Убивает ли алкоголь клетки мозга?

Посвятим материал теме животрепещущей: последствиям увеселений в течение длинных праздников. Нет, сенсаций никаких не будет: неумеренное употребление алкоголя приносит вред организму и часто немало других проблем — это знают даже дети. Однако далеко не все, что приписывается «зеленому змию» — правда. Спиртное убивает клетки мозга — это популярный и давнишний тезис антиалкогольной пропаганды у всех на слуху. Где-то приходилось встречать даже такой сильный, прямо таки литературный образ: «поутру похмельный человек буквально мочится нейронами». Э-э-э… нет. Только не нейронами.
Коллекция заблуждений: АЛКОГОЛЬ УБИВАЕТ КЛЕТКИ МОЗГА
В общем-то, в способности этанола убить живую клетку никто не сомневается — не случайно спирт относится к дезинфицирующим веществам. Но все-таки мы не опускаем мозг в ведро с водкой, а той концентрации алкоголя, которая может быть в крови при условии, что человек выпил, и все еще жив, разумеется, для убийства клеток будет недостаточной. Популярный миф опровергли еще в 1993 году две ученые дамы — Грете Бадсберг Йенсен и Бенте Паккенберг — из нейрофизиологической лаборатории университета города Орхус (Дания). Для своих исследований они препарировали мозги 11 покойников, бывших при жизни алкоголиками, и других 11 мертвых граждан, которые на этом свете предпочитали трезвость. Подсчитывая количество клеток в одинаковых участках неокортекса головного мозга у пьяниц и трезвенников, исследователи не обнаружили никакой существенной разницы в количестве нейронов. Зато было отмечено снижение плотности белого вещества в старой коре (архикортексе) мозга. Старая кора включает в себя, как известно, гиппокамп — структуру мозга, отвечающую за память.

В самом белом веществе нет нейронов, есть лишь их отростки, а также глиальные клетки. Снижение плотности белого вещества указывает на то, что алкоголь не убивает нейроны, но вредит их отросткам, и, таким образом, разрушает связи между нейронами и разными участками мозга. В частности, этим можно объяснить проблемы с памятью, которые испытывают пьющие люди. Однако, по мнению датских ученых, разрушение связей (в отличие от гибели нейрона) не носит необратимого характера. Достаточно человеку прекратить злоупотреблять спиртным, и плотность белого вещества восстановится.
Макет, демонстрирующий проводящие пути из белого вещества в головном мозге.
Фото
Макет, демонстрирующий проводящие пути из белого вещества в головном мозге.

Однако если алкоголь, даже в больших количествах, не может стать непосредственной причиной гибели нейронов, он способен вызвать заболевания, которые все же разрушают мозг. Речь идет, например, о синдроме Вернике-Корсакова — он развивается у алкоголиков на почве дефицита витамина B1. В первую очередь страдают митохондрии нейронов, а затем гибнут и сами клетки. Иными словами, хоть в целом миф об убийстве алкоголем мозга не соответствует действительности, некая правда за ним стоит.

Как убивает лженаука.

У Тима Фарли, программиста из Джорджии, есть полезное хобби – борьба с псевдонаукой. Он ведет несколько блогов, записывает подкасты, участвует в работе фонда Джеймса Рэнди, где паранаучные утверждения проверяют экспериментальными методами. В качестве борца с лженаукой Тим стал настолько значимой медийной фигурой, что теперь у него берут интервью уже не о лженауке, а о методиках борьбы с ней, и все уже забыли, чем он занимался первоначально. Но один из лучших проектов Фарли – это сайт «What’s the harm?», подборка историй о том, как именно неспособность критически перерабатывать информацию приводит к трагическим последствиям. Сегодня на сайте собраны истории о 368 379 случаях гибели людей (из них 365 632 случая зафиксированы в научных статьях), о 306 096 пострадавших людях, а экономический ущерб от историй, описанных на сайте, Тим оценивает в 2 815 931 000 долларов.
КАК УБИВАЕТ ЛЖЕНАУКА. СОТНИ ТЫСЯЧ ЖЕРТВ
При этом понятно, что реальное количество смертей от слепой веры в утверждения шарлатанов в мире гораздо больше, чем собрано на «What’s the harm?», – Тим много пишет о случаях гибели, вызванных отказом от современной медицины, но не упоминает смерти, вызванные отказом от современных биотехнологий – хотя, по недавним оценкам, из-за страха перед теми же генно-модифицированными организмами в третьем мире уже погибли восемь миллионов детей, лишенных доступа к золотому рису и, следовательно, не получающих с пищей витамина А. 


 СПИДа нет.


В соответствии с подборкой Тима, именно отрицание ВИЧ и СПИДа оказывается наиболее опасной лженаукой. На сайте описано 365 026 случаев гибели людей, отказавшихся от антиретровирусной терапии и быстро сгоревших от этого заболевания, хотя на современных препаратах с ВИЧ можно полноценно жить десятилетиями, а также заводить детей с очень небольшим риском передачи вируса во время беременности и родов. 

Такое огромное число погибших в основном объясняется деятельностью одного-единственного активиста, Табо Мбеки, бывшего президента ЮАР. Политик отрицал связь между СПИДом и ВИЧ и резко затормозил внедрение программ лечения в своей стране. Это привело к преждевременной гибели 330 тысяч зараженных взрослых и к заражению 35 тысяч детей, чьи матери не получали адекватной медицинской поддержки во время беременности. 


 Любители травки.


