Главной темой иконы Похвалы Богородицы является прославление Девы Марии,
ставшей, согласно ветхозаветным пророчествам, матерью воплотившегося
Бога. В основу иконографии положены слова песни
канона пророкам, составленного в
VIII веке константинопольским патриархом Германом: «
Свыше
пророцы тя предвозвестиша, Отроковице: стамну, жезл, скрижаль, кивот,
свещник, трапезу, гору несекомую, златую кадильницу и скинию, дверь
непроходимую, палату, и лествицу, и престол Царев». На основе этой
песни на иконах изображают следующих
ветхозаветных пророков,
держащих в руках определённые предметы:
Иакова с
лестницей,
Моисея с
Неопалимой Купиной,
Валаама со звездой,
Гедеона с руном,
Иезекииля с вратами,
Иеремию со скрижалью,
Исаию с клещами и углём,
Иессея и
Аарона с процветшими жезлами,
Давида и
Соломона с макетами
Иерусалимского Храма,
Даниила и
Аввакума с
горами.
[4]
Культ Богородицы появился практически сразу с появление культа Христа - Доброго Пастыря. Был и итакой - просто с массовым исчезновением стад - и он ушел в небытие.
В ранних катакомбных изображения в Риме и передней Азии - зачастую Дева стоит с распростертыми руками, простоволосая (!), в одеянии напоминающем рубаху и накидкой на голове, не полностью скрывающей волосы, удивительным образом напоминая женские образы из сценок семейной и сакральной жизни - в языческих храмах, например. Она мало напоминает здесь изображение той обожествленной и взошедшей на пъедестал матери Бога. Скорее - матрону - уважаемую замужнюю женщину в рабовладельческом обществе. А формы женского тела отнюдь не скрыты - нагота и частичная нагота - физические признаки присутствия женщины на изображении. Ведь в древнем театре - актрис не было: половой вопрос был строог и однозначен - замуж, роды, дети, хозяйство.
А для древних христиан важно было соблюсти ко всему баланс двух начал. До нашего времени не дошел огромный массив информации - о Марии, Иосифе, самом Христе. Скажу, что на первых Вселенских соборах - церковь долго не решалась признать Христа - Богом. Множество сект (катары, ессеи, гностики) как европейские так и исконно азиатские - трактовали эти вопросы по своему. В конце концов - только огем и мечем церковь погасила эти течения, оставив лишь некоторые напоминания о знаниях и верованиях в виде таинств.
Только символика другая - явно рождение детей не предполагало никаких памятных, скажу так, изображений. Это - вполне обыденная вещь, на востоке, окуда и пришло христианство детей прятали от дурного глаза и могли месяцами не присваивать имени - смертность детская была высокой.
Это Богородица - Знамение.
"Знаменательно", что она появилась в то время. Иконографическое изображение поясное, реже во весь рост - смладенцем Христом в медальоне. Символика обозначает избранность Девы, Христа в Лоне, священную Силу и поддержку, которую несет Женщина, являющаяся сосудом для Божьего Чада. До какого-либо прославления (в символике) далеко - нет окружающих ее пророков, разве что изображался священник либо диаконисса.
Это древнейшее известное изображение Марии с Младенцем.
Фреска еще приемлет объем - движения непринужденные и полны жизни. Сценка явно ближе к бытовой, чем к культовой. Тогда, воспитанные веками на многобожии люди - воспринимали жизнь и природу как она есть. Толерантность с которой был поначалу воспирнято христианство - утверждала принципы римского общества. Тем более, что незадолго появился и утвердился культ Митры. (Древнеиранское божество, присутствующее в ведах и подвинувшее в эллинистическом мире культ солнечного Аполлона. Он, так же упоминаемый в женской ипостаси был символом света, договора, дружественного согласия. Им клялись или особо упоминали о причастности культу цари, ученые, аристократы).
Мария, как уже упомминалось, не была - Царицей Небесной, она воспринималась как женщина в чистоте своей наделенная Благодатью.
ЭТОТ АБЗАЦ советую пропустить тем, кто доверил свои знания церкви и не хочет отделять ум свой от ее доктрины. Представьте, что в мире утверждается культ единого бога - истинно мужской и нивелируется женский.В принципе такое едва не произошло с христианством. В стремлении очистить доктрину от влияния природы - разделить ум и чувства - движения естества признаются греховными. Нельзя спать с женщиной когда хочется, нельзя монахам иметь детей - это отвлекает от служения, нельзя, нельзя, нельзя...
На первоначальном этапе это помогло человечеству духовно возвыситься, простите, - уподобится Богу. Не рожденному на Олимпе и изначально наделенному сверъестественными силами, а простому человеку силой Любви побеждающему невежество мира. (Любовь - с большой буквы, не для красного словца, а как всеобъемлящее чувство///)
В христиансте, речь о нем, Мария и ее жертва - послужили одним из выражений любви божественной - пожертвовать можно тем, что тебе принадлежит по-настоящему, а это в понимании людей той культуры - имущество, дети, рабы, собственная жизнь. Как пожертвовать - любовь? Как объявить об этом на весь свет? Посредством создания новой религии, обожествления сына человечьего - его рождения, жизни, смерти. И так по-логике выходит, что если ты хочешь уподобится Христу - стань как он - жертвой, отдайся на милость вселенской любви...
Не удивляюсь, что рабство стало благодатной почвой для распространения христианства. В конце-концов, люди увидели, что в простом несопротивлении злу и есть их путь к освобождению себя и мира от угнетения. Уверуй и станеш свободен...
Но как же прожить и примирится с этой жизнью? Примирится возгордившемуся человечеству с фактом прихода и жизненных хлопот, смерти, в конце концов.
На помощь пришли верования и традиции существовавшие тысячелетиями - о загробной жизни, например.