметив, — благодарить. Вот, цветы к часовне принести… Мы тут решили: что зимой простые цветы нести, — они же погибнут тотчас. Давай купим цветок в горшке! Так и сделали — теперь и стоит наш цветок возле могилки…

Алексей МАКСИМОВ. Газета " Православный Санкт-Петербург " , январь 2009г.

6 февраля день памяти святой блаж.Ксении Петербургской




В ДЕНЬ ПАМЯТИ СВ. БЛАЖЕННОЙ КСЕНИИ ПЕТЕРБУРГСКОЙ




Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Сегодня мы совершаем память первой святой Петербурга - святой блаженной Ксении Петербургской. И может быть, это далеко не случайно, что именно юродивая Христа ради стала первой святой Петербурга, потому что Петербург был построен Петром Первым, нечестивейшим из русских царей, для всякого поругания Церкви Божией и для того, чтобы еще больше поработить Россию западным обычаям, а Русскую Церковь - западным еретикам. И несмотря на то, что для такой цели был построен Петербург, посрамил Господь замыслы нечестивого царя, и Петербург, по словам святого Нектария Оптинского, уже в 1920-е годы стал одним из самых святых городов России. Нектарий Оптинский говорил, что это самый святой город именно потому, что там, где наиболее сгущалась тьма язычества, западных ересей и всякого нечестия, именно там и просияли многие святые, и одной из первых и первой известной нам по имени была Ксения Петербургская.

Мы знаем, в какие эпохи являются юродивые Христа ради. Подвиг юродства появляется в Церкви тогда, когда есть общество христианское, которое все само себя считает христианским, живет в мире, нет внешних гонений, но само оно внутренне вырождается, и под видом христианства на самом деле исповедуется уже совершенно неизвестно что. И вот некоторые святые начинают тогда жить в резком конфликте с обществом, но тем самым, через отрицание ценностей этого общества они утверждают христианство. Именно потому на Руси времен царей было так много юродивых, и петербургский период русской истории, и сама история Петербурга тоже начинается с юродивой Христа ради.

Насколько далеко блаженная Ксения была от общества церковного, так сказать, официального, видно из того, что мы не знаем даже даты ее кончины. Она умерла где-то на рубеже XVIII-го и XIX-го веков, скорее всего, в самом начале XIX-го века. Но народная память имеет свойство не запоминать точных дат, и поэтому естественно, что в народной памяти точная дата не осталась - она никогда не остается. Но если бы к ней было бы какое-нибудь внимание церковных властей или каких-нибудь государственных властей, то они бы точно зафиксировали эту дату. Но ничего такого сделано не было, и это несмотря на то, что она умерла далеко не в безвестности, ее святые мощи были погребены с честью, и почиталась ее могила на Смоленском кладбище все время, потому что ее еще при жизни, а тем более после смерти почитали во святых, а в 1903 году на месте ее могилы построили часовню, которая стоит и до сего дня. И потом неудивительно, что в годы советских гонений эта часовня оставалась, хотя ее и закрыли в 1961 году, местом паломничеств всей России и продолжала быть, как остается и сейчас, одной из самых почитаемых святынь Петербурга.


Часовня на Смоленском кладбище


У восточной стены Часовни блж.Ксении


Смоленское кладбище в Санкт-Петербурге

Что что такое подвиг юродства? В разные эпохи и в разных странах по-разному вели себя юродивые, потому что разным бывало то общество, в котором они жили и ценности которого им надо было демонстративно попирать, чтобы показать настоящие христианские ценности. Но всегда юродство предполагало бездомность, и юродивые никогда и нигде не имели своего дома. Может быть, нам случалось оказываться в чужом городе, где нет у нас знакомых, где мы не знаем, где переночевать, - и вот мы ходим по улицам, и у нас разные, может быть, не очень веселые мысли о том, как нам провести ночь (хотя, в принципе, уж всегда можно пойти на вокзал и там переночевать). Но в XVIII веке все было еще хуже: были морозные зимы, когда невозможно согреться; и вот, сознательно обрекать себя на такую жизнь - это, конечно, можно сделать только при очень последовательном отречении от мира.


