Иконы: Пророк Илия
Пророк Илия жил при самом нечестивом израильском царе
Ахаве, который поклонялся идолу Ваалу (солнцу) и принуждал к тому же и
народ.
Илья пришел к Ахаву и от имени Божия объявил ему: "за твое
нечестие в эти годы не будет ни дождя, ни росы, разве только по моей
молитве".
Так и случилось. Началась страшная засуха; даже трава
погибла, и настал голод. Илья, по воле Божией, поселился в пустыне у
одного ручья, куда вороны приносили ему хлеб и мясо, а воду он пил из
ручья.
Когда ручей высох, Бог повелел пророку идти в языческий город
Сарепту Сидонскую к одной бедной вдове и жить у нее. У этой вдовы,
которая жила с сыном своим, оставалась только одна горсть муки и немного
масла. Придя в Сарепту, Илия велел ей испечь для него лепешку и обещал,
что мука и масло не будут убывать, пока не даст Господь дождя на землю.
Женщина поверила пророку Божию и сделала так, как он сказал ей. Мука и
масло у нее не убывали. Вскоре у этой вдовы заболел сын и умер. Пророк
Илия трижды помолился над ним Богу, и мальчик ожил.
Три с половиною
года продолжалась засуха. Илья, по повелению Божию, снова пришел к Ахаву
и предложил ему собрать израильский народ на горе Кармил. Когда Ахав
собрал народ, Илия сказал: "Довольно вам быть в нечестии. Познайте
истинного Бога. Давайте, принесем жертву: вы - Ваалу, а я - Господу
Богу, но огня не будем подкладывать. Кто пошлет с неба огонь на жертву
Тот и есть истинный Бог". Все согласились.
Первыми стали приносить
жертву жрецы Вааловы. Они приготовили жертвенник, положили на него
тельца и целый день около него скакали и кричали: "Ваал, Ваал, услыши
нас!" Но ответа не было. Наступил вечер. Тогда Илия приготовил
жертвенник, выкопал кругом его ров, положил на жертвенник дрова и тельца
и велел поливать жертву водой так, что ею наполнился ров. Потом Илия
обратился с молитвою к Господу. И тотчас сошел с неба огонь Господень, и
попалил не только дрова и жертву, но уничтожил и воду, наполнявшую ров,
и камни, из которых был сложен жертвенник. Весь народ в страхе пал на
землю и воскликнул: "Господь есть истинный Бог, Господь есть истинный
Бог!"
После этого Илия взошел на вершину горы и стал молиться о
дожде. Подул с моря ветер, показались на небе большие тучи и пошел
сильный дождь.
Царица же Иезавель, жена Ахавова, несмотря на чудеса,
продолжала преследовать Илию за то, что он предал смерти всех жрецов
вааловых. Илия скрылся в пустыню. Ему казалось, что он только один
остался верным Богу и его хотят убить. И он совсем упал духом. Но
Господь ободрил его, явившись ему, когда Илия ночевал в пещере горы
Хорива.
Голос Божий сказал ему: "Илия! Выйди и стань на горе пред лицом Господним".
И вот, подул большой, сильный ветер, раздирающий горы и сокрушающий скалы. Но в этом ветре не было Господа.
Потом было землетрясение, но в землетрясении также не было Господа.
Потом появился огонь, но и в огне не было Господа.
После всего было веяние тихого ветра, и там был Господь.
Господь
утешил Илию и сказал, что среди израильтян есть еще семь тысяч человек,
которые не кланялись идолам, и что Он воздвигнет среди них после него
пророка Елисея, которого и повелел помазать.
Это явление Господа
показало Илие, что Господь не только карающий и грозный Судия, но и
милующий, добрый Отец. Явление это также прообразовало собою пришествие
на землю Иисуса Христа, явившегося не для того, чтобы судить и
наказывать, но чтобы помиловать и спасти людей.
Илия, согласно
указанию Божию, помазал в пророки Елисея, который потом стал учеником
его. Однажды, когда они шли вместе, Илия сказал Елисею: "Пока я с тобою,
проси меня, о чем хочешь".
Елисей ответил: "Дух, который в тебе, пусть будет на мне вдвойне".
Илия сказал: "Многого ты просишь, но если увидишь, как я буду взят от тебя, то получишь".
Они пошли дальше. Вдруг явилась огненная колесница с огненными конями, и Илия понесся в вихре на небо.
Елисей, видя это, воскликнул: "Отец мой, отец мой, колесница Израиля и конница его".
Эти
слова пророка Елисея, означали, что святой пророк Илия своими молитвами
защищал царство израильское от врагов лучше, чем все воинство
израильское - колесницы и конница его.
До революции (1917)
покровителем моряков считался святитель Николай. А Никольский собор в
Петербурге в просторечии назывался Николой Морским. Наземным войскам
покровительствует Георгий Победоносец. С появлением авиации покровителем
воздушных войск был избран святой пророк Илия.
Пророк Илия считается также покровителем одиноких людей.
Известен
рассказ одной старушки, которая осталась одна. Пенсия была очень
маленькая, ноги болели сильно, поэтому случалось, что она голодала и
день и больше: то денег нет, то ноги болят, а сходить за продуктами
некому. Уныние на нее нашло: что же дальше будет? "Каждый раз, когда
после еды благодарите Господа, то в конце читайте молитву пророку Илие",
— посоветовала старушке одна из духовных дочерей святителя Афанасия
(Сахарова), исповедника, прославленного Архиерейским Собором Русской
Православной Церкви в 2000 г.
