Илия Муромец. День памяти 1 января.

Илия Муромец


Преподобный Илия Муромец, Печерский, по прозвищу Чоботок, был уроженцем города Мурома, и народное предание отождествило его со знаменитым богатырем Ильей Муромцем, о котором пелись русские былины.

О преподобном Илии известно, что он скончался, сложив персты правой руки для молитвы так, как принято и теперь в Православной Церкви - три первые перста вместе, а два последних пригнув к ладони. В период борьбы со старообрядческим расколом (конец XVII - XIX вв.) этот факт из жития святого служил сильным доказательством в пользу трёхперстного сложения.


ПРЕПОДОБНЕ ОТЧЕ ИЛИЯ, МОЛИ БОГА О НАС!!!

Святой мученик Вонифатий Тарсийский- 1 января день памяти

Святой мученик Вонифатий Тарсийский


Святой мученик Вонифатий был рабом богатой молодой римлянки Аглаиды и состоял с ней в беззаконном сожительстве. Но оба они чувствовали угрызения совести и хотели как-то омыть свой грех. И Господь пожалел их и дал им возможность очистить грехи своей кровью и за кончить грешную жизнь покаянием. Аглаида узнала, что если с благоговением хранить в доме мощи святых мучеников, то их молитвами легче получить спасение, ибо под их благодатным воздейст-вием умаляются грехи и воцаряются добродетели. Она снарядила Вонифатия на Восток, где в то время шло жестокое гонение на христиан, и просила привезти мощи какого-либо мученика, чтобы он стал их руководителем и покровителем. Вонифатий на прощание, смеясь, спросил: «А что, госпожа, если я не найду мощей, а сам пострадаю за Христа, примешь ли ты мое тело с честью?» Аглаида отнеслась серьезно к его словам и укорила его в том, что он, отправляясь на святое дело, позволяет себе вольности. Вонифатий задумался над ее словами, и все время пути был сосредоточенным.

Приехав в Киликию, в город Таре, Вонифатий оставил в гостинице своих спутников и пошел на городскую площадь, где мучили христиан. Потрясенный зрелищем страшных пыток, видя просветленные благодатью Господней лица святых мучеников, Вонифатий, по влечению своего сострадательного сердца, бросился к ним, целовал им ноги и просил святых молитв, чтобы и ему удостоиться пострадать с ними. Тогда судья спросил Вонифатия, кто он. Вонифатий ответил: «Я христианин», — а затем отказался принести жертву идолам. Его тут же предали на мучения: били так, что мясо отпадало от костей, вонзали иглы под ногти, наконец, влили в горло расплавленное олово, но силой Господней он остался невредим.

Окружавшие судилище люди пришли в возмущение, они стали бросать в судью камни, а затем устремились к языческому капищу, чтобы низвергнуть идолов. На следующее утро, когда волнения несколько затихли, судья распорядился бросить святого мученика в котел с кипящей смолой, но и это не причинило страдальцу никакого вреда: его оросил сошедший с небес Ангел, а смола вылилась из котла, вспыхнула и обожгла самих мучителей. Тогда святой Вонифатий был приговорен к усечению мечом. Из ран истекли кровь и молоко; видя такое чудо, около 550 человек уверовали во Христа.

Между тем, спутники святого Вонифатия, напрасно прождав его два дня в гостинице, стали его разыскивать, предполагая, что он предался легкомысленному времяпровождению. Сначала поиски были безуспешны, но, наконец, они встретили человека, бывшего очевидцем мученической смерти святого. Этот свидетель и привел их туда, где еще лежало обезглавленное тело. Спутники святого Вонифатия со слезами просили у него прощения за неподобные мысли о нем и, выкупив за большие деньги останки мученика, привезли их в Рим.

Накануне их прибытия Аглаиде во сне явился Ангел и велел ей приготовиться принять бывшего раба ее, а теперь господина и покровителя, сослужителя Ангелов. Аглаида призвала клириков, с великим почетом приняла честные мощи, а затем построила на месте его погребения храм во имя святого мученика и положила там мощи, прославившиеся множеством чудес. Раздав нищим все свое имение, она удалилась в монастырь, где провела в покаянии восемнадцать лет и при жизни стяжала чудесный дар изгонять нечистых духов. Похоронили святую близ могилы мученика Вонифатия.




Тропарь мученика Вонифатия
глас 4


К сословию послан мучеников,/ мученик был еси истинен,/ пострадав за Христа крепчайше, всехвальне,/ мощми же возвратился еси верою пославшей тя, Вонифатие блаженне,/ моли Христа Бога// прияти нам грехов прощение.

Кондак мученика Вонифатия
глас 4


Священие непорочное/ самовольне тебе привел еси,/ Иже от Девы тебе ради родитися хотящему,/ святе венченосче,// премудре Вонифатие.

Ин кондак мученика Вонифатия
глас 4


Изыде к приятию страстотерпческих мощей и страждущих законне веры ради зря,/ показал еси мужески крепость свою,/ устремився на страсти исповеданием во Христа,/ Иже прием почесть победы твоего страдания,/ Вонифатие, присно моли за ны.


СВЯТЫЙ МУЧЕНИЧЕ ВОНИФАТИЕ, МОЛИ БОГА О НАС!!!

Верую, Господи! Помоги моему неверию...



Верую, Господи! Помоги моему неверию…

Вера — это вся жизнь, вера — это полнота мироздания, вера — это глубина неисчерпаемая бытия. Не следует думать: «Вот, я буду верить в совершенстве, избавлюсь от грехов, а тогда уже пойду в Церковь». Вера — это путь. Вера — это жажда.

Отец бесноватого юноши, о котором рассказано в девятой главе Евангелия от Марка, дошел до отчаяния, ибо ничем не мог помочь своему несчастному сыну. Даже ученики Христовы не могли исцелить больного — у отца было горе, но не было веры. И вот последняя надежда — Христос. Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, все возможно верующему. И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию …и он (отрок) встал (Мк. 9, 23…24, 27). Желание уверовать принято Господом как вера, и с этого — горячего, искреннего, деятельного желания — начинается вера. Ты хочешь обрести веру? Не жди каких-либо откровений свыше, сделай шаг к Богу, и уже это будет твоя вера.

И, конечно же, этот первый шаг — Священное Писание. Евангелие. Благовестие. Фундамент христианского вероучения. Нередко ныне можно встретить человека, считающего себя христианином и при этом не читавшего Нового Завета. Невероятно! Возможно ли быть математиком, не зная арифметики?

Путь ко Христу должен, безусловно, проходить через те врата, которые Он Сам для нас открыл. Откровение: Благая Весть о спасении — спасении из дурного коловращения смертного безбытия, Благая Весть о даровании утерянного рая.

Начинать чтение Писания нужно именно с Четвероевангелия, ибо, начав с Ветхого Завета, можно до Нового так никогда и не добраться. А ведь именно Новый Завет дал Господь людям в обетование их спасения, тогда как Ветхий Завет был исполнен Рождеством Иисуса Христа При первом (и даже первых) чтениях неизбежно будет множество неясностей, а, возможно, и сомнений или даже соблазнов. Это естественное следствие бесконечной глубины и многомерности текста, а также незнания современным читателем исторических реалий жизни эпохи Христа. Смущаться этим не следует: приходит время, и все становится на свое место.

При чтении Евангелия очень помогает совет митрополита Антония Сурожского: «К чтению светской литературы подход, как правило, вполне определенный: все понятное мы прочитываем и в меру сил усваиваем; в том же, что не понятно, пытаемся разобраться, остановив на нем пристальное внимание. Подход к чтению текста Священного Писания должен быть диаметрально противоположным: прочитав что-либо нам не понятное, не следует на этом задерживаться (это то, что сейчас не существенно для нашей души), но будем читать далее — до тех пор, пока нас не поразят какие-либо слова Христа. С этими словами в этот момент Сам Бог обращается к Вам — что же может быть более! При первом прочтении Нового Завета таких мест может быть всего три-пять, но как уже и этого много для души! Дочитав таким образом первый раз Четвероевангелие (читать должно только последовательно; и не важен темп, но важна регулярность), возвращаемся на первую главу Евангелия от Матфея — и начинаем следующий круг чтения — и что-то новое коснется нашего сердца».

