Икона божией матери «страстная»

ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ «СТРАСТНАЯ»


26 августа день празднования иконы Пресвятой Богородицы, именуемая " Страстная "

Предание
История первоначальной чудотворной иконы «Страстной» Божией Матери, имевшей, по всей вероятности, византийское происхождение, неизвестна. С прославлением в начале XVII века, во время царствования государя Михаила Федоровича, чтимого списка «Страстной» иконы связано предание о чудесном исцелении жительницы нижегородского села Палицы по имени Екатерина.

Эта молодая крестьянка с самого вступления своего в замужество была одержима беснованием. В течение семи лет пребывания в тяжком недуге Екатерина дошла до такого отчаяния, что не раз покушалась на свою жизнь. Однажды, придя в чувство, она обратилась с молитвой к Пресвятой Богородице и умоляла избавить ее от болезни, давая при этом обет по выздоровлении удалиться в монастырь. Екатерина была исцелена, но вопреки данному слову продолжала супружескую жизнь. Как-то раз, стоя на молитве, крестьянка вспомнила о данном обете, и на нее напал такой страх, что от душевного изнеможения она слегла в постель. Ночью Екатерина услышала, что кто-то приблизился к двери и сотворил обычную молитву. Затем двери отворились, и в комнату вошла Пресвятая Богородица, облаченная в багряное одеяние с золотыми крестами. Ее сопровождала другая светоносная дева. Божия Матерь произнесла: «Екатерина! Почему ты не исполнила обета в иноческом чине служить Моему Сыну и Богу? Иди теперь и возвести всем о Моем явлении и скажи, чтобы миряне воздерживались от злобы, зависти, пьянства и всякой нечистоты и жили бы в целомудрии и нелицемерной любви друг к другу, почитая воскресные и праздничные дни».

Несмотря на строгое повеление Богородицы, больная долго не решалась исполнить его из страха, что ей не поверят. Тогда Богоматерь явилась ей еще два раза, и в последний Екатерина была страшно наказана: голова ее обратилась на сторону, рот был искривлен, а тело расслаблено. После этого наказания Пресвятая Дева снова помиловала женщину, явившись ей в тонком сне. Она повелела ей идти в Нижний Новгород и отыскать там иконописца Григория, у которого находился образ Пресвятой Богородицы «Одигитрии». Екатерина должна была рассказать Григорию о явлениях Богоматери и, собрав Ее именем семь серебряных монет, отдать их иконописцу на украшение образа. «Когда ты помолишься пред этим образом с верою,- прибавила Богородица, - то получишь исцеление не только ты сама, но впоследствии и многие другие».

Екатерина нашла у иконописца образ «Одигитрии» и после усердной молитвы пред ним получила исцеление. С этого времени от иконы стали совершаться многие чудеса, слух о которых быстро разнесся по окрестностям. Узнал о новой чудотворной иконе и местный боярин, Борис Михайлович Лыков, и, собрав многочисленное духовенство, просил совершить молебное пение перед образом. После совершения богослужения икона была перенесена в вотчину боярина, село Палицы Нижегородской губернии, и поставлена в церкви.

В 1641 г., по воле царя Алексея Михайловича, святой образ был принесен в Москву, где на месте его сретения у Тверских ворот была построена церковь, а в 1654 г. устроен девичий монастырь, названный по имени иконы «Страстным». В нем чудотворный образ находился до самого упразднения обители в 1919 году. После этого события икону перенесли в церковь Воскресения в Сокольниках, где она находится и по сей день.

Память иконе «Страстной» Божией Матери совершается 13/26 августа, а вторичное празднество - в шестое воскресение по Пасхе, в Неделю о слепом, в память чудес, бывших в этот день от чудотворного образа.


Иконография
Страстная икона Пресвятой Богородицы, как сказано в предании словами Самой Божией Матери, относится к иконографическому типу «Одигитрии». Строгость известной иконографии смягчена наклоном головы Пресвятой Девы к Божественному Младенцу. Спаситель, сидящий на руках Богородицы, обеими руками держит Богоматерь за Ее правую указующую руку. Трогателен жест Христа: правой рукой Он обхватывает большой палец Матери, а левой сжимает Ее кисть. Детски непосредственно движение Спасителя, в страхе отшатывающегося от возникающего образа Его неминуемых страданий - двух ангелов с орудиями страстей Христовых - крестом, губкой и копием, изображенных по сторонам лика Пресвятой Богородицы.


