Создаем коллаж. Урок фотошоп.

Создаём коллаж в формате png.
 (700x525, 110Kb)

 (700x525, 111Kb)
 (700x525, 119Kb)
 (700x525, 102Kb)
 (700x525, 117Kb)
 (700x525, 126Kb)
 (700x525, 125Kb)
 (700x525, 124Kb)

Урок от Наталии.

Ретро-мобили.Клипарт.


650х457


600х266


550х425


550х414


550х392


500х400




500х375


475х396





475х389



450х450


394х213


351х336


278х190

Эффект - *Изящного свечения * урок для фотошоп.

Эффект - *Изящного свечения *
Начнём. УРОК №23


Открываем ФШ,создаём новый документ.Файл-Создать
Я взяла размер 400 на 400px

Берём инструмент -"Заливка"
Выбираем цвет и заливаем любым цветом.Я взяла цвет -чёрный и белый.

На палитре "Слоев",создаем новый слой.

Переходим на белый цвет.

Стоя на" Слое-2"
Берём "Кисть" и проведём произвольную линию.

Стоя на" Слое-2",применим "Внешнее свечение"

Я взяла такие значения и цвет-ярко красный.

Перейдем во "Внутреннее свечение"
Я взяла такие значения и цвет-ярко оранжевый -"ОК"

Наша линия приобрела вот такой красивый вид.

Стоя на "Слое-2"

Мы уберём нашу линию,оставив при этом "Стиль слоя"
Идем "Выделение"-"Всё"
И жмём -"Delete" Линия исчезла.
Снимаем выделение -Ctrl+D или
"Выделение"-"Отменить выделение"
Теперь ,по желанию можно использовать
красивую кисть,текст или откроем картинку в формате GIF
(на прозрачной основе) и создадим свою кисть.
"Файл"-"Открыть"
Я взяла такую.

Идём "Редактирование"-"Определить кисть"-"Ок"

Заметили? Мы создали свою кисточку.
Берём нашу кисть,подбираем размер.

И шмякаем по нашему фону.Во! Какая собака получилась.

Сделаем её поярче, перетянув Слой-2 на квадратик.
Получим Слой-2 копия

Теперь можно поиграть с эффектами (глазки закрыли,открыли)
Заметили? Как меняется наша картинка.
Я применила к Слою-2 копия
"Режим наложения""Перекрытие"

Стоя на Слое-2 копия Взяла инструмент "Палец"
Подходящую кисть

И распушила нашу собачку.

Создаем Слой-3

Стоя на Слое-3 Берем инструмент,
"Произвольная фигура"

Я выбрала след.

Нарисовала его и применила к нему "Стиль" Со Слоя-2
Правой кнопкой мыши по Слою-2


Экспериментируйте с фигурами и кистями.
Не бойтесь добавлять красоту! Понравилось?
Объединяем слои.Правой кнопкой мыши по нижнему" Слою"
"Объединить видимые"
Вот ,что получилось у меня

Сохраняем "Файл- Сохранить"
в формате JPEG
 
урок от Елены

Спас нерукотворный (полотняный,ореховый,хлебный). С праздником!


Георгины склонились у паперти,
Словно молятся молча за нас,
Россыпь темных орехов на скатерти…
Вот и третий – ореховый, Спас…

Тихо осень ступает хозяйкою,
Скоро скроется лето из глаз.
И последние ласточки стайкою
Улетают – ореховый Спас…

По утрам над кустами болотными
Вьют туманы белесый атлас…
Облака над крестами полотнами –
Полотняный ореховый Спас…

Преклоняем колени, как водится.
Не остави, Пречистая, нас!
Спит в мерцанье свечей Богородица –
Тихий третий – ореховый, Спас…


Вадим Цокуренко

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа

Перенесение из Едессы в Константинополь Нерукотворенного Образа Господа нашего Иисуса Христа

