В 1991 году профессор Иерусалимского университета Мартин Ван Кревельд написал книгу «Трансформация войны».
Он писал о том, как меняются цели и методы войны. О том, почему сильной армии невыгодно воевать со слабой. О том, какое будущее ждет традиционные армии – и кто именно станет им противостоять в XXI веке.
А еще он писал о том, что войны делятся на те, что идут ради выживания и те, что ведутся как инструмент политики.
Ван Кревельд говорил о том, что любое государство, вынужденное считаться с общественным мнением и издержками, всегда оказывается уязвимым в столкновении с противником, убежденным, что он воюет во имя сохранения самого себя. Что «войска, которые не верят в правоту своего дела, в конце концов, откажутся воевать». Что «политика организованного сообщества далеко не всегда совпадает с целями составляющих его индивидов» – даже порой в тех случаях, когда речь идет о войне за выживание.
И все эти вещи имеют прямое отношение к войне на Донбассе. Потому что вопрос упирается в то, как эту войну видят по обе стороны границы.
Для России этой войны не существует. Обыватель о ней предпочитает не знать, оставаясь в убеждении, что на Донбассе воюют «Киев» и «ЛДНР». О погибших российских солдатах и наемниках не пишут СМИ, их семьи не дают интервью, а все участие Москвы в этих событиях воспринимается через призму «гуманитарных конвоев». Кремль не несет никаких имиджевых издержек внутри страны, потому что в представлении российского обывателя не является стороной конфликта. А потому Москве нет никакой нужды оглядываться на общественное мнение.При этом, для российского руководства эта война ведется «на выживание». Вполне вероятно, что для Владимира Путина и его ближайшего окружения речь идет о возрождении империи, сохранении ее исторического ареала и борьбе со сценарием распада. Кремль неоднократно давал понять, что воспринимает все происходящее как попытку переиграть поражение в «холодной войне». И для него любая попытка бегства бывших колоний в Европу – это «удар по империи» и «вторжение на исконные территории».
Для Украины все с точностью до наоборот. Украинский обыватель ставит тему войны в список главных проблем, которые стоят перед страной. Но при этом год назад вину на Россию за вторжение возлагали лишь 52% опрошенных. Еще 15% считали, что во всем виноват Киев, а треть не определилась с ответом.
В этом году трое из четырех опрошенных уверены, что ради мира на Донбассе нужно идти на прямые переговоры с агрессором. Каждый второй готов предоставить оккупированным территориям автономию в составе страны. 40% респондентов хорошо относятся к стране, оккупировавшей несколько украинских регионов.
Такие цифры ожидаешь увидеть в тех странах, чьи солдаты сражаются в составе экспедиционных корпусов за пределами национальных границ. Но мы видим эту социологию именно в Украине – стране, которая стала жертвой чужой агрессии. Вдобавок, мир на Донбассе вовсе не закрывает вопрос территориальной целостности Украины, потому что о судьбе аннексированного Крыма Россия и вовсе отказывается вести переговоры.
Мне могут возразить. Сказать, что проигрыш в войне не чреват физическим истреблением граждан страны. Что компромиссы неизбежны, а военные бюджеты – непомерное бремя для страны. Но в этой логике есть одна брешь.
Да, Украина и правда отличается от Израиля. Да, применительно к нашей стране фраза Голды Меир должна быть переиначена: «Мы хотим видеть себя украинцами, они хотят видеть нас малоросами». В отличие от оригинала, в этом утверждении уже есть масса пространства для компромисса. И многие в Украине, наверняка, готовы пожертвовать идентичностью ради персонального благополучия – особенно, если вопросы идентичности для них не являются базовой ценностью. Но в том и штука, что эта война – она не только за идентичность.
Давайте начистоту.
Капитуляция перед Россией не будет означать размен идентичности на процветание. Проигрыш будет означать лишь уничтожение шанса на становление эффективной экономики. Потому что российские протектораты не живут богаче метрополий. А современная РФ остается страной, вся внутренняя дискуссия которой сводится к вопросу «на ком экономить в первую очередь».
Но если Кремль, который ведет эту войну «ради выживания», продаст ее Украине как «войну с калькулятором в руках», то новому поколению украинцев просто придется начинать все с нуля. Потому что наше поколение эту войну проиграет.
