Подход запретов – откровенно примитивный!


Проблема адекватной защищенности границы с Мексикой живо обсуждается американскими политиками уже более 20 лет. Каждый месяц десятки тысячи мексиканцев нелегально прорываются в Штаты. За год таких ловят сотнями тысяч и выдворяют назад. И так по кругу. Согласно статистике, на территории США сегодня находится более 11 миллионов мигрантов, больше половины из которых – мексиканцы.

Отдельные эксперты уверены, что небывалый ажиотаж вокруг вопроса надежности американо-мексиканской границы именно сейчас (!) является поводом для того, чтобы заблокировать (или же существенно оттянуть во времени) помощь, в частности, Украине республиканцами-трампистами. Для них это – одна из попыток дискредитировать демократов и администрацию Байдена, сделав в итоге так, чтобы нынешний президент-кандидат подошел с максимально слабым рейтингом к ноябрьским выборам в USA.

Да, это все происходит в контексте выборов. США, несомненно, должны следить за ситуацией вокруг Израиля, Украины, россии и так далее. Но, по большей мере вопрос границы сегодня – это вопрос о том, что Америка должна больше внимания уделять собственным, а чужим проблемам, которые мы сделали нашими. Такова позиция республиканцев.

Их позиция – ответственность за действия и работа по закону. Если закон говорит, что можно жить в США по таким-то и таким-то правилам, то те, кто нарушают эти правила, как бы проезжают по тех, кто добросовестно платят у нас налоги, все делают правильно и законно. Но! Подход запретов – откровенно примитивный. Запретить, конечно же, можно многое. Однако, закрыть громадный переход через мексиканскую границу – это как запретить, к примеру, проституцию. Она что, после какой-то дополнительной стены исчезнет?

Все, что уже есть и что стало естественным – не поменяется. Пока есть США и Мексика, ситуация не изменится. Понятно, что в любом деле должен быть какой-то баланс. Ибо когда говорят, что все нужно радикально менять, то это адресуют в основном людям, озлобленным на нынешнее состояние дел. Для того адресуют, чтобы победить их эмоционально. Точно так же, как говорят у нас, что нужно запретить аборты. Для католиков-консерваторов тема абортов – один из важнейших вопросов. Но, другие люди понимают, что как бы хорошо (или, возможно, даже в чем-то правильно) что-то не звучало на словах, как только правительство получает право или задание следить за телом человека, заходя за своеобразную личностную грань, обязательно будут проблемы.

Тема абортов должна идти в ключе образования – и церковного, и культурного. Это точно не то, чем должна заниматься полиция либо какие-то репрессивные органы. То же самое и с миграцией. Это не решается запретами. Не решится и скандалами – это уж точно. Тут должны быть адекватные взвешенные шаги. А то, что сейчас у нас происходит на этой теме сегодня – разыграно. Подобными вопросами всегда играют на эмоциях людей. Мне за последние дни много кто из моих знакомых – из Турции, Украины, стран ЕС – говорил, мол, «а что, в США война по причине мигрантов? Война Техаса с федеральными властями страны?». Нет у нас никакой войны! Есть напряжение и оно разыграно в контексте выборов. Это все создано, раздуто и раскручено прессой чисто для кампании. Губернатор штата Техас Эбботт – республиканец. Там последние 29 лет власть была за республиканцами. Поэтому их цель сегодня – поднять республиканцам рейтинг, как бы отделить их от демократов, показав, что Байден плохой, не делает тех или иных актуальных для американцев вещей и так далее. Это как вражда между кланами. Как два картеля, которые могут создать что-то, сделать что-то такое, что им обоим будет в плюс, или же превратить ситуацию в войну. Это как у нас федералы и «штатские». Они имеют похожие миссии и должны как бы кооперировать, но реально недолюбливают друг друга.

Часто вопросы, требующие консолидации, превращаются в противостояние. И те, и те как бы хотят, чтобы американцам было лучше, но уже изначально друг друга ненавидят, и тогда сразу полная полярность возникает в подходах и действиях.

Я считаю, что если помощь Украине убрать из пакетного варианта, то такую помощь Киеву будет получить значительно сложнее. В связке с темой границы и Израилем такая помощь вполне реальна. Без пакета же акцент будет сделан все же на границу и Израиль.

Помимо границы с Мексикой есть еще вопросы, которые у нас актуализируются перед выборами. Они связаны в первую очередь с экономикой и налогами. Социальные вопросы – с абортами. Это старая тема, которая никогда не умирает, но сейчас нового ничего нет. Самый же больной и острый вопрос на сегодня – миграция.

Не могу сказать, что мексиканцы у нас только чем-то криминальным занимаются. Не могу говорить обо всех, но многие из Мексики, которых я знаю и вижу, в частности, у нас в Калифорнии – громадные молодцы. Они много работают, не так уж много среди них преступности, как об этом иногда говорят в СМИ. Это – семьи, которые трудятся очень усердно и на очень тяжелых производствах. Многие в США уже довольно долго живут и уже даже на испанском мало говорят. Даже если и случается какой-то криминал, то он больше «глупый» – кто-то напился, с кем-то подрался, кого-то оскорбил и так далее. Это – не спланированный криминал, а криминал из-за глупости и бедности.

У нас много чего делается странного. Кого-то из талантов мы выгоняем, кого-то из перспективных не ценим, а некоторые «друзья» десятки лет льют грязь на США, а потом сюда каким-то «чудом» попадают и очень быстро пользуются всеми соответствующими правами демократического мира…

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег, член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)

Как картина в США может повлиять на дальнейший ход событий?


5 ноября нынешнего года состоятся выборы президента США. Участвуют традиционно две основные партии: Демократическая и Республиканская. Как справедливо отмечают аналитики, выборы глав в демократических государствах – всегда непредсказуемость. Или почти-почти всегда.

У американцев давно существует запрос на новые лица в топ-политике. Это – факт, который подтверждают многие. Поэтому, ход кампании и, собственно, сам результат выборов в этот раз могут быть весьма неожиданными. Интрига, вероятнее всего, сохранится до лета точно, если не развеется, как дым, уже в самые ближайшие месяцы.

Как нынешняя картина в США может повлиять на дальнейший ход событий? А может случиться так, что Дональд Трамп получит реальный шанс стать президентом США. Допустим, что такое произошло. Тут будут свои и позитивы, и негативы.

Начнем с позитивов, которые, как ни странно, но есть.

Первый – с Трампом уже многие имеют опыт совместной работы. Он – довольно монолитичный и, в принципе, предсказуемый. Даже его непредсказуемость предсказуема. Его, думаю, довольно легко отгадать и понять, что он будет делать дальше, что скажет, когда скажет, кому и так далее.

Второй позитив – у Трампа и его приближенных уже есть опыт работы на посту президента США и в администрации Белого дома. Есть опыт у этих людей, как работать на подобных должностях и какие именно вопросы предстоит им решать.

Третий – позиции Трампа все равно где-то совпадают с республиканскими позициями в вопросах экономики. Можно что-то, безусловно, оспаривать, но Трамп – неплохой бизнесмен и все равно у него будут какие-то практичные подходы и решения от его инфраструктуры. В его команде будут консервативные люди, но, я думаю, в этот раз он будет брать к себе меньше разных проходимцев, если, допустим, его таки изберут.

О негативах.

Главные негативы в том, что у Трампа может быть очень закрытый подход к мировой политике.

Еще негатив в том, что он может начать мстить своим врагам, которые ему нанесли достаточно вреда. Он может начать отвечать им местью.

