Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком?

Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком? Священник Сергий Фейзулин Зачем ходить в церковь, если Бог в душе? Не важнее ли быть хорошим человеком?

Сегодня многие люди хотя и не отрицают веру, хотя и признают Бога, но с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Бог у них в душе, и искать Его нужно именно там, а не в построенном человеческими руками храме.

Сразу вспоминается один эпизод из моей священнической практики. Жена

одного человека решила привести его в церковь.  Она ходила уже сама несколько раз, была на исповеди, причащалась, а муж ее отказывался. И вот она как-то расстроенная стоит – муж рядом с храмом, но не заходит. Я предложил пойти познакомиться с ним. Очень хороший, приятный человек, но отказывался зайти, потому что у него «Бог в душе». Я помолился про себя, думаю, ну что ему сейчас сказать, и вдруг меня осенило, я говорю: «Скажите, а завтракаете вы тоже в душе?» Он как-то так смешался, задумался и так смущенно говорит: «Нет». Так вот, подумайте над этим, вера – это то, что должно быть осуществляемо практически, вера не может быть теоретическая, она должна быть живая, подтвержденная жизнью, непосредственно, нашими поступками.

Но почему нельзя осуществлять веру практически, просто живя по

совести, стараясь исполнять заповеди, творить добрые дела? Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в церковь.

Что такое быть хорошим человеком? Это настолько относительное

понятие, все люди хорошие. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек! Независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе этот образ Божий и осуществить его, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, стать Ему родным. Этого Господь ждет от нас – чтобы мы уподобились Ему. А в этом смысле – каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен, человек – это совершенство.

Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный

человек”, – это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» – это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами.

Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть

святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях.  Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь.

Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление,

что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность личности, глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет.

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может

спасаться сам по себе, зачем обязательно быть частью Церкви?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то

направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», – говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность,

есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Подробнее

О мире, вере и суете. Отец Илий

О мире, вере и суете. Отец Илий

Много лет минуло с тех пор, как Алексей Ноздрин, родом из наших мест (село Становой Колодезь Орловского

района), поменял мирское имя на монашеское. Сегодня схиархимандрит Илий – духовник Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла – известен своей духовной мудростью и прозорливостью далеко за пределами Оптиной Пустыни, где он служит. К старцу-схимнику, коих в России почти уже и нет, приезжают паломники со всех концов страны: попросить совета и благословения, получить утешение в горе. Людям свойственно надеяться на чудо, когда рассчитывать больше не на что. Они верят, что знаменитый оптинский старец – настоящий чудотворец. А сам батюшка Илий во всем ссылается на Божественное провидение и милость.

 «Солнечный» старец

«Илий» – имя, полученное схиигуменом после второго пострига, – в переводе означает «солнце». Моя первая встреча с «солнечным» старцем произошла в женском монастыре равноапостольной Марии Магдалины, что в селе Никольском Должанского района. 4 августа там отмечали день памяти святой. Совершить службу вместе с владыкой Пантелеимоном туда приехал и батюшка Илий. Крестный ход, молитвы – и небо, больше суток затянутое унылыми тучами, проясняется. А к окончанию службы уже во всю мощь сияет солнце, даря радость и тепло. Побеседовать со старцем, как правило, не дающим интервью светским изданиям, мне удалось только на следующий день, в другом монастыре – Свято-Введенском, в Орле, где вновь его толпами окружали паломники.

Думается, о чем бы мы не заговорили изначально, беседа все равно бы пошла о Боге и человеке, о вере и безверии, о бессмыслии мирской суеты и важности крепости духа. Такие люди не мыслят иными категориями. Они знают. Этим знанием, в его чистом виде, стараются поделиться. И так ценно это в наш век стяжательства отнюдь не духовных богатств, потери каких бы то ни было ориентиров.

