Про співтовариство

В сообществе размещаются публикации о Православии не только на территории Украины, но и за ее пределами.
Вид:
короткий
повний

Православие в мире

Последняя Любовь Тараса Шевченко ( ч.2)

ч.1 см.http://blog.i.ua/community/3214/2217961/



Осень в 1860 выпала ранней. Уже в августе Кулиши вернулись в Петербург. Наталка Полтавка вспоминает: «Мы переехали в город. У Ликерии здесь была отдельная комната и Шевченко стал уже посещать не нас, а только свою невесту. (У нас же собственно в это время бывал редко —забегал днём). Приходил он, случалось, часов в 11-12 ночи, когда мы уже были в постелях, посылал за пивом и в сладких беседах со своею «любою дивчиною» просиживал далеко за полночь...

Однажды Шевченко сказал матери, что графиня Т-ая приглашает его невесту жить к себе до её выхода замуж. И так как г. М-ва не было в то время в в Петербурге, мать посоветовалась с его двоюродным братом г. М-чем и они решили, что Лукерью можно отпустить, но г. М-ч должен лично с рук на руки передать девушку графине. В назначенный день Шевченко взял карету и приехал за Лукерьей. С ними вместе отправился и М-ч. «Невесту» Шевченко графиня приняла очень любезно, посадила ее на диван(софу),угостила шоколадом и заговорила с ней о литературе. Лукерья так ловко лавировала, что трудно было догадаться о её полном невежестве».

 

Тарас помолодел на глазах. Вон гляньте на его автопортрет того времени с усами, что вдруг из седых стали черными и чем-то перепуганными глазами с огромными зрачками.




Все его мысли поглотила Ликера. Он уже решил, что судьба, наконец, улыбнулась ему. Кончается его одиночество, он женится, поедет на родную Украину, поставит там дом и будет жить, как все, окружённый многочисленными детьми, которых родит ему Ликера. Он даже писать стихи перестал, хоть еще продолжал рисовать для заработка. Целыми днями он ездил с Ликерой по магазинам. Чаще всего бывал во французском салоне мод, где купил ей простой, но изысканный, в малорусском стиле, белый наряд. Они фланировали по Невскому проспекту и все встречные раскланивались с ними, как с почтенными господами. У Ликеры даже голова кружилась от гордости.

Но это им только казалось, что Толстая не поняла невежества Ликеры. Она все прекрасно поняла, поэтому посоветовала Тарасу найти для невесты репетитора, которой бы научил ее письму и хорошим манерам. Тарас так и сделал. На свою голову сделал.

Дело в том, что Ликера только переночевала у Толстой. На второй же день Тарас снял для нее уютную квартирку неподалеку от Академии. Чтобы ближе было до нее ходить. Ему нравились ее успехи в освоении письма. Но все равно, лишь Тарас приходил к ней, как репетитор, красавец студент, выпирался, чтобы не мешать им заниматься любовью. Но вот вечером не то 9, не то 10 сентября, Тарас не выгнал репетитора, потому что должен идти на встречу с друзьями обмывать только что напечатанный в «Русском слове» перевод «Катерины», и думал, что будет ночевать у себя в Академии. Земляки не очень были рады переводу. Вечеринка закончилась рано. Вернулся он к Лукерье. Двери были заперты, значит, Ликера уже легла. Он тихонечко, своим ключом открыл двери, разделся в прихожей и зашел в спальню. И что же он увидел —  Ликеру в постели с репетитором.

Повторилась история, которая была четверть столетия тому, когда его самого так же застал со своей невестой Иван Сошенко. Тарас взбесился. Он стал трощить все, что было под рукой. Перепуганный репетитор голышом выскочил из дома и побежал задворками к себе. Тарас приказал Ликере выметаться. Ликера вызывающе ответила, что нечего ему было менять ее на дружескую попойку. Раз он променял ее на водку, то и она променяла его на молодого любовника. Ей вообще такого мужа не нужно — старого и паршивого!

Тарас разбил все, что было на столе, и пошел к себе на квартиру в Академию. Ликера утром прибежала к Надежде Забиле и, целуя ей руки, стала плакать, что она ушла от Тараса, потому что он такой старый и злой, ко всему цепляется и за все ее ругает...

Надежда Михайловна, утешенная тем, что Тарас не вступит в брак с этой дурой, позволила ей остаться...

От нервного напряжения у Тараса схватило сердце, и почти весь сентябрь, вплоть до 6 октября, он проболел. 6 октября к нему зашёл громадовец Федор Черненко. Он увидел на мольберте портрет Ликеры,на который Тарас перед этим смотрел. То есть он все еще любил Ликеру. Он уже готов был ее простить. Он же взял Ликеру не девушкой. Да и чего было ожидать от барской горничной. К тому же он считал этот случай Божьим наказанием за тот далекий вечер 1840, когда он отбил Марию-Амалию Европеус у Сошенко. Тарас уже согласен помириться. Он шлет ей записки с просьбой встретиться. Но здесь уже Ликеру занесло. Она отвечает на его записку своей, преднамеренно безграмотной: «Послушай Тара твоеими записками издесь неихто не нужаеца...» да добавила еще несколько слов о его потенции. Слуге Тараса Федору, что пришел с запиской, сказала, что согласилась на брак только из-за денег...

Вот здесь уже Тарасова любовь превратилась в ненависть. Он написал Надежде Забиле извинения за то, что не поверил ее рассказам о Ликере и попросил ее сжечь перед глазами Ликеры все вещи, что он ей подарил и купил в приданое. Надежда Михайловна ответила, что эти все вещи, по словам Ликеры, та вернула Тарасу. Тогда Тарас пишет Николаю Макарову 9 ноября: «Друже мой единый! Когда бить, то нужен бить так, чтобы болело. А то не поможешь, а только навредишь.(Монашеская аксиома, но она и теперь нам толком). Ликера солгала перед вами, передо мной и перед К.И. За это она должна хоть украсть, а послать (вот имени неизвестного) в Чернигов на цель известную. Кроме вещей, которые я вас просил сжечь при ее глазах, нужно, чтобы она заплатила за квартиру 14 руб., за ключ, ею потерянный, 1 руб. Еще раз прошу вас, яко искреннейшего моего друга, зробыть, как умеете, и швидче. Аминь».

Ликера осталась у разбитого корыта. Все  подаренные Тарасом вещи отобрали и самой приказали убираться. Она умоляла Карташевских взять ее назад служанкой, но они отказались...

На Ликерино счастье, Афанасий Маркович был глубоко верующим человеком. Он не мог бросить девушку на произвол судьбы лишь за то, что она наставила рога его побратиму, который еще не так давно наставил рога ему самому. Его мучила совесть за то, что они, уезжая за границу, бросили Мариину служанку Машу в Петербурге и та стала проституткой. Поэтому он тайком устроил Ликеру в тот салон женской моды, в который ее когда-то возил Шевченко выбирать наряды. Как записал ее воспоминания Кость Широцкий, она там «зачесывала куафюры паннам и панам и корнала рубашки разным там офицерам-ловеласам, что охочи были и приударить за ней. Раз одному офицеру Ликера закатила оплёуху. За это хозяин сделал ей выволочку, но Ликера так возмутилась, что хотела от него сбежать. Француз с трудом уговорил ее остаться, потому что она была прекрасная мастерица. В этом магазине Ликера сошлась с будущим своим мужем фризером Яковлевым, на которого променяла в конечном счёте Тараса Шевченко»...

Через 2 года они насобирали вдоволь средств, чтобы купить парикмахерскую с домом в «Царском селе», задешево продававшуюся после смерти хозяина. Наконец Ликера почувствовала себя барыней! Она набрала учениц, и ее парикмахерская превратилась в модный салон, где муж делал прически, а она предлагала им модное, пошитое ею белье, вышивки и изысканную французскую парфюмерию, которую она покупала у бывшего хозяина-француза. Она даже потратилась на то, чтобы сфотографироваться на ступеньках веранды своего дома и раздать те фото горничным Карташевских. Жизнь у нее налаживалась. Муж любил. Почти через год она рожала ему детей. Но так было, пока Яковлеву не исполнилось 50 лет.

