Чей же президент Путин?
- 02.07.12, 11:09
Легендарное «соловецкое сидение» было так давно, что сегодня уже трудно разобраться, что же там было на самом деле. Для нас это, скорее, литературный образ, поэтический символ идейного протеста — хоть и не совсем понятного по сути современному человеку, но вызывающего уважение готовностью умереть за свои идеалы.
Простые монахи, сочтя проводимые патриархом преобразования ошибкой, отказались выполнять его указания, и с 1668-го аж до 1676 года регулярные правительственные войска не могли взять штурмом мятежную обитель. И только предатель-перебежчик, положил конец ее сопротивлению.
Правда, если покопаться в книжках по истории, картина получается не столь однозначная. К началу осады под зашитой мощных монастырских стен оказалось 700 человек, причем монахов среди них было всего человек 300, а остальные… До четырех сотен беглых московских стрельцов, донские казаки, соратники Степана Разина, беглые боярские холопы, крестьяне, «и свийские немцы, и поляки, и турки, и татаровя». На Соловки тогда бежали все недовольные — не церковной реформой, а вообще. А недовольных в стране хватало.
Это ведь только кажется, что смута закончилась в 1612 году, когда ополченцы Минина и Пожарского вошли в Москву. Вроде бы всем миром выбрали на царство Михаила Романова, патриархом стал его насильно постриженный в монахи Борисом Годуновым отец — Филарет, и принялись они в полном единодушии наводить в стране тот самый порядок, по которому все так истосковались. Так нет.
[ Читать дальше ]Не принесших покаяния монахов казнили. Тех немногих, кому сохранили жизнь, дабы окончательно пресечь крамолу, разослали по разным монастырям. Братию Анзерского скита, как сочувствовавшую «сидельцам», допросили и тоже разослали по дальним пустыням.
Церковная реформа была доведена до конца, несмотря на сопротивление раскольников. Царская власть устояла, укрепилась, отстроила «вертикаль» и с ее помощью правила страной до 1917 года. А вот древняя духовная школа соловецких старцев, давшая миру целый сонм святых, была полностью уничтожена и сохранилась лишь в преданиях.
Автор БОРИСОВА Марина
Здесь кратко описана история и причины раскола РПЦ в 17 веке, который был преодолён только после отстранения от власти семьи Романовых. И то не сразу, а только в 1929 году, когда советская власть своей основной задачей провозгласила борьбу с религией . Именно тогда, когда высшее духовенство РПЦ поняло весь масштаб угрозы полного уничтожения Православной Церкви, РПЦ признала каноничность РПСЦ и сняла с неё все свои предыдущие запреты и проклятия.
Кстати, это наглядный пример того, чем заканчивается "симфония" Церкви и власти....
По его словам, решение продлить мораторий связано с борьбой с дедовщиной и землячеством в армии.
При этом на прошлой неделе полпред президента в Северо-Кавказском федеральном округе Александр Хлопонин пообещал разобраться с отказами военкоматов Северного Кавказа призывать молодых людей в армию. На встрече с ним дагестанский журналист заявил об известных ему попытках дать взятку представителям военкомата, чтобы молодых людей все-таки забрали служить.
В ответ полпред указал, что нельзя рассматривать армию как бесплатную «кормушку», особо отметив, что жители Кавказа себя с лопатой не воспринимают.
Во время весеннего призыва 2012 года в российскую армию планируется направить 156 тысяч новобранцев.
Призыв жителей Северного Кавказа в российскую армию был временно прекращен в 2011 году.
http://vz.ru/news/2012/6/18/584241.html Обычно так поступают во время военных конфликтов с гражданами, симпатизирующим враждебным государствам. С кем собирается воевать РФ?15 июня 2012
Ольга Мамона
О том, почему мы так увлечены чемпионатом; почему за проигрыш готовы ввязаться в драку; почему фан-зоны при храмах уместны – об этом и многом другом рассказал протоиерей Александр АВДЮГИН, который и сам следит за матчами Евро.
Пять лет Украина готовилась к Евро-2012, и вот, наконец, 8 июня стартовал долгожданный чемпионат Европы по футболу. 11 июня в Киеве состоялся первый домашний матч Сборной Украины со Швецией, который принес нам первую победу, а сегодня, 15 июня, наши игроки встретятся на «Донбасс Арене» с французами.
Киев, Донецк, Харьков и Львов, которые впервые в этом году принимают Евро, живут футболом, да что говорить, футболом живет вся Украина.
