О сообществе

В сообществе размещаются публикации о Православии не только на территории Украины, но и за ее пределами.

Топ участников

Вид:
краткий
полный

Православие в мире

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО, Гарофало, Калифорния. 1535 г.

СВЯТОЕ СЕМЕЙСТВО, 
Гарофало, Калифорния. 1535 г.
масло на панели, h 51cm x w 37,5 cm x d 1.9 cm https://www.rijksmuseum.nl/nl/collectie/SK-C-309


“ПЦУ должна быть без стукачей и любителей “русского мира”.

Создание Порошенко независимой церкви - вопрос не только религии, но и госбезопасности, эксперт - https://www.unn.com.ua/ru/news/1769643-stvorennya-poroshenkom-nezalezhnoyi-tserkvi-pitannya-ne-tilki-religiyi-a-y-derzhbezpeki-ekspert?_part=main&_print=1
Создание Порошенко независимой церкви - вопрос не только религии, но и госбезопасности, – эксперт

Алексей Голобуцкий

КИЕВ. 24 декабря. УНН. Скандал вокруг Рижского митрополита и главы Латвийской православной церкви (находится в управлении Московского патриархата) Александра Кудряшова в очередной раз доказывает, что президент Петр Порошенко оказался прав в вопросе необходимости создания независимой украинской церкви. Такое мнение на своей странице в Facebook высказал политолог Алексей Голобуцкий.

“Создание независимой украинской церкви, которым так активно занимается президент Порошенко, — это вопрос не только религии, но и государственной безопасности. Пару дней назад Латвия открыла архивы КГБ, в которых содержалась картотека агентов, резидентов и явочных квартир. Среди них оказался и Александр Кудряшов, который нынче возглавляет православную церковь Московского патриархата в Латвии”, — написал Голобуцкий.

По его словам, Александра Кудряшова КГБ завербовал еще в 1982 году. По мнению политолога, вряд ли Кудряшова ставили перед выбором “стучать” или “получить вышку” — скорее всего это была личная инициатива.

В принципе, давно уже не секрет, что в СССР церковь стала фактически отделом КГБ, и священники исправно и регулярно носили туда доносы на своих прихожан. За четверть века с распада Союза ситуация не особенно изменилась — теперь эти же священники ходят в российское ФСБ. И в этом вся суть Московского патриархата: под православными атрибутами скрывается множество „гэбэшников“, стукачей и шпионов. Они готовы стучать любым хозяевам: старым советским или нынешним российским. Видимо, без этого жить они просто не могут”, — считает эксперт.

Это одна из причин, почему Украине действительно необходима собственная независимая православная церковь. Как отметил политолог, “украинская церковь должна быть без стукачей и любителей “русского мира”.

“И именно поэтому я поддерживаю предложение Порошенко создать свою церковь — независимую украинскую церковь — и в конце концов покончить с „фээсбэшниками“ в рясах, которые занимаются только стукачеством и пропагандой”, — подытожил Алексей Голобуцкий.

 Таисия Черненко

Собор провалил кандидатуру Порошенко))



Главой поместной православной церкви избран епископ УПЦ КП Епифаний (Думенко), - Нищук со сцены на Софийской площади
6 января он вместе с президентом Порошенко отправится за Томосом ко Вселенскому патриарху Варфоломею.

Предстоятелем поместной православной церкви в Украине- митрополитом Киевским и всея Украины избран Епифаний (Думенко).

Об этом объявил со сцены министр культуры Евгений Нищук, когда из Софийского собора под перезвон колоколов выходили президент Украины Петр Порошенко, председатель Верховной Рады Андрей Парубий и представитель Вселенского патриарха митрополит Галльский Эммануил, сообщает Цензор.НЕТ со ссылкой на "Интерфакс-Украина"

6 января 2019 глава вновь объединенной церкви вместе с президентом полетит в Стамбул, где Варфоломей вручит томос об автокефалии. На этом процедура получения церковной независимости будет завершена.

Митрополита Епифания СМИ называют "правой рукой" Филарета в церковном управлении Украинской православной церкви Киевского патриархата, пишет "Громадське".

Ему 39 лет. В миру – Сергей Думенко, он родился в селе Волково Ивановского района Одесской области в семье рабочих. Учился в Киевской духовной семинарии, Киевской духовной академии, а также в Афинском университете на специальности "философия".

