Святой Апостол Андрей Первозванный - 13 декабря - день памяти.

Апостол Андрей был родом из Галилеи. Эта северная часть Святой Земли отличалась плодородием и живописностью, а жители ее — добродушием и гостеприимством. Галилеяне легко уживались с греками, во множестве населявшими их страну, многие говорили по-гречески и даже носили греческие имена. Имя Андрей — греческое и в переводе значит «мужественный».

Андрей Первозванный
Андрей Первозванный

Когда Иоанн Креститель начал проповедовать на берегах Иордана, Андрей вместе с Иоанном Зеведеевым (происходившим с ним из одного города — Вифсаиды) последовал за пророком, надеясь в его учении найти ответ на свои духовные вопросы. Многие начали думать, что может быть Иоанн Креститель и есть ожидаемый Мессия, но он объяснил людям, что он не Мессия, а послан только приготовить Ему путь. В то время Господь Иисус Христос пришел к Иоанну Крестителю на Иордан для крещения, и тот, указывая на Господа, сказал своим ученикам: «Вот Агнец Божий, Который берет на себя грехи мира». Услышав это, Андрей с Иоанном последовали за Иисусом. Господь, увидев их, спросил: «Что вам надобно?» Они сказали: «Равви (Учитель), где Ты живешь?» — «Пойдите и увидите», — ответил Иисус, и с того времени они стали Его учениками. В этот же день апостол Андрей пошел к своему брату Симону Петру и сказал ему: «Мы нашли Мессию». Так Петр присоединился к ученикам Христовым.

Апостолы Аристарх и Андрей Первозванный
Апостолы Аристарх и Андрей Первозванный

Однако апостолы не сразу всецело посвятили себя апостольскому званию. Из Евангелия мы знаем, что братья Андрей и Симон Петр и братья Иоанн и Иаков должны были на какое-то время вернуться к своим семьям и заняться своей обычной работой — рыбной ловлей. Несколько месяцев спустя Господь проходя мимо Галилейского озера и увидев их ловящими рыбу, сказал: «Идите за Мной и Я сделаю вас ловцами человеков». Тогда они оставили свои лодки и сети и с того дня стали неотлучными учениками Христовыми.

Андрей, ранее других апостолов последовавший за Господом, получил наименование Первозванного. Он пребывал с Христом в течении всего периода Его общественного служения. После Воскресения Спасителя апостол Андрей вместе с другими учениками удостаивался встреч с Ним и присутствовал на Елеонской горе, когда Господь, благословив их, вознесся на Небо.

После сошествия Святого Духа апостолы бросили жребий, кому в какую страну следует идти для проповеди Евангелия. Святому Андрею достались страны, лежащие вдоль побережья Черного моря, северная часть Балканского полуострова и Скифия, т. е. Земля, на которой позднее образовалась Россия. Согласно преданию, апостол Андрей проповедовал на Таврическом полуострове, потом по Днепру поднялся на север и дошел до места, где впоследствии возник Киев. «Верьте мне, — сказал апостол своим ученикам, — что на горах сих воссияет благодать Божия: великий город будет здесь, Господь просветит сию землю святым крещением и воздвигнет здесь много церквей». Затем апостол Андрей благословил киевские горы и водрузил на одной из них крест, предвозвещая принятие веры будущими обитателями Руси.

После возвращения в Грецию апостол Андрей остановился в городе Патрос (Патра), расположенном у Коринфского залива. Здесь через возложение рук он многих людей исцелил от недугов, в том числе и знатную Максимиллу, которая от всего сердца уверовала во Христа и стала ученицей апостола. Так как многие жители Патры уверовали во Христа, местный правитель Егеат возгорелся ненавистью против апостола Андрея и приговорил Его к распятию на кресте. Апостол, нисколько не устрашившись приговора, во вдохновенной проповеди раскрыл перед собравшимися духовную силу и значение крестных страданий Спасителя.

Андрей Первозванный и Антоний Великий
Андрей Первозванный и Антоний Великий

Правитель Егеат не поверил проповеди апостола, назвав его учение безумием. Затем он велел распять апостола так, чтобы он подольше страдал. Святого Андрея привязав ко кресту наподобие буквы X, не вбивая гвоздей в его руки и ноги, чтобы не вызвать скорой смерти. Несправедливый приговор Егеата вызвал в народе возмущение, тем не менее этот приговор остался в силе.