Празднуется 29 (16) августа

Во дни явления Господа нашего Иисуса Христа на земле, когда, живя с человеками, Он с проповедью о Царствии Божием проходил грады и веси Иудеи и окрестных стран, исцеляя всяк недуг и всякую язву в людях, в Едессе, городе Сирийском по ту сторону реки Евфрата, жил князь Авгарь. Он страдал неисцельной болезнью — проказою: снаружи его покрывали синеватые язвы, а внутри он чувствовал ломоту костей и расслабление всего тела. До Авгаря достиг слух [1] о Господе Иисусе Христе и о великих чудесах, совершаемых Им, — как словом Своим Он врачует проказу, расслабление и всякую болезнь. Сильно желал Авгарь увидеть своими глазами Творца таких чудес, надеясь и сам получить от Него исцеление. А так как князь не имел возможности сам идти в Иудею, то послал просьбу Господу Иисусу, умоляя Его придти к Нему в Едессу. Не имея же уверенности, что просьба будет исполнена, Авгарь отправил в Палестину искусного живописца Ананию, поручив ему изобразить на иконе лицо Господа; князь желал иметь хотя ту отраду в своей болезни, что будет видеть изображение лица Христа Иисуса, столь велика была у него любовь ко Христу, внушенная верою по слуху. Послание Авгаря Господу Иисусу состояло в следующем:
"Князь Едесский Авгарь Иисусу, благому Спасителю в странах иерусалимских, явившемуся во плоти радоваться.

До меня достиг слух о Тебе и Твоих преславных чудотворениях, как без врачевства и лекарств Ты исцеляешь болезни, — слепым даешь прозрение, хромым — хождение, отгоняешь от людей нечистых духов, очищаешь прокаженных, расслабленных, в течение многих лет лежащих на одре, врачуешь словом и воскрешаешь мертвых: слыша о Тебе, что Ты совершаешь столь дивные чудеса, я относительно Тебя пришел к такого рода двум заключениям: Ты или Бог, сошедший с неба, или Сын Божий. Посему я и обращаюсь к Тебе с таким смиренным молением, да потрудишься придти ко мне и исцелить неизлечимую болезнь мою, от которой я страдаю уже много лет; дошло до меня также, что иудеи ненавидят Тебя и хотят причинить Тебе зло. Я же имею город, хотя и небольшой, но красивый и изобилующий всем; итак, приходи ко мне и живи со мною в моем городе, в котором для нас обоих найдется все потребное".

С этим посланием Авгаря живописец Анания достиг Иерусалима. Он увидел Господа Иисуса, учащего на равнине среди множества людей, но не мог приблизиться к Нему по причине тесноты, производимой скученностью народа. Ожидая времени, когда разойдется народ, Анания вступил на один камень, немного возвышавшийся над землею; отсюда он внимательно всматривался в лицо Спасителя, намереваясь изобразить его; и не мог Анания сделать этого, ибо Всевидец, не благоволивший к намерению живописца, изменял лицо Свое божественною, непостижимою, недоступною для изображения руки человеческой, славою и благодатью. Долго трудился Анания, но ничего не достиг. Господь же повелел апостолу Фоме идти и привести мужа, который, стоя на камне, изображает его лицо. Когда его подвели и он еще ничего не начал говорить, Господь подозвал его к себе, назвав по имени живописцем Ананиею, и открыл причину его пришествия, говоря: "Где письмо князя твоего Авгаря, которое ты принес ко мне из Едессы?"

Анания, в удивлении и ужасе от Господней прозорливости, тотчас вынул послание князя и с трепетом отдал его в руки Спасителя. Господь, прочтя послание, написал Авгарю следующее: "Блажен ты, Авгарь, не видевший Меня и уверовавший в Меня, ибо о Мне написано, что видящие Меня не имут веры, не видящие же Меня уверуют в Меня и наследуют жизнь вечную. Ты пишешь ко Мне, чтобы Я пришел к тебе, но Мне подобает совершить то, ради чего Я послан, и, по совершении, возвратиться к Пославшему Меня Отцу. И когда Я буду вознесен к Нему, тогда пошлю к тебе одного из учеников Моих, который, совершенно исцелив тебя от твоей болезни, подаст тебе и находящимся с тобою жизнь вечную (через крещение)".

