Четыре вопроса


Бирбала

 

Акбар задал Бирбалу следующие четыре вопроса:
   1. Где живёт Бог?
   2. Каковы Его обязанности?
   3. Что Он ест?
   4. Почему Он принимает человеческую форму, хотя Он может делать всё лишь по простой воле?
   Бирбал ответил:
   "1. Бог - вездесущ. Он появляется перед святыми преданными в их сердцах. Вы можете видеть Его в своём сердце.
   2. Он сбивает спесь с тех, кто находится на высоком уровне, и возвышает тех, кто упал. Это Его обязанность - вызывать постоянные перемены.
   3. Он поедает эгоизм индивидуальных душ".


   Затем Бирбал попросил Акбара дать ему немного времени подумать, чтобы предоставить подходящий ответ на последний вопрос. В это время Бирбал отправился к няне, которая ухаживала за ребёнком Акбара, и сказал ей: "Ты должна помочь мне сегодня в одном деле. Я должен дать подобающий ответ на один из философских вопросов Акбара. Когда Акбар придёт и усядется на край бассейна, чтобы поиграть с ребёнком, где-нибудь спрячь дитя и принеси игрушку. Притворись, что ты поскользнулась, и брось её в бассейн. Тогда ты увидишь интересные вещи. Ловко устрой всё это. Я знаю, что ты сможешь это сделать". Он дал ей в подарок 10 рупий. Няня была в восторге и сразу согласилась сделать то, что он просил.


   Акбар вернулся после своей вечерней прогулки и уселся на скамейке у края бассейна. Затем он попросил служанку принести ребёнка. Няня медленно подошла к краю бассейна, притворилась, что поскользнулась, и уронила куклу-ребёнка в бассейн. Акбар сразу же поспешил к бассейну, чтобы прыгнуть в него и спасти ребёнка. Бирбал вмешался и сказал: "Вот твоё дитя. Не спеши". Акбар был очень раздражён дерзким поведением Бирбала и приказал наказать его и выгнать прочь. Бирбал сказал: "Я дал тебе сейчас практический ответ на твой четвёртый вопрос. Почему ты сердишься на меня? Несмотря на то, что здесь было множество слуг, которые могли спасти ребёнка, из-за привязанности к нему ты сам захотел прыгнуть в воду. Точно так же, хотя Бог может совершить всё по простому повелению, тем не менее Он приходит Сам из любви к Своим преданным, чтобы дать им Свою Даршану. Теперь ты понимаешь, в чём дело?"


   Акбару это очень понравилось. Он дал Бирбалу богатые дары

 

http://pritchi.castle.by/ras-4-14.html

Удовлетворенность и мир

   

   Гаутама Будда шел через лес по направлению к городу. На дороге он увидел прохладный ручей, где он омыл свои руки и ноги, а потом сел под деревом в медитации.

   Царь города ехал на лошади по той же дороге. Так, как он постоянно воевал с другими царями, чтобы увеличить свое царство, его сердце было полно ненависти, страха и зависти. Увидев, что саньясин (отшельник) праздно сидит под деревом с закрытыми глазами, он слез с седла и стал гневно кричать на Будду: "Эй, саньясин, открой глаза и посмотри, кто стоит перед тобой. Даже такой царь, как я, не рассиживается в праздности. Вы, саньясины, кормите себя за счет труда других и вдобавок проповедуете народу безделье". Он продолжал в том же духе, изливая на Гаутаму резкие, гневные слова и оскорбляя его, пока сам не почувствовал себя уставшим и обессиленым.

   Гаутама, который все время был спокоен, медленно открыл свои глаза и с улыбкой сказал царю: "Присядь, сын мой. Конечно же, ты устал и хочешь питть. Могу я принести тебе холодной воды из этого ручья?"

   Царь был ошеломлен этими мягкими и добрыми словами любви. У него промелькнула мысль, что этот саньясин, возможно, сам великий принц Сиддхартха, который отрекся от удовольствий  дворцовой жизни в поиске удовлетворения и стал Буддой, или Просветленным. Тогда он припал к ногам отшельника и сказал : "Пожалуйста, прости мою грубу ошибку. Скажи мне, как, несмотря на весь мой гнев и оскорбления, ты остаешься таким тихим и спокойным и даже таким любящим по отношению ко мне". "Сын мой, - сказал Будда, - представь, что ты предлагаешь кому-то тарелку сладостей, а он не принимает их. Куда они денутся?" От царя тут же поступил ответ: "Конечно, они вернутся обратно дающему". "В таком случае разве ты не видишь, что я не принял ни единого солова из всего того, что ты сказал? Как тогда могут эти слова задеть меня? "

   Теперь царь был в полной уверености, что этот саньясин был никто иной, как сам Будда. Кланяясь ниц, он вновь сказал: "О, просветленный, пожалуйста, покажи мне путь к настоящему счастью".

