Эту статью написала Александра Советова
БЕЗОБИДНО ЛИ ГРАФОМАНСТВО ?
Литература… Не одно тысячелетие она «глаголом жгла сердца людей». Тысячи поколений она воспитала на лучших произведениях мировых классиков. Это, бесспорно, мощнейший культурный пласт в развитии всего человечества. Поэтому каждый, кто берётся за перо, публикует и издаёт свои произведения, должен осознавать меру своей моральной ответственности и перед своими современниками, и перед потомками. Увы! Не осознают этой ответственности графоманы. В ироничном смысле «графоман» - это бездарный, но плодовитый писатель, который никогда не сомневается в своём даре. А если копать глубже, обращаясь к словарям и энциклопедиям, то проблема графоманства приобретает более угрожающие формы и заставляет задуматься: так ли безобидна она? Читаем определение: «Графомания – страсть, безумие, влечение, патологическое стремление к сочинению произведений, претендующих на публикацию в литературных изданиях. Графоманические тенденции нередки у сутяжных психопатов. Это разновидность паранойи».
К великому сожалению, графоманство у нас в стране приобретает угрожающие размеры. Об этом с тревогой говорят даже депутаты Верховной Рады. Так, депутат от коммунистической партии Украины Екатерина Самойлик заявила: «В рамках правительственной программы «Украинская книга» выделяются бюджетные средства на выпуск «графоманских» произведений. Поддержать украинскую книгу – достойное и нужное дело государственного значения. Но только в том случае, когда речь идёт о действительно стоящих произведениях, а не о том откровенном
«шлаке», которым нас часто пичкают». Все мы прекрасно понимаем, что образованное молодое поколение – это будущее Украины. И если мы вложим качественный «продукт» в умы и сердца молодёжи, то получим достойное
поколение в интеллектуальном и духовном плане. Понимать-то понимаем, а в жизни происходит всё иначе.
Я хочу рассказать, каким махровым цветом распускается графоманство в городе шахтёрской славы Стаханове, как
городская власть даёт «зелёный свет» бездарности, пошлости и безвкусице.
Далеко за пределами города известно талантливыми писателями и поэтами литературное объединение «Стахановец», которым 30 лет руководит член МСПУ и Конгресса литераторов Украины, лауреат многих литературных премий В.М.Мостовой. Но не в чести у Стахановского исполкома ни литературное объединение, ни сам Виктор Мостовой, который недавно отметил 60-летний юбилей. Творчество поэта высоко оценило правление МСПУ и Конгресса литераторов Украины, Национальный Союз писателей Украины, облгосадминистрация, наградив его почётными грамотами, дипломами, удостоверением и медалью Международной литературной премии им. Бориса Гринченко. Но городской голова просто-напросто проигнорировал это событие, в силу своей чрезмерной занятости не удостоил своим вниманием ни поэта, ни многочисленных гостей, ни своих земляков, которые ценят высокое художественное слово и пришли на юбилейный вечер. Да что там личное внимание! Городская власть
не наградила своего поэта даже простой Почётной грамотой (ну хотя бы без рамочки – в силу тяжёлого экономического положения и отсутствия денег в местном бюджете!) Да, отдел культуры исполкома предоставил для
торжества актовый зал в ГДК им. Горького, по письменному заявлению на имя заместителя головы выделил машину, чтобы привезти из Луганска почётных гостей на творческий вечер. ( За это – спасибо великое!) Но зато в городе устроили настоящую вакханалию славы вокруг местного поэта-аматора. 19 марта городская комиссия исполкома выдвинула его кандидатуру на присвоение звания «Человек года - 2011» в номинации «за творческие достижения в литературе, журналистике и краеведении». При этом была решительно отклонена кандидатура В.Мостового, за которого ходатайствовали Правления МСПУ и Конгресса литераторов Украины, аргументируя весомость и значимость творчества поэта не только для Луганщины, но и для Украины. Невольно напрашивается вопрос: кто же этот знаменитый поэт-аматор? Каким «золотым ключиком» распахнул он сердца всех власть имущих и затмил своей могучей славой творчество земляков?
Вот его строки:
Я довго-довго якось спав,
Мені приснилась моя мати.
Вона сказала: «Синку,встань
І вірші починай писати».
І я прокинувся в ту мить,
А голова якось боліла.
Взяв олівець, аркуш маленький
І приступив мершій до діла.
***
Оцих я віршів не пишу,-
Вони ідуть якось із неба.
А я беру лиш олівець
І переписую, як треба.
Поэт-аматор часто всуе упоминает имя музы:
Меня сегодня муза посетила,
Мой скромный, милый сердцу уголок.
Мне так приятно стало на душе,
И я пишу теперь очередной стишок.
Собаки лают на прохожих,
Котёнок дразнит старого кота.
Моим двором любуется прохожий,
В нём столько роз – такая красота!
Нормальный
человек, прочтя такие строчки, наверное, подумает: нет, не
покровительница искусства являлась к нему! Просто мозг человека
непонятно от какого воздействия выдаёт такую галиматью!
