Отец Алексий, мы понимаем, что без усилия ничего не произойдет. Никакое чудо. Но вот мы делаем усилие, берем обет на отказ от чего-то важного…
Да, мы делаем усилие. Но невозможно заставить Бога какими-то своими собственными способами совершить чудо. Обетные вещи имеют смысл, как некое посвящение себя Богу. Например, я беру обет с утра до ночи читать Псалтирь и буду ждать, что Бог в это время будет воспитывать моего сына? Это же смешно!
А если родители молятся о рождении ребенка, например?
Хорошо, что молятся, усиливают свою молитву чтением Псалтири. Но Бога это ни к чему не обязывает. Обет не может быть такой вещью, которой можно как бы поймать Бога в ловушку.
Протоиерей Алексий Уминский
Например, родители по благословению берут обет читать определенные молитвы за больного ребенка и, конечно, ждут чуда. Но ребенок не выздоравливает. А потом видят, например, в Дивеево, как другой малыш встает из инвалидной коляски и начинает ходить. Это что – родители этого мальчика больше молились?
Не знаю. Тут нет общего правила и какого-то арифметического решения. Если будешь делать так, то будет так. Для одного человека так, для другого – другое. Я знаю немало случаев, когда люди, получая чудо исцеления, тут же успокаивались и тут же начинали жить своей обычной прошлой жизнью.
У меня есть пример из жизни моей приходской общины. Одна женщина впервые в своей жизни пришла на исповедь в храм с глубочайшими слезами покаяния, поведала о том, что ее муж находится в тяжелейшем положении в больнице в реанимации. Было очень глубокое покаяние, женщина после исповеди и причастия пошла в больницу и понесла крестик своему мужу, который врачи ему передали. Муж надел крестик и через какое-то время выздоровел. Они оба дали Богу обещание, что обвенчаются, что у них начнется духовная жизнь, но ничего в итоге не сделали. Ровно через год муж был убит. Сейчас эта женщина, слава Богу, – глубоко верующий церковный человек. Чудо произошло.
А есть другое чудо, замечательное прекрасное чудо, которое мне рассказали мои близкие друзья. Их подруга не могла долгое время найти работу. И так случилось, что она нашла работу буквально за неделю до Пасхи. И ей обязательно надо было идти на работу в Великий четверг, а она была так настроена на Причастие, что для нее это было настоящей трагедией. И женщина пошла в Великий четверг на работу, не в храм. Но сердцем своим она, видимо, была все-таки в храме. И когда она вечером вернулась домой, то вдруг увидела, что старая веточка вербы, стоящая в вазочке без воды, – вся зеленая. И уже после Пасхи она всем эту ветку зеленую показывала. Ей даже сказали: «Хоть в воду поставь, ведь нельзя же так чудо эксплуатировать!» Вот настоящее чудо. Господь увидел сердце человека.
Такие чудеса, может, не самые главные, но они не забываются. Такие тихие, но удивительные события входят в жизнь человека настолько, что его жизнь меняется, а потом через него меняется и жизнь других людей.
Отец Алексий, как Вы относитесь к такому мнению, что у Бога на твои молитвы есть три ответа: да; не сейчас; у меня есть что-то лучшее для тебя?
Возможно. Даже больше ответов. Люди, которые молятся Богу, хотят что-то от Него получить, все время добавляют: «Да будет воля Твоя!»
Происходят в наше время реальные чудеса?
У кого-то чудеса происходят, у кого-то нет. Невозможно сказать, чтобы у всех происходило по одинаковому сценарию. Такого не бывает. И думать об этом – неправильно. Надеяться, уповать на Бога, но всегда надо доверяться Богу до конца.
Сегодня для многих людей чудо – это не явление Бога. Это волшебство, это фокус. Это ничем не отличается от сеанса у экстрасенса. От кого что получить – неважно, главное, чтобы работало. Главное, чтобы это случилось помимо меня, ведь человек, надеясь на чудо, не понимает того, что главное чудо – это, когда сам человек может в своей жизни что-то поменять с помощью Бога. Самое большое чудо в нашей жизни – когда грешник становится святым. Большего чуда на свете нет. Когда человек грешный, безбожный, живший в системе координат, которая никак не совпадает с Евангельскими ценностями, вдруг обращается в веру и становится рабом Божьим и всю свою жизнь посвящает Богу. Выше этого ничего быть не может. Но такое чудо людям не нужно. Людям нужно волшебство. И книжечки о святых не о чуде говорят. Они говорят о добрых волшебниках под именем наших святых, об удивительных феях, названных именами подвижников благочестия.
