Про співтовариство

В сообществе размещаются публикации о Православии не только на территории Украины, но и за ее пределами.
Вид:
короткий
повний

Православие в мире

Богородица и крушение СССР


Успение Богородицы, праздник Фатимской Девы Марии и Непорочного зачатия — это дни, в которые коммунизм понес самые болезненные поражения во всей истории своего владычества.

Репродукция иконы "Богоматерь"

Ни один серьезный историк не говорит сейчас о том, что в декабре 1981 года Красная Армия готовила вторжение в Польшу. Что касается декабря 1980, дело выглядит не так однозначно. Если план нападения, назначенного на восьмое декабря, был блефом, то чрезвычайно убедительным. Действительно ли Советский Союз готовил атаку? В Белом доме считали, что да. Конечно, были и аргументы против.

«СССР был заинтересован в наведении порядка в Польше, но при этом не рвался туда входить из-за военной, экономической и политической цены, которую пришлось бы заплатить за эту операцию», — полагает сотрудник Института национальной памяти (IPN) Гжегож Майхжак (Grzegorz Majchrzak). Русские боялись, что им придется вступить в борьбу с партизанами и надолго оккупировать Польшу. «Поляки — не Швейки», — писал в сентябре в своем дневнике Анатолий Черняев — сотрудник Международного отдела ЦК КПСС. В той же самой записи он добавлял, что отправку в Польшу танков «исключить нельзя». Как говорит Гжегож Майхжак, в среде историков распространено мнение, что если вторжение на самом деле планировалось, то на декабрь 1980.

Армии стран Варшавского договора стягивали свои силы к польским границам. Первого декабря в Москву были срочно вызваны представители армейских штабов ПНР, Чехословакии и ГДР. Начальник советского Генштаба Николай Огарков выдал им карты со схемой военных учений «Союз-80». План предполагал, что в Польшу войдут одиннадцать советских, две чехословацкие и одна немецкая дивизия. В акции должны были принять участие также польские силы: две танковые и две механизированные дивизии. Войска должны были расположиться в окрестностях крупных городов и промышленных центров. Начало операции назначили на восьмое декабря. Знал ли кто-нибудь в Кремле, что на этот день приходится праздник Непорочного зачатия Богородицы?

Гавана за Варшаву

Американцы опасались, что СССР не остановится на Польше. Президент США Джимми Картер вел в отношении Москвы примирительную политику, однако в этот раз решил действовать. Впрочем, советником Картера был Збигнев Бжезинский, которому польская ситуация была небезразлична. Белый дом знал, что что-то происходит, но конкретной информации было мало. Из-за плохой погоды работа спутников была затруднена. Однако среди имевших доступ к планам Москвы служащих польских вооруженных сил был полковник Рышард Куклиньский (Ryszard Kukliski), который сотрудничал с ЦРУ. Через некоторое время после заседания варшавские сотрудники Управления получили от него сообщение. «Дорогие друзья! — писал американцам Куклиньский, — По поручению министра обороны Ярузельского генерал Хупаловский (Tadeusz Hupaowski) и полковник Пухала (Franciszek Puchaa) одобрили в Генштабе СССР план введения (под видом учений) советских, немецких и чехословацких подразделений на территорию Польши». Он добавлял, что «военные братских стран» уже начали рекогносцировку (в гражданском), а отдельные армии были распределены по районам действий.

Переведенное письмо сразу же было передано в американское посольство, а оттуда — в Вашингтон. Директор ЦРУ Стэнсфилд Тернер (Stansfield Turner) сообщил о ситуации Збигневу Бжезинскому, а тот президенту Картеру. Шестого декабря Тернер представил советникам президента свою информацию: нападение на Польшу будет осуществляться с трех сторон и начнется в ближайшие двое суток, перед этим милиция арестует оппозицию. На следующий день глава ЦРУ послал сообщения мировым лидерам, а Бжезинский лично позвонил Иоанну Павлу II. Однако нападения не произошло. Скорее всего, решающую роль сыграло то, что американцы знали о советских планах и угрожали ответным ударом — вторжением на Кубу.

Почему ты выжил?

Праздник Непорочного зачатия в 1980 году — не единственный пример, когда коммунизм потерпел поражение в день, связанный с Богородицей. Речь не идет здесь о ситуациях, когда праздник устанавливался в память о какой-то победе, как, например, в битве при Лепанто 7 октября 1571 года (праздник Девы Марии Розария) или в Хотинской битве 1621 (праздник установлен на 10 октября). В 1980 было наоборот. Как и в 1920, когда в день Успения Богородицы польский удар из-за реки Вепш решил исход Варшавской битвы. Следующий похожий случай произошел в 1981 в день Фатимской Богородицы.

Коммунисты всерьез думали о ликвидации Папы Иоанна Павла II как минимум с ноября 1979. Именно тогда ЦК КПСС дал распоряжение КГБ «в случае необходимости обратиться к средствам, выходящим за рамки дискредитации и дезинформации» — за этим эвфемизмом скрывалось убийство. Возможно, окончательный приговор был вынесен после описанных выше событий декабря 1980. Польский Папа якобы неофициально сообщил Брежневу, что в случае вторжения он приедет в Польшу, чтобы быть со своим народом (Ватикан опровергал эту информацию, но делал это таким образом, что скорее, подтвердил ее). Так или иначе, удар был нанесен весной.

13 мая 1981 года во время торжественных мероприятий по поводу праздника Фатимской Богородицы на площади Святого Петра оказались агенты секретных служб коммунистических государств (в том числе Польши), а также двое вооруженных пистолетами мужчин турецкого происхождения — Мехмет Али Агджа и Орал Челик, которые ждали проезда открытого папского автомобиля. Стрелять должен был тот, кто окажется в самой удобной позиции.