О том, почему мы так увлечены чемпионатом; почему за победу мы готовы расцеловать соперника, а за проигрыш – ввязаться в драку; о фан-зонах на территории храмов и свиньях-предсказателях; о том, нужно ли священнослужителю говорить о футболе и можно ли молиться за победу, – об этом и многом другом рассказал «Православию в Украине»протоиерей Александр АВДЮГИН, который и сам следит за матчами Евро-2012.
«Христианство убрало жестокость и низменность зрелища, но оставило в нем стремление к победе»— Отец Александр, сейчас все живут футболом. Почему какой-то кожаный мяч способен объединять людей разных религий и национальностей, что все вдруг становятся родными и близкими? Не футболистам и не фанатам это кажется даже глупым, да и порой досадно, что объединяет людей игра, а не, к примеру, Петров пост.
— Потому, что это – зрелище. Никуда знаменитое римское требование «Хлеба и зрелищ!» не деинсталлировалось из человеческого сознания. Было, есть и будет. По причине одной и всем понятной – слаб человек. Отличие лишь в одном. Если раньше зрелищем были бои гладиаторов, а позже – рыцарские ристалища, то теперь это спортивные соревнования, в данном случае – футбол.
Произошла трансформация (уж простите за технический термин, но иной не подбирается): христианство убрало жестокость и низменность зрелища, но оставило в нем стремление к победе, которая достигается не убийством или ранением, а совершенством человеческих качеств, умением идти к поставленной цели Богом данными силой, смекалкой и ловкостью.
— Следует заметить, что Евро может как объединять, так и разобщать людей. Ведь известно, что футбольные фаны слывут своей агрессивностью. Так, уже в первые дни чемпионата в Польше были потасовки. Почему проигрыш заставляет болельщиков напиваться, проявлять жестокость и прочее?
— Нобель тринитротолуол для проходки горных туннелей изобрел, а применяют его, большей частью, в войнах. Политики у нас все о благе народа рассуждают, о культурном наследии спорят, моральные ценности в законы вводят и при этом благополучно, нещадно до крови колотят друг друга на виду планеты всей. Христианство – религия любви и спасения, что не помешало пребывать Европе почти столетие в религиозных войнах, уничтожая друг друга, как сказал знаменитый Портос за то, что один читал псалом по-французски, а другой на латыни.
Плохое всегда присоседится к хорошему. Недаром Господь в Своей молитве упомянул: «…и избави нас от лукавого». Сам Бог сказал! Потому что знал, что ни одно дело без внимания данной рогатой сущности не обойдется.
«Главное, что я сказал бы собирающемуся на матч, это пожелал бы победы его команде …»— Накануне Евро-2012 в Ивано-Франковске написали икону, посвященную чемпионату, и специальную молитву за футбол. А под Киевом на территории одного храма организовали фан-зону – установили экран, где теперь прихожане вместе болеют. Уместно ли говорить о молитвах за победу в футболе и о фан-зонах при храмах?
— При храмах вполне уместно. Вот там точно не будет потасовок, грубости и прочих негативов, которыми богаты околоспортивные мероприятия. Да и почему не помолиться о победе любимой команды, если данная победа есть «благое дело» для миллионов, если она позитивно влияет на человеческое состояние?
Раньше говорили о том, что победа любимой команды повышает производительность труда (а так и было!), теперь радость выигранного матча не разъединяет, а примеряет, делает человека добрее и доброжелательнее. Беда лишь в том, что наши СМИ всеми способами тиражируют негативы, совершенно не обращая внимание на позитив. Их больше интересуют дерущиеся хулиганы (фаны), чем обнимающиеся между собой после финального свистка соперники.
Если мне закажут молебен перед матчем, то я открою Требник на странице, где написано «Молебен перед началом добраго дела», и особое ударение после Евангелия сделаю на прошении: «Во всем споспешествуяй всем во благое, Господи, милостивно и рабом твоим (рабу) имярек, поспешествуй, Спасе, и во благополучное совершение делу их (его) спешно произвестися, благослови, молимтися, всемогий Владыко, услыши и помилуй».