Следующий лидер в списке – 100 508 упомянутых на сайте случаев гибели и увечий – это лечение травами. Никто не сомневается, что растения могут содержать лекарственные вещества, но только в таком случае наука берет эти вещества и делает на их основе нормальные лекарства без тысяч неизвестных компонентов. Поэтому теперь, в XXI веке, траволечение не выдерживает никакой честной конкуренции с нормальной фармакологией, вследствие чего адепты метода накручивают на него горы эзотерических концепций про баланс энергий и индивидуальный подход (последнее на практике означает, что два разных лекаря назначат одному и тому же пациенту два совершенно разных набора трав). Тим отмечает, что лечение травами гораздо опаснее, чем гомеопатия. В гомеопатических лекарствах просто нет действующих веществ. В травках они, к сожалению, есть. 

В 1990–1992 годах в Европе пользовались популярностью китайские травяные таблетки для похудения. Они были бы относительно безвредны, но одна из поступивших в Европу партий содержала растение Aristolochia fangchi, запрещенное во всех цивилизованных странах (в том числе в России) из-за его канцерогенных свойств и серьезной опасности для почек. В поле зрения врачей, исследовавших последствия ввоза этих таблеток, попали 105 пациентов с нефропатией, вызванной приемом растения. У 43 из них полностью отказали почки (на момент публикации исследования 31 человек уже прошел через трансплантацию, остальные ходили на гемодиализ и ждали, пока донор органа найдется и для них). Из тех 39 пациентов, чьи ткани были подвергнуты детальному анализу, у 18 обнаружилась уротелиальная карцинома – одна из разновидностей рака мочеполовой системы. 


 Укол в голову.


По абсолютному количеству пострадавших хвост в хвост с траволечением идет так называемая энергетическая медицина – использование всех этих загадочных электрических и магнитных приборов, которые неизвестным образом должны повлиять неизвестно на что, чтобы вылечить человека. К счастью, большинство пострадавших выжили и даже успели своевременно обратиться к нормальным врачам, и ущерб был в основном материальным. 

Еще один лидер – это лечение гигантскими дозами витаминов, направление лженауки, модное на Западе, но малораспространенное в России. Витамины, разумеется, нужны человеку, но это не повод лечить ребенка от рака с помощью 124 таблеток в день (и еще массажа позвоночника), пока его растущая опухоль не выдавит глаз из орбиты. 

Вообще, главная причина смерти от лженауки – это все-таки банальное отсутствие лечения. Или, что тоже довольно распространено, – отказ от возможности предотвратить заболевание, что впоследствии требует тяжелого дорогостоящего лечения (и спасибо еще, если родители им воспользуются!), приводит к осложнениям, а иногда и к гибели. На сайте Тима описаны всего 4403 ребенка, пострадавших из-за отказа их родителей от вакцинации, хотя в мире их наверняка существенно больше. Но и эти истории впечатляют. Например, в начале нашего века по религиозным сообществам Израиля прокатилась волна отказов от вакцинации, которая привела к эпидемии кори. В Израиле – хорошая медицина, так что сотни пострадавших были вылечены, – но девять детей, младшему из которых было три недели, а старшему – семь лет, все-таки погибли от болезни, практически полностью уничтоженной в цивилизованных странах благодаря тотальной вакцинации.

На YouTube опубликовали видео для проверки слуха.

В Интернете была опубликована видеозапись под названием «Насколько стары ваши уши?» (How old are your ears?), при помощи которой любой из интернет-пользователей может бесплатно провести обследование своего слуха. Тестирование, организованное научным каналом AsapSCIENCE, предназначено для людей, возрастом от 20 до 50 лет. Видеозапись просмотрели более 14 миллионов человек по всему миру. В основу ролика положена теория о том, что у человека с возрастом пропадает способность к восприятию высокочастотных звуков. Другими словами, чем взрослее становится человек, тем ниже диапазон частот, который может воспринимать его ухо. На ролике звук начинается с восьми тысяч герц, затем его постепенно увеличивают до 19 тысяч. Люди разного возраста могут воспринимать звук только на определенных частотах.

Цены на бензин в разных странах мира.

Падение цен на нефть по-разному отразилось на стоимости бензина в разных странах мира. Из этих снимков, сделанных фоторепортёрами агентства Reuters за последние несколько недель, видно, как сильно разнятся цены на бензин для потребителей внутри страны, несмотря на то, что все государства покупают нефть по одинаковым ценам на международных рынках.


Бензин А95 по 0,959 евро (75,8 рублей) за литр на заправочной станции Premium 7 в Тапе, Эстония.


Заправочная станция в пустыне в посёлке Салва в Саудовской Аравии недалеко от границы с Катаром. Бензин с октановым числом 91 стоит 75 халалов (14 рублей), а бензин с октановым числом 95 – 90 халалов (17 рублей).

[ Читать дальше ]

Праздность и осознание собственной бесполезности.

В течение года майор Дик Уинтерс непрерывно участвовал в интенсивных боях, поэтому заслужил небольшой отдых. Он командовал вторым батальоном 506-го парашютно-десантного полка 101-й воздушно-десантной дивизии Соединённых Штатов Америки (они же «Братья по оружию»). Уинтерс со своими солдатами принимал участие в операции «День Д», штурме французского города Карентан, штыковой атаке на голландской плотине, Бастонском сражении и, наконец, захвате «Орлиного гнезда» Гитлера в Баварских Альпах. Следующей миссией Уинтерса должна была стать помощь в управлении оккупационными территориями и демобилизации сил в Европе после победы. Она оказалось намного обременительнее, чем он предполагал. Дик Уинтерс должен был присматривать за 25 тысячами капитулировавших немцев, однако не они, а его собственные солдаты больше всего приносили ему неприятностей. Большинство бывалых десантников, с которыми он служил, отбыли на родину. Среди новичков, которые заменили их, напрочь отсутствовала дисциплина, а старые ветераны вели себя не самым лучшим образом. 
Праздность и осознание собственной бесполезности убивают мужественность
Некогда легендарные отряды превращались в морально разлагающихся бездельников, которые стремительно двигались к краю пропасти. Уинтерс говорил: «После демобилизации всё, что поддерживало моральный дух военного командования – опасность для страны, потенциал для борьбы и страх перед неизвестностью – исчезло в одночасье. Поддержание дисциплины и морали стало основной задачей для руководства». 