Неизвестно, нажал ли на курок Челик, но Агджа это сделал. Он действовал, как было задумано: стрелял над головами людей из толпы — именно эту технику он отрабатывал под присмотром советских офицеров в сирийском тренировочном лагере. Но убить Папу ему не удалось: не хватило нескольких миллиметров. Стрелявший не мог этого понять. «Почему ты выжил?» — спросил он Папу, когда тот позже посетил его в тюрьме. «Одна рука держала пистолет, а другая — вела пулю», — писал спустя годы Иоанн Павел II.

Империя не нападет

В день праздника Фатимской Божьей Матери в 1984 году советский флот понес самые крупные потери со дня окончания Второй мировой войны. 13 мая в Североморске взорвались первые склады, потом занялись остальные. Пожар и взрывы продолжались несколько дней. Что стало непосредственной причиной катастрофы неизвестно до сих пор. По одной из версий, огонь загорелся из-за простого непогашенного окурка, по другой, из-за облучения складов радарами. Нельзя исключить также диверсию, хотя достоверных данных подтверждающих эту версию, нет. По разным данным, взрывы уничтожили 580 ракет класса «земля — воздух» и 320 «вода — вода». Пожар угрожал двум атомным подводным лодкам, которые удалось спасти. Неизвестно, какие повреждения получили ядерные боеголовки, хранившиеся на суше. Погибли от 200 до 300 человек — это были работники складов и техники, занимавшиеся ликвидацией пожара. Почвы была заражена ядовитыми отходами, что могло угрожать жизни других людей. Московские власти старались замять трагедию, но из-за ее масштаба сделать этого не удалось. Ослабленный Северный флот утратил способность вести войну в Атлантическом океане.

Инцидент произошел на северной оконечности Кольского полуострова в 60 километрах от границы с Норвегией и неподалеку от базы в Мурманске. В североморском порту военного флота располагался огромных склад боеприпасов, там, в частности, хранились 900 ракет класса «земля — воздух» и 400 класса «вода — вода» (в том числе способные нести ядерную боеголовку). В порту были пришвартованы ледоколы и как минимум две атомные подлодки. В случае войны с Западом эти силы должны были быть использованы для боев в Атлантике. Советский Союз много лет разрабатывал план атаки и ежегодно обновлял свои планы. В 80-е годы ситуация Москвы становилась все более сложной. Армия увязла в Афганистане. Рональд Рейган, сменивший в Белом доме Картера, называл Советский Союз империей зла и вместо того, чтобы посылать ему помощь, активизировал гонку вооружений, на которую у коммунистов не было средств. Экономическая ситуация была настолько плохой, что СССР недоставало денег на собственные нужды, не говоря уже о помощи союзникам. «Вероятность нападения на Запад уменьшалась с каждым месяцем», — говорит Гжегож Майхжак.

Осознание этого факта могло действовать на Кремль двояко: или склонить к проведению реформ, или к нападению, пока оно еще было возможно. По оценкам итальянского историка Альберто Леони (Alberto Leoni), середина 80-х была последним моментом, когда советская армия могла добиться своих целей. Хотя подготовка к переменам в коммунистической империи уже началась, существовал реальный риск, что 73-летний Константин Черненко, к которому в 1984 перешла власть, решит предпринять «бегство вперед».

Между тем 25 марта 1984 года Иоанн Павел II, благодарный за свое спасение, совершил на площади Святого Петра акт посвящения мира Непорочному сердцу Девы Марии. Как рассказывал кардинал Тарчизио Бертоне (Tarcisio Bertone), Папа сделал это по просьбе сестры Люции — последней живой свидетельницы Фатимского чуда. Иоанн Павел II молился перед фигурой Фатимской Богоматери: «От атомной войны, от неисчислимых разрушений и от всякой войны, избави нас!»

Оригинал публикации: Matka Boska i upadek ZSRR

Опубликовано: 07/12/2013 12:10



Блаженніший Митрополит Володимир про ситуацію в країні.


Предстоятель Української Православної Церкви прокоментував ситуацію в країні.

Дивіться відеозвернення Блаженнішого Митрополита Володимира:



Сьогодні я, спостерігаючи ситуацію в нашій країні, ставлю собі на вид ту печаль і горе, яке приносить людям роздор, неудобство і всяке неподобство. Мені здається, що все наше населення повинно підтримати всі добрі начала тих, хто тягнеться до миру і не проповідує вражди.

Приємно бачити, що молодь не стоїть осторонь і переживає за свою Україну. І ми віримо, що всі сили нашої громадськості переживають однаково і, Бог дасть, приведуть нас до єдиного, взаємного і того, що турбує сьогодні наші серця і наших громадян.

Виходом із ситуації, що сталася, я бачу єдине – спільний діалог, пошуки тих шляхів, які ведуть до взаємопорозуміння, а не ворожнечі. Тож мусимо собі все це твердо мати на умі і докласти всіх зусиль кожний до того, щоб не разразилась хвиля ненависті. Треба зібратись де завгодно під керівництвом Президента і повторити наші християнські моралі для того, щоби бути впевненими, що ми живемо у країні, ми любимо Україну, і ми докладаємо всіх зусиль для того, щоб знайти порозуміння. І воно, я думаю, буде знайдено. З допомогою і силою Божою, до якої ми звертаємось. В цьому хай буде нам помічником Великий Бог і святі угодники".

5.12.2013

Православіє в Україні


Кто мой ближний? (Лк.10:25-29)

Оригинал взят из ЖЖ у serge_le в О границах синагоги


И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную? Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь? Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя. [Иисус] сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить. Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний? (Лк.10:25-29)


Как мы видим, вопрос в «ближнем» - кто это? Традиционно иудеи под ближним понимали только соплеменников-единоверцев. Иногда в круг ближнего мог попасть и прозелит, но тема прозелитизма весьма дискутируемая (это и по Талмуду видно). Не вдаваясь в подробности, вопрос о ближнем для иудея – это аналог нашего вопроса о границах Церкви (со всеми вытекающими: о присоединении к ней, спасение инославных и пр.). Т.е., заметим, что вопрос о жизни вечной (о спасении) по сути сведен к вопросу о границах синагоги…
Людям всегда хочется иметь видимые границы с качественной и количественной стороны вопроса. Помните, царь Давид решил поставить "вопрос о ближнем" ребром и надумал сосчитать Израиль, (образ Ветхозаветной Церкви), и что из этого получилось (2Цар.24:10 и далее)? "И вздрогнуло сердце Давидово после того, как он сосчитал народ. И сказал Давид Господу: тяжко согрешил я, поступив так; и ныне молю Тебя, Господи, прости грех раба Твоего, ибо крайне неразумно поступил я"...

