Оригинальное мышление

  • 26.05.11, 14:07
С самых первых шагов обучения у человека отбивают охоту думать самостоятельно, а в его голову закладываются готовые мысли. Легко увидеть, как это происходит с детьми. Они преисполнены любопытства, хотят охватить окружающий мир не только физически, но и интеллектуально. Они хотят знать правду, потому что это самый надежный способ ориентироваться в чужом и подавляюще сильном мире. Но их желания и стремления не принимают всерьез; и не так уж важно, в какой форме это проявляется: в открытом пренебрежении или в мягкой снисходительности, которая обычна в обращении со слабыми (будь то дети, старики или больные). Такое обращение и само по себе наносит серьезный вред самостоятельному мышлению, но дело обстоит гораздо хуже в случае неискренности - часто неумышленной, которая обычна в поведении родителей с детьми. Отчасти эта неискренность проявляется в том, что ребенку дают искаженную картину мира. Это так же полезно, как описывать жизнь в Арктике человеку, попросившему совета перед экспедицией в Сахару. Но кроме общего искажения, бывает и много специальной лжи, направленной на утаивание от детей каких-то фактов, знание которых детьми для родителей нежелательно. "Не твоего ума дело",- говорят ребенку, и его расспросы наталкиваются на враждебный или вежливый отказ в самых различных случаях: от плохого настроения родителей, которое рационализируется как оправданное недовольство плохим поведением ребенка, и до половых отношений или семейных ссор, о коих с детьми не говорят.

Подготовленный таким образом ребенок попадает в школу или в колледж. Здесь применяются методы обучения, в действительности ведущие к дальнейшему подавлению самостоятельного мышления; на некоторых из них я остановлюсь. Один из них - настойчивое требование от учащихся знать факты, точнее, информацию. Существует жалкое суеверие, будто человек достигает знания действительности, усваивая как можно больше фактов. В головы учащихся вдалбливаются сотни разрозненных, не связанных между собою фактов; все их время и вся энергия уходят на заучивание этой массы фактов, а думать уже некогда и нет сил. Разумеется, мышление само по себе - без знания фактов - это фикция, но и сама по себе "информация" может превратиться в такое же препятствие для мышления, как и ее отсутствие.

Эрик Фромм в книге "Бегство от свободы"

[ А вот что пишет Розанов Василий Васильевич... ]

Эгоизм одинокого и семейного человека.

  • 25.05.11, 14:04
Есть у меня один знакомый. Хотя я уже с ним несколько лет не общаюсь. А раньше любил зависать у него дома и он сам любил, когда у него народ собирался. Живет он один в однокомнатной квартире, поэтому условия позволяли. Народ к нему приходил с выпивкой, закуской, а он предоставлял свою квартиру. И ему было приятно, и всем удобно, в общем, все были довольны. 
Мой знакомый не все время жил один, был женат, но жена от него ушла. Он страшный эгоист, что совсем и не скрывает. Как он рассказывал, многие люди его обличали в эгоизме, что самое интересное, в основном это делали эгоисты.

«Вот не эгоисты – говорил он – ни разу не сказали, что я эгоист». Вообще, эгоизм это любимая его тема. Он еще как-то рассказывал, что по его наблюдениям, самые большие эгоисты это семейные люди, особенно те у которых есть дети. Как-то говорил он, что семейного человека может сразу опередить. Тут надо сказать, что мой знакомый работал на стройке, иногда ездил подрабатывать гасторбайтером в Россию. Встречался со многими людьми и говорил, что ни разу не ошибся в определении эгоистов, особенно семейных. 

«Эгоист одинокий, он не совсем эгоист – говорил он – может быть, не семейных эгоистов вообще нет, все это ярлыки и голословные обвинения. Так как не семейный эгоист, все заработанное тратит на общее дело, т.е. прогуливает со знакомыми. Вот к примеру я, никогда не жалею денег на выпивку и закуску для своих гостей и даже квартиру свободно предоставляю, чтобы в ней люди отдыхали. А иногда даже ухожу гулять, чтобы некоторые могли тут со своей подругой отдохнуть.»