Негатив также в том, что Трамп – не дипломат, не профессиональный политик. У него очень много лимитаций.

Еще негатив – если Трампа изберут президентом США, то в стране будут забастовки, митинги и бунты. Определенное время подобные вещи точно будут происходить. Все потому, что к Трампу есть много необоснованной ненависти. Да, он часто раздражает, часто не очень достойно себя ведет, иногда в чем-то даже примитивно. Я не знаю, именно такое ли его поведение вызывает подобную ненависть, но в нашем обществе некоторые люди подобного просто не переваривают.

Правда, есть и граждане, которые не согласны с теми, кто Трампа воспринимает как какого-то юродивого. Они понимают, что если Трампа избирают, то он будет вынужден как-то кооперировать.

Я знаю, что в медиа Украины много писали о том, что свою кандидатуру недавно снял губернатор Флориды Рон ДеСантис. Почему он так сделал? Скажу как человек, который является гражданином США, лично знает ДеСантиса, а не размышляет о нашей стране откуда-то из-за тысячи миль. ДеСантис снялся потому, скорее всего, что не увидел шансов на победу. Он провел математику и понял, что нужно достойно уйти сейчас, не стыдиться этого и быть уже игроком в команде. Это – грамотный ход для человека, который не является ни политическим маньяком, ни нарциссом. ДеСантис не настолько самолюбив, чтобы идти до конца там, где дойти не получилось бы. Никто не понимает до конца, почему так произошло. Думаю, что тут и плохие консультанты, и плохая реклама, и просто, как говорят в народе, «не задалось».

Какая может быть потом позиция Трампа по отношению к россии?

Трамп способен вдруг сказать, что через неделю за 5 минут решит все проблемы с войной в Украине, что собрался увидеться с путиным и так далее. И он может поехать и увидеться с путиным. Тот его примет, все это будет на сотнях телекамер и Трамп потом заявит, что попробовал о чем-то договориться. И даже если он о чем-то и договорится, то это может сработать на позитив, а может и не сработать. Трамп может договориться о каком-то договоре для Украины. Да, возможно, это будет не какой-то гениальный договор, но он сможет потом сказать, что остановил геноцид украинцев и разрушение инфраструктуры, которая происходит в прекрасных и древних европейских городах Украины.

Трамп, как об этом писали СМИ не раз, может взять позицию, что пришло время минимально поддерживать Украину. Скажет, мол, у США хватает своих вопросов: нужно все делать для того, чтобы мексиканцы не перелазили через границу США, а не делать акцент на войны, которые не цепляют США напрямую. Но, я думаю, 100% он так не сделает с Израилем. С Израилем большие подвязок у него и через семью, и потому, что в США есть очень мощное израильское лобби. Поэтому, я думаю, что Израиль Трамп будет поддерживать очень существенно. Украину будет поддерживать тоже. Правда, очевидно, не настолько сильно. Он просто что-то может замедлить. Нет, он не бросит Украину потому, что у нас тоже есть лобби и военных, и многих, кто понимает важность ситуации в вашей части Европы. Конгресс и Сенат Трамп тоже же не сможет полностью контролировать, а там, в целом, проукраинские настроения довольно ощутимые.

Поэтому, от Трампа можно ожидать каких-то дерзких ходов. Он может поехать встретиться с путиным, с какими-то лидерами ХАМАСА, еще с кем-то. Да, это будет какой-то уличный ход, но все те, кто всегда возле президентов, все умело разработают, правильно запакуют, широко разгонят и скажут, мол, «это был ну просто-таки гениальный план».

Все понятно по этому претенденту на пост президента США, но у республиканцев просто нет другого реального кандидата. ДеСантис был бы точно лучше, но он отошел. Хейли тоже не пройдет, у нее шансов практически нет.

Я слышу много теорий сейчас, что Байден в последний момент может уйти и на его место зайдет не Мишель Обама или Гэвин Ньюсом, а кто-то другой, на которого поставят демократы и который точно сможет победить Трампа. Я, скажу прямо, в этом очень сильно сомневаюсь. Думаю, что все будет намного более предсказуемо.

Думаю, что все же победит Байден. Трамп тоже имеет шансы на победу, но на сегодня я могу дать 60% Байдену и 40% Трампу.

Такова картина на сегодня видится глазами американца. Как будут дальше разворачиваться события – посмотрим и потом уже проанализируем по факту.

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег, член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)

США сделали грамотную вещь - закрепили лоббизм законодательно


Верховная Рада взяла на основу проект закона «О добропорядочном лоббировании». Документ предусматривает внедрение в Украине института добропорядочного лоббирования, главной целью которого является обеспечение прозрачности и подотчетности лоббистской деятельности, а также предотвращение коррупции.

Как по мне, то само название такого закона звучит немного странно. Коль уж речь идет о легализации лоббистской деятельности в Украине, реестре лоббистов, прозрачности подобной деятельности, то термин «добропорядочный» в данном контексте – само собою разумеющаяся вещь. Иначе, а как в легальном ключе лоббизм может оставаться недобропорядочным? Впрочем, это лишь моя субъективная ремарка относительно названия данного проекта закона.

Касаемо самого лоббизма, как вида деятельности. Тут нужно понимать, что подобная активность всегда была, есть и всегда будет. Поэтому, делать вид, что ее либо нет, либо продолжать ее как-то запрещать, это то же самое, как начать запрещать и отрицать какие-то функции человеческого тела.

США в свое время сделали грамотную вещь, заявив, что наша страна не просто не запрещает лоббизм, а закрепляет его законодательно и выписывает детально все, как это должно работать. Магическое, скажем так, слово в этом всем деле – disclosure (раскрытие информации). Проще говоря – расскажи, что ты делаешь; не скрывай что-то, а открыто расскажи всем.

С одной стороны, есть тут и свои негативы. Потому, что когда ты рассказываешь о том, что ты делаешь, то это может сразу же подхватиться и прессой, и другими участниками рынка или политикума. Это как бы снижает силу и уменьшает эффект от действий. Если, к примеру, я открыто говорю, что буду убеждать какого-то сенатора или какой-то Комитет Палаты представителей в чем-то от имени какого-то человека или компании, то, возможно, убивается цель этой компании. Поэтому, в подобной деятельности все нужно делать очень и очень грамотно.

В США лоббирование не только регулируемо и разрешаемо, а считается позитивной частью борьбы в экономическом мире. Компании везде и всегда отстаивают свои права и интересы. Это понимается, это часто критикуется, но такая критика – уже своего рода клише лишь потому, что все и везде отстаивают свои позиции. И это – реалии, которые всеми принимаются. Даже если речь идет о самой благородной теме (мы не говорим о каких-то продавцах оружия или чего-то подобного) – филантропах, тех, которые занимаются музыкой, культурой, искусством, то и они стремятся отстаивать интересы своей индустрии или сферы. Они, собственно, так и делают. Они идут в Конгресс, который пишет законы, и говорят, допустим, что хотят, чтобы, например, певцы или музыканты платили меньше налогов, имели определенные права и так далее. Но, добиваются они этого только легально и только открыто.

Таким странам, как Украина, и очень многим развивающимся странам, в которых последние 30 лет система менялась, очень важно осознать, что если не признавать лоббизм и не считаться с ним, то он все равно будет. Он будет всегда в чем-то, будет осуждаем, но с этого никогда и никто правильно не заработает. То есть, законы, которые не признают лоббизм, не только его не признают, а сами же и проталкивают коррупцию. Все потому, что когда нет четкого пути, нет четких правил, то сразу же появляется «тень» и рождается коррупция.

