Про співтовариство

В сообществе размещаются публикации о Православии не только на территории Украины, но и за ее пределами.
Вид:
короткий
повний

Православие в мире

Празднование в СССР ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ - 2 часть

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ

Читать 1 часть

Государственная реформа Владимира как бы высвободила постепенно накапливавшийся в древнерусском обществе потенциал — началось бурное, стремительное развитие страны, и это показывает, сколь своевременна была реформа.

Приглашенные из Византии мастера строят каменные здания и храмы, расписывают их, украшают фресками, мозаикой, иконами, а рядом с ними работают русские, которые учатся неизвестному ранее мастерству. Уже следующее поколение будет возводить сложные сооружения в русских городах, почти не прибегая к помощи иностранцев. Изменяется и сельское хозяйство — на Руси появляется огородничество.

Прибывшее духовенство не только служит в новых храмах, но и готовит “национальные кадры” для церкви, и, как следствие, распространяются знания и грамотность. Организуются школы, в которые Владимир под плач матерей собирает детей высшего сословия (потом этим методом будет пользоваться и Петр), молодых людей посылает на учебу за рубежи родной страны. Вводится летописание. Как всякое развитое государство, Киевская Русь начинает чеканить золотую монету.

Древняя Русь постепенно становится государством новой, высокой культуры. Не следует, однако, думать, что в языческие времена она не обладала по-своему совершенной культурой. Эта народная языческая культура будет еще долго жить и придаст древнерусскому искусству своеобразные и неповторимые черты. Говоря о новом, я имею в виду главным образом ту массу знаний (от сочинений Аристотеля до способов кладки каменной арки), которая уже тогда стала достоянием мировой культуры.

Странным образом, но летописи почти ничего не сообщают о Владимире после его крещения. Вероятно, их писали приехавшие византийцы, которые, безусловно, хотели видеть иные результаты крещения страны. Владимир не был послушен своим духовным отцам, когда их советы были полезны только Константинополю и расходились с нуждами Киева. Не пришлое духовенство “командовало” Владимиром, а наоборот.

Но если о Владимире молчат летописи, то его восторженно воспевает фольклор, а это высшая оценка, которую мог получить тогда политический деятель. Владимир Красное Солнышко навечно остался в народной памяти. И это не случайно. Во все времена человек хотел, чтобы сегодня было лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня. Чем выше темп непрерывного улучшения жизни, тем счастливее человек. В период реформ Владимира темп обновления всех сторон жизни древнерусского общества был поистине ошеломляющим. Еще вчера киевлянин с удивлением взирал на чудеса Константинополя, а назавтра видел нечто близкое в Киеве. Это вселяло в его душу гордость за родную страну и уверенность в ее великом будущем.

[ Читать дальше ] Стремительный расцвет древнерусского государства произвел огромное впечатление в мире. Западный летописец (Адам из Бремена) называет Киев “украшением Востока” и “соперником Константинополя”. Но может быть, наиболее наглядно международный авторитет Киевской Руси просматривается в династических браках. Если Владимир добыл себе “достойную жену” силой оружия, то в период княжения Ярослава наблюдается совершенно иная картина. Сам он женат на дочери короля Швеции, его сестра — королева Польши, три дочери — соответственно королевы Венгрии, Норвегии и Франции, сын женат на сестре короля Польши, внук — на дочери короля Англии, внучка — жена германского короля и императора Священной Римской империи Генриха IV. Это ли не признак международного авторитета древнерусского государства как передовой и мощной державы? Она возникла из конгломерата “варварских” племен на глазах изумленной Европы за время жизни двух поколений. Вот как Владимир “вспахал”, а Ярослав “засеял”!

Сегодня мы имеем все основания гордиться сделанным нашими великими предками и с благодарностью вспомнить их самоотверженный труд. То, что произошло тысячу лет назад (как и всякая дата подобного рода, она, конечно, условна), было значительным шагом вперед на длинном пути истории.

* * *

http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=635

Всё, что здесь описано полностью соответствует нашему времени!