   Глаза Будды озарились светом божественной мудрости. "Сын мой, - сказал он, - гнев, жадность, зависть, страх и все такие страсти крадут у человека все его счастье. Удовлетворенность, умиротворение и любовь - это основа настоящего счастья в жизни. Тот, кто не имеет удовлетворенности и умиротворенности, - нищий. Тот, кто не помогает и не служит другим с любовью, - бездельник. Тот, кто носит венец удовлетворенности, умиротворения и всеобъемлющей любви, - это царь царей потому, что он один нашел настоящее счастье в жизни".

   Царь благодарно распростерся перед Буддой и сказал : "Прими меня, о Будда, как своего ученика. С сегоднешнего дня - ты мой учитель. Веди, и я буду следовать".

Сатья Саи Баба "Истории для детей"

Shalini & Srinivas - Kamalanayana



   Замечательные, оптимистичные, наполненные радостью и любовью от соприкосновения с Кришной - бхаджаны, так красиво собранные в один прекрасный альбом, получивший свое название в честь лотосоподобных глаз Господа, которые так жаждут увидеть все, кто потерял вкус к обычным мирским удовольствиям и наслаждениям…. Kamalanayana…

Содержание альбома:

1. Anand Narayana (8:35)
2. Devi Devi Jagdamba (5:38)
3. Maadhav Madhusudana (5:41)
4. Lakshmi Maam Pahi (4:51)
5. Jai Jai Shankar (6:30)
6. Shri Krishna Shayam Gopala (6:25)
7. Krishna Kannha (10:31)

Качество 192 кб/с, объем архива: 65 мб
Скачать этот альбом бесплатно можно на сайте Svirel.com
Скачать последнюю, на мой взгяд самую лучшую песню можно в моих "файлах".

Сатья Саи Баба "Исцеляющая книга" (окончание)

         Он будет победоносен силой добродетелей. Он восстановит порядок и мир на земле. Этот Аватар ознаменует новую эру Истины...»

 

Духовно мыслящая часть человечества считает для себя большим счастьем, несравненной удачей жить на земле в одно и тоже время с Аватаром.

 

Нечасто выпадает такая удача. Появляется не только шанс достичь цели своего существования, но непосредственно приблизиться и испытать полноту могущества Бога в человеческой форме, познать Его Учения, что называется, из первых рук.

 

В чем же состоит суть этого Учения для человечества? И, точнее даже сказать, не Учения, а Послания, ибо Саи Баба не раз подчёркивал, что Он пришёл не создавать новые религии, а обратить внимание людей на общечеловеческие Истины. Его Послание состоит в том, что если человек хочет достичь полноты своей жизни, достичь цели своего бытия, ему необходимо создать себе хороший, безупречный характер, что означает стать хозяином самого себя, своих чувств, преобразовать низшую природу в высшую.

 

Он объясняет, почему именно характер в жизни человека представляет настоящую ценность — не богатство, не роскошь, не комфорт, не положение, не чувственные радости; ничто не имеет такой ценности, как характер. Богатство или бедность, наслаждение или чувственные удовольствия — всё это относится к приходящим вещам. Это рано или поздно заканчивается. «Уходя с земли — подчёркивает Баба, — ты не можешь взять даже горсти этой земли».

 

Следовательно, за то отведённое для жизни на земле время тебе нужно преобразовать свой характер, сделать его безупречным и добрым. Характер — это настоящее достояние. От него зависит наша дальнейшая эволюция или космическая судьба. «Характер существует и после смерти» — говорит Баба. Вот какова задача человека в его жизни.

 

Создание хорошего характера начинается с малых и простых вещей в его повседневной жизни.

 

«Никогда ни о ком не говорите плохо, — наставляет Баба, — особенно в их отсутствие». «Не сплетничайте, не судите». «Говорите со всеми ласково и с любовью». «Установите в жизни «потолок для желаний». «Никогда не берите и не давайте взяток». «На зло, причинённое вам, никогда не отвечайте злом; вообще откажитесь от всякого зла и насилия по отношению к кому бы то ни было». Баба приоткрывает тайну кармического действия, говоря о том, что «люди, творящие зло, не осознают того, что они наносят вред себе».

 

Злоба, ненависть, алчность, грубость, жадность, эгоизм, привязанность — эти качества из характера должны быть устранены. Характер должен быть очищен от негативных качеств.