Заниматься делами УПЦ КП начал в 2008-м. Через 5 лет Филарет назначил Епифания митрополитом с титулом Переяслав-Хмельницкий и Белоцерковский, а в 2017 он стал митрополитом Переяславским и Белоцерковским.

Епифаний является членом Национального Союза журналистов Украины и Международной федерации журналистов, а также ректором Киевской православной богословской академии.

О создании Украинской поместной церкви Епифаний говорил еще в 2013-м.

На роль предстоятеля новой украинской церкви также претендовал митрополит Луцкий и Волынский Михаил от УПЦ КП. От УПЦ МП кандидатом был митрополит Винницкий и Барский Симеон. УАПЦ не выдвинула кандидатов – ее глава митрополит Макарий взял самоотвод. Макарий рассказал, что Вселенский патриархат попросил его и главу УПЦ КП Филарета не баллотироваться на пост главы новой украинской церкви.

На Объединительном соборе также утвердили устав новой церкви. Тысячи людей пришли на Софийскую площадь, чтобы принять участие в событии.Источник: https://censor.net.ua/n3102531

Томос будет вручен вновь избранному предстоятелю ПЦУ 6.01.2019

Вселенский Патриарх Варфоломей передаст Томос об автокефалии православной Церкви в Украине лично избранному предстоятелю объединенной Церкви 6 января 2019 года
----------------------------------------------------------------------------------------------------
https://credo.press/221448/



сообщил 13 декабря глава Информационного управления УПЦ КП архиепископ Евстратий (Зоря), передают «ВВС Украина» и «Интерфакс-Украина». 

Евстратий отметил, что 6 января в Константинополе «должна быть совершена Божественная литургия, сослужение Вселенского Патриарха и предстоятеля (поместной Церкви), и после этого ему будет вручен Томос». 

Говоря об объединительном Соборе, архиепископ отметил, что иерархи УПЦ КП придут на Собор 15 декабря. Каждый возьмет с собой двух человек: одного клирика и одного монаха или мирянина. 

По его словам, УПЦ КП уже на Соборе представит своего кандидата на предстоятельство в поместной Церкви. «У нас есть единственное предложение по кандидатуре, которую предложат Собору», — сказал спикер УПЦ КП. 

Он отметил, что голосование на соборе будет тайным. 

Также архиепископ Евстратий (Зоря) сообщил, что комиссия представителей православных Церквей Украины, которая ведет подготовку к Объединительному Собору, рассмотрела проект устава будущей поместной Церкви. «Мы прошли по проекту Устава, который был предложен от Синода Вселенского патриархата. Дискутировали, некоторые вещи сохранены, некоторые вещи изменены, несколько отброшено», — сказал пресс-секретарь УПЦ КП.

Протоієрей Георгій Коваленко про закінчення війни церков

Онуфрій і Філарет служитимуть разом?



Завдяки останнім рішенням Вселенського патріархату сьогодні в Україні немає православних християн, яких можна було б звинуватити в «неканонічності». Триває процес створення в країні єдиної помісної церкви. Таким чином, скоро в Україні буде дві канонічних церкви — помісна церква і церква Московського патріархату. [3]

У колонці на UAportal ректор Відкритого православного університету, колишній прес-секретар предстоятеля УПЦ Московського патріархату, протоієрей Георгій Коваленко поділився роздумами про таке:

- чи буде якась взаємодія, спілкування або навіть співпраця між цими церквами?

- чи буде мати місце особливий жест взаємного визнання — співслужіння?

- чи можуть співслужити митрополит Онуфрій і патріарх Філарет?

Це розділення не вічне. Поступово відбуватиметься процес взаємного визнання. Рано чи пізно все одно це закінчиться співслужінням між православними, рано чи пізно церковні ієрархи в Україні прийдуть до того, що потрібно все-таки знаходити ті рішення, які будуть на благо всім людям, в тому числі всім релігійним громадам.

Що стосується співслужіння, то ще в серпні місяці ми, Мережа відкритого православ’я, розуміючи, що в Україні якийсь період часу будуть існувати паралельно структури і помісної церкви, і структури Московського патріархату, які об’єднати одномоментно явно не вдасться, пропонували замість «війни юрисдикцій» мирне співіснування, співпрацю і співслужіння.

