Евгений Евстигнеев родился 9 октября 1926 в Нижнем Новгороде. Для своей матери - Марии Ивановны - он был поздним ребенком: когда он появился на свет, ей было 32 года. Для отца - Александра Михайловича - он не был первенцем: от первого брака тот уже имел сына-школьника. Отец умер, когда Жене было шесть лет. Мать второй раз вышла замуж. Жене было 17, когда отчима тоже не стало. Четыре года он был слесарем на заводе "Красная Этна", занимался в самодеятельности, играл в джазе. Женя был очень музыкален, виртуозно играл на разных инструментах: на гитаре, на рояле, хоть на вилках. Выступал в разных местах, и вот однажды в кинотеатр, где играл его джаз-оркестр, пришел директор театрального училища. Через два дня Евстигнеев был зачислен в училище, без экзаменов и даже без полного среднего образования. В 1951 году Евгений окончил Горьковское театральное училище. В период с 1951 по 1954 годы по распределению работал во Владимирском областном драматическом театре. За это время актер сыграл двадцать три роли - от Меркуцио до гоголевского Шпекина. Среди них были и современные, и классические герои. В 1956 окончил Школу-студию им. В.И.Немировича-Данченко при МХАТ и стал актером этого театра. В 1957-1970 – актер театра «Современник», с 1970 – актер МХАТ. Евгений Евстигнеев стоял у истоков театра «Современник». В складывающейся труппе «ефремовского МХАТа» Евстигнеев стал одной из ключевых фигур. Он был занят во всех важнейших постановках. Первой ролью Евстигнеева в театре стала роль Чернова в спектакле Вечно живые, которым открылся «Современник» в 1956.В «проходных» театральных ролях Е.Евстигенеев мог сыграть человеческую судьбу. Так, появляясь на сцене всего два раза в роли немолодого инженера в Пяти вечерах зрителям открывалась ничьим теплом не согретая жизнь, а за любезной и просящей улыбкой хозяина отеля в Пятой колонне угадывалась нищета, неустроенность, тревога «приличного», но уже разрушенного войной существования. В 1959 он сыграл Глухаря в спектакле О.Ефремова Два цвета. Е.Евстигенеев об этой роли: «В реальном человеке много парадоксального, и живую объемность создает светотень. Живой человек не может быть носителем ни абсолютного зла, ни абсолютного добра. Даже в таком отвратительном явлении, как Глухарь в спектакле Два цвета, мне надо было найти неожиданность, нечто светлое – ведь не родился же он убийцей. И я нашел. Вот в нем есть, например, любовь к музыке, и если бы ее развивать, может быть, для Глухаря открылись бы иные жизненные перспективы». Он любую роль делал своей. В 1960 Евстигнеев сыграл Голого короля в одноименном спектакле. Критик Майя Туровская писала об этой работе: «Очень трудно играть ничто, от которого зависит все». Евстигнеев сыграл абсолютное, «незамутненное» никакими достоинствами ничтожество, каждый чих которого становится законом для окружающих. В спектакле "Назначение" (по А.Володину, 1963) Евстигнеев исполнил сразу две роли – близнецов Куропеева и Муравеева. Дистанция между двумя персонажами была обозначена только тем, что Куропеев – карьерист, уже достигший своей цели, спокойный, плавный; Муравеев – тот же карьерист, но он ещё суетится, хлопочет на подступах к должности. Один статика, другой динамика. И все-таки это одно лицо, один, хоть и двойной портрет. В 1968 состоялась премьера спектакля На дне. Евстигнеев – Сатин. Константин Райкин вспоминает об игре Евгения Евстигнеева: «Мне кажется, Сатин – высочайшая его работа. Она абсолютно опрокидывает стереотип некого назидательного пафоса и декламационности, сложившийся в связи с данным образом. Это было сыграно чрезвычайно живо, неожиданно, смешно, остро, горько, даже желчно, парадоксально, но в результате оставляло ощущение редкой значимости и мощи. Помню его монолог о гордом человеке. Тяжелые глаза навыкате. Скривившийся в едкой усмешке рот. Состояние человека, отяжелевшего от выпитого и при этом испытывающего некое странное вдохновение. Напряженный лоб, откинутое на нарах тело, приподнятое на широко отставленных назад руках, и отчаянно опрокинутая голова. Предельная выразительность каждой позы, почти монументальность». 1970 – год освоения Ефремовым чеховских пьес. В современниковской Чайке Е.Евстигенеев играл Дорна. Его Дорн никого не впускал в свой внутренний мир. Страсти вспыхивали и гасли, набухали и взрывались за его спиной. Он же пристально вглядывался в темноту, в неизвестность… Он нес в себе мучительное знание. Его эгоцентризм был единственно благотворен: он никого не лишал надежды, оставляя в неведении. В 1977, уже во МХАТе, Евстигнеев сыграл Чебутыкина в Трех сестрах, Серебрякова в Дяде Ване (1985), в Театре А.