В Украине, наследнице Киевской Руси (КР), идёт постоянная борьба прогресса с отставанием, и если 1000 лет назад КР смогла стать Европейским цивилизованным государством, то ничего не мешает Украине оставаться Европейской страной и в наши дни.

Именно это и пытаются сделать украинцы, вопреки желанию не только рос. власти, но и некоторых наших сограждан. Не могут они согласиться с желанием значительной части украинцев жить в современной, независимой, демократической стране, где уже  сформировано свободное гражданское общество, контролирующее  власть. В отличие от наших северо-восточных соседей, где диктаторы типа Путина- Лукашенко  всячески препятствуют такому контролю со стороны своего народа, оставляя ему феодальный статус рабов.

"Наказывая" любыми способами независимую Украину,  Путин надеется показать своим "рабам" бесперспективность их оппозиции против российской власти. Но он только продлевает свою агонию, а реанимированный им "железный  занавес" всё равно не сможет скрыть от россиян правду о его преступлениях как внутри России, та и у их вековых и якобы "братских" соседей.

===========================

Эту публикацию мне пришлось повторно опубликовать, т.к. я ёё размещала в 2012 г. в сообществе ПО, к которому сегодня у меня нет доступа даже к собственным публикациям, ссылок не даю, т.к. там её далеко не все могут комментировать. А самим запутинцам из ПО эта тема не интересна, т.к. они до сих пор остались верными курсу большевиков и их восприемнице - нынешней кремлёвской власти, которая почти 100 лет уничтожала и до сих пор уничтожает православных, не поддерживающих эту власть. 

Кстати, в том, что к моёй публикации в ПО закрыт и мне доступ, я вижу аналогию с тем, что сегодня в РФ закрывают доступ к блогерам, которые критикуют путина. Так что и в этом виден совок участников ПО, которые уже давно бегут впереди своего паровоза- путина, закрывая возможность разоблачать ложь, которую они там распространяют. Однако, я им благодарна, т.к. сегодня у меня есть повод в очередной раз вспомнить о нашей истории, и в моём блоге эта публикация уже доступна всем.

============================

НЕ В СИЛЕ БОГ, А В ПРАВДЕ!!!

Празднование в СССР ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ КРЕЩЕНИЯ РУСИ - 1 часть

ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ КРЕЩЕНИЯ РУСИ http://pravbeseda.ru/library/index.php?page=book&id=635

Первая публикация этой статьи появилась примерно за год до празднования 1000-летия крещения Руси, в тысяча девятьсот восемьдесят седьмом, в августе месяце. Обычно накануне подобных знаменательных дат (800-летие Москвы, 100-летие Ленина) вся советская периодика наводнялась материалами на соответствующую тему. По случаю же предстоящего тысячелетия царило поразительное молчание, только “Комсомольская правда”, пообещав читателям окончательно разгромить церковников к этой дате, начала цикл некомпетентных, невнятного содержания атеистических статей, которые, однако, совсем не касались тысячелетия.

Молчали крупнейшие писатели страны, молчали ученые-гуманитарии, молчали деятели культуры. Именно в этот момент автору тогда еще не написанной статьи позвонили из редакции журнала “Коммуниста и попросили “откликнуться” на стратегическую оборонную инициативу президента США Рейгана — СОИ, которая будоражила умы политиков и государственных мужей и вызвала своим появлением новый всплеск идеологической борьбы. К тому моменту Борис Викторович уже написал несколько статей по поводу СОИ, поэтому с некоторой досадой ответил сотруднику “Коммунистам: “Какая все это ерунда, разве это важно? Вот наступает тысячелетие крещения Руси, а вы, странные люди, ничего об этом не пишете!” “А вы что, можете написать? — после секундного замешательства спросил журналист. — Мы пытаемся найти автора и — безуспешно”. — “Конечно, могу...”

И статья, которую вы прочтете ниже, была заказана. Причем не просто так (не те тогда были времена!), а автор поставил условие, что прежде изложит на редколлегии, что и как собирается писать, и если встретит поддержку, то согласен взяться за работу. Надо сказать, что в те годы и редакция журнала “Коммунист”, правоверного и вполне официозного органа партийной печати, распадалась на прогрессивную часть, куда входил главный редактор Бекенин, и реакционную — весьма стойкую. Так что предусмотрительность автора будущей статьи, кстати, задуманной очень остро, была нелишней. Реакционная часть делала все, чтобы статья не была опубликована, поэтому процесс ее прохождения был трудным.