Сорян что на русском и не про Портнова. Устраивайтесь там поудобней, кипятите пеликана – это лонгрид. На этот раз по настоящему длинный.
Давайте поговорим о транзите газа и об анбандлинге, о том, как нам повезло и как это все можно просрать.
И о том в какие игры играет даблджоб с винницкого рынка, даже не понимая с кем играет и зачем.
Почему транзит газа это важная тема?
Потому что транзит с одной стороны приносит в бюджет 2-3 миллиарда
баксов по году (самая крупная единичная строка надходженнь бюджета по
сути). А с другой стороны транзит служит нам щитом от вторжения Кремля.
Если в результате полномасштабног
Именно для того
чтобы получить возможность воевать с нами полноценно (или угрожать такой
войной любому, кто будет властью в Украине) – Россия последовательно
Для примера. В 2013 году Путин решил расширить газопровод Ямал (построен в 99) идущий через Польшу, созданием перемычки в Германию. Польша изначально отказалась – а ведь это деньги и деньги немалые, и основная причина – постройка перемычки ПОВЫСИТ ВЕРОЯТНОСТЬ ИСКЛЮЧЕНИЯ ИЗ СХЕМЫ ПОСТАВОК УКРАИНУ. А значит, может привести к оккупации Украины и как следствие к тому, что соседом Польши будет уже не Украина, а РФ или ее сателлит.
Именно наличие у нас ГТС не позволило России воевать у нас как, например, в Грузии или Сирии.
Кстати о Сирии и важности транзитных путей.
Война в Сирии до лета 2015 года особо не интересовала Путина, он даже сказал, что ему в общем-то плевать.
Однако потом ЕС сумели завернуть проект Южного газового потока, и Газпром вместо него решил проложить Турецкий поток.
Планы на Турецкий поток у Газпрома были громадные – планировалось 4 нитки общей мощностью 63 млрд кубов в год. Для сравнения за прошлый год наша ГТС прокачала порядка 90. Одна нитка должна была идти на турецкий рынок, а остальные три через Турцию в Европу.
Однако Кремль
как всегда хотел, чтобы Турция была транзитером и реципиентом
российского газа, а Эрдоган хотел покупать газ у РФ и распоряжаться им
самостоятельно.
Поглядев на такие печальные переговоры
весной-летом 15го и имея в уме дедлайн 1 января 2020 года Кремль
зафиксировал альянс с Ираном и начал существенно расширять контингент
своих ихтамнетов в Сирии(при этом фактически сидел по чамые гланды на
Донбассе, то есть по сути открыл второй фронт хер знает где). Кремль
начал пытаться создавать на территории Сирии, но по границе с Турцией
управляемые конгломераты, фактически новые норотные риспублеки, чтобы
всегда иметь надавить на турков в любых переговорах. Офигев от таких
маневров Путина, Турция перешла к активному противодействию
Как видите вопрос ФОРМАТА работы газопровода и тонкости транзитных контрактов обернулись расширением агрессии, новыми десятками тысяч жертв, сбитыми самолетами, увязанием РФ в еще одной войне. Транзит это серьезно, это не шутки, это такие бабки, что политика на них прорастает сама.
Почему дедлайн 1 января 2020? Потому что в этот день
заканчивается наш транзитный контракт и Газпрому надо подписать с нами
новый. Они надеялись достроить и Турецкий поток в нормальном объеме и
Северный поток-2 с полной загрузкой в 2019 и ПРОСТО НЕ ПОДПИСАТЬ С НАМИ
ТРАНЗИТ(или подписать на своих условиях, но на символическую сумму 5-15
млрд кубометров по году, которая совершенно бы не оправдывала
функционировани
Эрдоган показал себя. Сейчас Турецкий поток это одна нитка в Турцию, и
они мучительно занимаются второй, и какие там условия на самом деле
будет не понять, потому что Путин в Сирии может с каждым днем все
меньше. По факту это минус 15 млрд кубометров из нашего транзита по году
из-за первой нитки в Турцию(выпадают
Северный поток-2 торпедировали всем миром. Тут и позиция Нафтогаза и их просветительска
Россияне не успели. Северный поток-2 скорее всего не запустят до 2020(даже если повезет с Данией). Там всего половина мощности может быть использована Газопромом из-за расширения действия Третьего Энергопакета. Турецкий построен в кастрированном варианте, каким он будет после первой нитки, тоже не знает по сути никто, потому что слово Эрдогана стоит столько же, сколько слово Путина, то есть ничего.