Споспешествуяй всем во благое – именно во благое. Вот тогда и негараздов меньше будет среди болельщиков, Луческу полюбит Семина, украинцы не будут считать матч со шведами битвой под Полтавой, а поляки с русскими вспомнят, что они, в общем-то, славяне…
— Безусловно, футболисты и болельщики тоже верующие. Но если раньше с болельщиком футбола ассоциировался мужчина, который эмоционально кричит «гол!», то сегодня вспоминается тот же мужчина, но от которого разит пивом. Однако православный человек православен не только в храме, а и за его пределами, в том числе на футбольном поле и стадионе. Нужно ли священнослужителю говорить о таком понятии как культура футбола, и если говорить, то что?
— Если пиво руководит тобой, а не ты пивом, то ты не болельщик, а человек, страдающий от страсти к пиву. Неумеренное употребление пива никак не даст возможности в полной мере насладиться тактикой, стратегий, техническим мастерством и драматизмом матча. Иные проблемы часто возникать будут. Да и соседям-болельщикам надоест раз за разом пропускать вас в места не столь отдаленные.
Вот об этом прозаическом моменте тоже надобно говорить священнику. Хотя главное, что я сказал бы собирающемуся на матч, это пожелал бы победы его команде, которая возможна только тогда, когда будет отсутствовать злоба, презрение и формулировка «любой ценой». Пусть всегда побеждает мастерство и талант.
«Пенальти назначили в наши ворота – и тут крик с верхнего ряда: «Молись, батя!»— Один священник попал на футбольный матч в рясе, и было удивительно, что все люди на стадионе радовались встрече, поздравляли с победой, а те, кто сидели рядом, старались вести себя тактично. Бывали ли с вами какие-то истории, ведь вы и сами, отче, любите футбол и не раз были на матчах?
— Так и есть. Даже без рясы священника в тебе угадывают «на раз». Эмоций от этого не уменьшается, а вот негатив убирается. Более того, очень даже уважительное отношение со стороны болельщиков. Знаю священника, которого болельщики приглашают на футбол и даже билет ему покупают. Батюшка смутился, когда я у него спросил: отчего такие привилегии? Ответил, что они его «фартовым попом» считают и даже, когда команда проиграет, претензий не предъявляют.
От меня большой футбол далековато, на «Донбасс Арене» не часто бываю, но когда получается съездить, не разочаровываюсь. Наши болельщики очень даже уважительные и тактичные люди. Хотя было однажды. Пенальти назначили в наши ворота – и тут же крик с верхнего ряда: «Молись, батя!». Между прочим, Рыбка пенальти взял…
— В последнее время стало модным, чтобы какой-то зверек предсказывал, кто победит на чемпионатах по хоккею и футболу. Вот и сейчас слон, хорек и свинья – официальные предсказатели Евро-2012. Когда предсказывал какой-то осьминог из Германии или слон из Чехии, было понятно – так развлекается Запад. Но теперь и Украина выбрала себе предсказателя, не удивительно, что им стала свинья – такой себе символ. Мол, вот вам Евро по-украински. Что это за мода такая, и зачем это нам, православной стране?
— Вот это точно не наше. Откровенное язычество, вкупе со всеми волхованиями. Тварь безмозглая уподобляется разумному... Не нравятся мне подобные «мероприятия». Организаторы просто не соображают и не понимают, кто и что такое Человек. Этой свиньей они сами себя в свиней превратили.
— И напоследок. Евро-2012 еще продлится две недели, и многое впереди. Ваши пожелания украинским болельщикам.
— Вболіваємо за Україну! Україно, вперед!
12 июня исполняется 15 лет со дня смерти русского поэта, композитора, литератора, прозаика и сценариста Булата Окуджавы. Он оставил миру около двухсот авторских и эстрадных песен, написанных на собственные стихи.
Перед самой смертью Булат Шалвович был крещён с именем Иоанн. Вечная ему память!
Каждый пишет, как он слышит. Каждый слышит, как он дышит. Как он дышит, так и пишет, не стараясь угодить…
Так природа захотела. Почему? Не наше дело. Для чего? Не нам судить.
Булат Окуджава о себе- Я родился в 24-м году, 9 мая, у Грауэрмана, на Арбате. Первая моя квартира — дом 43. Квартира на 4-м этаже, средних размеров по коммунальным масштабам, 5 соседей. Раньше это была квартира фабриканта Каневского, нэпмана. После нэпа он был директором своей же фабрички. А потом уехал во Францию с семьей.