Прочитав эти тексты два-три раза, можно приступить к Деяниям, затем, еще более войдя в жизнь Церкви — воцерковившись, перейти к Посланиям. Конечно, при возникновении вопросов хорошо обращаться за разъяснением их как к специальной литературе, так и к знающим людям. Однако умственное осознание ни в коем случае не должно ставиться во главу угла — воздействие слова Священного Писания сродни молитве: оно проникает и освещает самые глубины человеческой души.

По материалам книги священника Михаила Шполянского «Пред дверьми храма Твоего».
Ранее опубликовано: ОТРОК.ua № 1 (12)

С Новым годом !



Пусть принесет вам Дед Мороз
Мешок здоровья, счастья воз,
Другой мешок - со смехом,
А третий пусть - с успехом!



Снега Вам белого, чистого,
И настроенья лучистого,
И новогодних огней,
И долгожданных друзей!



Вы сияйте, как звезда,
И сегодня и всегда!
Новогодних Вам сюрпризов
И здоровья на года!

С Новым годом !

Пусть Hовый год в ваш дом войдет
С надеждой, радостью, с любовью.
И в дар с собою принесет
Большое счастье и здоровье.
Пусть падает на плечи снег,
Звенят бокалы, блещут звезды,
И верит каждый человек,
Что испытать себя не поздно.

 

Дорогие друзья и гости!
От всего сердца поздравляю вас с
Новым Годом!
Желаю вам всего самого доброго -
успехов, радости, счастья !

Что нового в Новом году?


Новый год – прекрасный праздник. Точнее так: Новый год может быть прекрасным праздником, если бы не пьянство, не бессонная ночь перед телевизором и если бы не контраст между ожиданием «чего-то» 31 декабря и отсутствием этого «чего-то» 1 января. А так – все очень мило. Мороз, предпраздничная суета, всеобщая нервная взвинченность. Дети ждут подарков, взрослые стараются раньше уйти с работы и месят снежную кашу, заходя по дороге домой во все попавшиеся магазины…

Если правда то, что Рождество на Западе все больше утрачивает религиозный смысл, если правда, что люди там все чаще поздравляют друг друга не с Рождением Мессии и не с Боговоплощением, а с каким-то аморфным «праздником», предполагающим семейные посиделки, печеного гуся и обмен подарками, то наш Новый год – это почти «их» Рождество. С праздником – чмок! С праздником – дзинь! С праздником – буль-буль! С праздником – спокойной ночи!

К Новому году нас приучила советская власть. Если бы не засилье идеологических праздников, никто бы не вкладывал столько души в ожидание смены цифр на календаре. Но все остальные праздники требовали либо патетической печали, либо безудержного энтузиазма. Просто человеком побыть было некогда. Отсюда эта истинно детская любовь к елочному конфетти, запаху хвои и мандаринам. Это лишнее доказательство того, что стареет тело, а душа, завернутая в умирающую плоть, стареть не хочет, не может, не умеет. Она, душа, остается детской, ей хочется сказки и чуда.

Но есть в праздновании Нового года и грусть. Эта грусть рождается оттого, что нового в Новом году нет ничего, кроме изменившихся цифр на календаре. Все остальное – старое.

Человеку свойственно перетаскивать свой ветхий скарб страстей и привычек из года в год с завидным постоянством. Оттого всякий новый год – старый. «Куда дерево упадет, там оно и лежит», – говорит кто-то из пророков, имея в виду злостный навык человека. И в одной из молитв соборования говорится, что «якоже руб поверженный, всякая правда наша пред Тобою». «Поверженный руб» – это и есть то самое упавшее дерево, которое указывает всегда в одну и ту же сторону, как и жизнь закосневшего в грехах человека.

Нужен какой-то креатив, какая-то истинная новизна, по которой стосковались (уверен) очень многие. Чем не нов такой, к примеру, лозунг: «Встреть Новый год трезвым и без телевизора»? Это же настоящее новое слово, и я уже вижу его на рекламных плакатах больших городов.

Над воротами Дантова ада было написано: «Оставь надежду всяк сюда входящий». Над воротами, вводящими в новый календарный год, можно писать: «Оставь все злое, этот год начавший».

Год будет действительно новым, если вступающий в него человек запасется желанием обновляться: бороться со злыми привычками, приобретать благие навыки. У нас есть заповедь быть мудрыми, как змеи. Именно это животное регулярно меняет кожу, пролезая между острыми шипами кустарника или тесно стоящими камнями. Больно змее или нет, не знаю, но старая кожа, как чулок, сползает, давая место новому кожному покрову. Это, конечно, урок – не только природный, но и евангельский.

Земля протанцевала очередной тур вальса вокруг Солнца. Замкнувшийся круг и начало нового движения стоит отметить молитвой. Потихоньку входит в обычай служение литургии в ночь с 31-го на 1-е. Это еще одна ночная литургия, кроме Пасхальной и Рождественской, и она обусловлена уже не догматами, а насущной потребностью. Большинство людей валяет дурака и натужно изображает предписанное веселье. Люди напиваются – то ли от тоски, то ли от радости; засыпают, не раздевшись; просыпаются в неизвестных местах… Или, в лучшем случае, терзают пульт в поисках хоть чего-то интересного по «ящику». А совсем небольшая часть граждан провожает уходящий год словами: «Господи, помилуй» и встречает наступающий год словами: «Господи, благослови». Не знаю, как вам, а мне кажется, что это и есть истинная новизна и самый красивый способ празднования.

Но даже если не будет ночной литургии, пусть будет краткая молитва. Ничего лучше, чем «Отче наш», не придумаешь. Куранты бьют, снег за окнами медленно опускается, а некое семейство читает молитву Господню и просит у Бога благословения на наступающий год. Красота!

И еще одно. Это ведь условная дата. Новый год праздновали то в марте, то в сентябре, то на Василия Великого. Теперь вот на Вонифатия. Плюс у каждого из нас есть свой новый год. Разумею день рождения как начало нового года жизни. И всякий раз смысл остается тем же: хочешь меняться – будет тебе новый год, новое лето благости Божией. Не хочешь меняться – не будет тебе ничего нового. Мандарины будут, «Голубой огонек» будет, мигрень с утра будет, и тоска, конечно же, тоже будет. А новизны не будет. Так что думай, товарищ. Без веры в Христа и без молитвы все годы Свиньи, Крысы, Собаки, Буйвола грозят превратиться в сплошной год Осла, грустного при этом, как ослик Иа, потерявший хвост.

Зима вошла в полные права вопреки слухам о глобальном потеплении. Земля укуталась в снежную шаль, как в пуховый платок. Глянешь и невольно вспомнишь псалом: «Омыеши мя, и паче снега убелюся». Я сто раз уже пробовал начать жизнь заново, и все сто раз у меня почти ничего не вышло. Но чего нет во мне, так это отчаяния. В этот Новый год я буду пробовать опять. Надо же в конце концов, чтобы Новый год был действительно новым. Помоги нам, Господи.
Протоиерей Андрей Ткачев

29 декабря 2010 года

Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя?