Вот давайте, к примеру, возьмем тему абортов. Если запретить аборты, то это не значит, что их не будут делать. Только это будут делать не в солидных американских или европейских медицинских учреждениях, где есть современное оборудование и высокий уровень у медицинского персонала, а аборты тогда будут делаться где-то в Мексике в ужасных подвалах врачами, которые не имеют ни опыта, ни лицензии.

Поэтому, для того, чтобы что-то делать правильно, грамотно и прозрачно, это необходимо вывести на «белый» уровень. Поэтому, Украина с одной стороны правильно делает, что копирует уже пройденные пути Запада. Это не поклон Западу, это – поклон логике.

Естественно, Украина, внедряя такие правила и создав индустрию лоббизма, заставит очень многих думать по-другому. Те, кто сейчас в «сером» или нелегальном бизнесе, должны будут поменять свою оперативность. Они в итоге станут легитимными, будут платить больше налогов и больше отвечать за свои действия. Ведь подобные законы еще и создают ответственность для подобного рода специалистов – ты рискуешь полностью всем или не рискуешь ничем, работая прозрачно. Для Украины это очень правильное направление развития.

Не хочу раскрывать все тонкости приемов и правил – как именно влиять на власть, как убеждать правительство и парламентариев. Скажу только, что все должно базироваться исключительно на логике и аргументах, которые могут стать предметом публичных дебатов и дискуссий.

Лоббисты – это не люди с улицы. Это люди со связями, образованием, опытом, хваткой, репутацией и личной историей. Клиент всегда сможет проверить лоббиста. Лоббисты тоже должны аккуратно, но также проверять своих клиентов (чтобы потом у клиента вдруг не возникла такая проблема, которая бросит тень на лоббиста, а он всего лишь выполнял поставленную ему задачу). Много чего в этой деятельности происходит на доверии, как это, возможно, и ни странно прозвучит.

Какой именно будет окончательная редакция соответствующего закона о лоббизме в Украине и как это заработает на практике? Сейчас однозначно сказать не возьмусь. Но мне, как человеку, который более чем детально знает глубину данного вида деятельности, будет очень интересно проанализировать результаты.

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)

Проблемы в США нужно решать сразу, не затягивая!


Из-за продолжающейся войны довольно много украинцев едут за границу. Едут туда либо жить, либо в поездки. В США приезжает достаточно людей из Украины. У каждого по ходу случаются те или иные проблемы: кто-то просрочил визу, у кого-то возникла проблема в сфере трудоустройства, кому-то штрафы выписываются за те или иные нарушения и тому подобное.

Я заметил, что менталитет людей вашей части Европы таков, что когда возникает какая-то мелкая (на ваш взгляд) проблемка, то ее вроде как можно проигнорировать, а уже потом (если уж будет время и интерес) как-то попытаться ее решить. Возможно попытаться. Если кто-то уезжает из тех же США и не планирует пока туда возвращаться, то возникшая проблема игнорируется и забывается почти стопроцентно.

К сожалению, у нас это так не работает. Я объясню почему.

У США очень длинная и очень жесткая рука. Эта рука глубоко ввязана в нашу бюрократию. Как это часто происходит, человек может долго бороться с бюрократией, но так и не сможет ее пробить.

Наша система построена на четкой фиксации каких-либо сбоев или проблем. Любая даже маленькая ошибка забивается в наши системы, в любом месте она видна на компьютере, а вот удалить ее из систем страшно тяжело. Люди у нас часто попадают в различные проблемные ситуации из-за этого. К примеру, у кого-то внешность отдаленно похожа на человека, который совершил нарушение, или же его имя и фамилия созвучны с нарушителем каких-то правил – у такого человека точно будут проблемы. Они могут возникнуть в аэропортах, различных учреждениях, банках, фондах, даже в магазинах при покупке товаров. И человек просто не знает что ему делать. Куда бы он не обращался за услугой, наш алгоритм его отбрасывает. И выйти в итоге на кого-то, кто выслушает, поймет и что-то сделает, чтобы помочь – невозможно. Невозможно потому, что в США все построено именно на алгоритмах и системах, которые очень быстро выдают решения. Обыкновенный человек, который не имеет много времени и много денег, попадает, я бы так сказал, в настоящую мясорубку системы.

Поэтому, мой совет иностранцам, которые приезжают в США: нужно понимать, что у нас ужасно непрощающая система. Мы не прощаем больше, чем кто-либо. У нас имеет место такая пуританская культура, что всю жизнь будешь платить и отвечать за ошибки. Это у нас очень распространено. Отсюда и много криминальных дел. Неправильно заполнил какую-то форму – срок. И даже если человек отсидит свои 2 – 3 года за какую-то ошибку, будет уже абсолютно не опасен для общества, то все равно он не расплатится. Он всю свою жизнь будет жить как какой-то окаянный.

США отличаются в этом плане от постсоветских стран, где, например, человек может отсидеть в тюрьме, в итоге выяснится, что его подставили, и общество этот факт осознает и примет для себя. Общество в первую очередь будет не уважать правительство, которое невинного человека упрятало за решетку. У нас же наоборот. У нас на правительство молятся, поэтому, если кто-то имел какой-то сбой, то и через десятки лет (даже если арест был за какую-то мелочь) человек будет расплачиваться. Он всю жизнь будет страдать.

Поэтому, украинцы, которые приезжают в США, должны знать о нашей системе, что у нас любая даже мелкая ошибка зафиксируется везде, сохранится во всех компьютерных системах на десятилетия и отделаться от этого будет невозможно.

Почему в Украине проблемы у людей не редкость? Почему у вас происходят даже более резонансные вещи, как, к примеру, злоупотребления ресурсами для военных или покупки во время войны отдельными персонажами из МО отелей за границей?

Есть примеры того (и тут не только об Украине идет речь), что когда скандалы реально большие и очень громкие, то их можно быстрее заморозить, чем мелкие проблемы. Звучит парадоксально и странно, но так часто бывает. Все потому, что при большом масштабе проблемы часто легче договорится. Можно что-то кому-то «продать», кого-то можно «сдать» и так далее. Цена вопроса иная, поэтому и решается он часто намного быстрее. Еще потому, что в той же Украине (как и в других постсоветских странах) культура коррупции не считается постыдной. Так в США это видится. Такое впечатление, что ваши люди не знают, а как можно иначе действовать чтобы без коррупции. Поэтому они и не продумывают свои поступки, не понимают того, что что-то может выглядеть аморально. Они сначала делают все лишь себе в плюс, а потом уже пытаются, как у вас говорят, «пропетлять». Мол, «немножко же украл; иначе же нигде не происходит; а как еще возможно жить»?

Это я о крупных проблемах. Когда же человек сделал что-то мелкое, то он прочно попадает в нашу бюрократическую машину, из которой не вылезешь. И потом человек всю жизнь живет как какой-то полу-гражданин, полу-резидент. Для того чтобы выбраться, человек должен сделать громадную донацию на миллионы долларов, должен заплатить десятки или сотни миллионов, чтобы его простил президент или губернатор. Это уже как некая игра выглядит.