 

Образование так же не представляет никакой ценности, не является главной задачей человека, пока его характер не облагорожен хорошими качествами.

 

«Хороший характер — вот бесценный капитал человека». В основе добрых качеств характера лежат пять принципов: 1. Истина (совесть). 2. Праведность (правильные поступки, долг, закон). 3. Спокойствие. 4. Любовь. 5. Ненасилие.

 

Истинное счастье и радость приходят к людям в результате бескорыстного служения, а не в результате эгоистичных устремлений. Пока в человеке присутствует эгоизм, он не достигает цели жизни, погружаясь в пучину мелких страстей, что приводит к круговороту рождений и смертей.

 

Эгоизм же в человеке преодолевается терпением, служением, и любовью.

 

В высказываниях Саи Бабы сосредоточено столько знания, столько сконцентрированной мудрости, что кажется, над одним выражением можно размышлять часами. И, несмотря на двойной перевод с телугу и с английского, за каждым выражением Бабы чувствуется евангелиевская мощь и мудрость, слышится та же аккордная музыка Нагорной проповеди Христа.

 

Эта книга с изречениями Саи Бабы призвана помочь духовным искателям поверить в себя, в свои безграничные силы и возможности. Она очищает и исцеляет, укрепляет и вдохновляет, утешает и направляет человека.

 

Читайте, прислушивайтесь, перечитывайте, вдумывайтесь в послание, ибо оно исходит из самого Высшего Источника Знания и Милосердия.

 

И действуйте...

 

                                                                                                                        

                                                                                             Константин Севастьянов 

 

Что такое истинная молитва?


Акбар

 

   Нам всем известно имя Акбара – одного из величайших могольских императоров. Он обладал любовью к людям и высоко чтил просветлённых и чистых душой – независимо от их вероисповедания.

 


Гуру Нанак

 

   До него дошла слава о Гуру Нанаке и о его попытках объединить мусульман и индуистов. Акбар загорелся желанием пригласить его к себе и с почестями принять во дворце. Он отправил к нему министра с посланием, где выразил своё уважение и просьбу удостоить дворец своим посещением. Гуру Нанак ответил министру: “Я внемлю лишь призыву Господа, Царя царей, и только в Его дворец войду”. Министр передал это послание Акбару, отчего почтение императора к Гуру Нанаку увеличилось. Он снова послал гонца, где просил о встрече – на этот раз не во дворце, а в мечети. Нанак согласился и в назначенный день и час явился в мечеть. И император, и Гуру были с почестями встречены муллой. По обычаю, мулла должен был первым прочитать молитву. Он опустился на колени и стал громко молиться. Нанак во весь голос рассмеялся. Все мусульмане, находившиеся в храме, очень возмутились, но не осмелились ничего сказать в присутствии императора. После этого Акбар преклонил колени и начал читать молитву. При первых же звуках Нанак расхохотался ещё громче. Атмосфера в мечети накалилась, лица мусульман налились кровью и с их губ вот-вот готовы были посыпаться оскорбления. Акбар жестом призвал всех к спокойствию, и они оба вышли из мечети. Мулла последовал за ними. Император вежливо спросил Нанака: “О досточтимый, позволь узнать, почему ты громко смеялся во время молитвы? Пристало ли это твоему сану?”

   Гуру Нанак ответил: “О царь, как же мог я сдержать смех, если ясно видел, что ни ваше императорское величество, ни мулла и не помышляете о Боге во время молитвы. Мулла думал о своём захворавшем сыне, а вы – о паре прекрасных арабских скакунов, подаренных вам. Разве пристало вам или мулле называть это молитвой? Что это, как не лицемерие?”

   Мулла и Акбар попросили прощения у Нанака и поблагодарили его за то, что он открыл им глаза на их собственную слабость.

   Помните: молитва – это не просто набор хвалебных слов, предназначенный для бездумного повторения. Молитва должна стать искренней попыткой пробудить Божественное внутри и вызвать к действию божественную силу. Молитва должна читаться с максимальной концентрацией. Имеет значение чувство, с которым вы произносите её, а не тембр голоса или слова.

Низкие поклоны – это ещё не высокое поклонение.

*** Гуру Нанак (1469-1539) – основатель сикхизма (слово “сикх” происходит от санскритского “шишья” – ученик), первый сикхский гуру. Провозглашал равенство всех людей независимо от религии, касты, пола как созданий единого Бога.

 

Сатья Саи Баба "Притчи и истории"

Кто настоящий друг?