Офицеров Царского села послали на войну с Турцией на Балканы. Их женам было уже не до причесок. От безделья Яковлев запил. Пьянство совсем распугало клиентов. Парикмахерская потерпела крах. Ликера то выгоняла мужа и налаживала дело, то опять принимала его, и все возвращалось на круги своя.

Он пил все больше и больше. Изрубил на дрова фортепиано, которое она купила. Стал  его жечь у дверей дома и вызвал пожар. Сжег ее портрет, написанный Шевченко, и полотенца, которые она когда-то вышила для Шевченко. Наконец, на крещенские морозы 1904 он, пьяный, замерз по дороге домой. Похоронила Ликера мужа и осталась совсем одна, как Шевченко в том 1860. Дети выросли и бросили её. Ученицы разбежались еще при муже. Клиенты нашли других парикмахеров и белошвеек. Прежний хозяин-француз давно умер...

И тогда ей по ночам стал сниться Тарас Шевченко. Как он ухаживал за нею, дарил крестик, шкатулку, белые одежды. Как она гуляла с ним по Невскому проспекту и все встречные приветствовали их. Той же весной 1904 Ликера впервые поехала в Канев на его могилу. Провела там все лето и осень. Вернулась домой лишь в ноябре. На следующий год поехала опять. Теперь она ездила к Тарасу ежегодно. С полдесятка углов сменила за это время в Каневе и селах, рядом с Тарасовой могилой.

Приходила на могилу Тараса утром, ухаживала за ней, а затем садилась на камень перед его крестом и молилась, или сидела глубоко задумавшись. Не чувствовала ни жары, ни холода. Когда возвращалась в Петербург, мыслями оставалась там, в Каневе.

В 1910 году ее разыскал почитатель Шевченко Кость Широцкий. Он нанял фотографа, который сфотографировал эту, уже 70 летнюю женщину в пенсне и в накидке




сделанной собственными руками. Он первый записал ее воспоминания.

После того, как Кость Широцкий опубликовал воспоминания Ликеры, к ней в Петербург, а летом в Канев, зачастили артисты трупп Саксаганского, Кропивницкого, Садовского... Беседовал с ней и мой дед Николай Вороной. Все они знали историю последней любви Тараса. Ожидали встретить хитрую и жадную старую каргу, которая только о деньгах и думает, а в Канев ездит, видно, для того, чтобы обирать Тарасовых почитателей. Но совсем другой оказалась Ликера. Вот как ее вспоминает Ядвига Бирюкова, у родителей которой жила в Каневе Ликера:

«Она шила всем белье. Белье было пошито исключительно хорошо.... Шила такой зеленый круг из бархата на тарелку, а на нем делала елки из сукна и ягоды и ушастых заек. Расставляла их за кустами на той тарелке. Это было так красиво и нарядно… я завидовала на эту аппликацию. А еще она шила петухи на чайники. Помню такого рябого петушка, которым я всегда любовалась. Он был сделан из байки в черный горошек и с красным гребнем...»

Старожительница  Канева Варвара Степаненко  вспоминает:

«Одевалась Ликера Ивановна всегда в черную, длинную, по косточки, юбку, платье или пальто. Носила черный муслиновый платок или черный шарф или черную шляпку. Была высокой, худенькой, довольно стройной даже в преклонном возрасте. Бывало выйдет на гору, поднимется на могилу, склонится на белый крест и плачет-плачет. И так весь день, лишь вечером идет домой». (из книги Тарахан-Березы).

В 1911 году в Москве происходили торжества в честь 50-летия со дня смерти Кобзаря. Пригласили на юбилей и Гликерию Яковлеву-Полусмак. Там она встречалась с почитателями Шевченко, вспоминала дни, проведённые с ним, сожалела о той измене. Каялась, каялась и каялась. После той встречи она распродала в Петербурге все оставшееся имущество и переехала в Канев. Тех средств, что выручила от продажи, не хватало, чтобы купить домик в селе, или квартиру в городе. Так что снимала угол. Сколько тех углов она сменила за оставшуюся жизнь возле Тараса! Зарабатывала, обшивая по ночам каневчан, а с утра и до вечера была у Тараса. Вот что вспоминает Татьяна Майданик: «Ходила она на могилу и летом, и зимой каждый день. Бывало, утром приходит — и целый день там... Прибежим вечером. — Тётя, тетя, вы ещё домой не шли? — Попрощаюсь да и пойду. Не трогайте здесь ничего, деточки. Обнимет памятник, наклонится к могиле низко, что-то говорит, мы едва слышим: — Прощай, Тарасе, голубчик Григорьевичу. Я уже пошла. Завтра приду, голуб мой. Зачем ты меня оставил? — И так каждый день...» (из книги Тарахан-Березы).

Осенью 1914 вспыхнула первая мировая война. Инфляция съела все сбережения Гликерии Ивановны. Стало туго с заказами. Почти голодала. В это время внедрили суровый учет населения. Ее сфотографировали для паспорта. Вот её последняя в жизни фотография...





Уже не было чем платить за квартиру. Пришлось ей на старости лет перебраться в богадельню. В те времена, как и в настоящее время, богадельни были для смерти, а не для жизни. Собирались в них отверженные, у которых уже ничего не было впереди. Черкасская учительница Вера Бубликовская писала: «Боже мой! Какое жалкое, позорное для большой России зрелище — это Каневская богадельня для беспризорной одинокой старости... И здесь ожидала одного — смерти — невеста Шевченко — Ликера…. Все вспоминала Шевченко, скромный небольшой портрет которого висел над убогой кроватью. Летом и зимой отворяла двери — ожидала его… заверяла: «Он придет! Правда, придет! Скажите ему — я его ожидаю, — и заплакала тяжелыми старческими слезами» (из книги Тарахан-Березы).

И он пришел. Не дождавшись девять дней  до своего дня рождения и смерти. Пришел 4(17) февраля 1917 года. И забрал ее к себе...

Встретил Тарас когда-то корыстную, завистливую панскую горничную,  своей изменой приблизившую его смерть. Хотел он из обычной самовлюбленной деревенщины сделать личность, которая живет для людей и Украины. Заболел, когда увидел, крах своих идей . Не вышел из него тогда Пигмалион, а из нее новая Галатея. Но прошли годы и годы, и она стала именно такой, о которой он мечтал. Всей своей жизнью в Каневе она искупала ту вину далекой, глупой юности.

Она хотела, чтобы ее похоронили у подножия Тарасовой могилы. Даже последние деньги отдала каневской мещанке, чтобы та выполнила ее последнюю волю. Но та растратила их, на собственные нужды. Не выполнила завещания. Бог ей судья.Давно уже забыли её имя. Так же бесследноьисчезли и её потомки…

 Похоронили Ликеру на кладбище  богадельни в Сельце. Похоронили безродную, бездомную, одинокую. Осталось после неё только вышитое полотенце с петухами. То, которое так хотел иметь на свадьбу Тарас. Узкими, извилистыми дорожками приходиться добираться до горы, где то её кладбище. Было оно Богом забытое, пока Берегиня Тарасовой Памяти Зинаида Тарахан-Береза не нашла могилы Невесты Тараса, ставшей его Галатеей. Потратила здоровье и нервы, но добилась, чтобы на той могиле поставили памятник.... 


В тишине, на  горе, среди старых могил прикорнула могилка Гликеры.А внизу по дороге, нескончаемым потоком идут к Тарасу его почитатели.  Некоторые заворачивают и к ней, Гликере. Кладут ромашки, такие, как ей дарил Тарас.


Молила Гликера похоронить её у Тараса. Но   лежит она на  кладбище для нищих. И не видно с её могилки Тарасовой Могилы…

 

К.т.н.Владимир Сиротенко(Вербицкий)  

Праправнук Пантелеймона Кулиша,

правнук автора «Ще не вмерлы Украины» Вербицкого,

внук Николая Вороного.