Святая Блаженная Ксения Петербургская



Многие сейчас обращаются к Ксении Блаженной для того, чтобы она им помогала в мирских делах, - и правильно делают, что обращаются, и она помогает; и действительно, такое обращение и получение помощи Божией молитвами святой Ксении укрепляет, конечно, в людях веру. Начав обращаться с житейскими делами, они потом уже больше думают о спасении души. Все это хорошо. Но почему она имеет такое дерзновение перед Богом и, в том числе, почему она может помогать - еще и при жизни могла помогать, а тем более после смерти может помогать в житейских делах? Потому что сама она всецело отреклась житейского. И не только это в ее бездомной жизни и в отказе от получения всякой помощи от людей проявлялось, не только в том, от какой жизни она отказалась, но и в том, какой жизни она предалась, - потому что это была жизнь сосредоточенная исключительно на молитве. И потому совершенно не удивительно, что в удостоверение нас в этом, чтобы мы уж никаких сомнений не имели, некоторым людям было дано увидеть и рассказать потом, как они видели Блаженную Ксению, молящуюся в Фаворском свете. Т.е. она достигла того, чего достигают и все святые подвижники - непосредственного видения Бога, видения Бога как света, подобно тому, как Он просиял на Фаворе. Но если апостолы на Фаворе видели Христа, сияющего извне по отношению к ним самим, потому что Христос был вне их, то члены православной Церкви (которыми апостолы тогда еще стать не успели) видят сияние этого света из себя самих, потому что Христос в членах Церкви уже находится внутри. Через Святое Причащение православные верующие соединяются со Христом, и поэтому изнутри православных христиан воссияет тот свет, который они видят и который есть Бог, и видение которого есть видение Бога. Вот ради чего уклонилась блаженная Ксения от суеты мира сего, и именно потому, что она этого достигла, она и получила такое дерзновение помогать всем людям - помогать, конечно, сначала в житейских делах, потому что именно с такими просьбами обращаются обычно, но конечно, для того, чтобы отвращать их от житейского и приводить их постепенно к божественному. И в историях, которые о ней рассказываются и которые постепенно составили ее житие, содержится очень много таких случаев.


Часовня


Но нам важно понимать вот что: мы продолжаем жить в Петербурге и, хуже того, мы продолжаем жить в мире, который всецело враждебен христианству. И именно когда он не занимается открытыми гонениями на христианство, тогда он еще более враждебен, потому что он разлагает христианство изнутри, говоря, будто бы и его ценности - тоже ценности христианские; на самом деле это ценности гуманистические и какие угодно другие, состоящие в угождении и порабощении миру. И мы должны в какой-то степени всегда все быть юродивыми. Конечно, в полной мере юродивыми могут быть только немногие из нас, потому что это особый подвиг, на который нельзя выходить, не имея к этому особого призвания Божия. Но какая-то мера юродства необходима, потому что мы должны внутренне не жить ценностями окружающей нас цивилизации и подчеркнуто их попирать, хотя бы только в душе. Блаженная Ксения сознательно ходила в кафтане своего мужа и говорила, что она - Андрей Федорович. И христиане тоже не должны смущаться тем, что они живут несколько юродиво с точки зрения окружающих их людей. Иначе и быть не может, если мы действительно отвергаемся от мира и хотим принадлежать Богу, как это заповедано в Евангелии не только монахам, а всем христианам вообще.

Молитвами святой блаженной Ксении Петербургской да подаст нам Господь пройти тьму века сего и достигнуть невечернего Света, нетварного света Божества, в котором она молилась. Аминь.

Иеромонах Григорий (Лурье)


http://nikolski.kz/blagovest/nb501.htm

Сила молитвы.

dsc02059_resize.jpg

Сила молитвы
 

Однажды, когда св. Иаков Низибийский шел в некоторое селение, по дороге к нему подошли нищие и стали просить милостыни на погребение умершего. При этом они показывали на лежащего при дороге мертвеца, который на самом деле был жив и лишь притворился мертвым. Эти нищие, издали увидев идущего епископа, велели одному из них притвориться мертвым, чтобы, с помощью такого обмана, выпросить больше милостыни. Святитель подал им просимую милостыню и помолился об умершем, чтобы Бог простил ему грехи и упокоил душу его с праведными, и пошел своею дорогою. По уходу святого, друзья мнимого мертвеца стали говорить ему, чтобы он встал; но тот лежал недвижим, ибо и на самом деле был мертв и бездыханен. Нищие, увидев, что их ложь обратилась в правду, побежали за святым и, припав к ногам его, каялись в своем грехе. Ссылаясь в свое оправдание на бедность, они умоляли простить их и воскресить умершего. Чудотворец, следуя примеру милосердного Господа, простил их, и по его молитве умерший ожил.