 Год со святителем Николаем (Велимировичем). 
30 декабря


Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя?
Жалуешься, что Бог не слышит твоих молитв. Во многих несчастьях молился ты Ему, но ни от одного не защитил Он тебя! Удивлен твоими словами: как же не защитил, если ты пережил несчастья, а не они тебя? Позволь задать тебе вопрос: слушаешь ли ты Бога? В двух Своих Заветах, Ветхом и Новом, Всевышний обещал слушать людей при условии, что они будут слышать Его. Слышишь ли ты Бога, желая, чтобы Он слышал тебя? Исполняешь ли закон Божий и держишься ли Его постановлений? Если не делаешь этого, тогда странно требование твое, чтобы Бог тебя услышал и послушался.
Бог сошел на землю и омыл ноги тем, кто любил Его. Для Творца нашего великая радость — слушать послушных чад Своих. Моисея, Авраама и Иакова Создатель послушал во всем, о чем они просили Его. И через природные, и через чудесные явления изливал Он милость Свою на тех, кто исполнял Его закон. Если и не желал Он услышать мои и твои молитвы, то потому, что мы не желали исполнять заповеди Его, или же потому, что мы молились неправильно. Устами Исаии говорил Господь непослушному народу: когда вы умножаете моления ваши, Я не слышу (Ис 1, 15). Если захотите и послушаетесь, то будете вкушать блага земли (Ис 1, 19). Следовательно, Господь слышит нас тогда, когда мы слышим, и не слышит, когда мы не слышим.

Соблазн «внецерковного христианства».Зачем ходить в Церковь?

Митрополит Григорий (Бербичашвили)

Соблазн «внецерковного христианства»

Митрополит Григорий (Бербичашвили)Нередко приходится слышать такие слова: «В Бога я, конечно, верю, но не верю в Церковь и духовенство».

Такую веру можно называть какой угодно, но только не христианской — по той простой причине, что христианства не существует без церковного единства и истинный христианин не может существовать вне Церкви. Апостол Павел учит нас, что «Церковь Бога живаго есть столп и утверждение истины» (1 Тим. 3: 15), что Главою Церкви является Сам Христос Спаситель, Которого Отец «поставил выше всего, главою Церкви, которая есть Тело Его, полнота Наполняющего все во всем» (Еф. 1: 22—23). Из Евангелия мы знаем слова Самого Спасителя: «Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее» (Мф. 16: 18).

И вот, зная обо всех этих евангельских истинах, о высоком происхождении и назначении Церкви, возможно ли, чтобы человек именовался христианином и вместе с тем был вне Церкви, возможно ли принятие учения Христа и одновременно отвержение утвержденной Христом Церкви? Нет, это невозможно. Подобная «вера» является таким же ненормальным явлением, как и всякий грех.

Важно понять, что является питательной средой этого вида греха, который заставляет человека, именующего себя христианином, отказываться от Церкви. Причин много, но их можно разделить на две группы: с одной стороны, это наследие советских времен, когда отрицание Церкви и борьба против нее проводились на государственном и общественном уровнях, а с другой стороны, это отпадение от Церкви по субъективным, личным причинам.

О борьбе против Церкви на государственном и общественном уровнях хорошо известно. Эта борьба имела своей целью максимальное сужение прав Церкви и пределов ее деятельности как через принятие соответствующих государственных законов, так и посредством идеологической войны против Церкви, причем для того, чтобы дискредитировать Церковь и священнослужителей, использовались искусство и культура: создавались фильмы, спектакли, теле- и радиопередачи и литературные произведения антирелигиозного содержания.

Так в сознании человека сеялось злое семя безверия, зарождалось сомнение в Церкви и духовенстве, а это способствовало постепенному отдалению христианина от церковной среды и в конце концов к полному отчуждению от нее. В течение многих десятилетий в сознание людей искусственно насаждались карикатурные представления о Церкви и духовенстве. И сегодня мы должны понимать, что если у многих наших соотечественников мы видим неверие и даже ненависть к Церкви и иерархии, то во многом эти негативные чувства направлены против тех карикатурных представлений, которые укоренены в их сознании предшествующей антицерковной пропагандой. На самом же деле, к великому сожалению, эти заблудшие люди совершенно не знают, что в реальности представляет собой святая Церковь.

Что же касается субъективных причин отступления от Церкви, тут важно отметить несколько аспектов.

Понять в полной мере, что такое Церковь, в совершенстве воспринять мистическую сторону ее жизни, ее духовные глубины — выше человеческих сил. Невозможно постичь одним лишь разумом все то, что происходит внутри Церкви, ибо «тайна сия велика» (1 Тим. 3: 16). Необходимо живое участие в жизни Церкви, и только в этом случае Церковь раскрывается перед человеком как высшая реальность и истина. Для того, чтобы человек сумел отличить сущность Церкви от различных форм ее внешнего проявления, вовсе не обязательно быть богословом. Но беда в том, что в умах часто происходят подмены.

Нередко бывает, что человеку нечто не нравится во внешнем оформлении Церкви или нечто кажется неприемлемым, и из-за этих причин он внутренне отдаляется от Церкви. Так, если в каком-то храме священник чем-то соблазняет кого-либо (манерой служения, недостойным поведением и т.п.), то впадший из-за этого в соблазн человек и вовсе покидает Церковь. Можно привести множество подобных примеров.

Но давайте зададимся вопросом: почему человек соблазняется настолько, что недостойный поступок отдельного священнослужителя переносит на всю Церковь? Разве священник и Церковь — одно и то же? Разве трудно понять, что Церковь остается чистой и неоскверненной даже тогда, когда некоторые ее служители поступают недостойно? Неужели вся Церковь заключается в духовенстве? А ведь Церковь — это мистическое Тело Иисуса Христа, которое включает в себя и небесные бесплотные силы и святых. Это единство называется небесной Церковью, или, иначе, торжествующей Церковью. Видимую сторону Церкви составляют общество верующих и духовенство — это земная, или воинствующая, Церковь. Главой и небесной, и земной частей единой Церкви является Сам Христос Спаситель.

Но беда в том, что привыкшие делать скороспелые обобщения люди и всю Церковь склонны обвинять в том, в чем грешны ее отдельные служители. Такое отношение, безусловно, ошибочно, поскольку Церковь — это не какой-нибудь отдельно взятый священник. Конечно, всякий, кто недостойно поступает, пребывая в ограде Церкви, наносит урон ее авторитету и через это вольно или невольно становится врагом Церкви. В сознании людей с именем Бога связаны такие понятия, как святость, чистота, истина, порядочность, и всего этого люди требуют и от Его служителей. Именно поэтому слуга Бога должен проявлять огромную ответственность и осмотрительность при любых своих действиях, суждениях, в общении, он должен быть образцом искренней веры, любви, благочестия, добродетельного и богоугодного поведения. Следует заметить также, что такое поведение требуется не только от представителей духовенства, но и от всех членов Церкви, то есть от любого христианина. Ведь от поведения христиан зависит, как будет восприниматься Церковь — как спокойная гавань или же как объект для поругания.

Грехи, ошибки, недостойные поступки духовных лиц — это скорбь и испытание для Церкви. Святитель Иоанн Златоуст, обличая своих современников-священнослужителей, однажды высказал мысль о том, что «из священнослужителей лишь немногие спасутся». И все же, несмотря ни на что, Церковь живет всей полнотой своей жизни, преисполнена скрытыми благодатными силами и остается святой и непорочной даже тогда, когда духовенство находится не на должной высоте.

Для оправдания своего отхода от Церкви люди приводят различные причины: их, например, раздражают и соблазняют молящиеся или они не переносят давки и не могут молиться, когда в храме много людей. Но все такие чувства, скорее, повод для ухода из Церкви, чем причина. Неужели действительно так трудно найти такой храм или место в храме, где вас никто не побеспокоит? Можно поставить вопрос и иначе: можно ли считать таких людей вообще верующими, если из-за этих субъективных, легко преодолимых причин они вовсе отказываются от Матери-Церкви?