«Вот скажи мне – обращается он ко мне – разве я после этого эгоист? Кто посмеет меня назвать эгоистом? Вот те, кто так же ничего не жалеет для других, те кто всегда приходит ко мне не с пустыми руками, ни разу меня не назвали эгоистом. А те, кто приходят почти всегда порожняком, очень часто меня обзывают эгоистом. Где же тут правда и справедливость? И вот заметь, эти эгоисты все семейные. Они даже и оправдываются своей семьей, что, мол, денег нет, все потратил на ребенка, поэтому «пустой» пришел. Когда-то работал я с одним таким на стройке. Так он тащил все, что плохо лежит. И вот, как-то пытается он стащить мешок цемента, и я уже не выдержал такой наглости, ведь я бы и сам не прочь этот мешок стащить, но не делаю же этого. А тут смотрю, он уже тащит цемент, а меня жаба душит, вскипел и ему говорю: ну ты же б***ь верующий, что ж ты мудила делаешь? А он мне отвечает: «Бог простит, я не для себя, я для детей». И что ты тут ему ответишь? И хоть бы раз после этого проставился за то, что все его покрывают. Так нет же, все для детей. Ты понимаешь? Дети оправдывают все: жадность, воровство, алчность, лож… И вот таких уважают только потому, что у них дети. А нас, одиноких, клеймят ярлыками.»

Не могу сказать, что я со всем согласен. Но что-то в этом есть. Даже по собственным наблюдениям замечаю, что люди одинокие даже как-то больше интересуются. Интересуются не только в плане религии, а и вообще, как-то больше инициативные и больше стараются проявить себя. И в Евангелии об этом сказано так: «Неженатый заботится о Господнем, как угодить Господу; а женатый заботится о мирском, как угодить жене.» (1Кор.7:32-34)

И в какой-то степени действительно, одинокий эгоист не до конца эгоист.

Как сделать блог непопулярным, но для себя полезным и интересным

  • 24.05.11, 07:43
В заметке Как сделать свой блог непопулярным я не написал самого главное. Главное определиться какой блог лично ты хочешь, т.е. для себя или для окружающих. 

Мы в жизни делаем очень много того, что сами не хотим. Точнее мы думаем что этого хотим, но на самом деле мы так думаем потому, что нам это внушили. Мы часто покупаем вещи и продукты не потому, что мы их действительно хотим, а потому что одна вещь лучше прорекламирована чем другая, потому что одну вещь общество считает модной, а другую не очень. Часто мы сами себя оцениваем не исходя из собственных качеств, а исходя из того, насколько наши качества популярны. 

Если человек не обладаем теми качествами, которые ценятся и популярны в обществе, тогда и сам человек не ценится и не популярен. Это не так страшно, если для человека популярность не является критерием самооценки. Но зачастую это именно так и есть, самоуважения для человека напрямую зависит от популярности, без нее человек скатывается в пропасть неполноценности.  Т.е. мы оцениваем себя не исходя из собственного мнения о самих себе, а исходя из мнения окружающих нас людей, которые могут быть мало нам знакомы и которые не всегда говорят то что действительно думают.

Без критического  мышления к чужим мнениям и без своего личного мнения, человек рискуем потерять себя, рискуем всю жизнь делать не то чего он хочет, а то, что от него хотят другие; покупать не то, что он хочет, а то, что хотят другие чтобы он купил; смотреть не то, что он хочет, а то, что хотят другие; писать не то, что хочется, а то, чего хотя прочитать другие и т.д. т.п... 

Между прочем, многие по этой причине ничего не делают и ничего не хотят. Живут свою жизнь, но не проживают ее. Делать то, что популярно и ценится, не интересно и не хочется, а то что интересно и хочется делать, не популярно и не ценится. А делать то, что не ценится и не популярно тоже не хочется, так как это кажется бессмысленным занятием, только уже потому, что это не популярно. В результате ничего не хочется и жизнь кажется серой и безрадостной. И вот тут необходимо или ломать себя и через нехочу подчиняться чужому мнению и лишиться своего "я", своего мнения или избавиться от зависимости чужого мнения и делать то, что не популярно но то, что себе интересно и нравится.  