Написав такое послание Авгарю, Господь Иисус Христос запечатал его печатью, на которой находилось еврейским письмом такое начертание: "Божие видение, Божественное чудо". Затем Господь, исполняя желание Авгаря и художника, приказал принести воду и, умыв пресвятое лицо Свое, отер его поданным Ему четвероконечным убрусом [2]. И, о чудо! простая вода обратилась в краску, и на убрусе отпечаталось пресвятое подобие Божественного лица. Отдавая это изображение Анании вместе с письмом, Господь сказал: "Неси, отдай пославшему тебя [3]".

И возвратился [4] Анания в Едес к князю своему и отдал ему нерукотворенное изображение на убрусе лица Христова и письмо. Взяв их, Авгарь исполнился радости и облобызал с любовью; поклонившись образу Христову, он тотчас получил облегчение в болезни, так что только малая часть проказы оставалась на лице его до того времени, когда должен был придти к нему посланный Господом ученик.

По вольном же страдании, воскресении и вознесении на небо Господа, в Едес пришел, по Божественной благодати, святой Фаддей (памяь 21 августа [5]), один из семидесяти апостолов: достаточно наставив Авгаря святой вере в Христа, святой Фаддей крестил князя; и когда Авгарь, войдя во святую купель, крестился, тотчас уничтожилась оставшаяся часть проказы и он вышел из купели совершенно чистым, здравым телом и душою. Вместе с Авгаром крестился весь дом его и весь город, и славилось в Едесе имя Господа нашего Иисуса Христа, единого истинного Бога. Был же на воротах Едеса, стоявший здесь исстари, идол какого-то языческого божества, которому всякий, входивший в город, обязан был воздать поклонение. Этого идола Авгарь свергнул с его места и уничтожил. Потом он устроил над воротами в каменной стене круглое углубление, в которое не мог попадать дождь: наложив убрус нерукотворенного образа Христова на доску негниющего дерева, Авгарь обложил и украсил его золотом с драгоценными камнями и поставил в стене над вратами; кроме того, он сделал еще такую надпись золотыми буквами: "Христе Боже! Всякий уповающий на Тебя не постыдится".

И повелел Авгарь всем входящим в город и исходящим из него поклоняться божественному образу Христову, он издал закон, повелевавший непременно воздавать таковую честь Господню изображению. Это благочестное повеление Авгаря, огражденное законом, соблюдалось в течение многих лет: как во дни жизни его и его сына, по нем княжествовавшего в Едесе, так и при его внуке. Затем, при одном из правнуков Авгаря, приявших княжение в Едесе, возобновилось в городе древнее языческое нечестие: этот князь, развратившись, отступил от Христа и уклонился в идолопоклонство. Увидев на городских вратах образ Спасителя, почитаемый всеми входящими и исходящими, князь, как враг Христа, вознегодовал. Он захотел сбросить со стены божественное изображение, поставив на его место идола. Узнав об этом, по особому извещению от Господа, епископ Едесы пришел ночью с клириками к вратам города и, поднявшись по лестнице, поставил пред святым образом Христовым зажженную лампаду с деревянным маслом. Потом епископ заложил святой образ глиняною доскою, а затем кирпичами и покрыл заделанное таким образом место мелом и сравнял со стеною — так ему было повелено божественным явлением. Когда нерукотворенный образ Христов стал невидим, нечестивый князь оставил свое намерение. И, по многом времени, в памяти людей уничтожилось воспоминание о святом образе, забыто было и место его заграждения. Никто не знал о нем до дня его чудесного явления после очень многих лет, совершившегося следующим образом.