Многих соблазняет незнание и непонимание того, что происходит в Церкви, то есть люди не знают последовательности богослужения, его содержания и смысла. Однако нельзя не заметить, что тот, кто искренне желает принимать участие в богослужении и всем сердцем стремится понять происходящее в Церкви, всегда сумеет это узнать и понять и так только укрепится в своей вере.

Сказанное выше лишь в малой степени отражает истинные причины отступления человека от Церкви. Вся беда в том, что Церковь и богослужение постепенно становятся лишними для души, и так появляется внутренняя отчужденность от Церкви, что в значительной мере связано с душевной ленью, а также с тем, что человек до мозга костей погружен в свои земные дела.

Конечно, мы не можем мириться с этой ситуацией, и Церковь должна сделать все для того, чтобы способствовать распространению веры среди маловерующих, укреплять и воодушевлять сомневающихся. Священнослужители должны направлять людей к тому, чтобы они активно работали над собой с целью постижения божественных истин. Каждый христианин должен постоянно заботиться о своем духовном совершенствовании. Нам надо постоянно бодрствовать, чтобы победить наших внутренних духовных врагов, которые проявляются в виде различных порочных страстей. С помощью постоянного душевного бодрствования и самопознания, внутренней молитвы, внимательного изучения наследия святых отцов, их творений и их жизни, мы сумеем очистить свои сердца и чувства и научиться следовать только Божией воле и Его мудрости. Море очищается бурей, золото — огнем, а человек — Божественной мудростью. Невозможно быть благородным и добродетельным, если не обладаешь духовной мудростью от Бога. Необходимо, чтобы душа человека постоянно питалась Божественной пищей. Только в этом случае человек укрепится в вере и не допустит никакого отступления и компромиссов в вопросах веры.

Серьезными причинами вызваны и случаи, когда в своей религиозной жизни человек теряет всякую духовную связь с Церковью из-за неправильного, нецерковного воспитания. Этот вопрос требует особого внимания и осмысления. Думается, он тесно связан с первейшей обязанностью Церкви — бережно хранить чистоту истинной христианской веры от пагубного влияния и воздействия различных ересей, от ложных религиозных учений. Церковь ясно и четко без устали должна разъяснять, где добро и правда, а где ложь и зло.

В современных условиях Церковь подвергается нападкам со всех сторон. Псевдодемократы различных мастей, лжелибералы, модернисты-экуменисты всячески охаивают и оскорбляют Православие, называя его устаревшим, средневековым, отставшим от современной жизни учением, которое, по их мнению, требует реформирования, так как ограничивает права человека. Этим пропагандистам нужен такой Христос, Который будет беседовать о земной жизни, а не о вечности, такой Христос, который поможет продлению земных страстей и утех, а не Тот, Кто обещает вечное блаженство. Таким силам не нужен Царь вечности, они мечтают о земном, сиюминутном царе.

Сегодня много говорят о свободе, правах человека, но необходимо знать и помнить, что только Православие дарует человеку истинную свободу и защищает его права, так как человек есть Божие создание и в силу этого свободным и защищенным может чувствовать себя только с Богом. Разум истинно верующего человека как бы наполняется разумом Христа, он ободряется и становится готовым к исполнению в повседневной жизни Божиих заповедей. Тем самым с помощью Божией человек преодолевает путь из небытия в бытие, от смерти — к бессмертию: «Истинно, истинно говорю вам: верующий в Меня имеет жизнь вечную» (Ин. 6: 47).

Церковь никому не должна позволять ругать и топтать ее честь, а также святые учения о ней, она должна противостоять желающим добиться ее обмирщвления. Святитель Иоанн Златоуст говорил, что «Евангелие повествует о небесных, а не земных предметах».

К сожалению, сегодняшняя жизнь «жалует» тех христиан, которые, стремясь не отстать от времени, стараются скопить больше материальных благ, а о духовном заботятся меньше. Именно поэтому многие из сегодняшних христиан выбирают компромиссный, легкий путь, а затем упрямо защищают его. Очень много стало таких либералов, которые «вооружены» полным неверием в Бога и бездуховностью.

Религиозность человека во многом зависит от того, какое воспитание он получил в детстве. Я встречал людей, которые действительно обладали благоговением перед Церковью и отличались богобоязненностью, и все же им трудно было преодолеть барьер, воздвигнутый в их душах неправильным воспитанием: им трудно было заходить в Церковь, креститься и преклонять колена, трудно было целовать иконы и святыни, выполнять другие обряды. Все дело в том, что в них с ранних лет не была сознательно выработана привычка к таким обязательным для христианина действиям, и вот в зрелом возрасте они как-то стесняются этого, им трудно следовать этому.

А однажды я был свидетелем и такого случая: бабушка вела по улице внука, и как только она увидела идущих им навстречу двух священников, то поспешно перевела внука на другую сторону улицы, сказав при этом: «Сплюнь, внучок, трижды: священники идут». Конечно же, внук исполнил указание любимой бабушки. И что будет, когда этот ребенок вырастет? С большой уверенностью можно предположить, что в нем укорениться не только отрицание Бога, но и ненависть к священству и в целом к Церкви.

Сегодня во многих учебных заведениях учат «закону Божию», в некоторых местах — «истории религии», в иных же заведениях — «религии и культуре», и этим стараются восполнить те изъяны, которые существуют в системе образования. Но мне кажется, результат вряд ли будет положительным, так как вроде бы детей и «учат христианству», но при этом не дают примеров истинной христианской жизни. В итоге результат будет намного худший, чем если бы вовсе всему этому не учили, потому что из-за неправильного, бессистемного, половинчатого обучения в сознании ребенка утвердится не любовь к вере и стремление к праведной жизни, а ложь и навык лицемерной жизни. Разве может принести благие плоды лишь формальное, для галочки, обучение детей христианству?

Необходимо, чтобы ребенок воспринимал Бога как живую Личность; мы должны показать детям тот огонь, ту необъятную любовь, которую Спаситель принес на землю. Вот этой любви следует учить детей в первую очередь, а потом уже на этой твердой основе можно изучать всю евангельскую премудрость. И я хочу подчеркнуть: огромная ответственность ложится на воспитателя и в целом на наше общество. Нашей стране нужны люди, преисполненные истинной христианской веры и добродетелей, а не такие, у которых есть лишь определенный багаж знаний о Христе и Его Церкви. Церковь действительно должна быть Матерью, родным домом для христианина. Он должен проявлять к Церкви такие же старание и любовь, как к собственному дому. Но, увы, как часто мы являемся весьма редкими гостями в Церкви! Многие воспринимают храм как своего рода театр, клуб, кино или иное увеселительное заведение. Пока отношение к Церкви кардинально не изменится, не начнется истинное, глубинное возрождение церковной и духовной жизни нашего народа.

Есть люди, которые настолько «любят» животных и птиц, что идут в лес, убивают их, потрошат, наполняют ватой и ставят у себя дома. Такие любят не животных или птиц, а их чучело. Похожими на таких людей становимся и мы, когда проявляем особое усердие при решении социальных или иных житейских проблем подростка (и вообще человека) и при этом вовсе не заботимся о развитии истинно ценных, духовных сторон жизни тех же подростков. Поступая так, мы совершаем намного большее зло, чем то, которое творится в приведенном мной примере, ведь там — животное или птица, а тут — человек, образ и подобие Бога.