Из-за отсутствия чёткой цели многие солдаты прилагали минимум усилий, выполняя свои обязанности, они дали волю своим порокам, что приносило немало проблем. 

Уинтерс сам просто плыл по течению. Спокойные дни, наполненные утренней зарядкой, проверками, волейболом, чтением и принятием солнечных ванн, быстро опостылели ему. 

Большинство начали рассматривать профессиональную карьеру вне армии. Дик Уинтерс тоже задумался над этой идеей, поскольку не находил удовлетворения в службе в мирное время. 

Уинтерс столкнулся с давно существующим парадоксом и феноменом: в мирное время мужчинам живётся тяжелее, чем во время кризиса. 

Почему? 

А потому, что праздность и осознание собственной бесполезности убивают мужественность. 

Мужественность – это энергия, которая нуждается в выходе 

Существует множество определений мужественности; наилучшее из них описывает её как особый вид энергии – той, которая заставляет мужчин рисковать, конкурировать, сражаться, исследовать и экспериментировать. 

Для того чтобы эта энергия не иссякала, необходимы определённые условия: опасность и угроза – будь то природа, враги или голод. Чтобы справиться с этими угрозами, мужчина всегда должен быть бдительным и не прекращать развивать свои умственные и физические навыки. 

При отсутствии данных условий, зачастую это происходит в относительно безопасном и процветающем обществе, энергия мужественности постепенно угасает и мужчин одолевает лень. При отсутствии внешней угрозы, обеспечивающей вызов и волнение, они стремятся создать маленькую драму самостоятельно. 

Хорошим примером того, как эта динамика проявляется в реальном мире, служит пронизанная проблемами культура вокруг офицеров ракетно-ядерных войск Соединённых Штатов Америки. 

Ракетчики, как их обычно называют, осуществляют надзор за межконтинентальными баллистическими ракетами – оружие, способное за считанные минуты стереть с лица Земли целые города. Ракетчики выполняют крайне важную, но умопомрачительно скучную работу. Они 24 часа в стуки (одна смена) проводят в маленьких душных капсулах, которые расположены в нескольких километрах от базы и находятся на высоте около 20 метров над землёй. После отработки определённых задач и проведения контрольной проверки у них появляется масса свободного времени. 

Моральный дух ракетчиков часто оказывается крайне низким, поскольку их работа заключается в пассивном мониторинге, а не проактивном маневрировании. 

Тогда неудивительно, почему в последние годы ракетно-ядерные войска США постоянно сталкивается с различными проблемами. В апреле 2013 года семнадцать офицеров базы Минто в Северной Дакоте были лишены своих полномочий и отправлены на трёхмесячные курсы повышения квалификации после того, как не справились с поставленными перед ними задачами, связанными с проверкой систем и кодов запуска ракет. В августе 2013 года ракетчики на базе Мальмстром в Монтане провалили проверку безопасности из-за ошибок «тактического уровня». В 2014 году было установлено, что многие офицеры ракетно-ядерных войск США принимают наркотики (экстази, амфетамин и прочее). 

Мораль и честь мундира ракетчиков подорваны скукой, чувством ненужности, разрывом между целью работы и эффективностью, отсутствием признания и выхода энергии. 

Проблемы, с которыми сталкиваются военнослужащие ракетно-ядерных войск США, характерны для всех современных мужчин. 

Современные мужчины знают, что у них есть важная цель, но иногда они не получают признания за выполняемую работу и чувствуют себя ненужными. Они не всегда понимают, как использовать свою свободную энергию. 

Мы хотим быть готовыми действовать в случае наступления кризиса, однако трудно оставаться бдительным, когда не происходит ничего такого, что нуждалось бы в наших способностях. Пропадает мотивация, и мы впадаем в апатию и самодовольство. 

Как результат, праздность и осознание собственной бесполезности убивают мужественность. 

Действия для выживания 

Для первобытного мужчины оставаться активным и бдительным было вопросом необходимости и выживания. В любую минуту на него могли напасть агрессивно настроенные соседи или медведь, с которым он встретился в лесу. Обычное добывание пищи требовало физических усилий, а иногда и риска. 

Именно по этой причине племенные обряды почти всегда включали болезненные испытания стойкости и выносливости мужчины и требовали публичной демонстрации навыков и мастерства в искусстве охоты и борьбы. Если мальчик хотел заслужить право называться настоящим мужчиной, он должен был сначала доказать свою мужественность. 

Однако испытания на этом не заканчивались; они продолжались всю жизнь. Мужчине постоянно приходилось проявлять мужество и доблесть перед лицом опасности и риска, а также готовность бороться со своими товарищами, когда ему бросали вызов. 

С развитием цивилизации была введена всеобщая воинская повинность. Мужчины не только развивали трудовые навыки и/или получали образование в области гуманитарных наук, но ещё параллельно изучали искусство войны. 

Сегодня многие мужчины, особенно на Западе, живут в мирное время и сомневаются в том, что мировая война может разразиться снова. 

Так, что же им делать в том случае, если они не обязаны оставаться в форме и быть готовыми к любым событиям, а кажущееся отсутствие непосредственной угрозы вынуждает большинство идти по пути наименьшего сопротивления? 

Моральный эквивалент войны? 

Уильям Джеймс, знаменитый философ, психолог и ярый пацифист, посвятил этому вопросу очерк, опубликованный в 1910 году. Джеймс признал, что в пользу кровавой и дорогостоящей войны есть много доводов. Он перечислил укоренившиеся качества мужественности и провёл испытания таких добродетелей, как выносливость, верность, сила, смелость и изобретательность. 