Во дни благочестивого царя Иустиниана царь персидский Хозрой с большим войском подошел к Едесу, окружил его и начал упорную и продолжительную осаду. Когда же граждане, находясь в изнеможении от недоумения и великого страха, со слезами молились Богу, в одну ночь епископу Едеса Евлавию явилась некая пресветлая, блистающая великою славою невеста. Показывая перстом на городские ворота и место в стене, она сказала: "Вверху этих врат сокрыт божественный нерукотворенный образ Спаса Христа. Хорошо сделаешь, когда вынешь его из заграждения".

Епископ с поспешностью пошел ко вратам и, поднявшись к месту, указанному в стене, нашел все так, как было сказано ему в откровении. Узнав заграждение, он раскопал его и отнял доску и нашел пречистый и пресвятой образ Христов цел и невредим, лампаду, несмотря на то, что прошло уже столько лет, не угасшей и полной елея, а на самой доске, которою заложен был образ, отобразилось нерукотворенно другое такое же подобие Лица Христова. Епископ взял убрус с изображением Спаса и показал гражданам. И была для всех великая радость, и все исполнились мужества, уповая на Господа. Епископ, совершая усердное моление, понес образ по стенам города, являя Лицо Спасителя персидским воинам, осаждавшим город, и тотчас все персидское войско, гонимое божественною силою, обратилось в бегство. Так Едес милосердием Христа Бога нашего и явлением Его нерукотворенного пресвятого образа был избавлен от своих врагов.

Затем, также по прошествии многих лет, когда в Греции был царем Роман Багрянородный, прозывавшийся еще Ликапенис, разделявший власть с Константином, сыном Льва Премудрого и своим зятем, святой убрус с нерукотворенным изображением божественного Лица Христова перенесен был из Едеса, захваченного сарацинами, в Константинополь (в те времена уже вся Сирия, в которой и находится Едес, была под властью сарацин). Перенесение это совершилось таким образом: царь греческий Роман, желая иметь в Царьграде бесценное сокровище (нерукотворенный образ Спаса), много раз посылал к эмиру сарацинскому просьбу отдать ему нерукотворенный образ Христов. Эмир же, упрашиваемый Едесскими христианами, не хотел отдать образа, и возникла война: царь Роман послал в Едес свое войско и стеснил город, опустошая окрестности. Тогда едесяне послали к царю греческому просьбу о прекращении войны; царь же просил у них образ Христов. Эмир же сарацинский, под властью коего был Едес, не хотел отдать даром. Царь же христианский, движимый великим желанием иметь у себя нерукотворенный образ Христов, дал эмиру двенадцать тысяч сребреников и возвратил из плена греческого двести знатных сарацин, к этому он присоединил еще свое царское за золотой печатью писание, обещая никогда не поднимать войны ни на Едес, ни на его окрестные города. Получив через это желаемое, царь принял нерукотворенный образ Христов и с ним вместе и то послание, которое, как замечено выше, Господь наш Иисус Христос написал Авгарю, князю едесскому. Руками архиереев и прочих честных мужей духовного чина святой образ был перенесен в Царьград. По пути и в самом Царьграде от честного образа совершались многие чудеса: исцелялись всякие недуги — слепые прозревали, глухие слышали, хромые ходили и бесы изгонялись. Один же бесноватый восклицал: "Восприими, Константинополь, твою славу и веселие, а ты, Порфирородный, честь твоего царства". Так взывая, человек этот исцелился от беснования.

Празднование перенесения нерукотворенного образа Христова установлено в 16 день августа месяца, когда именно (в 944 году от Р.Х.) Его приял с великою честью и торжеством царствующий город и поставил в церкви Пресвятой Богородицы Фарросской [6] на защищение граду и во славу Христа Бога нашего [7].

"Жития святых святителя Димитрия Ростовского"

Успение Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии



Хор института певческой культуры «Валаам» Величание


Праздник Успения Пресвятой Богородицы, принадлежащий к числу двунадесятых, отмечается 15 августа по старому стилю (28 августа по новому стилю). В этот день Святая Церковь воспоминает праведную кончину Божией Матери — событие, окрашенное одновременно печалью об окончании жизненного пути Предстательницы за род человеческий и радостью о соединении Пречистой Матери Господней с Сыном Своим.