Материал был “положен на бумагу” буквально за три-четыре дня. Года за два до описываемых событий академик-ракетчик Раушенбах, по выражению его домашних, “опять занялся чепухой”: увлекся историей Древней Руси, Киевской Руси и с утра до ночи читал огромные, толстые тома всех современных авторов, трактующих эту тему, читал даже в подлиннике, на древнерусском, “Слово о законе и благодати” митрополита Илариона. Никаких далеко идущих планов не было, просто академику было это интересно, стало еще одним его пристрастием, как иконы, которыми Борис Викторович уже всерьез тогда занимался. Поэтому материала для статьи, заказанной “Коммунистом”, у него оказалось предостаточно, статья была написана мгновенно, и в редакции ее пустили, вопреки существующим правилам, без очереди, “растолкав” слегка других авторов, и поставили в двенадцатый номер августа 1987 года (“Коммунист” выходил раз в три недели и имел восемнадцать номеров в год).

Конечно, автор захотел купить несколько экземпляров журнала с собственной статьей и отправился к газетному киоску, где всегда на выбор лежали разные номера “Коммуниста”. Этого номера не оказалось. Не оказалось его и в других киосках. Пришлось звонить в редакцию, и сотрудник со смехом уверил автора, что проблемы нет, “мы ходим обедать в столовую ЦК, там “Коммуниста” сколько угодно, я вам куплю десять экземпляров, чтобы вы могли дарить друзьям...” В столовой ЦК двенадцатого номера “Коммуниста” не было: появление скандальной статьи известного академика в главном партийном печатном органе вызвало настоящий бум, журнал моментально расхватали. Пришлось автору довольствоваться единственным экземпляром, который уступил ему один из работников редакции.

После публикации в редакции “Коммуниста” раздавались возмущенные звонки атеистов, но вступать в полемику с Раушенбахом на страницах журнала никто не захотел: возразить было нечего, полемизировать невозможно, потому что в статье приводились неоспоримые факты.

Осенью того же года Борис Викторович прилетел из Праги, где был в командировке, в Стокгольм как член советской делегации, принимающей участие в заседаниях по защите мира. Уровень участников был довольно высок — бывшие министры, бывшие премьеры, — поэтому отель, где проходили заседания, был окружен автоматчиками; уже тогда Швеция боялась террористических актов и принимала все меры, чтобы обезопасить своих гостей. В аэропорту опоздавшего академика встретил сотрудник советского посольства в Стокгольме и по дороге в отель сказал: “Я должен передать вам благодарность посла”. — “За что?” — “За вашу статью в “Коммунисте”. К нам в посольство беспрерывно обращаются с вопросом, что такое 1000-летие крещения Руси, а мы не знаем, что ответить. Когда появилась ваша статья, мы перевели ее на шведский и раздаем всем интересующимся”.

Статья была издана на многих языках и опубликована во всем мире, включая публикацию “Курьера ЮНЕСКО”. В 1988 году, сам того не желая, академик Раушенбах стал “самым крупным специалистом” по этому вопросу, хотя без улыбки об этом до сих пор говорить не может. Тем не менее, когда ЮНЕСКО праздновала в Париже 1000-летие крещения Руси — а это было официальное празднество, — в советскую делегацию наряду с митрополитом Ювеналием был включен Б. В. Раушенбах, который и выступил на торжествах с докладом.

В Советском Союзе праздник по этому поводу проводился почти на государственном уровне: с торжественным заседанием и концертом в Большом театре СССР, в присутствии московского бомонда и представителей различных религиозных конфессий. М.С.Горбачев, тогда генеральный секретарь Коммунистической партии, не мог прийти на эти торжества, присутствовала Раиса Максимовна как представитель Фонда культуры, возглавляемого академиком Лихачевым. А раз присутствовала “первая леди” страны, то все понимали, что таким образом присутствует сам Михаил Сергеевич, который не может появиться физически только по протокольным соображениям.