В символе веры учение о Церкви начинается словом «верую». В сердцах христиан первых веков вместе с любовью к Христу Спасителю жила и вера в Его Церковь. Сердце же современного человека не так сильно горит огнем веры — наступило время духовного обнищания. Этим объясняются те внутренние трудности, для преодоления которых нам требуются немалые усилия. Конечно, все те, которые крестились «во имя Отца, Сына и Святого Духа», уже относятся к Церкви и находятся в ней, но таинство крещения лишь вводит нас в лоно Церкви. Перед нами открываются врата, и нам дается возможность пребывать под покровом существующих в Церкви благодатных сил, но дальнейшая наша жизнь всецело зависит от того, насколько активно мы будем жить в Церкви, насколько искренним и сильным будет наше стремление к познанию всех тайн церковной жизни, приобщение к ее святым таинствам, получение благодати и любви Спасителя. В противном случае полученная при крещении благодать, необходимая для мистического преображения человека, останется как нераскрытая возможность, погребенная житейскими заботами и нецерковным образом жизни.

Когда человек сызмальства причащается, когда он с детских лет привык к богослужению, к таинствам, тогда образуется прочное внутреннее (и внешнее) единение его с Церковью, и какой бы кризис ни наступил в сознании такого человека, эта связь сохраняет силу. А если такой прочной связи не существует, то при каком-то серьезном соблазне или потрясении у человека не остается духовных сил для продолжения церковной жизни.

Немыслима жизнь православного христианина без Церкви, без духовника. Многие люди признают, что раньше для них было чуждо церковное мышление, и они удовлетворялись тем тяжелым положением, в котором жили. Но после того, как прозрели и приобщились к спасительной церковной благодати, уже не представляют своей жизни без Церкви, без духовника. Духовник является исповедником Христовой веры и этому же учит своих прихожан, паству.

Очень легко критиковать духовенство. Но от кого мы слышим такую критику? Преимущественно от тех, кто сами ни во что не ставят и не соблюдают Божии заповеди. Зато с большим воодушевлением, некоей злой радостью рассказывают и распространяют различные клеветнические сплетни, а порой, к сожалению, и злую правду. Наверное, никого не критикуют с такой готовностью и агрессией, как представителей Церкви: их обвиняют в фарисействе, лицемерии, притворстве, сребролюбии, в порочном образе жизни. Эта критика исходит от тех, в ком нет веры и чувства сопричастности к Церкви. А в результате люди, которые не отличают истинного предназначения Церкви от внешнего его проявления, отворачиваются от нее и идут к сектантам, то есть к тем, которые ничего не жалеют для максимального очернения Церкви.

Если внимательно посмотреть на те требования, которые предъявляются такими «христианами» к духовенству, можно легко убедиться, что эти требования практически невыполнимы. От духовенства требуют всего того, от выполнения чего с большой легкостью освобождают себя. Если священник ошибся, или рассердился, или упустил из внимания кого-либо или что-либо, то этого никак не прощают ему. Увиденные в священнике даже малые человеческие слабости являются причиной того, чтобы соблазниться о них. Но ведь священник такой же человек, как и любой другой. И в нем, как и в любом человеке, существует наследственная склонность к греху. И с ним отчаянно борется зло, и он может ошибаться.

Скажу больше. Нельзя отрицать, что среди духовенства есть и те, кто действительно не находится на высоте. Церковь, зная об этом, постоянно заботится об очищении своих рядов. Но главная беда не в этом. Беда в том, что большинство тех «верующих», любящих очернять духовенство, совершенно не обладают церковным сознанием, для них Церковь вовсе не является Матерью, для них в принципе чужда церковная иерархия, в них нет никакой христианской любви к духовенству, не только как к иерархам, а просто как к людям. Отсюда проистекает та безжалостность, а часто и ненависть, которая проявляется по отношению к Церкви и иерархам. Фактически в этом и кроется причина «внецерковного христианства».

Осуждение священнослужителя, духовника — это страшный грех. Вообще осуждение указывает на извращенность душевного состояния человека. Очень часто человек совершенно не знает самого себя, хотя думает, что у него все упорядочено, и не беспокоится о своей отягощенной низменными страстями и грехами душе. Не велико мужество в том, чтобы замечать и всячески раздувать маленькие слабости своего духовника или любого другого священнослужителя. Было бы гораздо лучше, если бы вместо этого такие христиане стремились к умножению своих добродетелей.

Когда Ной принял чрезмерное количество виноградного сока и опьянел, то во время сна с него упало одеяло. Увидев наготу отца, один из сыновей, Хам, стал смеяться над отцом и рассказал об этом братьям, Симу и Иафету. Последние, дабы не видеть наготу отца, подошли к нему, пятясь, и с почтением и благоговением накрыли одеялом спящего отца. Каждый христианин должен спросить себя: из этих троих сыновей кем являемся мы?

Нельзя осуждать других, ругать, издеваться, распространять сплетни. Истинно верующий человек полон добра, веры и любви. Неверующий человек вовсе не имеет любви или же его любовь искажена и эгоцентрична. Если у человека нет веры, то, конечно же, у него не будет и надежды. В таком случае кого он послушает, на кого он будет надеяться? На самого себя, который смертен и должен пойти в землю? Если у человека не будет веры и надежды на Бога, то не будет и любви, а если нет любви, то он не Христов, а уже находится во власти диавола.

Евангельская истина и современная идеология диаметрально противопоставлены друг другу, и потому в сознание современного человека закрадываются многие сомнения о вере, возникают многие вопросы. И тут огромное значение имеет то, где и у кого он будет искать ответы. Тот, кто не читает каждый день Священное Писание, творения святых отцов, за ответами на возникшие у него вопросы богословского характера придет не к Церкви, не к подготовленному в богословских вопросах человеку высокой духовной жизни, а даст в своей душе место всему тому внешнему, недобродетельному и злому, что усугубит его душевный кризис. Это явление, наверное, объясняется тем, что, несмотря на значительную активизацию церковной жизни в последние годы, все же окружающая нас современная жизнь в значительной мере полна недоверия к Церкви, тем более что фундамент для этого недоверия в нашей стране был сознательно заложен государственной политикой.

Чтобы изменить ситуацию в лучшую сторону, Церковь в современных, не совсем благоприятных для расцвета духовности условиях должна приложить бльшие усилия, чтобы твердо, громко, победоносно зазвучало слово Божие в нашей древней православной стране. Каждый священнослужитель, независимо от того, на какой ступени иерархической лестницы он находится, обязан быть истинным воином Христа, с максимальной самоотдачей распространять слово Божие среди сомневающихся, укреплять уже воцерковленных, всеми доступными средствами не только внутри Церкви, но и вне проповедовать наше незамутненное православное христианство, святоотеческое учение.

В современных условиях, когда вокруг столько соблазнов, когда средства массовой информации, особенно электронные, явно и неприкрыто пропагандируют чуждые и неприемлемые для нашего народа нравы и идеалы, когда щупальца секуляризма охватывают общество, наша Мать-Церковь должна взять на себя роль вождя в борьбе против этой многочисленной нечисти. Мы не имеем права уступать, мы обязательно должны победить в этой битве за души наших людей, так как только Церковь, ее истина, ее чистота и догматы есть та единственная надежда, которая может образумить, а затем и исцелить общество, заставить задуматься о своем подлинном предназначении. Церковь должна помочь людям вернуться к Православию.

Перевел с грузинского Мераб Джикия
Православие.Ru

Всеукраинский журнал «Мгарскій колоколъ»

Сон, сновидения и промысл божий

Православный женский журнал «Славянка» №6 (30) ноябрь-декабрь 2010 г.