Вися на кресте, апостол Андреи непрестанно молился. Перед разлучением его души с телом небесный свет осиял крест Андрея, и в его блистании апостол отошел в вечное Царство Божие. Мученическая кончина апостола Андрея Первозванного последовала около 62 года после Рождества Христова.

Апостол Андрей Первозванный
Апостол Андрей Первозванный

Русская Церковь, приняв веру из Византии, епископы которой ведут преемство от апостола Андрея, тоже считает себя его преемницей. Вот почему память святого Андрея Первозванного так торжественно почиталась в дореволюционной России. Император Петр I учредил в честь апостола Андрея первый и высший орден, который давался в награду сановникам государства. С петровских времен русский флот сделал своим стягом Андреевский флаг, на белом фоне голубой крест формы X, под сенью которого русские одержали множество побед.

Тропарь апостола Андрея Первозванного
глас 4
Яко апостолов первозванный/ и верховнаго сущий брат,/ Владыце всех, Андрее, молися,/ мир вселенней даровати// и душам нашим велию милость.
Кондак апостола Андрея Первозванного
глас 2
Мужества тезоименитаго богоглагольника/ и Церкве возследователя верховнаго,/ Петрова сродника восхвалим,/ зане якоже древле сему/ и ныне нам воззва:// приидите, обретохом Желаемаго.

Притча.

Однажды к древнегреческому философу Сократу прибежал взволнованный человек и попытался что-то ему рассказать:

- Сократ, я хочу тебе рассказать, как один друг....

- Подожди, подожди! - прервал его мудрец. - Ответь мне сначала на вопрос: просеял ли ты то, что хочешь рассказать мне, через три сита?

-Какие еще три сита? - удивился мужчина.

- Позволь мне объяснить тебе: попытайся сначала пропустить твой расказ через три сита. Если он просеется, то расскажешь мне. Первое - это сито правды. Правда ли то, что ты хочешь рассказать?

- Не знаю... - с сомнением в голосе сказал посетитель. - Я слышал это от других...

- Но тогда ты, должно быть, просеял твой рассказ через второе сито, - продолжал Сократ. - Это сито доброты. Действительно ли то, что ты хочешь мне сказать, - это нечто доброе, созидающее?

- Нет, не думаю, - честно признался собеседник. - Но....

Мудрец снова остановил его:

- Тогда возьмем еще третье ситои поставим вопрос: так ли уж необходимо, чтобы ты сказал мне то, с чем ты пришел?

- Нет в этом необходимости...

- Значит, - улыбнулся Сократ, - если в этом нет ни правды, ни доброты, ни необходимости, то оставим это! Не говори и не обременяй этим ни меня, ни себя.

Добрый совет.


Нас хвалят — что ж тут дивного? На безрыбье и рак рыба, как говаривал батюшка отец Парфений. Это, однако ж, хорошо рекомендует наше общество: значит, в нем есть сочувствие даже к тени добра, а для вас это очень, очень невыгодно. Капля пробивает камень частым падением. По частичке от каждой похвалы падает на червяка самолюбия и тщеславия и питает его; он растет незаметно для вас, позволяет быть и смиренным чувствам, пока не окреп, а когда созреет, все подъест разом. Далее: похвала щекочет сердце, останавливает ревность и расслабляет. Это то же, что бегущему подставить ногу. Остановка в духовной жизни есть уже движение назад. Смиряйте же себя и подавляйте возношение мысли и сердце всякими смиренными о себе чувствами. Тотчас же, когда в уши бьют звуками сладких речей, сходите в сердце и уничижайте себя всячески пред Господом и святыми Его. Помыслите, какие подвиги они подъяли, чтобы угодить Господу! А мы что? Сходили однажды в церковь, положили дома пять-шесть поклонов, прочитали страницу-другую спасительной книжки — и попали в святые. Куда как проворно!.. Уничиженный труд телесный в этом случае много помогает. Не нерадите же о сем состоянии, а то похвалы заморозят вас и сделают из вас мраморное изваяние, снаружи хоть и не некрасивое, но безжизненное.

Святитель Феофан Затворник.

