Cв. Николай Японский, запись в дневнике от 20 мая (2 июня) 1905.
"Не
морская держава Россия. Бог дал ей землю, составляющую 6-ю часть света и
тянущуюся беспрерывно по материку, без всяких островов. И владеть бы
мирно ею, разрабатывать ее богатства, обращать их во благо своего
народа; заботиться о материальном и духовном благе обитателей ее. А
русскому правительству все кажется мало, и ширит оно свои владения все
больше и больше; да еще какими способами! Маньчжуриею завладеть, отнять
ее у Китая, разве доброе дело? "Незамерзающий порт нужен".
На
что? На похвальбу морякам? Ну вот и пусть теперь хвалятся своим
неслыханным позором поражения. Очевидно, Бог не с нами был, потому что
мы нарушили правду. "России нет выхода в океан". Для чего? Разве у нас
здесь есть торговля? Никакой. Флот ладился защищать горсть немцев,
ведущих здесь свою немецкую торговлю, да выводить мелких жидов в больших
своими расходами, много противозаконными. Нам нужны были всего
несколько судов, ловить воров нашей рыбы, да несколько береговых
крепостей; в случае войны эти же крепости защитили бы имеющиеся суда и
не дали бы неприятелю завладеть берегом.
"Зачем вам Корея?" -
вопросил я когда-то адмирала Дуба- сова. "По естественному праву она
должна быть наша, - ответил он, - когда человек протягивает ноги, то
сковывает то, что у ног; мы растем и протягиваем ноги, Корея у наших
ног, мы не можем не протянуться до моря и не сделать Корею нашею". Ну
вот и сделали! Ноги отрубают!
И Бог не защищает Свой народ, потому
что он сотворил неправду. Богочеловек плакал об Иудее, однако же не
защитил ее от римлян. Я, бывало, твердил японцам: "Мы с вами всегда
будем в дружбе, потому что не можем столкнуться: мы - континентальная
держава, вы - морская; мы можем помогать друг другу, дополнять друг
друга, но для вражды никогда не будет причины". Так смело это я всегда
говорил до занятия нами отбитого у японцев Порт-Артура после
китайско-японской войны. "Боже, что это они наделали!" - со стоном
вырвавшиеся у меня первые слова были, когда я услышал об этом нечистом
акте русского правительства. Видно теперь, к какому бедствию это привело
Россию.
Но поймет ли она хоть отныне этот грозный урок, даваемый ей Провидением? (...)
Или
все будет в ослеплении - потянется опять творить флот, истощать свои
средства, весьма нужные на более существенное, на истинно существенное,
как образование народа, разработки своих внутренних богатств и подобное?
Она будет беспримерно могущественною, если твердо и ясно сознает себя
континентального державою, и хрупкою и слабою, как слаб гермафродит,
если опять станет воображать о себе, что она великая и морская держава и
потому должна иметь большой флот, который и будет в таком случае всегда
добычею врагов ее и источником позора для нее. Помоги ей, Господи,
сделаться и умнее и честнее!.. Исстрадалась душа из-за дорогого
Отечества, которое правящий им класс делает глупым и бесчестным".
Дневники святителя Николая Японского (1870-1911 гг.)Св. Иоанн Кроншдадтский, завпись в дневнике от 3 октября 1908 г.
"Не
скорби безутешно о злополучии отечества, о проигранных войнах (с
Японией), о наступлении на нас Австрии, Германии, Англии, Финляндии,
Польши (хоть
это
суть две части России), Италии; о потере военных кораблей (...), о
громадных потерях государства от поджогов (заводы разные). Скорби о том,
что ты плохо подвигаешься к отечеству нетленному, вечному, на небесах
уготованному, что сердце твое далеко от Бога. Земное отечество страдает
за грехи царя и народа, за маловерие и недальновидность царя, за его
потворство неверию и богохульству Льва Толстого и всего так называемого
образованного мира министров, чиновников, офицеров, учащегося юношества.
Молись Богу с кровавыми слезами о общем безверии и развращении России.
Новый русский военный флот вместо потерянного старого в Японских водах.
Лет четырнадцать или пятнадцать тому назад, а пожалуй и меньше, русское
правительство приказало отпустить 50 миллионов на постройку морских
гигантов, броненосцев с разными названиями языческих богов и богинь и
некоторых русских былинных славных богатырей — в противовес английским,
французским и германским; выстроили, хоть и не все; оказалось, что
некоторые суда готовы, а персонала морского, способного управлять ими, —
нет; налицо были люди малоспособные, неподготовленные или не любящие
морского дела и морских судов; а случилась война — послать некого, да и
суда оказались ниже критики знатоков морского дела. Послали на войну с
японцами на смех: суда потеряли, войну проиграли. Теперь приказано
отпустить сто миллионов на постройку подобных панцирей; а способных
офицеров нет как и нет, а главное — охоты к делу, патриотизма да религии
в будущих моряках не предвидится, и морские будущие чудовища опять
обречены будут на истребление. — Господа, извините, но послушайте
болящего за флот постороннего человека. Приготовьте сначала любящих
Россию и Бога и преданных всем сердцем делу офицеров, как в Германии и
Англии. Послушайте вы умных речей императора Вильгельма: чем сильна
Германия и ее император? На что они надеются крепко-крепко в случае
войны и не дадут себя в обиду? Ей, прислушайтесь вы, руководящие лица и
классы военного строя морского и сухопутного, к мудрым речам Вильгельма,
царственного оратора, сделайте то, что он сделал и делает для
германского войска сухопутного и морского — и не ошибетесь в расчете.
Sat sapienti"
дневник Святого праведного о. Иоанна Кронштадтского (3 октября – 11 ноября 1908 г).