Я вважаю, що цілком можна було б не розривати спілкування з Вселенським патріархатом, як це було зроблено на Синоді в Мінську і на архієрейському соборі в Києві, коли не відбулася зустріч з президентом. Можна було не розривати спілкування, а, зберігаючи свою внутрішню структуру, бути більш відкритими до православних братів іншої юрисдикції.

І в цьому сенсі мені здається такий варіант більш церковний, євангельський, ніж повна відмова від якогось діалогу, співслужіння, співпраці.

Але я впевнений, що все одно в доступному для огляду майбутньому від цієї войовничої риторики доведеться відходити. І першим кроком буде відновлення євхаристійного спілкування з Вселенським патріархатом, а потім по факту — і з Помісною української церквою.

А якщо буде відновлено це спілкування, то, навіть існуючи паралельно, як організації, як юридично оформлені особи, що володіють тим або іншим майном, цілком як віруючі і як православні люди можуть прийти, співслужити, молитися і причащатися.

Наприклад, коли ми, священики, ходимо до когось в гості на храмове свято, ми ж не вимагаємо нам передати щось, навіть якщо нам дають очолити службу. Наприклад, якщо за кількістю років, які я в сані, я більше, ніж настоятель, що мене запрошує, він як господар приймає мене і пропонує мені очолити богослужіння. Я очолюю богослужіння, але це ж не означає, що я стаю на його місце або починаю мати якісь юридичні або економічні права в його парафії.

Я б не акцентував на цих абсолютно земних питаннях. Я б все-таки, залишаючи по можливості все як є, без конфліктів, знаходив би по-справжньому духовні шляхи для спілкування і між православними, і між представниками різних конфесій в Україні, показуючи справді християнські відносини, а не боротьбу за майно, владу і організацію.

Чи зможуть коли-небудь співслужити на одному богослужінні митрополит Онуфрій і патріарх Філарет? Я б дуже хотів бути учасником цього богослужіння. Тому що я вважаю, що ті проблеми, які сьогодні їх розділяють, не настільки великі, що не можуть бути вирішені. Я б дуже хотів, щоб це співслужіння сталося.




Гнев и милость...))

Взято из ЖЖ в блоге  stpneuma 

*     *      *

Гнев и милость
Монастырь не славился дружным духовным братством. Каждый был сам себе на уме, у каждого были свои интересы, дружбы между братиями не наблюдалось. В наш век технологий, все свободное от послушаний время, каждый брат либо заваливался спать, либо втыкался в свой гаджет, и внешний мир переставал быть интересным. Общение между насельниками происходило только по делу, достаточно официально, с присущей для светского мира показной вежливостью и терпимостью.

Игумена такой уклад жизни обители вполне устраивал. Сам он был, как выражались сами братья, деспот, тиран и параноик. Ему постоянно мерещилось, что его хотят "подсидеть", "подставить", и поэтому он тесной дружбы между братиями не одобрял. Ее и не было. Дополнительным плюсом ко всему, такая обстановка, сводила на нет проблему пьянства, которое было весьма редким явлением в монастыре.

Все братство без исключения, включая священство, ненавидели игумена. Тот, впрочем об этом знал, секрета никто из этого не делал, и даже не пытался. Хотя внешне, конечно, все было благопристойно, с соблюдением всех формальностей и субординации в отношениях.

Однажды игумену надо было уехать на длительный срок в командировку. Под вечер, погрузив с помощью братьев все необходимое в багажник, честный отче благословил все вышедшее проводить его братство, сел и уехал. История сохранила факт, но не уберегла причину: почему-то через три часа игумен вернулся. Для определенности предположим, он что-то забыл взять важное.

Братский корпус был пуст. В окнах трапезной также было темно. Игумен насторожился и почуял неладное. Лишь в коровнике, стоящим метрах в двухстах от игуменского корпуса виднелся свет в окнах и теплилась жизнь. Начальник обители направился в ту сторону и заглянул в окно. На дорожке между стойлами, по которой возилась тележка с навозом и доильный аппарат, стояли две скамейки, уставленные всякими тарелками и бутылками. Инок Трофим, старший коровника, сидел на табуретке и залихвастки на баяне играл "ой, цветет калина". Вся братия, стоя полукругом, обнявшись, во главе с благочинным иеромонахом Антонием, пьяными голосами нескладным хором исполняли: "парня полюбила, на свою беду-у...".

