хочу сюди!
 

ГАЛИНА

59 років, терези, познайомиться з хлопцем у віці 60-70 років

Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком?

Что важнее – ходить в церковь или быть хорошим человеком? Священник Сергий Фейзулин Зачем ходить в церковь, если Бог в душе? Не важнее ли быть хорошим человеком?

Сегодня многие люди хотя и не отрицают веру, хотя и признают Бога, но с церковной жизнью не имеют ничего общего, считая, что Бог у них в душе, и искать Его нужно именно там, а не в построенном человеческими руками храме.

Сразу вспоминается один эпизод из моей священнической практики. Жена

одного человека решила привести его в церковь.  Она ходила уже сама несколько раз, была на исповеди, причащалась, а муж ее отказывался. И вот она как-то расстроенная стоит – муж рядом с храмом, но не заходит. Я предложил пойти познакомиться с ним. Очень хороший, приятный человек, но отказывался зайти, потому что у него «Бог в душе». Я помолился про себя, думаю, ну что ему сейчас сказать, и вдруг меня осенило, я говорю: «Скажите, а завтракаете вы тоже в душе?» Он как-то так смешался, задумался и так смущенно говорит: «Нет». Так вот, подумайте над этим, вера – это то, что должно быть осуществляемо практически, вера не может быть теоретическая, она должна быть живая, подтвержденная жизнью, непосредственно, нашими поступками.

Но почему нельзя осуществлять веру практически, просто живя по

совести, стараясь исполнять заповеди, творить добрые дела? Многие считают, что гораздо важнее быть хорошим человеком, чем регулярно ходить в церковь.

Что такое быть хорошим человеком? Это настолько относительное

понятие, все люди хорошие. Бог создал все свое творение хорошим, и человек есть венец творения, самая совершенная его часть. Человек может быть подобен Богу, он есть образ Божий – каждый человек! Независимо от того, знает он об этом или не знает, пытается ли он найти в себе этот образ Божий и осуществить его, приблизиться к Богу, стать похожим на Него, стать Ему родным. Этого Господь ждет от нас – чтобы мы уподобились Ему. А в этом смысле – каждый человек хорош, и не просто хорош, каждый человек прекрасен, человек – это совершенство.

Но в обыденном смысле хороший человек, говорят еще “порядочный

человек”, – это очень относительная вещь, все мы для кого-то хороши, а для кого-то не очень хороши. Можно быть, скажем, замечательным врачом и скверным семьянином, невыносимым в личных отношениях. Можно быть готовым на самопожертвование ради своей Родины, и в то же время, жестоким, беспощадным и не иметь милосердия к врагу. Это хороший человек? Для кого хороший? Церковь не призывает нас быть хорошими, более того, желание «быть хорошим» – это очень опасно. Желание быть с каждым человеком хорошим – это не любовь к человеку, а человекоугодие и лицемерие. Об этом говорит сам Господь в Евангелии: «Горе вам, когда все люди будут говорить о вас хорошо». Человек приспосабливается к другому, чтобы произвести на него впечатление, таким образом вызвать о себе доброе мнение, на это затрачивается очень много душевных усилий, и это страшная вещь. Христос в Евангелии таких людей называет унылыми лицемерами.

Мы призваны не к тому, чтобы быть хорошими, а мы призваны быть

святыми, это совсем другое измерение человеческого духа. Паскаль, французский философ и ученый, говорит, что условно можно разделить всех людей на праведников и грешников. Праведники, говорит Паскаль – это те, кто считает себя грешниками, а истинные грешники – это те, кто считает себя праведниками, чувствуют себя хорошими людьми. Именно поэтому они не видят своих недостатков, не чувствуют, как далеки они от Бога, от любви. Потому что любви всегда должно быть мало, должна быть великая жажда. Любовь – это когда я всегда во всем ищу собственную вину, в каких-то обстоятельствах, в общении с людьми, в семейных, в профессиональных отношениях.  Я чувствую, что у меня всегда не хватает любви. Мы призваны – «Будьте святы, как Я свят». И в этом смысле хороший – это тот, кто постоянно чувствует себя, условно говоря, плохим, недостаточным, чувствует свои недостатки – недостаток веры, надежды, и конечно, любви, недостаток благочестия, молитвенности. В общем-то, это в любом творческом деле так – как только человек начинает удовлетворяться, возникает самодовольство, которое ограничивает его творческие импульсы, и человек замирает, остывает, его творческий огонь не освещает больше его жизнь.