И дальнейшая притча Христа о милосердном самаритянине – этакий изящный ход конем...


Обратите внимание: идет себе человек, такой юный и красивый, и тут вдруг...
======================================
Об авторе

Сергей Лепин, протоирей, кандидат богословия, доцент Духовной академии, пресс-секретарь Минского епархиального управления.

Все говорят о репрессиях, замалчивая тему гонений

Предлагаю статью в Церковном Вестнике о выступлениях участников конференции «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий», состоявшейся в Москве с 24 по 26 октября с.г.

Архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк: «Все говорят о репрессиях, замалчивая тему гонений»

http://e-vestnik.ru/news/konferentsiya_o_novomuchenikah_7414/


В российской столице завершилась организованная Общецерковной аспирантурой и докторантурой имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия по благословению митрополита Волоколамского Илариона Международная конференция «Научно-богословское осмысление мученичества, исповедничества и массовых репрессий». Ее научную программу венчал круглый стол «Русская Церковь и проблемы увековечивания памяти жертв массового террора 1920-1930 гг.», собравший в Новоспасском ставропигиальном мужском монастыре священников, краеведов, ученых, музейных работников.

«В рвах бутовских захоронений лежат вместе с мучениками и их палачи. Нам необходимо осознать: как к этому относиться?» - таким непростым вопросом настоятель подмосковного храма Новомучеников и исповедников Российских в Бутове протоиерей Кирилл Каледа задал высокую планку обсуждения. Как отметил также о. Кирилл, несмотря на действие законодательных актов по увековечиванию памяти жертв репрессий, до сих пор не выработан механизм их реализации. Поэтому госфинансирование таких проектов весьма скудно. По словам директора Мемориального центра «Бутовский полигон» Игоря Гарькавого, государство фактически переложило задачу создания мемориалов репрессированных на плечи родственников пострадавших. «Из ста известных захоронений только четыре являются мемориальными музеями, - сообщил Гарькавый. - Кроме нашего мемориала, это Катынь, Медное и Ганина Яма. Поэтому с самого начала дело мемориализации стало заботой частных сообществ и Русской Православной Церкви. И там, где Церковь не задействована в создании мемориалов, в их художественном оформлении могут появляться недопустимые с православной точки зрения символы — например, брошенный на землю разломанный крест, как в Медном. По мнению ответственного секретаря Журнала Московской Патриархии Сергея Чапнина, необходимо также соблюдать географическую точность в названии мест мемориалов: «На самом деле место, где создан мемориал в память царственных страстотерпцев, называется Четырехбратским рудником, а не Ганиной Ямой».

Опытом организации создании мемориала жертвам репрессий поделились секретарь Саратовской епархиальной комиссии по канонизации член Межсоборного присутствия РПЦ священник Максим Плякин и член комиссии по канонизации святых Чувашской митрополии иеромонах Иосиф (Ключников). К примеру, на организованных о. Иосифом алапаевских раскопках обнаружены останки ста двадцати расстрелянных в период 1930-х годов, в том числе — трех прославленных Церковью новомучеников.

По мнению клирика храма Благовещения Пресвятой Богородицы в Петровском парке протоиерея Илии Шапиро, хороший способ распространения информации о подвиге новомучеников — установка мемориальных досок в их честь на храмовых фасадах. Такие доски установлены на стенах храма Живоначальной Троицы в с. Горетово (памяти свмч. Михаила Маркова, +1938) и Казанской церкви с.Молоково (памяти свмчч. Василия Озерецковского, +1937, и Алексия Шарова, +1938).

Острое обсуждение вызвала тема «православного сталинизма». Так, специалист Института российской истории Российской академии наук Игорь Курляндский напомнил о недавно открытом в Якутске памятнике Сталину. «Это значимый государственный акт, который, к сожалению, не получил должной оценки Церковью,- подчеркнул выступающий. - Памятник установил какой-то алмазный шейх, позиционирующий себя православным христианином». «Ирония, с которой некоторые говорят о «православном сталинизме», неуместна, - заметил Сергей Чапнин.- Появление такого термина в XXI веке — наш стыд и позор. Никак не реагируя или реагируя на него невнятно, мы отказываемся от нравственной оценки нашей истории. Если мы готовы признать допустимым «православный сталинизм», то это говорит, что с нашей духовной жизнью что-то глубоко не в порядке». Эту мысль развил архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк. Как отметил владыка, сегодня почти никто в России не напоминает, что речь на самом деле идет не о репрессиях, а о гонениях на православие. В обществе «не произошло никакого четкого осуждения этого периода вашей истории. И пока вы этого не сделаете, все остальное будет хромать. Также я удивляюсь, что ни разу на нашей конференции не прозвучала мысль, что изучение этого времени нужно включить в школьную программу для всех классов. Можно ли ожидать, что взрослые смогут без этого понять свою собственную историю? Если это не будет внедрено в сознание с детства, тогда ничего здорового, на мой взгляд, вырасти не может»,- заключил архиепископ Марк.

Алексей Реутский
28 октября 2013 г.
--------------------------------------------------

Темы конференции очень актуальные для каждого современного православного христианина, но, к сожалению, далеко не все русские православные  хотят о них говорить, т.к.  это разрушает миф об их особой русской миссии и мешает их желанию возродить ту  же империю и в тех же границах, но под другим названием - ТС.

Фактически такие православные христиане помогают своим будущим гонителям, которые уже в наши дни считают либо справедливыми все репрессии и гонения тех времён, либо вообще отрицают эти факты, в т.ч. и  факты голодоморов. 