Тропарь, глас 4

Днесь возсия неизреченно царствующему граду нашему Москве икона Богоматере, и, яко светозарным солнцем, пришествием тоя озарися весь мир, Небесныя силы и души праведных мысленно торжествуют, радующеся, мы же, на ню взирающе, к Богородице со слезами вопием: о Всемилостивая Госпоже, Владычице Богородице, молися из Тебе воплощенному Христу, Богу нашему, да подаст мир и здравие всем христианом по велицей и неизреченней Своей милости.

Молитва Пресвятой Богородице

О, Преблагословенная и Препрославленная Дево Богородице, Владычице! Услыши нас недостойных и грехми обремененных взирающих на чудотворный страстной Твой Крест и орудия страданий Господа Нашего Сладчайшего Иисуса Христа и взывающих к Тебе:

О, Всеблагая Предстательнице и Ходатаице наша пред Богом и единая Помощнице и Надеждо наша в жизни сей и по смерти, не отрини нас за грехопадения наша, но приими молитву нашу в теплоте сердца Тебе возносимую. Заступи нас от всех врагов видимых и невидимых и подаждь нам мысль благую в час недоумения и гонения. Паки же пошли в жизни сей тишину, мир и здравие, испроси нам у Господа нашего Иисуса Христа веру крепкую и несумненную, надежду и любовь, более же всего благодать Святаго Духа, да прославим Имя Его Святое и, укрепив сердца наша, неленостно течем по пути заповедей Его. И да не отпадем в дни гонения и посмеяния веры. Огради нас, Владычице, от всяких жизненных соблазнов и умоли Господа избавити нас от всякаго смущения, неверия, сомнения, малодушия и окамененнаго нечувствия. Научи нас, Госпоже, како Тебе молитися и како делать дела угодные Богу.
О, Надеждо и веселие наше, Царице наша преблагая, подкрепи духовно нас немощных и грешных в жизни сей и в час кончины нашея предстани нам и уготованных ради грехов наших избави мучений. Да всегда воспоем величие Твое, сподобимся вечнаго небеснаго царствия, идеже по милости Божией будем непрестанно славити и величати Пречестное и Великолепое имя Отца, и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь.

Святитель Тихон Задонский чудотворец.

26 (13) августа — преставление (1783) и второе обретение мощей (1991) святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца

Святитель Тихон, в миру Тимофей Савельевич Соколов (или Соколовский), родился в 1724 г. в семье дьячка села Короцка, что около города Валдая в Новгородском краю. Отец его вскоре умер. Семья осталась в такой бедности, что однажды мать решила отдать младшего сына богатому ямщику, который хотел его усыновить.
Старший сын ее, Петр, занявший отцовское место причетника, умолил ее не делать этого. "Мы научим Тиму читать, — говорил он, — и он будет где-нибудь пономарем!" Но годы шли, и Тимофей часто за один кусок черного хлеба целый день работал у крестьян. Когда ему минуло 14 лет, было приказано детей духовенства этого возраста брать в солдаты.

Тогда в Новгороде должна была открыться семинария, но в ожидании этого Тимофей должен был жить в Новгороде у другого брата, Евфимия, и, чтобы помогать ему, работать у огородников. Наконец его приняли в число 200 кандидатов, из общего числа 1000. Тимофей учился хорошо, даже по ночам.

А шаловливые его сверстники дразнили серьезного мальчика, пели ему величание и кадили ему лаптями. Курс он окончил будучи 30 лет, уже преподавателем. Теперь ему надлежало избрать свой жизненный путь. Его влекло монашество.

Два случая в это время особенно повлияли на него: однажды, стоя на высокой колокольне, он неосторожно облокотился на ветхие перила — они рухнули, но невидимая рука отбросила его, и он упал назад на спину. Другой раз, ночью, он увидел небеса отверстыми и осиявший его необыкновенный свет.

Тимофей постригся с наречением ему имени Тихон и вскоре, в сане архимандрита, был назначен ректором Тверской семинарии. Он читал лекции по нравственному богословию, впервые по-русски вместо общепринятого в то время латинского языка, и при этом так увлекательно, что слушать его собиралось много посторонних лиц.