Один дома, или На поводу. Пьеса. Сцена 1/

 

СЦЕНА 1

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:

Ангел

Антон Гаврилович

Помысел

Квартира. Антон Гаврилович сидит в  кресле. Он дома один, как ему кажется. И речь его внутренняя, т.е. он думает. Совсем рядом, на перилах, расположился, чувствуя себя как дома, Помысел. Голос его  слышно очень хорошо, даже лучше, чем Антона Гавриловича. В конце комнаты, в самом углу, стоит  Ангел. Его голос очень тихий, и временами его Антон Гаврилович совсем не слышит.

 

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (пытается читать газету, но после сегодняшних событий на работе он не может сосредоточиться):  Сотни футбольных болельщиков митингуют на Манежной площади Молодые люди выкрикивают лозунги "Русские, вперед!". Несколько человек зажгли файеры. Выстреливают петарды. Площадь окружили многочисленные наряды милиции, в том числе ОМОН. Милиция через громкоговорители убеждает собравшихся разойтись.

ПОМЫСЕЛ: (внушает и представляет картину сегодняшнего инцидента):  О-о, мужики, настоящие, а ты все сидишь, молчишь. Че сегодня ниче не ответил этому пройдохе Гришке?

АНГЕЛ (тихо):  Не представляй ничего, опасно. Отгоняй Помысел.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ:  Ну да, точно это мужики - настоящие, а я этому  мастеру    Гришке промолчал сегодня.

ПОМЫСЕЛ:  И вчера тоже.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ:  И вчера тоже.

АНГЕЛ: Начальство нужно почитать.

ПОМЫСЕЛ: Да ты все время ему молчишь.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ:  Ну да, все время молчу ему.

ПОМЫСЕЛ (с издевкой):  Как не мужик…

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (тихо):   Как не мужик…

ПОМЫСЕЛ (внушает):  Это кто не мужик? 

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (откладывает газету):   Это я не мужик?

АНГЕЛ:  Осторожно, гордыня.

ПОМЫСЕЛ:  Этому Гришке все, что не сделай – не так. Надо было, как врезать по столу, когда он сидел и измывался. Вот так... (Помысел показывает, как нужно было врезать).

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (бьет по столу):  Вот так...

ПОМЫСЕЛ: Ишь тут начальник выискался, сам нормально работу организовать не может. По полдня простоя, все материалы ждут, а потом зарплата – нечего получать.  Надо было так ему и сказать.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (нервно ходит по комнате):  Надо было!

ПОМЫСЕЛ:  Материалы какие-то бракованные, а потом еще спрашивает: «Что тут у вас за брак?» Это у него самого спросить надо… Пускай всем ответит, надо всем рабочим собраться и высказать ему все... Пускай знает, что народ думает.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ: Ребята тоже недовольные все им. Надо собирать народ.

ПОМЫСЕЛ (бьет по столу):  Как придут к нему все – мало не покажется.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (бьет по столу):    Точно, я уж об этом позабочусь.

ПОМЫСЕЛ (в сторону): Нет уж, это я об этом позабочусь.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ: Как соберу всех…

ПОМЫСЕЛ: Еще и морду набить не мешало бы.

АНГЕЛ: Так нельзя, это хулиганство. Нужно любить ближнего.

ПОМЫСЕЛ (возмущенно): Да как такого любить-то можно?

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (со вздохом): Как его, действительно, любить  можно?...

ПОМЫСЕЛ (зло):  Да, никак.

АНТОН ГАВРИЛОВИЧ (снова со вздохом):  Никак.

 

Продолжение следует

Бойтесь сектантов, дары приносящих.

Знай, что таков обычай еретиков и раскольников- внешне казаться милосерднее православных.Даже царь, Юлиан Отступник, отступивший от Христа, став язычником, щедро раздавал милостыню и похвалялся, что он милосерднее христиан. Но христиане не принимали его милостыни, считая её нечистой. Все , считающие себя христианами, должны стараться превосходить в милосердии иноверцев и еретиков, чтобы не позволить им соблазнять людей мнимым милосердием.
Бойтесь сектантов, дары приносящих, бегите от них как от огня. Они дают материальное, чтобы отнять духовное:бесплатными брошюрками они расшатывают совесть, подачками создают в народе раскол, отторгая некоторых от их единоверных братьев.(Святитель Николай Сербский)
 

Работа с каналами.Урок фотошоп.

Урок от NATALI: Работа с каналами.

Надеюсь, что после освоения этого урока, вы будете сами создавать
красивые картинки на прозрачном слое...