Главное понять, что действительно хочется, а это сделать не просто. Порой люди всю жизнь стремятся получить то, что им хочется, а когда получают то, что всю жизнь хотели, оказывается что вопреки всем ожиданием это их не радует и тогда они понимают, что они стремились к тому, что им совсем не хотелось.

Запреты в обществе на эмоции и свобода личности.

  • 23.05.11, 11:02
В нашем обществе эмоции вообще подавлены. Нет никакого сомнения в том, что творческое мышление - как и любое другое творчество - неразрывно связано с эмоцией. Однако в наши дни идеал состоит как раз в том, чтобы жить и мыслить без эмоций. "Эмоциональность" стала синонимом неуравновешенности или душевного нездоровья. Приняв этот стандарт, индивид чрезвычайно ослабил себя: его мышление стало убогим и плоским. Вместе с тем, поскольку эмоции нельзя подавить до конца, они существуют в полном отрыве от интеллектуальной стороны личности; результат - дешевая сентиментальность, которой кормятся миллионы изголодавшихся по чувствам потребителей у кино и у популярной песенки.
Есть одна запретная эмоция, которую я хочу отметить особо, потому что ее подавление затрагивает самые корни личности; это - чувство трагедии.

Эрик Фромм
***
Больше всего в обществе принято молчать о смерти и трагедии. Только одно упоминание о том или другом может привести к непредсказуемым последствиям. Еще в школьные годы, или может быть уже после школы, мы как-то сидели одним вечером компанией дома, разговаривали о том, что недавно убили нашего общего знакомого, все присутствующее его прекрасно знали. И в одной девушке просто случалась истерика. Для меня тогда было открытием, что у человека из-за мысли о смерти может случиться истерика. Ведь все мы знаем, что умрем и все знаем, что «человек внезапно смертен» (это даже в школе проходили), знаем, но не понимаем, не осознаем. А тут убили не кого-то по телевизору, а того, с кем буквально позавчера сидел во дворе смеялся и пил пиво. Тут даже не сколько мысль о смерти так напугала девушку, а само близкое присутствие смерти. Еще не так давно смерть была очень близка к человеку, войны, эпидемии, голод… кругом умирали люди, близкие, знакомые, родственники… Смерть была настолько близка к человеку, насколько близки ему были люди. Сейчас чувство смерти от человека отдалилось, хотя смерть по-прежнему осталась так же близка. 
 
От трагизма бывают не менее сильные истерики. Вот живет человек в своем собственном розовом мире, и в друг, по непонятной причине, прозревает. Начинает замечать, что в мире царит насилие, зависть, презрение, жадность, агрессия в общем зло… И как только человеку начинает приоткрываться «розовый занавес», часто случается истерика, я это не раз наблюдал. 
Стоит только заговорить о чем-то невеселом, хотя бы немного трагичном, тут же кто-то скажет: «кончай унывать, давай о чем-то веселом» или «прекращай грусть наводить»… Хотя можешь рассказывать не очень и трагическое, но уже если не веселое, то уже и запрещенное. А если не будешь улыбаться и делать вид, что радуешься жизни, то при встрече люди будут говорить: «чего такой унылый». Хотя почему унылый? Простое, обычное, уравновешенное состояние. Но если ты не веселый, то уже ты унылый.  

[ Еще хотелось бы затронуть одну тему. Читать дальше... ]

Взгляд со стороны на современную Украину.