Джеймс симпатизировал воинственным энтузиастам, которые видели большую заслугу в войне и опасались, что в мире без неё качества мужественности «атрофируются», а общество станет покорным и податливым. «Жизнь человека без смелости презренна. Без рисков и наград за проявленную храбрость история была бы пресной», – писал он. 

Уильям Джеймс считал, что нельзя избавиться от войны, не заменив её другой великой миссией или целью. По его мнению, мужская энергия обязательно должна быть направлена на другой вид «борьбы». 

Таким образом, Джеймс предложил создать «моральный эквивалент войны». Вместо того чтобы воевать против людей, он призывал к «войне с природой». Джеймс имел в виду не уничтожение природы, а её укрощение и управление – создание новых вещей из существующего необработанного сырья. Также он настаивал на принятии программы обязательной национальной службы, во время которой армии молодых людей – как богатых, так и бедных – строили бы дороги и мосты, рыбачили, учились горному делу и так далее. Этот проект способствовал бы обустройству страны, разрушению классовых барьеров, развитию выносливости, дисциплины и уважения к труду. 

Уильям Джеймс утверждал, что эта «война с природой» разовьёт те же самые добродетели, которые обычно проявляются в традиционной войне. 


* * *

Лично я всецело поддерживаю идею, которая была озвучена в заголовке этой статьи. По крайней мере, теоретически. 

Я не пацифист и не особо верю в то, что когда-нибудь войны исчезнут навсегда. Я предоставил бы людям право выбирать между работой на благо общества и военной службой. Тем не менее, я не уверен, что данная программа будет реализована, потому что наша культура в значительной степени утратила понятие служения обществу и жертвы для достижения большего блага, поэтому сама эта идея вызовет бурный протест. Нет жертвы, а комфорт и блага облегчающую жизнь превращают современных мужчин в амёб, ищущих смысла жизни там где его просто нет, например в танчиках. 

Материал подготовлен по статье artofmanliness.com  

Поиски американской термоядерной бомбы. 1966 год. Испания.

17 января 1966 года американский бомбардировщик Б-52 совершал стандартный патрульный облет Средиземного моря в районе Паломареса. Согласно плану полетов, в десять часов утра предстояла процедура дозаправки самолета в воздухе, и командир направил боевую машину к точке рандеву.

Пожар в воздухе

Стратегический бомбардировщик Б-52 и самолет-заправщик КС-135 встретились строго по графику на высоте 9300 метров над испанским побережьем.

Две мощных машины, соединенные топливным шлангом, неслись на скорости 600 километров в час, на расстоянии полусотни метров друг от друга. Заправка уже подходила к концу, когда случилось непредвиденное: внезапно вспыхнул и загорелся один из двигателей Б-52.
Потерянная бомба или 80 дней в ожидании ядерного кошмара
Пламя быстро перекинулось на крыло и расползлось по всему фюзеляжу бомбардировщика. Буквально через мгновения огонь добрался до заправщика…

Раздался взрыв, за ним — еще один и уже через секунды пылающие обломки двух самолетов огненным дождем посыпались на землю.

Взрывы унесли жизни семи американских летчиков, а остатки боевых машин разбросало по площади в 40 квадратных километров.

Не прошло и часа, как все небо над местом катастрофы заполнилось поисковыми самолетами и вертолетами. Десятки судов бороздили прибрежные воды в поисках, как думали местные жители, уцелевших пилотов. Однако уже на следующий день огромная территория, прилегающая к месту аварии, была объявлена запретной зоной и сотни людей в противорадиационных костюмах, со счетчиками Гейгера в руках, начали тщательно обследовать каждый квадратный метр.

20 января командование ВВС США сообщило журналистам следующее: «Бомбардировщик стратегического авиационного командования, потерпевший вместе с самолетом КС-135 аварию в ходе заправки в районе у побережья Испании, был оснащен ядерным вооружением, стоящим на предохранительном взводе. Радиологическое обследование местности показало, что никакой опасности для жизни или здоровья людей не имеется».

«Не представляющее опасности» ядерное вооружение погибшего самолета представляло собой четыре водородные бомбы, тротиловый эквивалент каждой из которых составлял 25 мегатонн. Иначе говоря, разрушительная сила одной бомбы была в 1250 раз больше, чем у «Малыша», сброшенного на Хиросиму. Взрыв только одной «потерянной» над Испанией бомбы неминуемо вызвал бы гибель более пятидесяти тысяч человек, тысячи квадратных километров надолго превратились бы в выжженную пустыню, и над всей Европой повисла бы угроза радиоактивного заражения.

Отравленная земля

В течение восемнадцати часов поисковикам удалось обнаружить одну бомбу в целости и сохранности и… остатки двух других бомб, для которых посадка оказалась не столь «мягкой».

Здесь надо сделать небольшое отступление: ядерное оружие, по понятным причинам, оборудовано механизмами защиты от ложного срабатывания. В случае с водородной бомбой расщепление ядер водорода должно вызываться подрывом «стандартной» атомной бомбы, механизм которой «запускается» с помощью обыкновенного тротила. Так вот, взрыв тротила происходит только в результате одновременного срабатывания нескольких детонаторов.

Если сработает только часть детонаторов, то тротил, вместо того, чтобы «сжать» радиоактивную массу до критического объема, просто разбросает ее в разные стороны. Что, собственно, и произошло на испанском побережье. Тротил двух бомб взорвался, раскидав их атомную начинку по территории в сто гектаров. Американцам пришлось снять весь верхний слой плодородной почвы с этой территории, упаковать зараженную землю в пять тысяч бочек емкостью двести пятьдесят литров каждая, отвезти этот груз в США и там захоронить в штате Южная Каролина на кладбище для радиоактивных отходов.