Последняя Любовь Тараса Шевченко ( ч.1)

Я давно хотел пересказать историю последней Любви Тараса Шевченко. Мешала неопределённость. С одной стороны, мои бабушки-мамы в один голос твердили, что болезнь и смерть Шевченко связаны именно с разочарованием в любви из-за измены любимой, с другой стороны, почему-то никто её злым словом не поминал.

Бабушка Вера Вербицкая-Вороная любила цитировать воспоминания своей тётушки-писательницы Наталки Полтавки (в девичестве Надежда Забила), а моя бабушка Евгения Кулишова-Вербицкая пересказывала сплетни своей бабушки-писательницы Ганны Барвинок (в девичестве Александра Билозерская). Сплетни сводились к тому, что Тарас влюбился в безродную вертихвостку, которая ни в грош его не ставила и была с ним только ради денег да болтовни дворни о том, что этот пан царских кровей. Но и они соглашались, что, хотя в молодости она и была большой грешницей, но в старости искупила все свои грехи молитвами у Тарасовой могилы.

Листая старые бабушкины фотографии, я натолкнулся на фото, где она в украинской национальной одежде вместе с так же одетой подругой сидит на сцене возле декораций барских хором. На обороте фотографии написано: «Тарасова Галатея» Николя Вороного. 1916»





Бабушка никогда не была артисткой. Как и остальные мои бабушки из семейства Вербицких. Как же она оказалась на сцене? Вспомнились рассказы бабушки, как в 1916 году Николай Вороной, тогда режиссер Киевского театра Садовского, приехал на лето в Чернигов и вместе с тогда еще многочисленной семьей Вербицких и остатками Глебовского кружка «Шановцев народных обычаев», создал постановку «Тарасова Галатея». Еще и декорации из Киева привез.

В том представлении бабушке досталась роль последней грешной возлюбленной Тараса... Николай Вороной, который встречался с Гликерией в 1910/11 и даже имел фото ее 25-летней, считал, что бабушка — ее копия, и фигурой, и лицом. В доказательство он дал ей фото Гликерии Полусмак, которое она подарила Надежде Забиле в 1866. 




Изображена на нём молодая, самоуверенная Гликерия у веранды собственного дома-парикмахерской через год после замужества. Действительно, сравните с фото моей бабушки на сцене. Похожи, как сёстры!

Бабушка никогда не была артисткой. Она всегда делала так, как считала нужным. Если она решила сыграть Гликерию Полусмак, то значит, Гликерия была не корыстолюбивою вертихвосткой, а личностью, заслуживающей уважения...

В прошлом году Европейский суд заставил Пенсионный фонд пересчитать мою научную пенсию, и я стал вместо насчитанных Львовской зондеркомандой 94 гривен получать 607. Ещё и солидную компенсацию выплатили. Я воспитывался в поклонении Шевченко. Со всеми его достоинствами и недостатками. Только разве что водки после института в рот не беру. А вот отношение к деньгам у меня такое же, как и у Тараса. Появились неожиданные деньги, значит, и нужно так же неожиданно и растратить. Вот и решил я  к Тарасу наведаться. Мой львовский товарищ Богдан Биляк, врач-шевченковед, согласился составить мне компанию в путешествии к Тарасу. Ехали тяжко и горько. Продуваемый всем ветрами поезд прибыл на станцию Мироновка в 4 часа утра. Дотащились по спящему городку до автостанции и, подрёмывая в пластиковых креслах, дождались первого автобуса на Канев. Ехали в дребезжащем, старом ЛАЗе мимо опустелых сёл с руинами когда-то прекрасных дворцов культуры, столовых, ферм. Словно война пронеслась по району и оставила одни развалины. Правда, закончился Мироновский район, подъезжаем к Каневу и — исчезли руины. Ухоженные домики-дворцы, новостройки местных богатеев. Хоть за последнее пристанище Тараса не стыдно перед его поклонниками. Живёт ещё здесь село, да и на Каневском продовольственном рынке цены божеские, не то что во Львове или в Киеве...

На могиле Тараса мой приятель бывал не раз. Знал всех в музее. Он познакомил меня с Зинаидой Тарахан-Березой, которая знала всё, вернее почти всё, о Тарасе и о последних днях его невесты. Это Тарахан-Береза разыскала Гликерину могилу, добилась, чтобы поставили на ней мраморное надгробие. Вот у того надгробия мы и беседовали. 




Она знала много о последних годах жизни Гликерии, я же вспоминал бабушкины рассказы о молодой Гликерии, пересказы Николая Вороного о встречах с нею в Петербурге в 1910 и в Москве в 1911 г. Вот тем рассказанным и пересказанным и поделюсь с вами...

 

Воздух был напоен сладким ароматом Весны 1840. Село Липов Рог Нежинского уезда и поместье помещика Макарова, утопали в сугробах вишневого цвета. К крылу хором помещичьего дома, где обитала прислуга, бричкой доставили бабку-повитуху. Было это субботней ночью с 11 на 12(25) мая 1840 года. Не по зову прислуги привезли повитуху. Сам пан послал за нею. Ведь это собралась родить любимая «сладкая» горничная Макаровых. Это ей господин когда-то поручил ответственную конфиденциальную миссию — сделать его сына Николая мужчиной, чтобы не пришлось парню лишиться невинности в каком-то еврейском Нежинском борделе. Блестяще справилась горничная со своим заданием. Но не без последствий. Когда же доложила господину, что забеременела, тот щедро наградил ее и, не теряя времени, с хорошим приданым, выдал за помощника повара Ивана Полусмака, который давно за нею ухаживал. Что же, такие тогда были обычаи. Господа плодили, крепостные — растили...




 Николай Макаров с сыном, фото из книги Тарахан-Березы «Святыня».

 

Долго провозилась повитуха с роженицей, но наконец вынесла новорожденную девочку. Через несколько дней ее окрестили. Священник, как водится, полистал святки на 3 дня в обе стороны и, чтобы угодить богатому господину, выбрал имя «Гликерия» — «Сладкая», день которой приходился на 13 мая. Назначенный отцом Иван заботы о ребенке предоставил матери, все свое свободное время, отдавая смакованию горилок, которые поставлял пану Борзнянский кудесник, поэт Виктор Забила. Считал их лекарствами от всех болезней. Увы, не помогло ему это лекарство. Проклятого 1848 года, когда по Западной Европе прокатилась революционная чума, в Россию заглянула обычная холера. Когда же ушла, с нею ушло почти миллион людей. Забрала она и Гликериных родителей.

Макаров, как помещик, отвечал за своих крепостных. Хоть дети могли начинать работать на пана лишь с 14 лет, он назначил 8-летнюю девочку служанкой к своей младшей дочери Варваре, не намного её старше. Пока Варя росла, Лукерья была возле нее в барских хоромах. Когда Варю бонны учили грамоте, она играла с Ликерой в учительницу и ученицу. С этой «учительницей» Ликера с грехом пополам научилась читать. За это Варварина бонна полюбила ее, как собственную дочь. Жила Ликера на «черной» половине дома, вместе со слугами, вместе с их детьми. Росла она прыткой и сообразительной. Была любимицей дворни. Лакеи ей таскали с барского стола лучшие кусочки, женщины учили рукоделию. Лукерья даже научилась вышивать белым по белому — высшее достижение для вышивальщиц. Освоила она и мастерство белошвейки. А какие красивые венки из цветов сплетала весной...

Но вот умер старый пан. Он скрыл, что та сладкая горничная забеременела от Николая и Ликера его дочь. Но и оставлять свою кровинку беззащитной крепостной усовестился. Оформил документы, что её отец был вольнонаёмным казаком, а мать вольнонаёмной служанкой. То есть не были крепостными. Вот только дети не захотели объявить Ликеру свободной, и она считала себя крепостной служанкой Макаровых. Когда Варвара вышла замуж и переехала к мужу в Петербург, мать в качестве приданого отдала ей лакея Николая. А вскоре пришла очередь и Ликеры.