Тот же Эллиотт Бройди. Он два раза попадался, заплатил сумасшедшие деньги за то, чтобы его простил Трамп (хотя Трамп его лично не знал, разве что имя возможно где-то слышал). Но Трамп таки простил Бройди потому, что был явный договорняк. Все покупается. Бройди тогда отдал все, что у него было, чтобы не попасть в тюрьму. Очень грязный человек. Он попался на публичной коррупции два (!) раза – первый раз попался и через 8 лет попался на том же самом. Признался он и в третий раз, но тогда был свидетелем против своих же соратников. И что? И ничего. Бройди не попал в тюрьму. Ему простили. А если взять какого-то маленького человека, который имеет свой мелкий бизнес или работает водителем грузовика и пару лет назад приехал из той же Украины. Если он не туда положит мусор или что-то не то сделает просто по ошибке, то у него возникнут проблемы, которые он просто не сможет решить. Все будет зафиксировано везде и на очень долго. Он не сможет нанять юриста для решения вопроса. Юрист у нас – 25 тысяч долларов, только чтобы начать защищать. И гарантий нет ни на что – можно потратить 50 тысяч долларов на юриста, а в итоге все равно суд скажет, что нужно заплатить 500 тысяч штрафа или больше...

Вот поэтому, когда у иностранцев происходят какие-то сбои или ошибки, особенно в США, то нужно сразу их решать, не хитрить и не отмахиваться.

Если кто-то думает, что больше никогда не вернется в США и его проблема забудется, то он ошибается – шлейф американской проблемы будет жить и тянутся за ним в любой цивилизованной стране мира. И если через 10 – 15 лет, давно позабыв о своей проблеме, такой человек все же решит приехать еще раз в США, то его могут арестовать в каком-то аэропорту Северной Каролины лишь потому, что он когда-то не заплатил штраф за неправильную парковку в Орегоне.

Подобные вещи у нас никуда и никогда не испаряются. Любые проблемы в США желательно решать сразу.

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)

Ощущение, что россия уже полностью отдалась этой войне

 

Ранее многие в США считали, что в 2024 году весь этот ужас закончится. Сейчас таких людей становится меньше. Складывается впечатление, что масштабные атаки со стороны рф еще будут продолжаться.

Это и мое мнение, и точки зрения людей, которые считаются у нас военными специалистами. 

Ощущение, что россия уже полностью отдалась этой войне. Власти рф будут продолжать добиваться каких-то своих целей, какой-то своей «логики».

США, в целом, должны избрать однозначную позицию по отношению к Украине. Моральная поддержка – это, конечно же, очень хорошо: советы, консультации, дискуссии и так далее. Но, тут должны быть какие-то более жесткие позиции и меры.

В США уже немало кто смирился с тем, что победа, когда Украина быстро и полностью выгонит русских со своей территории и вернет все оккупированные земли, выглядит не особо реалистичной. У нас уже стали больше говорить и о коррупции в Украине, и о некоторых просчетах в тактике и стратегии. Много откровенно мутных позиций у нас существует. Единственная позиция, которая не мутная, это – моральная. Но, моральная поддержка издалека – этого не достаточно. Она лучше, чем ничего, но не намного лучше.

Я хорошо знаю и понимаю геополитику. Многие же в США так глубоко не заглядывают. Они либо смотрят на ситуацию, я сказал бы, романтично, мол, «мы поддерживаем добро в мире, мы воюем со злом» и так далее, либо же смотрят чисто прагматично, мол, «это все далеко от нас, зачем вообще нам все это нужно». То есть, у нас существуют или романтики, или имеет место чисто трамповский протекционизм, мол, «хватает своих проблем; перелезают через границу мексиканцы, которых нужно как-то наказывать, а тут какие-то непонятные вещи происходят в далекой стране; сколько это еще будет продолжаться – никто не знает; зачем мы там нужны вообще» и так далее.

Украина, к большому сожалению, стала «футболом» между США и россией. Но, россия, я слышу подобные мнения, как бы более предана этому всему. США и Европа, как все видели, в какой-то момент способны менять позиции, кому-то может что-то надоесть, кто-то может «приустать», кого-то переизберут, кого-то не изберут… В США много зависит от внутренней ситуации. В россии же в этом плане все более стабильно – есть четкая диктатура кремля и от его позиции никто не собирается отходить. Там у них свой «патриотизм», когда русские уже морально обосновались в новых реалиях.

Я уверен, что нужно усиливать общественное давление на россию через построение какой-то новой коалиции. Или же нужно поднять динамику санкций значительно выше. Потому, что россия уже привыкла к нынешним санкциям. Уже те, кто хотел уехать – уехали, кто хотел там остаться – остались. Для последних все уже выглядит как «новое нормальное». Если не поменяется что-то в подходах, то эта война будет продолжаться и продолжаться, даже если США будут и дальше помогать Украине.

Педантичность цивилизованного мира его же сильно и тормозит. Ведь чтобы ориентироваться на какие-то крайне жесткие ходы, нужно сначала самим их, скажу так, адаптировать и принять для себя. Отсюда и эта определенная слабость Европы, что там очень педантичны и не готовы на крайне жесткие меры. Да, Европа может раскритиковать, выразить озабоченность, выказать тревогу и так далее, но дальше этого идет не всегда и не у всех стран.

Есть санкции, да. Но, санкции – это как бы «мы что-то будет делать сами, без россии». Это тоже часть позиции, что европейские страны не будут участвовать с рф в каких-то трансакциях, каких-то сделках, коммерциях, рынках и тому подобном. Но, этого не достаточно. Я думаю, что есть санкции, которые намного более агрессивны. Это тоже можно назвать «санкционным режимом», но таким, где ты активно кого-то сбиваешь вместо того, чтобы просто пассивно его исключать из процесса.

Вот, например, я – член одного из частных клубов. Там люди собираются, делятся взглядами на политику, геополитику, экономику. Если у кого-то серьезные проблемы возникли, кто-то закон нарушил и так далее, он исключается из этого клуба. Но, это не значит, что он исключается из общественной жизни округа или штата. Иногда должны быть очень жесткие меры, к которым ни психологически, ни экономически просто не будут готовы русские налогоплательщики. Такие меры должны быть, чтобы русским было просто невозможно с ними смириться и жить.

Наверное, только так можно реально повлиять на ситуацию. Иначе это затянется надолго. Урон будет не только для политики и экономики Украины, а, что еще страшнее, произойдет уничтожение, я бы так выразился, семейного юнита украинского общества. Это не просто о том, что много людей будут уезжать жить в другие страны. Это о том, что те, которые останутся, уже будут не теми и семьи будут не теми. Будут семьи, где много моральных травм, горя, сбоев и проблем. Вот что трагично.

Деньги Украине, думаю, США дадут. Оружие тоже, я не сомневаюсь. Но, вопрос тут в том, достаточно ли этого будет и что именно это поменяет.

Да, естественно, будет больше проблем на территории россии, туда будут переходить какие-то атаки. Но, к сожалению, когда нет реальных последствий для агрессора, то любые «озабоченности» идут в никуда. Если бы, к примеру, когда было первое скопление на границе, когда первая агрессия произошла в 2014 году, последствия для россии были бы в 10, 20 или 30 раз сильнее, чем они были, то, очевидно, русские побоялись бы идти на полномасштабное вторжение в Украину. Все потому, что кроме силы, как я вижу, русские ни на что просто не способны реагировать.

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США) 

Как я вижу 2024 год и на что надеюсь?


Хотел бы поделиться своим взглядом на некоторые особенности политического 2023 года в США и его отпечатке на год 2024.

В США очень часто фокус делается на политику и вопросы, связанные с обществом и его отношением к политике. Скажу, что в 2023 году довольно много было негатива, который мы все видели и ощущали. Логично, что в определенной степени этот негатив перепрыгнет и в 2024 год.