«Азы православия»

К. В. Зорин

СОН, СНОВИДЕНИЯ И ПРОМЫСЛ БОЖИЙ


СОН – ЭТО ЗАГАДОЧНОЕ И МНОГОГРАННОЕ ЯВЛЕНИЕ. ИНОГДА ОН СЛУЖИТ ПОСЛАНИЕМ БОГА, ХОТЯ СВЯТЫЕ ОТЦЫ НЕ РЕКОМЕНДУЮТ ДОВЕРЯТЬ ВСЕМ СНАМ ПОДРЯД. СОВРЕМЕННАЯ ПСИХОЛОГИЯ ВИДИТ В СНАХ ВАЖНЫЙ МЕХАНИЗМ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПСИХИКИ И РАБОТУ ПОДСОЗНАНИЯ. А ВОСТОЧНО-МИСТИЧЕСКИЕ И ОККУЛЬТНЫЕ УЧЕНИЯ ИСПОЛЬЗУЮТ СНЫ В СВОИХ ПРАКТИКАХ, ОБЫЧНО ВО ВРЕД ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ДУШЕ. КАК ЖЕ РАЗОБРАТЬСЯ ВО ВСЕМ ЭТОМ И НЕ ПОПАСТЬ В ХИТРО РАССТАВЛЕННЫЕ ЛОВУШКИ? ПОПРОБУЕМ ПРИОТКРЫТЬ ЗАВЕСУ ТАЙНЫ.

Сны-сигналы



Промысл Божий использует сон, сновидения или их отсутствие во благо. Иногда во сне Бог объявляет человеку Свою волю, вразумляет или предупреждает о грядущих событиях. Вещие сны видели, к примеру, патриарх Иосиф Прекрасный и пророк Даниил. Они же давали толкования таким снам.

В Евангелии от Матфея упоминается, как во время суда над Иисусом Христом жена Пилата просила его через слуг: Не делай ничего Праведнику Тому, потому что я ныне во сне много пострадала за Него (Мф. 27, 19). Не ясно, что именно она видела. Но, несомненно, это чрезвычайно тронуло ее.

Опираясь на сочинения святителя Иоанна Златоуста, блаженный Феофилакт Болгарский утверждает: «Дивное дело! Судимый Пилатом устрашал его жену! Не сам Пилат видит сон, но жена его… Сон этот был делом Промысла Божия не для того, впрочем, чтоб освобожден был Христос, но чтоб спаслась та жена».

По церковному Преданию, супругу Пилата звали Проклой или Клавдией. Иногда два имени объединяли – Клавдия Прокула. Она приняла христианство. Греческая Православная Церковь причислила ее даже к лику святых.

Господь или Его избранники порой обращаются к нам во сне прямо либо посредством видений, которые обычно нуждаются в истолковании. Подобные сны случались как с праведниками, так и с грешниками. Это не исключение, а скорее правило: Бог говорит однажды и, если того не заметят, в другой раз: во сне, в ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе. Тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от задуманного дела и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом (Иов. 33, 14–18).

Примеры снов-сигналов многочисленны и в наши дни. Например, блаженная Матрона Московская усердно помогает страждущим, нередко являясь во снах. Так, в 1994 году у одной верующей женщины методом компьютерной диагностики нашли опасное заболевание. Страшась приговора врачей, она четыре месяца не шла в поликлинику. И вот, прочитав на ночь книгу о Матронушке, со слезами взмолилась ей о помощи, заснула и увидела себя… на операционном столе. Рядом стояла пожилая женщина в белом халате с какими-то инструментами в руках. Она ласково, едва-едва касаясь, гладила больную по ноге, руке и очень тихо, спокойно произнесла: «Потерпи, миленькая, потерпи еще маленько! Сейчас все пройдет, все будет хорошо».

Проснувшись, больная внутренне успокоилась и отправилась к врачу. Признаков заболевания у нее не обнаружилось! При повторной консультации врач снова подтвердил: болезни нет. Женщина уверена, что ей помог Господь по молитвам святой Матронушки.

Вещий сон есть откровение Святого Духа. По мнению святителя Николая Сербского, Господь Бог во сне зачастую подает людям знамение не делать того, что они задумали. Некоторые богобоязненные жены, страдающие бесплодием и усердно молящиеся о даровании дитя, получили во сне извещение, что мольбы их услышаны. Не так уж редко кому-то во сне дается знак, что смерть близка.

Подобные сновидения приносят добрые плоды: примирение с Богом, душевный покой, а иногда и физическое исцеление. Подчеркну: православные люди не занимаются толкованием сновидений. Сон признают истинным, если он, например, ведет к раскаянию, предостерегает от греха, вразумляет на доброе дело или открывает премудрость Творца. Такие сны благотворны, с их помощью Господь выводит нас из жизненного тупика и побуждает к духовному росту.

Поясню это на примере сновидения, которое видела женщина после искусственного прерывания беременности. Одна читательница прислала мне письмо. После четырех мини-абортов ее семейная жизнь сложилась неудачно. Она прочитала книгу, где подробно описываются осложнения после прерывания беременности, постабортный синдром и душевные терзания женщины. Под впечатлением прочитанного ей приснился сон. «Стою и вижу, – рассказывает она, – что я вся в какую-то дырочку. Трогаю себя за руки, и из этих дырочек, когда дотрагиваюсь, вылетают то ли змеи, то ли большие червяки. И я понимаю, что зачервивела заживо. Затем иная картина: я с сыном. Мой сын кричит: “Папа, папа!” От нас убегает какой-то мужчина. И мужской голос говорит: “Это твои аборты”. Сейчас, через десять лет после совершения абортов, я поняла, что я убила своих детей».

В иных случаях тягостные, навязчивые сны преследуют человека за какой-то грех, надолго и отчетливо отпечатываясь в памяти. Некий монах увлекся нечистыми помыслами, а затем увидел странный, нехороший сон. Стены его кельи почернели. Он подошел, потрогал их и почувствовал, что они обиты черной шерстью. Монах понял: келья – это образ его души, и сон зовет его к покаянию.


Что сон грядущий нам готовит


По учению Церкви, не следует верить никаким сонникам и разгадывать сновидения. Наивно думать, что все ночные грезы порождены именно нашим воображением и фантазией. Далеко не всегда безобразная старуха, прекрасная дева, злобный монстр или смелый рыцарь – это части нашего бессознательного «я». Опасно слушать их, а тем более беседовать с ними. Так мостится дорога к душевному расстройству и духовному обольщению.

К внутренним внушениям и телепатическим видениям нужно относиться предельно осторожно. Демоны легко прельщают людей, особенно тревожных, мнительных, тонко чувствующих и мистически настроенных. Напророчив ряд событий и завоевав доверие, бесы приучают слепо верить таинственным снам, предчувствиям и извещениям, приходящим из иного мира. А потом такое может привидеться, что от горя человек сам руки на себя наложит. Как говорится: кажется – крестись!

Вещий сон посылается крайне редко. В Священном Писании неоднократно упоминается о ложных снах, о том, как пагубно доверять им и пытаться выдавать их за подлинные откровения свыше: Сновидения ввели многих в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (Сир. 34, 7). Суровая кара!

Сон (бессонница) – чуткий духовный барометр. Его показания напрямую зависят от нашего душевного состояния. Благодарите Господа за полезные и назидательные сны. Если же сны беспокоят или назойливо повторяются, лучше посоветоваться с опытным священником и православным психологом (психиатром). Не обращайте внимания на смутные, сомнительные и суетные сны. Не будьте суеверными! Смиренный человек знает, что он недостоин откровений Господних. Это и ограждает его от демонических козней.

Итак, сны и сновидения не дают надежных, достоверных знаний о том, что происходит в глубинах нашего естества и что ожидает нас в будущем. Истинных снов гораздо меньше, чем ложных.

Христос обещал сделать Своих учеников не «ловцами сновидений», а «ловцами человеков» (Мк. 1, 17). Значит, и мы не должны желать каких-либо видений. Наоборот, нужно молиться, чтобы сон был мирным и безмятежным, без демонических мечтаний и помыслов, низменных похотей, осквернений и фантазий. Я сплю, а сердце мое бодрствует, – гласит библейская мудрость (Песн. 5, 2).

