История общественно-гос сударственного управления образованием
- 18.10.17, 19:17
Так В. Корниенко исследовала историю формирования и развития благотворительности в сфере образования Харьковской губернии второй половины ХIX - начала ХХ века и пришла к выводу, что в этом регионе благотворительность в сфере образования «сочетала в себе частную инициативу, общественные устои и государственное влияние». Основными учредителями учебных заведений стали городские и губернские управления, сословные и профессиональные организации, земства, культурно-просветительские общества, церковь и частные лица, благотворительные организации. Важно вывод, что именно благотворительность обеспечила переход от системы государственного управления образовательными учреждениями к государственно-общественной формы и определила приоритетные направления благотворительного движения.
Г. Махорин в диссертации «Благотворительная деятельность на Волыни (1793-1917 гг.)» На основе комплексного исследования источниковой базы раскрыл формы и методы благотворительной деятельности государства, общественных объединений, церковных братств Волыни.
Исследования в украинской педагогической науке Н. Сейко (докторская диссертация «Благотворительность в сфере образования Украины (XIX - нач. ХХ в.). Киевский учебный округ» (2006)) и в российской А. Соколова (докторская диссертация «Благотворительность в народном образовании и ее роль в трансформации российского общества »(2006)) засвидетельствовали появление нового направления комплексного изучения благотворительности как общественного фактора в организации и управлении образованием, как механизма взаимодействия государства и общества в сфере школьного образования. Н. Сейко с позиций системного подхода раскрыла генеза, сущность и опыт благотворительности в сфере образования Украины как «сложного социально-педагогического явления для репрезентативного его представления в современном социально-педагогической и историко-педагогическом дискурсе и определение возможностей применения перспективных стратегий благотворительности в современных реалиях» .
Заслуживает внимания в рамках исследования работа Т. Удовицкого (2002 г.), Которая проанализировала и обобщила историю возникновения, становления и развития общественных и частных высших учебных заведений в Украине,
их роль в образовательной системе на рубеже XIX-ХХ веков. Исследовательница ввела в научный оборот понятие «общественные и частные высшие учебные заведения».
По авторскому толкованию, «общественные и частные высшие учебные заведения» - это высшие учебные заведения, возникшие в Российской империи в серединеXIX в. (А в Украине - такие, появившиеся в последней четверти XIX в.)по инициативе и при активном участии интеллигенции, финансовой поддержки организаций и частных лиц, признаны и зарегистрированы государственными органами.
Роль народной инициативы в развитии начального и среднего образования на Левобережной Украине в 1825-1860 гг. Исследована в диссертации И. Левченко (2002 г.), Где на основе широкого круга архивных источников впервые освещены комплекс вопросов, связанных с благотворительной деятельностью населения Левобережной Украина, не только способствовало открытию начальных училищ и гимназий, но и придавало им надлежащую материальную поддержку.
Роль местного самоуправления в управлении образованием после земской и городских реформ исследована в диссертациях С. Шуклин (2004.) и И. Захаровой (2002 г.). Так С. Шуклина в процессе изучения образовательной и культурной деятельности органов местного самоуправления и общественности Таврической губернии второй половины XIX - начала ХХ в. очертила роль общественных организаций и обществ Таврической губернии по совершенствованию системы начального и дополнительного образования, а также культурно-образовательной деятельности, о чем, по ее мнению, свидетельствуют организованы массовые мероприятия, направленные на привлечение различных слоев населения к всероссийских праздников по случаю юбилейных и памяти " памятных дат классиков русской литературы и искусства, памяти выдающихся деятелей и выдающихся дат отечественной истории, организации краеведческого движения.