После смерти пана Макаровы переехали в Нежин. Нежин расположен в болотистой низине, и Ликера, как когда-то Иван Сошенко, заболела чахоткой. Люди говорили, если не переменит климат, то умрет. Вот старая Макарова и отправила ее к дочке в Петербург. Но пан (отец) Николай сразу же забрал ее у сестры и отвез в больницу, где она провела целых 6 недель, но таки выздоровела, несмотря ни на что. Из больницы она вышла чуть похудевшей и до чёртиков привлекательной...

Дом Карташевских в Петербурге в конце 50-х стал художественным салоном, в котором собирались литераторы и художники — Анненков, Жемчужниковы, Тургенев. Бывал там и Шевченко. Познакомился он с Верой Карташевской незадолго по возвращении в Петербург из ссылки. На вечеринке у Василия Билозерского ее представил закадычный приятель Василия, ее брат Николай Макаров, известный петербургский критик. С того времени между Карташевскими и Тарасом завязались дружеские отношения, и его привозили к ним почти на каждую литературную вечеринку. В 1859, перед самой поездкой на Украину, он впервые встретил там Ликеру. Все мысли его были заняты будущей поездкой в Украину, покупкой земли для первого в жизни собственного дома. Но как ни был озабочен, не смог не заметить юную симпатяшку в украинском наряде с такими обольстительными формами, что красавец Тургенев, от которого млели все светские дамы, писал о ней: «У госпожи Кар...ской находилась в услужении девушка малороссиянка, по имени Лукерья; существо молодое, свежее, несколько грубое, не слишком красивое, но по-своему привлекательное, с чудесными белокурыми волосами и той не то горделивой, не то спокойной осанкой, которая свойственна её племени»...

 




Она сразу понравилась Тарасу. Чем-то напоминала его первую — Ядзю Гусаковскую. И формами, и независимостью, и тем, что тоже была белошвейкой. В 50-60 годы в Петербурге вошли в моду малорусские (украинские) наряды. Карташевские всегда наряжали ее в национальную украинскую одежду с ожерельями на шее и лентами в косах. К тому же и говорила она певуче по-украински. Это было так волнующе — встретить в чужом Петербурге свою украиночку. Когда она прислуживала ему за столом, подавала одежду или приносила записки от господ, он всегда давал ей «на чай» серебряный рубль и одарял комплиментами. Но вот только не до ухаживаний ему было тогда. В кружке Карташевских за него сватали рафинированную столбовую дворянку Надежду Ракович (на ней впоследствии женился Павел Анненков), которая неистово была увлечена его стихами и видела в нём не пузатого и лысого старика, а Глас Божий! Он же видел её такой, какой она была — худющей до прозрачности, экзальтированной дворяночкой. Да и всеми мыслями он уже был на Украине. Мысленно рисовал планы дома и усадьбы, которую хотел купить там, над Днепром. Не до Надежды ему было и не до Ликеры...

Только фатальным оказалось то путешествие в Украину. Нашел место для усадьбы, побывал у родственников, но так и не нашел у них невесты. Согрешив с Марией Максимовичкой, написал о том грехе поэму «Мария». За чтение той богохульной для тех времен поэмы и выслали его навсегда из Украины. Вернулся в осточертевший Петербург и запил по-черному. Пил с начала сентября до начала октября. Не судьи мы ему, даже император Александр 111 в возрасте 49 лет умер от нефрита, вызванного злоупотреблением «Ерофеичем» (60-70-градусный самогон) А у него же не было таких поводов пить, как у Тараса...

Но вот графиня Толстая добилась для него художественной мастерской с жильем в Академии художеств. Не до водки ему стало! Готовил к изданию «Кобзарь», занимался гравированием. Правда, регулярно бывал у Карташевских. Так же регулярно давал Гликерии «на чай», но о том, что влюбляется в неё, даже не заметил. Это заметил Николай Макаров. В письме Марко Вовчок от 1.01.1860 он пишет: «Шевченка я что-то давно не вижу; с ним что-то странное происходит. Он как будто бы влюблён. Право. Притом он стал ужасно раздражителен...» Это он боролся с зарождающимся чувством к расфранчённой, избалованной горничной...

Но вот летом он поехал на дачу к Надежде Забиле, сестре Александры Кулиш. И опять встретил там Ликеру. Но совсем другую Ликеру. Карташевские уехали за границу и оставили ее Надежде Забиле, которую считали образцом добродетели. Уезжая на дачу вместе с Александрой, Надежда взяла с собой и Ликеру.

Ликера с первого взгляда не понравилась Александре(Ганне Барвинок). В ней она увидела угрозу себе. Ведь Александра из-за выкидыша не могла иметь детей. Пантелеймон же из-за этого в то время гонялся за каждой юбкой. Сначала его соблазнила Машенька Бальмен, потом красавица Саша Милорадович, а теперь он сходил с ума от Марии Маркович. Жену же просто игнорировал и даже на дачу с ней не поехал, оставшись в Петербурге. И Слава Богу, что не поехал, ведь здесь такое искушение под самим носом!

У Макаровых и Карташевских Гликерия была как член семьи. Ее даже звали на «вы». А здесь пани захотели поставить её на место. Заставляли и воду из колодца таскать, и полы мыть. Ее увлечение вышиванием и мастерство белошвейки считали глупой затеей и уклонением от настоящей работы. И вот к Кулишам приехал Шевченко. Когда у Карташевских Гликерия встречала его нарядно одетой, расфранченной, Тарас видел в ней просто красивую декорацию. А здесь увидел оборванной, непричесанной, в дырявых, мокрых туфлях. И так резануло по сердцу, такой близкой и родной она ему показалась, что подумал — это же сама Украина, обездоленная и униженная. Он пожалел ее. Жалость и сочувствие переросли в любовь...

Что с того, что она такая молодая и еще ничего путёвого не видела и не знает. Он себя всё ещё чувствует молодым и симпатичным! Он научит ее смотреть на мир своими глазами и видеть то, что видит он. Он создаст из нее идеальную украинку будущего. Как когда-то Пигмалион создал свою Галатею.

Об этих его встречах с Ликерой в Стрельне писала дочь Надежды Забилы, писательница Наталка Полтавка: «...Ликере тогда было лет с двадцать(19 авт.), но красивой в строгом смысле ее нельзя было назвать. Так себе, приятная украинского типа девушка. Роста она была среднего, круглолицая, немного конопатая, кареглазая, рот маленький, уста пышные, косы густые, темно-русые... Фигура у нее, тонкая в талии и пышная в плечах, была очень красивая и Ликера это хорошо знала... Одевалась она всегда по-малорусски и хорошо знала белошвейное мастерство. Мать добавляет, что для простой дивчины она была чрезвычайно умна, хитра и ловка...

На лето, как всегда, мы выбирались жить в Стрельну, Ликера также поехала с нами.

Стрельна лежала в двадцати одной версте от Петербурга; здесь было немало дач и даже «Цветочный сад» Великого князя Константина, где по вечерам играла музыка и собиралась на гуляние публика.

Шевченко приезжал к нам из Петербурга утром, пешком шел от станции четыре версты и вечером возвращался домой. На музыку он никогда не ходил, а больше гулял с нами, детьми, в садике возле дома, или шли мы куда дальше — на Леваду. Потом же, как слюбился он с Ликерой, то, конечно, проводил всё время со своей милой в «тихих разговорах»

Ничего особенного мои родные не заметили в его отношениях к этой девушке — он с нею беседовал, как и со всякой другой, — но вот однажды, явившись в обычное время к нам, он вдруг объявляет матери, что любит Лукерью и хочет жениться на ней.

— Боже мой, — вскрикнула она, не помня себя от горя и удивления, — что вы задумали Тарас Григорьевич, неужели же вы не знаете, что такое Гликера?!

