хочу сюда!
 

Света

45 лет, лев, познакомится с парнем в возрасте 25-55 лет

Правда,только правда, ничего кроме правды

  • 22.11.08, 19:11
В 30-ти метрах от корреспондентского пункта «МИГа» в Бердянске стоит здание, на стене которого вполне могла бы красоваться мемориальная доска с надписью: «В этом доме прошли детские и юношеские годы выдающегося конструктора Афанасия Осиповича Фирсова —одного из создателей лучшего танка Второй мировой войны легендарного «Т-34».

 

Конструктор легенды

Создательница единственного в мире Музея истории танка Т-34 в подмосковной деревне Шолохово Лариса Васильева Кучеренко), известная писательница и поэтесса — дочь одного из конструкторов победоносной машины Николая Кучеренко рассказывает на экскурсиях по своему музею:

— Когда у британского премьер-министра Черчилля в 1945 году спросили, какое оружие Второй мировой войны он считает лучшим, он ответил: “Английская линейная пушка, немецкий самолет “Мессершмитт” и советский танк Т-34. Но если о первых двух мне известно все, то я никак не могу понять, кто и как создал чудо-танк”. В 1942 году Сталинскую премию за создание “тридцатьчетвёрки” получили трое: генеральный конструктор Михаил Кошкин, его заместитель Александр Морозов и мой отец, начальник конструкторского бюро Николай Кучеренко. Главным “отцом” Т-34 считается Кошкин. Он  был великий организатор, очень многое сделал, начиная с 1937 года, когда пришел. Но фундамент успеха заложил его предшественник, которого посадили, — инженер-конструктор Афанасий Фирсов. С него начиналась идея Т-34. Это учитель, без него бы ничего не было.

Афанасий, один из 14 детей бердянского купца Осипа Фирсова, родился в 1883 году. Сохранился дом, где прошли его детские и юношеские годы, — двухэтажное здание №34 на углу улиц Дюмина и Дзержинского. Отец имел несколько бакалейных магазинов в Гостином ряду, владел восемью домами. Он настаивал, чтобы Афанасий пошел по его стопам. Однако сын после окончания железнодорожного училища высказал твердое намерение получить высшее техническое образование. Его поддержала жена Людмила Харитоновна. На вырученные от продажи ее приданого деньги семья уехала за границу. Поселились в Швейцарии. Там Фирсов закончил техническую школу, затем Цюрихский политехнический институт. Специализировался на дизелях. По совету своего профессора пошел на завод Зульца рядовым сборщиком. Сметку молодого сборщика быстро заметили и перевели на конструкторскую работу.

Когда началась Первая мировая война, Фирсову предложили остаться в Швейцарии. Руководство завода гарантировало ему получение подданства и приличный заработок. Но Фирсовы вернулись на Родину. Инженер-конструктор Фирсов был принят на Коломенский машиностроительный завод и стал работать над созданием дизелей для подводных лодок.

После октября 1917 года, новая жизнь захватили Афанасия и Людмилу Фирсовых. В течение первых пяти лет Фирсов — начальник губернского управления профессионального образования, еще пять лет – главный механик завода «Красная Этна». В 1927 году коллектив завода торжественно проводил его на работу в Николаев на судостроительный  завод им. Андре Марти. Вскоре последовало приглашение – на завод «Русский дизель» в Ленинград. Здесь в 1930 году Фирсов подвергся первому аресту. Вина его заключалась в том, что в числе обвиняемых по делу «Промпартии» оказался его близкий знакомый. Этого оказалось достаточно, чтобы «буржуазного спеца с опытом работы за рубежом» привлечь к суду. Однако время массовых расстрелов еще не наступило, и Фирсова заключили в спецтюрьму, именуемую в просторечье «шарашка».

В декабре 1931 года Афанасий Фирсов стал начальником танкового КБ Харьковского паровозостроительного завода им. Коминтерна – ХПЗ (позже — завод №183, затем – ПО им. Малышева). Под руководством Фирсова были созданы танки БТ-5 и БТ-7. В 1935 году Фирсов был награжден одной из высших в то время наград – Почетной грамотой Центрального Исполнительного Комитета СССР.