В первую очередь речь идет о вторжении ХАМАС в приграничные с сектором Газа города Израиля и о войне в вашей части Европы – вторжении россии в Украину.

Думаю, что 2023 год характеризует такое английское слово, как «destruction» (разрушение, уничтожение). Это тогда, когда имеются в виду какие-то предсказуемые шаги, но что-то резко меняется, разбивается, разрушается. Когда что-то идет плавно и прогнозируемо, а потом вдруг начинаются существенные сбои. Потому, думаю, что именно термином «destruction» вполне можно характеризовать политическую часть жизни планеты в уходящем 2023 году.

Имело место некое как спланированное, так и не планируемое нарушение балансов, правил, системности и психологического покоя (либо иллюзии такого покоя и иллюзии стабильности). К сожалению, но именно такова моя характеристика 2023 года.

Много позитива в политике я не вижу.

Если говорить о политике в моей стране, то что я вижу? В январе 2023 года Конгресс США избрал хорошего спикера Кевина Маккарти (я его лично очень хорошо знаю, поэтому стараюсь быть если и не особо объективным, то точно рациональным), а потом меньше чем через год Республиканская партия сама же и съела своего же человека, который, кстати, сделал для нее немало позитивного.

Я вижу, что в моей стране, которая, пожалуй, является самой влиятельной на сегодня в мире, основные политические фигуры, желающие стать следующим президентом – это люди, которые не соответствуют уровню statesman. Основные претенденты на сегодня – это точно не такие, как был в свое время в Британии Уинстон Черчилль, это даже не наши Рональд Рейган или Джон Кеннеди.

У нас все не радужно. Первый – довольно среднего уровня, продвинулся только благодаря тому, что появлялся в нужный момент и координировал. Второй – довольно примитивный, не имеющий глубокого политического опыта. И что мы имеем в результате? Один не имеет политического опыта, а имеет опыт лишь семейного бизнеса и бирж, а другой – хороший аппаратчик системы, но не имеющий своего глубоко видения и не харизматичен.

Подобная картина только разочаровывает.

Поэтому, в США политика стала во многих местах маргинальной. У нас мало среднего, но достаточно экстрима. Республиканская партия раздроблена. Демократическая партия уже больше двигается не как партия, а как система с некими «серыми кардиналами», которые ее ведут, выставляя на арену не лидеров, а подчиненных. Это очень плохо. Это уже даже в чем-то становится похожим на вещи, которые мы видим в том же Китае (по какой-то похожей аналогии у нас все так же развивается), когда все должны быть, так сказать, покорными подчиненными и тому подобное.

Как я вижу 2024 год и на что надеюсь? Думаю, наступит какой-то «холодный» или «тихий» период конфликтов, которые мы видели в уходящем году. Думаю, что это, скорее всего, так и произойдет. Надеюсь, что все равно можно будет хотя бы не полную, а частичную, но одержать мировоззренческую победу со стороны World Order Запада (несмотря на мою частую критику этого порядка) над той «политикой», которую проводит сегодня российская федерация, Иран и другие страны, близкие россии. Такова моя политическая надежда на 2024 год. И еще я надеюсь, что США все же перешагнут через какие-то мелкие ссоры, дрязги, какие-то короткие личные амбиции отдельных фигур, а начнут смотреть на вещи внимательнее и видеть что-то более глубокое.

Мои самые большие опасение, что эти два конфликта, связанные с Израилем и Украиной, не успокоятся в 2024 году, а будут только расширяться. Это, думаю, вызывает самое большое волнение у многих вменяемых политических и общественных деятелей. Ведь подобные конфликты и войны за собою тянут очень много последствий, приводя всю Европу в состояние некоего «военного мира». А еще это провоцирует подъем различных радикальных и экстремистских движений, которые смотрят на этническую часть вопроса, а не на суть и позиции людей, именно как людей – граждан своих суверенных стран.  

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США) 

У Ньюсома, как предполагают, выше шанс выиграть у Трампа


Текущую неделю нахожусь в Мексике. Во время этой деловой поездки имел возможность общаться с рядом ведущих политических аналитиков и политиков из разных стран. Вопрос, который интересует всех (и будет интересовать только больше и больше): что будет означать для мира (и как для world, и как для peace) победа на президентских выборах в США того или иного кандидата от демократов либо республиканцев?

У меня много внутренней информации. Идут дискуссии, что и как будет с нашими выборами. Понятно, что от демократов идет Байден, а у республиканцев есть Трамп. Губернатор Флориды, республиканец Рон Десантис полностью выпадает. К моему глубокому сожалению. Да, он умный, известный, значимый. Просто у него не хватило харизмы на массовой сцене. Он даже не делал каких-то громадных ошибок, у него просто не получилось.

В США считают, что демократы выиграют. Но, есть интересное мнение, что в последний момент каким-то пока непонятным путем (на этот счет есть разные теории) в этот конкурс войдет Гэвин Ньюсом, демократ и нынешний губернатор Калифорнии. Я его лично знаю, у нас были контакты. Давно, правда, с ним не общался.

Гэвин очень харизматичен. И он полностью, как это сказать, «в системе» – родственник Нэнси Пелоси, они все там близко связаны, тесно вместе работают. Единственный его большой недостаток в том, что Калифорния имеет немалые проблемы с безопасностью граждан и так далее. Гэвина часто сравнивают с Клинтоном. Думаю, что он, конечно же, другой, но он – логичен и будет делать те вещи, которые созвучны с его видением и тем, что будут ждать от него избиратели.

Поэтому, может так случиться, что именно Ньюсом станет в итоге кандидатом в президенты США от Демократический партии.

У республиканцев практически нет других вариантов кроме Трампа. Есть там очень много талантливых людей, которые потом будут давать интервью, писать о кампании книги, зарабатывать на этом миллионы. И были бы они, наверное, намного лучшими президентами США, чем Байден и Трамп вместе взятые. Но, у них реальных шансов – почти ноль.

Что будет, если Трампа привлекут к ответственности? Я думаю, что все это не будет длиться слишком долго. Если Трампа изберут, то эта тема сразу начнет уходить с первых полос. Сейчас республиканцы в свою очередь настаивают на импичменте Байдена. Но, думаю, это тоже ни к чему не приведет. Такие темы нас уже не шокируют. Да, это скандально, но часто это просто основания для статей или дискуссий.

У нас уже не так давно пытались отозвать Гэвина Ньюсома. Это сработало с Грейем Дэвисом в 2003 году. Вот его как звали «Грей» (серый), так вот он и был серым… Там ничего не было за ним такого уж плохого, но, тем не менее, с ним это произошло. Гэвина Ньюсома попытались тоже отозвать, но не получилось. И об этом уже забыли, как будто бы ничего подобного и не было никогда. Эта ситуация даже не стала частью его биографии. Она ушла в никуда, даже так все обернулось, что только сделало Ньюсома политически сильнее.

Говорят у нас о том, что демократы могут ввести в гонку Ньюсома потому, что у него еще выше шанс выиграть у Трампа. Да, у Трампа тоже есть шанс. Но, он очень маленький. Раньше я думал, что шанс Трампа – ноль. Сейчас я считаю, что шанс есть, но не такой уж и большой. Хотя популярность у демократов в США и не сверхвысокая, все равно много республиканцев будет голосовать за кандидата-демократа. Почему? Им все равно кого избрать, лишь бы это не был Трамп. Трамп – очень конфликтный и на него уже сейчас смотрят не так, как это было в первый раз. Первый раз избиратели хотели дать ему шанс, сейчас же он всем поднадоел.