Веселье было в самом разгаре. Коровы молча, без эмоций, жували жвачку.

- Мой отьезд отмечают...
Приступ бешенства резко охватил игумена и первый помысл сразу побудил его ворваться в коровник и хорошенечко поддать этим "пьяным скотам". Однако также молниеносно умягчил Господь сердце фараона! Настоятель неожиданно для себя улыбнулся, перекрестился, и снисходительно подумал:

- Слава Тебе Господи! Ну хоть в чем-то нашли общие интересы... Хоть пьют вместе...

Игумен как-то повеселел, зашагал обратно в сторону своего корпуса, и в полголоса стал декларировать пророка Давида: 
- Се что добро, или что красно, но еже жити братии вкупе?...

Взял то, что забыл, сел в машину и снова уехал.

(c) Сюжет для поста подброшен Ильёй К.==============dance...boyan ....prey 

День за днем: Живые камни




Живые камни
  
"И сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный"
(1 Пет. 2, 5)


Каждый истинный христианин есть камень в храме Христовом. Последователи Христа именуются "живыми камнями". Все, принадлежащее Ему, живет. Смерти нет места в Его Церкви; христианин не может быть мертвым. В каждое здание входят камни разной величины и формы; есть и большие, и маленькие, есть и незаметные обломки, затыкающие отверстия.
Живые члены Церкви Христовой бывают также очень различны по своим свойствам, способностям и своему назначению. Но все они имеют свое определенное место и в той или другой степени приносят свою долю пользы. В каждом приходе выдвигаются необходимые члены, на которых возлагается наибольшее бремя и ответственность, к ним обращаются за помощью и советом более слабые братья. Но таких светочей немного, более скромные места также должны быть заняты; молодые, неопытные христиане не должны уклоняться от дела, которое найдется и для них, под предлогом неспособности. Общее дело может без них пострадать. Лепта вдовы была угоднее в глазах Спасителя, чем щедрое подаяние богатого фарисея.
Каждый из нас, пренебрегая трудом на ниве Господней, каким бы скромным и незначительным он ни был, оставляет пустое место там, где могло бы произрасти нечто полезное и прекрасное. И от нашего упущения кто-нибудь или что-нибудь пострадает. Даже и в старости, когда сила и способность к труду изменяют нам, остается нечто живое в бодром, здоровом духе христианина, и влияние его продолжает действовать и без слов, незаметно для него самого.
В здании каждый камень служит опорой другому, возложенному на него, все они держатся друг другом, не выдержит один, и все здание рухнет. Все стоят и упираются на одном главном, краеугольном камне, лежащем в основе всего, - "камень же есть Христос"!

*    *   *


СПРАВКА 

День за днем: месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года 
Месяцеслов с размышлениями православного священника во спасение души на каждый день года.
Хотя имя автора книги `День за днем (дневник православного священника)`, изданной впервые в 1908 году, неизвестно, при чтении ее не покидает чувство, что с вами беседует давно знакомый человек, имеющий непорочную жизнь перед Богом. Такое сочувствие вызывают его мысли о христианской жизни, о путях спасения. Не случайно именно эта книга оказалась среди многих сочинений духовного содержания, которые Царская Семья взяла с собою в ссылку. 

В основу www-версии месяцеслова положена книга "День за днем. Дневник православного священника", выпущенная в 2000 г. издательством "Лествица". 


Мысли современного православного священника о вере в Высшие Силы


*   *   *

«Весной 63 года до н.э. на дорогах Палестины показались колонны римских солдат. За ними со скрипом тянулись обозы, грохотали тяжелые осадные орудия, в тучах пыли блестели панцири легионеров и колыхались боевые знамена.

Командовал армией сорокатрехлетний полководец Гней Помпей. Втайне мечтая о мировом господстве, он любил рядиться в тогу международного арбитра и говорил, что явился в Сирию не для захвата чужих владений, а как защитник порядка и освободитель. В эти годы он достиг зенита славы и был окружен любовью военных. То, что Помпей расправился с пиратами, этим бичом мореплавателей и победоносно завершил кампанию против Митридата Понтийского и Тиграна Армянского, укрепило его позиции как в Риме, так и за его пределами.