К Богу – через страдания

Подробнее

Мешает ли молитвенное правило молитве? Прот. Алексий Уминский

Мешает ли молитвенное правило молитве? Протоиерей Алексий Уминский

Протоиерей Алексей Уминский: Сегодня мы хотим поговорить о молитве и о молитвенном правиле. Правило — это то, что должно изменить к лучшему наш внутренний мир. Но часто бывает, что человек регулярно молится не первый год, вычитывает правило и в то же время чувствует, что его молитва становится формальностью. Святитель Феофан Затворник говорил о том, что молиться только по молитвослову — это примерно то же, что говорить с Богом по разговорнику. Что такое молитва и молитвенное правило? Каким оно должно быть? Об этом мы хотели бы поговорить сегодня. Моим собеседником будет настоятель храма святой мученицы Татианы при МГУ Протоиерей Максим Козлов. Вопрос: Я пробовала молиться по молитвослову, но мне не все слова там понятны. А если я буду молиться ко Господу произвольными словами, это на что-то повлияет? Протоиерей Максим Козлов: Вопрос частый и резонный. Я думаю, его нужно рассматривать в двух плоскостях.

С одной стороны его можно поставить так: могу ли я полностью заменить молитвенное правило молитвой своими словами? Будет ли это хорошо? Здесь рано или поздно то, что мы говорим своими словами, скажем так, отольётся в определённого рода формулы, только формулы эти будут, с одной стороны, не так глубоки и часто не так правильны, как то, что мы читаем в молитвослове.

С другой стороны, не всегда мы будем молиться о том, что нужно, потому что то, что мы читаем в церковных книгах, создаёт некий правильный вектор. Там мы не найдём молитвы о ниспослании нам мерседеса, о том, чтобы найти потерянный кошелёк, чтобы мы получили работу с зарплатой в десять раз больше, чем та, которая есть у нас теперь. А центром этих молитв всегда будет покаяние, благодарность Богу и устремление к Царствию Небесному. Поэтому иметь тексты, в том числе и тексты в обычном нашем молитвослове, как некий постоянный ориентир, по которому мы сверяем собственные добавления, — дело хорошее.

Но отец Алексий привёл слова святителя Феофана, и с ними нельзя не согласиться. Конечно же, ограничение молитвы только вычитыванием (страшное слово на самом деле) текстов, неважно, на гражданском или церковнославянском шрифте, равно как ограничение присутствия на богослужении выстаиванием, то есть некоторым физическим упражнением, — это абсолютное искажение смысла христианской молитвы.

Протоиерей Алексий Уминский: И вообще загонять духовную жизнь в какую-то жёсткую форму просто невозможно.

Протоиерей Максим Козлов: Да, и причём если человек живёт с ощущением, что исполнением этой формулы он спасается, этим он, право же, не будет отличаться от тех исполнителей закона, о которых апостол Павел пишет, что зря они уповают на исполнение закона, зря думают, что исполнением закона обретается спасение…

Протоиерей Алексий Уминский: …и в Евангелии Христос тоже обращает к ним самые жёсткие, самые негодующие слова.

Подробнее

Почему в обществе нарастают антицерковные настроения? Юрий Белан

Когда речь заходит об антицерковных настроениях в обществе, – а в последнее время эта тема поднимается очень часто, – мне всегда недостает ясного различения причин и мотивов возрастающего или, во всяком случае, все более ярко проявляющегося негативного отношения к Русской Православной Церкви

Я со своей стороны различаю причины «внешние» по отношению к русскому Православию и «внутренние» причины, обусловленные современными особенностями церковной жизни. Думаю, такое различение важно и полезно для начавшейся дискуссии.

О «внешних» причинах

Первая и главная причина общественного неприятия православного христианства в том, что все люди в той или иной мере имеют тягу ко злу. Заповеди Христа и Имя Его для многих неприемлемы в принципе. Для христиан – это азбучная истина, определяющая снисходительное и терпеливое отношение к критике, но со стороны общества было бы полезно помнить, что многие люди готовы беспричинно ругать, хулить и даже гнать христиан, только за имя Христа.