    Царь Бходжа покровительствовал учёным (пандитам), художникам и поэтам. Его дворец был поистине центром притяжения для великих стихотворцев; величайшим из них был Калидаса – не только придворный поэт, но и близкий друг царя Бходжи. У царя, очень хорошего правителя, был один серьёзный недостаток: он любил играть в карты. Калидаса придумал план, как заставить царя понять, что пристрастие к азартным играм – один из семи грехов.

   После завершения всех важных дел царь имел обыкновение каждый день ездить в паланкине в придворный игорный дом. Калидаса проследил, каким путём обычно ездит царь.

   В один прекрасный день Калидаса облачился в одежды цвета охры, спутал и смазал особым соком волосы, как это принято у отшельников, и надел на шею чётки из священных бусин. Он встал на виду у всех около мясной лавки на дороге, по которой должен был ехать царь. Когда паланкин приблизился, он громким голосом заговорил с мясником, интересуясь ценами на мясо. Царь, сидя в паланкине, всегда с любопытством смотрел по сторонам, чтобы быть в курсе происходящего. Человек в оранжевой одежде привлёк его внимание, и царь послал одного из слуг, чтобы узнать, что понадобилось санньясину (отшельнику) у лавки мясника и пристойно ли ему там находиться. Отшельник-Калидаса ответил: “Пусть это вас не беспокоит. Передайте своему царю, что я не только ем мясо, но и пью ликёр”.

   От этих слов царь пришёл в негодование и сказал, что вид санньясина, который ест мясо и пьёт ликёр, для него невыносим. К тому же он хотел бы знать, откуда у этого человека деньги на покупку мяса и выпивки. Калидаса ответил, лукаво усмехнувшись: “О, это легко, я играю в карты и выигрываю деньги. Один из самых лёгких способов вытягивать деньги из чужого кармана – это карточная игра”. Царь понял, что человек в одежде цвета охры совсем не так прост. Приняв решение не ехать в игорный дом, царь приказал носильщикам паланкина вернуться во дворец.

   Спустя некоторое время он послал за своим дорогим другом Калидасой, чтобы обсудить историю с человеком в оранжевой одежде. Калидаса явился всё в том же облике санньясина. Царь строго потребовал объяснений: “Что значит этот маскарад?” Калидаса невозмутимо ответил: “Мой дорогой друг! Я разыграл этот спектакль для твоей же пользы. Если санньясин ест мясо, пьёт хмельные напитки и играет в карты, последствия, с которыми он неизбежно встретится, касаются его одного. Но если хотя бы одному из этих пороков отдаётся царь, он подаёт дурной пример своим подданным. Разве ты не слышал народную мудрость: “Каков царь, таковы и подданные”? Прости меня, о царь! Я взял на себя слишком много смелости и рассердил тебя”. Царь Бходжа обнял своего друга и сказал: “О Калидаса! Какое мне выпало счастье иметь такого друга, философа и наставника, как ты!”

*** Бходжа (XI в.) – царь, прославленный во многих легендах; был крупным учёным и великим строителем дамб и искусственных озёр.

 

Сатья Саи Баба "Притчи и истории"

Мультфильм Зака Снайдера "Легенды ночных стражей"

                                     

         год                              2010

                           страна                        США, Австралия

                     режисер                      Зак снайдер

                                 сценарий                     Джон Орлофф и др.

                                     продюсер                    Зарех Налбандян и др.

                                 композитор                  Дэвид Хиршфелдер

                                    художник                     Саймон Уайтели и др.

                         монтаж                        Дэвид Берроуз

                                жанр                            фэнтези, приключ. 

                     бюджет                        $80 000 000

                                                          сборы в США               $55 675 313

                                                          сборы в мире               $139 660 995

                                                          сборы в Росии             $8 518 162

                                                          зрители                       1,16 млн. 

                                                          премьера (мир)            24 сентября 2010г.

                                                          премьера (РФ)             30 сентября 2010г.

                                                          релиз на DVD               27 января 2011

                                                          релиз на Blu-Rey          27 января 2011

                                                          время                           90 мин.

 

 

                                   Краткое содержание.

Миром, в котором уже не осталось людей, правят совы… добрые… злые… как и всегда! В волшебном лесу — королевстве сов Тито — на Великом Дереве Га`Хуул, где разумные совы живут в гармонии, наступают мрачные времена. Королевство подвергается страшной опасности со стороны соседних жестоких правителей, и эта опасность грозит уничтожить привычное мироздание.

 

 

 

 

 

Роли дублировали:

 

Прохор Чеховский, Диомид Виноградов, Александр Груздев, Любовь Германова, Александр Воеводин и др.