И здесь сразу, не размышляя, она рассказала ему о Ликерье всё, что знала недоброго, и стала его отговаривать, чтоб оставил свое странное намерение. Однако, как и следовало ожидать, Тарас не только не послушался этого дружеского совета, сказанного неосторожно, а еще и очень разгневался на мать, что она оскорбляет дорогого ему человека, и пылко ответил ей:

— Хоч бы и батько мий ридный устав из домовыны, то и його б я не послухав!

С тем он и поехал, очень раздражённый против матери...

Однажды написал он матери, прося ее отпустить с ним Ликеру поехать в город за покупками. Мать, естественно, не пустила, боясь ответственности, взятой на себя, за молодую девушку. Тогда Шевченко приехал и стал лично просить мать. Она и тут ему категорически отказала. Он рассердился и иронически спросил: — «А если бы мы обвенчаны были, то пустили бы?» — «Конечно, пустила бы, — спокойно сказала мать, — какое бы я право имела задерживать ее?!»

Страшно раздражённый Шевченко присел тут же к столу и сгоряча, экспромтом набросал известное стихотворение:

«Моя ты любо! Мий ты друже!

Нема нам виры без хреста!

Нема нам виры без попа,

Рабы, невильныки недужи»...

Как бы то ни было, а 27 июля Тарас сделал предложение Ликере. Об этом хорошо написала сестра Надежды Забилы, писательница Ганна Барвинок (Александра Кулиш): «После обеда приехал Шевченко и сделал предложении Лукерии... Вы вообразить себе не можете, до чего я была изумлена не тем, что он хочет жениться на горничной, а тем, что он избрал себе в подруги Лукерью!.. Как она холодно приняла его предложение, хотя через час все во дворе от неё знали об этом! Какая она интересантка! Как хочет стереть с себя то, чем интересуется Тарас Григорьевич. Ей хочется быть барыней, а он ищет простоты и родного слова; её мучит, что его сестра ходит в национальной одежде; спрашивала меня, в чём он был одет, когда был моим шафером, и лицо просияло, когда я сказала: во фраке...

У неё разыгралось воображение: “пиду на злисть дивчатам Карташевським, щоб воны збисылысь!” Потому что, когда её сватал какой-то повар, то девушки Карташевских отговорили его жениться, что это недостойная пара; а тут вдруг выйдет она за сочинителя и полупанка, как она его называет...»

В письме к Варфоломею Шевченко 22.08.1860 Тарас пишет: «...Я вот собрался жениться... Будущее подружие мое зовется Ликера — крепачка, сирота, такая же наймитка, как и Харита, тильки розумниша за нейи, грамотна и по-московски не говорыть. Она землячка наша с под Нежина. Здешние земляки наши (особенно барышни), как услышали, что мне Бог такое добро посылает, то немножко поглупели. Криком кричат: — не до пары, не до пары! Это им кажется, что не до пары, а я хорошо знаю, что до пары!..

Обручимся мы после Покровы...

В Пекарях какая-то вдова-попадья продает дом: купить бы да к осени перевезти на грунт и поставить. А весной пусть бы сестра Ярина с младшим сыном перебралась в этот дом да и хозяйничала, а между тем я с женой прибуду, то она бы и нам совет дала. Потому что я и жена моя, хоть и в неволе и в работе выросли, а в простом сельском деле ничего не смыслим — совет сестры Ярины очень бы мне и Ликере пригодился.

Вот такое-то свершилось! Нежданно я к тебе приеду в гости с женой — сиротой и батрачкой! Сказано, когда мужчина чего-то хорошо ищет, то и найдет. Так и со мной теперь случилось...»


ч.2 см.http://blog.i.ua/community/3214/2217964/







Табаков был крещен – значит, можно отпевать



Священник Сергий Круглов - о разгоревшейся полемике вокруг церковного отпевания скончавшегося недавно Олега Табакова и давно умершего Иосифа Сталина.



       Священник Сергей Круглов


В соцсетях в эти дни – битвы (да и как без них обойтись православным христианам «во дни печальные Великого поста»).

Одна из битв происходит прямо сейчас вокруг вопросов  легитимности и уместности церковного отпевания недавно скончавшегося актера Олега Табакова и давно скончавшегося тирана Иосифа Сталина (нет, их не сопоставляют, конечно, просто распри по ним происходят в одно и то же время и даже в комментариях под одними и теми же постами).

Неудивительно, что разные люди, поскольку всяк разен,  относятся к помянутым усопшим по-разному. Я – тоже по-разному : Табакова – люблю, за его прекрасные роли в фильмах, которые в свое время стали своеобразными кирпичиками в строении моего собственного сердца, частицами, пробуждающими и укрепляющими в нем добро и радость , насчет же того, каким был Табаков христианином, и был ли им, ничего не знаю, так как я его не крестил и не исповедовал.  К Сталину – отношусь более чем неприязненно, за то, что он наделал с Россией, а о его христианском устроении/нестроении вообще говорить не стану.

А вот каким каждый из них был – не в качестве «профи» и не христианином, а  просто человеком… Не ошибусь точно, если отвечу: грешником.

Вот об их грехах в основном и кричат, эмоционально и  не стесняясь в выражениях, участники сетевой битвы, одни – выпячивая эти грехи, другие – оправдывая  (список грехов, вменяемых тому и другому, многократно и разнообразно озвучен в ветках комментариев: не молился, не постился, тот был был лицедеем, делал одиозные политические заявления, а тот – взорвал храм Христа Спасителя, посылал на смерть верующих, и проч., и проч.).

На основе же того очевидного факта, что усопшие – грешники, эти  люди, бдящие с харизмометрами наизготовку, делают вот какой вывод : отпевать их, а также вообще всех, кто хоть и был крещен, но не был «истинно верующим»,   нельзя, ведь в отпевании говорится «Со святыми упокой», а куда же их ко святым-то, нехристей? А некоторые, не такие нахрапистые, даже советуют сделать изощреннее: по примеру того, что вот недавно, из снисхождения к многочисленным родственникам самоубийц , составлен и предложен священноначалием особый молебный чин для утешения этих близких, составить также особый чин поминовения и тех усопших, кто формально был крещен, а на деле был  невер и грешник…

Подумал об этом следующее.

А именно: советую тем, кто не читал, взять да перечитать обычный чин отпевания, или, как он называется, «Последование мертвенное мирских тел». Это не составит труда, текст  есть в Интернете, в крайнем случае, попросите у знакомого батюшки Требник.

Почти всюду там – одно и то же: прости, Господи, многочисленные грехи усопшего, он есть прах и возвращается в прах, усопшему тяжко, смерть – вещь серьезная… Есть там и упоминания о вере усопшего (большой или маленькой – другой вопрос), но  никаких упоминаний о том, что усопший был выдающимся христианским подвижником, непорочным праведником, своими добродетелями заслужил некие бонусы (ну, конечно, если только не посчитать таковыми упоминаниями слова ветхозаветного 118-го псалма, с древности употребляемого в заупокойных службах) , нет и особого перечня тяжких грехов, за которые грешника просят ввергнуть в ад , нет и прочих «указивок» Богу, как и что Ему делать с усопшим, а только просьба к Богу о Его праведном суде, о прощении  и милости.

Вот молитва, произносимая священником при отпевании  ( в русском переводе, чтоб понятнее было):

«Боже духов и всякой плоти, смерть поправший и диавола упразднивший, и жизнь мiру Твоему даровавший! Сам, Господи, упокой душу усопшего раба Твоего [или усопшей рабы Твоей] (имя) в месте светлом, в месте блаженном, в месте отрадном, откуда отошли мука, скорбь и стенание. Всякое согрешение, соделанное им [или: ею] словом, или делом, или помышлением, как благой и человеколюбивый Бог, прости. Ибо нет человека, который жил бы и не согрешил, ибо только Ты один без греха, правда Твоя – правда навек и слово Твое – истина. Ибо Ты – воскресение и жизнь и покой усопшего раба Твоего [или усопшей рабы Твоей] (имя), Христе Боже наш, и Тебе славу воссылаем, со безначальным Твоим Отцом, и всесвятым и благим и животворящим Твоим Духом ныне, и всегда, и во веки веков».