Ближний Восток Помпей застал в состоянии войны, которую вели между собой местные царьки и правители. Поэтому он поспешил водворить там мир, раздавая титулы и короны, и в то же время объявил все сирийское побережье провинцией Рима.

Этот момент совпал с упорной борьбой за иерусалимский престол двух братьев-претендентов Аристобула и Гиркана. Они обратились к Помпею с просьбой решить их спор. Однако в последний момент Аристовул передумал и отказался от помощи римлян. Услышав это разгневанный Помпей повернул войска и двинулся быстрым маршем на Иерусалим. Древний город, переживший пятнадцать веков славы и падений, уже давно стал легендарным. Он был расположен на горе и представлял собой мощную крепость. Вид его стен смутил Помпея, который знал толк в осадном деле. Однако ему помогли раздоры, бушевавшие внутри города. Аристобул сдался на милость римлян, а партия его брата Гиркана открыла им ворота. 

Только те, кто не желал мириться с присутствием чужеземцев, заперлись в храмовой цитадели, готовые стоять насмерть.

Целых три месяца шла осада, пока римляне с величайшим трудом не разрушили одну из башен. Когда они хлынули в ограду храма, то с изумлением увидели, что священники продолжают совершать богослужение. Все время, покуда длилась отчаянная оборона, духовенство не покидало алтаря и погибло вместе с защитниками святыни.

Пользуясь правом победителя, Помпей захотел осмотреть знаменитый храм, в том числе и Дебир - Святое Святых, место, куда мог входить, да и то раз в году, только первосвященник.

Переступить запретный порог римлянина толкало неудержимое любопытство: ведь о религии иудеев ходили такие фантастические слухи. Одни рассказывали, что в Дебире находится золотое изображение ослиной головы, другие уверяли, что там прячут человека прикованного золотой цепью, обреченного на заклание. Что же скрывается в нем на самом деле? Каких только сюрпризов не подносил загадочный Восток людям Запада! 

В напряженной тишине отодвинулась завеса... И что же? Удивлению Помпея и его офицеров не было границ. Они ожидали увидеть нечто необыкновенное, по крайней мере какой то образ - прекрасный, или отталкивающий. Но, там было пусто. Там обитало Незримое...

Со странным чувством, к которому примешивался суеверный страх, покинули римляне храм, не прикоснувшись ни к чему. Но, наверное, они удивились бы еще больше, если бы узнали, что судьба поставила их лицом к лицу с религией, предназначенной стать колыбелью учения, которое завоюет Восток и Запад, беломраморную Элладу и их родной Рим…" 

Протоиерей Александр Мень «Сын Человеческий»

Как ни крути, как ни верти – а, монотеизм, НЕВИДИМОЕ, вера в незримое, все больше и больше распространяется по нашей планете.

*   *   *

Как может завоевать, покорить невидимое, незримое, непостижимое, которое попросту можно обозначить словом – НИЧТО. Вот, извечный вопрос. Вопрос вопросов, над которым боролись, борются, да и по всему видно, что в дальнейшем будут бороться умы человеческие. Но оно покоряет, подчиняет, овладевает умами и сердцами. Что есть это ЧТО, когда оно – НИЧТО? Но человек осознает насущную важность богоискания. Люди не мыслят без него жизни. Антуан деСент Экзюпери говорил: «Самое важное в мире то, что невидимо»

Из мировых религиозных воззрений мы знаем - Бог невидим, неизследим и непостижим. ОН есть тот, у которого нет имени. Его имена, которые мы читаем в текстах священных книг это всего лишь наши человеческие прилагательные: Вечный, Вездесущий, Всемогущий. Он, Тот, кто все в природе проявляет, но Сам, увы, не проявляется.

«Не постигают Его взоры, а Он постигает взоры. Он проницателен и всемогущий» Ислам, Коран 16:76.

«Бесформен, растворен в космическом пространстве, все сотворяет, Сам же и сотворенное созерцает» Сикхизм, «Ади грантх.»

«То, что без рода, невидимо, непостижимо, не обладающее признаками и обладающее ими, бесцветно, без глаз и ушей, без рук и без ног, вечное, всепроникающее, вездесущее, тончайшее, непреходящее в Котором мудрые видят источник существ. Индуизм, «Эпос Упанишад 1.1.6.»