Все это было проделано в кратчайшие сроки, но головная боль у военных не проходила: четвертую бомбу до сих пор обнаружить не удалось…

Наконец, после долгих и безуспешных поисков на суше специалисты единогласно пришли к выводу: последняя бомба упала в воду и искать ее надо на морском дне.

Поиски продолжаются

Руководителем операции по поиску и подъему затонувшей бомбы стал заместитель командующего ударными силами ВМС в Южной Европе контр-адмирал Уильям Гэст. В его распоряжении оказались сотни экспертов-подводников, специалисты по ядерному оружию и целая армада кораблей: эсминцы и тральщики, десантные корабли и спасательные суда. Помимо этого адмирал затребовал новейшее поисковое оборудование: глубоководную телевизионную установку, несколько гидролокаторов последней модели и пару батискафов.

По личной просьбе министра обороны США Роберта Макнамары в распоряжение Гэста были переданы экспериментальные подводные аппараты, принадлежавшие американским частным организациям. В первую очередь «Алвин» — небольшой аппарат, способный сутки находиться под водой на глубине 1800 метров и брать на борт экипаж из двух человек, и «Алюминаут» — более крупная машина, оборудованная двумя металлическими манипуляторами для захвата предметов.

Необходимость в этом наборе дорогостоящей техники была вызвана тем, что прибрежная зона в предполагаемом месте падения бомбы имела очень сложный рельеф. Дно все рассечено ущельями, глубина некоторых — более километра. Вдобавок во многих местах дно покрыто толстым слоем ила, который при малейшем приближении поднимался вверх и полностью закрывал видимость, что на долгое время останавливало розыски. О необычайной сложности поисков говорит хотя бы такой факт: с целью определить примерные координаты потерянной бомбы, с той же высоты, на которой погибли самолеты, был сброшен ее макет. И хотя сотни людей наблюдали за его падением, обнаружить сам макет, после того как он «канул в воду» так и не удалось.

Добровольный помощник

Наступил март. Со дна моря были подняты уже сотни кусков и деталей разбившегося бомбардировщика, однако самое главное — водородную бомбу поисковикам найти не удалось. На побережье царила паника, местные жители спешно покидали свои дома. Чтобы показать всему миру, что море не загрязнено радиоактивными веществами посол США в Испании совершил беспрецедентный поступок: 8 марта он публично искупался в зоне поисков, однако это не произвело должного впечатления.

Помощь пришла со стороны. Один из испанских рыбаков утверждал, что буквально через минуту после катастрофы какой-то крупный предмет спустился на парашюте в сотне метров от его суденышка. Он готов был указать точное место падения, но к военным ежедневно приходили сотни подобных «свидетелей», и их показания настолько отличались друг от друга, что генералы на первых порах не обращали на них никакого внимания. Однако испанец проявил настойчивость и его, наконец, услышали. 15 марта в точке, указанной рыбаком, начались поисковые работы. А уже через полтора часа пилоты «Алвина» сообщили, что на глубине 777 метров, на краю узкой расщелины обнаружена злополучная бомба. Осталось только поднять ее на поверхность.

Однако еще две недели мучений ни к чему не привели. Зацепиться собственно за бомбу не представлялось возможным — подводники боялись столкнуть страшную находку в узкую расщелину. При таком раскладе достать ее будет уже невозможно. Попытки вытащить бомбу за парашют так же закончились плачевно — стропы оборвались, и зловещий снаряд скатился еще глубже по склону. В дополнение ко всем несчастьям разразился шторм, и работы пришлось надолго прекратить.

Финал

Только 1 апреля «Алвин» вновь смог приблизиться к смертоносной находке. Сопровождала его управляемая с поверхности «механическая рука» — беспилотный поисковый аппарат, предназначенный для захвата тяжелых предметов. За это время шторм отнес бомбу еще на сотню метров в глубину. Неизвестно какая по счету попытка закончилась тем, что беспилотный аппарат безнадежно запутался в парашюте бомбы, и освободить его не было никакой возможности. Но эта неудача сыграла на руку поисковикам — очень медленно, со скоростью восемь метров в минуту, поднимали они на поверхность обездвиженную «руку», за которой следовал парашют, а уже за ним — и сама бомба. 7 апреля в 8 часов 45 минут по местному времени трехметровая смерть показалась над поверхностью моря.

Водородная бомба находилась на морском дне в течение 79 дней 22 часов и 23 минут. Четыре тысячи человек занимались все это время спасением Европы от ядерной катастрофы, а жители испанского побережья пребывали в страхе и неуверенности. К счастью, все закончилось благополучно. Стоит еще только заметить, что это были самые дорогие в мире глубоководные работы. Поиски и подъем затонувшей водородной бомбы обошлись Соединенным Штатам в восемьдесят четыре миллиона долларов — более миллиона за каждый день страха.

Французский пчеловод научился делать мёд из конопли.

39-летний французский пчеловод по имени Николас, сам себя называющий «Пчелиным тренером», сумел натренировать пчёл на производство мёда из конопли. При этом пчёлы не испытывают никаких проблем, связанных с каннабиноидами. Получающийся продукт многие называют первым съедобным натуральным продуктом с марихуаной.




Николас рассказывает, что в школе он не достиг успехов из-за своей гиперактивности, и даже не закончил обучение. Затем он обнаружил, что марихуана помогает ему справляться с его психологической проблемой. С тех пор он стал любителем каннабиса, а ещё – пчеловодом, слесарем и художником.



Он сумел натренировать своих пчёл на разные необычные действия – например, на получение сахара из фруктов, а не цветков. В какой-то момент он задался целью научить их делать мёд на основе каннабиноидной смолы.