Во-вторых, необходимо упомянуть и доставшуюся нам в наследство от советского прошлого секулярную, производственно-ориентированную, безбожную, достаточно неглубокую в гуманитарном плане массовую культуру, которая не дает возможности понять христианство в его глубине и осмыслить церковную жизнь по сути. Царствует прагматический подход, при котором Православие воспринимается враждебно, как «черный ящик», а иногда и как угроза «личной жизни» и свободе.

Наиболее ярко постсоветская культура проявила себя в телевидении и других СМИ, которые куда сильнее, чем «семья и школа», формируют мировоззрение народа. Осмелюсь сказать, что сегодня информационный поток во многом антихристианский. Это даже доказывать не нужно, ибо основные приоритеты – власть, деньги, насилие, секс.

Мне понятно, что за телевидением и другими СМИ, давно ставшими частным бизнесом, стоят баснословные деньги, задача которых очевидна – дать власть и принести еще больше денег. Тут и говорить нечего о воспитательных функциях, о нравственности. За все 20 лет постсоветской жизни даже Русская Церковь не смогла всерьез или вернее никак не смогла повлиять на нравственность телеэфира. Мне не известен ни один случай снятия программы с эфира по инициативе Церкви, хотя неоднократно и на официальном уровне упоминались наиболее развратные и разлагающие наше общество телепрограммы. Что уж говорить про общественный совет по нравственности, идея создания которого обсуждалась многократно, а до дела так и не дошло (об этом я тоже как-то писал). Если опустить «мелочи» типа лжи, бесчестия, властолюбия, бескультурья и все размывающей попсы, даже откровенная порнография и оккультизм как процветали, так и процветают на телевидении, воспитывая, вернее разлагая россиян. Православные же телеканалы не могут нисколько компенсировать это разложение, ибо являют собой нечто мало профессиональное и занудное и, по мнению многих, скорее отталкивают людей от православного христианства, чем приводят в него.

Влияние телевидения столь мощно, что даже в церковных кругах мне приходилось слышать выражение: «чего нет в телевизоре, того нет в жизни». Нравственное, эстетическое мировосприятие россиян сегодня так слабо и так зависит от телевидения, что порой мне становится страшно – стоит провести по «зомбоящику» «разоблачительную компанию» против православных в стиле «антилужковского сериала», и народ пойдет громить храмы.

В-третьих, недовольству Церковью способствуют и ложные ожидания со стороны общества. С одной стороны, ожидания псевдорелигиозные. Среди россиян сложилось и даже укоренилось во многом языческое, обрядовое, формальное и даже коммерческое представление о православном христианстве, логика которого выражается просто: «я тебе, ты мне». Первая часть «договора» – средства на храм, покупка свечей и т.д., как правило, исполняется, а вот вторая – здоровье, деньги, успех и земное благополучие – нет, ничего этого у россиян не прибавляется. Церковная жизнь как воплощение личной веры во Христа народу не нужна.

С другой стороны, и это более важно, есть ложные ожидания социальных благ и даже хоть какой-то помощи от Русской Церкви, порожденные фантазиями народа. Недовольство властями, социально-экономические трудности, даже отчаяние сублимируются, выливаются в надежды, что РПЦ – реальный защитник и помощник. Но время идет, а ожидаемая помощь не приходит, и в людях накапливается недовольство, выливаемое и на Церковь в том числе.

К сожалению, мало кто понимает, что Русская Церковь не может стать неким «министерством» по материальной, социальной, психологической и другой помощи, ибо Она – это, прежде всего, единство христиан, объединенных верой и желанием жить со Христом Богом и исполнять Его заповеди. Безусловно, Церковь может и даже должна заниматься и миротворчеством, и социальным служением, и культурным просвещением, но надо понимать, что для нее – это разные виды служения христиан, которые не могут быть регламентированы заранее и жестко. Никакие христианские служения в принципе не смогут стать системным откликом на разваливающуюся социально-экономическую жизнь страны.

Задача и призвание Церкви не в решении проблем. Невозможно в принципе выжать из христиан «систему служения» или «КПД», невозможно служение встроить в «вертикаль управления». Именно эта идея служения, как добровольного исполнения заповедей ради ближних и ради Христа, не ясна «внешним» по отношению к Церкви людям, что и порождает ложные ожидания.