Значит, Кремлю надо подписывать с нами транзитный контракт и у нас НЕПЛОХИЕ ПЕРЕГОВОРНЫЕ ПОЗИЦИИ. Они вынуждены его подписывать и тут уже мы можем что-то выбить.
Еще раз у нас есть все шансы вжучить Газпром и подписать такой контракт, который обезопасит нас на несколько лет (а возможно и на 10) от всех этих обходных потоков, дав нам время нарастить собственную добычу газа, построить схему поставок лнг и т.д. и т.п..
Однако кроме переговоров по транзиту в 2019 у нас
еще происходит и процедура анбандлинга. Анбандлинг это выделение нашей
газотранспортно
Дело нужное, часть требований третьего энергопакета, кроме того есть хитрый план.
Какие у нас могут требования к процедуре анбандлинга? Эта процедура в
обязательном порядке должна создать косвенных выгодоприобрета
То есть либо какие-то европейские игроки которые смогут продавить поставку, либо какие-то американские игроки у которых санкций полный мешок ахаха, смотри сейчас еще насыплем. Иначе как вы видите исходя из планов РФ, скоро приносить деньги за транзит наша ГТС не сможет, а должна, потому что это не только вопрос денег и бюджета, но и вопрос ковровых бомбардировок и танковых клиньев.
Есть два основных варианта проведения анбандлинга.
Первый OU(уоунершип анбандлинг) – передача собственности. Фактически произойдет передача из одного государственног
Первая. По бороде идут все суды, которые в данный момент ведет Нафтогаз вокруг транзита. Стокгольм-2(пол
Вторая. Нафтогаз исчезает из переговоров по транзиту. И соответственно исчезают все наработанные контакты с Западом, которые и позволили создать проблемы СП-2 уже сейчас. А вместо Нафтогаза там появляются серийные долбоклювы – собственно сам Гройсман и Кистион, на которых на Западе смотрят как на дебилов с Винницкого рынка.
Ну и там еще куча проблем возникает, потому что чтобы это все нормально узаконить надо ТАКОЕ количество законов через Раду прогнать (а у нас как вы помните коалиции уже нет). А иначе ГТС вообще зависает в каком-то ездоватом правовом вакууме и вообще никому ничего не понятно.
То есть вместо того чтобы
крутить россиянам руки и уши, мы сами себя вставим и будет непонятно
кого с каким правовым статусом отправлять на переговоры с Газпромом и
европейцами. А ведь будут еще наши суды с их неожиданными решениями,
которые могут выдавать вообще непредсказуемые
Короче. Это очень, очень плохой вариант.
Есть другой вариант. Его суть – концессионное соглашение, ISO. МГУ в
таком случае получает концессию, а конечным владельцем ГТС остается
Нафтогаз. МГУ достаточно чтобы договор с Нафтогазом был с любой цифрой.
Хоть гривну в год пусть платят за концессию. Вот за эту одну гривну
Нафтогаз вставляет в судах Газпром и рвет им жилы на переговорах по
транзиту.
Противники концессии говорят, что на такое никто не
пойдет, не удастся получить какого-то интересанта без передачи права
собственности. Что я могу на это ответить?
Во-первых, судя по новому пакету санкций США против СП-2, проект которого мы увидим завтра я надеюсь, интересанты явно есть. И им что владение, что концессия, спросите у ихтамнетов, которых пятьдесят второй бэ превращал в пыль под заводом Коноко в Сирии.
Во-вторых, Нафтогаз сам заинтересован в
получении мощного компаньона в нашей ГТС и речь тут не о деньгах, а о
газовом балансе. Что одна гривна, что ноль, важно сколько газа в системе
и как функционируют хранилища. Нам нужно время до развития собственной
добычи.
Итоги подведьом.
А не пришло ли время Владимиру Борисовичу объясниться, а почему он ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО
То премии, то блджаж зарплаты, то набсовет не тот, то устав поменять,
то уволю, то ГТС вот именно так, чтобы команда Нафтогаза исчезла. Раз за
разом. Последовательно
Тупо раз за разом и каждый раз, ставя под угрозу государственные
Кремль вот затянул с потоками и теперь у него надежды не много.