Попытаемся понять, с какими трудностями столкнулись жители востока и запада Украины после развала СССР. Что мешает нам жить мирно в одной стране? Чего боятся обе стороны? Против чего и с кем воюют люди по разные стороны Днепра? В чем различие между жителями Донецка и Львова? … 

Каждый из нас мир делит на разные плоскости. Есть место личного пространства в пределах семьи, к примеру, это может быть комната. В пределах общества, у каждого есть свое место для семьи, скажем своя личная квартира, хотя она может принадлежат только одному из членов семьи, но тем не менее квартира считается общим местом пользования и все члены семьи могут считать эту квартиру своим родным домом несмотря на то, что квартира принадлежит только одному. Есть так же свой родной город, хотя город место общего пользования, но человек может воспринимать свой город как свою собственность, и говорить: «мой город». В пределах города могут быть свой родной район, своя родная улица, своя родная беседка… И есть еще пространство, которое человек может считать своей собственностью и говорить: «это моя страна, моя Родина». 

Теперь попытаемся понять, что и для кого означало развал СССР и образования независимого государства Украина. 
Подавляющее большинство жителей Украины после развала СССР ощутили, что их личное пространство в пределах страны, в пределах Родины, значительно уменьшилось. Но это коснулось не только пространства в географическом смысле, это было бы пол беды. Самое трудное было понять, что теперь «моя страна, моя Родина» сузилась не только в пространстве, но и во времени, т.е. в истории. 

Попытайтесь понять человека «А», который родился в огромной стране СССР, с огромной и богатой историей, человека который СССР воспринимает как «мая страна, моя Родина, моя история, моя…» и теперь его ставят перед фактом, что его страна, его Родина, его история… сузилась до суверенной Украины. 

Теперь попытаемся понять человека «Б», который родился в СССР но не воспринимает эту страна как: «моя страна, моя Родина, моя история…», для этого человека СССР это оккупация, вторжение на его личную территорию. И вот после развала СССР этот человек вдруг узнает, что теперь его личное пространство в разы увеличилось. Теперь он получает право распоряжаться своей личной комнатой и всей квартирой.  Но, вместе с этим, он узнает, что он совместно проживает в одной квартире с теми, кто считает СССР своей страной и своей Родиной. После чего человек «Б» начинает вычищать все, что напоминает про «оккупанта» и берется перевоспитывать то большинство, которое осталось после развала СССР. Это большинство, для человека «Б» делиться на две части: первая часть хочет перевоспитываться и признавать новый авторитет, а вторая часть это «оккупанты», так как до сих пор считают Украину маленькой своей страной от большой Родины СССР. 

[ В свою очередь человек «А» по началу.... Читать дальше ]

Христианский и языческий взгляды на труд.

К концу средних веков труд все больше превращается в наивысшую ценность. Развилось новое отношение к работе - настолько требовательное, что возникло возмущение экономической неэффективностью церковных учреждений. Нищенствующие монашеские ордена вызывали негодование: раз они непроизводительны - они безнравственны.  С другой стороны, некоторые монастыри превратились в то, что сейчас назвали бы агрофирмы или агрохолдинг. Монахи превратились в бесплатных рабочих, а некоторое время монастыри имели целые деревни с крепостными душами. Церкви превращались в предмет роскоши, а священник часто являлся олицетворением роскоши и богатства церковного. Что так же не могло не вызывать возмущения у народа.  Пик возмущения церковью пришелся на ХХ век, когда в СССР церкви взрывали, а монастыри разоряли по причине "ненадобности", "бесполезности", "мракобесия". Короче говоря, священники считались вредителями, так как ничего не производили, а только брали народные средства, для коммунистов было непонятно даже на что и зачем, с большой вероятностью уже не понимал и народ в большинстве своем.  Ведь те средства, которые шли на шикарные храмы и на позолоту, можно было бы направить на развитие страны, на индустриализацию, на образование и медицину. А в монастырях (агрохолдинге) уже отпала потребность, так как собирались создавать колхозы.

Представьте, что вы сейчас находитесь в то время, в том месте и среди тех людей, которые строят Вавилонскую башню. И вот вы сидите и ничего не делаете, в то время, как все остальные усердно трудятся строя башню. Естественно ваша бездеятельность будет вызывать возмущения. А если к этому добавить, что вы будите еще и говорить о тщетности их труда, и что весь их труд суетен и идет всем во вред… Негодования и агрессии народной вам не избежать. Теперь перестаньте это представлять, так как вы именно сейчас находитесь в то время, в том месте и среди тех людей, которые строят еще одну Вавилонскую башню, которая еще сложнее, еще больше, еще коварнее. И весь этот труд напрасный и зачастую идет во вред. Как сказано: "семя упало между тернием, и выросло терние и заглушило его…" (Лк. 8,7) Так и человек трудится совместно со строителями Вавилонской башни. Суетный труд забирает время и силы, которые необходимо было тратить на изучения, понимания, осознания и на соблюдения слов Господа.