Не случайно святые отцы советуют тщательно готовиться ко сну: покаяться в грехах прожитого дня, со всеми примириться, прочитать вечерние молитвы и почитать Псалтирь или Евангелие. Старец Паисий Святогорец советует перед сном примириться со всеми земными и поясными поклонами. Желательно ежедневно натощак пить святую воду и окроплять ею жилище, воздерживаться от просмотра эмоционально насыщенных, возбуждающих телепередач, фильмов со сценами насилия и убийств, от азартных игр, праздных разговоров, ссор и конфликтов.

О хорошем сне в Священном Писании сказано: Бог послал царю крепкий сон, этот добрый дар, от века ниспосылаемый Им и в нощи, и во дни всем, кому Он хочет (3 Мак. 5, 6). Спокойный, здоровый сон, придающий бодрость и силу, – это настоящее благословение Господа.



Что такое сон и для чего он посылается Господом?


Сон есть свойство природы, образ смерти, бездействие чувств. Сон сам по себе один и тот же. Но он, как и похоть, имеет многие причины: происходит от естества, от пищи, от бесов и, может быть, от чрезмерного и продолжительного поста, когда изнемогающая плоть хочет подкрепить себя.

Верующий снам подобен гоняющемуся за своей тенью и покушающемуся поймать ее... Верующий сновидениям вполне неискусен, а неверующий никакому сну – истинно любомудр.

Преподобный Иоанн Лествичник


Сновидение есть невольное мечтание души: когда тело бездейственно и подобно мертвому спит, в мысленной силе представляются разнообразные картины, – так что иногда что-нибудь страшливое возмущает чувства, иногда что-нибудь приятное радует; но то и другое уничтожается, когда пробуждается человек, и ум его вступает в сношение с предметами действительно вне нас сущими… Есть, впрочем, особенно побудительные сновидения, которые иногда служат ко спасительному назиданию души… Но пристрастно верить снам и углубляться в то, что привиделось, значит грезить наяву… Истинное слово – Иисус Христос – да занимает всю нашу память и воображение сердца, неуклонно верующего во имя Его.

Святой Георгий, Задонский затворник


Как относиться к снам?

Если сны побуждают нас к добру и удерживают от зла, то считайте эти сны перстом Божиим, указывающим вам на небо и отклоняющим вас от дороги к аду.

Если же вы не уверены или не имеете разумной причины думать, что сон происходит от Бога, в особенности если сон касается не важных, безразличных предметов, тогда нет надобности обращать внимание на сны и устроять по ним свои действия; будьте осторожны, дабы, обращая внимание на каждый сон, не сделаться суеверными и не подпасть опасности согрешить.

Если, наконец, сон соблазняет человека на грех, то он есть следствие нашего испорченного, расстроенного воображения, нашей фантазии, или же он происходит от того, от кого да сохранит нас Бог Своею благодатию, т.е. от диавола.

Священник Григорий Дьяченко


Лучше не верить (снам), потому что враг и наяву много пустяков навевает в голову, а во сне это ему еще удобнее. Если какие сны сбываются, то по сбытии благодарите Господа за милость.

Для нас... находящихся в значительной мере еще под влиянием лукавого духа, имеет приложение вышеупомянутое правило святых отцов – не придавать значения обычным снам.

Однако поскольку по милости Божией мы часто видим и чувствуем Божие вразумление себе наяву, то и над некоторыми снами следует, может быть, задумываться и попробовать их уяснить себе: не обличает ли Господь меня в этом сне в каком-либо грехе, пристрастии или слабости; не хочет ли Он чем-либо вразумить меня или предостеречь от чего-либо?

Конечно, все свои сны мы должны сохранять в тайне. Лишь духовному отцу, или старцу, или опытному в духовной жизни лицу можно рассказывать сны для того, чтобы получить разъяснение тех из них, за которыми мы почувствуем особое значение.

Как в отношении суждения о снах – являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений у иноков Старого Афона есть правило: «Не принимай и не отвергай».

Святитель Феофан Затворник


Сны как зеркало души

Если хочешь себя узнать в точности, каков ты, какие у тебя недостатки, привычки, страсти, пороки, – замечай свои сны, когда спишь днем и ночью, замечай их по возможности все – и ты получишь картину, или отголосок душевного твоего направления, дурного и хорошего, и, узнавши себя, немедленно старайся исправить свои недостатки и как серпом срезать греховные плевелы.

Праведный Иоанн Кронштадтский


Почему нельзя доверять снам

Безрассудно внимать, тем более доверять снам, и какой страшный вред может родиться от доверия к ним. От внимания к сновидениям непременно вкрадывается в душу доверие к ним, и потому самое внимание строго воспрещается.

Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна. И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание.

Нам надо знать и знать, что в нашем состоянии, еще не обновленном благодатию, мы неспособны видеть иных сновидений, кроме составляемых бредом души и наветом демонов. Как во время состояния бодрости постоянно и непрестанно возникают в нас помыслы и мечтания из падшего естества или приносятся демонами, так и во время сна мы видим только мечты по действию падшего естества и по действию демонов.

Святитель Игнатий (Брянчанинов)


Во вразумление

Скитский монах Иов рассказывал Варсонофию Оптинскому: «Лет пятнадцать тому назад это было. Стою я и вижу, что приходит ко мне старец иеросхимонах Пимен, уже умерший, и спрашивает меня: “Справлял ли пятисотницу? (монашеское келейное правило из пятисот молитв – 300 Иисусовых, 100 – Божией Матери, 50 – Ангелу хранителю и 50 – всем святым)”. Отвечаю ему: “Не всегда справляю как следует”. А тот спрашивает меня опять: “А чай пьешь?” – “Пью”, – отвечаю. – “А по скольку чашек?” – “Когда по три, а когда по пяти – как случится”. – “То-то и есть, – укоризненно заметил мне усопший старец, – чай пьешь равномерно, а пятисотницу не всегда справляешь! Ее необходимо выполнять неопустительно!” После чего я проснулся».

О себе самом преподобный Варсонофий рассказывал:

«Молодость моя проходила шумно и весело. Денег было много, делай, что хочешь. Но вот однажды вижу я странный сон. Ясно, как наяву, входит ко мне какой-то старец, подходит близко, берет за руку и, указывая на часы, стоявшие против моей кровати, спрашивает: “Который теперь час?” – “Половина седьмого”. – “Через три года ты умрешь”. И вторично спрашивает: “Который час?” – “Половина седьмого”. – “Через три года ты умрешь”. И опять: “Который час?” – “Половина седьмого”, – отвечаю я уже с раздражением. – “Через три года ты умрешь”.

Я проснулся, зажег огонь, посмотрел на часы. Было 35 минут седьмого, следовательно, явление старца было как раз в половине седьмого. Оделся, позвонил, велел подать самовар. “Что это, Павел Иванович, сегодня так рано встать изволили?” – спросил лакей. – “Да так, не хочется спать”.

Налил себе чаю – не пьется. Неужели мне жить осталось только три года? А там – смерть. Господи, так тяжело и страшно.

Часов в 12 зашел ко мне один из товарищей: “Знаешь новость? Устраивается пикник, собирается большое общество, вот будет весело! Я хотел и тебя записать, но потом все-таки решил спросить, поедешь ли?” – “А почем с человека?” – “Пустяки, по 50 рублей”. – “Если бы ты записал меня не спросясь, то пришлось бы тебе свои деньги заплатить!” – “С каких пор ты стал Плюшкиным?” – “Я не стал Плюшкиным, но мне сильно нездоровится”. – “Конечно, больному человеку удовольствие не в удовольствие”. Он скоро ушел. С тех пор мысль о смерти не покидала меня. Я стал уклоняться от всяких развлечений. Впрочем, я не сразу порвал со всем.

Мир – это такое чудовище, что, если повернуть круто, разорвет. И вот стал я постепенно освобождаться от уз мира, становилось все легче и легче, и, наконец, совсем освободился от него. Я перестал бывать у большинства моих прежних знакомых. Оставил два-три благочестивых семейства, где бывал изредка.