И всё.

Тут, как видите,  и адаптировать, и переделывать нечего (только сказать, как предписано чином, «Аминь», или уж промолчать, если не согласен).

Словом, мое отношение к помянутому вопросу – простое: был крещен  – значит, можно отпевать. А прочее, суд над усопшим, определение его посмертия и так далее – предоставить Богу.

Но тут есть другой нюанс, весьма важный.

О случае отпевания Сталина и таких, как он.

Такие  отпевания следует, на мой взгляд, делать келейно. Что я имею в виду? Что одно дело – молитва о душе усопшего человека, в присутствии его близких . А совсем другое  – делать из этого отпевания шоу, ту или иную идеологическую манифестацию, и так далее. Помню, какие негативные чувства вызвало у многих верующих отпевание Ельцина, показанное на всю страну по телевизору… «Отпели – и слава Богу, но зачем на всю-то страну рекламировать?» – говорили обескураженные люди, при том даже и те, кто относился к Ельцину хорошо.

Одно дело – конкретный грешник, раб Божий Иосиф.  Он уж давно умер, и пред Богом предстал давно.

А другое дело – живое и поныне,  страшное демоническое существо, стоящее за ним, называемое «сталинизм». Бес, стремящийся воплотиться, только не в семипудовую купчиху, как у Достоевского, а  в нечто более ужасное, губительное для умов и сердец многих и многих.

И вот его питать пиаром , мифотворчеством, идеологическими  построениями , а тем паче легитимизировать с помощью церковных средств  – нельзя ни в коем случае.

Суд над Иосифом – принадлежит Богу. А суд и действие в отношении сталинизма – в первую очередь нам, породившим и поддерживающим его или, напротив, обличающих и борющихся с ним.

И еще примечание о сказанном выше…

Однажды один батюшка с амвона горячо обличал прихожан. Они-де и маловеры, и суеверы, и обрядоверы, и сколько среди них захожан, то есть формально крещенных, но приходящих в храм едва ли раз в год  яйца крашеные освятить, и отпевать-то таковых стрёмно, и так далее, набор этих обвинений нам всем хорошо знаком.

Пока один из слушающих всё это прихожан не ответил ему: «Скажите, а кто накрестил-то столько неверующих?  Вы же, священники, и накрестили. Вот вам разбираться с ними, вам и отвечать…»

День за днём, 30.11/17.11 - " У Господа Свои цели"


  
30.11/17.11
                       У Господа Свои цели
  
     "Что Я делаю, теперь ты 
не знаешь, а уразумеешь после"
(Ин. 13, 7)

Эти слова всегда одинаково справедливы. Чтобы понять все их значение, требуются твердая вера и терпеливое ожидание. Иногда нам кажется, что вся наша жизнь состоит только из горестей и испытаний. Вспомним же тогда, что у Господа Свои цели, Свои намерения о нас. Он направляет события по Своему начертанию, никогда не прекращая заботы Своей о нас. Для Него во всем одна гармония, даже там, где мы видим смятение и разлад.
Итак, не будем предаваться унынию. Вера подобна рассвету; когда начинает рассветать, день уже недалек. Бывают случаи, когда и завтрашний день от нас сокрыт, когда мы стоим на краю пропасти, дна которой нам не разглядеть. Но путь Господень всегда ясен и тверд, Он Сам прошел через воды, и Его рука готова помочь утопающему.
Не станем удаляться от сени Креста. Подвиг, совершенный на нем, возвещает нам победы. Когда мы уже не можем молиться, будем воздыхать к Господу Когда и воздыхания наши умолкают, будем ожидать. Благо тому, кто терпеливо ожидает от Господа избавление. Весь мир находится в смятении, как и наша душа. Но, опираясь на веру, мы победим мир.
Господь хочет омыть нас, как Петра, который не понял Его намерения. Предоставим все Его воле, ибо если Он не омоет нас, мы не будем иметь части с Ним. Его пути неисповедимы, Его суждения непроницаемы, но когда мы дойдем до цели, нам все будет ясно, мы увидим во всем одну любовь и одно добро.
Ободритесь же и продолжайте ваш путь! Не в видимом правда, а в невидимом. Свет Христов, озаряющий мир невидимый, озаряет и утешает и нас.

===================
СПРАВКА

День за днем: месяцеслов с размышлениями православного священника на каждый день года
                                                            ДЕНЬ ЗА ДНЕМ
                                           ПРАВОСЛАВНЫЙ КАЛЕНДАРЬ

Месяцеслов
с размышлениями
православного священника
во спасение души
на каждый день года

В основу www-версии месяцеслова положена книга
"День за днем. Дневник православного священника",
выпущенная в 2000 г. издательством "Лествица".

Интернет-версия © 2001, Pagez.ru.
 

 

Видео:Тайна Вечности (МПДА, 2017.04.25) — Осипов А.И.

  • 14.07.17, 23:04
Тайна Вечности (МПДА, 2017.04.25) — Осипов А.И. - https://www.youtube.com/watch?v=6cySBgFK3B0

Осипов А.И.: Свт.Игнатий (Брянчанинов)

Свт.Игнатий (Брянчанинов). 150 лет со дня преставления (Галерея Глазунова, 2017.05.23) — Осипов А.И.




“А потом уже я сам захотел третьего”

“А потом уже я сам захотел третьего” – опыт многодетной семьи Беличенко
Материал журнала для родителей «Виноград» (№6 (50) ноябрь-декабрь 2012)

На страницах журнала многодетные родители рассказывают о себе и своих детях, делятся опытом. Сегодня мы представляем семью Беличенко.


БЕЛИЧЕНКО Дмитрий Юрьевич, 44 года, преподаватель русского языка и литературы

Евгения Викторовна, 43 года, ландшафтный дизайнер
В браке 22 года

Дети:

Андрей, 22 года, выпускник Литературного института им. Горького, факультет перевода (немецкий)

Антон, 17 лет, в свободном поиске

Александра, 12 лет, учащаяся 7-го класса гимназии № 18 города Королёва

Алексей, 9 лет, учащийся 3-го класса Краснознаменской школы пос. Загорянский

Надежда, 6 лет

Лев, 3 года

Дмитрий Юрьевич:

— За годы брака я научился быть счастливым, радоваться тому, что у тебя есть. Правда, до этого ощущения счастья нужно было дорасти. Когда у нас родился первый ребенок, мы жили в общежитии Литинститута, горячей воды не было, на кухне бегали толпы тараканов, мне приходилось вставать в 6 утра, чтобы везти ребенка в детский сад… Я не хотел второго ребенка — мне казалось, что жизнь непоправимо изменится, что ее просто не будет. А жена хотела — так у нас появился Антон.

Потом уже я сам захотел третьего. И когда родилась Сашка, я испытал такую радость… Она так и осталась внутри до сих пор. Я не могу сказать, что не любил Андрея и Антона — я их любил, но сумел ощутить эту любовь во всей полноте только после рождения Саши. И потом мне очень хотелось еще детей.

Моя мама очень переживала за меня с рождением каждого нового ребенка — ей казалось, что это для меня непосильный груз. Да, было тяжело, порой я буквально кричал внутренне: ПОЧЕМУ Я ДОЛЖЕН ЭТО ДЕЛАТЬ? Нет, даже не так. Почему Я должен это делать? А потом приходишь домой — а там Женька и все дети сидят за столом, делают для меня новогоднюю газету под названием «Этапы жизни» — как мы переехали в новый дом, как я купил машину… Вот в такие моменты от счастья рискуешь разрыв сердца заработать. Когда чувствуешь понимание и теплоту, это счастье. Я раньше был совершенным эгоистом, и если бы не семья, так бы им и остался. Человеку необходимо ощутить свою нужность кому то, жить для кого то, иначе всё в его жизни происходит напрасно.