Что все это значит для Украины? Тут скажу следующее. И та, и другая сторона начнут как-то медлить с участием и давить, чтобы побыстрее закрыть конфликт. Они уже психологически не готовы на «долгую» – надеялись на какие-то большие и быстрые перемены, но, уже видят, что россия не отступает и быстрой победы над ней не будет. Уже азарт уходит, возникают разные вопросы. О целесообразности продолжения этого всего, в частности.

Я думаю, кого бы ни избрали (будет это Байден, Трамп или Ньюсом вместо Байдена), помощь Украине, конечно же, будет. Но, мне кажется, что уже не будет того упорства, которое было вначале. Это лично мне давали понять и Ричард Гренелл, и Кевин Маккарти, и отдельные политики со стороны демократов. Подобные беседы действительно ведутся в нашем политическим мире. Я тут глубоко в теме. У меня множество живых бесед с людьми, которые у руля.

Думаю, что к концу 2024 года война в вашей части Европы перейдет в холодный период. Это то, что у нас ожидают. Будет давление Запада, скажется усталость от этой войны на обеих сторонах (несмотря на беспредельность русской власти и как бы они там не хорохорились, мол, «мы добьемся своей цели и мы сами решим, когда мы ее добьемся»).

Все равно наступит холодный период войны. Возможно, не будет полного договора с россией, но, я думаю, что Украина сможет всегда и везде потом сказать, что она устояла. Россия же будет изгоем, санкции будут на все и это останется на очень долгий срок.

Наверное, россия сможет сказать своим гражданам, что, мол, «добилась своей цели» тогда, когда там поменяется руководство. Но, такого может еще долго не произойти. Путина же может заменить человек, который возьмет те же самые или очень похожие позиции. Но россия в любом случае превратиться в закрытую страну, не выездную и игнорируемую всем цивилизованным миром. Разве что только ОАЭ могут остаться для россии «отдушиной». Разве что Эмираты. И то – надолго ли?

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)

Что США хотят услышать от Украины?


The New York Times отмечает, что за последние два года США предоставили Украине колоссальную военную и экономическую помощь. Речь идет о более чем 111 миллиардах долларов.

В то же время существенное количество республиканцев в Палате представителей заявляют, что против дальнейших расходов. Часть из наиболее консервативных представителей GOP требуют предоставить новую стратегию прежде, чем они соберутся голосовать за любые дополнительные ресурсы для Украины из американского бюджета.

Из того, что я сегодня слышу от разных политиков в США, читаю в наших СМИ и анализирую, власть Украины должна прояснить две ключевые темы. Именно четкие ответы на эти два вопроса очень хотят услышать как основные американские политики, так и активные рядовые американцы.

Первая тема: Украина должна объяснить нашим политикам (и очень убедительно объяснить), каким именно путем она будет добиваться четких успехов в войне с россией.

То есть, уже сказать, мол, «мы победим», «у нас крепнет оборона», «наступление когда-то точно будет», «мы освободим когда-то наши территории» и так далее – это уже в США сейчас меньше работает. Иными словами, власть должна сказать четко, что Украине нужно такое-то четкое (!) количество ресурсов и тогда, за определенный конкретный период времени, будут сделаны такие-то и такие-то вещи, результат будет такой-то и такой-то, добиться удастся того-то и того-то. Все должно быть четко и конкретно. Намного важнее сейчас на нынешнем этапе вот такие тонкости и четкости, нежели общие фразы, как это было раньше. Я объясню, почему сейчас это именно так.

Чем просто продолжать говорить американцам, мол, «мы воюем за свободу, против зла, мы пострадавшие, с США мы защищаем свободный мир» – да, это все правильно и всем понятно, но сейчас уже это менее эффективно. Все потому, что пошло некое разочарование и у республиканцев, и у демократов. Чужая война любым странам надоедает. Рано или поздно наступает своего рода усталость. И даже, несмотря на то, что говорил Блинкен, что это все так же развивает экономику США, наш военно-промышленный комплекс и так далее, от войн страны устают. Понятно, что любая война будет стимулировать какие-то экономические факторы в странах-союзницах, но, как я не раз уже говорил, война в Украине – это мировоззренческий конфликт между старым закрытым миром диктатуры и хоть довольно и проблемным, но прогрессивным миром демократии и свободы. Несмотря на это, в США сегодня политики хотят услышать намного больше конкретики от Украины, точно понимать конкретный план дальнейших действий официального Киева. И даже хотят услышать конкретные объяснения того, почему какие-то вещи у Украины не получились или не получаются.

Вторая тема. Это то, что назревает уже не первый месяц. Подобные вопросы от американцев подогреваются различными событиями уже в самой Украине. США хотят понимать опять же конкретно о том, почему власти Украины так часто обвиняются в коррупции? Тут много есть вопросов, например, почему существуют (как минимум, об этом очень часто у нас говорят) какие-то непонятные связи с россией у отдельных людей в администрации? Почему часто звучат подобные обвинения и имеют ли они под собою реальные основания? То есть, каким-то путем властям Украины в этом вопросе нужно clear the air (разрядить обстановку). Нужно будет проговорить для США те вещи, которые давят. Ведь подобные вопросы же зависли в воздухе. Это все нужно четко проартикулировать.

Подобные моменты очень для нас важны. Потому, что усилилось давление со стороны республиканцев. Оно началось уже не только от «трампистов», а уже и у демократов появляются настроения и вопросы, мол, «куда мы идем в ситуации с войной в Украине?». Демократы тоже начали уже немного уставать. Это, наверное, нам характерно – после какого-то времени понемногу уставать. Я думаю, что сегодня такая усталость у США появляется потому, что мы не видим тех результатов, которые хотели бы видеть.

Мы видим, что россия не приходит и не говорит, мол, «давайте договариваться». Контрнаступление смотрелось плоским. Люди продолжают умирать, постоянные обстрелы, разрушения и жертвы. И ко всему этому больше и больше в США продолжаются разговоры о коррупции в Украине...

Вот почему эти две темы должны быть выведены Украиной на поверхность. Для того, чтобы иметь сильный эффект, они должны быть выведены на конкретику, где все будет убедительным, четким и правдивым.

То, как президент Зеленский раньше говорил в США, мол, «дайте нам ресурсы, мы воюем за всех, мы поддерживаем мир, защищаем свободу против зла и несправедливости» – это все уже не такое эффектное, как раньше нами воспринималось. Раннее этого было вполне достаточно. Сейчас, думаю, этого достаточно для того, чтобы перед Украиной не закрылась дверь. Но, уже точно не достаточно для возобновления должной энергии для дальнейшего сотрудничества в этих вопросах между США и Украиной.

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)

«Безумие» или реалии? Что говорят в США о помощи Украине

Джо Байден назвал «абсолютной ошибкой» и «безумием» перспективу возможного отказа США от продолжения помощи Украине. Он подчеркнул, что потенциальная остановка противоречит американским интересам и пообещал, что его администрация добьется выделения средств. А Министр финансов США Джанет Йеллен недавно заявила, что Штаты будут ответственны за поражение Украины, если Конгресс не одобрит новую помощь.

Еще в сентябре 2023 года Белый дом обратился к конгрессменам с просьбой одобрить пакет дополнительного финансирования в сумме 106 миллиардов долларов. Более 61 миллиарда из него планировалось для Украины, а также речь шла о помощи Израилю, Тайваню и защите южной границы США. Именно вопрос защиты границы с Мексикой стал ключевым источником разногласий между демократами и республиканцами в Конгрессе и таким, что затормозило одобрение Палатой представителей финансового запроса Белого дома.