«Вот энергия в хаосе возникающая прежде неба и земли. О, беззвучна! О, лишенная формы! Всюду действующая и в вечном движении не имея преград. Не зная ее имени, обозначу иероглифом и назову ее ДАО, то есть Великое.»

Даосизм, «Дао де дзин 25.»

Нельзя упрекнуть в язычестве, грубом примитивизме большинство наших людей. «Я верю, что в природе есть какая то Сила» - это символ веры простых, малорелигиозных русских, украинцев, белорусов, да и вообще подавляющего большинства живущих на планете Земля людей. Самый краткий и самый точный. Все гениальное – просто. Но все же следует заметить, что вера большинства – это не вера Библии. Это универсальный религиозный инстинкт человечества. Но этой вере миллионов нет места, как обрядоверию: поклонению статуеткам, каждению ладаном, освящению вещей, точно так же и нет места монотеистическому постижению и поклонению Ему в форме священных писаний – Библии, Корана и других, близких к монотеизму книг, требующих частых молитв и определенных форм исповедания. Большинство говорят – «Бог у меня в душе!» И не более. Такая вера это грань монотеизма и атеизма. Да, так есть.

В сравнении с мировыми пантеистическими воззрениями на природу Бога, от которых веет холодом и космической пустотой, насколько реальный, живой, антропоморфный, человечный, описуемый Бог Библии. Это ни, что иное, как словесный Образ(икона) Бога, доступный звуку, цвету, слову нашим телесным человеческим пониманиям и восприятиям. Можно с полным правом заключить: Бог Библии – человекообразный Бог. «И создал человека по образу своему и по подобию своему…»Быт.1:26. Можно сказать, что человек, как бы соревнуясь, сотворчествуя Творцу отблагодарил Бога тем же, вообразив и живописав Его по своему, человеческому подобию и образу на страницах Библии:

«И услышал (Адам) голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господня между деревьями рая. И воззвал Бог: «Адаме, где ты?» Быт.3:8.

«И раскаялся Господь Бог, что создал человека на земле и возскорбел в сердце Своем» Быт.6:6.

«Вот, рука Господня не сократилась на то, чтобы спасать и ухо Его не отяжелело чтобы слышать» Исаия 59:1.

«Возгремел с небес Господь и Вышний подал голос Свой» Пс.17:14.

«Раздражи Господа грешный: по множеству гнева своего не взыщет: нет Бога пред ним» Пс.9:25.

«Востани, вскую спиши Господи, воскресни и не отрини до конца» Пс. 43:24.

«И воста яко спящь Господь, яко силен и шумен от вина» Пс.77:65.

«А над сводом, который над головами их(ангелов) было подобие престола и подобие как бы человека верху на нем и сияние было вокруг его» Иезек.1:26.

«В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном и края риз Его наполняли весь храм» Исаия.6:1.

«Видел я, поставлены были престолы и воссел Ветхий днями, одеяние на нем было бело как снег и волосы главы Его как чистая волна» Даниил7:9.

Интервью ББС Митрополита Черкасского и Каневского Софрония ч.2

окончание, начало см. ч.1 - http://blog.i.ua/community/3214/2253006/

полный текст на ББС см. - https://www.bbc.com/russian/features-46229497#



«Никакого давления не ощущаю»

Би-би-си: Как вы думаете, сколько коллег из УПЦ вы увидите на объединительном соборе, когда придете туда?

М.С.: Мне бы хотелось видеть больше. Скажу причину: по моему мнению, если предстоятеля новой церкви выбирать голосованием, то — если мы хотим, чтобы это была церковь законная в полном смысле этого слова, — надо, чтобы ее предстоятель был от канонической церкви. А чтобы предстоятель был от нее, то надо, чтобы на соборе [ее представители] были в большинстве.

Я очень сомневаюсь, что у меня рука поднимется голосовать за кого-то, кто был в расколе, — и не важно, кто это будет.

Би-би-си: Ваши коллеги из УПЦ, которые встречались с Петром Порошенко, по словам советника президента Ростислава Павленко, жаловались на «бешеное давление» на сторонников автокефалии со стороны вашей церкви.

М.С.:Я вам за других не могу сказать, я скажу за себя: я никакого давления не чувствую.