И здесь как раз уместно напомнить, что именно в РПЦ и УПЦ почти КАЖДЫЙ день поминают имена российских и украинских ново мучеников и исповедников, число которых сегодня составляет около 2500 человек. И желание предать забвению их имена свидетельствует только о том, что такие христиане готовят почву для новых репрессии, в т.ч. и для себя и своих близких...

Диакон Андрей Кураев на Эхe Москвы

Предлагаю часть беседы диакона Андрея с ведущей передачи "Особое мнение" М. Королёвой, состоявшейся на Эхе Москвы 11.10.2013.

Полный текст можно почитать или посмотреть по ссылкам - http://diak-kuraev.livejournal.com/534953.html  и  http://echo.msk.ru/programs/personalno/1173776-echo/

*  *  *

А.КУРАЕВ: Мне не нравится амнистия к юбилейным датам. Будь это именины государя-императора или будь это годовщина Конституции. Мотив амнистии должен быть человеческое сострадание, а не политический контекст и политическая выгода.

Если приурочивать это к каким-то датам, здесь появляется какой-то такой необязательный, именно не этический, сверхэтический политический контекст.

Мотив-то какой этих амнистирующих? Сплошь и рядом этот мотив чисто корыстный: тюрьмы переполнены, надо освободить для новых эшелонов эти бараки. Какое тут милосердие?

М.КОРОЛЁВА: Есть конкретная ситуация. Есть много людей, которые сидят за ненасильственные преступления. Ну, они никого не убили, не изнасиловали, не покалечили. Это могут быть экономические причины, это может быть дело Pussy Riot, когда... Ну, я так полагаю, что вы относитесь к этому не очень хорошо, но, тем не менее, люди не убили никого.

А.КУРАЕВ: Понимаете, для меня, связанное с Pussy Riot, является во всем этом исключением. Я во всё остальное не вмешиваюсь. В случае же с этими женщинами ситуация несколько другая, потому что в каком-то смысле их посадили от моего имени, а я об этом государство не просил. И поэтому когда, скажем, некоторые мои критики говорят «А, вот, почему вы, скажем, там за письмо Толоконниковой вступились, а, вот, тысячи женщин в таких же условиях – почему вы раньше молчали?» Потому что их сажали не от моего имени. И поэтому, да, я не совершенный человек, я, действительно, не на всё реагирую, но в данном случае я себя чувствую задетым, что эту боль, которую этому человеку сейчас причиняют, говорят, что это и от моего имени тоже. Я с этим не согласен.

М.КОРОЛЁВА: Вы имеете в виду заключение для Pussy Riot?

А.КУРАЕВ: Да, конечно.

М.КОРОЛЁВА: То есть вы в данном случае имеете в виду и тех, кто идет по Болотному делу, и тех, кто в деле Pussy Riot был задействован?

А.КУРАЕВ: Ну, я говорю, я с Болотными делами не знаком. Но вот что касается этих женщин, да, мне горько, что их судьба сложилась так, и то, что она так сложилась, вроде бы, как бы, в защиту интересов моей родной церкви. Мне поэтому неудобно.

М.КОРОЛЁВА: Ну, вы знаете, что ваша позиция приходит в противоречие в общем с официальной позицией церкви?

А.КУРАЕВ: Я много раз говорил, как человек богословски немножко образованный, я не знаю, что такое официальная позиция церкви. Потому что нигде в церковных правилах такая инстанция не прописана. Есть догматы церкви, но они - о Боге, о Небе, не о земле. Есть каноны.

М.КОРОЛЁВА: Но мы же с вами говорим о церкви как об институте, правда?

А.КУРАЕВ: Понимаете, если мы говорим как об институте, то в самом нашем этом тогда институте в церкви не прописано, что такое официальное мнение и степень его обязательности для членов церкви.

М.КОРОЛЁВА: Ну, вот, мы журналисты, например, у нас есть понятие там «официальный представитель». Вот, официальный представитель Русской Православной Церкви.

А.КУРАЕВ: У вас пусть он будет, да. А я скажу так: за последние 100 лет не было случая, чтобы то, что объявлялось официальной позицией церкви, не было стыдно вспоминать уже через 20 лет. Как Патриарху Тихону было стыдно за ультрамонархические прокламации Синода, скажем, 1905 года, как потом патриархам советской поры было неудобно вспоминать какие-то антибольшевистские прокламации Патриарха Тихона в годы Гражданской войны. Как в 90-е годы стало очень неудобно вспоминать какие-то просталинистские декларации Патриарха Алексия Первого в 1947 году. И прочее, и прочее.

Официальная позиция церкви – это то, что руководство церковное хочет показать в диалоге с руководством государственным. Да, это область их компетенции, они лучше знают, в каком режиме идут их разговоры, повестку дня, что нужно сказать и так далее. Церковные массы готовы это прощать. Ну, считая, что это форма налога, которую некоторые церковные люди, иерархи... Это их тяжелое послушание, тяжелая работа, но они вынуждены платить политический налог за то, чтобы мы могли бы в это не вмешиваться.

Бывают такие очень неприятные служения в церкви, которые берет на себя кто-то один, чтобы избавить остальных от необходимости контакта, ну, скажем, с государственными органами.

Как во времена ига – чтобы всех не угоняли в ордынский полон, князь или митрополит сами ехали туда – безо всякой радости и с риском.

При этом надо помнить, что в православном византинизме заповедь "не лжесвидетельствуй" наполовину урезана: сообщение злых сведений о человеке продолжает считаться грехом, а вот сообщение заведомо недостоверных возвеличивающе-добрых сведений грехом не считается. Культура лести и комплимента, культура прогиба - да, это часть православной культуры.

В итоге в православной традиции цена комплиментов девальвирована до нуля. Это фальшивые деньги, причем их фальшь известна всем, так что никакого обмана. Сладкие потоки патоки льются на каждого юбиляра и заезжего почетного гостя, а уж тем паче начальника. Надо быть совсем уж дураком, чтобы воспринимать их всерьез.