Подробнее...

 

Молитва за врагов
Вот что рассказал однажды старец Варсонофий. К одному петербургскому священнику, отличавшемуся высокой жизнью, протоиерею Колосову, пришел однажды один из министров и жаловался: «У меня много врагов, которые безо всякой причины ненавидят меня и клевещут на меня государю. Я могу через их клевету потерять место, а если уйду, то государь может подумать, что враги мои правы, и имя мое будет запятнано. Как мне поступить?» — «Молитесь за восстающих на вас, — ответил отец Колосов, — не только дома молитесь, но, главное, и в церкви поминайте и вынимайте частицы за их здоровье». — «Какая же от этого польза?» — возразил министр. «А вот увидите. Каждая частица, вынутая из просфоры, означает душу человека. Частицы опускаются в потир и напояются Кровью Христовой. Послушайте меня, запишите на записочку всех врагов ваших так: Леонида, Иоанна, Владимира...» — «Да-да. Вот Владимир-то особенно на меня ополчается...» — «Ну так подавайте за него каждый день». Проходит неделя, другая, месяц, и его высокопревосходительство опять приходит к священнику. Поклонившись ему в ноги, он начал благодарить его. «Батюшка, прямо чудо совершилось, — говорил он. — Мои прежние враги не только больше не восстают на меня, но относятся ко мне с уважением и любовью».
Вот какое чудо совершил Господь. И вам советую: молитесь за врагов ваших — и они обратятся в друзей. Молитвою вы спасете и их души от сетей врага.

БОГ И ГУСИ. Притча.

Жил на свете человек, который не верил в Бога и не смущаясь рассказывал всем о своем отношении к религии и религиозным праздникам. Однако его жена верила в Бога и детей своих воспитывала в вере, несмотря на едкие выпады мужа. Однажды зимним вечером жена отправилась с детьми на службу в местную деревенскую церковь. Там должна была быть и проповедь о Рождестве Христовом. Жена попросила мужа пойти с ними, но он отказался.

«Вся эта история – чепуха! – сказал он. – С чего вдруг Богу понадобилось унижать Себя и являться на Землю в виде человека? Это же смешно!».

И вот жена и дети ушли, а он остался дома. Немного спустя поднялся сильный ветер и началась снежная буря. Человек поглядел в окно, но увидел лишь все застилающий снежный вихрь. Он уселся в кресло у камина и собрался провести так весь вечер. Вдруг он услышал громкий хлопок: что-то стукнуло в окно. Он подошел к окну, но ничего не смог разглядеть. Когда метель немного утихла, человек вышел на улицу посмотреть, что же это могло так стукнуть.

На поле возле дома он увидел стаю диких гусей. Видимо, они летели зимовать на юг, но попали в снежную бурю и не смогли лететь дальше. Они заблудились и оказались возле его фермы без еды и укрытия. Взмахивая крыльями, они летали низкими кругами над полем, ослепленные снегом. Видимо, это кто-то из гусей стукнул в его окно.

Человеку стало жалко этих бедных гусей, и он захотел им помочь. Он подумал, что сарай был бы подходящим для них местом. Там тепло и безопасно, они, конечно же, могли бы провести там ночь и переждать метель. Он прошел к сараю, широко открыл его двери и стал ждать, надеясь, что гуси, увидев, войдут туда.

Но гуси только кружились бесцельно и, казалось, не замечали дверей сарая или не понимали, для чего он нужен. Человек попробовал привлечь их внимание, но это только отпугивало гусей, и они отлетали все дальше. Тогда человек пошел в дом и вернулся с куском хлеба; он раскрошил его, сделав из хлебных крошек дорожку, ведущую к сараю. Но гуси и на это не поддались.

Он был уже на грани отчаяния. Зашел сзади и попробовал погнать их к сараю, но гуси только еще больше испугались и стали разлетаться в стороны – в разные стороны, но только не к сараю. Ничего не могло заставить их отправиться в сарай, где им было бы тепло и безопасно.

«Почему же гуси не идут за мной? – воскликнул человек. – Неужели они не видят, что только здесь они смогут выжить в такую бурю?».