В это время в Синоде избирали новгородского епископа, и трижды жребий пал на него. В сильном волнении въезжал преосвященный Тихон в город, в котором прошла его юность. Среди встречавшего его духовенства были и бывшие его сверстники, и он шутливо напомнил им их детские шалости.

В Новгороде он нашел свою старшую сестру, жившую в большой бедности. Он принял ее с братской любовью, хотел заботиться о ней, но она скоро скончалась. Святитель отпевал ее, и во гробе сестра ему улыбнулась. В Новгороде могила ее чтилась. Когда все члены Святейшего Синода поехали в Москву на коронацию императрицы Екатерины II, епископ Тихон остался в Петербурге и вел все синодские дела.

После этого он был назначен епископам Воронежским. Здесь, как сказал Спаситель, было жатвы много, а делателей мало (Мф. 9:37). Епархия была огромная: от Орла до Черного моря, и она была запущена. Духовенства было мало, население, сильно разбросанное, одичало и было невежественно и суеверно.

Среди высшего класса было много неверующих. Горячо принялся за работу молодой епископ. Он объезжал огромную епархию, почти всю покрытую дремучими лесами или степью, часто просто верхом. Он завел школы и проповедничество, чего до него не было.

Он научил народ чтить Божий храм и священников, а от богатых и знатных требовал милосердия к бедным. И нравы стали смягчаться. Раз в Воронеже праздновали на площади языческому богу Яриле. Вдруг является владыка и своим пламенным словом прекращает бесчиние. А на другой день весь народ явился к нему с покаянием. С тех пор праздник Яриле был прекращен навсегда.

Дома святитель Тихон проводил целые ночи за письменным столом, пока не наступало время утрени. Здоровье его пошатнулось. Его влекли уединение и молитва: он подал прошение об увольнении его на покой в Задонский Богородицкий монастырь.

Здесь он, прежде всего, раздал все свои вещи, оставив себе лишь самое необходимое. Пенсию свою он также раздавал. Во время своего очень скромного обеда он всегда сокрушался о тех, кто и этого не имел. Часто выходил он под видом простого инока на базарную площадь, чтобы расспрашивать приезжих крестьян об их нуждах и посылать им помощь.

Он любил собирать к себе бедных детей, учить их молитвам и оделять их хлебом и мелкими деньгами: свое горькое детство он всегда помнил. Для уединенной молитвы он запирался в своей келье, и оттуда до келейников долетали его молитвенные вздохи: "Господи Иисусе, помилуй мя!" Его видели осиянным благодатным светом. Раз сподобился он явления распятого Господа Иисуса Христа.

День он проводил так: бывал всегда у ранней литургии, после нее писал; за обедом слушал чтение Ветхого Завета и после краткого отдыха читал жития святых и творения Иоанна Златоустого, а после вечерни — Новый Завет. Этот обычный дневной порядок прерывался делами милосердия, приемом посетителей и работой в саду, которую он очень любил.

Бедным он никогда не отказывал в приеме. Любимым его занятием были его литературные труды: "Сокровище духовное, от мира собираемое" (1770), "Истинное христианство" (1776), "Письма келейные" и другие. Диктовал он их келейникам, обыкновенно ходя по комнате. Его творения до последнего времени были любимым чтением благочестивых русских людей и имели громадное влияние на русскую религиозную литературу и проповедничество.

Не все понимали Христова подвижника, и у него было много случаев проявлять свое смирение. Он любил всех, но были у него особенно близкие друзья. Таков был особенно схимонах Митрофан, старец высокой духовной жизни, которому святитель поручал своих духовных детей, начинающих подвижников, и ему одному открывал свои видения.

Любил он и монаха Феофана за его чистую детскую душу и называл его "Феофан — утеха моя" за то, что он умел утешать его в скорбные минуты. Святитель не любил говорить о мирских делах и только во время войны следил по газетам за военными действиями.

Но проповедовать слово Божие он никогда не пропускал случая — ни в монастыре, ни за стенами его. Особенно любил он город Елец за благочестие его жителей и называл его Сионом. Он помогал там бедным, особенно после пожара. У одной бедной вдовы он бывал в каждый свой приезд, оставлял ей деньги, а мальчиков ее взял к себе на воспитание.

Останавливался он у своих друзей — купца Якова Феодоровича Ростовцева и Космы Игнатьевича Судейкина — и через них раздавал милостыню. Особенно он любил старшего сына Ростовцева, Димитрия, который, живя у отца, проводил почти монашескую жизнь. Ему он поручал продавать драгоценные материи, которые ему дарили, а деньги раздавать нищим.