В-четвертых, скажу о чудовищной безграмотности светских журналистов и разного рода «говорящих голов», мало сведущих в церковных делах и вопросах веры. Часто точно описывая свои ощущения, опыт или настроения людей, журналисты не могут адекватно понять смысл и причины происходящего, не могут даже адекватно воспринять церковную терминологию и структуру церковного управления. Описываемая ими церковная жизнь не имеет отношение к реальности, но ярко отпечатывается в сознании смотрящих, слушающих и читающих.

Я не понимаю, почему, но отсутствует распространенная систематическая практика консультаций, работы с экспертами, пусть и по аналогии с темами экономики или даже погоды. Вместо того чтобы разобраться в чем-то и перевести событие на понятный светской аудиторией язык, события важные для Церкви и даже Страны просто игнорируются. Светские журналисты слишком часто обращаются к наиболее им понятным «приземленным» церковным темам, к скандалам и «разоблачениям», чем формируют у людей неадекватный образ РПЦ, как одной из сфер жизни россиян, наподобие шоубизнеса.

Подробнее

Отошла ко Господу монахиня Александра (Процюк)

Отошла ко Господу монахиня Александра (Процюк) Попечительский Совет при Алчевском благочинии и Администрация сайта "Алчевск Православный"  от лица верующих Алчевского благочиния Луганскойи Алчевской епархии выражает соболезнование прот. Петру (Процюк), настоятелю храма мчч. Веры,Надежды, Любови и матери их Софии, в связи с безвременной кончиной его матери монахини Александры (Процюк).

Упокой, Господи, душу усопшей новопреставленной рабы Твоея монахини Александры и прости ей всякое согрешение вольное и невольное.

Поздравляю. Сегодня День Ангела носящих имя Василий

Василий Блаженный , Христа ради юродивый

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, московский чудотворец Память 2 августа, в Соборе Московских святых Родился в 1469 г., в московском подгородном селе Елохове. Родители его, крестьяне, отдали его в обучение сапожному мастерству. Трудолюбивый и богобоязненный юноша был удостоен дара прозрения, который обнаружился случайно. К хозяину Василия пришел человек заказывать сапоги и просил сделать такие, которые стали бы на несколько лет. Василий при этом улыбнулся. На вопрос хозяина, что значит эта улыбка, Василий ответил, что человек, заказывавший сапоги на несколько лет, умрет завтра. Так действительно и случилось. Василий шестнадцати лет от роду оставил хозяина и мастерство и начал подвиг юродства, без крова и одежды, подвергая себя великим лишениям, отягчая тело веригами. Житие блаженного описывает, как он и словом и примером учил народ нравственной жизни. Однажды блаженный Василий разбросал на базаре калачи у одного калачника, и тот сознался, что в муку подмешивал мел и известь. В другой раз, воры, заметив, что святой одет в хорошую шубу, подаренную ему некоторым боярином, задумали обманом выманить ее у него; один из них притворился мертвым, а другие просили у Василия на погребение. Василий, точно, покрыл мертвого своею шубою, но видя обман, сказал при этом: "Буди же ты отныне мертв за лукавство твое; ибо писано: лукавии да потребятся". Обманщик действительно умер. В Степенной книге рассказывается, что летом 1547 г. Василий пришел в Вознесенский монастырь на Остроге, что ныне Воздвиженка, и пред церковью долго молился со слезами, в молчании. Это было предвестием страшного московского пожара, на следующий день начавшегося именно с Воздвиженского монастыря и испепелившего Москву. Царь Иван Васильевич Грозный чтил и боялся Блаженного, "яко провидца сердец и мыслей человеческих". Проповедуя милосердие, Блаженный помогал прежде всего тем, кто стыдился просить милостыню, а между тем нуждался в помощи более других. Был случай, что он отдал богатые царские подарки купцу-иностранцу, который остался безо всего и, хотя три дня уже ничего не ел, не мог обратиться за помощью, так как носил хорошую одежду. Когда, незадолго до кончины, Василий впал в тяжкую болезнь, сам царь посещал его с царицею Анастасиею. Василий скончался 2 августа 1557 года [1]. Сам царь с боярами нес его одр; митрополит Макарий совершал погребение. Тело Блаженного было похоронено на кладбище Троицкой церкви, что во Рву, где царь Иоанн Грозный указал строить Покровский собор, в память покорения Казани. Почитание блаженного Василия всегда было настолько сильным, что Троицкий храм и пристроенная Покровская церковь и доныне именуются храмом Василия Блаженного. С 1588 г. стала говорить о чудесах, совершающихся у гроба Блаженного Василия; вследствие этого патриарх Иов определил праздновать память чудотворца в день его кончины, 2 августа. Царь Феодор Иоаннович велел устроить в Покровском соборе придел во имя Василия Блаженного, на месте, где он был погребен, и соорудил для мощей его серебряную раку. Память Блаженного в Москве издревле праздновалась с большою торжественностью: служил сам патриарх, и при богослужении присутствовал обыкновенно сам царь. В описании облика святого сохранились характерные подробности: "наг весь, в руке посошок". Вериги святого хранятся в Московской духовной академии. Тропарь Василию, Христа ради юродивому, Московскому чдтв., блж. Якоже бо солнце и луна наготою своею не срамляются, / тако и ты, угодниче Христов Василие наг сый, не срамляшеся, / восприят бо ризу Адама первозданнаго, / юже он ношаше прежде в раи, / ты же сию на земли поносил еси; / и был еси добрый купец: / елико имеяше, вся остави / и купи мздою терпения свое­го село, / на немже сокровен безценный Бисер, Христос. / Сего ради явися всем грешным образ покаяния / и вселися в райскую широту, / и, предстоя Христови, / не забуди град, в немже обита, и люди, преблаженне, / и моли спасти души наша.