[ Читать дальше... ]

Nosce te ipsum - Познай себя

  • 17.05.11, 00:33
Наблюдая за новостными сюжетами российского ТВ о Белоруссии, мне все время крутится в голове одна мысль. Даже незнаю почему и на каких таких основания, но тем не менее.
Вот к примеру: Китай Россия призывает власти КНДР белорусские власти соблюдать права и свободы человека (c) ОРТ>>>
Какое-то навязчивая мысль, каждый раз, при подобных новостях, навязывается и крутится. Хотя вот причем тут одно к другом?

Еще одна мысль есть. Почему в Белоруссии несмотря на давления со стороны США, ЕС и в последнее время со стороны братской России, власть Лукашенка остается незыблемой? Мне думается, что главная причина тут в том, что Лукашенко искренен, он занял одну позицию и настойчиво гнет свою линию, открыто, откровенно, не лицемеря, не строит из себя великого либерала и демократа, не заигрывает с "Западом", короче говоря нет такой шизофрении как в России. На словах Россия и за США, и за ЕС, и за либерализм, и за демократию...  а на деле еще хуже чем в Белоруссии. Такая позиция слишком уязвима, так как власти сами себя подставляют и сами раскачивают общество. Словами кочают в одну сторону, делами в другую, и лодка все больше и больше раскачивается. Вот в Белоруссии, Китае, КНДР заняли одну четку и ясную позицию, гнут свою линию и в странах тишина, порядок, развитие, модернизация... В общем-то так же и в США и ЕС, там тоталитарная система еще жестче чем даже в Китае. Если в Китае хоть своих полит заключенных сажают и расстреливают. То США и ЕС по политическим и по алчным мотивам сажают и вешают людей по всему миру и расстреливают целые страны. 
Вроде так говорят: Nosce te ipsum - Познай себя. Те страны, которые познали себя и определились со своей позицией и знают чего хотят, те страны добиваются великого успеха. А шизофреники обречены быть пешками в игре великих.

Больше добрых людей или злых?

Не раз встречал опросы на форумах, вконтакте и в блогах с таким вопросом. Чаще всего люди отвечают, что добрых людей больше. Но в этом нет ничего удивительно, так как мир считает себя добрым и все люди тоже должны быть добрыми. 
Но Мы знаем, что мы от Бога и что весь мир лежит во зле. (1Иоан.5:20) Так кого же больше? Добрых людей или злых? Если добрых, то как мир может лежать во зле? Для христиан ответ на этот вопрос очевиден. Сколько людей на планете Земля христиане? Меньшинство. А сколько из тех, кто называет себя христианами действительно последователи Господа Иисуса Христа? Еще меньше. В результате мы получим совсем небольшое количество людей, малое стадо (Луки 12:32). 

Тут многие могут возразить, что даже среди язычников встречаются добрые люди. Действительно, с точки зрения человека, среди язычников встречаются добрые люди, даже более нравственные чем многие люди, которые называют себя христианами. Но представим, что есть такой язычник, которые не нарушил ни одной заповеди, кроме первой. Можем ли мы его назвать добрым? Может ли быть человек добрым, который отрекся от своего Отца, от своего Творца, Который для него пострадал и умер? И потом, почему же людям так трудно признать своего Творца своим Богом? Потому, что человеку больше хочется считать, что он принадлежит себе и никому ничем не обязан, и вправе делать все, что ему вздумается, даже то, что вредит себе и окружающим. Короче говоря гордость мешает, та самая из-за которой один ангел со своими последователями уже потерял Небеса, а человеку та самая гордость не позволяет на Небеса подняться. 