Раз святитель увидел совершенно здорового мальчика, внука Ростовцева, и сказал ему: "Собирайся, Саша, в горнее, собирайся, голубчик, в небесное отечество". Через три дня мальчик умер. Судейкин всю жизнь был церковным старостой, жил около своей церкви в добровольной нищете, потому что все свое состояние раздал бедным. Близ своего дома он устроил школу.

Однажды приехал Косма к отцу Митрофану на 6-й седмице Великого поста. В Задонском монастыре общежития не было, и каждый должен был заботиться сам о себе. По уставу рыба разрешается Великим постом только в Вербное воскресенье и на Благовещение, и о. Митрофан уже купил ее к Вербному воскресенью. Но, увидев Косму, он сказал: "Вербное воскресенье будет, а Космы не будет" — и велел приготовить рыбу.

Но когда они обедали, неожиданно вошел святитель Тихон. Друзья так испугались, что он застал их нарушающими пост, что оба пали на колени и просили прощения. Но святитель сказал: "Любовь выше поста" — и, чтобы их успокоить, съел несколько ложек ухи. Косма был поражен. Он знал, что святитель Тихон был великий постник.

И в волнении он рассказал слышанное ж в детстве предсказание, что в Задонске будет жить великий угодник Божий. "К себе это отнести не могу", — заметил святитель. Тем не менее, запретил друзьям этот рассказ повторять.

Благотворительность святителя Тихона не ограничивалась одним Ельцом и окрестностями Задонска. Он устроил около Тулы богадельню, поручив ее одному священнику. Послал городу Ливны о. Митрофана с денежной помощью. Посылал милостыню даже на свою далекую северную родину.

Особенно он любил помогать крестьянам. Задонск стоял на большой дороге, и домик святителя Тихона был настоящей странноприимницей. Больных он укладывал в собственную кровать. Скончавшихся сам отпевал и погребал. Когда Задонск превратился в город, он, избегая шума и многолюдства, иногда уезжал в деревню к своим друзьям или просто в одно уединенное место, которое он любил и где впоследствии возник Тихоновский монастырь. Тем не менее, отъездов этих он по возможности избегал.

Святитель Тихон не всем желающим монашества давал на это благословение. Он обыкновенно давал этим лицам совет жить в миру по-христиански. Но он очень заботился о тех, в ком видел настоящую склонность к монашеству. Так, две его духовные дочери постриглись с наречением им имен Маргарита и Евпраксия и возобновили погоревший Елецкий монастырь.

Другой пример: святитель Тихон часто посещал друзей своих, помещиков Бехтеевых. В одно из этих посещений дети их, получив благословение, ушли и только младший, Никандр, остался слушать наставления святителя. Уезжая, святитель благословил его со словами: "Да будет благословение Божие в сем юноше".

Через несколько лет Никандр Алексеевич, по воле родителей, поступил на военную службу, но скоро вернулся и объявил, что хочет поступить в монастырь. Родители испугались и, уезжая куда-то, заперли его и велели стеречь. В ту же ночь Никандр Алексеевич бежал, переплыл на лодке Дон и пристал к Задонскому монастырю, бывшему в 12 верстах от родительского дома.

На берегу его ждал святитель Тихон. "Я знал, что вы нынешней ночью оставите ваших родителей, — сказал он, — и зашел за о. Митрофаном, чтобы вас встретить". Он поручил его духовному руководству о. Митрофана, и Никандр Алексеевич остался в монастыре навсегда. Но постриг принимать он его не благословил, и Никандр до своей кончины жил в монастыре послушником.

Свою долю наследства он раздал бедным, а для своего пропитания он научился ремеслу. Могила его чтилась среди могил тамошних праведников.

Свои благодарные дары прозрения и чудотворения святитель Тихон тщательно скрывал. Он мог ясно видеть мысли своего собеседника, предсказал наводнение 1777 г. в Петербурге, а в 1778 г., в год рождения императора Александра I, предсказал Никандру Алексеевичу многие события царствования Александра I.