Преставление святого и праведного Василия Блаженного, чудотворца Московского

Видео:

Про Василия Блаженного. Чудеса Василия Блаженного.

Аудио:

Блаженный Василий, Христа ради юродивый, Московский чудотворец

Происхождение честного и животворящего Креста Господня

Кийский крест с предстоящими

слева: император Константин, царь Алексей Михайлович, патриарх Никон; справа: императрица Елена, царица Мария Ильинична. Изограф Иван Салтанов, 1670-е годы Уникальный крест, созданный в Палестине из кипарисового дерева в меру Креста Господня, являет собой точную копию Животворящего Древа Креста, обретенного святой Еленой, матерью Константина Великого. Сочетание главного христианского символа, палестинских святынь и реликвий, частиц мощей святых Вселенской Церкви и одновременно русских подвижников отражают уникальный замысел, воплощенный в Кийском кресте Святейшим Патриархом Никоном. В Крест помещено несколько сот частиц мощей святых и 16 святынь с мест библейских событий. В центре креста серебряный ковчежец с частью Ризы Христовой и частицей Животворящего Креста. Крест украшен шестью малыми деревянными крестами с изображением двунадесятых праздников, привезенными с Афона в середине XVII века. Многие из редких реликвий Креста были взяты из ризницы Благовещенского собора и Образной палаты Теремных церквей Московского Кремля.

Происхождение честного и животворящего Креста Господня

Видео:

Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня

Семь мучеников Маккавеев

Семь мучеников Маккавеев

Семь мучеников Маккавеев В 166 году до Рождества Христова жил в Иудее некто Елеазар, священник и законоучитель, уже достигший старости, но весьма благообразный видом, славный своею мудростью и благочестием. Его привели к мучителю и стали заставлять есть свиное мясо, что было строго запрещено Богом в Ветхом Завете. Но Елеазар согласился лучше умереть славной мученической смертью за закон Божий, нежели сохранить через его нарушение бесчестную и прогневляющую Бога жизнь. Во время великих мучений, когда от ран священник Божий уже приближался к смерти, он, застонав, сказал: «Господу, имеющему совершенное ведение, известно, что я, имея возможность избавиться от смерти, принимаю жестокие страдания и охотно терплю их по страху перед Богом». Были схвачены и семь учеников святого Елеазара, братья Маккавеи Авим, Антонин, Гурий, Елеазар, Евсевон, Алим и Маркелл, и с ними их мать Соломония. Их привели к беззаконному царю и также стали принуждать есть недозволенную пищу. Тогда один из них, отвечая за всех, сказал: «Мы готовы лучше умереть, чем преступить законы». Царь приказал отрезать ему язык, содрать с тела кожу и отсечь руки и ноги на виду у прочих братьев и матери. Лишенного всех членов, но еще дышащего юношу бросили на огромную раскаленную сковороду. Когда умер первый, вывели на поругание второго, и он принял мучение таким же образом. Уже при последнем издыхании он сказал: «Ты, мучитель, лишаешь нас настоящей жизни, но Царь мира воскресит нас, умерших за Его законы, для жизни вечной». Когда мучили третьего и хотели ему отрезать язык, он тотчас выставил его, неустрашимо протянув и руки, и мужественно сказал: «От Бога я получил их, и за законы Его не жалею их, и от Него надеюсь опять получить их». Даже мучители были изумлены таким мужеством юноши. Потом славную мученическую кончину приняли еще трое братьев Маккавеев. Седьмому же, самому младшему, мать их святая Соломония сказала: «Умоляю тебя, дитя мое, посмотри на небо и землю и познай, что все сотворил Бог из ничего и что так произошел и род человеческий. Не страшись этого убийцы, но будь достойным братьев твоих и прими смерть, чтобы я по милости Божией опять приобрела тебя с братьями твоими». После сыновей скончалась и мать, радостно благодаря Бога за то, что она сама и дети положили души за закон Господа Вседержителя

Слово в память святых мучеников Маккавеев. Святитель Григорий Богослов

Видео:

Мученики за веру Маккавеи

О чем спрашивают священников в сети на "Православии в Украине"

Автор: Ольга Мамона

Orthodoxy.org.ua

На портале «Православие в Украине» с января 2006 года существует рубрика «Вопросы священнику», которую ведет игумен Алипий (Светличный),настоятель храма во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла,что на Нивках в Киеве.Рубрика эта с первых дней своего основания пользуется большойпопулярностью: она одна из самых посещаемых, количество и разнообразие вопросов год от года не уменьшается, многие, получившие совет или утешение от батюшки, стремятся к нему в храм уже для личной беседы или на исповедь.Многолетний опыт рубрики показал, что большинство вопросов-ответов касаются не только вопрошающих. То, о чем спрашивают, то, что волнует —симптоматично и для нашего времени, и для нашего общества, и для современной духовной жизни. Поэтому мы решили предложить вниманию читателей обзор тем, которые поднимаются в «Вопросах священнику».Особенности богослужения, тонкости православной веры, пастырский взгляд на проблемы современного человека — ответы священнослужителя, уверены, не только будут интересны и информативны, но и помогут нам лишний раз взглянуть на себя со стороны: о чем мы спрашиваем, что нас интересует, на правильном ли мы пути в нашем стремлении следовать за Христом.

Итак, предлагаем обзор рубрики за период — июнь—июль 2011 года.

…о богослужении и Святом Евангелии

Часто читатели задают вопросы, касающиеся Святого Писания, подготовки к Святым Таинствам, особенностей богослужений и другого.

Прозвучали вопросы о том, приклонять ли голову на Литургии, когда призывают «оглашеннии, главы ваша Господеви приклоните», о ком молиться во время диаконий с оглашением имен — о своих близких или о тех, чьи имена произносятся публично, и нужно ли становиться на колени, когда читается Святое Евангелие.

«Литургия оглашенных заканчивается призывом, чтобы оглашенные покинули храм, поскольку они не будут Причащаться. Причащаться могут только верные (т.е. крещённые), потому следующий отрезок службы именуется Литургией верных, — объясняет игумен Алипий. — Если Вы не Причащаетесь на Литургии, значит, причисляете себя к оглашенным, и Вам, по логике Богослужебного текста, стоит оставить дальнейшую службу, которая завершается Причастием как главным Таинством, ради которого мы и приходим на Литургию.