В США сейчас конкретно очертилось два лагеря влияния на вопрос.

Один лагерь утверждает, что нужно договариваться с россией. Называет две причины. Первая: администрация Украины – коррумпирована, но даже если бы она была менее коррумпированной, то рф все равно не отойдет и геноцид украинцев продолжится, поэтому, мол, нужно что-то придумывать и как-то выходить из ситуации путем договоренностей. Вторая: ВСУ уже показали себя миру с лучшей стороны, дали мощный отпор россии. Ведь армия рф хотела взять Киев за 3 дня, зайти в Украину и все захватить моментально, потом пойти на Европу, оккупировать страны Балтии и так далее. Этого не произошло. ВСУ дали отпор. Но, мол, сейчас уже нужно договариваться, поскольку продолжение войны может повлечь полное уничтожение украинской нации.

Другие говорят, что все равно нужно продолжать воевать. Но, к таким уже все больше и больше оппозиции. Больше наших политических институтов начинают критиковать власть Украины, критиковать украинского президента (аккуратно, но начинают). Уже больше говорят о большой коррупции в Украине, больше пошло юмора в наших СМИ, связанного с тем, как украинская власть себя ведет, как выглядит, что заявляют отдельные депутаты украинского парламента и так далее.

Сразу хочу сделать важный акцент для разных скептиков-критиков: мне абсолютно все равно, какие «нарративы» и для кого выходят из Кремля. Я говорю лишь то, что слышу в США, живя здесь и будучи гражданином США. Поэтому, сразу акцентирую: если что-то из моих слов как-то возможно будет созвучно с тем, что говорит русским их кремлевская пропаганда, то это лишь некое совпадение и однозначно не более того.

Конечно же, США будут и дальше Украине помогать. Могут помогать, но будут ставить больше условий, к примеру, что стоит как-то о чем-то таки договориться с россией, а уже потом по ходу решать накопившиеся проблемы. Понятно, что будут давить, чтобы как-то договориться. Хотя, вероятно, договариваться в итоге будет не Украина.

Сейчас у нас очень сильно винят Великобританию. Да, есть и такие настроения в США. Говорят, мол, именно официальный Лондон настоял еще в начале, чтобы с рф не было никаких переговоров. И такие есть мнения.

На днях у меня был важный ужин в очень узком кругу. Человек 10 там было, не больше. Я там общался с очень влиятельными людьми – и нынешними политиками, и бывшими чиновниками, которые, тем не менее, пользуются в США огромным авторитетом. Разговаривал детально о ситуации с бывшим Послом США в Германии и экс-директором Национальной разведки США Ричардом Гренеллом. 


Он – очень протрамповский и считает, что нужно найти какой-то вариант договора потому, что россия сама не отступит. Ибо для ее властей это будет полным крахом во всем. Таким было его мнение. Он сейчас не в активной политике США, в приватном секторе работает, но прозвучало мнение (ощущение) очень опытного и осведомленного человека, который имел доступ к большому количеству разного рода информации.

Касаемо привязки вопроса Украины к теме безопасности южной границы США. Я думаю, что они связаны по причине точки зрения, что, мол, Америка не должна ставить в приоритет иностранцев. Мексиканцы, которые переходят к нам, потом пользуются нашей системой, пользуются всеми нашими благами, а часто потом еще и совершают преступления. Тут аналогия следующая: мы как бы инвестируем в чужие нам народы, хотя у себя, в США, имеем свои вопросы или проблемы, которые нужно решать нам в интересах США. Это – американский протекционизм, что мы больше должны заботиться о себе, а не ставить выше нашу внешнюю политику и международные отношения.

С Израилем привязку к теме нашей южной границы не делали. Все потому, что с Израилем у США обоснованные и системные отношения. Помощь Израилю от США идет постоянно, с Украиной же у Америки отношения напоминают всплески. Немного другая динамика.

Когда-то в одном из интервью я говорил, что в США очень мощное израильское лобби. На днях меня спросили: а какое лобби в США у Украины, оно там вообще есть? Отвечу прямо: его нет! Украинского лобби в США нет вообще. Есть какие-то общины, организации в том же Сакраменто или рядом с Вашингтоном DC, какие-то религиозные структуры и так далее. Но, если в той же Канаде украинское лобби сильное, то в США его просто нет. И это невзирая на то, сколько украинцев находится или же постоянно проживает в США.

Эмигранты из Украины как бы отделились от Украины. Кто-то ее критикует и обвиняет власть, кто-то просто сочувствует украинцам издалека, а кто-то сидит в своих удобных диванах в личных домашних кинотеатрах и абсолютно не поддерживает Украину. Разные есть люди. Конечно же, когда они слышат о тех зверствах, которые чинит рф в Украине, то они говорят, мол, «очень жалко людей» и тому подобное. Но, я даже смотрю по своим знакомым – выходцам из Украины и, в частности, из Киева, что они как-то довольно холодно относятся ко всей этой теме. Это очень странно. А вот израильское лобби в США – сильнейшее. Я думаю, что мощнее AIPAC просто тут нет организации. Разве что только NRA может с ней конкурировать по влиятельности, да и только потому, что приверженцев легализации оружия в США просто громадное количество.

Поэтому, лобби Израиля и Украины – разные весовые категории в США. Это, например, как тяжеловес и вообще 0, как чугунная гиря и перья от какой-то птицы…

Думаю, что эта война будет еще долго продолжаться. Просто будет какой-то холодный ее период, будет что-то останавливаться на какое-то время, а потом опять гореть. Даже если («когда» или «если») стороны договорятся о чем-то, то, думаю, война будет все равно кипеть. Россия зарывается в Украину, мы это видим. А Украина сдаваться не собирается, мы это тоже чувствуем и знаем.

Когда Конгресс рассматривает какие-либо вопросы, то политические деятели берут чисто партийную позицию. Если администрация – демократы, то их игнорируют и против них идут республиканцы. И наоборот. В США все очень партийно и мало кто идет против позиции партии.

Сегодня непонятно кто у республиканцев ориентир. Боюсь, чтобы ориентиром не стали вот эти ультраконсерваторы, эти «сектанты». Надеюсь, такого не случится. Тяжело определить сегодня реального лидера GOP. Партия разбита на куски. Есть консерваторы, есть трамписты, есть неоконы. Республиканская партия сегодня в кризисе, у нее нет правильного направления, она стала немного заложницей Трампа. Думаю, он будет баллотироваться и, по идее, может выиграть на выборах. Хотя, считаю, что шанс у него не высокий.

Есть мнение, что республиканцы все равно будут лучше, чем демократы. Хотя, для Украины до конца непонятно, будет ли Трамп хорошим вариантом. Скорее всего, что не будет. Тяжело сейчас сказать.

Может, будут какие-то жесткие ходы, которые Байден не сделает. И возможная внезапность в решениях любого президента-республиканца или непредсказуемость его новой администрации приведет к более позитивным результатам в войне с россией. Возможно, они будут на одной волне и подумают, что друг друга как-то в итоге поняли.

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)

Лоббисты в Украине будут вынуждены работать по закону


Еврокомиссия рекомендовала ЕС начать переговоры о вступлении Украины. Официальный Брюссель подчеркивает, что Киев уже запустил 90% реформ, которых от него требовал Евросоюз. Нужно внедрить в жизнь еще несколько. Один из интересных пунктов – разработать и реализовать закон о лоббизме.

