В политической журналистике Украины не найдется ни одного человека, который мог бы сказать, что я симпатизирую Тимошенко или когда-то поддерживала ее. И это позволяет мне сегодня сказать то, что я скажу. Уголовное дело против Тимошенко, суд и позиция Европы в отношении главного оппозиционера - это передовая борьбы за будущее нашей страны. Не больше, не меньше. И вот почему.
Наше будущее требует наших усилий по изменению системы власти, которая всегда держалась не на симпатии и доверии народа, а исключительно на ее силовых структурах, которые защищали и защищают только власть от народа, а не народ и гражданина, его права и свободы. Знала ли это Тимошенко? Знала. Осознавала ли это как проблему? Вряд ли. Приходя во власть люди переступают некую невидимую черту, за которой жизнь, права и свободы простых людей теряют свою ценность и значимость.
Украина - давно Россия и главное тому подтверждение - не прекращающийся поток обращений граждан этих двух государств в европейские судебные инстанции. В начале лета этого года я проводила журналистское расследование, которое показало, почему и как это происходит. Скандальное интервью Главы парламентской комиссии по контролю за деятельностью правоохранительных органов о конвейере заказных уголовных дел, удаленное вместе с упоминанием о нем со всех сайтов, только приоткрыло шляпку вершины айсберга, масштабы которого не поддаются осознанию. Они кажутся невероятными и ужасающими, но реальность еще более жестока и уродлива. Людей, прошедших через мясорубку заказных уголовных дел - десятки, сотни тысяч и они уже не борются за себя. Система отпускает их, оставляя в своих руках удавки и ниточки, продолжая дергать за них при каждом удобном случае.
Пройдя через следствие и суды люди выходят искалеченными как физически, так и морально. Они теряют друзей и близких, веру в жизнь и в справедливость, в систему ценностей, на которой можно построить будущее. Все, кто пытался им помочь, становятся врагами, потому что система, не найдя аргументов для обоснования своей жестокости и низости обвиняет в случившемся именно их - самых близких и отчаянных.
Система ни с кем не дружит. Система никогда не платит по своим счетам. Она только пользует и исключительно в своих интересах. Тимошенко - женщина и поэтому у нее иное отношение к системе, чем у мужчин. Мужчины верят в иллюзию власти. Они верят в то, что система может с ними дружить и в чем-то им помогать. Женщины в это не верят, как не верят в ценность идей. Женщины не могут быть преданными системе, потому что вообще не могут быть преданными чему-то, что ниже их собственной природы. И в этом вся суть происходящего. Система это знает и понимает - если Тимошенко выйдет на свободу, она в тот же день забудет обо всех, кто ей якобы помог выйти, оценит каждый свой день в тюрьме самой высокой ценой и предъявит свой счет каждому, кто приложил руку к тому, что случилось. Она это уже делала.
Случилось то, что не могло не случиться - системе нужно было ее остановить, отторгнуть навсегда, а уничтожить ее физически она не может. Поэтому за одним уголовным делом, следует другое и возможно последует третье. Есть за что привлечь Тимошенко к уголовной ответственности? Уверена, - есть. НО! только и исключительно нарушая Закон. Новая власть, кричавшая со всех углов о необходимости вернуть страну на правовой путь развития, сегодня может покарать штрафников и виновников только действуя не правовыми методами, потому что Законы наши так написаны. Где-то истек срок давности, где-то формулировки взаимоисключают друг друга, а нарушение процедур ведения следственных действий не является основанием для отклонения прокурорский претензий. Власть продолжает судить и рядить, используя суды в своих целях. И все молчат, потому что ни один судья не может позволить себе быть справедливым.
Сегодня судьбы людские и страны вершит казуистика, уничтожая любые зачатки новой правовой системы. И у нее для этого есть все - необоснованно высокий уровень жизни прокуроров и судей, бизнес их родственников, взявшийся из "неоткуда", усадьбы и автомобили, высокие пенсии, доступ к информации и СМИ. Если хоть чуть чуть приоткрыть глаза и посмотреть на верхушку айсберга, то даже не сведущему человеку станет очевидно - откуда все это взялось. Но кто позволит это увидеть? Кто захочет назвать все своими именами и заставит ответить если не перед налоговой и судом, то хотя бы перед народом? Оппозиция? Она - там, в системе, где на каждого есть свое уголовное дело. И не только дело. Есть мощный рупор СМИ, реагирующий на любой слив из прокуратуры, как на команду ФАС. Журналисты бросаются на не бедных, как на сладкую кость, помогая власти смотреть в нужную ей сторону.
Страна борется против коррупции. Власть громко заявляет об этом, отчитывается уголовными делами против провинившихся, но никто ей не верит. И не поверит, пока рядом с такими как Тимошенко не будут сидеть прокуроры, следователи и судьи, по вине которых людей лишали собственности, доброго имени, чести и достоинства. Лично я не поверю, пока не увижу, как власть извинится перед всеми и каждым, кого эта система попользовала в своих интересах.
Семь лет Тимошенко - это не мало или много. Это - неправильно и не честно. Это, в первую очередь, не законно. Хотя бы потому что суд шел с очевидными нарушениями процедур. Мне не достаточно того, чтобы ее отпустили. Мне не нужна свобода Тимошенко. Мне нужна правда. Я хочу знать, кто и как возбуждает уголовные дела, выводя на бумаге цифры так называемых нанесенных убытков. Я хочу посмотреть в глаза тем людям, которые берут эти цифры из воздуха и бросают в СМИ, закладывая гнилой фундамент под следственно-судебный конвейер. Они готовы сегодня взять реальные цифры платежей из бюджета по решениям европейских судов и наказать хоть кого-то не только административными порицаниями, а отсидкой в изоляторе и амнистией по суду? Похоже, что пока не готовы. Потому что система не готова говорить правду и работать над Законами так, как того требует время, совесть, справедливость и здравый смысл.
Семь лет Тимошенко - это приговор не только ей, но и власти, частью которой она стала давно. Превышение служебных полномочий - существующая статья УК, поэтому ее приговор обоснован по сути. Любой чиновник, допустивший такое нарушение не должен иметь право заниматься политической деятельностью и работать на государственной службе, как минимум, десять лет. С этим согласна полностью. Но власть, проведя суд так, как мы видели, сделала приговор сомнительным. Она заигралась. И теперь ей нужно искать выход из ситуации. Единственным выходом остается принятие нового УПК, который может подорвать целостность системы силовых триад (прокурор-следователь-судья). Ринат Кузьмин верит, что новый УПК примут этой зимой. Я не верю, потому что не знаю в истории прецедента, когда бизнес с такими оборотами легко отдавал свои позиции. Да и у власти сегодня нет другой опоры, кроме силовых структур, инструментом которых были и остаются ложь, унижение человеческого достоинства и неспособность говорить правду.
Смотрела в новостях на телеканале СИТИ, что главу Элита-центра могут амнистировать, потому что у него есть малолетний сын?! Я не только ему, но и всем нам желаю этой амнистии, потому что знаю - его дело, как и многие другие дела не пройдут в европейских судах и оплачивать компенсацию ему будем мы все из государственного бюджета. Горькая правда, но ее нужно знать, чтобы не оставаться в иллюзиях власти, готовой сделать все, чтобы покарать виновных любой ценой и ничего, чтобы изменить систему, в которой справедливость будет торжествовать всегда, но по Закону.