И. Захарова в диссертации «Роль земств в развитии народного образования в Украине (1864-1917 гг.)» Сосредоточила внимание на роли земств, которые привлекались непосредственно к процессу открытия школ, а также выработали программную платформу образования. В указанном контексте обоснованно деятельность земств, которая заключалась в полном хозяйственно-финансовом содержании подведомственных школ; в приоритетности ассигнований на начальную школу в земских сметах; в интенсивном школьном строительстве и подготовке собственных педагогических кадров, которые имели статус земских служащих. Как отмечает исследовательница, земства была создана значений образовательный фонд, «причем в земских сметах расходы на начальную школу преобладали остальные статьи. С привлечением государственных средств в земского бюджета эволюция земской начальной школы продолжилась путем ее преобразования в школу земской-государственный ».
Рассматривая проблему развития социального воспитания на Слобожанщине (XIX - начало XX в.), В. Маштакова пришла к выводу, что демократизации системы социального воспитания Слобожанщины в условиях индустриального общества способствовали прогрессивные социокультурные сдвиги указанного периода: педагогические, экономические, правовые, политические, что « реализовались в общественно-педагогическом движении выдающихся ученых и педагогов, плодотворной работе земств, благотворительной и просветительской деятельности обществ, объединений и религиозных организаций, инициативе общес кости и частных лиц, проведении съездов с семейного воспитания и общественной опеки, принятии правительственных постановлений, которые прямо или косвенно влияли на социальное воспитание ».
Как весомый общественный фактор, который влиял на сферу образования Украины в течение ХХ в., Определены деятельность общества «Просвита». Л. Бадеева в диссертационной работе «Деятельность общества« Просвита »на Левобережной Украине в ХХ веке» (2004 г..) Отмечает, что в течение указанного периода эта общественная организация периодически меняла и совершенствовала формы своей деятельности в зависимости от требований времени и социально-политических обстоятельств. «В процессе работы общество решало ряд вопросов по организации библиотек и читален, развертывание издательской, лекционной, школьной и драматической кружковой деятельности».
Стоит отметить, что исследование проблем государственно-общественного управления образованием в последние годы стало одним из основных направлений работы кафедры управления образованием НАГУ при Президенте Украины. Были защищены диссертации А. Мазак «Управление образовательной отраслью в условиях становления гражданского общества в Украине: региональный аспект» (2005 г.), Я. Гречко «Особенности государственно-общественного управления образованием в Польше» (2009 г.), А. Тягушева « развитие механизмов государственно-общественного управления региональной системой образования »(2009 г.), П. Кухарчука« государственно-общественное управление системой профессионально-технического образования в Украине (Региональный аспект) »(2009 г.), В. Грабовского« государственно-общественное управление средним образованием н районном уровне »(2006 г.), Т. Лукиной« Государственное управление качеством общего среднего образования в Украине »(2005 г.), А. Стадник« Государственное управление системой общего среднего образования на региональном уровне »(2010 г.).
Определяя содержание и организационные формы украинского образования, А. Мазак обосновал мысль о необходимости приведения их в соответствие с требованиями рынка и демократического общества. Особое внимание уделяется учету региональных особенностей, индивидуальности учебных заведений в направлении поощрения к поиску наиболее эффективных подходов в обеспечении индивидуальной траектории обучения. Резонно в контексте нашего исследования являются разработанные ученым рекомендации по совместной деятельности органов власти и общественности в определении необходимого уровня образования и поддержки ее субъектов, нормативного закрепления обязанностей государства и гражданского общества.
Указано, что контроль за деятельностью по предоставлению образования должно стать государственно-общественным, а правовые нормы должны определять условия для участия третьего сектора в управлении образованием, конкретизировать роль местных органов управления образованием как таких, которые непосредственно взаимодействуют с гражданским обществом.