Так можем ли мы назвать гордеца добрым человеком? Теоретически на секундочку представим, что гордец не убивал, не крал, не завидовал, не обманывал, но из-за гордости не возлюбил Бога всем сердцем. В таком случае человек добр или злой? По человечески такой человек будет считаться добрым, так как не признавать существования своего Творца считается, среди многих людей, вполне обычным, даже похвальным делом. Но из Библии мы видим, что самое большое преступление против Бога, это поклонение другим богам или отрицание своего Творца. Те кто отрицает существования Бога вообще называются безумными. "Сказал безумец в сердце своем: нет Бога" (Пс.13:1). А язычество называется "мерзостью запустения". Больше всего мир погряз в мерзости - язычестве и обезумел - стал отрицать существования Творца. 

P.S. Кстати язычество распространено не только в языческих странах, но и в как бы христианских. Гороскопы, гадания, экстрасенсы... Олимпийские игры, Большой спорт, казино, стяжательство, куль власти денег и секса... все это признаки язычества. Как известно "Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне." (Матф.6:24) 
Но не все могут понять, что они служат двум господам, что одного любят и усердствуют, а о другом нерадеть. Поэтому многие и не добиваются успехи в миру, и не попадают в Царство небесное. Как говорят о таком: ни рыба, ни мясо. Это отвратительней всего.

Еще о Большом спорте. Спортивный день сегодня)

  • 14.05.11, 18:05
Начало тут О "большом" спорте, а это уже продолжение. 

Сколько стоит один стадион? Или нет, лучше скажем сколько обходится один футболист футбольному клубу "Шахтар" или "Динамо"? 
Сколько можно было бы построить спортивных (баскетбольных/футбольных...) площадок, если не в каждом дворе, то хотябы одну на 10ть дворов? Или зимних катков? Или бассейнов? Сколько обходится содержания одного стадиона? На эти деньги можно было бы оплатить тысячам детей годовой абонементе в бассейн. Сейчас же в бассейн сходить роскошь, не говоря о том, чтобы ходить постоянно и тем более всей семьей. 

Для чего эти стадионы? Для чего футбольные клубы? Для того, чтобы олигархи развлекались. Это у них, олигархов, развлечение такое. У одного футбольный клуб и у другого, вот и соревнуются таким образом. А что? Надо же им как-то удовольствие получать. Все то, что для нас представляет удовольствие, к примеру сходить в бассейн, для них является смешным и убогим делом. 
Стадионы и футбольные клубы еще нужны для того, чтобы очень немногим людям зарабатывать немалые деньги на тотализаторе. Я говорю не о тех, кто ставит свои кровно заработанные гроши, а о тех, кто потом все собранные гроши себе в корман ложит. 
О пивной и водочной рекламе уже ранее говорил. Добавлю только то, что и футбольные фан клубы создают для того, чтобы иметь непосредственное влияние. В таких группах легче распространять идеологию постоянного употребления алкоголя. Таким образом алкогольные компании получают постоянных клиентов, которые гарантированно будут пить пиво столько, сколько влезет. 

Государство, вкладывая деньги в строительство спортивных объектов для Большого спорта, фактически бесплатно, точнее за народный счет, создает условия для игр олигархов; для того, чтобы некоторые зарабатывали на тотализаторе; для того, чтобы алкогольные компании пропагандировали алкоголизм и увеличивали свои доходы. Но скажите, пожалуйста, что из этого действительно для пользы людей? И что идет на пользу общества? 

Большие, огромные народные средства идут во вред народу. И это в то время когда сходить в бассейн дорого (во многих районных центрах вообще закрыли и забыли, что такое было), спортивных площадок во дворах тоже практически нет, футбольные поля исчезли как вид, баскетбольные площадки даже не в каждой школе есть (на улице), тем более с кольцами, что такое летние эстрады уже забыли... и т. д. т. п. Единственно что есть в избытке, так это пивных палаток. 

Трудно понять то, что тебя ограбили, если у тебя украли то, чего небыло, но что должно было быть.