Прошло три года, наступило 17 сентября, памятный для меня день, в который я видел старца. С раннего утра я уехал в один монастырь, исповедался и приобщился Святых Таbн. После причастия стою в церкви и думаю: “Вот грохнусь!”. Не грохнулся.

Впрочем, слова старца исполнились. Я действительно умер в тот день, но умер для мира».


Вставки:


Итак, видим: у Господа нет случайного, все подчинено Промыслу Божию о спасении человека. Ибо через само явление сна Бог дает человеку разумение, что есть жизнь души и духовный мир.

На самом деле во сне наше тело «подобно мертвому спит». То есть его как бы и нет вовсе. Но то же и в будущем веке, когда душа разлучится с телом. И вот в таком состоянии нас все же «что-нибудь страшливое возмущает» и просыпаемся в страхе, унынии, испытав испуг и горечь. Или, наоборот, «что-нибудь приятное радует». И мы просыпаемся в радости и в веселом расположении духа. Вот пример того, что душа будет страдать и мучиться (в аду) или пребывать в небесной радости (в раю).

Так что сон дается человеку и во вразумление, для укрепления его веры во спасение вечной души.


Интересный факт: местонахождение едва ли не трети чудотворных икон Пресвятой Богородицы и других святых было открыто людям во снах, причем это были далеко не всегда люди праведной жизни.

Христианский смысл нового года.

Что самое важное в любом празднике? Ответ на такой вопрос кажется очень легким! На мысль сразу же приходят надежды и ожидания. Ведь перед встречей праздника нам непременно хочется, чтобы наши надежды оправдались, а ожидания воплотились в жизнь. Но стоит отнять у человека само праздничное настроение и день праздника превратится в самый обыденный день в повседневных заботах.

Праздник всегда внутри человека. Не стоит полагать, что одни внешние события (включая отдых от работы) могут стать решающими для праздничного настроения. Если человек испытывает внутреннюю дисгармонию или глубоко несчастен, то никакие внешние его душе события не могут сделать для него праздник лучше. Настоящий праздник — это всегда праздник самой человеческой души, ее внутренняя радость. А внутренняя радость связана с внутренним обновлением. Без внутреннего обновления души праздник лишается своего высокого смысла, приносит человеку лишь временный отдых от повседневных забот.

Празднование Нового Года выглядит по-особенному. С одной стороны, это всего лишь простая смена времени, обычный хронологический рубеж. В связи с этим у скептически настроенного человека всегда возникает вопрос: что здесь праздновать? Ведь наступление нового года само по себе не несет какой-то особой радости, разве что напоминает о возрасте. Но с другой стороны, каждый человек, хоть сколько-нибудь знающий и любящий свою историю и культуру, ощущает в этом празднике свою причастность чему-то важному для себя и своей цивилизации, чувствует нечто новое, что может влиять на его жизнь и личность.

Новый Год — не просто новый год. Новый Год имеет свое великое начало. И это начало связано с величайшим событием в истории всей Земли — Воплощением Бога. Каждый новый год есть год Новой Эры, ибо с пришествием Богочеловека Иисуса Христа для всего человечества открылась Новая Эра — Эра Искупления, Спасения и Преображения. Это и есть то новое, что из века в век несет в себе новогодний праздник. Поэтому Новый Год — не просто обычный зимний временной интервал, а праздник наступления Новой Эры — Эры Царства Божьего, которое может получить любой человек. Ведь Царство Божье не приходит приметным образом, но пребывает внутри нас. Принесенное на Землю Царство Божье и есть та вечная радость, которая может наполнить новой жизнью человеческую душу. Эта радость выражает радость Нового Завета — нераздельного единства Вечного Бога и человека, Создателя и создания, творения и Творца.

Новогодний праздник имеет высший смысл. Его высший смысл заключается в неразрывной связи с Рождеством Богочеловека. Без Рождества Христова Новый Год утрачивает свое праздничное значение, лишается ощущения новизны. И это отражается в самой праздничной символике, которая остается священной и по сей день.

Символы Нового Года остаются Рождественскими символами. Зеленая новогодняя ель символизирует блаженную вечность, ибо Сам Иисус Христос вновь открыл человечеству путь в рай. Звезда на вершине ели — незабвенная Вифлеемская звезда, по которой волхвы нашли путь к колыбели Младенца Иисуса. Украшающие ель свечи — символ Христа, ставшего Светом миру. Дарение подарков (прежде всего детям) восходит к дарам волхвов Богомладенцу, принесших Ему золото, ладан и смирну. Даже образ Санта Клауса имеет христианский смысл. Он восходит к святителю Николаю Чудотворцу, спасшему от бедности детей с помощью тайной благотворительности. Вся новогодняя символика — своеобразный синтез христианских традиций. Без христианских символов и образов праздник утрачивает свое значение. И именно христианские символы делают праздник подлинным праздником, сообщают ему атмосферу радости и новизны. Поэтому Новый Год можно назвать преддверием Рождества.

Вступая в новый 2011 год от Рождества Христова, будем помнить, что Сам Господь низошел в наш маленький и скромный мир. Он не оставил нас в неведении о Себе, но сообщил нам неоценимый дар Богопознания. Он открыл нам Себя как Бесконечную Любовь. Он явил нам Свое совершенное смирение и кротость. Он дал нам пример всепрощения и добровольной жертвы.

Современный мир все чаще отходит от Христа и Его учения. Такой отход ведет к катастрофам и конфликтам. Люди теряют способность любить, а значит, и понимать друг друга. Мы призываем мир обратиться ко Христу. Мы призываем всех христиан стать истинным образом Основателя нашей Богооткровенной религии. Мы призываем всех представителей иных религий проявить интерес к познанию учения и Личности Иисуса Христа, Живого Истинного Бога и Совершенного Человека. Мы надеемся, что наш призыв не останется тщетным и наступающий год принесет вам больше радостей в познании Бога.

Хотим закончить обращение словами святителя Игнатия (Брянчанинова), написанными более чем полтора века назад, но не потерявшими свою актуальность:

Скоро промчался (18)47-й год, так же скоро промчится и 48-й; скоро протекут многие годы, пожирая друг друга, приходя на смену друг другу. И мы незаметно пролетим пространство жизни на крыльях времени, незаметно прилетим к самым вратам в вечность!... Старюсь, — мне представляется, что время сделалось торопливее! Спешит, спешит!... Остановись! Дай нам вглядеться в себя, и подробнее узнать волю Божию, приготовить себя к вечности, как к вечности! — Не внимает неумолимое! не удостаивает умоляющих его — ниже взгляда! Летит!... Человеки! вам заповедал Бог: «бдите!» вам сказал Бог о времени: «дние лукави суть»(...)

С уважением и любовью, сотрудники Общества «Азбука Веры»




Молитва в день Hового года

Господи Боже, всех видимых и невидимых тварей, Творец и Зиждитель, сотворивший времена и лета, Сам благослови начинающийся сего дня Новый Год, который мы считаем от воплощения Твоего для нашего спасения.

Дозволь нам провести сей год и многие по нем в мире и согласии с ближними нашими; укрепи и распространи Святую Вселенскую Церковь, которую Ты Сам основал, и спасительною жертвою святoго Тела и пречистой Крови освятил.

Отечество наше возвыси, сохрани и прославь; долгоденствие, здравие, изобилие плодов земных и благорастворение воздухoв дай нам; меня, грешного раба Твоего, всех родственников и ближних моих и всех благоверных христиан, как истинный наш верховный Пастырь, упаси, огради и на пути спасения утверди, чтобы мы, следуя по нему после долговременной и благополучной жизни в мире сем, достигнули Царства Твоего Небесного и удостоились вечного блаженства со святыми Твоими.
Аминь.