 (700x525, 251Kb)

 (700x525, 235Kb)

 (700x525, 198Kb)

 (700x525, 205Kb)

 (700x525, 132Kb)

 (700x525, 161Kb)

 (700x525, 157Kb)

 (700x525, 163Kb)

 (700x525, 194Kb)

 (700x525, 192Kb)

 (700x525, 180Kb)

 (700x525, 141Kb)

 (700x525, 158Kb)

 (700x525, 230Kb)

 (700x525, 210Kb)

 (700x525, 199Kb)

 (700x525, 284Kb)

 (700x525, 158Kb)

 (700x525, 211Kb)

Можно ли переубедить? На вопрос отвечает протоиерей Д.Смирнов.

Я не смогла переубедить женщину, которая считает, что в метро молиться бесполезно, так как оно находится под землёй и молитва ко Господу не доходит. Помогите мне её вразумить.


Это невозможно. Если кто-то верит в подобные вещи, это всерьёз и надолго. Есть даже поговорка :"Женщину можно переубедить в чём угодно, только не в том, что она не права." Эта женщина воспринимает духовный мир, не хочу пугать, довольно оккультно, и это очень часто можно встретить. Например говорят, о молитве как о какой-то защите вроде панциря, верят, что пока читаешь Псалтирь, всё будет в порядке, хотя человек может и не понимает, что читает. Вообще относятся к молитве и ко всему, что в церкви происходит как к какой-то магии. Соблюдают ритуал: это освятить, это перекрестить и т.д. Вот яркий пример: некоторые люди, которых одолевает зевота, крестят себе рот, чтобы бес туда не залетел- обычай,который завёлся с семнадцатого века. Хотя если посмотреть анатомические схемы, увидишь, что ноздри и рот, глаза и уши - сообщающиеся сосуды, можно даже верёвочку пропустить сквозь ноздри в рот. Поэтому уж если каждый раз крестить открытый рот, то надо и ноздри и уши непрестанно крестить или заткнуть их ватой от беса.
И так далее и бесконечно. Тут бесполезно спорить, это уж такая вера, которая мало имеет общего с христианством. Подобные магические представления очень живучи. иногда они принимают псевдоправославные формы. Нельзя сказать, что Церковь с ними мириться- мы пытаемся разъяснить, но трудно убедить человека, который исповедует другую веру, чтобы он о себе не мнил.
Так йеговисты почему-то думают, что они христиане, хотя никогда такими не являлись. И вам бы я не советовал затевать с той женщиной спор- УБЕДИТЬ ВРЯД ЛИ ВОЗМОЖНО.

 

Святой блаженный АНДРЕЙ СИМБИРСКИЙ ( 10 декабря).

Святой блаженный
АНДРЕЙ СИМБИРСКИЙ



(Огородников Андрей Ильич; 80-е гг. XVIII в., Симбирск - 27.11.1841, там же), блж. (пам. 21 мая и 27 ноября). Род. в семье мещан, с 7 лет стал юродствовать. Рано осиротел, до 1813 г. жил у брата, а после его смерти - у овдовевшей сестры, покинувшей ради него мон-рь. А. С. спал на досках, ел самую простую пищу, всю милостыню, к-рую получал, раздавал нищим, был очень кроток, обладал даром прозорливости и исцеления, усмирял бесноватых. Жителям Симбирска, приходившим в Саров, прп. Серафим Саровский говорил: «Зачем это ко мне, убогому, вы трудитесь приходить? У вас лучше меня есть, Андрей ваш Ильич». Помещица Е. А. Мильгунова выстроила для А. С. дом и назначила ему пожизненное содержание в размере 60 р. в год. А. С. был похоронен при огромном стечении народа в Покровском симбирском мон-ре. По свидетельству очевидцев, от тела подвижника исходило благоухание.

3 июня 1990 г. были обретены мощи А. и состоялась его канонизация как местночтимого святого.

В 2004 г. Архиерейским Собором А. был прославлен в лике святых Русской Православной Церкви.

ПОДРОБНЕЕ:
http://rusk.ru/st.php?idar=110902

СВЯТЫЙ БЛАЖЕННЫЙ ОТЧЕ АНДРЕЕ, МОЛИ БОГА О НАС!!!

Мысли о дружбе.