Из моего жизненного опыта следует, что бешеное давление может чувствовать тот, кто боится. А у кого нет страха, кроме страха перед Богом, на того никакого давления не может быть оказано, потому что он будет просто принимать это и будет смотреть на это как на естественное отношение одной или другой стороны к себе.

«Скажите Варфоломею, чтобы он не наломал дров в Украине»

Би-би-си: В вопросе автокефалии вы не впервые идете против воли большинства в УПЦ. Например, было решение церкви не встречаться с экзархами патриарха Варфоломея, которых он направил на Украину. Вы же с ними встречались.

М.С.: Да, встречался, и не скрываю этого. Они сидели так, как вы сейчас сидите, потому что одно дело встречаться официально, а другое — неформально. Они приехали и выразили желание со мной встретиться. Кто может мне запретить — сказать, что я не имею права?

Кроме того, я проявлял еще и свою инициативу. Мне была интересна их миссия на Украине, зачем они здесь появились. И еще мне хотелось, чтобы они донесли состояние церкви и людей на Украине до [Вселенского патриарха] Варфоломея, потому что он там не все знает, ему не все говорят. Если они встречаются с одной стороной, а другая — в стороне, то, конечно, они несут ему то, что они слышали.

А я им рассказал всё — и об одной стороне, и о другой. Я им сказал, нужна нам автокефалия сейчас, или надо еще поработать. Они выслушали меня, ничему не возражали. А что им возражать, если один из них — Илларион — мой ученик? Я знаю его по Киевской семинарии (Илларион (Рудник), епископ Эдмонтонский, учился в Киевской семинарии с 1989 по 1992 год— Би-би-си), я там преподавал.

Они знают, что Софронию-Чудаку нельзя противоречить, поэтому только слушали.

Я их спросил, ради чего они приехали. Они ответили, что их цель — посмотреть, расследовать, узнать и доложить. Я им обрисовал всю ситуацию. Сказал, что надо еще хорошо все проанализировать. Говорил: не спешите, а хорошо подумайте. Передал: скажите своему Святейшему [Вселенскому патриарху Варфоломею], чтобы он в спешке не наломал дров на Украине.

«С тех пор я перестал поминать патриарха Кирилла»

Би-би-си: В администрации президента намекают, что решение собора УПЦ МП от 13 ноября написано в Москве. Вы в это верите?

М.С.:Нет. Какая Москва, если пришел секретарь, владыка Антоний [митрополит Бориспольский и Броварский] и печатал его прямо на месте?

Би-би-си: Многие говорят, что история с автокефалией была бы невозможна, если бы не события 2014 года в Крыму и на Донбассе. Тогда вы, по сообщениям черкасских СМИ, написали обращение к российским политикам, которые родом с Черкащины — председателю Совета Федерации РФ Валентине Матвиенко и министру культуры Владимиру Мединскому, вроде Владимира Путина бандитом обозвали…

М.С.:Сразу, когда это в 2014 году началось, не было никакой реакции патриарха [Московского Кирилла], я позвонил владыке Антонию и сказал: с сегодняшнего дня я прекращаю поминать в молитве патриарха Кирилла.

Я считал, что патриарх [Кирилл] должен сделать заявление, осудить Путина. Пусть сделает так, как Ермоген. Патриарх Ермоген поляков не принял, от поляков пострадал и стал святым (Московский патриарх Ермоген в 1611 году отказался поддерживать поляков, захвативших Москву, и призвал народ к восстанию. Умер в тюрьме— Би-би-си).

Почему так не сделать патриарху Кириллу? Война идет на его канонической территории, убивают его верующих. Не освобождают, не защищают, а убивают.

С тех пор я перестал поминать патриарха. Но в епархии демократия: хочешь, поминай, не хочешь — не поминай.

Я как-то дал интервью, оно сразу появилось в интернете: что я осудил Путина, назвал его бандитом, осудил патриарха, назвал его соучастником.

Затем [с поддержкой действий Москвы] выступили Матвиенко и министр культуры из Смелы (город возле Черкасс— Би-би-сиМединский. Ну, я еще и о них как положено рассказал.

С Матвиенко я целовался, когда она здесь в Черкассах была. У нее здесь сестра, мать и племянница жили. Когда она прилетала, я с губернатором ее встречал. С надеждой: советовали не отказываться от приглашения, ведь я строю колокольню [возле кафедрального собора в Черкассах], может, помогла бы.

