Сейчас, во время Великого Поста, мы совершаем тот период церковного года, который называем, вслед за Святыми Отцами Церкви, духовной весной. Если земледелец опоздает с посевом, не будет всхода, не будет хлеба, а если человек запоздает с приобретением трезвения, внимания к своему внутреннему человеку, к сердцу, он останется без духовного питания, в духовном голоде. И если в его сердце есть какая-нибудь страсть, и он осознает это, он также поймет, что никто не сможет изгнать эту страсть, как только Тот, Кто создал человека. Но для этого нужна подготовка. А эта подготовка и есть пост и молитва.
Мы привыкли думать, что пост - это когда на столе стоит постная пища. Но это только часть поста. Настоящий пост - это когда человек раскрывает свое сердце так, что он видит то ненужное и отметает его и берет только нужное, чтобы сохранить свое сердце.
А молитва? Молитва - это то состояние, когда душа, ощущая Божественный мир, непрерывно взывает ко Господу: «Помоги, недопусти... Недопусти, чтобы совершилось во мне убийство самого главного чувства души - совести.
Все те, кто в течение Великого Поста искренне постились и сердечно каялись в своих грехах, должны были бы к настоящему времени чувстовать состояние недостоинства перед Богом. Это потому, что чем ближе человек приближается к Богу, тем яснее он видит порчу своей души. И вот для таких людей - дай Бог, чтобы в нашем приходе они были бы в большинстве - сегодняшний день должен принести немалое утешение.
Ныне, перед нашими духовными очами стоит преп. Мария Египетская, чью память Церковь празднует сегодня, в 5-е воскресенье Великого Поста. Она была великой грешницей, которая явила величайший пример покаяния.
Она жила в Александрии и с ранних лет посвятила себя блуду. Будучи подростком, она однажды увидела толпу людей, спешащих в порт. Она спросила в чем дело и ей сказали, что отходит корабль в Святую Землю и люди спешат, чтобы отправиться в Иерусалим к празднику Воздвижения Креста Господня, для поклонения Св. Кресту. Мария решила тоже ехать, но не для молитвы и поклонения святыням, а для продолжения на новом месте своей распущенной греховной жизни. И в пути и в святом граде она продолжала увлекаться плотским грехом и вовлекать в него других.
Наступил праздник Воздвижения. Мария с толпой богомольцев пошла в храм Гроба Господня. И вот она у храма, вот она уже у его порога, но войти не может. Она подумала, что более сильные люди ее оттесняют. Она вновь устремилась с толпой ко входу и снова войти не может. Еще и еще делает попытки Мария, но напрасно. Она не может войти в храм. Тут она подняла глаза и увидела над входом в храм икону Божией Матери. И она поняла - она такая грешная не смеет войти в храм. Она встала в стороне и со слезами покаяния молилась Божией Матери, обещая измениться. После такой молитвы, она снова пошла к храму и наконец вошла. Она упала перед Животворящим Крестом, помолилась и поцеловала Св. Крест. Вышла из храма, устремилась к Иордану, омылась там, потом в храме св. Иоанна Крестителя причастилась Святых Христовых Таин и ушла в заиорданскую пустыню, где в молитве и посте прожила всю остальную свою жизнь, около 40 лет.
Великая грешница стала великой праведницей.
Святая Церковь сегодня внушает нам, что нет грешника, которого Господь бы не простил.
Каждый из нас покроется гробовой доской, скроется в могиле, а душа пойдет в вечность. Что же там будет? Думаем ли мы иногда о том, что там будет? Вот тут и обратите внимание: Мария не могла войти в храм, кто-то не пускал. Просмотрим себя, свою совесть. У нас то же самое: кто-то не пускает к полной преданности Христу. Проверим это, как сделала Мария. Бросимся к Богоматери, к Господу.
Господи помоги, чтобы быть христианином. Помоги быть преданным Тебе, исполнять Твои заповеди!
Господь услышит сердечную молитву и тогда наступит ясная весна.
Тропарь
В тебе, мати, известно спасеся еже по образу; приимши бо крест, последовала еси Христу, и деющи учила еси презирати убо плоть, преходит бо, прилежати же о души вещи безсмертней. Темже и со ангелы срадуется, Преподобная Марие, дух твой.
Кондак
Блудами первее преисполнена всяческими, Христова невеста днесь покаянием явися, ангельское жительство подражающи, демоны Креста оружием погубляет. Сего ради Царствия невеста явилася еси, Марие преславная.