Просто друг не видит, как ты плачешь.Настоящий друг плачет вместе с тобой.
Просто друг приносит торт (цветы) на твой день рождения. Настоящий друг помогает тебе все приготовить и убрать.
Просто друг не любит твоих звонков ночью. Настоящий друг спросит, почему ты так долго не звонил.
Просто друг, приходя к тебе, ведет себя как гость. Настоящий друг сам откроет холодильник и все достанет.
Просто друг знает имена твоих детей. Настоящий друг знает имена друзей твоих детей.
Просто друг знает имена твоих родителей. Настоящий друг знает их телефоны.
Просто друг всегда выкурит с тобой сигарету. Настоящий друг заставит бросить курить.
Просто друг хочет, чтобы ты был с ним. Настоящий друг хочет быть с тобой.
http://f-georgiy.livejournal.com/46599.html

Записки на полях души. №5 (5).Игумен Валериан (Головченко).

Записки на полях души. №5 (5)
Игумен Валериан (Головченко)



Молитва ночью

— Батюшка, а правда ли, что ночью лучше молиться, потому что «Небеса открыты»?

— Про Небеса ничего сказать не могу. Знаю лишь, что двери моей кельи плотно закрыты.

Старшие не тревожат меня советами, а младшие — вопросами, и я могу спокойно побеседовать с Богом.

Смиренномудрие

Как-то блаженной памяти Святейший Патриарх Пимен посетил один большой монастырь. Решил пройтись по кельям, проведать братию. Многих из насельников обители Святейший хорошо знал лично.

Подошли к очередной двери, постучались: «молитвами Святых отец наших…». Дверь приоткрылась, и на пороге возник хозяин кельи:

— Ну? Что?

— Благословение возьми у Святейшего, — прошептал отец-наместник, знавший о юродстве брата.

— Нечего по кельям шастать, — тихо ответил монах и запер двери.

Возникла неловкая пауза, которую с улыбкой прервал сам Патриарх:

— А ведь он, по сути, прав! Может, он сейчас молится, с Самим Господом Богом разговаривает! А тут я со своим визитом, некстати…

Все были поражены смиренной мудростью Святейшего.

Магия

— Батюшка, как же сейчас выжить? Магов всяких развелось не меряно, книжками по колдовству на площадях торгуют…

— А ты будь со Христом и не бойся. Настоящих колдунов-бесопоклонников — единицы.

А большинство называющих себя «магами» делится на две большие группы…

— На «черных» и «белых»?

— Нет. На тех, кем должны заниматься психиатры, и на тех, кем должны заниматься милиционеры.

Лекарство от осуждения

Один иеромонах всегда противоречил, когда слышал о ком-либо худое слово. Услышит, скажем, в беседе, что кто-то пьяница, сразу строго отвечает: «Ошибаетесь! Он трезвенник — я за ним никогда пьянства не замечал!». Заметив, что слова осуждения он никогда не поддерживает, с ним подобных разговоров и не заводили. А вскоре и сами перестали осуждать…

Игумения

В монастыре всегда много физической работы, порой достаточно тяжелой, и кто-то должен ее выполнять. Этого труда в монастыре не чурается никто — ни младшие, ни старшие.

Как-то, зайдя в один знаменитый женский монастырь, я увидел группу монахинь, выносивших строительный мусор. Кроме того, что я священник, Бог дал мне и физическую силу. Поэтому я сразу предложил свою помощь немолодой монахине, нагрузившей себя тяжелой ношей. Меня не удивила ее просьба не лишать ее саму «подвига во Славу Божию». Меня потрясло другое — это была сама игумения монастыря! Я просто не узнал ее в платочке и старом рабочем подряснике.

Энергетика

Разговор с оккультисткой. Целых 10 минут немыслимого «компота» из самосочиненных терминов и индийских слов. Бессмысленные попытки увязать это с христианством — «помирить Христа с велиаром». В довершение — высокопарные рассуждения о неведомых энергиях. Дальше слушать не стоило:

— Так это вам, милейшая, не к священнику надо! К нам — с проблемами души, а с «энергиями» — это в Минэнерго.