БТ-7, легендарный после Ипании и Халхин-Гола

Большая дружба связывала Главного конструктора с руководителем дизельного отдела завода Константином Челпаном, почти земляком, уроженцем села Чердаклы Мариупольского уезда. Константин Челпан не раз свидетельствовал, что для создания нового дизельного мотора много сделал Афанасий Фирсов. Создание мощного дизеля, работавшего на тяжелом топливе должно было существенно уменьшить уязвимость танка от огня. В июле 1931 г. на ХПЗ начали проектирование четырехтактного, двенадцатицилиндрового V-образного быстроходного дизеля мощностью 400 л. с. 28 апреля 1933 г. первый образец дизеля, получившего название «быстроходный дизель второй» — БД-2, был размещен на стенде для испытаний. В декабре 1936 года новый, 12-цилиндровый дизель, получивший индекс В-2, был испытан в танке БТ-7. А с 1939 года началось серийное производство машин с дизельным мотором, названных БТ-7М. Создание первого в мире серийного быстроходного танкового дизельного двигателя В-2 явилось огромным достижением отечественного танкостроения. С его появлением начался процесс оснащения отечественных танков дизельными двигателями. Уместно сказать: у немцев танки до самого конца войны были с бензиновым двигателем. Гитлеровская Германия сумела создать танки «Тигр», «Пантера», но не смогла оснастить их быстроходным дизельным двигателем, какой был у нас.

Двигатель В-2

В 1936 году Афанасий Осипович Фирсов, обвиненный во вредительстве из-за неполадок в коробках передач танков БТ-7, был отстранен от руководства, в 1937 году – арестован и без суда расстрелян 10 декабря 1937 года. Константин Челпан был расстрелян тоже без суда в 1938 году. Полному уничтожению фирсовского конструкторского бюро помешал приемный сын маршала Клима Ворошилова, работавший в танковой промышленности и доказавший отцу: нельзя сажать все конструкторское бюро. Некому будет заканчивать танк. В своей рукописи «Воспоминание о танкостроителях и дизелестроителях» Василий Васильев, стоявший у истоков создания прославленного танка Т-34 написал: «Официальная советская историография связывает создание знаменитого танка Т-34 исключительно с именем главного конструктора Михаила Кошкина, сменившего в декабре 1936 г. репрессированного Афанасия Фирсова. Но основы для создания Т-34, его первичный технический облик, основные боевые характеристики были заложены ещё при Фирсове. Последний скептически относился к танкам с противопульным бронированием. Уже в конце 1935 г. на столе главного конструктора лежали проработанные эскизы принципиально нового танка: противоснарядное бронирование с большими углами наклона (эквивалентная толщина носа 90 мм), длинноствольная 76,2 мм пушка, дизельный двигатель В-2, масса до 30 т, отказ от колёсно-гусеничного движения в пользу чисто гусеничного. Ближайшими помощниками Фирсова в этих разработках были Александр Морозов и Михаил Таршинов. Такая же коллизия имела место и при создании знаменитого дизеля В-2, который до сих пор применяется на современных танках. Первопроходец Константин Челпан, его преемник Иван Трашутин. (В рукописи есть разделы, посвящённые замечательным личностям, знаковым фигурам в танкостроении на ХПЗ: А. О. Фирсову, К. Ф. Челпану, М. И. Кошкину, А. А. Морозову, Н. А. Кучеренко, Ф. В. Савостину, П. Н. Горюну.Она дает достаточно полное и объективное представление о талантах, человеческих качествах, стиле руководства и заслугах этих людей в создании танков БТ, Т-34, двигателя В-2, противоснарядной наклонной брони, её электросварки, трансмиссии и ходовой части.) Предшественников и прототипов Т-34 - БТ-7М, А-20, А-32, Т-34 Сказанное не умаляет заслуг Михаила Кошкина, но, придя в КБ, он мог опираться на хороший задел. У него был прирождённый талант организатора и администратора. Образование инженера-механика получил сравнительно поздно (в 1936 г.), до этого работал на достаточно высоких административных и партийных должностях. Придя в конструкторское бюро на ХПЗ, сумел, несмотря на свой резкий характер переломить себя, подчинить свои способности делу создания, а точнее доведения танка Т-34 до принятия на вооружение, как бы восприняв эстафету главного конструктора от Фирсова. Сумел наладить взаимоотношения с коллективом, отказался от кадровых перетасовок — все остались на своих местах. Без проницательной настойчивости Кошкина, его безумной энергии, «вхожести» в высшие инстанции танк Т-34 мог бы и не состояться. Таким запустили в серийное производство Т-34 Но были у Кошкина недостатки и порождённые ими ошибки — склонность к резким, не всегда оправданным, а иногда и рискованным решениям. Самый яркий пример — знаменитый пробег двух танков Т-34 своим ходом в Москву для показа руководству страны в начале марта 1940 г. В условиях начавшейся весенней распутицы, при сильной изношенности танков предшествующими пробеговыми испытаниями (около 3000 км), из-за отсутствия времени на подготовку танков к такому марш-броску начавшийся пробег несколько раз был на грани провала, и это могло бы погубить Т-34. Но победителей не судят. Однако сам Кошкин заплатил за этот демонстрационный успех слишком дорогую цену. Простуда и переутомление привели к серьёзной болезни. В сентябре 1940 г. М. И. Кошкин скончался. Это был серьёзный урон для отечественного танкостроения. А об Афанасии Осиповиче Фирсове не вспоминали. Долго. Но не забыли. Как считает Лариса Васильева (Кучеренко), создатели оружия Победы достойны памятника. Речь должна идти о возведении скульптурной композиции, посвященной выдающемуся танкостроителю Кошкину, его ближайшим соратникам Морозову и Кучеренко, а также ученым и конструкторам Патону, Таршинову, Матюхину, Фирсову и многим другим. Ведь знаменитый танк Т-34 был создан целым конструкторским бюро. Выбор нового места для будущего монумента, по словам Ларисы Васильевой, тоже обоснован: единственный в мире музей истории танка Т-34 находится на исторической «точке» — на 37-ом километре Дмитровского шоссе, где 6 декабря 1941 года разгорелась великая битва под Москвой с участием танковых войск, ознаменовавшая начало победного наступления Советской Армии.

