Украинский националист о культе Бандеры.
- 29.12.15, 00:25
- бандера, культ, ленин, национализм, независимость, оун, украина
Мы вынуждены вечно оправдываться – за сотрудничество с немцами, за участие в Холокосте, за нацистскую эстетику всех этих флагов и факельных шествий...
Согнанные учителя, которые во избежание неожиданностей разбавлены военным, тоскливо слушают лекторов в вышиванках. Учителям донбасского города Красноармейска решили рассказать о Бандере. Инициатором стал некий «Комитет государственной идеологии» при местном горсовете.
Небольшое видео не расскажет нам ничего неожиданного: учителям пытаются «открыть глаза» на личность оклеветанного советского пропагандой величайшего героя Украины, национального лидера и гордость, «Проводника украинской нации» и так далее. Дальше этот мессидж учителя обязаны понести в свои школы, ведь Бандера – это и есть «государственная идеология», ради которой был создан этот комитет.
Личность Бандеры и его культ – тема настолько заезженная, что в нее сложно привнести нечто неожиданное. Тем не менее, попытаемся, и поможет нам в этом необычный человек – мой старый знакомый из Полтавы, украинский националист и… убежденный антибандеровец! Да, такое бывает, хотя и крайне редко. Публикуем нашу с ним беседу.
- Андрей, как ты относишься к современному украинскому культу Бандеры?
- Крайне отрицательно. Этот культ – огромная ошибка, которая принесла Украине и украинскому национализму массу вреда, имиджевых потерь и стратегических поражений.
- О чем ты говоришь?! Разве Бандера – не национальный герой?
- Герой… наверное. Но не такой, вокруг которого нужно формировать современную патриотическую идеологию. Мы – в 21 веке. Как можно не понимать, что делать «лицом нации» террориста – как минимум, несовременно?! Почему нельзя строить патриотизм вокруг историка и интеллектуала Грушевского, вокруг поэта и мыслителя Винниченко, вокруг каких-то более респектабельных личностей, в конце концов? Мы просто загоняем сами себя в имиджевую ловушку – героизируем архаичного, несимпатичного (внешне), нехаризматичного, и, в конечном счете, очень сомнительного персонажа. А потом удивляемся: почему его культ вызывает такое отторжение и вместе с ним отторгают все украинское.
- Но ведь он же, в понимании бандеровцев, сражался за Украину, внес вклад в ее независимость?
- И что? В украинскую независимость много кто внес вклад – зачем выбирать самую малопривлекательную фигуру? Меня, если честно, Бандера просто бесит. Сто раз мне приходилось оправдываться перед людьми, которые узнав, что я националист, сразу называли меня бандеровцем – что я не фанат этого карлика-неудачника, интригана и братоубийцу своих же единомышленников, из которого лепят нашего «Джорджа Вашингтона». Почему польских националистов не называют «пилсудчиками»? Да потому, что они не так глупы, чтобы всю национальную идею сводить к одной личности, с неизбежными недостатками и темными сторонами. А мы – да, глупы. Носимся с этим Бандерой как с писаной торбой, которая больше напоминает чемодан без ручки.
- Можно ли любить Украину и не любить Бандеру?
- Отличный вопрос. Я думаю – да. Мои оппоненты-бандеровцы уверены, что нет. Для них Украина – только и исключительно бандеровская. Фан-клуб поклонников Бандеры. Церковь святого Степана. Вне Бандеры Украины нет. Я уже устал с этим бороться, но смириться тоже не могу. Хуже всего то, что это стало единственным мейнстримом – вне бандеровщины никакого патриотизма нет, его физически зачищают.
- И есть ли шанс, что таки всё зачистят?
- Думаю, нет. Просто потому, что Бандера – безнадежно регионален. Центральная Рада, несмотря на все свои ошибки, была общеукраинским явлением. Бандера – только галицийским. Поэтому его культ чем дальше от Галиции, тем более вымученный и принудительный. Ну не могу я поверить, что для моей родной Полтавщины, с ее казацкой историей, древними народными традициями и культурой, Бандера важнее всего. Вместо поиска собственных героев для каждого региона, везде клонируют одну и ту же бандеровщину. Короче, был Ленин – стал Бандера, те же стандарты, то же единообразие. Сегодня сносят памятники Ленину – через десять лет будут сносить памятники Бандере.
- Если бы не было культа Бандеры – что бы изменилось?
- Украинский национализм вместо устаревшего имиджа с откровенно провокационными элементами эстетики и идеологии, получил бы привлекательный демократический европейский имидж. Бандеру – просто боятся. Да и как не боятся последователей человека, который занимался политическими убийствами как своих противников, так и своих конкурентов. Мы вынуждены вечно оправдываться – за сотрудничество с немцами, за участие в Холокосте, за нацистскую эстетику всех этих флагов и факельных шествий… Но зачем? Ведь можно все это тихо аккуратно снять с повестки дня, оставить в учебниках и в сельских музеях на Львовщине. А вместо этого делать объединительную для всех жителей страны платформу с современными социальными лозунгами, с позитивом, с акцентом на будущее, а не на прошлое.
- Был бы такой национализм более популярным?
- Конечно! Дух Бандеры с его внутриОУНовскими чистками витает над всей «правой» движухой. Дух угрюмой, подпольной, криминальной (уж простите) психологии поиска предателей, казней врагов, всей этой кровавой «романтики» с идиотскими лозунгами типа «москалей на ножи». Нельзя сейчас, в современном мире, такое кричать, даже если это правда! Это верх кретинизма! Это дикарство просто. Будь у нас вместо Бандеры, который вечно «в бой нас ведет», другие ориентиры, мы бы были гораздо более популярны и более открыты. А так к нам идет только очень специфическая категория людей – ограниченных, агрессивных, узколобых, нетерпимых.
- Итак, на чем закончим?
- Бандеру – в музей. От него больше вреда, чем пользы.
Григорий Игнатов