По словам Бориса Викторовича, вся эта ситуация была довольно комичной, но характерной для того времени; она показывала, насколько неожиданным и нужным было появление подобной статьи, какой это был мощный прорыв сквозь заслон официальщины, давший ход другим подобным статьям, которые шли уже сравнительно легко. А ведь в “Тысячелетии...” не было никакого “ниспровержения основ”, автор даже ссылался на Энгельса, чтобы уверить атеистов, что он-то как раз марксист, не марксисты — они.

Сегодняшнее переиздание этой статьи интересно как первый не атеистический голос, который раздался среди полного молчания в канун великой даты русской истории.

[ Читать 1 часть статьи ]

Окончание во 2 части

Боже Великий Единий! Нам Україну храни!

ЗВЕРНЕННЯ Священного Синоду до Президента України П.О.Порошенка

19 червня у Києво-Печерській Лаврі під головуванням Місцеблюстителя Київської Митрополичої кафедри митрополита Чернівецького і Буковинського Онуфрія відбулося засідання Священного Синоду УПЦ.

Зокрема Синод ухвалив «Звернення до Президента України П.О.Порошенка». Подаємо текст документу.


Вельмишановний Петре Олексійовичу!

Господь судив Вам обійняти посаду Президента у час складних випробувань, коли щодня ми чуємо про кровопролиття та загибель наших співвітчизників. Поклавши руку на Святе Євангеліє, Ви взяли на себе зобов’язання «дбати про благо Вітчизни і добробут Українського народу, обстоювати права і свободи громадян» (Присяга Президента України). Українська Православна Церква щиро підтримує Вас у Вашому служінні народу України. Ми бажаємо Вам мудрості у прийнятті доленосних політичних рішень.

Ми сподіваємося, що Ви будете гарантом міжконфесійного та міжрелігійного миру в нашій країні. Мирні взаємини між церквами та релігійними організаціями в Україні — це важливе надбання років незалежності. Незважаючи на вкрай напружене суспільне протистояння останніх місяців, нам вдалося зберегти мир між конфесіями. Усі церкви та релігійні організації України спільно працювали над збереженням миру в країні. На жаль, останнім часом ми бачимо намагання зруйнувати міжрелігійне порозуміння в державі. Трапляються випадки нападів та спроби руйнування храмів та молитовних приміщень. Зокрема, зовсім недавно у Києві була здійснена спроба підпалу храму нашої Церкви. Ми сподіваємося на фахове і неупереджене розслідування усіх подібних інцидентів. Українська Православна Церква, яка головує на даний час у Всеукраїнській Раді церков та релігійних організацій, засвідчує свою принципову відданість міжконфесійному миру та засуджує будь-які провокації та спроби внести штучну ворожнечу в релігійне середовище.

Для збереження міжконфесійного миру в країні необхідно забезпечити неупереджене ставлення до усіх релігійних організацій, а також забезпечити правдиве висвітлення у ЗМІ їх діяльності. Маємо з жалем констатувати, що останнім часом у ЗМІ неодноразово з’являлися повідомлення, які суттєво викривляли позицію нашої Церкви щодо ситуації в Україні. Ми розцінюємо усе це як спроби штучно протиставити нашу Церкву українському суспільству. Такі дії окремих представників ЗМІ несуть загрозу порушення міжрелігійного миру та повинні розцінюватися як вкрай деструктивні. Тому важливо, щоб, дбаючи про непорушність зовнішніх кордонів нашої держави, ми не допускали розхитування внутрішньої ситуації в країні шляхом безпідставних звинувачень та наклепів.

Ми ще і ще раз заявляємо: Українська Православна Церква виступає за державну незалежність та територіальну цілісність України. Ми рішуче засуджуємо будь-які дії, що спрямовані на підрив державного суверенітету та на розкол Єдиної Соборної України.

