История визникновения готического стиля в одежде
Готический стиль одежды берёт своё начало в далёком прошлом, а точнее в довольно мрачном Средневековье. С упадком Римской Империи эпоха воспевания красоты сменилась культом аскетизма, отрешенности от радостей восприятия мира. В средние века земная красота считалась греховной, а наслаждение ею — недозволенным. Тело драпировали тяжелыми тканями, которые плотным мешком скрывали фигуру (ширина одежды к росту составляет 1:3). Под чепчиком полностью прятали волосы, был предан забвению весь арсенал средств для улучшения внешности, которые были так популярны в античные времена. Архиепископ кентерберийский Ансельм публично провозгласил блондирование волос нечестивым занятием. Идеал женщины олицетворяла пресвятая дева Мария — удлиненный овал лица, подчеркнуто высокий лоб, огромные глаза и маленький рот.
Важным поворотным моментом в восприятии красоты становится рубеж XII-XIII веков, когда культура приобретает более светский характер. Накопление богатств и стремление к роскоши в рыцарской среде породили идеалы, весьма далекие от аскетизма и умерщвления плоти, В XIII веке расцветает поклонение "прекрасной даме". Трубадуры восхваляют королев рыцарских турниров, их тонкий гибкий стан, подобный виноградной лозе, светлые волосы, продолговатое лицо, прямой тонкий нос, пышные кудри, глаза ясные и веселые, кожу, подобную персику, губы алее, чем вишня или роза летней поры. Женщину сравнивают с розой — она нежна, хрупка, изящна.
В XV веке в период готики в моде S-образная изогнутость силуэта фигуры. Для его создания на живот накладывали небольшие простеганные подушечки — босы. Одежды узкие, сковывающие движения, удлиненные, волочащиеся по полу. Грандиозные головные уборы.
В эпоху раннего Возрождения бледный цвет лица и длинные шелковистые пряди белокурых волос стали канонами красоты женщин Флоренции. Великие поэты Данте, Боккаччо, Петрарка и другие прославляли белоснежную кожу. Идеальными считались стройная "лебединая шея" и высокий чистый лоб. Чтобы следовать этой моде, для удлинения овала лица женщины выбривали спереди волосы и выщипывали брови, а для того чтобы шея казалась более длинной, брили затылки. Это была поистине Эпоха Расцвета Готического стиля в одежде. Однако, вскоре этот стиль был вытеснен модой нового времени. Готический стиль одежды был предан забвению почти на V столетий.
Высокое Возрождение приносит совсем иное понимание красоты. Вместо тонких, стройных подвижных фигур торжествуют пышные формы, могучие тела с широкими бедрами, с роскошной полнотой шеи и плеч. В моду входит особый, так любимый венецианками золотисто-рыжий цвет волос, — цвет, который позже стали называть "цветом Тициана".
Главными признаками красоты, как и прежде, считали белизну кожи и нежный румянец. Однако в связи с эпидемией оспы почти не было женщин, которые не имели бы каких-либо дефектов кожи. Для того чтобы скрыть эти дефекты и еще больше оттенить белизну лица, распространился обычай украшать лицо маленькими круглыми пластырьками-мушками. Но мы не будем пускаться в описание других стилей одежды, которые постоянно сменяли друг друга, а снова вернёмся к готике. Второе рождение она пережила в XIX веке. Не раз менялся идеал красоты. В начале века в моду входит одежда с сильно завышенной талией (под грудью), сшитая из тонких, полупрозрачных тканей, мягко обволакивающих фигуру. Затем, к 30-40-м годам, талия опускается на свое обычное место, туго затягивается корсетом, а юбки становятся пышными, широкими. В 80-е годы в моду входят турнюры — объемные драпировки и банты сзади, к низу от талии. Силуэт фигуры в профиль приобретает необычайно женственную S-образную изогнутость. Но в целом мода XIX века тяготела к искусственности. Все естественное, натуральное казалось грубым, примитивным. Здоровый румянец и загар, крепкое, сильное тело были признаками низкого происхождения. Идеалом красоты считались "осиные талии", бледные лица, изнеженность и утонченность.
Императрица Евгения, жена Наполеона III, была блондинкой. Чтобы доказать свою преданность императору, француженки подражали ей во всем, даже в цвете волос. И тогда парижский парикмахер Гуго нашел простой способ обесцвечивания волос перекисью водорода. Вскоре в высшем обществе не осталось ни одной темноволосой дамы.
В течение столетий те или иные изменения идеалов красоты, формы и кроя одежды отражали эстетические требования элиты — небольшой привилегированной части общества. Характер одежды строго соответствовал сословным различиям. Дворяне, купцы, ремесленники, крестьяне — для каждого сословия существовали определенные формы и виды одежды, тканей и украшений. Купец или ремесленник не имел права носить такую одежду, какую носил дворянин. Аристократическая верхушка строго охраняла свою недоступность.