Отец мой был прислан в комакадемию из Грузии учиться. На Арбате ему дали две маленькие комнатки в той коммуналке. И мать жила с нами. После моего рождения отца отправили обратно на Кавказ. Он продолжал работать комиссаром грузинской дивизии. А мама работала в аппарате горкома партии, здесь.
А потом пришло время мне учиться. И меня отправили в Тбилиси, где я поступил в первый класс. Это был такой странный первый класс, где были экзамены — по-русски. На экзамене каждому давали табличку, на табличке был нарисован лабиринт. В центре лабиринта — колбаса, а снаружи мышка, нужно было найти кратчайший путь до колбасы. О Пушкине мы не слышали ничего, Пушкин не существовал, Лермонтов не существовал, Толстой не существовал. Все они были помещики.
Потом отец работал уже секретарем Тбилисского горкома партии. У него были нелады с Берия, очень серьезные. И дошло до того, что отец мой поехал в Крым, к Серго Орджоникидзе, и попросил направить его на работу в Россию, потому что в Грузии он работать не мог. И Серго отправил его на Урал. Парторгом ЦК на вновь строящийся в первой или второй пятилетке вагоностроительный завод.
Вот в 32-м году отец отправился на Урал — там еще была дикая тайга и несколько бараков. А потом выписал и нас. Я жил там, учился, до ареста отца. До февраля 37-го года.
Мы вернулись в Москву. Опять в эти же две комнаты. Мать, конечно, исключили из партии тут же. Она устроилась кассиром в какую-то артель. И занималась тем, что в свободное время бегала, добивалась приема у Берия, чтобы сказать ему: ты же знал его по работе, он не может быть троцкистом или английским шпионом. Она добивалась, добивалась до тех пор, пока не пришли однажды ночью и не забрали ее тоже.
Я остался с бабушкой. В это время был уже брат. Он родился в 34-м году. Жили мы впроголодь. Страшно совершенно. Учился я плохо.
- Вы ощущали себя сыном врагов народа?
- Я испытывал это на себе ежечасно, во всех смыслах. Но я считал, что это ошибка. Я был очень политический мальчик. И я знал, что мои родители такие коммунисты, каких не бывает вообще в природе. Произошла ошибка какая-то. И когда это до Сталина дойдет, он все исправит.
Семью Окуджавы «выкашивал» террор 30-х годов. И, словно бы вопреки этой трагедии, в подростке, а затем юноше Булате рождаются жажда добра и надежда. Это была милость Божия, конечно же, незаметная и не до конца осознанная. Бог действует в мире и в каждом человеке, если Он посеял в нём жажду добра и сострадания.
[ Читать дальше ]
Вот комната эта — храни её Бог! - Мой дом, мою крепость и волю. Четыре стены, потолок и порог, И тень моя с хлебом и солью.
И в комнате этой ночною порой Я к жизни иной прикасаюсь. Но в комнате этой, отнюдь не герой, Я плачу, молюсь и спасаюсь.
В ней всё соразмерно желаньям моим - То облик берлоги, то храма,- В ней жизнь моя тает, густая, как дым, Короткая, как телеграмма.
Пока вы возносите небу хвалу, Пока ускоряете время, Меня приглашает фортуна к столу Нести своё сладкое бремя…
Покуда по свету разносит молва, Что будто я зло низвергаю, Я просто слагаю слова и слова И чувства свои излагаю.
Судьба и перо, по бумаге шурша, Стараются, лезут из кожи. Растрачены силы, сгорает душа, А там, за окошком, всё то же.
Вечная ему память!
Исправительно-трудовая колония в Кучино была создана в 1946 году и сокращённо именовалась «ИТК-6». Сначала заключённые занимались рубкой леса, но в 1954 году их заняли другими работами.
До 1972 года в колонию направляли осуждённых сотрудников советских правоохранительных органов. Поскольку многие из них отлично знали систему охраны мест заключения, то для исключения возможности побегов территорию обнесли дополнительными заборами.
В 1972 г. в колонию начали направлять осуждённых за «особо опасные государственные преступления», до этого их содержали в колониях в Мордовской АССР (смотри статью Дубровлаг). Колонии присвоили обозначение «учреждение ВС-389/36» (это обозначение использовалось при переписке с заключёнными). Поэтому советские диссиденты стали называть эту колонию «Пермь-36». В ней содержались Владимир Буковский, Сергей Ковалев, Юрий Орлов, Леонид Бородин, Валерий Марченко (погиб в заключении), Натан Щаранский, Глеб Якунин, Левко Лукьяненко, Балис Гаяускас, Василь Стус(погиб в заключении) и другие политзаключённые. В 1980 году в колонии открыли участок особого режима для «рецидивистов» в бывшем здании лесоперерабатывающего цеха. Эти заключённые содержались в закрытых камерах.