Самое главное для таких людей – получить чудо, самое главное – что-то унести. И, простите за такое резкое слово, но это становится выгодным коммерческим предприятием, потому что люди готовы за чудо заплатить. Заплатить готов каждый и это очень понятно: я дал – я получил. Это очень просто: я дал деньги, расплатился и теперь могу рассчитывать на чудо.
С другой стороны, чудеса являются удостоверением, что Бог есть. И в этом тоже есть определенная двойственность. Бытие Божие не доказывается чудесами. Очень показателен спор вокруг Туринской плащаницы. Есть масса совершенно неопровержимых, на первый взгляд, доказательств ее подлинности и ровно столько же доказательств ее фальсификации. И те и другие определения доказывают ученые с мировыми именами. Но плащаница не дается в руки ни тем, ни другим. Не является плащаница доказательством бытия Божия, даже если она – истинное чудо и истинный факт, говорящий о Воскресении Христовом.
Никакое зафиксированное мироточение или исцеление от мощей, никак не может доказать Бытие Божие. Потому что Бытие Божие не нуждается ни в каких доказательствах. Потому что вера на то и вера, что она не требует никаких доказательств.
И если бы в христианской истории не было никаких чудес вообще, если бы никто никогда не исцелялся, никто никогда не воскресал из мертвых (имеется в виду не Христос, а явления чудес), не было других сверхъестественных явлений – как Он по водам ходил, как Серафим Саровский на воздухе молился, как старцы будущее прорекали, – даже если бы в истории Христианства всего этого не было, а все остальные религии просто кишели бы чудесами, все равно истинных христиан было бы ровно столько, сколько их сегодня.
Ведь чудесные явления предлагает любая религиозная система. Любая религия вам предложит нетленные мощи – в Индии йоги в мощах пребывают, у бурят обнаружился лама в совершенно чудесном мощевидном состоянии.
Исцеления – есть везде исцеления, когда люди молятся Богу. Все, что есть в системе христианских представлений о чуде, есть в любой точке земного шара. И говорить, что наше чудо настоящее, а их ненастоящее, что наши чудеса Бог творит, а у них бесы поработали – поди докажи. А почему Бог не может помогать индусу или услышать молитву мусульманина и послать ему дождь или исцеление?
Поэтому мусульмане или представители других синкретических религий с полной легкостью прибегают к нашим святыням, так спокойно пытаются получить от них исцеление, потому что для них это естественно – обращаться к источнику, из которого текут чудеса. А что будет потом, не имеет значения. Сознание человека таково, что оно любит пользоваться, совершенно не задумываясь о том, что происходит. И мне кажется, что сегодняшняя надежда на чудо и желание чудес во многом оправдывает нашу человеческую безответственность, нежелание нести свой крест, отсутствие самого элементарного смирения.
А так, чудеса случаются каждый день – маленькие, тихие, незаметные, известные только человеческому сердцу, ответ на потаенные молитвы… Каждый день происходят чудеса, потому что они не могут не происходить там, где Бог и человек встречаются, побеждаются законы этого мира – внутри самого человека, самим человеком и человеком вместе с Богом.
Мы часто слышим призывы к «уважению» в общественном пространстве: «Уважайте труд уборщиц», например. При этом христиане редко используют слово «уважение». Почему? Что такое уважение — к себе и другим, например детям? И равно ли уважение любви?
Уважение — это не страх и благоговейный трепет, оно означает способность видеть человека таким, как он есть, в своей индивидуальности и неповторимости
Загадочный феномен
Что значит «уважать» кого-то? Христиане редко говорят об уважении — тем не менее во многих христианских текстах, когда речь идет, скажем, о почтительности, приятии или гостеприимстве, часто звучит нечто близкое. Например, в призыве апостола Павла: «…будьте братолюбивы друг к другу с нежностью; в почтительности друг друга предупреждайте» (Рим. 12: 10). Однако «уважение» — понятие слишком многогранное и разноликое, так что с ним следует разобраться.
Есть уважение, близкое к правилам приличия или вежливости, оно связано с рамками и границами. В самом деле, я не хотел бы, чтобы в метро незнакомый сосед заглядывал в книжку, которую я читаю, или чтобы на улице кто-то отпускал вслух комментарии по поводу моей одежды и внешности, или чтобы жильцы моего дома выбрасывали мусор из окон. Такое уважение, особенно нужное в мегаполисах, это во многом определенная дистанция: «Я не лезу в твои дела, ты не лезешь в мои, мы соблюдаем общие правила». В каком-то смысле оно помогает жить рядом людям, которые не согласны между собой и не слишком приятны друг для друга.
Правда, если кто-то попадет в беду в окружении незнакомцев: потеряет сознание или останется без денег, — такого уважения ему явно будет недостаточно. Когда человек лежит на асфальте, а люди «с уважением» проходят мимо, это не слишком похоже на любовь.