Сьогодні Ви, як Президент нашої держави, докладаєте чимало зусиль для відновлення миру в Донецькій та Луганській областях. Ми знаємо, що переважна більшість населення цих регіонів прагне миру та злагоди, прагне жити в Єдиній Україні. Не втручаючись жодним чином у процеси прийняття державних рішень, наша Церква все ж вважає своїм обов’язком передати Вам прохання наших вірних, які мешкають в Луганській та Донецькій областях. Духовенство та віряни цих областей просять вжити всі можливі заходи для припинення кровопролиття, від якого страждають мирні люди. Наші віруючі на Сході вважають, що будь-які протиріччя потрібно вирішувати через діалог та переговори. Мирний принцип вирішення проблем сповідує вся наша Церква. Спільно ми маємо зробити усе, аби не допустити загибелі мирних жителів. Захист мирного населення — це головний пріоритет як для Церкви, так і для держави.

Ми підносимо гарячі молитви до Господа нашого Іісуса Христа, аби Він послав нам Свій мир та зберіг Україну від розбрату і ворожнечі.

Боже Великий Единий! Нам Україну храни!

Від імені членів Священного Синоду Української Православної Церкви

+Онуфрій,

МИТРОПОЛИТ ЧЕРНІВЕЦЬКИЙ І БУКОВИНСЬКИЙ,

МІСЦЕБЛЮСТИТЕЛЬ КИЇВСЬКОЇ МИТРОПОЛИЧОЇ КАФЕДРИ

Нельзя в гражданской войне, бросать камни в ту или иную сторону

Архиепископ Славянский: "Нельзя помогать гражданской войне, бросать камни в ту или иную сторону.""




Оригинал взят у pravoslavnij в Архиепископ Славянский: "Нельзя помогать гражданской войне, бросать камни в ту или иную сторону.""
1 июня в Неделю 7 по Пасхе, святых отцев I Вселенского Собора, архиепископ Горловский и Славянский Митрофан в проповеди сказал:

"«Сегодняшний день непростой для нашего понимания. Не хочется говорить слов "гражданская война", но, наверное, по-другому то, что сейчас происходит, никак не назовёшь. И многие христиане подходят к священнослужителям, задают вопросы и открыто, публично, и наедине: что нам делать, чем нам помогать? Нельзя помогать гражданской войне, бросать камни в ту или иную сторону. Но нам нужно бороться духовным оружием — молитвой и постом, чтобы остановилось безумие и прекратилось кровопролитие. Я благословляю вам, кто может и кто хочет, с понедельника начать поститься до субботы. Пост и молитва — это наше оружие, это то, чем мы можем помочь, то, что в наших силах.

Ко мне также обратился главврач городской больницы Славянска с просьбой, если мы можем, оказать на приходах помощь медикаментами, продуктами, которые наиболее необходимы в городе. В течение недели в каждом храме можно оставлять помощь, которую мы после Троицы передадим в Славянск»."
http://ruskline.ru/news_rl/2014/06/03/arhiepiskop_mitrofan_na_ukraine_proishodit_grazhdanskaya_vojna/

===================================================

После этих слов архипастыря надо задуматься следуем ли мы его словам вместе с нашими СМИ? Не разжигаем ли мы ненависть к Украине, украинскому народу, избранной им власти, к украинскому языку? Очевидно, что не следуем. Очевидно, что вся наша ненависть к Украине разжигает гражданскую войну. Понять украинцев не желает никто. Мы их называем фашистами, бандеровцами. Мы оправдываем войну против наших украинских братьев. Вместо гражданской войны мы называем это братоубийство якобы справедливым походом против фашистов. Не пора ли остановить это безумие? У нормальных людей картины страданий гражданского населения вызывают сострадание и желание положить конец кровопролитию. Но у некоторых безумцев эти картины вызывают озлобленное желание мести и продолжения кровопролития.

Владыка Митрофан призывает к посту. И ведь самый главный пост сейчас -- это воздержание от распространения ненависти через интернет. Воздержание от призывов к войне, к мести. Воздержание от споров и взаимных обвинений.

Если мои слова о мире вызывают агрессию и желание гнать меня, то может стоит послушать мнение архипастыря из эпицентра гражданской войны? Он призывает не воевать. Он призывает не кидать камни в одну сторону, а быть миротворцами. Или может кто-то дерзнет назвать его проповедь "пробандеровской"? Неужели у кого-то хватит бесстыдства на это?