Французский пчеловод научился делать мёд из конопли




Пока что новый «каннамёд» [cannahoney] ещё не проходил серьёзных тестов, и неизвестно, сколько в конечном продукте оказывается каннабиноидов. По крайней мере, по утверждению Николаса, это нисколько не вредно для пчёл, в связи с отсутствием у них каннабиноидных рецепторов. Вывод он подтвердил экспериментально, следя за изготавливающими такой весёлый мёд пчёлами в течение двух лет.

Французский пчеловод научился делать мёд из конопли

Японский Кошачий остров завалили коробками с кормом.

Японский островок Аошима, также известный как Кошачий остров, это крошечный отдаленный участок суши в префектуре Эхимэ, где на одного человека приходится по шесть кошек (а пока вы это читаете, уже может и больше).


Таким образом, вы можете представить себе ужас, который эти люди почувствовали, когда японская служба доставки из-за непогоды не могла доставить кошачий корм. Чтобы предотвратить кошачье восстание, жители обратились к Интернету.
"Пожалуйста, пришлите корм для кошек на Аошима" - писали они в официальном Твиттере. "У нас нет магазинов, чтобы купить еду. Люди, чтобы удовлетворить свои потребности, берут лодку и отправляются на большую землю. Этой зимой очень ветрено и мы испытываем проблемы с поставкой корма для кошек".
Несколько дней спустя, остров был буквально завален посылками с пожертвованиями.

"Пожалуйста, прекратите отправку кошачьего корма на Аошима" - гласил следующий твит. "Мы получили гораздо больше, чем могли ожидать, у нас просто закончились складские помещения. До апреля, пожалуйста, ничего не присылайте."







Подводные камикадзе.

Многие слышали про японских бесстрашных летчиках-камикадзе, но мало кто знает о "кайтэнах" - подводных самураях-смертниках, отдававших жизнь за императора... В 1281 году Хубилай — пятый монгольский великий хан, внук Чингисхана, решил покорить Японию. Чтобы перевести свои войска через Корейский пролив, хан задумал возвести мост, равных которому еще не было в мире. Для постройки гигантского сооружения понадобилось десять тысяч судов. Вскоре на выстроившиеся в одну линию корабли был положен деревянный настил и авангард безжалостной монгольской конницы уже загрохотал по нему копытами… Но тут внезапно налетел тайфун и в мгновение ока уничтожил чудовищный мост. Этот спасительный тайфун получил в японской истории название Божественного ветра — камикадзе. Позже, словом камикадзе начали называться воины-смертники.
«Кайтэн» — человек-торпеда
Во время Второй мировой войны камикадзе широко использовались во всех боевых действиях императорской армии. «Бегущие мины» бросались под танки противника и взрывали заграждения, летчики-камикадзе направляли свои самолеты на вражеские корабли. А уже ближе к концу войны, в конце 1944 года появились и начали свою страшную деятельность подводные камикадзе.

Мысль о создании торпед-самоубийц родилась еще в 1942 году после жестокого поражения Японии в битве у атолла Мидуэй. Потеря императорским флотом четырех авианосцев и множества других кораблей нарушила баланс морских сил. В ходе войны произошел перелом. Американский флаг уверенно вознесся над Тихим океаном, а в рядах императорских офицеров и генералов наступило глубокое уныние. И вот тогда двум молодым морякам-подводникам — младшему лейтенанту Сэкио Нисине и лейтенанту Хироси Куроки, пришла идея использовать против флота Соединенных штатов торпеды, управляемые людьми.

"Воля небес".

Взяв за основу самую крупную японскую торпеду и малую подводную лодку, офицеры принялись набрасывать чертежи, но быстро поняли, что с технической стороной им самостоятельно не справиться. Новоявленные изобретатели обратились за помощью к конструктору Военно-морского арсенала Хироси Судзукаве. Тому понравилась новаторская идея, и уже к январю 1943 года подробные чертежи страшного оружия были готовы. Дело осталось за малым — довести новшество до Генерального штаба флота.

Однако тут возникли серьезные проблемы, в этот тяжелый для Японии момент никому не было дела до самоучек изобретателей. И тогда офицеры поступили в истинно самурайском духе: они написали обращение к военно-морскому министру собственной кровью.

В подобных вопросах японцы — народ крайне щепетильный, письмо, написанное кровью автора, обязательно будет прочитано, независимо от его содержания. Так случилось и на этот раз. Мало того, содержание письма настолько заинтересовало адмиралов, что уже через восемь месяцев началась постройка первых опытных экземпляров «чудо-оружия».

Новинка получила название «кайтэн», что в переводе означает «воля небес», однако для японца в этом названии скрыт гораздо более глубокий смысл. Кайтэн — это нечто, вносящее кардинальные перемены в течение дел. И самураи-самоубицы гордились свой миссией...

"Мои дорогие отец, брат и сестры! Я должен сказать вам правду: уже несколько месяцев я не учусь на летчика. Вместо этого меня обучают вождению нового оружия, управляемой торпеды, которую я должен буду в одиночку повести на врага. Я горжусь, что был выбран для такой миссии. Я погибну в тот момент, когда торпеда ударится в борт вражеского корабля…» (Ютака Екота, «Субмарины-самоубийцы».

Чудо-торпеда.

Что же представлял собой «кайтэн»? По сути дела это была огромная, длиной более двенадцати метров торпеда, способная с помощью мощного двигателя, работавшего на чистом кислороде, развивать скорость до сорока узлов и поддерживать этот темп в течение целого часа. Такая высокая скорость позволяла догнать любой существующий в то время корабль.

Внутри торпеды помимо двигателя и мощного заряда было предусмотрено посадочное место для потенциального смертника. Надо сказать, что пространство это было очень тесным даже для человека хрупкого телосложения. Прямо перед лицом водителя располагался перископ. Справа находилась рукоять для его подъема и опускания. Справа вверху торчал рычаг скорости, регулирующий подачу кислорода в двигатель, помещенный за спиной камикадзе.