 

 

 

Отзывы.

Мультфильм «Легенды ночных стражей» мне понравился. На это есть ряд причин: Во-первых, интересный сюжет, стремительно уносящий в эпоху Средневековья, украшенный красивыми легендами и верой в них.

 

Во-вторых, это полет как символ свободы. Захватывающие впечатления от вихрей ветра, свежести дождя и чувства бесконечной независимости (особенно в 3D)

 

 

В-третьих, вера в мечту, стремление к идеалам, борьба за свой внутренний мир и за справедливость в мире окружающем.

 

В-четвертых, любовь, потому что без нее ничто в мире не имеет смысла.

В-пятых, порадовало отношение создателей мультфильма к детям. На сегодняшний момент осталось совсем немного картин, в которых выражалось бы стремление бережно относиться к детской психике, ограждая ее от жестокости. Безусловно, без сцен боя в данном сюжете обойтись невозможно, но никаких кровавых сцен я не увидела. Все качественно завуалированно. 

 

 

Признаюсь, что смотрела с удовольствием и не старалась отметить отрицательных черт.

 

Хотелось бы сказать отдельное спасибо за подаренное чувство полета, которое, несомненно понравится не только детям, но и всем любителям свободы и независимости.

Информация взята с сайта Kinopoisk.ru 

Скачать этот мультфильм бесплатно и без регистрации можно здесь

 

РАВИ ШАНКАР. Пауза, длинной в вечность (окончание)

     Мост через океан

      С начала семидесятых Европа и Америка переживает настоящий южноазиатский бум. Тысячи паломников, вдохновленных ситаром, "возвышающим душу", отправляются за просветлением в сакральные земли Индии и Тибета. Сказочные картины буддийского, индуистского и даоссого мировидения становятся не просто модными, они вдохновляют не одно поколение писателей и музыкантов, художников, дизайнеров и модельеров Запада. 

     Ежегодно Шанкар давал около семидесяти концертов по всему свету, продолжал писать музыку для кинофильмов и мьюзиклов, два изумительных концерта для ситара и симфонического оркестра в огромной степени перевернули как европейское так и индийское представление о классической музыке. Его Второй концерт впервые прозвучал 22 марта 1982 года в Лондоне в Королевском зале на торжественном открытии фестиваля Индии, где присутствовали принц Уэльский, премьер-министры Индии и Великобритании. В 1985-м году Шанкар получил очередной "Грэмми" за музыку к фильму сэра Ричарда Аттенборо "Ганди". А в 1988 музыкант приехал в Россию с новым проектом "Tana Mana", в котором он гармонично синтезировал новейшие европейские инструменты с традиционными ситаром. Концерт происходил в Большом театре в сопровождении русского балета. Запись этого концерта, пластинка "Ravi Shankar Inside The Kremlin" считается одной из самых успешных его работ. Впрочем, его дискография необъятна, ведь каждый концерт - это импровизация, а повторений не существует, разве что в домашнем кинотеатре можно повторить запись одним нажатием на кнопку пульта.

Иегуди Менухин (слева) и Рави Шанкар (в центре)

     И все-таки, идея Шанкары встретить в музыке восток и запад наиболее наглядна в его совместных работах с европейскими исполнителями, например со скрипачом Иегуди Менухином. Обескураживают и пленяют его экспериментальные пробы с американским композитором-минималистом Филиппом Глассом, другом Брайна Ино. Одна из ярчайших дуэтных пластинок - "4 seasons", альбом удивительным образом сочетающий не сочетаемое: ситара и электронная музыка, живая рага и тревожные голоса, пропущенные по дорожкам компьютерной программы. Действительно, в такой музыке кросс-культурная встреча звучит почти аппокалиптически. Отчаяние и ужас, пропасть прошлого и холод будущего, острая душевная боль и быстрые слезы раскаяния, сменяющиеся облегчением и возрастающей надеждой, детской радостью жизни, жизни, которая продолжается во всех концах света, на семи небесах и на земле, пропитанной нефтью. 

     Человека обнимает вечность, когда как время сжимает его в тиски. Но музыка, как говорит Шанкара, освобождает.   

     Знак жизни

    

Рави Шанкар и его дочь Анушка

     Рави Шанкар - знаковый человек нашего времени. Сейчас ему 85, обладатель всех мыслимых и немыслимых премий, как музыкальных, так и гуманитарных - "Гремми", Юнеско, ЮНИСЕФ, а также 14 степеней разных университетов мира, званием командора ордена Почетного легиона Франции и почетного членства в Американской Академии искусств, он вновь гастролирует по всему миру вместе со своей младшей дочерью Анушкой, отшучиваясь в прессе о его старшей дочери поп-певице Норе Джонс, получившей недавно "Грэмми". Его любимый европейский город - Лондон, он по-прежнему считает США самой свободной страной в мире. А Индию - самой живой.