(желал бы) "насладиться твоим совершенством" - св.Василий генералу Андронику (св.Василий Великий. Письма. // Творения. ч.6. Сергиев Посад. 1892. с.231).

"С чего начну похвалы тебе? С каким словом обращусь к тебе, чтобы приличнее наименовать? Назову ли тебя столпом и утверждением Церкви или светилом в мире, говоря в одно с апостолом? Или венцем похваления для спасаемой части христиан? Или даром Божиим, опорой отечества, правилом веры, посланником истины?" Это - к епископу Евсевию Самосатскому обращается св.Григорий Богослов. (Творения. ч.6. М., 1848, с.143).

При этом людей, по должности рассыпающих комплименты властям, то есть платящих тот самый налог, в сегодняшней Церкви всего пятеро: Патриарх, глава ОВЦС, глава ОВЦО, глава СинфО, глава пресс-службы Патриарха.


М.КОРОЛЁВА: То есть вам кажется, что церкви через 20 лет может быть стыдно за то, что, ну, как бы, с ее согласия в том числе были осуждены девушки по делу Pussy Riot?

А.КУРАЕВ: Не исключаю. По крайней мере, каким-то людям церкви, многим, это будет так. А многим уже и сейчас так.

М.КОРОЛЁВА: Ну, честно сказать, вот, я кроме, пожалуй, вашей позиции ничьей особо и не припомню. А вы когда разговариваете...

А.КУРАЕВ: Ну, христиане не обязаны публично обо всем декларировать. Просто я не только в блогах, но и в реальной жизни вижу множество людей, и епископов, священников, которые выражают совсем не ту позицию в этом вопросе, которую принято считать официальной позицией церкви.

М.КОРОЛЁВА: Скажите, а почему они, все-таки, об этом не говорят? Вот, вы же говорите.

А.КУРАЕВ: Официальная позиция церкви – это то, что руководство церковное хочет показать в диалоге с руководством государственным. Да, это область их компетенции, они лучше знают, в каком режиме идут их разговоры, повестку дня, что нужно сказать и так далее. Церковные массы готовы это прощать. Ну, считая, что это форма налога, которую некоторые церковные люди, иерархи... Это их тяжелое послушание, тяжелая работа, но они вынуждены платить политический налог за то, чтобы мы могли бы в это не вмешиваться.

Знаете, есть такая старая, очень красивая, я считаю, и мудрая церковная история – это VI век, «Духовный луг» книга называется. В одном монастыре умер монах, который был завхозом. Он плохой был монах. И когда он скончался, его тело почернело, стало дурно пахнуть, ну, в общем, история как в «Братьях Карамазовых» у Достоевского описана. И монахи сказали «Ну, Бог шельму метит. Не будем его даже отпевать. Он был плохой монах. Он часто в монастыре не ночевал, пьяным возвращался и так далее, какие-то сомнительные личности вокруг него. Мы не будем даже молиться о нем – Бог явно свой суд свершил».

А настоятель говорит «Да вы что делаете? Да, он плохой монах. Но он себя в жертву ради нас с вами принес. Он общался с этими купцами, спонсорами, да, пьянствовал с ними и прочее, чтобы мы с вами могли спокойно молиться, не думая, будет у нас завтра кусок хлеба или нет. Поэтому вот что. Давайте-ка столовую закрываем, и молитесь, и поститесь, и молитесь о нем».

3 дня монахи постятся, на 4-й день тело покойника светлеет и монахи говорят «Ну всё, теперь можно о нем спокойно молиться, отпевать».

Вот, бывают такие очень неприятные служения в церкви, которые берет на себя кто-то один, чтобы избавить остальных от необходимости контакта, ну, скажем, с государственными органами.

М.КОРОЛЁВА: Это вы Pussy Riot, что ли, имеете в виду?

А.КУРАЕВ: Нет, я имею в виду вообще служение Патриарха, служение епископа вообще в широком смысле. И поэтому мы с вами можем входить в храм, скажем, не задумываясь над тем, как устроены его коммунальные службы, а просто приходить молиться. Мы можем ходить в храм, не задумываясь над тем, на каких правовых основаниях существует эта община, потому что есть другие люди, которые этим занимаются. И это нечто, с одной стороны, периферийное с точки зрения высших целей церкви, и поэтому все не обязаны этим заниматься и принимать это в расчет. А это некий налог, налагаемый на нескольких людей Церкви. Как во времена ига – чтобы всех не угоняли в ордынский полон, князь или митрополит сами ехали туда – безо всякой радости и с риском.

При этом надо помнить, что в православном византинизме заповедь "не лжесвидетельствуй" наполовину урезана: сообщение злых сведений о человеке продолжает считаться грехом, а вот сообщение заведомо недостоверных возвеличивающе-добрых сведений грехом не считается. Культур лести и комплимента, культура прогиба - да, это часть православной культуры. В итоге в православной традиции цена комплиментов девальвирована до нуля. Это фальшивые деньги, причем их фальшь известна всем, так что никакого обмана. Сладкие потоки патоки льются на каждого юбиляра и заезжего почетного гостя, а уж тем паче начальника. Надо быть совсем уж дураком, чтобы воспринимать их всерьез.

(желал бы) "насладиться твоим совершенством" - св.Василий генералу Андронику (св.Василий Великий. Письма. // Творения. ч.6. Сергиев Посад. 1892. с.231).

"С чего начну похвалы тебе? С каким словом обращусь к тебе, чтобы приличнее наименовать? Назову ли тебя столпом и утверждением Церкви или светилом в мире, говоря в одно с апостолом? Или венцем похваления для спасаемой части христиан? Или даром Божиим, опорой отечества, правилом веры, посланником истины?" Это - к еретику епископу Евсевию Самосатскому обращается св.Григорий Богослов. (Творения. ч.6,.М., 1848. с.143).

М.КОРОЛЁВА: Ну, раз уж вы сами об этом заговорили, вот тут есть вопрос от слушателя, который пришел по интернету: «Не кажется ли вам, что Русская Православная Церковь превратилась просто в фирму по оказанию определенного рода услуг? (ну, вы заговорили там про налог и так далее) То, что люди называют храмами, в офисы этой фирмы».