Об Успении Божией Матери ничего не говорится в Библии, но рассказ об этом событии сохранен нам в Предании Церкви и выражается в иконе Праздника и церковной службе.

Почему мы не печалимся в день смерти Божией Матери, а празднуем это событие? Потому, что одно уже слово "успение" показывает, что смерть Божией Матери была необыкновенной. Это был как бы недолгий сон, за которым последовало рождение в вечную жизнь.

Каждый человек боится смерти, а точнее, страшится при мыслях о ней (самую минуту смерти люди переживают по-разному). Это понятно: смерть неестественна для человека. Бог, создавая первых людей, творил их не для того, чтобы они умерли. Смерть после грехопадения первых людей стала уделом всего человечества. Иисус Христос, по свидетельству Евангелия, тоже пережил тяжкие душевные страдания, «скорбел смертельно» перед распятием на кресте. И именно для того, чтобы спасти человека от смерти, воплотился Сын Божий. Он прошел весь путь человека до конца, после смерти Своей душой сошел во ад и разрушил его.

После Воскресения Иисуса Христа смерть перестала быть уходом во тьму забвения. Для верующего во Христа человека смерть становится таинством рождения в новую жизнь. Все усопшие ожидают своего воскресения из мертвых, которое произойдет при Втором пришествии Христа. Кончина Божией Матери и стала примером глубоко христианского переживания смерти как таинства перехода в новую жизнь и встречи с Господом.

Святая Церковь старается и в нас вселить такое же безстрашие к смерти, а умерших называет усопшими, то есть уснувшими. Блаженная жизнь с Богом, Богородицей, святыми и своими близкими в будущем настолько несомненна для христианина, что он воистину смотрит на смерть только как на сон.

О земной жизни Пресвятой Богородицы после Крестной смерти и Воскресения Спасителя мы знаем из Священного Предания. Вплоть до гонения, воздвигнутого Иродом на Церковь, Пречистая Дева пребывала в Иерусалиме, потом переселилась вместе с апостолом Иоанном Богословом в Эфес. Живя здесь, Она посещала праведного Лазаря на Кипре и Афонскую Гору, которую благословила как Свой удел. Незадолго до кончины Божия Матерь возвратилась в Иерусалим.

Здесь Приснодева часто пребывала в тех местах, с которыми связаны важнейшие события в жизни Ее Божественного Сына: Вифлеем, Голгофа, Гроб Господень, Гефсимания, Елеон. Там Она усердно молилась. По преданию, иудеи покушались убить Ее, для чего по распоряжению первосвященников у Гроба Господня была поставлена стража, но в нужный момент у воинов отнималось зрение, и они не могли увидеть Богородицу.

Однажды во время молитвы на Елеоне Архангел Гавриил возвестил Божией Матери о предстоявшей Ей через три дня кончине и преподнес светящуюся райскую ветвь — символ победы над смертью и тлением. Пресвятая Богородица рассказала о происшедшем апостолу Иоанну Богослову, а тот известил апостола Иакова, брата Господня, и через него всю Церковь Иерусалимскую, в которой и сохранилось предание об Успении Божией Матери. Перед кончиной Богородица завещала Свое скудное имущество прислуживавшим Ей вдовицам и повелела похоронить Себя в Гефсимании, рядом с могилами Своих праведных родителей и праведного Иосифа Обручника.

В день Успения Богородицы чудесным образом в Иерусалиме оказались собранными для прощания с Нею почти все апостолы, которые прежде разошлись по разным странам с миссией проповеди Слова Божия. Позже всех прибыл апостол Павел. Отсутствовал только апостол Фома.