В 1812 г. Бехтеев говорил, со слов святителя, что Россия спасется, а Наполеон погибнет. "Господь Бог во многих случаях его слушал", — писал один из его келейников. Этого келейника святитель Тихон во время его опасной болезни исцелил со словами: "Иди, и Бог тебя помилует". (Дар чудотворения святителя Тихона проявился и после его кончины, и притом с большой силой.)

Однажды он увидел в тонком сне Божию Матерь с апостолами Петром и Павлом и себя молящегося о мире всего мира, причем апостол Павел сказал: "Егда рекут мир и утверждение, тогда нападет на них всегубительство".

Последние годы своей жизни святитель Тихон посвятил молитве и почти полному уединению, готовясь к смерти. Кроме о. Митрофана, Бехтеева, Судейкина и келейников, он никого не принимал. В это время Задонск стал городом, и в монастыре временно поместили тюрьму.

Выходы свои святитель Тихон уже прекратил совсем, только эту тюрьму он посещал по ночам — ради утешения и забот о заключенных. Когда было возможно, он хлопотал за них. Так, он спас двух братьев-причетников, сосланных безвинно, причем должность их была им возвращена. За три года до смерти он услышал тихий голос: "Кончина твоя будет в день недельный". После этого ему было сказано во сне: "Потрудись еще три года".

За год и три месяца до смерти его разбил паралич левой стороны, и он окончательно слег. Незадолго до смерти он увидел во сне, что должен подняться на высокую лестницу, и многих людей, следовавших за ним и поддерживавших его. Он понял, что эта лестница обозначает путь его в Царствие Небесное, а люди — это те, кто слушал его и будет его поминать.

Последние дни его жизни близкие его стали приходить прощаться. Благословляя их, он шептал: "Вручаю вас Господу". Но за два последних дня до кончины прием он прекратил. Он лежал в полной памяти, с закрытыми глазами, и творил молитву.

Скончался святитель Тихон 13 августа [1] 1783 г., в 6 часов 45 минут утра, будучи 59 лет. День был воскресный. Отпевал его близкий друг, епископ Воронежский Тихон III. И когда он, упомянув в своем надгробном слове, как тяжела для него эта утрата, сказал, что наиболее тяжкой она будет для всех несчастных и обездоленных, то все присутствовавшие разразились горькими рыданиями.

Через несколько лет святитель Тихон явился во сне схимонаху Митрофану и сказал ему: "Бог хочет меня прославить". Нетленные мощи святителя Тихона были обретены в 1845 г., а 12 августа 1861 г. он был причислен к лику святых.

В годы советской власти святые мощи Тихона Задонского были изъяты. Второе их обретение состоялось в 1991. Ныне мощи Святителя почивают в Богородицком монастыре города Задонска Липецкой области.

"Жития русских святых"

1. Даты в тексте даны по старому стилю. ^

ГОРОДСКИЕ ПЕЙЗАЖИ PNG. Клипарт для фотошоп.


630х429


625х409


620х388


620х350


620х329


618х361


615х376


555х355


531х394


528х391


525х352


518х376


504х355


475х296


469х361


469х281


463х325


463х296


454х254


430х284

О посте и причастии - Патриарх Сербский Павел




Сам Господь говорит о значении святого причастия для духовной жизни христианина: „ Я есмь хлеб, сшедший с небес. .... Я хлеб живый, сшедший с небес; ядущий хлеб сей будет жить вовек; хлеб же, который Я дам, есть Плоть Моя, которую Я отдам за жизнь мира. … истинно говорю вам: если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни.. Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день. Ибо Плоть Моя истинно есть пища, и Кровь Моя истинно есть питие. (Ин.6,55-56).“ Со всей полнотой веры этим словам Христа, первые христиане спешили к святому Причастию, спешили не по предписанию, но с искренним убеждением, что без него духовная жизнь невозможна, как невозможна жизнь человека без воздуха, ибо человек дышит не по приказу, а спонтанно, зная, что перестав дышать он задохнется и умрет. Первые христиане каждое воскресение, каждый праздник собирались на литургию, и после дьяконского возгласа - „со страхом Божиим и верою приступите!“, подходили к Чаше и причащались. Они хорошо понимали, что соприкасаются с глубочайшей тайной и величайшим даром милосердия Божия и старались приступать к Всесвятому и Пречистому Богу в святом Причастии в чистоте и святости сердца и души. Их называли святыми, и они воистину были святыми, они хранили себя от греха, ибо знали, что „ всякий, делающий грех, есть раб греха “, (Ин.8,34), что грех отвращает человека от Бога, уводит с пути, ведущего к Нему, бесчестит душу, делает ее неспособной к принятию святого Причастия. Тот из них, кто падал и согрешал, немедленно поднимался, очищал душу исповедью, чтобы не принимать святое причастие в грехе и нечистоте : „Кто будет есть хлеб сей или пить чашу Господню недостойно, виновен будет против Тела и Крови Господней..“(1Кор.11,27)

