" Если допустить, что жизнь управляется разумом -
то уничтожится сама возможность жизни".
Лев Толстой
Познать себя рекомендовал еще Сократ - со своим обычным лукавством, - как исходное необходимое, самое вроде бы простое и одновременно неисчерпаемо сложное, чтобы уже познавать всё остальное, внешнее.
Есть мир в человеке; и и есть человек в мире, объемлющем всё, включающем в себя и человека.
Мы познаем мир через себя и посредством себя. Через свои чувства и мышление, посредством центральной нервной системы. Мы имеем дело не с миром, а со своими представлениями о нем. Любая честная философия идеалистична, справедливо сказал Шопенхауер. Сейчас умру - и разрушу Вселенную, сказал Воннегут. Доказывать можно даже не оспоримые истины,сказал Уайльд.
А если все люди - прочий мир останется? Значит,материя существует и без отражения сознанием? Да. А откуда мы знаем? Из опыта, т.е. потому, что мы её уже в себе отразили.А если бы отразили, тогда что? А тогда не было бы этого разговора, иначе превращается в схоластику. (Схоластика - это система логических умопостроений, где отсутствует единая, общая для всех рассматриваемых вопросов система отсчета)
Если ты плохо знаешь, плохо понимаешь себя - ты ничего не поймешь в этом мире. Потому что мир - это и есть ты. Всё, что есть есть сущего - как-то отражается в тебе. По этому отражению ты о мире и судишь. Каждый судит по себе; нет ничего вернее банальных истин - они подтверждены временем, сказал Вамбери.
Для того, чтобы понимать себя, требуются только две вещи: честность и время. Честность - чтобы спокойно докапываться в себе до правды, и время для того же. В известном смысле честность и ум - синонимы. И то и другое есть способность видеть истину.
Людям ведь свойственно приукрашивать себя, сообразуясь с моралью. Давайте честно мыслить - это и есть высшая нравственность, сказал де Карт.
Истина и мораль есть вещи разные, как номинатив и императив.
Нет ни единой черты в человеке, которую он не может подвергнуть сомнению. Чтобы увидеть мир - надо сначала до ясности протереть зеркало, в котором этот мир отражается.
Проще всего повторить вслед за древними греками, что кого боги хотят покарать,того они лишают разума. Но если бы люди в своих действиях всегда руководствовались разумом, то иной была бы вся история, и иным был бы сам человек.
Познавая своё место и роль в этом мире, так и хочется сказать: - О Господи! дай же мне сил бороться стем, с чем я могу бороться, дай мне терпения смириться с тем, с чем я не могу бороться, и дай мудрости отличить одно от другого.
В анализе же, осмыслении - только разобравшись в себе и мире человек осознает свое место.
Есть анекдот о том, как проблему связи пространства и времени удалось решить сержанту Иванову, который приказал своему взводу копать канаву от забора до обеда.
Суть. Можно было бы мерить всё от сознания человека до устройства Вселенной. Ты - начальная точка, Мир - конечная точка. Твое место - подвижный визир, посредством которого градуируется масштаб и цена делений.
И вот тогда ...
Тогда станут понятны движения души относительно судьбы вселенной. Связь стремления к счастью с движением к самоуничтожению. И в чем смысл необходимости страданий. И что есть Бог и как это понимать.
Поможет ли тебе жить это знание? Может крепко помочь. В этом смысле, что открытые глаза лучше закрытых. Кто понимает неизбежное - тот не дергается понапрасну.
Все религиозные и философские учения несли в себе так или иначе императив поведения. Мотивировалось это предельно примитивно - пользой самого человека, в этом мире и загробном. Но как можно судить о человеке и его пользе, если нет единого мнения по вопросам, чтоэто такое? Один видит пользу в удовольствии, другой - в здоровье и покое,третий - в общественном благе. Сначала надо понять всё - потом можно решать,как жить самому.
Знание - это свобода! Банально, как все истины. И заслуживает повторения и понимания, как все банальные истины.
P.S. - Выговорилась. Спасибо, что прочли )))