Он поразмыслил немного и понял, что они просто не хотят идти за человеком. «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти», – сказал он вслух. Потом ему пришла в голову идея. Он вошел в сарай, взял одного из своих гусей и вынес его на руках в поле, подальше от кружившихся диких гусей.

Затем он выпустил своего гуся. Гусь пролетел сквозь стаю и вернулся прямиком в сарай – и один за другим все остальные гуси последовали за ним в спасительное укрытие.

Человек постоял тихо минутку, и вдруг у него в голове снова прозвучали те же слова, что он сказал несколько минут назад: «Вот если бы я был гусем, я бы мог их спасти!». А потом он вспомнил, что он сказал своей жене немного раньше. «С чего вдруг Бог захотел бы стать как мы? Это же смешно!».

И вдруг все стало понятно. Это как раз то, что Бог сделал. Мы были как эти гуси – слепые, заблудившиеся, погибающие. Бог отправил Своего Сына стать как мы, чтобы Он мог показать нам путь и спасти нас.

Когда ветер и слепящий снег стали стихать, душа его тоже затихла и умиротворилась этой прекрасной мыслью. Внезапно он понял, зачем пришел Христос. Годы сомнения и неверия исчезли вместе с прошедшим бураном. Он упал в снег на колени и произнес свою первую в жизни молитву:

«Спасибо Тебе, Господи, за то, что Ты пришел в виде человека, чтобы вывести меня из бури!».


Архиепископ Павел (Салиба), Австралийский и Новозеландский

(Антиохийская Православная Церковь)

Перевод с английского Елены Запеваловой

В поисках волшебной кнопки.