В то же время, христиане свято придерживались поста, зная, что пост – божественное установление, так как уже в Ветхом Завете пост дается Господом как «заповедь вечная“. А в Новом Завете Сам Господь Иисус Христос постился и сказал, что и ученики Его будут поститься. Постились апостолы, постились все святые... Пост соблюдали в определенное время, положенное для поста, а причащались постоянно и в пост, и вне поста, понимая необходимость принятия Святых Тайн; в пост постились и причащались, а в отсутствие поста ели обычную пищу и причащались, так же как это сегодня делают священники.

Изначально не было принято какой-то особенной подготовки к Причастию и даже пост не считался условием для него. К причастию готовились всей своей жизнью, образом жизни, соблюдением всех Божиих заповедей и хранением себя от всякого греха.

Так поступали и священники и верующие христианской Церкви, так было на протяжении периода гонений, первые 300 лет, так как членами Церкви становились только те, кто по твердой вере в Царство небесное был готов на любые испытания, чтобы стяжать его. Жизнь первых христиан отличалась высокой нравственностью, но с 313 года, когда император Константин дал христианам свободу, в Церковь начали приходить не только те, кто искал в ней сокровище, скрытое на поле и от радости о нём идёт и продаёт всё, что имеет, и покупает поле то» (Мф.13: 44). По этой причине уровень нравственности христиан стал снижаться; по-прежнему многие причащались, и причащались регулярно, но без прежней ревности к чистоте жизни, чтобы достойно принять Святые Тайны.

Другие же, стали реже приступать к святой Чаше, оправдываясь тем, что хотят как можно лучше подготовиться. Но борьба за чистоту души начиналась лишь накануне Причастия, прежнее рвение угасало. Но, даже давалось все труднее и верующие все чаще откладывали и подготовку и само причастие, пока не дошло до того, что Тело Христово стали принимать четыре раза в год, или того реже.

Ради тех, первых, по слову святого Иоанна Златоуста, Церковь и установила сорокадневный пост перед Рождеством и Пасхой, ибо заметила вред, который происходил от небрежной подготовки к причастию. Отцы Церкви определили 40 дней для поста, чтобы все мы, очистив душу внимательной молитвой, милостыней, постом, всенощными бдениями, слезами покаяния, приступали к святому Причастию с чистой совестью, насколько это только возможно.

Других же, святой Отец (св.Златоуст) предостерегает, чтобы не ослабляли усилий и готовились не время от времени, накануне Причастия, но постоянно хранили чистоту совести, чтобы регулярно приступать к святой Чаше. На вопрос: „кто прав, те ли кто редко причащается или те, кто делает это часто?“, святитель отвечает: „Ни первые, ни вторые, но те, кто причащается с чистой совестью, чистым сердцем и в святости жизни. Эти да приступают всякий раз, а те, другие – ни разу. Так как они призывают на себя суд, осуждение, наказание и мучения.“

Но в последнее время сознание народа изменилось до такой степени , что из всех средств очищения души ради подготовки к этой, самой близкой встрече, для соединения с Господом, для принятия Его Тела и Крови, он видит лишь телесный пост, в посте он видит все и вся. Многие священники задают причастнику только один вопрос: «ты постился?», и услышав утвердительный ответ, говорят: „Приступи!“ Как будто важно только это, а все остальное второстепенно, а именно: знает ли пасомый к чему и ради чего приступает, знает ли Символ веры и главные молитвы, чист ли его язык от лжи, сквернословия и грубых слов, чист ли он от блуда; а если приходит женщина – не суеверна ли она, не ходит ли к гадалкам и знахарям, не носит ли амулеты, не делает ли аборты… А о том, чтобы поинтересоваться регулярностью молитвы, чтения Священного Писания, богомыслием причастника и речи нет.