Коренные изменения в женской моде произошли в начале XX века, когда известный французский модельер Поль Пуаре упразднил корсеты. В ту пору это была неслыханная смелость. Ведь корсеты несколько столетий были непременной принадлежностью женской одежды. Они, правда, исчезли ненадолго в начале XIX века, когда модна была одежда в стиле ампир, но затем вернулись и существовали еще очень долгое время.
Избавившись от корсетов, женские платья стали гораздо удобнее еще и потому, что Поль Пуаре отважился их укоротить. Конечно, с нашей сегодняшней точки зрения, они оставались длинными, всего лишь приоткрывали лодыжки. Но тогда это было воспринято как невиданная дерзость, как покушение на мораль и нравственность. Американский кардинал Ферли выступил с гневной статьей о тлетворном, развращающем влиянии французской моды. Американская цензура запретила публичный показ фильма с коллекцией моделей Пуаре, который художник взял с собой, решив посетить Соединенные Штаты.
Тем не менее одежда укоротилась, и это немедленно отразилось на длине волос. В моду входят короткие стрижки, которые подчеркивались легкими кудряшками или "волнами". И снова готический стиль был оттеснён на задний план. Казалось, он ушёл навсегда, но готика вернулась и захлестнула мир с новой силой в конце XX века. Стиль вернулся, но в обновлённом и весьма неожиданном проявлении. Почему такое стало возможно?
Обратимся к истории. Середина XX века — это, в первую очередь, страшная Вторая Мировая Война, полная страданий, ужаса и страха. В те годы, конечно, женщинам (а ведь именно они законодательницы мод) было не до гардероба и прехорашиваний перед зеркалом. Женская одежда мало отличалась от мужской, да и сами дамы, коротко стриженные, худые, более походили на мужчин.
Привыкнув к свободе и непринужденности, женщины стали забывать о своей женственности, об изяществе походки и осанки. Да и мужчины очень скоро привыкли относиться к ним как к приятелям, которых можно запросто похлопать по плечу и которых уж вовсе не обязательно пропускать вперед, не говоря уж о том, чтобы уступать место в транспорте, и о прочих "предрассудках". Одежда оказывает гораздо большее влияние на наше поведение, манеры и взаимоотношения, чем это принято считать.
Но война прошла и женщины опять начинают проявлять интерес к декоративной косметике. Особое внимание они уделяют глазам. Верхние веки подводят цветными тенями, с четко удлиняющим глаза контуром по ресничному краю. В моду входят объемные прически (начесы). Не станем подробно останавливаться на моде 50-70 годов, а сразу перейдём к современной готике.
Почему Снова в моду вошли корсеты, длинные юбки, корсажи и платья? Просто потому, что многие молодые девушки хотят чувствовать себя ЖЕНЩИНАМИ. Снова вернулся идеал хрупкой, утончённой, изящной и грациозной девушки. Корсет тонко подчёркивает её талию, открытые плечи, декольте, длинная пышная юбка из газового материала делает её женственной, холодной, недоступной, потрясающе привлекательной. Это уже не подросток в рваных джинсах и безразмерной майке, она приковывает к себе зворы, она прекрасна, она женственна и притягательна.
Причем этот стиль, возродивший классические формы и виды одежды, казалось бы, больше подходил взрослым, солидным людям. Но он был для них не интересен. Они такую одежду, пусть не точно такую, но очень похожую, носили в молодости. Надетая теперь, после "мини" и "джинсовки", она их беспощадно старила. А вот для молодых стиль таил в себе необычайную прелесть. Перед ними раскрывалась чудесная возможность перевоплощения. Девчонки, только что носившие джинсы, в которых они, можно сказать, выросли, которые стали для них буквально второй кожей, преображались на глазах, надев удлиненные юбки, классические костюмы, платья с женственными, романтичными отделками.
Но поговорим и о мужчинах. Рядом с такой готической красавицей просто должен был появится соответствующий кавалер. Каков же он? Прежде всего, готический стиль это не только одежда, но и причёска и манера поведения. Для мужчин готического стиля длинные волосы (а иногда и бородка) стали такими же важными атрибутами, как для дам корсажи. Готическая одежда для мужчин это стилизованные под старину рубашки и брюки, кожаные плащи или пальто (обязательно длинные!) и тяжелые сапоги (это, конечно, уже веяние "нового" времени). На данный момент существует несколько направлений в готик-стиле: это киберготика и Trugothic классическая готика).
В современном готик-стиле весьма популярна тема "Смерти", увядания, печали и страдания (доминируют чёрные, красные, лиловые, фиолетовые оттенки в одежде и конечно классический белый. Однако по этой простой причине современный готик-стиль граничит с сатанизмом. Но это, как говориться совсем другая история.
Автор: Stigmata. Источник: http://www.gothicstyle.ru