Во время диаконий с оглашением имён призывается вся Церковь молиться о них (т.е., о тех, кто нуждается в особой молитве), потому имена эти произносятся публично. Поминать своих близких стоит во время Проскомидии, которая обычно служится в алтаре во время чтения 3-го и 6-го Часов».

Что же касается того, становиться на колени или нет во время чтения Святого Евангелия, то,по словам отца Алипия, согласно Уставу Церкви, становиться на колени правильно только во время покаяния, но если в храме существует та или иная традиция, ее стоит соблюдать ради мира.

Pages: 1 2 3 4 5 6 7 8

С праздником Смоленской иконы Божией Матери

Смоленская икона (Дионисий) Смоленская икона (Дионисий)  Русский музей, Санкт-Петербург. 1482
Смоленская икона Божией матери с житием  Смоленская икона Божией матери с житием
Икона Божией Матери именуемая "Смоленская"

Смоленская икона Богоматери, как говорит предание, написана была евангелистом Лукой и прославилась в Греции множеством чудес. На одной стороне иконы изображена Богоматерь по пояс, правая ее рука лежит на груди, а левою она поддерживает Богомладенца Иисуса, держащего книжный свиток и благославляющего. На другой стороне иконы изображен Иисус Христос на кресте, внизу – вид Иерусалима.На Русь икону принесли в 1046 году: византийский император Константин Порфирородный благословил ею свою дочь царевну Анну, когда отдавал ее замуж за черниговского князя Всеволода Ярославича. Эта икона после смерти князя перешла к его сыну Владимиру Мономаху. В 1101 году Владимир Мономах построил в Смоленске храм в честь Богоматери, перенес в него эту икону, и с этого времени она стала называться Смоленской.

Смоленская святая икона называется Одигитриею, т. е. Путеводительницею, радостной наставницей и крепкой помощницей. Из многочисленных чудес, совершавшихся от этой иконы, особенно замечательно спасение Смоленска от татар. В 1239 году татары, разоряя Россию, напали отдельным отрядом на Смоленскую землю. Жители, чувствуя, что не в силах отразить грозного врага, обратились с молитвою к Богоматери, и Заступница Небесная услышала их молитвы. Татары остановились в Долгомостье, в 24 верстах от Смоленска. В это время в дружине смоленского князя находился благочестивый человек Меркурий, которого Пресвятая Богородица и избрала для спасения города. В ночь на 24 ноября пономарю соборного храма Пресвятая Богоматерь повелела объявить Меркурию, чтобы он, вооружившись, шел в татарский стан и убил бы их богатыря. Услышав это от пономаря, Меркурий вошел в храм, пал с молитвою пред иконою и вдруг услышал от нее: «Меркурий! Посылаю тебя оградить дом Мой. Ордынский властитель со всею своею ратью и исполином хочет тайно в нынешнюю ночь напасть на град Мой и опустошить его; но я умолила Сына и Бога Моего о доме Моем, да не предаст его врагам. Иди навстречу врагу тайно от народа, святителя и князя, не знающих о нападении, и силой Христа Бога победишь исполина. Я Сама буду с тобою, помогая тебе. Но вместе с победою ожидает тебя там венец мученический, который и примешь от Христа».

Помолясь пред образом Богоматери и призывая ее на помощь, Меркурий без страха пошел на врагов и убил их великана, на силу которого они надеялись больше, чем на весь свой отряд.

Окруженный врагами, Меркурий с необыкновенною силою отразил все их нападения с помощью молниеносных воинов-ангелов и Светлой Жены, лик которой наводил страх на врагов. Перебив множество татар, утомленный Меркурий прилег отдохнуть, и один татарин, найдя его спящим, отрубил ему голову. Но Господь не хотел оставить тело мученика на поругание, – Меркурий сам, как живой, внес свою главу в город. Его тело с честью погребли в соборной церкви. Русская православная церковь причислила его к лику святых, и в память одержанной им победы с того времени в Смоленске, ежегодно 24 ноября, стали совершаться всенощное бдение и благодарственный молебен пред чудотворной иконою Богоматери.