«Мой дядя самых честных правил»
Есть люди, которым мы воздаем уважение, потому что они для нас окружены ореолом почета. Это достойные примеры для подражания, но также знаменитые, богатые, обладающие властью люди. Знаки уважения показывают, что мы признаем их высокий статус. Так, дядя Евгения Онегина «уважать себя заставил» — с помощью наследства. Раньше в сословном обществе такое уважение поддерживало общественный порядок и снижало конфликты: скажем, барин в первой половине XIX века мог поколотить извозчика, а извозчик не мог поколотить барина.
Статусное уважение тоже не слишком похоже на любовь. Чаще всего я уважаю моего начальника вовсе не потому, что он мне нравится. Тут может присутствовать элемент страха. В некоторых славянских языках, скажем белорусском и польском, «увага» значит «внимание». И когда мы видим на улице Варшавы призыв «уважать» автомобили, это напоминает о такой грани уважения: мы вынуждены считаться с опасностью. Кроме того, если уважение связано со статусом, то разные люди в различной степени достойны нашего уважения: с одними мы считаемся, а с другими можем особо не церемониться.
От обратного
При венчании я обещал своей жене «любовь, верность и супружеское уважение». Последнее качество — самое непонятное из списка. Вряд ли это просто вежливая дистанция — то, что хорошо на улице и в офисе, не работает в близких отношениях. Вежливость может означать «не мешай мне жить» — или даже передавать холодную ненависть и презрение.
Легче понять связь уважения и любви от обратного. Если я не уважаю другого, я с ним не считаюсь. Между супругами это бывает в основном в двух формах: можно другого не слышать и игнорировать и можно его бранить и унижать. В любом случае я как бы говорю другому: «Ты для меня ничего не значишь, ты лишен достоинства». И тогда понятнее, что без уважения нет любви. Существует множество разных определений любви, и мне нравится одно за его простоту. Жан Ванье, основатель общин «Ковчег», куда принимают умственно отсталых людей, говорил так: «Любить человека — значит открывать ему его красоту, его ценность, важность, радоваться тому, что он рядом, проводить с ним время, общаться с ним». Другими словами, когда я кого-то люблю, я ценю другого человека и сообщаю ему об этом. И тогда понятно, что без уважения любви быть не может. Но на чем основано это уважение?
Уважать — ни за что
В жизни с близкими мы, похоже, не опираемся на принцип «уважение надо заслужить». Скажем, мы окружаем вниманием новорожденного младенца — и правильно делаем, потому что уважение нужно ему, как еда и воздух. Когда он открывает, что значим для окружающих, что его признают, он начинает чувствовать себя участником семьи и только так может расти и развиваться нормально. Знаменитый психолог и мыслитель Э. Фромм писал: «Без уважения к тому, кого любишь, и без стремления все полнее и лучше узнавать того, кого любишь, любовь вырождается в господство над человеком и обладание им как вещью. Уважение — это не страх и благоговейный трепет, оно означает способность видеть человека таким, как он есть, в своей индивидуальности и неповторимости». Это замечательные слова. Я согласен с тем, что без уважения я начинаю «обладать» другим и его использовать и что хорошее уважение реалистично. Но я не нашел у Фромма убедительных слов об основаниях для такого уважения. Более того, я подозреваю, что «благоговение» и «трепет» лучше объясняют природу глубинного уважения к человеку: я уважаю его не потому, что он это «заслужил», но потому, что он — священен. Да, как образ Божий. Такое уважение близко к вере, оно опирается на невидимое и, как и настоящая вера, иногда нелегко дается.
Школа уважения
Мы учимся уважению в близких отношениях. Разумеется, в первую очередь в детстве в семье, когда тебя уважают «ни за что». Но, кажется, тут можно учиться всю жизнь.
Да, глубокое уважение может выражаться в банальной вежливости и правилах приличия: в словах «добрый день» и в знаках благодарности. И порой оно требует дистанции: не читать чужих писем или не входить без стука в комнату подростка. Но оно глубже вежливости и создает динамичную дистанцию — чуткий ритм приближения и удаления — ради свободы другого. И что самое главное, подлинное уважение — не нейтральная позиция, но теплое приятие и сочувствие. Тогда все мое поведение сообщает другому человеку: «Ты для меня ценен». И тогда оно выражается в тысяче повседневных вещей: как я открываю дверь или прощаюсь, как слушаю, как смотрю на человека.