Важным для рассмотрения обозначенной научной проблемы является теоретические рассуждения А. Тягушева, которая доказала, что основной целью функционирования системы государственно-общественного управления развитием регионального образования является ее превращение из модели, стабильно функционирует на инновационную. Определяя обусловленность инновационного характера развития региональной системы образования взаимодействием государственных и общественных органов управления образованием в принятии и реализации совместных управленческих решений по созданию и освоению нововведений, исследовательница обосновала вывод о появлении качественного изменения в деятельности региональной системы образования, способствует утверждению ее уникальности. В структуре модели государственно-общественного управления развитием региональной системы образования ученым определены следующие ее компоненты: цель (инновационное развитие региональной системы образования); модули - организационно-технологический, представленный совокупностью ведущих идей (социального диалога, конгруэнтности и синергетической эффективности взаимодействия образовательных организаций и общественности, социальной ответственности субъектов управления), принципов (регулируемой эволюции, паритетности управления, учета компенсаторности системы, создания и использования сетевых организационных структур ), организационным механизмом (функционал, информационное обеспечение, координационные связи, методы и формы) объектно-содержательный модуль, отображающий содержательные доминанты региональной системы образования, этапы развития (стабильного функционирования, инновационно-моделировочный, процессуальный, инновационно-преобразовательный) уровне развития региональной системы и социально-педагогические условия.
Проблемам взаимоадаптации разнонаправленных активностей в направлении общего вектора преимуществ и создание отдельных видов государственно-общественного управления образованием посвятил свои научные поиски В. Грабовский, обосновав три концептуальные конструкции государственно-общественного управления: структурно-общественного сопровождения, информационно-общественного сопровождения и субординационные-промежуточного партнерства с подвижными связями. Исследователь разработал базовую модель государственно-общественного управления общим средним образованием на уровне района из пяти модулей. «Два из них (управляющая и управляемая подсистемы) включают структурные компоненты в виде государственных и общественных структурных подразделений как основы создания и развития государственно-общественных принципов в целенаправленных преобразованиях образовательной системы на уровне района».
Механизмы государственного управления качеством общего среднего образования на национальном и региональном уровнях стали предметом исследования Т. Лукиной, которая определила приоритетность государственно-общественной формы управления этим процессом. Исследовательница рассматривает государственное управление качеством общего среднего образования как специфический вид общественной деятельности, направленной на поддержку и улучшение качества и результативности функционирования отрасли в целом и общеобразовательного и культурного уровня школьников в частности.
Согласны с научными соображениями А.Стадник о необходимости в условиях общественной трансформации осуществления государственного управления региональным развитием образования как составляющей социальной сферы в регионе через целенаправленное воздействие со стороны государства и органов, которым делегированы соответствующие полномочия в сфере управления образованием. Особую значимость предоставлено государственному управлению в региональной системе образования с целью обеспечения ее устойчивого, сбалансированного гуманистически ориентированного развития, включая создание или совершенствование необходимой нормативно-правовой базы, институционального, информационного, кадрового обеспечения на основе использования потенциала стратегического управления, программно-целевых методов и соответствующего финансово-экономического инструментария.
Обратимся также к проблематике гармоничного сочетания элементов государственного и общественного управления, нашла отражение в научных исследованиях по политологии и философии образования. Это, в частности, работы А. Матвийчука «Общественные организации как фактор становления гражданского общества» (2008 г.), В. Гончара «Корпоративизм как модель взаимодействия государства и гражданского общества» (2009 г.), А. Рябеки «Организации гражданского общества и их роль в функционировании государственного управления: политологический анализ »(2011 г.), М. Грищук« Местное самоуправление в Украине: политико-правовые аспекты становления и развития на современном этапе »(2007 г.), М. Яцейко« Демократизация как закономерность модернизации образования в контексте гл бализации »(2009 г.), С. Сообщник« Социальный контроль как фактор развития общества: социально-философский анализ » (2006 г.).
Так В. Гончар обратил внимание на возможности предсказания в эпоху постиндустриального общества изменения модальности корпоративизма: путем сближения государства и гражданского общества, их постепенной конвергенции. Корпоративизм в этом контексте определяется как тип «социального включения» личности в общественно-политические, экономические процессы. Ученый доказывает, что в институциональном аспекте речь идет о «мультиполярный корпоративизм», который сочетает в себе черты плюралистической и корпоративной модели, предусматривает активизацию разного рода социальных институтов - функциональных ассоциаций, то есть профессиональных, секторальных групп по интересам, ориентированными на самостоятельное решение проблемы экономического, политической и культурной жизни.