Это как раз очень страшная мысль и очень обывательское представление,

что достаточно быть хорошим человеком. Но, слава Богу, Господь помогает нам почувствовать эту свою недостаточность через какие-то обстоятельства, когда мы видим, что у нас нет любви к людям, что мы не можем устоять перед какими-то соблазнами, падаем,– это тоже милость Божья, таким образом самый главный грех обнаруживается – это самодовольство, это себялюбие. Оно противоположно любви. Любовь – это недовольство собой, это сознание собственной ничтожности, малости, и святые – это люди, которые всю жизнь живут в сознании собственной малости, именно поэтому им становится доступно величие Божие. Церковь не призывает нас быть хорошими, это глубочайшее заблуждение. Церковь помогает человеку почувствовать как раз свою греховность, почувствовать глубокую нарушенность личности, глубокую болезнь личности. И Церковь, одновременно обнаруживая эту болезнь, ее и исцеляет.

Почему же только Церковь может исцелить человека? Почему он не может

спасаться сам по себе, зачем обязательно быть частью Церкви?

Надо для себя осмыслить, что такое Церковь вообще. Вопрос мирского человека, для которого Церковь – это что-то непонятное, чуждое, отвлеченное, далекое от его реальной жизни, поэтому он и не входит в нее. Апостол Павел отвечает на него так, как никто больше не смог ответить за всю историю человечества: «Церковь есть тело Христово», при этом добавляет – «столп и утверждение истины». И дальше добавляет, что мы все «уди от части», то есть члены этого организма, частички, клеточки, можно сказать. Здесь уже чувствуешь какую-то очень глубокую тайну, это уже не может быть чем-то отвлеченным – организм, тело, кровь, душа, работа всего тела и соподчиненность, соорганизованность этих клеточек. Мы подходим к вопросу отношения к вере в Бога мирского человека и церковного. Церковь – это не столько юридический институт и общественная организация, но, прежде всего, это то, о чем говорит апостол Павел – некое таинственное явление, общность людей, Тело Христово.

Человек не может быть один. Он должен принадлежать какому-то

направлению, философии, взглядам, мировоззрению, и если в какое-то время ощущение свободы, внутреннего выбора, оно – особенно в молодости – интересно для человека, то опыт жизни показывает, что человек не может добиться ничего в жизни один, ему нужно иметь какой-то круг, какую-то социальную общность. На мой взгляд, чисто индивидуалистичен такой мирской подход к «личному» Богу вне церкви, это просто иллюзия человеческая, это невозможно. Человек принадлежит человечеству. И та часть человечества, верующая в то, что Христос воскрес, и свидетельствующая об этом – это и есть Церковь. «Будете Мне свидетелями», – говорит Христос апостолам – «даже до края земли». Православная церковь это свидетельство свое осуществляет, и во время гонений осуществляла, и эта традиция сохранилась поколениями людей в разных обстоятельствах.

В православии, в церкви есть очень важная вещь – есть реальность,

есть трезвость. Человек постоянно вглядывается в себя и не своим собственным зрением исследует что-то в себе и в окружающей жизни, а просит помощи и участия в своей жизни благодати Божией, которая как бы просвечивает всю его жизнь. И здесь очень важен становится как раз авторитет традиции, тысячелетний опыт церкви. Опыт живой, действенный и действующий в нас через благодать Духа Святаго. Вот это дает другие плоды и другие результаты.

Подробнее

0

Коментарі

118.08.11, 07:30

а шо ходить с крестом по жизни?

    218.08.11, 08:05

    я тут вчера уже переписывалась с одними верующими людьми почти на такую же тему, без всякого злого умысла писала от чистого сердца, все то, что со мной произошло и что я думаю о священиках. Меня там такими помоями облили... вот я и задаю вопрос: "Это их научили так в церкве с людьми с другими взглядами разговаривать?". Если это так, то я в церковь ходить не хочу, я уж лучше с БОГом пообщаюсь там, где душа моя этого попросит. Сегодня проснулась и обнаружила, что рейтинга у меня в профиле нет. Так эти верующие люди, постоянно посещающие храм БОГа мало того, что безпочвенно меня обвинили во всех грехах, еще сделали пакость напоследок, как выстрел в спину, убрали мне рейтинг и я теперь не могу на понравившиеся мне заметки поставит плюсик

      318.08.11, 17:59Відповідь на 2 від Tро*На*

      рояна- священники такие же люди, как и миряне.
      Я знаю очень многих священников, нет идеальных, все нарушают Заповеди Божии
      Нет безгрешных людей.
      Для себя я сделал Правило, может вам пригодиться.