А.КУРАЕВ: Это зависит от желания людей. Для тех, кто желает в церкви видеть ритуальную контору, церковь таковой является.

М.КОРОЛЁВА: Ну, вот, вы входите и видите прайс-листы.

А.КУРАЕВ: Ну, я говорю, это для тех, кто желает в церкви видеть именно это. Если у человека нет вопросов к священнику, нет вопроса к Библии, если нет желания серьезного участия в церковной жизни... Хорошо, если ты привык общаться через кассовое окошко, давай в привычном для тебя режиме будем общаться.

М.КОРОЛЁВА: И это кассовое окошко есть.

А.КУРАЕВ: Есть.

М.КОРОЛЁВА: А также есть дорогие автомобили священников.

А.КУРАЕВ: Далеко не у всех.

*  *  *

Всем рекомендую почитать или посмотреть интервью целиком, особенно тем, кто считает себя верующим православным человеком. И пусть каждый сам для себя постарается ответить на те же вопросы...

Афонский стих












И МЫ БУДЕМ ТАКИМИ...

Монах Виталий, (Св. гора Афон, Свято-Пантелеимонов монастырь). 1905 г.


Люблю бывать по временам,
Где скрыта тайна жизни нашей,
Где, может быть, сокроюсь сам,
Вслед за испитой смертной чашей.

Здесь я минуты провожу,
Томим уныньем неисцельно.
И здесь отраду нахожу,
Когда душа скорбит смертельно.
 
Смолкает тут житейский шум –
И вместо мыслей горделивых,
Приходит ряд суровых дум –
Судей нелестных справедливых.
 
Передо мной убогий храм
Наполнен мертвыми костями.
Они свидетельствуют нам,
Что мы такими ж будем сами.
 
Немного лет тому назад
(Как жили те земные гости),
И вот ушли они в свой град,
Оставив нам лишь эти кости.
 
Не в силах были и они
Владеть собой в иную пору.
И между ними, как людьми,
Бывали ссоры из-за сору.
 
Теперь довольные судьбой,
Лежат, друг другу не мешая,
Они не спорят меж собой:
Своя ли полка иль чужая.*
 
Мы тоже гости на земле,
И нам лежит туда дорога.
Идем туда в какой-то мгле,
Не видя вечности порога.
 
И святость любим, и грешим,
Гонясь  за счастием – страдаем,
Куда-то всякий день спешим,
И то, что важно, забываем.
 
Боимся смерти и суда,
Желаем здесь пожить подольше,
Стараясь избегать труда,
И чтоб скопить всего побольше.
 
Не можем слова перенесть
Иль чуть не ласкового взгляда,
А скорбных испытаний крест
Для нас мучительнее ада.
 
Других виним почти всегда,
Хоть сами Бога прогневляем,
Себя ж винить мы никогда
И в самом малом не дерзаем.
 
Для личной прихоти своей
Готовы потом обливаться,
Не спать подряд и пять ночей,
Во все опасности пускаться.
 
Кривить душой на всякий час,
Безбожно совесть попирая.
И все, что только тешит нас,
К себе усердно загребая.
 
За честь всегда стоим горой,
Ценим труды свои и знанья.
И невниманье к  ним порой
Приносит нам души терзанье.
 
Таков есть страстный человек –
Хвастливый бог земного рая!
Он суетится весь свой век,
Покоя день и ночь не зная.
 
И всем безумно дорожит,
Пока здоровьем обладает.
Когда ж болезнь его сразит,
Совсем другой тогда бывает.
 
Ударит грозный смертный час –
Душа греховная смутится.
И все, что дорого для нас, -
Со всем навек должны проститься.
 
Безсильны нежности друзей,
Ничтожны ценности имений –
Они не могут жизни сей
Продлить хоть несколько мгновений.
 
Напрасно с помощью спешат,
И врач искусство изощряет:
Больному все трудней дышать –
И он, конечно, умирает.
 
Хладеет грудь и тускнет взор,
Все чувства рабски умолкают.
И нас, как будто некий сор,
Поспешно в землю зарывают.
 
Затем немного надо знать,
Что с нами здесь потом бывает:
Вот эти кости говорят…
Им наша совесть доверяет.
 
Один момент – и жизнь - мечта!
Зачем же столько треволнений?
Зачем вся эта суета
И масса горьких наслаждений?
 
Мы забываем тот урок,
Который смерть нам повторяет,
Что жизнь дана на краткий срок,
И детство дважды не бывает.
 
О смерть, кому ты не страшна?
Кому ты только вожделенна?!
Блажен, кто ждет тебя, как сна,
Кто помнит, что душа бессмертна.
 
И нет несчастнее того,
Кто вспомнить о тебе страшится:
Вся жизнь – мученье для него,
И сей, однако, он лишится.
 
А там – для праведных покой
И радость вечно со святыми:
Для грешных – ад с кромешной тьмой,
И участь их с бесами злыми.
 
Теперь, быть может, что иной
Одежды всякий день меняет;
Умрет – положат лишь в одной,
И той случайно не бывает.
 
А тот, кто даром мудреца
Владеет, Бога же не знает,
Умрет – не более глупца,
Напрасно только жизнь теряет.
 
Недалеко уж этот срок,
И эта к вечности дорога,
Припомни, мудрый, тот урок:
Познай себя – познаешь Бога.
 
Познай, откуда ты и кто,
Зачем пришел, куда идешь,
Что ты велик и ты – ничто,
Что ты бессмертен и – умрешь.

Кадры взяты из фильма
"Афон. Достучаться до небес. (1 канал)"- http://www.youtube.com/watch?v=ijm07KiozbQ#t=78    Рекомендую всем посмотреть, фильм очень интересный.

Романс исполняет Игорь Наджиев.

Я знаю кто убил отца Павла Адельгейма, его убили мы все...