Известно, что до 20 марта следующего года украинское правительство должно внести в парламент законопроект о лоббистской деятельности в Украине. А в самой Раде уже формируют рабочую группу, которая наработает соответствующий вариант с целью, в частности, разграничить понятия «адвокация» и «лоббирование».

Не секрет, что развитые демократического плана страны пытаются вывести в правовую плоскость и прозрачность вещи, которые в коррумпированных государствах (либо тех, что еще в процессе развития демократических правил) держатся в основном на криминале. Как пример – тот же каннабис или, допустим, проституция. Это далеко от правильного, но такие вещи в определенных странах начали выводить на поверхность. Есть явления, которые невозможно истребить. Поэтому, самый лучший способ – их регулировать.

Влияние на правительства будет всегда и везде. В США, например, довольно проблемные законы. Но, у нас есть законодательная логика, которая говорит, что если кто-то желает влиять на кого-то (это может быть от имени компаний, организаций, иностранных бизнесов или целых стран), влиять на американских политиков, в частности, то нужно об этом рассказывать и работать по четким правилам.

Иметь правила – это не значит, что все и везде так будут делать или же всегда уже делают. Но, плоскость восприятия вопроса сразу меняется. Уже те, кто станет полностью игнорировать подобные законы, будут восприниматься в обществе вредителями. Те, кто как-то будет пытаться обойти эти законы, все равно дадут о себе знать рано или поздно и общество выдаст им должную оценку.

Приведу пример. Есть, например, какой-то крупный украинский банк (тот же «Приватбанк», каким он был когда-то, не сейчас). Понятно, что большие банки хотят, чтобы законы как-то им помогали, политики как-то им содействовали получать первыми и в полном объеме рефинансирование и так далее. Банки очень заинтересованы, чтобы какие-то правила менялись, помогая им оперировать более эффективно и прибыльно. И это так везде. А когда говорят, мол, «лоббирование – это ужас; это звучит страшно и странно; это что-то запрещенное» и так далее, то все равно же это делалось, только люди ходили по разным кабинетам и закулисно договаривались. Все равно это было, но не «в белую». А как только новая плоскость в подходе появляется, то таким ходакам сразу дается понять, мол, «да, вы можете пытаться влиять на принятие решений, но должны (обязаны) рассказывать о том, что вы делаете, работая в рамках определенных правил, и не имеете права давать взятки, но можете делать донации вполне легально». Об этих донациях потом напишут журналисты, общество будет об этом читать и знать. Вот что имеется в виду под открытостью, прозрачностью и правилами.

Правду говоря, и это все далеко не идеально. Но, намного лучше, чем действовать как в каком-то темном переулке. Есть вещи, без которых, очевидно, все равно не будет ничего функционировать. Но, если их выявлять и создавать для них четкие правила, то будет только легче контролировать ситуацию и вреда любой стране будет значительно меньше.

Закон о лоббировании для Украины (и не только для нее, а для многих стран, где это запрещали и не понимали в свое время) – возможность смягчить политическую коррупцию и дать картину, чтобы все понимали, что именно делают те, кто сейчас втихую и так лоббируют вопросы. Когда-то банально покупали политиков и это делалось втихаря, хотя все об этом знали или предполагали, но все осуществлялось «в черную». Сейчас лоббисты будут вынуждены работать по правилам, смогут конкурировать между собой уже в рамках закона, будут находить уже какие-то другие способы решения проблем, нежели просто покупка политиков. Такие люди поймут, что уже стало тяжело скрываться и это, по идее, со временем должно только улучшить правила самой игры: влияние на политиков будет более сдержанным, более достойным, продуманным и цивилизованным. Будет больше конкурса во влиянии. Сразу будет видно, кто именно что делает и в интересах кого. Это уже выведет общество на иной уровень мышления. Не всех, но очень многих точно.

Я прекрасно знаю эту тему, очень хорошо знаю законы США. Но, больше хотел бы говорить не столько о законах, которые уже есть, сколько о самой философии того, как это способно помочь.

Я часто коммуницировал с немного старомодными бывшими олигархами Украины. (Беру Украину, как пример, ибо сейчас речь идет именно об Украине). Они действительно боятся слов «лоббирование» и «PR». Но, в то же самое время, они рвутся вперед и хотят, чтобы американские политики их поняли, поддержали, решили для них какие-то вопросы в Украине и США, кого-то куда-то пристроили и тому подобное. Но, такие люди не хотят, чтобы кто-то знал, что они кого-то о чем-то просят или пытаются в чем-то убедить. А как только этот менталитет сломается, то лоббирование и PR станут далеко не постыдными или устрашающими.

В США лоббирование – это очень престижно. У нас очень многие лоббисты – опытные юристы, которые являются партнерами в больших и престижных фирмах. Многие работают в Вашингтоне, достойно себя чувствуют. Те, кто ведут лоббирование для больших компаний, получают очень высокие зарплаты. Часто у лоббистов позиции престижнее и выше, чем даже у СЕО этих же компаний.

Естественно, люди, которые не регистрируются лоббистами, но имеют высокий статус и пробивают вопросы (как, к примеру, Джулиани, которого конкретно называли «лоббистом Харькова» и так якобы и было прописано в его контракте с отдельными одиозными беглецами), в итоге получают политическую и общественную пощечину. Потому, что такие люди всячески старались скрыть, что они занимались лоббированием. У нас реально стыдно, если ты не регистрируешься, но лоббируешь те или иные интересы, а потом об этом становится всем известно. Если же ты все делаешь по правилам, то и не будет тебе какого-то морального подзатыльника и негативного оттенка на тебе, а, наоборот, все будет восприниматься профессионально и четко.

Поэтому, думаю, такого типа законы, как закон о лоббизме (даже если они новые и, возможно, в начале не до конца в чем-то продуманы), все равно выведут дела «на чистую воду». Опять же, я не говорю, что США – однозначно хороший пример для всех, но, в данной ситуации, у нас в стране все намного прозрачнее и правильнее выглядит, чем часто происходит в той же Украине. Вода не станет сразу прозрачной, она будет какое-то время сильно мутной, но уже точно не будет полностью грязной...

Различные структуры (те же банки) поймут, что если они уже должны будут по закону рассказывать о том, кто, какие и на каком уровне интересы отстаивает, то придется думать о том, как смягчить цели. Что я тут имею в виду. Раньше структуры однозначно хотели получить определенный профит для себя, их цель была единственная – разбогатеть. Сейчас же придется все это смягчать и говорить обществу, мол, «мы хотим того-то и того-то, но это поможет не только нам, а всей индустрии, отрасли, поможет людям простым, например, сохранить или приумножить собственные ресурсы» и так далее. То есть, минувшая цель исключительно наживы может быть повернута на гуманные вещи, и в эти новые цели уже впишется социальный бенефит. Это – очень важно.

Поэтому, прозрачность – это когда берешь вещи, которые все равно будут происходить, но мотивируешь их, чтобы они происходили открыто. Кто будет покупать где-то на улице в подворотне тот же каннабис, если его можно купить в магазине легально и без преследований? Да, он, возможно, будет стоить дороже, но будет легальность со всеми вытекающими обстоятельствами и последствиями. Будут платиться налоги в бюджет, а не деньги продолжат оседать в каких-то карманах неизвестно кого. Будет все открыто и очень многое в итоге поменяется.

Юрий Ванетик, адвокат, политический стратег и член Совета директоров международного правозащитного агентства WEST SUPPORT (США)