Влюбленность делает какого-то человека крайне ценным, а потому учит уважению, но во многом оно тут основано на идеализации другого и не выдерживает длительного столкновения с реальностью. Взрослый человек в браке или еще каких-то глубоких отношениях может понять, что уважать не всегда легко. Самые близкие отношения пробуждают самые интенсивные чувства. Иногда другой делает неприятные вещи или (как мне кажется) ведет себя совершенно неправильно. И это позволяет понять, что уважать человека можно и тогда, когда ты решительно не согласен с какими-то его поступками и мнениями. Можно — и нужно — говорить некоторым вещам «нет»; именно в климате уважения это «нет» меньше ранит другого.
Трудное уважение
Мы выбираем, кого уважать, а кого тихо игнорировать. Мы все стремимся оказывать внимание «своим». Куда труднее уважать «чужих», «непохожих на нас», «неинтересных», «маленьких» или «непривлекательных» людей. К счастью, в жизни встречаются ситуации, которые заставляют нас расширять рамки уважения. Такой ситуацией может стать приход, где собраны люди, которых я не выбирал. Льюис в «Письмах Баламута» красочно рассказывает о том, как новообращенный приходит в церковь в воскресенье — и видит там сборище именно тех людей, которых он старательно избегал все другие дни недели. Если человек растет в вере и общается с соприхожанами, он может сделать важные открытия, которые трудно сделать в семье, на работе или в группе «по интересам». Он постепенно начинает понимать, что невозможно «сидеть за одним столом» с людьми, которых ты презираешь — хотя бы в форме вежливого холодка. Это открывает перед человеком новые возможности.
Я два десятка лет участвую в жизни общины с умственно отсталыми людьми и их родителями. Туда попадают те, кому это нужно, и очень часто это именно люди, с которыми я не встречаюсь в жизни, потому что по уровню образования, интересам, среде меня они «не вдохновляют». И тут со мной и с другими регулярно происходит одно и то же чудо. Если я не убегаю от «неинтересных» людей, проходит время — полгода, год, пять лет, — и они становятся интересными и желанными. Это удивительный парадокс: сначала я уважаю людей (потому что мне некуда от них убежать), а потом я открываю их красоту — оказывается, они действительно достойны уважения! Уважение действительно позволяет понять другого, преображает отношения и делает наш мир лучше.
"Журнал Нескучный сад"
http://www.pravmir.ru/uvazhenie-lyubov/
Нашла интересную перепевку известного хита из мюзикла Notre-dame de Paris «Bell». Чудесная мелодия у этой песни. Да и сама она в исполнении Гару, ох, как за душу берет. Но ее русский вариант у меня вызвал неприятие. Каков бы ни был контекст мюзикла, слова: «я душу дъяволу отдам за ночь с тобой» – напрягают своей страшной глупостью. Если бы голодный человек (просто голодный, не умирающий от голода) пришел к владельцу ресторана с предложением продать себя в пожизненное рабство за один обед, мало бы кто не усомнился в его вменяемости. А тут душа – наше вечное я. Бережнее надо к душе-то относиться, она у нас одна и навсегда.
Теперь несколько слов о песне, хоть и не люблю перепевки. Однако в данном случае песня нисколько не потеряла, скорее она обрела здравость и законченность. Ее исполнитель Александр Клименко, слова написал священник, поэт и бард о. Сергей Киселев. Музыка – Ричарда Коччанте (Riccardo Cocciante). В интервью КП Сергей Киселев рассказывает, что:
написал песню на мелодию этой страшной песни «Эсмеральда», там, где звучит «я душу дьяволу продам за ночь с тобой». Я когда ее услышал, меня настолько поразили эти ужасные слова… Я услышал эту песню на базаре, шел, и она там играла. Я прислушался. Такая музыка красивая, такой красивый голос, и вдруг такие слова!!! Меня как будто по голове чем-то ударило. Я был ужасно возмущен. Я приехал к себе домой, в село. А там в пятницу вечером люди идут в клуб, там танцуют, выпивают, а потом идут обратно по улице возле моего дома и поют песни. И когда я услышал, как молодые девчонки пели «я душу дьяволу продам за ночь с тобой…», я настолько расстроился, что сел и написал песню «Анти-Эсмеральда». Слова написал. Но спеть я ее не могу, потому что у меня такого голоса нет, Бог не дал мне такого высокого голоса, как там, в этой песне. Я начал искать человека, который смог бы ее спеть. Сначала спел ее Павел Режук – не то получилось. Потом пробовал Коля Гнатюк. Тоже не получилось. Я уже думал, что ничего с ней не получится. Когда пришел ко мне один человек (он сейчас батюшка, а раньше Александр Клименко). Мы пошли в студию, у него прекрасный голос. Сам спел ее за полчаса. Все партии сам пропел.
Чтобы прослушать песню идём сюда :
Аналогично можно сделать движение пламени ( анимация огня ).