Полярный день. Небеса низкие, но глубокие. Мы с Шаманом заходим в дом к нему, пострелять решили сходить в тундру. Оружейный ящик деревянный, но под замком, да и внутри каждый ствол пристёгнут отдельным замком. Население там очень миролюбивое и хотя в каждом доме минимум четыре единицы оружия, эксцессов нет. Но есть правило железное: если мужчина решил выпить, ключи от оружейки отдаёт маме или жене, до того, как начать.
Но тут мы трезвые как стекло и жена шамана угостила нас каким-то напитком из молока оленихи и пожелала удачи. Ой, а в ящике стволов восемь: несколько нарезных, интересная трёхстволка (два гладких ствола+ нарезной), гладкостволы и капсульный штуцер 19-го века! Ну где бы мне удалось пострелять из карабина Маузера 98-К (Курц, значит короткий), или из Манлихера 1895, я уж не говорю про штуцер не патронного заряжания. Тогда я понял старую фразу: скусить патрон.
Берём два карабина и выходим за околицу. Берём в лево и обходим сопку Любви, я конечно подумал, почему там никого не полюбил? Идти мягко и хорошо: земли не видать, сплошная подстилка из мха и переплетения растений. После нажатия ногой поверхность распрямляется, как на персидском ковре. Он идёт впереди, одет в военную форму полевого образца. Оборачивается и спрашивает:
- А почему ты идёшь не рядом, а следом.
- Привычка. Противопехотные мины однако никто не отменял.
- Понял.
Он большой ребёнок и до знаний такой же жадный как и я. Начинает снова расспрашивать за Восток, обычаи и верования. Приходим на место, занимаем позицию и стреляем. Он стрелок знатный, я против него дитёнок. Рядом пасутся домашние олени и от выстрелов не вздрагивают, а удивлённо смотрят на двух придурков, которые вместо того чтоб есть сочную траву, занимаются ерундой.
- Костя, научи меня чему.
- Если местность открытая, есть риск потерять снайпера. Потому два бойца его прикрывают и наблюдают. Ибо снайпер взвода целого стоит. Первым работает снайпер, остальные смотрят на его команды. Я не знаю язык жестов у глухонемых людей, а вот военные да. Смотри!
Показываю и он пытается повторить. Шаманы они цепкие и внимательные, схватывает быстро. Улавливает. Далее объясняю, что расстояние должно быть меж снайпером и охранением более 10 метров, чтоб при разбросе второй не пострадал. И предлагаю поработать хором.
- Костя, а что это?
- Называют работать дуэтом или петь хором. Снайпер стреляет по цели, один из хранителей стреляет секундой позже. В 10 случаев из 10 фиксируют его, а не снайпера. И работают по нему.
- Значит боец заведомо подставляется?
- Да. Но его ценность ниже. Позиция должна быть конечно укрыта лучше чем у снайпера. Работаем?
- Да.
Мы натренировались и он очень доволен. Отработали и язык жестов и последовательную стрельбу, получилось не плохо для первого раза. Идём обратно. А там мостовые из дерева, да мужик на завалинке сидит да курит. А потом говорит:
- Привет, служивые!
Ну Шамана он знает и тот в хаки, я в чёрной форменной одежде, но ведь речфлотовской. Откуда он прознал или ошибся? Останавливаюсь и спрашиваю:
- А почему так решили?
- Оружие носите стволами вверх. Кстати меня всегда интересовало, почему так.
- Смотри!- толкаю рукой карабин и ремень слетает с плеча. Хватаю за шейку и ложа сама падает в руку, происходит быстро и оружие готово. Потом перевешиваю стволом вниз и повторяю упражнение. Но выходит дольше. Спрашиваю мужика:
- Понял?
- Бля, не думал, что так просто и понятно. Ты откуда такое знаешь?
- Оттуда. Рассказать?
- Не надо.
Шаман смотрел внимательно и по дороге сказал;" С тобой интересно. И не скучно." Да с ним тоже, он много интересного излагал, многое после того понял, что было на заре этого мира, как можно общаться без слов и о жизни во Вселенной тоже.