Чехова Фирса (Вишневый сад, 1990). Вместе с Е.Евстигнеевым в спектакле Дядя Ваня играли В.Невинный (Вафля), А.Вертинская (Елена Андреевна), А.Мягков (Войницкий). Серебряков-Евстигнеев не был злодеем, поедающим чужие жизни. Он был обыкновенной, напыщенной, лжезначительной серостью. Он благообразен и глуп. В нем та простота, которая хуже воровства. Не осознавая, что делает, он обобрал дядю Ваню и в прямом, и переносном смысле. Недаром в сцене скандала, предъявляя Серебрякову крупный счет, Войницкий делает это с канцелярскими счетами в руках. Евгений Евстигенеев считал, что сниматься в кино актеру театра необходимо. Его дебют в кино - роль офицера в фильме "Поединок"(1957).Режиссеры давно подметили великолепное умение Евстигнеева делать яркой и запоминающейся даже небольшую, эпизодическую роль, поэтому его постоянно приглашали сниматься в эпизодах то в одном, то в другом фильме. Не случайно одно время Евстигнеева даже называли "королем эпизода". Начиная с шестидесятых годов Евстигнеев сыграл в кино целый ряд интересных острохарактерных ролей. Большую популярность принесла ему роль начальника пионерского лагеря Дынина в фильме режиссера Элена Климова "Добро пожаловать, или Посторонним воспрещен", который вышел на экраны в 1964 году.В 1968 году он сыграл роли Калачева в "Зигзаге удачи" и Корейко в "Золотом теленке", а через четыре снялся в роли Воробьева в фильме Э. Рязанова "Старики - разбойники". Работая с Рязановым, Евстигнеев научился акцентировать свою игру мимикой, жестом, как это он делал в роли Хромого в фильме "Невероятные приключения итальянцев в России".В последующие годы актер сыграл в кино свои, пожалуй, самые яркие и запоминающиеся роли: Корзухин в фильме "Бег", профессора Плейшнера в фильме "Семнадцать мгновений весны", Преображенский в "Собачьем сердце". Все образы, которые он создал в кино, по-своему значительны и неординарны, будь то Батюшка в фильме "Черная курица, или Подземные жители", Никита Демидов в фильм" "Демидовы" или канцлер Бестужев в картине "Гардемарины, вперед!"Последней работой Евстигнеева в кино стало его участие в пятисерийной исторической телеэпопее "Ермак", однако картина была смонтирована только в 1996 году, уже после смерти актера. Он умер рано, не сыграв, может быть, своей самой главной роли. Со своей первой женой актрисой Галиной Волчек Евстигнеев познакомился в Школе-студии. Галина была дочерью известного кинооператора и профессора ВГИКа. В 1957 году они поженились. Волчек было 24, Евгению – 31. В этом браке в 1961 году на свет появился мальчик, которого назвали Денисом. Но брак продлился не очень долго. Летом 1964 Евстигнеев расстался с женой. Причем инициатива этого разрыва исходила от Г. Волчек. Новой избранницей Евстигнеева стала молодая актриса того же "Современника" Лилия Журкина. Она была моложе Евстигнеева на 11 лет. Кстати, ради Евстигнеева она бросила мужа – известного скульптора Игоря Иконникова. Лилия решила уйти из «Современника», чтобы не нервировать Волчек и не давать повода для пересудов. В 1968 году у них родилась дочь Маша. Не смотря на все старания Евгения, Лилия не чувствовала себя счастливой. Ее актерская карьера не сложилась, роль счастливой домохозяйки тоже не удалась. Неудовлетворенность жизнью выливалась в ругань, истерики, попытки самоубийства, постоянные подколки, оскорбление мужа, но актер терпел. Но однажды его сердце не выдержало – в 1980 году у него случился инфаркт. В 1984 году у актера умирает мама. А в 1986 году трагически погибает Лиля. Как результат – у Евстигнеева случается второй инфаркт. В этот тяжелый для актера момент он встретил Ирину Цывину.Никто не верил в их любовь: 37 лет разницы; юная студентка и знаменитый актер. Но Цивина стала для него всем – музой, любовницей, соратницей, другом. А в 1989 году – женой. – Самое забавное, что нас поженили дети Евгения Александровича, – улыбается Ирина, – Денис и Маша долго подтрунивали над нами: «Мы уже тут все поженились, а вы все никак...» Но мы не придавали этому значения, тем более что уже довольно долго жили как муж и жена. Но счастье продлилось только три года.2 марта 1992 года Евстигнеев вместе с женой Ириной вылетел в Англию, где ему должны были сделать операцию на сердце. 4 марта 1992 года в одной из клиник Лондона на 66 году жизни ушёл из жизни Евгений Евстигнеев. Похоронен актёр в Москве на Новодевичьем кладбище, участок № 10.За всю свою долгую жизнь в творчестве Е. Евстигнеев сыграл 55 ролей в театре и 104 роли в кино
http://kinozal.tv/persons.php?s=%C5%E2%E3%E5%ED%E8%E9%20%C5%E2%F1%F2%E8%E3%ED%E5%E5%E2