Самое трудное, наверное, — научиться их любить. Всяких. И всегда. Они не идеальные дети, всякое у нас бывало. Когда они все вместе бегают и орут, иногда хочется от них просто спрятаться. Они все друг к другу ревновали, старший — к младшему. К примеру, читаем мы вместе утреннее или вечернее правило, и вдруг Андрей кидается на Антона с криком «Он мне молиться мешает!»

Антон у нас семь раз болел ложным крупом, Женька с ним больше всех возилась, вот и вызывала ревность у старшего. И так по цепочке. Делят дети родителей. Тут только объяснять и быть терпеливыми. Мы им говорим, что старший обязан хорошо относится к младшим, а не сводить с ними счеты, потому что он за них отвечает. Они соглашаются, но пока до конца справиться с собой не могут.

Однажды мы ехали на дачу на летней резине. Был снег, дождь, гололед, машину развернуло на дороге на 180 градусов, и чудом мы остановились на обочине, не свалились в овраг. Все это время Женя тихо сидела, держась за ручку дверцы, и молчала. Когда все закончилось, я спросил ее: «Почему ты молчала?» Она ответила: «Я же не могла повлиять на ситуацию. И все равно надо же когда-то умирать, почему не сейчас?»

Женя меня идеализирует. Но и я не представляю рядом с собой другого человека. Был у нас случай: я еду по Минскому шоссе, вдруг перед машиной выскакивает девушка, я резко торможу, сзади в меня кто-то врезается. Выхожу я из машины, сзади сплющенная до лобового стекла «девятка», за рулем совершенно белый человек, к счастью, живой. В этот момент звонит жена, спрашивает: «У тебя все в порядке?» И так каждый раз — когда что-то случилось или я думаю о ней, она звонит. И у нее так же — когда я ей нужен, я звоню.

Она говорит: «Что бы ни случилось, я все равно тебя пойму». Она со мной находится на одной волне. И это самое главное в наших отношениях — понимание. Без способности, желания понять и принять другого человека не получится даже нормального разговора, что уж говорить о семейной жизни. Наверное, возможны счастливые браки между представителями разных социальных слоев, но я о таковых не слышал. Если одного интересуют исключительно книги, а другого — исключительно новый диван в гостиной, каждый останется при своих амбициях и своих обидах.

Денег нет и не будет. С этим надо смириться. Правда, когда они нужны, то откуда то обязательно появляются. А вообще грех на что-то жаловаться, всё у нас есть. Однажды мы с Сашей шли из магазина, и я увидел новенькую, сверкающую синюю «мазду». Большой, толстый дяденька, с трудом удерживаясь на корточках и высунув от напряжения язык, тоненькой кисточкой закрашивал невидимые глазу сколы на капоте. И я сказал Саше: ты представляешь, что я вот так сижу и закрашиваю что-нибудь? Саша ничего не ответила, просто засмеялась.

А я подумал, что очень простое отношение к окружающим вещам, к достатку и прочим атрибутам современного человека — это необходимость. По крайней мере, если у человека есть дети. Хотя все равно нужно следить, чтобы дети были аккуратно одеты. И самому приходится выглядеть. А то скажут: вот они, многодетные, даже одеться не на что.

Я иногда говорю: как же мне все надоело! А поживу без них день-другой, и все, не могу — жутко скучаю. Для чего мне жить без них? В такой жизни нет смысла. Вот это ощущение высшего смысла для меня самое главное.

Евгения Викторовна:

— Женщина всегда должна оставаться женщиной, независимо от того, сколько у нее детей. Мужчины в основном предпочитают гордиться красотой своих жен, если есть такая возможность. Я всегда задумывалась над природой парадокса: никто так тонко не оценит красоту, как женщина, и никто не способен так по существу восхититься функциональностью какой-либо вещи, как мужчина. Тем не менее мужчины ценят в женщинах именно красоту, а женщины в мужчинах — функциональность. При недостатке красоты, я считаю, самое главное — быть интересной, уметь поддержать в супруге интерес к жизни, подтолкнуть к каким-то творческим решениям. Клуши не нравятся никому.

У моей прабабушки, Царство ей Небесное, в деревне была кличка Волчица. Она была очень самостоятельная, сильная, как мужик, умела абсолютно всё; в войну, за неимением лошади, пахала на себе. Как-то у себя в огороде убила чугунным утюгом немца, оттащила его в ближний лесок и там закопала. Ей никто был не указ, а она, напротив, имела большой авторитет. Так вот, прабабушка немела и преклонялась перед своим мужем, моим прадедом, который был тишайший, добрейший человек, никогда, говорят, голоса не повысил ни на кого. Когда он умер, еще молодым, она больше замуж не вышла, хотя предложений было много.

Всё повторяется. История предков проливает свет и на отношения в нашей семье. Когда мужчины рассуждают о своей роли в браке, они часто любят говорить: «Мужчина должен быть добытчиком» или «Отец в семье — карающее начало» и подобную пошлятину. На самом деле мужчина изобрел столько самозаменителей, что для женщины нашего века несложно, условно говоря, и догнать мамонта, и завалить, и в духовку посадить. И все при помощи новейшей техники. Поэтому, если держаться ближе к смыслу жизни, самое важное в муже то, что он для меня является представителем Истины.

Бесконечная доброта, самоотверженность — то, что дает ему безусловное преимущество передо мной. Муж как-то говорил мне: «Когда я мечтал создать семью, то думал в основном о том, что смогу помочь кому то в жизни. Стану поддержкой». Согласитесь, это странно выглядит на фоне современных рассуждений о пользе достатка и необходимости избегать страданий. Поэтому считаю, что муж мой — совершенно необыкновенный человек, с совершенно классическим проявлением мужского начала. Потребность любить, жертвовать собой ради других — что может быть мужественнее!

С появлением детей самым сложным для меня стала необходимость сидеть дома. С таким энергичным, авантюрным характером, как у меня, двадцать лет просидеть, видя одни и те же стены, магазины, детские площадки… Я всегда ненавидела разговоры о том, какой зубик первым прорезался и какого цвета у младенца был понос. Думаю, от этого здоровье детей не пострадало — и зубы все до одного выросли, и кишечные колики мы пережили, никуда не делись. Слава Богу, теперь мы съехали из городской квартиры в частный дом, и, гуляя с детьми, я могу одновременно штукатурить сарай или копаться в огороде.

Самый младший сын, Левушка, родился с ДЦП. Когда мы об этом узнали, не могу сказать, чтобы кто-то из нас воспринял это как-то по-особому. Ну, во первых, с моей стороны осознание грехов ни на секунду не позволило ощутить себя незаконно обиженной. Наоборот, где-то внутри появилась некая умиротворенность: «Бог все видит и при жизни наказывает». А что может обрадовать человека больше?

Детям сказала так: вы знаете, сколько бедных больных деток сейчас брошены родителями и буквально гниют по приютам? Ну, а мы с вами можем одного такого мальчика сделать счастливым. Видите, сколько нас, и сколько рук могут ему помочь. Если бы не родился Лева, я бы не узнала, какие у меня добрые дети. Они очень его жалеют, любят и балуют.

С детской ревностью мы сталкивались всерьез только у первых двух сыновей. Вот они выясняли, кто главнее, не на шутку. Но чем больше становилось детей, тем бессмысленнее было соперничество. Одно дело, когда у тебя единственный противник. И совсем другое — когда ты становишься просто одним из многих.

За годы семейной жизни я поняла, что воспитать в ребенке какие-то качества невозможно, если их нет в его природе. Как ни ужасно это звучит, но генетика, по моему, определяет 90% характера. Вот, например, у нашего Антона атрофия воли. И он не первый в нашем роду, кто столкнулся с такой проблемой. Ему очень сложно заставить себя что-то сделать. Поэтому нужно воспитывать надкачественные, если можно так сказать, опоры.

Для меня самое основное — это память о смерти. Сызмальства внушаешь детям, что жизнь — это на 5 минут, и как глупо выглядит человек, уходящий в могилу с подушкой денег, или оставляющий на земле кучу врагов. И сколько нужно ума, чтобы всегда видеть Вечность, думать об ответственности перед Богом. Тут, конечно, очень помогают Жития Святых, ну и воскресные проповеди они у меня слушают.