Разве что Кремль на Владимира Борисовича Гройсмана может надеяться.
Который, как мы видим последовательно
Когда я первый раз заметил странность поведения Гройсмана в газовом вопросе и мы начали на это смотреть пристально и регулярно, возникло много конспирологий, что вот Порошенко поссорился с Гройсманом и теперь верный гитлерюгенд Порошенко вваливает по святому Владимир Борисовичу.
Завтра Порошенко закончится(а будем честными закончился сразу после
выборов и начала Больших Крысиных Бегов), и Владимир Борисович останется
сам.
А поведение Владимира Борисовича не поменялось. Выходит, Петр
Алексеевич понимал важность ГТС как рычага, как инструмента, как
оборонительной системы.
А Гройсману плевать.
Он или идиот, который ради того чтобы украсть из ГТС (овнершип вариант анбандлинга позволяет ему никому не отчитываться), нас всех подставит.
Или предатель и шпион, который за долю малую заводит нас в тупик, лишает нас возможности использовать стратегически удачный момент.
Владимир Борисович, откройте, наконец, личико.
Кто вы и зачем делаете то, что делаете?
Павел Казарин:
Перечень народных запросов выглядит довольно незатейливо. Отмена
неприкосновенности, прямые переговоры с Россией и ЛДНР, возвращение
политзаключенных и пленных. В этом же перечне – требование снизить
зарплаты топ-чиновникам.
Украинский избиратель хочет не победить в войне, а закончить ее. Роста зарплат и снижения налогов. Низких тарифов – и борьбы с коррупцией. И при этом каждый второй избиратель ожидает улучшения ситуации в стране в ближайшие месяцы. Если вы не знали, как выглядят глупость и инфантилизм – то вот они.
Обыватель отчаянно не хочет смотреть фактам в глаза. Не хочет замечать, что администрация президента США дистанцируется от команды новоизбранного президента Украины и все чаще говорит о переговорах с Москвой.
Обыватель не обращает внимания на попытки Европу вернуть Россию в ПАСЕ и достроить «Северный поток-2». Хотя вполне вероятна ситуация, когда Москва с нового года остановит транзит газа по территории Украины, лишив страну 3% ВВП – со всеми вытекающими последствиями.
Обыватель в упор не видит рисков, связанных с компенсацией бывшим собственникам «Приватбанка». Хотя в этом случае «эпоха бедности» закончится для одного конкретного человека – за счет всей остальной страны.
Обыватель не понимает, что война на Донбассе, равно как и судьба украинских политзаключенных, - это всего лишь инструменты давления Москвы, финальная цель которых – превращение Украины в «failed state». И за уступчивость Кремля придется расплачиваться суверенитетом страны.
Можно отправить за решетку нескольких коррупционеров – но это не уничтожит коррупцию, пока страна не будет платить чиновникам высокие зарплаты.
Можно снять неприкосновенность с депутатов, но это значит лишь откроет возможность для узурпации власти. Потому что каждый оппозиционер окажется лицом к лицу с перспективой уголовных дел «за непослушание».
В конце концов, можно требовать зарплат, пенсий и высоких социальных стандартов – но как это вяжется с тем, что обыватель хочет снижения налогов?
Дело даже не в том, что во всех этих ожиданиях отсутствует элементарная логика. Дело в том, что эти ожидания изначально ложные. По одной причине – все они нацелены на то, что «будет лучше». А лучше, с большой долей вероятности, не будет.
Обыватель искренне думает, что главная преграда для благоденствия – это конкретные фамилии. Хотя наш быт куда больше зависит от обстоятельств жизни. Тех самых, что рождаются, в том числе, за пределами нашей страны – и к которым мы можем лишь подготовиться, но которые не можем обнулить.
С этими обстоятельствами вынужден считаться любой президент страны – какой бы ни была его фамилия. Если он будет адекватно оценивать риски – то, возможно, украинский корабль не налетит на рифы. Но этот сценарий означает лишь то, что обывателю не станет «хуже» – а вовсе не то, что ему станет «лучше».
Потому что опция “станет лучше” в нашей реальности вообще не просматривается. Для этого нет ни ресурсов, ни предпосылок. Есть лишь ожидания.
Но почему вам кажется, что их кто-то обязан оправдывать?