Колония была закрыта в 1988 г. В 1992 году появилась идея создать на её месте музей. Четыре года ушло на подготовку музея к открытию и в 1996 году музей истории политических репрессий «Пермь-36» принял первых посетителей. Разрушавшиеся бараки были отреставрированы и в них разместили экспонаты музея. Утраченные заборы, вышки, сигнально-предупредительные сооружения, инженерные коммуникации были воссозданы заново.
В 2004 году Фонд мировых памятников включил «Пермь-36» в список 100 особо охраняемых памятников мировой культуры. В настоящее время идет процедура по включению музея в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
С 2005 года ежегодно на территории музея политических репрессий «Пермь-36» проходит международный форум «Пилорама», в рамках которого проходят встречи с известными людьми, кинопоказы, выставки, концерты. На него приезжают тысячи людей.
— Литератором, полвека занимающимся историей. — Тогда для вас наверняка важно одно из высказываний нового министра культуры Владимира Мединского. В вольном изложении: некоторые считают, что в истории главное — факты. Это не так, главное — трактовки. По сути, это продолжение разговора о так называемой фальсификации истории в ущерб интересам государства. — Надо договориться о терминах. Если сказать, что на Куликовом поле победил Мамай, — это фальсификация. А если объяснить, что ситуация вокруг Куликовской битвы была сложной, что некоторые княжества не поддержали Дмитрия Донского, что у татар были на Руси союзники, а не то что вся Русь в едином порыве поднялась и пошла на проклятую татарву, — так это не фальсификация истории, а трезвый взгляд на нее. Захлебываться восторгом — дело опасное. Помните реакцию Бенкендорфа на «Философическое письмо» Чаадаева: «Прошлое России удивительно, ее настоящее более чем великолепно. Что же касается ее будущего, оно выше всего, что может представить себе самое пылкое воображение». Мы знаем, чем кончилось николаевское царствование, проходившее под этим лозунгом. Вот вам подлинный пример фальсификации истории, которая коверкает общественное сознание. — Что плохого в том, что восьмиклассник будет гордиться прошлым и настоящим своей страны и верить в ее блистательное будущее? — Если восьмикласснику внушать, что самодержавная Россия была раем на земле, где все друг друга любили, ему совершенно непонятно будет, почему все это рухнуло, почему в 70-е годы XVIII века в стране началась кровавая гражданская война, которая называется восстанием Пугачева. У него будет чудовищная каша в голове. Узнав хотя бы основные факты нашей истории и сопоставив свое пусть и малое знание с восторженной трактовкой этой истории, он станет в тупик. Нужно трезво сознавать, что за нами великая, но трагическая история, полная тяжелейших испытаний. И гордиться надо тем, что Россия сумела все-таки сохранить себя. Принцип Бенкендорфа ведет к потере исторической ориентации. Это болезнь. — Многие видят ситуацию немного иначе: была великая история, некоторые эпизоды которой фальсификаторы пытаются опорочить. Вот эпоха Петра I — гордиться ею или нет? — Военной историей петровского времени можно гордиться. Армия и гвардия — вот что Петру по-настоящему удалось. То, что он смог одолеть такого опасного и талантливого противника, как Карл XII с его лучшей в Европе армией, безусловно, предмет гордости. В Полтавской битве Петр проявил себя как замечательный тактик. — А Сталин? Одолел нашего злейшего врага, выиграл войну... — Нет, Сталин войну проиграл. — Вот и вы уже начинаете фальсифицировать историю. — Если бы все шло так, как задумал Сталин, если бы он действительно руководил военными операциями, страна погибла бы. Когда Сталин вмешивался в деятельность Генштаба, где были профессионалы — Шапошников, Василевский, Жуков, например, — происходили катастрофы. Так, в августе-сентябре 1941-го Сталин запретил отводить за Днепр мощнейшую группировку генерала Кирпоноса, о чем его, можно сказать, умолял Генштаб, и в результате около миллиона солдат попали в плен, погибли. И это резко изменило стратегическую ситуацию. — Это называлось «Умрем, но Киев не сдадим!». Умерли и сдали.
[ Читать дальше ]