Вверху слева имелся рычаг для изменения угла наклона горизонтальных рулей торпеды. Отклоняя их в ту или другую сторону на больший или меньший угол, можно было изменять скорость погружения или всплытия. Слева внизу, у самых ног водителя, находился вентиль клапана для впуска забортной воды в балластную цистерну. Это было предусмотрено для стабилизации веса «кайтэна» по мере расходования кислорода.

И, наконец, справа располагался руль направления движения. Пульт управления был усыпан циферблатами гирокомпаса, часов, глубиномера, указателя расхода горючего и манометра, показывающего давление кислорода. Под сиденьем водителя в каждом «кайтэне» лежала небольшая коробка с неприкосновенным запасом продовольствия на случай аварии. Среди продуктов там имелась и фляжка с виски. Весь носовой отсек торпеды был предназначен для боевого заряда. Взрыв более полутора тонн тротила, а это почти в пять раз больше, чем заряд любой торпеды того времени, способен был отправить на дно любой крупный авианосец.

Школы смертников.

Всем этим хозяйством необходимо было научиться управлять, и, сначала на острове Оцудзима, а затем и в других местах были организованы особые секретные базы «кайтэнов» — школы смертников.

Желающих отдать свою жизнь за императора было предостаточно, и школа быстро заполнилась учениками. В основном сюда направлялись летчики-камикадзе, так и не увидевшие свои самолеты, уничтоженные американцами в ходе операций на Филиппинах и у атолла Мидуэй. Переучиться с самолета на торпеду оказалось не так сложно, и уже через несколько месяцев первые подводные лодки вооруженные «кайтэнами», вышли на поиски противника.

Первоначально «кайтэн» предназначался для уничтожения кораблей, стоявших на якорях в бухтах. Его действия планировались следующим образом: специально оборудованная подводная лодка с закрепленными снаружи на корпусе четырьмя или шестью, в зависимости от возможностей субмарины, торпедами-смертниками, отправлялась в боевой поход. Обнаружив достойную мишень, командир отдавал приказ водителям-камикадзе. Подготовленным смертникам хватало тридцати секунд, чтобы по узкой, чуть больше полуметра в диаметре трубе пробраться в «кайтэн», закрыть за собой люк и приготовиться к своему последнему бою.

Командир субмарины направлял свой корабль носом на цель и передавал смертнику по телефону всю необходимую информацию, после чего отдавал приказ выпустить «кайтэн». Моряки отсоединяли четыре троса, удерживавших торпеду на корпусе подлодки, после чего камикадзе запускал двигатель и уже самостоятельно перемещался в сторону противника. Торпеда шла на глубине четырех-шести метров. Практически все действия водитель совершал вслепую, он мог себе позволить только один раз поднять перископ и то на срок не более трех секунд. Вовремя замеченный «кайтэн» враг просто расстрелял бы из пулеметов, не дав камикадзе даже приблизиться к кораблю.

Провал чудо-оружия.

Первые выходы в море показали, что «кайтэны» — потенциально серьезное оружие, однако успехи японцев на этом поприще очень быстро сошли на нет. В первую очередь подвели сами торпеды. Слишком долгие путешествия под водой приводили к тому, что наскоро собранные механизмы «кайтэнов» покрывались ржавчиной, часто двигатели просто отказывались запускаться или заклинивали рули, и смертник бесславно уходил на дно. Корпуса «кайтэнов», изготовленные из стали толщиной около шести миллиметров, были довольно слабые, уже на глубине около семидесяти пяти метров их расплющивало давлением воды.

Не улучшали ситуацию и рыскавшие по поверхности вражеские эсминцы. Сама подлодка могла спастись но, по описаниям очевидца, после атаки глубинными бомбами «наши шесть “кайтэнов” напоминали целлулоидные игрушки, которые случайно опустили в кипяток. Они были покрыты вмятинами, словно вокруг каждого из них сомкнулась какая-то гигантская пятерня, пытаясь смять его». Естественно, ни о каком использовании «попавших в переделку» торпед-смертников речи уже быть не могло.

Второй проблемой стала нарастающая мощь американского флота. Исчезла возможность незаметно подбираться к стоящим в бухтах боевым кораблям — их слишком тщательно охраняли. Поиски одиноких транспортов в открытом океане также не принесли удачи. Как уже говорилось, «кайтэны» не выдерживали долгих путешествий. К тому же на большой океанской волне ими было чрезвычайно трудно управлять. Часто из-за волны камикадзе не мог воспользоваться перископом и проходил мимо цели, либо торпеду буквально выбрасывало на поверхность, и враг обнаруживал ее задолго до нападения.

Очередное «чудо-оружие» не оправдало надежд императорского флота. Война закончилась крахом для Японии, а «кайтэны», как и их создатели стали достоянием истории.

Как правильно угонять боевые корабли.

21 октября 1967 года командир израильского эсминца «Эйлат» почти не придал внимания появившимся на экране радара двум маленьким точкам. Судя по всему, это были египетские суда, а командир эсминца опасался в первую очередь крупных надводных кораблей и субмарин противника - недавно закончилась Шестидневная арабо-израильская война. И сделал он это совершенно зря.

Первая противокорабельная ракета, пущенная с катеров, поразила надстройку эсминца, вторая взорвалась в машинном отделении. Вскоре корабль потряс третий взрыв, и командир отдал приказ об эвакуации. Как только спасательные шлюпки отошли от тонущего корабля, в него попала четвертая ракета...

В попытке вернуть статус-кво на море Израиль в ударные сроки решил закончить создание собственной противокорабельной ракеты «Габриэль», а также построить 12 судов, носителями которой они и должны были стать. Заказ был размещен во французском Шербуре.