Лучший танк Второй Мировой войны

В Бердянске же о Фирсовых должна напоминать минимум мемориальная доска и экспозиция в музее истории города. А может,стоит и подумать о переименовании той же ул. Дзержинского. В 1921 г. ее переименование было обосновано: «Одесской была названа потому, что на ней поселились одесситы, народ широкого размаха и разгульной жизни. А карающей рукой советской власти был «железный Феликс». По сравнению с такой мотивировкой, доводов в пользу улицы Фирсовых более чем достаточно. Тем более что и дочь Афанасия Осиповича Фирсова Ольга совсем неординарная личность (но это еще одна занимательная история). Такими земляками принято гордиться.

8

Комментарии

Гость: Освободитель

122.11.08, 19:27

"Такими земляками принято гордиться"
сегодня принято гордиться только голодомором

    222.11.08, 19:49Ответ на 1 от Гость: Освободитель

    Об этом надо знать

      322.11.08, 20:58

      Отличная история.
      ...За каждым удачным решением - огромный труд.

        422.11.08, 21:03Ответ на 3 от MadМam

        И посредственности по головам талантов идут

          522.11.08, 21:07Ответ на 4 от mandrivnik

          К сожалению.

            622.11.08, 21:12Ответ на 5 от MadМam

            Повыдергивать бы им ходилки

              722.11.08, 21:15Ответ на 6 от mandrivnik

              по ящику "Война миров", эта фраза про ходилки очень там в тему

                822.11.08, 21:22Ответ на 7 от MadМam

                А мы ни с кем и не воюем... даже...

                  922.11.08, 21:24Ответ на 8 от mandrivnik

                  Ну хоть где-то мы молодцы

                    1022.11.08, 21:38Ответ на 9 от MadМam

                    и впереди планеты всей

                      Страницы:
                      1
                      2
                      3
                      предыдущая
                      следующая