Вдруг воссиял свет несказанный, помрачивший светильники; кровля горницы открылась, и сошел Сам Христос со множеством ангелов. Пресвятая Богородица обратилась ко Господу с благодарственной молитвой и просила благословить всех почитающих Ее память. Она также молила Сына Своего защитить Ее от темной сатанинской силы, от воздушных мытарств. Затем Богоматерь радостно предала Свою душу в руки Господа, и тотчас раздалось ангельское пение.

От благоухающего тела Ее больные тотчас стали получать исцеления. Началось торжественное перенесение Пречистого Тела из Иерусалима в Гефсиманию. Петр, Павел и Иаков вместе с прочими апостолами понесли на раменах одр Божией Матери. Апостол Петр начал пение псалма «Во исходе Израилеве от Египта», зазвучали торжественные гимны. Над одром появился облачный круг в виде венца, озаренный сиянием. Этот венец плыл над процессией до самого места погребения. За процессией следовали и иудеи, не веровавшие во Христа.

Первосвященники послали своих служителей, чтобы те разогнали процессию, убили апостолов и сожгли тело Богоматери, но ангелы поразили кощунников слепотой. Иудейский священник Афония (по другим сказаниям Иефоний или Софония), попытавшийся опрокинуть одр Богородицы, был наказан ангелом, отсекшим ему руки, и получил исцеление лишь после чистосердечного раскаяния. Прозрели и покаявшиеся из ослепших.

Три дня апостолы пребывали у гроба Божией Матери, воспевая псалмы. В воздухе постоянно слышалось ангельское пение. Как говорит святитель Филарет Московский, полное и совершенное утешение апостолы получили «тогда, когда в третий день по Ее Успении, ради опоздавшего к Ее погребению Фомы, отверзши гроб Ее, не обрели пречистого Ее тела, и вслед за тем увидели Ее в славе воскресения и от Нее самой услышали слово утешения: «Радуйтеся, яко с вами есмь во вся дни». Тело Божией Матери было восхищено на небо.

Кончину Богородицы Церковь называет успением, а не смертью, потому что смерть как возвращение земле ее персти, а духа — Богу, «Иже даде его», не коснулась Благодатной Заступницы нашей. «Побеждены законы природы в Тебе, Дева Чистая, — воспевает Святая Церковь в тропаре праздника, — в рождении сохраняется девство, и со смертию сочетается жизнь: пребывая по рождении Девою и по смерти Живою, Ты спасаешь всегда, Богородица, наследие Твое». Она лишь уснула, чтобы в то же мгновение пробудиться для жизни вечноблаженной и после трех дней с нетленным телом вселиться в небесное нетленное жилище. Она опочила сладким сном после тяжкого бодрствования Ее многоскорбной жизни и «преставилась к Животу», то есть Источнику Жизни, как Матерь Жизни, избавляя молитвами Своими от смерти души земнородных, вселяя в них Успением Своим предощущение жизни вечной.

Тропарь, гл.1.

В рождестве девство сохранила еси,
во успении мира не оставила еси, Богородице,
преставилася еси к животу, Мати сущи Живота,
и молитвами Твоими избавляеши от смерти
души наша.

Кондак, гл.2.

В молитвах неусыпающую Богородицу,
и в предстательствах непреложное упование,
гроб и умерщвление не удержаста:
якоже бо Живота Матерь, к животу престави,
во утробу Вселивыйся приснодевственную.

Величание.

Величаем Тя,
пренепорочная Мати Христа Бога нашего,
и всеславное славим успение Твое.

