свободы? Ведь если все известно заранее, то свободы нет. А если есть
свобода, то ничего нельзя предсказать с уверенностью.
Вопрос о Божием предведении действительно является камнем
преткновения, о который многие споткнулись и упали. Как совместить
всеведение Божие и человеческую свободу, правосудие и милосердие Божие?
Ограниченному человеческому разуму невозможно до конца понять эту тайну.
Однако Бог действительно знает и предвидит все, а человек действительно
свободен. Замечательно об этом сказал епископ Илия Минятий:
"Если
ты нездоров, не правда ли, Бог предвидит, выздоровеешь ли ты или
умрешь? Но разве из-за этого должно не приглашать врача, не принимать
лекарств, а сидеть сложа руки ждать выздоровления или смерти? В таком
случае ты был бы очень неразумным и глупым. Одно, если Бог предвидит
твое исцеление или смерть (и это совершенно истинно) и совершенно иное, -
будто Божие предведение дарует тебе здравие или смерть (а это
совершенно ложно); ведь если ты будешь смотреть за собой, то
выздоровеешь, а в противном случае умрешь. Бог предвидит и то, и другое,
но ни первого, ни второго Божие предведение не приводит в исполнение.
Ты или выздоровеешь, или умрешь, верно одно из двух, но не определено
точно. Пойми это получше. Бог действительно предвидит, будешь ли ты в
раю или аду, но узнай, что из этого следует. В зеркале мы оказываемся
такими, какими есть на самом деле, красивые - красивыми, и наоборот.
Точно также и в чистейшем предвидении Божием мы являемся такими, каковы и
в действительности: - или записанными светлыми буквами в книгу живота,
или помеченными в роковой книге смерти; если мы праведны, - то в лике
спасенных праведников, а если грешны, - в списке осужденных грешников.
Зеркало отражает наш вид, а предведение Божие - наше произволение…
Это
значит, что ты спасаешься или осуждаешься не потому, что Бог предвидит
твое спасение или осуждение, а потому, - что добрыми своими делами
содействуя благодати Божией, ты должен спастись, и Бог предвидит твое
спасение; или потому, что злыми своими делами избегая благодати Божией,
ты должен быть наказан, и Бог предвидит твои муки. Таким образом, Иуда
предал Христа не потому, что Христос предвидел его предательство, а
наоборот, Христос предвидел предательство Иуды потому, что он намерен
был предать Христа. Так об этом говорит мудрый Иустин, философ и
мученик. "Не предведение есть причина будущих событий, а будущие события
- причина предвидения. Не из предвидения вытекает будущее, а из
будущего - предведение; не Христос - виновник предательства Иуды, а
предательство - причина Господнего предвидения". Если ты будешь жить
богоугодно, спасешься, а если развращенно - погибнешь. Бог предвидит и
то, и другое. Но ни того, ни другого не предрешает Божие предведение. Ты
или спасешься, или погибнешь, одно из двух несомненно, но не определено
наперед".