А когда читаешь бахвально-циничное:
Плевать хотел я на размеры,
На стиль, на ямб и на хорей.
Всегда беру с друзей примеры,
Стихи пишу я для людей. -
то понимаешь, как далёк он не только от муз и литературы, но и от элементарной человеческой культуры.
В «Оде графоманам» писатель Михаил Веллер точно подмечает: «Нужен процесс. Всё остальное отдыхает, как отдыхают правила русского языка. Здесь нет места этим заморочкам». Сам аматор в статье о себе, «талантливом, признанном, но не почётном», гордо заявляет: «Мои стихи рассчитаны на простого труженика без особых заморочек, выкрутасов и вывихов. Я пишу понятным языком о реальных вещах». И опять возвращаемся к «Оде о графоманстве»: «А ещё главное – не думать, когда пишешь. Просто писать. Это тяжело, но душа графоманская этого требует. Требует писать. Ещё можно ковырять свободной рукой в носу и получать полное удовольствие от снятия оков культуры. Культура там – за стенами, а здесь пещера больного человека. Больного для всех, кроме себя. Графоману надо только писать, строить свои бредни пачками листов. И когда заканчивается последняя страница, то наступает оргазм». Но последние страницы, похоже, не заканчиваются у нашего аматора. Он щедро пичкает пошлой безвкусицей своих земляков со страниц книг, местных газет, со сцены на многочисленных торжествах, куда его одного, «самого талантливого в городе», постоянно приглашает исполком городского совета.
И окрылённый, он «тонко чувствует аудиторию и её настрой. Его стихи жизненны и реалистичны, пропущены через чувства и переживания поэта» (цитата из газеты «Форум гласности») Каких только тем ни касается перо «признанного таланта»! Глубоко потрясло его одно трагическое событие – и вот нате вам «шедевр»:
Лежить собака вбитий на дорозі,
Його водій навмисно вбив.
А поруч з ним заплакана дитина,
Невже цей злодій совість загубив?
Собака біг і з ним дитина,
Вона його найкращий друг,
А ти собаку вбив, скотино,
Лихий любителю наруг…
Восхищение мастерством известного городского хирурга породило строчки:
Скальпель уверенно входит в брюшину,
Всё – одно целое, теперь – не зевать.
Вдруг что-то случилось для нас непонятное,
И алая кровь стала вдруг прибывать.
Все растерялись, не знают, что делать.
Решение принято: всё прекратить.
Тампоном заткнул он кровавую рану.
И Бога он просит: «Оставь её жить»…
Не обошла его и тема любви:
У меня есть жена,
Я люблю её очень,
Не расстанусь я с ней,
Кто бы что ни пророчил.
Говорили, что пара,
Мол, она не твоя,
Я им всем доказал,
Что она ведь моя.
А вот как звучит трактат об искусстве:
Свинья в театре
В театре, где танцуют и поют,
Свинья нашла себе приют.
Присела ближе всех у сцены,
Побольше выплеснуть чтоб пены.
Сначала начала жевать,
Затем усиленно плевала,
Потом и хрюкать начинала,
Все думали – дойдёт до кала.
Когда-то этот «шедевр» напечатали в местной газете – не постыдились. Не «пощадил» в стихах аматор даже своего влиятельного родственника. Ему он посвятил патетическое стихотворение «Всё тебе по плечу», которое закончил такими пожеланиями:
Тебе, как всегда, пожелаю удачи.
Ты стройку кончай, пора уже жить.
А то промелькнёт у тебя за глазами
Жена, твои дети, и будешь тужить.
Ведь жизнь и здоровье даётся не вечно,
тебе тоже надо себя пожалеть.
Тихонько сверни ты великие стройки,
Пора отдыхать и немного жиреть.
(Я бы и врагу не пожелала, чтобы родственники посвящали подобные строчки. Люди ведь засмеют!)
Можно смело брать любое стихотворение аматора и удивляться, как это возможно употребить такое огромное количество слов, не несущих смысловой нагрузки, как можно умудриться сделать огромное количество речевых и
грамматических ошибок, как можно превратить «великий, правдивый и могучий русский язык» в подобие косноязычной речи? Но, как говорят, «так или иначе – несчастье произошло» он стал считаться в городе образцом литературы. Но значит ли это, что ложные идеалы следует оставлять в покое и благодушно наблюдать их торжество? Кто-то первым должен крикнуть правду: «Люди! А король-то голый»!
К сожалению, это давно стало типичным явлением в обществе, где «балом правят» связи и деньги. Но с ней нужно как-то бороться. Знаю, что графоманы не поймут моей иронии и сарказма, но всё-таки (а вдруг случится чудо?) обращаюсь к ним строчками поэта конца 18 века графа Хвостова:
Коль чужд тебе талант и скуден дар природный,
Расстанься с музою, твой будет труд бесплодный.
От стихотворного отстань ты ремесла,
Ползущих на Парнас не умножай числа!
Александра Советова