 К нам приехал с «сеансами» вычитки отец N. Он уже был лет десять назад, и храм, вмещающий до трех тысяч народу, тогда буквально ломился от публики. Как будто в захолустную провинцию явился цирк «Дю Солей». Народ валом валил на «церковное шоу». Я не касаюсь сейчас самого чина, но только говорю о том нездоровом ажиотаже, который сопровождал эти молебны. Духота, жара, вопли, стоны, крики болящих, плач детей, толчея, обмороки и… пополнение епархиальной казны за счет продажи «билетиков счастья». Когда я высказал сомнения по поводу действенности подобных массовых мероприятий, кто-то возразил мне: «Как же, ведь и Господь говорил в Евангелии, обращаясь к ученикам: ”Бесов изгоняйте”». Но никто почему-то не вспомнил, о чем Господь говорит дальше: «Даром приняли, даром давайте». Но я сейчас даже не об этом хотел поговорить, а об одном распространенном заблуждении.
В последние дни у меня состоялось несколько встреч, подобных следующей:
– Батюшка, благословите к отцу N пойти на вычитку.
– А вы что, страдаете беснованием? Хрюкаете, лаете, может быть, пену испускаете?
– Да нет… Но, знаете, мне кажется, у меня порча…
– Ладно… допустим, «порча». А вы не пытались понять: почему Господь попустил такому случиться и что вам нужно делать для того, чтобы от этой беды избавиться? Вы исповедовались когда-нибудь?
– Нет.
– Причащались?
– Нет.
– Так как же вы хотите, чтобы Господь вам помог, если вы сами ничего для этого не делаете?!
Ведь нам помогает не какой-нибудь «батюшка», не «особый чин» или «молитовка», а Сам Господь, если только мы Его слушаем. Христос так и говорит: «Что вы зовете меня: Господи, Господи! – и не делаете того, что Я говорю» (Лк. 6: 46). То есть нужно не только верить в Бога, но и знать свою православную веру, читать Евангелие, исполнять заповеди, молиться дома и в храме, соблюдать посты… Вроде бы простые вещи, но если мы и этого не соблюдаем, тогда возникает вопрос: а что дает нам право называться православными? Вера? Но вера без дел мертва есть. И если шофер путает педали газа и тормоза – он не шофер, как бы он ни называл себя сам. И столяр, который не знает, чем циркулярка отличается от фрезы, – не столяр. Мы все понимаем, что в жизни нужно соответствовать своему званию. Вот и православные люди должны соблюдать какие-то элементарные условия христианской жизни. И не только внешние условия, но и внутренние, главные из которых – любовь к Богу, стремление к Нему, желание жить по Его правде… Тогда благодать Божия помогает нам правильно строить жизнь, защищает от многих напастей и содействует в преодолении трудностей, без которых жизнь любого человека, не только христианина, невозможна.
Люди приходят на вычитку, полагая, что им «подпортили ауру», что им нужно «подчиститься», защититься от завистников… И лучшим средством в решении этих «астральных напастей» они считают какой-то особенный «чин». Да и в другие дни самые популярные вопросы в храме: «Какую молитву читать? Какому святому молиться? Какую службу заказать?» – свидетельствуют о том, что люди ищут какие-то действенные, но внешние, «разовые» средства, чтобы избавиться от тех или иных неприятностей.
И дело не в отце N, которого у меня нет никаких оснований подозревать в чем бы то ни было, и не в тех несчастных, которые в самом деле страдают от злых духов. Проблема в нашей общей расположенности искать разрешения от бед в волшебной «молитовке», «иконке», «обряде», «дедушке» – словом, в волшебной кнопке, на которую можно было бы нажать без особых хлопот, чтобы все встало на свои места.
Но нет в Церкви такой волшебной кнопки, и невозможно разом избавиться от проблем, возникших в результате долгой греховной жизни, неправильного отношения к Богу, к своей душе, к ближним. А значит, нужно последовательно и целенаправленно менять свою жизнь. И для этого необходим труд повседневный и постоянный, о чем и говорит Господь: «Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его» (Мф. 11: 12).
Почему на вопрос о том, какие существуют заповеди, 80% крещеных людей отвечают не сговариваясь: «Не убий, не укради»? Почему называют именно шестую и восьмую заповеди Ветхого Завета? Не первую, не третью, не десятую?.. Я долго размышлял над этим и пришел к любопытному выводу: из всех заповедей человек выбирает те, для исполнения которых ему ничего не надо делать. «Я не убил, не украл – я отличный парень, и оставьте меня в покое!» А седьмую заповедь «Не прелюбодействуй» знаете, почему пропускают? Да очень «неудобная» в наше распутное время заповедь. Вот и обманывает себя человек, выбирая из закона Божиего только то, что ему удобно, и попирая сознательно или неосознанно то, что мешает ему жить по-своему. Юристы говорят, что незнание закона не освобождает от ответственности. Это верно и в отношении духовной жизни, и именно потому, что знание (или незнание) закона всецело зависит от нас, от нашего доброго или худого произволения.
Нарушая заповеди, человек ведь не Бога оскорбляет даже. Бог свят и поругаем не бывает. Но человек калечит собственную жизнь и жизнь своих близких, потому что заповеди – это не какие-то кандалы: вот, мол, и так жизнь трудная, а тут еще какие-то заповеди нужно соблюдать! Нет, все не так. Заповеди Божии – это именно условия нормальной, полноценной, здоровой и радостной жизни для всякого человека. И если человек эти заповеди нарушает, он вредит, прежде всего, себе и своим близким.
До сих пор люди, приходящие в храм, ссылаются на пресловутую «советскую власть», когда «нас не учили», хотя этой самой власти нет уже 20 лет. И возможностей для познания собственной веры сейчас более чем достаточно. Нужно только понять, что вера – это не какое-то приложение к жизни, а ее основание, фундамент, то, на чем мы с Божией помощью строим свою вечность. И другого времени для этого строительства, корме кратких дней земной жизни, не будет. Только бы не быть равнодушными!
«По вере вашей да будет вам», – говорит Господь. Так неужели те духовные средства единения с Богом, которые нам предлагает Церковь: исповедь, причастие, пост, молитва, соблюдение заповедей, – неужели эти средства недостаточны для решения самых острых проблем, неужели что-то может быть еще выше и действеннее святых таинств?! Да ведь и прямо кощунственно так думать. Но вот, привычка, маловерие делают и величайшие таинства для нас чем-то привычным и бездейственным. И причина тому – в нашей расслабленности, в нашем самоволии, в нежелании понимать и принимать волю Божию. И тогда начинаются поиски заветных «молитовок», особых «иконок», «святых на разные случаи», магических «старчиков»…
Только мы забываем, что скорби случаются с нами даже не для того, чтобы мы от них мгновенно избавились, а чтобы с их помощью смогли понять что-то важное, относящееся к вечной жизни вечной души; и не будь этих скорбей, мы бы никогда не изменились. Мы думаем о земном, меряем все мерками житейского интереса, но все-таки давайте помнить слова Господа, реченные через пророка: «Как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших» (Ис. 55: 9). И вместо того чтобы лезть из кожи, осуществляя свои планы, давайте хоть иногда смиренно молчать всем сердцем, вслушиваясь в «Божии мысли», а затем и просить сил для их исполнения, стараясь следовать «Его путями». И для этого нам вовсе не нужна волшебная кнопка.