В этом плане меня буквально на днях поразил мой старший сын. Помните такую песенку: «Имел Бобби хобби, он деньги любил…»? Вот это было про него. Не в катастрофических, конечно, масштабах, но ощутимо. Он начал сам зарабатывать с 15 лет. Потом выучился в институте, имел уже все основания, чтобы обрести престижную работу и все человеческие заблуждения, с этим связанные. И вдруг приходит и говорит: «Поймал себя на мысли, что размышляю: через год куплю машину, через пять — квартиру, и противно стало. Не хочу, чтобы моя жизнь превратилась в тупое накопительство. Хочу людям пользу приносить».

Мне казалось, нет особой разницы между многодетными и немногодетными семьями. И даже если она есть, то в пользу малодетных семей. Там дети ухоженнее, ими больше занимаются, они лучше образованны. Но тут недавно увидела, как моя 6 летняя Надя гуляла с соседской девочкой 3 лет. Она собирала для малышки только что поспевшую землянику и каждую ягодку совала ей в рот. Я спросила: «Надя, ты сама не хочешь ягодку съесть?» Надя сказала: «Ты что, мама, Василиска же маленькая, я должна для нее собирать».

Многодетным в обществе трудно. Это начинается на уровне гинеколога: «Пятый? Шестой? С ума сошли, нищету плодить! Вот я вам хорошие таблетки дам». Потом акушерка в роддоме: «Все, хватит, надо завязывать», и так далее. Почему тот же человек не осудит блуд, убийство, пьянство, и для этих явлений у него найдутся и жалость, и оправдательные слова? Я всегда поражалась такой избирательности осуждения.

Кстати, когда я решила, что у меня будет много детей, я далеко еще не была верующей. Просто в детстве увидела за домом какое-то убитое животное. Это меня так потрясло, что я не ходила туда год, не дышала рядом с этим местом и даже старалась не попадать в тень того дома, настолько мне сам воздух там казался оскверненным смертью. И я поняла: умирает все. Это надо принять. Я решила, как говорится, пойти другим путем и обмануть смерть.

Жизнь должна быть такой, чтобы с ней не жалко было расстаться. И тут же возникла мысль о том, что жизнь надо погубить красиво, с пользой для других. Это когда еще я прочитаю слова Спасителя о погибшем зерне! Удивительно, что в ребенке все это уже было. А люди живут по другому. Боятся, что ли, недоесть, недопить. Не знаю.

Я ленинградка, выросла на рассказах бабушки о блокаде, о том, как она весной 1942 года родила, в роддом шла по трупам, какой кусочек хлеба ей на день выдавали. Поэтому всегда считала, что мы живем просто супержирно! Не то что хлеб, а и мясо каждый день едим. О каких-то финансовых проблемах, я считаю, и говорить грешно. Кто в наше время с голоду умирал? Рядом со смертью меркнет все — и радость от приобретения новой вещи, и голод, и сытость, и обиды, и собственная значимость. Осознание этого и помогает.

Псевдоправославные украинцы, поддержавшие войну России в Украине

http://blog.i.ua/user/2805016/1973771/

Я оставила у одной псевдоправославной украинки комментарий, цитирую его:

"Вот Вы, православная христианка, живёте в Украине, в Днепре, и на этом украинском социально-сетевом ресурсе Вы спокойно даёте ссылку на какой--то российский православный ресурс. А ведь уже почти 2, 5 года Россия воюет в Украине, и за это время в войне уже погибло около 10 тысяч россиян + украинцев. Слава Богу, что наш народ смог остановить рос. бандитов на границе с Донецком и Луганском, но ведь война продолжается, и люди продолжают погибать, причём с обеих сторон.

И даже в поминальный день, Вы ведь сами не помянули наших погибших соотечественников, ни воинов, ни мирных граждан, а ведь патр. Кирилл ни разу не осудил участие рос. граждан в войне на чужой для них территории, зато он поддерживает путина, развязавшего войну в Украине...

В КАКОГО БОГА ВЫ ВЕРИТЕ?"

=================

Надеюсь автор реально православная христианка, и она постарается честно ответить на этот вопрос. В любом случае, у этой заметки будет продолжение...

Наш акын евреев, или кто у нас, славян, реальная пятая колонна?

"Бей жидов?" - очередной срач на I.UA
http://blog.i.ua/user/6682472/1965197/

Автор обычный совок, получивший в совке не только урезанное образование, но и унаследовавший оттуда совковую ментальность, которую, кстати, очень активно формировали сами евреи.

Причём автор восхищается их умением зарабатывать деньги, но он почему-то умалчивает о еврейских вождях-палачах, которые сто лет тому назад для всех несогласных соотечественников с их ком. идеей предусмотрели концентрационные лагеря, в которых они и угробили наиболее активную часть славян. А Сталин, тоже не славянин, просто воспользовался плодами еврейских вождей, и сделал русский этнос своим соучастником, обозначив его великим этносом, но сам он сделал всё для их же разложения. И сегодня мы "маємо те, що маємо - славяне спиваются, а везде рулят трезвые евреи, которых автор и прославляет за их умение красть и обманывать гоев, и натравливать этих гоев друг на друга, чтобы они своими руками себя уничтожали...

Причём евреи как раз не забывают своих корней, и они умеют ради выгоды создавать союзы со своими конкурентами-евреями, потому именно они до сих пор и рулят как в России, так и в Украине. И они уже успели развязать в Донбассе очередное массовое уничтожение славян, причём нашими собственными руками. Так что поддерживая всех вальцманов-коломойских-фирташей-гргян, мы не только помогаем им нас грабить, но и своими руками ФИЗИЧЕСКИ уничтожаем наиболее активных славян - за два года уже погибло более 10 тысяч человек, а калеками стали в разы больше

Возникает вопрос - а нужно ли нам, славянам, быть похожими на наших уродов евреев-миллиардеров, и самим так же грабить и врать своим соотечественникам, как они это с нами делают? Причём у евреев есть своя страна - Израиль, куда они со всем награбленным успевают во-время спрятаться, т.к. Израиль не интересуется законностью имущества своих граждан, якобы заработанными ими в других странах, и не выдаёт этих воров в страныих грабежей.

А у украинцев и россиян есть только Украина и Россия, и именно экономически сильные и независимые от евреев наши страны им НЕ НУЖНЫ.

Не пора ли очистить все ветви нашей власти от засилья этой ненасытной верхушки. Здесь как раз уместно вспомнить пропорциональное представительство во властной совковой вертикали ВСЕХ этносов - ведь не случайно совковые евреи чаще всего выбирали себе новые славянские псевдонимы или меняли свои фамилии на славянские фамилии. 

Не пора ли нам самим вспомнить не только свои славянские корни, но и свою древнюю славянскую историю и ментальность, включая христианскую веру и культуру.

Но не ту, жидовствующую историю,веру и культуру, которую кремлёвская гебня насадила в совке и на всём постсовковом пространстве за последние сто лет. И не ту, петровско-романовскую, которую это немецко-завстрийское семейство успело насадить в РИ для собственного обогащения и укрепления собственной власти, и в которой славянам изначально была уготована участь рабов.

А нам нужно вспомнить и вернуть настоящие христианские ценности, когда ростовщики и их деньги изгонялись из храмов, чтобы верующим ничто не мешало исполнять все Божьи Заповеди, а это невозможно сделать без изгнания жидов-миллиардеров из всех ветвей власти...

===========

Такое изгнание жидовствующих евреев не относится к ученикам и последователям Иисуса Христа, т.к. сам И.Х. проповедовал только Любовь и осознание собственных грехов. Так что нужно различать жидовствующих евреев-миллиардеров, развязавших войну в Украине с целью своей наживы, и малоимущих, скромных евреев-христиан, каких и сегодня можно найти среди христиан, но за жидовствующими славянами их не всегда легко найти...smile