     Санкт-петербургское турне летом 2005 Рави Шанкара называл "прощальным". На концерте присутствовала Патти Харрисон, вдова Джорджа Харрисона. В зале, как и прежде, убедительно просили не пользоваться фотоаппаратами. За полтора часа прозвучали три короткие раги. Восторгу зрителей, съехавшихся со всей России, не было предела. Пожалуй, это был единственный в своем роде концерт зарубежной "звезды" в нашей стране, билеты на который официально продавались во всех крупнейших городах: для подлинных ценителей музыки слетать на концерт Шанкары из Новосибирска в Санкт-Петербург - дело совершенно естественное.

     На вопросы журналистов Шанкар всегда отвечает с полуулыбкой, стараясь развенчать все мифы, бытующие о нем. Он отрицает свое влияние на европейскую популярную музыку, не понимает, почему его почитают в Индии святым, не одобряет режиссера, снимающего в данный момент о нем фильм, оставляет автографы то на французском, то на английском, и подшучивает над своей старостью. 

     "Изменения были всегда, но шли постепенно и не пугали. Теперь они шокируют нас, потому что происходят так быстро. Не знаю, согласитесь ли вы со мной, но мне кажется, что Индия - единственная страна, сохранившая свою культуру. В Египте, Китае и Греции от великих культур почти ничего не осталось - традиции стали мертвыми музейными экспонатами. В Индии все еще есть йога, аюрведическая медицина, музыка, танец и ремесла. Когда Индия исчезнет - что останется?".      

     Нам трудно такое представить, мы лишь простые слушатели, внимающие бесконечному ликованию ситара.

     "Я же простой индийский музыкант", - улыбнется Шанкар. 

     И в повествовании раги возникнет пауза, длинной в вечность.

Автор Анастасия Романова

Информация взята с сайта Beatles.ru
Посмотреть видео можно тут
Скачать бесплатно альбомы Рави Шанкара можно здесь

РАВИ ШАНКАР. Пауза, длинной в вечность

    

   В пятидесятых его нарекли индийским Моцартом, в шестидесятых его превозносили как крестного отца рок революции и основателя "wordmusic", он отучил легендарную четверку Beatles разбивать гитары над головами беснующихся поклонниц и открыл им чудеса звучащей и самоуглубленной Индии, одна из лучших его пластинок была записана в Советском Союзе в стенах Кремля, в его бомбейскую музыкальную школу съезжаются попытать счастья тысячи достойных музыкантов со всего мира; по легенде, Индира Ганди, слушая ситар Шанкары, не торопилась вытирать текущие по щекам слезы, ибо то были слезы радости. Индийскому гуру уже за восемьдесят, но по его словам, он чувствует себя даже лучше ролс-ройса, пробежавшего 200 000 миль. Ведь человека окружает вечность, колесо крутится, и печальная рага непременно превратится в танец ликования - кому как не Рави Шанкару это знать наверняка. 

      Звук есть Бог, верят индусы. Индия - это непрерывная песнь, льющаяся из горячего сердца мира.

     Классическая индийская музыка не подвластна математическим законам модуляций, тонов и тактов. Внутри нее живет пауза беспредельности, подобно молитве. Если бы Рави Шанкар не жил с детства в Париже, ему трудно было бы понять, почему европейцы физически не могут слушать ситар свыше полутора часов. Европейцы ищут точку опоры, им необходимо знать, что развязка обязательно наступит и точно по расписанию. Однако, сама судьба одаренного индийского мальчика ставила перед ним увлекательную задачу - соединить в своей музыке несоединимое - монотонное кружение Востока и устремленный бег Запада.

    

    

     Ситар его души

 

    

     Начало этой истории идеально подходит для завязки в хорошем кино. Десятилетний мальчик по имени Робиндра Шанкар, родом из святого города Варанаси, самый младший в семье бенгальских брахманов, уговаривает своего старшего брата Удая, именитого танцора, взять его в свою труппу, отъезжающую на гастроли в Европу. Париж, прежде не видавший ничего подобного, встречает диковинных танцоров и музыкантов овациями.

     Шанкар вспоминает об этом времени: "Париж, как известно, в тридцатые годы был столицей искусств, туда съезжались и классические музыканты. Я ходил на концерты Фрица Крейслера, Андреса Сеговии - он был нашим соседом, - Джордже Энеску, Игнацы Падеревского, Федора Шаляпина, встречался даже с шестнадцатилетним Иегуди Менухином. У меня не было подходящего образования, но в классической музыке я чувствовал себя как дома".