По одежке…

Однажды довелось встретиться с группой православных верующих. Вся пикантность ситуации состояла в том, что лишь двое из этой группы были со мной знакомы. А я, в свою очередь, был одет «по гражданке». Конечно, говорят, «попа и в рогожке узнаешь», но мало ли сегодня «бородатых и волосатых» среди мирян? И вот, две женщины из этой группы, явно проникнутые тем, что называют «ультраправославной идеей», увидели во мне нового слушателя! Ну еще бы: скромно одетый, с бородой, крестится — явно «наш»! И стали рассказывать мне, во что да как веровать… Попутно предлагая побороться с кодами, канонизировать Распутина, Ивана Грозного и т.п.

Я поначалу не вступал с ними в дискуссию, просто слушал. Но когда поток их безграмотности, бреда и ересей полил через край, я молчать, естественно, не смог. Все мои аргументы встречали просто со злобой, давая мне понять, что ни я, ни приводимые мной ссылки на Библию, Святых Отцов, Историю Церкви для них не авторитет. При этом постоянно ссылались на какие-то рукописные прокламации неведомо-тайных старцев. Мне довольно безапелляционно объяснили: «дураком родился — дураком помрешь»!

Возможно, этим бы все и закончилось. Но тут кто-то из моих знакомых возмутился и сказал моим оппонентам: «Да как вы можете! Это же батюшка!». Тут все стали извиняться, падать на колени, рвать на себе платки и косоворотки. А мне было больно смотреть на торжество лицемерия…

Свобода

— Для меня как человека, отравленного дыханием свободы, монастырь — наивысшая форма диктатуры, — заявил мне один собеседник.

Чем же пахнет «дыхание» Вашей «свободы», если им можно отравиться? — поинтересовался я, — ведь подобное «отравление» может иметь «летальный исход» для души.

В понимании верующего человека свобода — это свобода от власти греха. А та «свобода», которой изволили «отравиться» Вы, напоминает свободу падения человека без парашюта, который старается не думать о встрече с землей.

Оптом…

Водосвятие на праздник Изнесения Древ Животворящего Креста (Маккавеев, 1/14 августа). Подходят мужчина и женщина средних лет:

— Батюшка! А вы не могли бы нам сразу и яблоки и мед посвятить — чтобы несколько раз в церковь не ходить?

— Мог бы, конечно. А вы венчаны?

— Нет. А разве для освящения это обязательно?

— Не обязательно. Просто я мог бы вас заодно и обвенчать, и отпеть — чтобы вы «лишний раз в церковь не ходили»…

Печальное знамение всеобщего потребительства — «духовность оптом и со скидкой».

Пару слов о монашествующих



Удобный путь


«Монашество — наиболее удобный и быстрый путь к Богу», — написано на обложке церковного издания. Но удобный и быстрый — отнюдь не означает легкий и единственный. «Не все в монастыре спасутся и не все в миру погибнут». Я воздержусь от рассуждений о причинах и обстоятельствах, приводящих людей к монашеству. Скажу лишь, что эти причины внутренние, а не внешние. Монашествующие не социо-, не сексо- и не психопатологичны. Они лишь хорошо знают, ради чего проводят аскетическую жизнь. Монашествующие прекрасно знают, что смерти нет! Они знают, что будет их ожидать после того, как душа разлучится с телом. И заранее к этому готовятся. Поэтому и приучают себя делать не то, что хочется, а то, что надо.

О монашестве мужском

Рассуждая о своем недоверии к монахам-мужчинам, один журналист заметил, что «их жизнь больше похожа на армию. Сегодня ты послушник, — а завтра, глядишь, получишь сан священника и заживешь вольготной „командирской“ жизнью». Что ж, насчет армии я, пожалуй, соглашусь. Можно заметить, что все иерархические системы — церковная, государственная, армейская — вообще-то построены по сходному принципу, и потому имеют много общего.

Но ведь в армии старослужащий, «старый воин» — это не обязательно «дед», издевающийся над «молодыми». Старослужащий — это, как правило, более опытный, более грамотный, знающий «что делать, и как это сделать правильно и быстро». И точно так же, как военнослужащий не присваивает сам себе звания, не выбирает себе священный сан и тот, кто пришел в монастырь.

Можно на всю жизнь остаться послушником, что вовсе не свидетельствует о твоем неблагочестии или лени. Это в миру лучше быть плохим министром, чем хорошим дворником. Постригут ли послушника в монахи, станет ли он когда-нибудь диаконом, священником, епископом — решает не он. Цель пришедшего в монастырь — не церковная карьера, а спасение своей души. И в каком статусе он достигнет этого спасения — не суть важно.