Против такого механического подхода к святому Причастию православного народа, борются священник-пастыри, которые интенсивно трудятся над тем, чтобы верующие причащались как можно чаще, по возможности, на каждой Литургии, и готовились к нему с неизменным вниманием, постоянно хранили чистоту своей души. Зная духовное состояние каждого члена своего прихода, своей паствы, одним они советуют причащаться в течение поста как можно чаще, другим делать это и тогда, когда поста нет, постясь накануне два-три дня, или неделю, некоторым же причащаться постоянно и без поста. ...

Несомненно, воля верующих должна быть направлена на регулярность причащения, но при одном условии, что они постоянно будут внимательны к состоянию своей души, будут соблюдать духовный пост, хранить сердце, зрение и слух, все свои чувства от греха, а не просто отказывать себе в определенной пище, поститься телесно лишь накануне причастия.
Следовательно, необходимо избегать однобокости подхода и любых крайностей в отношении к посту и причащению.

Создание солнечных лучей в фотошопе - три способа. Урок ФШ.

Солнечные лучи (3 способа)
Автор: Сатин
3 простых урока научат вас создавать разными способам легкие
солнечные лучи на своей аватаре. Отличное украшение аватары для
любителей аккуратной и нежной анимации.
altaltalt
C чем мы познакомимся в этом уроке:
использование инструментов "Gradient tool" и "Brush tool", фильтры
"Noise" и "Blur - Radial Blur", режимы смешивания слоев -  "Overlay" и
"Lighten"
Потребуется знание урока: Плавный переход между кадрами, Работа с Brushes (кистями)
Для быстрого перехода к нужному уроку, щелкните по заинтереcовавшему вас результату:
alt  alt  alt
 Способ №1. При помощи градиента
Спосою №2. С помощью фильтров.Способ №3. С использованием готовых кистей-солнечных лучей.

Способ №1
С помощью инструмента Gradient Tool
1. Открываем картинку в фотошопе.
alt
2. Создаем новый слой. С помощью(Shift+Ctrl+N), или на панели "layers" (слои) кнопка "create a new layer" (создать новый слой). Называем его лучи 1:
alt
3. Берем инструмент "Gradient tool" (Градиент (G))
alt

На панели параметров инструмента (наверху) выираем тип градиента "Angle" (угловой):
alt
После этого щелкаем на этой панели по самому градиенту и настраеваем окно "Gradient Editor", которе появляется перед нами:

alt

Выберите любой тип градиента и настройте его под себя, а именно:
- смените тип градиента с "Solid" на "Noise" (Шумовой)
- поиграйте с белыми и черными ползунками на RGB, чтобы достичь нужного оттенка градиента
- "Roughness" (Плавность) ставьте с 50 % на 100%.
- Поставьте галочки около "Restrict color" (ограничить цвета) и "add transparency" (добавить прозрачность)
4. Проводим градиентом по новому слою от самого верха до низа

alt

5. Ставим для этого слоя режим наложения Overlay (перекрытие) с 50% прозрачностью (transparency):

alt


6. Теперь повторяем пункты 2-5 два раза.
У вас должно получиться три слоя с градиентом:
alt
Каждый раз ваши лучи будут располагатьс чуть иначе, так как практически невозможно попасть дважды в тоже место.
5. Переходим в Image Ready:

alt
6. В панели "Animation" (Анимация) создаем еще три кадра с помощью кнопки "Duplicate current frame" (дублировать активный кадр):
alt
7. Выстраиваем видимость слоев для этих кадров. Для первого кадра - фоновая картинка + лучи1, для второго кадра - фотоновая + лучи2, для третьего кадра - фоновая + лучи3:

alt

8. Промежуточные кадры. Делаем растяжку -
промежуточные кадры между всеми основными кадрами. Я сделала под два
кадра растяжки. + скопировала первый кадр, поставила его в конец
анимации и сделала растяжку между ним и предпоследним кадром. Таким
образом анимация будет плавной. После этого кадр-дубликат первого кадра
я удалила:

alt

Примечание:подробнее о промежуточных кадрах читайте в уроке "Плавный переход между кадрами"
Результат трудов:
alt