Мы оказались все отчасти виновными в разжигании этой гражданской войны. Мы пылали ненавистью, мы одобряли войну против украинской власти и армии. Архипастырь нас обличает. Архипастырь призывает нас прекратить это служение врагу рода человеческого. А точнее это Сам Господь устами владыки Митрофана обличает нас.

Прими это лекарство, человек. Оно будет горьким, поскольку открывает глаза на наши собственные грехи. Но зато оно исцеляет.

Молитва оптинских старцев



Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день.
Дай мне всецело предаться воле Твоей Святой.
Во всякий час сего дня во всем наставь и поддержи меня.
Какие бы я ни получал известия в течение дня, научи меня принять их со спокойной душою и твердым убеждением, что на все Твоя Святая воля.
Во всех моих словах и делах руководи моими мыслями и чувствами.
Во всех непредвиденных случаях не дай мне забыть, что все ниспослано Тобою.
Научи меня прямо и разумно действовать с каждым членом семьи моей, никого не смущая и не огорчая.
Господи, дай мне силу перенести утомление наступающего дня и все события в течение дня.
Руководи моею волею и научи меня молиться, верить, надеяться, терпеть, прощать и любить.

Аминь.

Патриарх Сербский Павел: «Останемся людьми Христа»

 Патриарх Сербский Павел: «Останемся людьми Христа»




Из книги «Пешком в вечность»

*   *   *

«Пусть нас не будет, но и в этом исчезновении останемся людьми Христа»

«Обвиняют и меня, и Сербскую Церковь, что мы призываем к войне за великую Сербию. А я говорю – если бы великая Сербия должна и могла выжить только через злодейство, нет на то моего согласия! Пусть не будет великой Сербии. Если бы так могла выжить хотя бы малая Сербия, и на это не соглашусь! Пусть не будет и малой Сербии! По цене злодейства – нет, никогда! Если бы преступление было ценой жизни для единственного, последнего серба, и если бы этим сербом был я сам, – всё равно не согласен. Пусть нас не будет, но и в этом исчезновении останемся людьми Христа. По-другому мы не согласны жить, ни за что. Разумеется, в этом суть, ведь мы знаем, что наши предки столько лет и веков были в неволе, но выстояли в правде, и всех нас сохранил Господь Всевышний, который на стороне добра. Если нужно погибнуть, лучше быть мертвым человеком, чем живой нелюдью».

*   *   *


А.И. Осипов - О кризисе на Украине

А.И. Осипов - О кризисе на Украине (фрагмент интервью в Ставрополье 12 мая 2014 г.)


Из интервью - "... ради мира в Украине нужно самим (православным россиянам) покаяться и ежедневно несколько раз произносить Иисусову молитву - Господи, помилуй меня грешного..."

Учись прощать.


Анна Малахова Одесса





Учись прощать. Борис Пастернак 
Учись прощать, молись за обижающих,
Зло побеждай лучом добра,
Иди без колебаний в стан прощающих
Пока горит Голгофская Звезда.
Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!
Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.
Учись прощать, в прощении радость скрыта,
Великодушие лечит как бальзам,
Кровь на кресте за всех пролита,
Учись прощать, чтоб был прощен ты сам.





Как относится к обидам? Протоиерей Валентин (Мордасов)

 
Как вести себя с тем, кто не хочет с тобою примириться?

Можно удовольствоваться тем, что в душе искренно примирились с ним и желаете мира и в обращении. Искать примирения словом и делом лучше прекратить, иначе ярость его все будет углубляться и сгубит его. Ищите случая сделать ему какое-либо добро, без ведома его. Узнав о нем после совершения, он скорее одумается. Но, встречаясь с ним, соблюдайте мир в сердце и проходите, не затрагивая его и только молясь о нем (свт. Феофан Затворник).
 
Научите, как переносить обиду?