Святая Смоленская икона Богоматери была принесена в Москву около 1400 года и находилась на великокняжеском дворе у Благовещенского собора. Точнее определить время принесения этой иконы в Москву невозможно, потому что сказания об этом говорят разное. В «Русском временнике», например, говорится, что некто Юрга, пан Свилколдович, когда уехал от литовского князя, Свидригайла, к великому князю Василию Васильевичу, разграбил Смоленск, взял святую икону Одигитрии вместе с другими и привез в Москву. Некоторые исследователи полагают, что литовский князь Витовт дал Смоленскую икону своей дочери, великой московской княгине Софии, когда в 1398 году она была в Смоленске для свидания с отцом. Существует также известие, что в Москву икону Одигитрии вместе с другими иконами привез последний князь Смоленский Юрий Святославич, изгнанный в 1404 году Витов-том. Прошло более полувека, и в 1456 году епископ Смоленский Мисаил прибыл в Москву просить великого князя Василия Темного отпустить икону в Смоленск. Посоветовавшись с митрополитом Ионою и боярами, князь решил исполнить просьбу владыки, сняв со святой иконы список (копию). 

Все для провода образа собрались в церковь Благовещения; после молебна илитургии подошли к святой иконе князь, митрополит, княгиня и дети – Иоанн, Юрий и Борис, младенца Андрея несли на руках. Великий князь, горько плача, вместе с митрополитом вынул святую икону из киота и передал ее епископу Мисаилу. Вместе с ней были отданы и другие иконы, взятые из Смоленска. Митрополит Иона, взяв одну из них, изображающую Богоматерь с Предвечным Младенцем, сказал: «О епископ! Брат и Сын!

Оставь великому князю, княгине и детям их сию икону в воспоминание этого дня». Подозвав епископа, он вместе с ним взял икону и благословил ею князя и его семейство. Потом с крестным ходом проводили икону Смоленскую до храма Саввы Освященного на Девичьем поле и, совершив тут последнее молебствие, отпустили ее в Смоленск. Образ, которым был благословлен великий князь, поставили в церкви Благовещения на том месте, где прежде стояла Одигитрия Смоленская. Список же со Смоленской Одигитрии князь Василий Темный оставил у себя. Прошло 70 лет, и в 1524 году его внук, великий князь Василий Иоаннович, в память покорения Смоленска основал Новодевичий монастырь недалеко от того места, где было последнее молебствие пред иконою, когда провожали ее в Смоленск, и установил совершать ежегодно 28 июля крестный ход из Кремля в этот монастырь. Здесь по повелению князя в 1525 году был поставлен список со Смоленской Одигитрии. В 1666 году Смоленский архиепископ Варсонофий по указу государя возил в Москву для поновления саму святыню – Смоленскую икону Пресвятой Богородицы, которая стояла в Смоленске в Успенском соборе.

Эту-тосвятыню другой преосвященный Смоленский, Ириней, перед Бородинской битвой 1812 года принес из своего града в Москву. Здесь ее на поклонение народу поставили сначала в церкви Святого Василия Неокесарийского на Тверской-Ямской улице, затем – в Успенском соборе Кремля. Москвичи падали на колени, со слезами взывая: «Мати Божия, спаси нас!». 26 августа, в день Бородинской битвы и в праздник Сретения Владимирской иконы Богоматери, архиереи в крестном ходе обносили Смоленскую, Иверскую и Владимирскую иконы вокруг Белого города, Китая и Кремлевских стен.

Пред вступлением неприятеля в Москву икону Смоленской Богоматери епископ Ириней вывез в Ярославль, а оттуда, по очищении России от неприятеля, образ опять был возвращен в Смоленск.

Икона Божией Матери «Одигитрия» Смоленская. Е. Поселянин Акафист иконе Божией Матери «Смоленская» («Одигитрия») Молитва иконе Божией Матери «Смоленская» («Одигитрия») Акафист Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Смоленская” Молитвы к Пресвятой Богородице перед Ея иконой, именуемой “Смоленская”