      Стараюсь никого не осудить.
      Я иду не к священнику в церковь, а в Церковь, Храм (Дом) Божий.
      Как бы не был плох священник, но он рукоположен и я через него получаю Таинства Причастия.
      Без священника не будет причастия.
      Если вижу, что священник не ах, то стараюсь меньше с ним общаться и подходить, дабы разного сооблазна не было

        418.08.11, 18:16

        Я Вас прекрасно понимаю, сама ранее такой была и защищала священников, пока БОГ мне глаза не открыл на их сущность. Да Вы правы, что не все одинаковы, но ведь Иисус не учил, что нести веру людям это такая же работа, как и в остальных людей и за нее должны платить деньги, у нас, не знаю вообще откуда утвердилась такая закономерность, что священники идут в церковь, как на работу. Вот интересно узнать бы точно, как учил Иисус своих учиников быть посредниками между БОГом и людьмы. Шото меня берут смутные сомнения, что Иисус сказал им строить храмы и продавать там всякую утварь, чтобы содержать за счет этих денег храм, платить его работникам, строить себе дома, кормить семью, покупать машины и дорогие одежды, насколько мне известно, именно таких людей и называл Иисус Николаитами ибо они брали

          518.08.11, 18:24Відповідь на 3 від dedyscka

          жертвенное. Уж раз у нас установилась такая тенденция, что люди несут свои деньги БОГу в церковь, то они должны считаться деньгами БОГа и даватся темь людям, которые именно просят денег у БОГа. Я вот видела по телевизору ребенка, который умирал от того, что у него небыло денег на дорогую операцию и он говорил: " Я надеюсь мне БОГ даст денег и мне сделают операцию"
          Еще приведу один факт со своей жизни, у меня происходят очень странные вещи, я постилась, исповедовалась и причащалась, священник естественно был в курсе происходящего и запретил мне смотреть телевизор, быть в интернете, тоисть получат какую-то либо информацию, это продолжалось неделю, посколько моя работа связана с интернетом, я попросила благословения на интернет, он мне его дал и я в благодарность с радостью дотронулась до

            618.08.11, 18:32Відповідь на 3 від dedyscka

            его руки, насколько же у меня было удивление, когда он отшатнулся от меня как от прокаженной и с таким ужасом посмотрел в мою сторону. А потом я поняла, что остальныя кланяясь целуют ему руку. БОГ мой как же меня это поразило. Неужели Иисус своих учеников учил быть такими высокомерными и нестись своим статусом, считая себя выше по положению, чем другие люди? И вот тут-то я и начала потихоньку задавать себе вопросы: "А почему священники себя короновали? Неужели Иисус учил учеников чтобы они ходили в коронах, с крестами, облочались в дорогие одежды и т.д" и тут еще маленькая оговорка, они почему-то запрещеют прихожанам обсуждать их поведение, какая-то своего рода, как и у депутатов личная неприкосновенность, ведь этим они тоже себя поставили выше других. А когда я на исповеде сказала, что

              718.08.11, 18:40Відповідь на 3 від dedyscka

              мне снится Иисус и Богородица, это вызвало такое негодование и упрек в мою сторону и я услышала фразу от священика: "Таким как ты Иисус и Богородится снится не могут, даже не всем священника они снятся, это тебе нечистый в их образе снился и т. д.". Дальше было еще веселее, когда было мне совсем плохо от происходящего и я плача просила о помощи, за руку я держала своего маленького ребенка, священик крыкнул певче и другим работникам громко на всю церковь: "Гоните ее с церквы, она сумашедшая и так дплее" и мой ребено выдел как меня проганяли, а я плакала от отчаяния, а мне, как бездомной собаке кричали: "Пошла от цюдова...". А я ведь не к ним пришла в дом, я пришла к БОГу... Скажите мне пожалуйста, как я после всего этого буду ходить к БОГу в церковь? Я его и дома любить буду.

                818.08.11, 19:10Відповідь на 7 від Tро*На*

                Написать в Епархию.
                Ходить в другой храм