 

Назидательный рассказ. Год с преподобными Оптинскими старцами.

Назидательный рассказ
В переводах и вообще в издании от Оптиной пустыни душеполезных книг главными деятелями были языковед монах Климент (Зедергольм; впоследствии иеромонах) и монах Анатолий (Зерцалов; впоследствии скитоначальник и старец). Немного им помогал в книжных занятиях еще один молодой скитской послушник.
Благословляя означенных лиц на книжные труды, старец Амвросий по обычаю своему рассказал им шутливый и, между прочим, назидательный анекдот: «Утонул один монах. Дело о сем поступило в суд. Собрались судьи и начали толковать, как озаглавить дело. Один из старинных писак предлагает надписать так: о потонутии монаха. Ему говорят: это неловко. Другой старичок также предлагает озаглавить: о потоплении монаха. Ему возражают: но ведь монаха никто не топил. Наконец один из молодых современных научников сказал: о потонувшем монахе. И все согласились». Этим анекдотом старец давал книжным людям разуметь, что старшие в поручаемых им делах не должны пренебрегать мнением и младшего. Как и святой апостол учит: Если же другому из сидящих будет откровение, то первый молчи (1 Кор 14, 30).
Похвалы не ищи
Предпочтения пред другими не ищи и не желай чести или похвалы, потому что это вредит душевному спасению. Неправду ищи в себе, а не в людях.
Преподобный Иосиф Оптинский


1 февраля 2011 года

МОЛИТВА СТАРЦА . Притча.

Детская притча
В жаркий летний полдень по пыльной дороге брели двое усталых путников - старец и отрок. Прошло уже несколько дней с те пор, как они отправились в Печерскую Лавру - поклониться мощам угодников Божиих и помолиться в небеси подобной Успенской церкви. За свою долгую жизнь священник много раз ходил на богомолье в Киев, но прошлой зимой он сильно занемог и ослеп, так что уже не мог сам совершить паломничество и взял в провожатые внука Егорушку. Мальчик впервые покинул родную деревню, все для него было занимательно и ново, вот только он очень быстро утомился.

- Дедушка, а дедушка! Так солнце печет, отдохнуть бы хоть немного...
- Потерпи, милый! У тебя ведь ножки молодые, не то что мои... нам спешить надо, не то к светлому Празднику опоздаем.

Хотя дедушка сказал это ласково, Егорушка почему-то обиделся и подумал, что что его не жалеют, а значит, не любят. Конечно, в глубине души он чувствовал, что дедушка прав, но не хотел смириться с тем, что все выходит не так, как ему хотелось. Прошло совсем немного времени - священник прочел только один псалом (всю дорогу он тихонько напевал молитвы, ведь церковную службу и даже жития святых знал наизусть), как вдруг мальчик стал дергать его за рукав:

- Дедушка, тут возле дороги собрались крестьяне с женами и детьми. Расскажи им то, что мне вчера рассказывал, - о первых иноках земли Русской, о подземных пещерах и дивном Успенском соборе...

Слепой и поводырь стояли одни посреди бескрайних полей, вокруг - ни души, только высоко в безоблачном небе пели жаворонки. Старец не мог видеть этого, но он горько вздохнул, как будто знал, что мальчик обманывает его, и начал проповедовать.

Увидев, что затея удалась, Егор убежал в сторону от дороги, лег в тени деревьев и очень скоро уснул, а когда встал, на небе уже бледно горели первые звезды. Старец все так же стоял на дороге. Он говорил о страданиях Христа, и по его изможденному лицу текли слезы. Мальчику стало очень стыдно за свою глупую шутку, н чтобы скрыть волнение, он легонько толкнул дедушку и сказал небрежно:

- Пойдем наконец... Все уже разошлись.
Но как только старец замолчал, со всех сторон придорожные камни грянули:
- Аминь!