О епископстве

Сегодня мы должны с прискорбием отметить, что в нашем обществе напрочь забыли слово «ответственность». И занятие более высокой должности увеличивает меру этой ответственности, не только дает права, но и существенно увеличивает обязанности. А за выполнение этих обязанностей надо отвечать! Именно помня об ответственности не только за себя лично, но и за свою паству, монашествующие склонны довольно критически оценивать свои способности и не стремиться к принятию архиерейского (епископского) сана.

Но стремление к епископству не постыдно. Открыв Библию, мы читаем слова св. апостола Павла: Верно слово: если кто епископства желает, доброго дела желает (1 Тим. 3, 1). Желание епископства есть подготовка себя не к почестям и славе, а к величайшей мере ответственности перед Богом за всех вверенных тебе.

Не только в первые века христианства, но и совсем недавно епископство было синонимом мученичества. Ибо именно православные епископы шли первыми, во главе своей паствы, в сталинские лагеря и расстрельные ямы. Именно архипастырское предстояние пред Богом и людьми за свою паству, верность Господу даже до мученической смерти и являются той великой ответственностью служения епископов — преемников Святых Апостолов.

О монашестве женском

Монахини очень искренни, хотя бы потому, что их духовный подвиг необычайно высок. Женщины, как сказано в Библии, сосуды немощнейшие (1 Пет. 3, 7), по мнению социологов, гораздо менее мужчин приспособлены к общежитию. И этому довольно много причин. В силу эмоциональности женщинам бывает несравненно труднее «притереться» друг к другу, и эта проблема всегда была актуальной в светских женских коллективах. Так каких же титанических усилий требует от монахини ежедневная, ежечасная борьба с грехом, негативными движениями души! Но победа над собой никогда не останется без награды от Господа.

О посещении монастырей

Вообще, всякому человеку, посещающему монастырь — и богомольцу, и туристу — следует вспомнить народную мудрость и «не соваться туда со своим уставом». Ведь для монашествующих монастырь является, простите, не местом работы, а домом. А посетители монастыря, не живущие в нем, — всего лишь гости. И монашеская община — это одна семья, являющаяся в этом доме хозяевами. Все в этом доме подчинено уставу монастыря — традиции, распорядок дня, уклад жизни. Но ведь и в миру в каждой семье существует подобное. Приходя в гости, мы уважаем традиции и обычаи хозяев. И вполне естественно, если незваному или хамоватому гостю укажут на дверь.

«Как же так? — возразят мне, — а может, я пришел туда, в монастырский храм, просто помолиться или поглазеть»! Отвечу так. В отличие от приходского храма, где все ориентировано на нужды прихожан-мирян, службы в монастырском храме в первую очередь ориентированы на общину обители. А то, что всем желающим разрешают помолиться вместе с ними — лишь свидетельство гостеприимности хозяев.

Представьте себе на секундочку, что кто-то просто так, с познавательной целью пришел к вам в квартиру не вовремя. Стал смотреть, кто чем занимается, что в кастрюлях и холодильнике, а что в шкафу и мусорном ведре лежит. Да при этом еще бы и здорово возмущался — что это мне хозяин так мало внимания уделяет, не рад, что ли?

Я вовсе не собираюсь идеализировать всех живущих в монастыре. Ведь это люди, и приходят они в монастырь из мира — из нашей повседневной, обыденной жизни. Не вырастают в монастыре на грядке, не приезжают из Занзибара, не прилетают с Луны. Они вообще-то такие же, как все. Но вместе с тем они, иноки и инокини — иные! Монашеская община — одна семья. И как в любой семье, в ней есть свои старшие и младшие, сильные и слабые, образованные и не очень. Но кто дает право миру, из которого они сознательно ушли ради Высшего Блага, вторгаться в их жизнь и мерить их своими мерками?

Островки духовности

Монашествующие — поселенцы на маленьких островках духовности, скалистыми твердынями возвышающихся среди океана житейского моря. Их дух гораздо более свободен — его хоть и бьют ветра искушений, но не уносят ни высокие волны порока, ни быстрые течения новомодных увлечений. Именно в монастырях находят многочисленные паломники то умиротворение и стабильность, которого так не хватает в нашей повседневной жизни.

Ранее опубликовано: ОТРОК.ua № 5