Как правильно угонять боевые корабли
Первые пять судов были получены без проблем, но затем в дело вступили... санкции. Франция, начавшая сближение с арабским миром, заявила, что не будет продавать Израилю наступательное вооружение, а значит, поставка оставшихся катеров по контракту замораживается на неопределенный срок. Французские юристы принялись высчитывать компенсацию за не поставленные корабли, а заодно и подыскивать новых покупателей.

Полностью осознавая тяжелое положение страны в кольце агрессивных арабских держав, министр обороны Израиля Моше Даян поставил МОССАДу задачу: в кратчайшие сроки доставить суда в Израиль. Поначалу их предлагалось просто взять на абордаж и на полном ходу мчаться в Землю обетованную, но потом ситуацию решили не накалять. И тогда в дело вступила знаменитая разведка.

Пять процентов хитрости

Тель-Авив сделал вид, что смирился с потерей оставшихся кораблей и согласен принять компенсацию. Однако сумма ее все росла - глава израильской военной миссии во Франции контр-адмирал Мордехай Лимон находил все новые и новые поводы, опираясь на параграфы договора, чтобы ее увеличить. 10 ноября 1969 года Лимон отверг последнее, сверхщедрое предложение французской стороны. Пока судовладельцы подбирали челюсть с пола, дивясь жадности контр-адмирала, в игру вступил второй персонаж авторитетный судовладелец норвежец Оле Мартин Сием, входящий в совет директоров подставной, созданной специально для операции фирмы Starboat.

Появившись в штаб-квартире управления закупок и поставок вооружений и военной техники Минобороны Франции, он поинтересовался возможностью приобретения экс-израильских судов для его фирмы, занимающейся нефтедобычей где-то у берегов Аляски. Не успел генерал Луи Бонтэ, возглавлявший управление, ему ответить, как в кабинете зазвонил телефон. Это был Лимон, который (о чудо!) заявил, что теперь он точно готов подписать все необходимые документы по компенсации. Бонтэ, почувствовавший запах денег, пообещал перезвонить в самое ближайшее время и пожаловался норвежскому бизнесмену на неподъемную сумму компенсации, которую Франция из-за наложенных санкций теперь должна выплатить Израилю. Однако Сием рассмеялся и предложил заплатить на 5% больше, чем составляет сумма компенсации. Естественно, Бонтэ тут же согласился.

Операция под Рождество

Отправка катеров была запланирована на Сочельник. Из 120 человек, отобранных для этой операции, одни уже находились на месте (некоторые израильские моряки и техники после введения санкций оставались во Франции), другие прибыли в Шербур под видом туристов, а кое-кто - под видом... «норвежских нефтяников».

- Стоило хотя бы одному французскому полицейскому поинтересоваться, зачем в Шербур на христианское Рождество собралось столько евреев, и нашей операции пришел бы конец, - с улыбкой вспоминал те события бывший глава МОССАДа Меир Амит.

Поздним вечером перед самым Рождеством 1969 года настал час икс. Однако разбушевавшаяся погода - сильный ветер, дождь - заставила сначала перенести начало операции на 22:30, а затем и на 2:30. Впрочем, в означенное время суда завели двигатели и медленно пошли по западному каналу, навсегда покидая Шербур.

Пропажу обнаружили только спустя 12 часов. Пресса потешалась, вовсю, а руководство Французской Республики пребывало в ярости. Министр обороны даже отдал приказ поднять самолеты и утопить беглецов всех до единого, но этому воспротивились начальник генерального штаба и премьер-министр. В конце концов спустя семь суток все катера благополучно прибыли в Хайфу.

Погоня за авианосцем

Россия также не осталась в стороне от угона боевых кораблей. Так, 21 июля 1992 года во время репетиции Дня флота в Крыму сторожевой корабль СКР-112 под командованием капитана 2-го ранга Николая Жибарева вышел в море, поднял флаг Украины и двинулся в Одессу. В погоню за ним бросились малый десантный корабль на воздушной подушке МДК-184 и малый противолодочный корабль МПК-93, причем командир МДК-184 посчитал, что МПК-93 заодно с беглецом, а потому, маневрируя, пытался помешать тому выйти из озера Донузлав в море. В конце концов, разобравшись, кто есть кто, корабли вместе с подоспевшим сторожевиком «Разительный» постарались взять мятежный корабль в клещи, но все попытки были безуспешны. Командование Черноморского флота отдать приказ применить оружие так и не решилось, поэтому вскоре СКР-112 благополучно пришвартовался в Одессе.

Годом ранее возникла прямо противоположная ситуация: украинские корабли были готовы гнаться за российским, объявив тот своей собственностью. А дело было так.

В декабре 1991 года тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» проходил испытания под Феодосией. Вдруг, как гром среди ясного неба, на борт прилетела телеграмма от президента Украины Леонида Кравчука - дескать, корабль является собственностью Украины и до принятия правительственного решения должен оставаться на рейде Севастополя. Однако моряки авианосец, предназначенный для Северного флота, решили не отдавать, и корабль ночью, не зажигая даже ходовых огней, покинул рейд.

Успешно пройдя турецкий Босфор, близ Гибралтара крейсер наткнулся на американскую авианосную группу. Те демонстративно принялись тренироваться: самолеты и вертолеты на небольшой высоте раз за разом пролетали над судном, в воду по курсу нашего корабля летели учебные бомбы, были сброшены противолодочные буи. Но тут на выручку «Кузнецову» пришел российский сторожевик «Задорный», который сам принялся выписывать опасные маневры вокруг американских кораблей. В конце концов янки удалились, передав эстафету английскому фрегату, который вскоре сам передал наше судно норвежскому сторожевому кораблю. А спустя 27 дней после выхода с севастопольского рейда наш авианесущий крейсер пришвартовался в Северодвинске.