Когда обидят тебя, то вспомни о том, как Спасителя обижали и даже до смерти замучили, и страдая на кресте, Он говорил: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают». Переносить обиды есть высшая добродетель нежели быть праведным. Помнить обиду - значит, уже быть побежденному злом. Например, свт. Тихон Задонский, когда слышал, что настоятель отзывается о нем нехорошо, говорил келейнику: «Возьми сахару отнеси ему или виноградного вина, или еще чего, может быть у него нет».
 
Как относиться к обидевшим?

Не забывай посылать дары обидевшим тебя и помолиться: «Спаси Господи и помилуй мя, и их святыми молитвами даждь ми смирение и терпение».
 
Как победить гневные мысли?

Для того чтобы победить гневные помыслы, надо не только прощать, но и молиться за оскорбителя: «Господи, святыми его молитвами дай мне кротость и терпение».
 
Почему так трудно просить прощения?

Просить прощения трудно тому, кто горд.
 
Как разумно просить прощения?

Проси прощения, соображаясь с согрешением. Как скоро видишь, что согрешение твое велико, - поклонись, а когда оно невелико, скажи устами, с чувством сердечного раскаяния: «Прости меня».
 
Можно ли отомстить за обиду?

Не советую тебе мстить. Мы должны оставлять Господу Богу отмщение за те обиды, которые наносят нам ближние; Он воздает всякому по делам его, а наше дело - простить оскорбителя.
 
Для этого представляю тебе следующий пример.
 
«Один инок, будучи обижен другим иноком, пришел к старцу и, рассказав, что и как между ними происходило, с гневом воскликнул: «Не премину отомстить ему!». Сколько старец ни уговаривал его, сколько ни советовал ему, чтобы он мстить за себя предоставил Богу, огорченный инок не слушал его и безпрестанно повторял: «Не могу быть спокоен, пока за оскорбление не воздам оскорблением».
 
Оплакивая заблуждение инока, старец несколько умолк, потом сказал ему: «Время молитвы; принесем, любезный брат, жертву Богу». Старец встал и начал читать следующее: «Господи Боже наш! Мы на Тебя не уповаем; не пекись о нас, не мсти за нас; мы сами все начнем и кончим». Услышав сие, инок ужаснулся и пал в ноги старцу. «Не хочу иметь ссоры с моим братом, - сквозь слезы говорил он, - не хочу мстить ему». Потом, обратясь к Богу, воскликнул: «Един мститель неправды! Прости мое согрешение!» Старец, веселясь о покаянии инока, сказал ему: «Будь уверен, сын мой, что претерпевший досаду без труда спасется; тот же, кто гневается на брата своего, тот погубляет всю свою добродетель и работает диаволу» (Пролог, 20 июня).
 
Вот и ты так делай! Положись на Господа, и Он Сам накажет за твою обиду.
 
Как быть, если пришло время поста и надо причаститься, а примириться с кем-либо не имеешь возможности по дальности расстояния или по болезни?

Через письмо испросить прощения или простить сердцем и причаститься с намерением, как только увидишь этого человека, испросить прощения.
 
По книге «Что посоветуете, Батюшка?» Прот. Валентин (Мордасов)
 
Молитва при непрощении обид  и памятовании злого

Спасителю мой, научи меня простить от всей души всех, кто чем-либо меня обидел. Я знаю, что не могу предстать пред Тобой с чувствами вражды, которые таятся в моей душе. Очерствело мое сердце! Нет во мне любви! Помоги мне, Господи! Молю Тебя, научи меня простить обидящих меня, как Сам Ты, Бог мой, на кресте простил врагов Твоих!
 
Молитва о ненавидящих и обидящих нас
(Из творений преподобного Ефрема Сирина)

Помилуй, Господи, ненавидящих меня и завидующих мне! Помилуй, Господи, клевещущих на меня и наносящих мне обиды! Ничего злого не сотвори с ними за недостойнаго раба Своего; но по неизреченному милосердию Своему и по безмерной благости Своей ни в этой жизни, ни в будущем веке да не потерпят они зла за меня, грешнаго! Освяти их милостью Своей и осени благодатью Своей, Всеблагой, потому что пред всеми благословен Ты во веки веков. Аминь.