Способ №2
С помощью фильтров
Результат урока:
alt
1. Открываем картинку в фотошопе.
alt
2. Создаем новый слой. С помощью(Shift+Ctrl+N), или на панели "layers" (слои) кнопка "create a new layer" (создать новый слой). Называем его лучи 1:
alt
3. При помощи инструмента "Paint bucket tool" (заливка) красим новый слой в белый цвет:
alt
4. Применение фильтров.
Следующим шагом применяем такие фильтры:
Filter - Noise - Add Noise (Фильтр --- Шум ---- Добавить шум):

alt

C настройками:
alt 
Amount (количество) - 400%
Distribution (распределение) - "Uniform" (равномерное)
Галочка около "Monochoromatic" (монохромный) для того, чтобы добавленыый шум был черно-белым.
И сразу применим следуюший фильтр
Filter – Blur – Radial Blur  (Фильтр - Размытие - Радиальное размытие):

alt

С настройками:
alt
Amount (количество) - 400%
Blur Method (метод размытия) - Zoom (линейный)
Quality (качество) - Good (хорошее)
Примечание: Центр размытия вы можете выбрать
самостоятельно, подвигав скрещенные линии на примере. Это позволит вам
сделать лучи, расходящиеся от солнышка, где бы оно не находилось. 


5. Режимы наложения слоев.
Сейчас наш аватар выглядит так:
alt
Но не пугайтесь. Сейчас будем менять режим наложения слоев и все будет в норме.
Поменяем режим наложения слоя (луч 1) с "Normal" (Нормального) на "Lighten" (Замена светлым) с прозрачность 20%:
alt
alt
6. Создаем еще 2 новых слоя. Назовем их соответственно лучи2, лучи3 и применим к ним пункты с 3 по 5 включительно.
Теперь у нас 4 слоя:
1 слой - база
2 слой - луч1
3 слой - луч2
4 слой - луч3
alt

7. Анимация и кадры. Переходим в Image Ready:

alt
7. В панели "Animation" (Анимация) создаем еще три кадра с помощью кнопки "Duplicate current frame" (дублировать активный кадр):
alt
8. Выстраиваем видимость слоев для этих кадров. Для первого кадра - фоновая картинка + лучи1, для второго кадра - фотоновая + лучи2, для третьего кадра - фоновая + лучи3:

alt

Ставим время смены кадров от 0,1 до 0,2 сек и сохраняем анимацию:
alt

Способ №3

Использование кистей с готовыми солнечными лучами.
Результат урока:
alt
Для выполнения этого урока нам понадобятся новые кисти для фотошопа. Скачать кисти с солнечными лучами можно тут.
Примечание:о том, как устанавливать в photoshop новые кисти, читайте в уроке "Работа с Brushes (кистями)
1. Открываем картинку в фотошопе.
alt
2. Выбираем инструмент "Brush tool" (кисть):
alt
3. Выбираем нужную кисть. На верхнем панели параметров
инструментов находим закладочку "Brushes" (кисти), жмем на нее 
воспользовавшись кнопкой выпадающего списка, выбираем закаченную кисть:

alt

4. Создаем новый слой. С помощью(Shift+Ctrl+N), или на панели "layers" (слои) кнопка "create a new layer" (создать новый слой). Называем его лучи 1:
alt
5. Применяем кисти. Я взяла из списка 7-ю кисть, довольно сильно увелиила ее (кнопки на клавиатуре "х" и "ъ") и применила ее в углу нашей аватары:
alt
6. Прозрачность. Немного измените настройки прозрачности (opacity) для слоя с лучами. Я оставила значение 60%:
alt
7. Создание других слоев. Создайте еще пару слоев и
таким же образом римените к ним кисть и измените прозрачность слоя, НО
на этот раз немного сдвигайте кисть перед применением в сторону, чтобы
лучи визуально сдвинулись. Таким образом перед нами 4 слоя:
- база
- лучи1
- лучи2
- лучи3
alt
8. Анимация и кадры
Переходим в Image Ready:

alt
9. В панели "Animation" (Анимация) создаем еще два кадра с помощью кнопки "Duplicate current frame" (дублировать активный кадр):
alt
10. Выстраиваем видимость слоев для этих кадров. Для первого кадра - фоновая картинка + лучи1, для второго кадра - фотоновая + лучи2, для третьего кадра - фоновая + лучи3:

alt

Ставим время смены кадров от 0,1 до 0,2 сек и сохраняем анимацию:
alt
11. Доводим до ума. С помощью урока "Плавный переход между кадрами" мы можем создать по  промежутоных кадра между всеми основными, тогда наша анимация будет более плавной:
alt