Оригинал взят из ЖЖ у i_z_o в Я знаю кто убил отца Павла Адельгейма, его убили мы все...

Я знаю кто убил отца Павла Адельгейма,
его убили мы все, и прежде всего те, которые причисляют себя
к христианам, начиная с Патриарха Кирилла
Архиерейского Собора,Синода,митр. Евсевия
иерархи РПЦ,
священно и церковно началия
миряне
и я самый последний, порочный человек,
причислявший себя к православным христианам…
все хоть чуточку, но причастны…
Что делал патриарх Кирилл?
Он повышал в должности и награждал непосредственного гонителя
и разрушителя дела всей жизни отца Павла,
Он громогласил о «предателях в рясах», явно одним из первых имея ввиду о. Павла Адельгейма
(ну, а «болящий» исполнитель сам найдётся и рано или поздно всё сделает без дополнительных инструкций)
митрополит Евсевий может войти в историю Церкви как противник Божий и Иуда (Бог даёт ещё ему время для покаяния)
Где были епископы в то время, когда их собрат чинил расправу над отцом Павлом?
Молчали, так как повязаны одним грехом (полным произволом в своих епархиях)
«я не вмешиваюсь в тои дела, а ты не вмешиваешься в мои» вот один из принципов
их сосуществования…
а где священники?
а они как будто ничего не замечают (и это в лучшем случае)
Они не заступятся друг за друга, не обличат творящего беззаконие архиерея,
не встанут стеной между обезумевшим от абсолютной власти епископом и бесправным собратом..
Почему?
Да просто боятся за себя…
какой там Христос в сердце,
когда там живёт страх...
а мы, миряне, что из себя представляем?!
позорище Церкви Христовой мы из себя представляем….
Из-за нас имя Божие хулится в народе
И нет у Церкви иных врагов кроме нас, назвавшихся христианами,
а по правде, гораздо дальше отстоящими от Христа, чем многие, не именующие себя таковыми…
где все мы были в это время, почему не потребовали прекратить травлю Пастыря?
«Ну он там , а я в другой епархии…»
а разве Церковь у нас не одна?
а может мы заступаемся за тех, кого не праведно гонят в наших епархиях?
разве мы как один встаём на защиту наших отцов, когда их «пользы ради церковной»
кидают с прихода на приход?
«Он архиерей ему видней»
А вы не думаете, что он может быть Иудой, облачённым в архиерейские одежды?
«Ну как же, его же рукоположили, на нём благодать»
А вы не думаете, что никакой благодати может и не быть?
Иуда был участником Тайной Вечери и после причастия вошёл в него сатана…
Так и с любым церковным таинством…
Можно поучаствовать и уйти с сатаною в сердце, а не с благодатью…
Всё зависит от наших намерений, чего жаждет наше сердце то и получим…
Жаждешь власти над людьми, то в хиротонии войдёт в тебя не Дух Святой, а сатана… (Дух власти)
И будешь служить сатане и прикрывать своё человеконенавистничество бурной внешней
деятельностью по «возрождению православия»….
Как мы можем определить, кому служит архиерей?
Только по отношению к людям, не к спонсорам и благодетелям,
а к самым малым, нищим и бесправным, больным, убогим, беззащитным, обижаемым (а так же, к своим непосредственным подчинённым)
есть любовь (милосердие, участие, сочувствие, понимание, терпение, прощение, заступничество) то значит Божий человек
а противоположные качества говорят о епископе, как о служителе Антихриста…
но нам («церковному народу») безразлично кто нами управляет, кто от нашего имени предстоит…
вот это наше безразличие, равнодушие (теплохладность), безответственность по отношению к Церкви, как общему делу(общине), как семье возглавляемой Христом
и является нашим соучастием в убийстве отца Павла…
и не надо обманывать свою совесть…
и прежде всего мне самому…
надо честно посмотреть на себя
чем я убаюкивал свою совесть последние годы?
Тем что,
я уговорил отца Павла завести свой журнал,
зарегистрировал и четыре с половиной года его модерировал (очищал
от всякого «мусора», так как о. Павел всех жалел и никого не хотел удалять
и «морозить», да и не умел это делать…)
и это всё чем я ему помог…
Что я, читая его журнал по нескольку раз в день в течении нескольких лет, не видел, что это за Человек и за что он бьётся (как оказалось даже до мученической смерти)?
Видел…
Обличая церковно началия в измене Христу, он исполнял миссию пророка…
а я себя утешал:
«ну, ведь я хоть что-то делаю, а другие и этого не делают…
Сижу в своей хибаре в лесу, на клавиши нажимаю, тоже как то причастен к борьбе святого человека…»
Как нельзя быть немножечко беременным,
так и невозможно быть немножечко христианином…
Он был Христианином, а мы в лучшем случае лишь сочувствующие...
Так как мы делаем не всё, что в наших силах (ибо так нам комфортнее)
то и не имеем морального права так себя именовать…
Не могу себя назвать христианином, тем более православным…
сочувствующий или мечтающий… это ближе к правде

А вам, совесть позволяет называть себя христианином или православным?

=========================
+ Поддерживаю!

Расстрелять на страх другим

9 августа Церковь празднует память священномученика Платона Горных

«Злоба меня душила, — вспоминал глава красногвардейского отряда Павловский, который задержал отца Платона и вез его в штаб на дрезине. — Дрезинщики были мадьяры военнопленные. Я хотел сначала покончить с попом, спустившись под первую гору от Покровска, но передумал <...>. Я остановил дрезину, скомандовал попу крутить дрезину <...>. Поп ответил, что он больной. Я тогда вынул наган, дал сроку три минуты, и сам был доволен, что тот откажется, так как не надо будет возиться с ним дальше, направил револьвер на него, скомандовал: «раз... два...». <...> Но поп не ожидая “три”, сказал: “Хорошо, буду крутить дрезину”».