27 (14) авг.-перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского

16 (3) мая — память преподобного Феодосия, игумена Киево-Печерского (1074)
27 (14) августа — перенесение мощей преподобного Феодосия Печерского (1091)
15 (2) сентября — память преподобных Антония (1073) и Феодосия (1074) Печерских

В восемнадцатый год после блаженной кончины преподобного Феодосия († 1074; память 3 мая [1]), по воле Божией, совершилось перенесение его нетленных мощей из пещеры в Лаврскую церковь. В 1091 году братия Печерской лавры, собравшись вместе со своим игуменом Иоанном, единодушно решила раскрыть место погребения преподобного Феодосия и перенести его святые мощи в соборный Успенский храм. Найти святые мощи было поручено Нестору-летописцу, который впоследствии описал их обретение.
За три дня до праздника Успения Пресвятой Богородицы игумен Иоанн отвел преподобного Нестора к пещере преподобного Феодосия. Осмотрев пещеру, они определили место, где нужно копать. Игумен обители запретил сообщать братии о раскопках, пока святые мощи не будут обретены. В помощь ему отец игумен разрешил взять, кого он захочет.

Сам Нестор так свидетельствует: "Глубоким вечером я взял с собою двух братиев, сотворив молитву с поклонением, приступили, немедля, с пением псаломских песен, к делу. Копать начал я. После продолжительного труда, я вручил заступ другому брату.

Так копали до полуночи и не могли обрести мощей святого. Тогда мы начали скорбеть и плакать: сначала думали, что святой не благоволит нам явить себя. Эту мысль сменила другая: не копаем ли мы в другой стороне. И затем начали копать с другой стороны. Наступало утро, ударили в колокол к заутрени, а мы все, не переставая, копали. Вдруг чувствую, что достиг гроба.

Великий страх напал на меня… Сейчас же послал к игумену… Когда пришел игумен, я еще прокопал землю и мы увидели святые мощи, нетленно почивающие. Все суставы были целы, лицо светло, очи закрыты, уста сомкнуты, волосы прилипли ко главе. Возложив мощи на одр, мы вынесли их из пещеры.

Открытие святых мощей преподобного Феодосия ознаменовано было дивными чудесами. Ночью, когда раскапывали могилу преподобного, многие видели необычайно лучезарный свет над пещерой, распространявшийся над Лаврской церковью, куда были перенесены его святые мощи".

Чудесное знамение видел в эту ночь епископ Владимирский Стефан, который в 1074-1078 годах был игуменом Печерского монастыря. Он находился тогда в Киеве в Кловском монастыре и знал о скором перенесении святых мощей преподобного Феодосия. Когда епископ Стефан увидел ночью над пещерой большое зарево, то подумал, что начали перенесение без него. Тотчас он сел на коня и вместе с Климентом, игуменом Кловского монастыря, отправился к пещере преподобного. Когда они приблизились к пещере, то увидели над ней множество свечей, но, подъехав совсем близко, не видели уже ничего.

В эту ночь в монастыре Печерском бодрствовали два брата — сторожа, когда игумен тайно с неизвестным им братом перенес честные мощи преподобного, и смотрели они прилежно по направлению к пещере. Когда ударили к утрене в церковное било, они заметили, что три столпа, в виде светозарных дуг, постояв над пещерою преподобного Феодосия, переместились наверх великой церкви, куда преподобный имел быть перенесен. Это видели и другие иноки, шедшие к утрене в церковь, видели и в самом городе многие из благочестивых граждан.

14 августа, к празднику Успения Пресвятой Богородицы, собрались епископы — Переяславский Ефрем, Владимирский Стефан, Черниговский Иоанн, Юрьевский Марин и Полоцкий Антоний, а также игумены многих монастырей с иноками и множество православных мирян. Честные мощи преподобного Феодосия были перенесены с подобающими почестями в приготовленное место на правой стороне притвора Успенского собора обители.

Во время перенесения святых мощей шествие останавливалось для отдыха. Мощи были поставлены на пень древа. Позднее на этом месте был построен храм во имя преподобного Феодосия. Он был расположен так, что пень оказался на месте престола.

От гробницы преподобного Феодосия происходили исцеления болящих, во множестве притекавших к святым мощам. И через 18 лет по перенесении честных мощей преподобный Феодосий собором Русской Церкви причислен был к лику святых и память его торжественно празднуется с того времени всею Русскою Церковью.

"Жития русских святых"

1. Даты в тексте даны по старому стилю. ^