Вот эта молитва:
Во плоти ангел,
пророков основание, вторый предтеча пришествия Христова, Илия славный,
от ангела пищу приемый и вдовицу во время глада препитавый, и нам,
почитающим тя, благодатный питатель буди. (Молитвословия за трапезой.
Афанасий (Сахаров), свт.)
А как начала
читать, все изменилось. Она сама не понимала как, но без пищи не
оставалась: то кто зайдет кто, то посылку получит или сама дойдет за
покупками. Старушка ощутила, что пророк Илия стал ей доступным и
близким. Не только пищей, но и вразумлением помогал старушке святой. И
одинокой она с тех пор себя не чувствовала — привыкла молиться.
Еще пророку Илье молятся, чтобы он обратил сердца детей к родителям, а родителей — к детям.
Вспомним
Преображение Господне.
... По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата
его, и возвел их на гору высокую одних, и преобразился пред ними: и
просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.
И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.
При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь,
сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии. (Мф.
17:1-4)
Вот как
трактует эти строки Максим исповедник: "Переходящие от буквы к Духу
видят Закон и пророков, стоящих рядом со Словом и громким голосом
возвещающих о Его Пришествии. Почему Петр упомянул о кущах?" (куща,
скиния — место для молитв и жертвоприношений у древних иудеев). "Потому
что всякое введение и всякая добродетель соединяются в будущем
устроении, ничем не походя на легко разрушимые скинии, как говорит
Апостол, хотя и пророчества прекратятся... и знание упразднится (1 Кор.
13:8). А три скинии суть: деятельная, естественная и богословская. И
если богословие относится к Господу как к Богу, то естественное
созерцание - к Моисею как написавшему о возникновении всего. (книгу
Бытия). Практическое соотносится с Илией как с девственником, ревнителем
и аскетом.
Действительно,
ничто не ценится Господом так высоко в человеке, как ради Него
соблюдаемое девство, аскета и ревность (о Боге). Когда человек настолько
любит Бога, что пренебрегает условности. Истинно говорю вам: из
рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя (Мф. 11:11), —
говорил Иисус народу об Иоанне Крестителю — своими качествами и
подвигами походившего на пророка Илию.
И взглянул я, и
вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у
которых имя Отца Его написано на челах. И услышал я голос с неба, как
шум от множества вод и как звук сильного грома; и услышал голос как бы
гуслистов, играющих на гуслях своих. Они поют как бы новую песнь пред
престолом и пред четырьмя животными и старцами; и никто не мог научиться
сей песни, кроме сих ста сорока четырех тысяч, искупленных от земли.
Это те, которые не осквернились с женами, ибо они девственники; это те,
которые следуют за Агнцем, куда бы Он ни пошел. Они искуплены из людей,
как первенцу Богу и Агнцу, и в устах их нет лукавства; они непорочны
пред престолом Божиим (Откр. 14:1-5). Такой славы уподобятся лишь
девственники во имя Господа, имя Отца у которых написано на челах — те,
которые чтут Бога Отцом и заповеди его исполняют, не имеют дурных
мыслей. Лишь они смогут петь в конце времен вместе с ангелами — особую
песнь чистоты, которой Господь ответит великой блуднице — великому
разврату на земле.
Пророк Илия
вспоминается в Евангелии неоднократно. За него принимают Спасителя. Его
помнят. "...Посмотрим, придет ли Илия спасти Его," — говорит иудейский
народ перед тем, как Спаситель испускает дух на Кресте" (Мф. 27:49-50).
Настолько жизнь пророка Илии была ярка, праведна, и богоугодна.
Пророк Илия
открыто обличает нечестивого царя израильского Ахава. За нечестие и
отступление от истинной веры пророчествует голод и засуху: в сии годы не
будет ни росы, ни дождя, разве только по моему слову Цар. 17:1). Илия
по повелению Господню ушел в пустыню за Иордан. Воду он брал из
источника Хорафа, а пищу ему дважды в день приносил ворон. Когда из-за
непрекращающейся засухи источник пересох, святой отправился в сидонский
город Сарепту и поселился у единственной благочестивой вдовы, которой
Господь повелел кормить пророка. У вдовы осталась горсть муки и немного
масла. Из них она сделала пророку опреснок, и мука в кадке не
истощалась, и масло в кувшине не убывало, по слову Господа, которое Он
изрек чрез Илию (3 Цар. 17:16). Илия воскрешает отрока этой вдовы.
Выигрывает поединок со жрецами Ваала — на жертвенник по молитве пророка
сходит огонь. Народ, убежденный чудом, уверовал в истинного Бога: весь
народ пал на лице свое и сказал: Господь есть Бог, Господь есть Бог! (3
Цар. 16:39).
После этого
Господь послал дождь. Засуха и голод кончились. Царь Ахав продолжал жить
нечестиво, и Илия еще раз обличил его и пророчествовал беды. Ахав
смирился: разодрал одежды свои и возложил на тело свое вретище, и
постился, и спал во вретище, и ходил печально. (3 Цар. 21:27). И Господь
сменил гнев на милость. Пророку Илии Господь повелевает кого помазать
на царство, кого (Елисея) — в пророка вместо себя (3 Цар.19:16).
Помимо этого,
пророку Илие начертана особая миссия. Илия, взятый живым на Небо, вместе
с пророком Енохом придет на землю перед Вторым Пришествием Господа,
обличит антихриста, будет им убит и вновь воскрешен силою Божией (ср.
Откр. 11, 3-12).