***
Священномученик Платон Горных родился в 1860 году. В 1881 году он окончил Пермскую духовную семинарию и был рукоположен во священника к Симеоновской церкви села Медведевского Верхотурского уезда. В 1885 году он был переведен в Николаевский храм села Осинцевского Ирбитского уезда, а в 1892 году — в Иоанно-Предтеченскую церковь села Тиминского Екатеринбургского уезда Пермской губернии. В 1894 году отец Платон был назначен в Покровский храм села Покровского Ирбитского уезда.


   Священник Платон Горных с семьей

После прихода к власти в России большевиков началась Гражданская война. В Ирбитском уезде были созданы отряды красногвардейцев, большей частью игравших роль карателей, один из таких отрядов в селе Егоршинском возглавил А. О. Павловский. В своих воспоминаниях, написанных в 1930-е годы, когда он был помощником бригады по политчасти, он с упоением вспоминал, как он ликвидировал «врагов», отдавая приказы поставить их «к семафору», как он называл расстрелы, производившиеся большей частью у полотна железной дороги. «Это были два слова, — писал он, — которые прекращали жизнь контрреволюционера и освобождали рабочий класс от лишней пакости, мешающей рабочему классу творить великое дело». Однажды от одного из жителей села Покровского поступил донос, что отец Платон до революции был председателем местного отделения Союза русского народа, а его сын воюет на стороне атамана Оренбургского казачьего войска полковника А. И. Дутова. Было также сообщено, что у священника часто проходят дома совещания, что он ведет на улице агитацию, неуважительно отзывается о большевиках, говорит, что они грязны и невежественны. Прочитав этот донос, Павловский пришел в ярость. Взяв с собой нескольких красногвардейцев, он отправился на дрезине в Покровское.

Выехали красногвардейцы в Покровское еще до восхода солнца и подошли к дому священника, когда его супруга готовила завтрак. Увидев их, она сначала смутилась, но затем, смирившись и взяв себя в руки, пригласила непрошенных и опасных гостей к столу. Те приняли приглашение, плотно и с удовольствием позавтракали, а затем объявили, что пришли они с обыском. После обыска они вышли вместе со священником на улицу и здесь увидели, что недалеко от дома собралось около пятисот человек женщин и стариков, полных решимости не отдавать отца Платона им на расправу. Павловский, выхватив шашку, пошел на людей, крича, что он зарубит всякого, кто бросится отнимать священника. Толпа на минуту замерла, но не остановилась. Видя, что люди приближаются, Павловский взял в руки гранату и крикнул: «Стоп, а иначе буду бросать бомбу!» Но и это не остановило людей, и Павловский скомандовал стрелять. Красногвардейцы дали залп поверх голов и тем остановили толпу. Усадив священника на дрезину, они поехали на станцию Егоршино, где находился в то время красногвардейский штаб.

Весь этот день священника продержали под арестом в штабе, намереваясь к вечеру расстрелять. Однако вскоре красногвардейцы сообщили Павловскому, что в депо между рабочими возникло обсуждение, касающееся арестованного священника, и многие выступают против его казни. Обсуждение проходило столь бурно, что был вызван комиссар Сибирско-Уральского фронта; из боязни перед народом он порекомендовал отпустить священника под расписку, оставив расправу с ним до более удобного случая. «Ни в коем случае из виду не упускать, — посоветовал комиссар, — и в нужный момент вывести в расход». И священник был освобожден.

«В Ирбитском уезде советская власть, — писал в 1918 году священник соседнего села Флорентий Троицкий, — появилась лишь только в первых  числах февраля <...> и просуществовала <...> семь месяцев. Но и в это короткое время большевики сделали всем, особенно нам, пастырям Церкви, столько зла, чего не сделали татары в период своего двухсотлетнего владычества.

С первых же дней советы, как волостные, так и сельские, стали во враждебные отношения к служителям храма и алтаря, арестовывая без всяких причин не только священников, а и просфорниц <...>.

Около 10 июля началось наступление чехов <...> на село Егоршино.

23 числа около четырех часов дня неожиданно приехали ко мне двенадцать красноармейцев латышей, выдали себя за белоармейцев и арестовали меня вместе с сыном семинаристом и отцом Платоном, обвинив нас в сочувствии белым, повезли в штаб на станцию Егоршино, чтобы расстрелять там.

Готовясь к смерти, дорогой мы с отцом Платоном исповедались друг у друга, и стало как-то легче на душе. Не довезя шести верст до станции, арестовавшие нас “товарищи” почему-то отпустили нас назад, взяв клятву, что мы никогда не пойдем против советской власти <...>.

26 числа около шести часов утра опять нагрянули ко мне с визитом два “товарища” с криком и бранью: “Где поп?” Узнав по шуму, какие ко мне пожаловали гости, мы с отцом Платоном скрылись, убежали в лес, где и пробыли до ночи. Долго искали нас красные “товарищи” и по домам у мужиков, и в храме; наконец уехали, сказав, что все равно рано ли поздно ли, а все-таки они найдут нас.

Объявленную мобилизацию <...> народ принял неохотно; подлежащие призыву разбежались по лесам.

27 числа в два часа утра в село наше по доносу одного из крестьян неожиданно приехал карательный отряд с пулеметами, оцепив все село, и прежде всего арестовали меня с сыном и отца Платона <...>. 

Собрав народ, каратели стали выбирать первого, десятого, двадцатого и т. д. и рядом вместе с нами у стенки ставили под направленный на нас пулемет, угрожая расстрелом, если мы не скажем, куда ушли мобилизованные. И эта пытка продолжалась несколько часов. После полудня был вынесен приговор: меня отправить на суд в Егоршинский штаб, а отца Платона и двух моих прихожан расстрелять на страх другим.

Незаконный приговор был приведен в исполнение около двух часов дня, в небольшом леску в версте от храма. Отец Платон убит двумя пулями. Одна — в сердце, а другая — в правое легкое. Смерть была моментальная. Встретил ее отец Платон мужественно, со сложенными крестом на груди руками и поднятыми глазами к небу <...>. Вечная
память... мученикам!».

Автор: ДАМАСКИН (Орловский), игумен

ФОМА  № 8 (124) август 2013