Би-би-си: Помогла?

М.С.: Не дала ничего.

«Филарет очень много сделал для церкви на Украине»

Би-би-си: В 2017 году предстоятель неканонической УПЦ Киевского патриархата Филарет направил письмо с просьбой о примирении в адрес архиерейского собора РПЦ. Все закончилось скандалом, но был ли тогда шанс примириться?

М.С.: У меня нет об этом информации. Если бы Филарет обратился к собору, сказал: ошибался, простите меня, пожалуйста, — всё, нет проблем.

Би-би-си: Но ведь он похожее письмо и написал…

М.С.: Нет, там не так было. Потом он выступил и отказался. Сказал: «Меня неправильно поняли».

На самом деле я Филарета знаю очень хорошо и очень уважаю. Он единственный, кто принял Софрония, когда его все боялись и выгнали из Московской духовной академии. Мы с Филаретом были хорошими друзьями, он мне несколько раз предлагал стать епископом, а я отказывался.

Вот его обвиняют, что он был КГБистом. А у меня вопрос ко всем, кто обвиняет: а кто не был КГБистом? Такой был период. Но одни работали для церкви, а другие — для себя и своего благополучия. Филарет очень много сделал для церкви на Украине, и я это знаю.

Но если бы он в 1992 году не пошел в раскол, у нас бы уже давно была автокефалия. Он своими действиями отбросил ее аж на 26 лет.

Би-би-си: Но христианство учит прощению. Может, и вы бы его простили и приняли как возможного предстоятеля новой церкви?

М.С.: Нет. Я не участник в этом деле.

Би-би-си: Но вы же на собор придете?

М.С.: У меня есть свой принцип. Если что-то начинать, то надо, чтобы оно начиналось без зазоринки.

Би-би-си: Сейчас зазоринка есть?

М.С.:Да, и большая. Но Бог сам судит и рассудит.

Би-би-си: Что вы будете делать, если собор изберет Филарета?

М.С.:Уйду в затворники.

Би-би-си: Что будут делать в таком случае священники в Черкасской области? Перейдут в автокефальную церковь?

М.С.:Скажу так: куда я пойду, туда пойдет большинство священников, а, возможно, даже и все.

Би-би-си: То есть, если создадут новую церковь, и ее возглавит не Филарет, то переходов в нее из УПЦ МП будет больше?

М.С.:Да, перейдет больше, и довольно быстро.

«Вся интеллигенция говорит, что нужна автокефалия»

Би-би-си:Противники создания автокефальной церкви говорят, что ее создание приведет обострению ситуации на Украине и даже кровопролитию. Вы в это верите?

М.С.:Будет обострение или нет, зависит от тех, кто так говорит. Я вам уже говорил: если бы это сделали раньше, и это сделали бы мы, никакого обострения не было бы. Если епископы будут раздувать и говорить: не идите [в автокефальную церковь], то, конечно.

Би-би-си:Ваши оппоненты говорят, что УПЦ имеет статус самоуправляемой церкви, и ей не нужна автокефалия. Что бы вы могли им ответить?

М.С.:Я им отвечаю просто: чтобы успокоить всю интеллигенцию на Украине, людей более или менее сознательных. Вся интеллигенция говорит, что нужна автокефалия, она не разбирается, что такое автономия или автокефалия.

Би-би-си:Пять лет назад вы говорили, что, скорее всего, не доживете до создания автокефальной церкви в Украине. Сейчас кажется, что шансы есть. Как вы думаете, какие церкви будут существовать на Украине, и какая из них будет самой сильной через пять лет, в 2023-м?

М.С.:Если так случится, что будет автокефалия, то она будет единой церковью на Украине, как сейчас наша Украинская православная церковь так называемого Московского патриархата.

Би-би-си:А что будет с нынешней УПЦ МП?

М.С.:А ее не будет как церкви. Она будет как… ну, вот пятидесятники есть, иудеи есть, католики есть, униаты есть — и она будет. Но доминирующей будет автокефальная церковь.

Би-би-си:А где вы будете?

М.С.:Я буду там, где больше [смеется].

Страницы:
1
2
3
4
5
6
7
8
20
предыдущая
следующая