     Когда Шанкару исполнилось пятнадцать, Удай пригласил в труппу одного из известнейших индийских музыкантов, виртуозного мастера игры на сароде, Аллауддина Хана, который выступал с ними целый год, а затем вернулся в Индию. По словам Рави Шанкары, встреча с ним перевернула всю его жизнь. "У тебя столько талантов, все, что ты делаешь, прекрасно, но ты ничего не добьешься, занимаясь одновременно всем, - сказал музыкант юному танцору. "Я танцевал все меньше, все больше склонялся к музыке, а в конце концов оставил брата и отыскал в Индии Хана, ставшего моим гуру".

 

 

     Важно понять, что традиции индийской классической музыки передавались изустно, непосредственно от учителя к ученику. Соком индийской музыки является рага, устойчивый мелодический узор, по линиям которого импровизирует музыкант. Импровизация - это не просто виртуозная игра музыканта, это мистическое таинство, в котором мастерство следует за молитвенным экстазом. Ранджаяти ити рага - в преводе с санскрита - "только рага услаждает душу". Сложнейшая, изысканная, основанная на восхождении и нисхождении нот, полная тончайших диссонансов, остановок, микротонов, настоящая рага охватывает и передает все чувства, какие только может испытать человек.

     В Индии этот принцип назывется нава раса - девять экстрактов жизни. Обычно расы ставятся в следующем порядке: шрингара (романтическое или эротическое настроение), хасья (юмористическое), каруна (печальное или патетическое), раудра (гневное), бхаянака (слезливое или испуганное), вибхатса (чувство отвращения), адбхута (удивление), шанта (ощущение покоя).

     Именно эти ступени Робиндра Шанкар осваивал долгих семь лет под пристальным вниманием наставника. Получив благословение, и взяв себе новое имя как символ преображения, Рави начал концертную деятельность, быстро принесшую славу. Уже в середине 40-х годов он много писал для кино и балета. Тогда же он сочинил музыку для национального гимна Индии. Для честолюбия любого музыканта этого бы хватило с лихвой, однако Рави Шанкар следовал мудрости своего наставника и смело продолжал погружаться в суетный и иллюзорный мир, нарисованный на кончике пальца бога Брахмана.

    

    

     Музыка сфер на YellowSubmarine

 

    

     В 50-х годах индийский музыкант посетил Европу, США, Японию и Советский Союз. В 1964 году в Бомбее открыл собственную музыкальную школу.

     И все-таки воистину легендарное для мировой музыки событие произошло в 1965 году в Лондоне на обеде у президента общества азиатской музыки, где Шанкар любезно согласился дать небольшой концерт в сопровождении Алла Раха, после которого он предложил всем желающим взять первый урок игры на ситаре. Желающими оказались Джордж Харрисон, Джонн Леннон и Ринго Стар. В своей книге Харрисон потом вспоминал: "Удивительно было видеть выдающегося мастера, который показывал игру с самых азов. Мы занимались, тут зазвонил телефон, я положил ситар, встал и перешагнул через него, чтобы идти к телефону. Рави Шанкар шлепнул меня по ноге и сказал: "Первое, чему тебе надо научиться - это уважать свой инструмент!" Конечно, мы, Beatles, не всегда вели себя подобающе..."

 

 

     Так открылась эпоха Шанкары у Beatles и Beatles у Шанкары, а, следовательно, и у всего мира западной музыки. "Джордж стал моим учеником, он жаждал научиться играть на ситаре, глубоко любил и уважал нашу музыку и культуру. Я дал ему автобиографию Йогананды, полностью изменившую его жизнь и повлиявшую на остальных "Битлз". Они стали моими учениками, а я превратился в гуру Beatles", - вспоминает Рави.

 

 

 

     Вскоре после знакомства Харрисон отправился в Индию вместе с женой Патти. "Я начал делать упражнения йоги, потому что нужно было научиться сидеть и правильно держать ситар, - пишет он, - страшно болели ноги: ситар имеет такую неудобную форму и такой размер! Сидеть нужно со скрещенными ногами, правая нога на левой, левая на полу, инструмент лежит на правой пятке, правая рука лежит на корпусе ситара, а левая, перемещаясь по грифу, не должна его поддерживать. Заниматься надо с закрытыми глазами и знать позиции грифа наизусть, потому что если будешь пытаться вытянуть шею и посмотреть, куда ложатся пальцы, то тело мгновенно горбится и теряет осанку. Однажды Рави пришел и спросил меня: где твои корни? В Ливерпуле? И я отвечал ему, что в Индии я чувствую себя как дома. Но, поразмыслив, решил, что, может быть, следует возвратиться к гитаре, потому что ясно было, что выдающегося ситариста из меня не получится".

     Знакомство с рок-н-роллом вдохновило Шанкару на эксперименты, он пробует новые для себя жанры - фолк, джаз, авангард, что не удивительно. Достаточно представить себе, как Харрисон и Ринго зазвали Рави на Монтерей - "на ознакомительную экскурсию", где шла вечерняя программа с Дженис Джоплин, Джими Хендриксом и TheWho. Такую музыку их учитель слышал впервые и был шокирован. "То есть я вполне оценил виртуозность Хендрикса, и пели там хорошо, но в целом… Все были под кайфом, ломали инструменты, музыка была такая громкая, что я просто не мог ее вынести. Я отказался играть на следующий вечер, но Харрисон уговорил меня, и в конце концов концерт оказался приятным опытом".

     В 1966-м году Рави Шанкар вместе со скрипачом Иегуди Менухиным участвовал в фестивале Bath; впоследствии музыканты вместе выпустили альбом "WestMeetsEast", состоящий из трех частей. Первый диск из серии получил в 1967 "Грэмми" в категории "Лучшее исполнение камерной музыки".

     В 1969-м, не без уговоров Ринго и Джорджа, он приехал на Вудсток - легендарный рок-фестиваль, после чего зарекся выступать перед огромными аудиториями и сменил менеджера на импресарио, работавшего с классическими музыкантами. Ему пришлось взять паузу на полтора года, чтобы отдышаться от бешеного ритма ненасытного Запада.

     Рави Шанкар часто напоминал своим подопечным из Beatles, что настоящая музыка почти интимна, невозможно ее донести до многотысячной толпы на стадионе.

     "Однако, в 1971 году, - пишет Харрисон, - когда я был в Лос-Анджелесе и записывал музыку к фильму "Рага", Рави Шанкар поделился со мной намерением дать концерт с большой аудиторией - чтобы он мог собрать тысяч 25 долларов для голодающих в Бангладеш. Он спросил меня, не мог бы я ему чем-нибудь помочь, например, открыть концерт. После этого он мне начал давать вырезки из журналов и газет, в которых описывалась война, бедствия, нищета, я начал осмысливать происходившее и подумал - пожалуй, мне надо бы помочь. Мы, как участники "Битлз", были воспитаны на взглядах, что если уж что-нибудь делаешь, делай это с размахом, если уж собирать средства, то почему бы не собрать миллион. Я три месяца обзванивал всех по телефону, подключил Эрика Клэптона... А после концерта еще долгие годы во всех бенгальских ресторанах мира ко мне подходили официанты со словами: "Мистер Харрисон, приятно было знать, что кто-то о нас думает, когда мы сражались в джунглях ". Спасибо Рави Шанкаре, - всегда отвечал я".

    

 

    Автор Анастасия Романова

Информация взята с сайта Beatles.ru

Посмотреть видео можно тут

Скачать бесплатно альбомы Рави Шанкары можно здесь

 

 

Продолжение следует.

 

Богу важны чувства, скрывающиеся за поступком

  

 
   Абдулла спал в мечети, пока его не разбудил разговор двух ангелов над его головой. Они составляли список благочестивых, и один ангел говорил другому, что первым в список нужно включить Мабуба из Шикандара, хотя он и не совершал паломничества в святой город. Услышав это, Абдулла отправился в Шикандар и узнал о Мабубе, что он был сапожником, чинившим людям обувь. Мабуб жил очень бедно, его заработка хватало лишь на то, чтобы не протянуть ноги. Ценой жестокой экономии он в течение нескольких лет накопил немного денег, мечтая однажды сделать сюрприз жене, приготовив для неё особое блюдо. И вот, держа кушанье в руках, он шёл домой к своей беременной жене, и внезапно услышал стон нищего, умирающего от голода. Мабуб не мог пройти мимо, он подошёл к голодающему и отдал ему миску с дорогим лакомством, сел рядом с ним и порадовался, видя, как на измождённое лицо возвращаются краски жизни. Этот поступок обеспечил Мабубу почётное место в списке благословенных, место, которое не могли получить паломники в Мекку, потратившие на благотворительность миллионы динаров. Господу важно чувство, скрытое за поступком, а не фанфары и шумиха.


Сатья Саи Баба "Притчи и истории"